Реферат по предмету "Педагогика"


Вопросы и ответы к зачету по дисциплине "Методы научного исследования"

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
по дисциплине «Методы научного исследования»
для студентов заочного отделения специальности 100103 «СКСиТ»
(ответысм. НИЖЕ!)

1. Покажите двоякую роль метода в туристике и социально-культурном сервисе.
2. Назовите общие принципы научной деятельности.
3. Чем обусловливается применение того или иного метода в научном исследовании?
4. Охарактеризуйте общенаучный метод исследования.
5. Дайте понятие метода научной абстракции.
6. Опишите особенности метода анализа и синтеза.
7. В чем заключается особенности применения метода индукции и дедукции?
8. Почему необходимо применение исторического метода?
9. Когда необходимо применение метода от простого к сложному?
10. Дайте определение методу формализации.
11. Что понимают под методом аналогии?
12. В чем различие и сходство понятий «проблема» и «проблемнаяситуация»?  
13. Дайте определение объекта исследования.
14. Опишите процедуру предварительного анализа объекта исследования.
15. Дайте определение предмета исследования.
16. Опишите порядок предварительного анализа предмета исследования.
17. В чем заключаются сложности определения целей исследования?
18. Каковы особенности определения задач исследования?
19. Выявите соотнесение гипотезы и целей и задач исследования.
20. Обоснуйте необходимость вычленения основных понятий в процессеисследования.
21. В чем заключается интерпретация основных понятий?
22. Какой вид операционализации является основным в исследовании и почему?
23. Каковы особенности опросных методов в социально-культурном сервисе и туризме?
24. Приведите классификацию вопросов анкет.
25. Как используется метод наблюдения в исследованиях социально-культурнойсферы?
26. Опишите процедуру проведения контент-анализа.
27. Какие документы и литературные источники могут служить основой для проведенияисследования социально-культурной сферы?
28. Опишите этапы научного исследования.
29. В чем заключается особенности методики изложения научного текста.
30. Приведите примеры особенностей стилистики научного текста.



Рекомендуемая литература:
Г.И. Рузавин «Методы научныхисследований» изд-во «Мысль», М., 1974 г.
И.Д. Ковальчено «МНИ»
Ю.В. Сачков «Научный метод:вопросы его структуры», 1983 г. №2, стр. 41
Вопрос №1. Покажите двоякую рольметода в туристике.
     Метод в переводе с греческого означает«путь (к чему-либо)» или способ достижения цели.
Вопрос №2. Назовите  общие принципы научной деятельности.
Основныепринципы:
o                 Присамостоятельном выборе темы исследования определись, действительно ли это тебеинтересно. Не торопись с окончательной формулировкой темы. Возможны коррективыпо ходу работы.
o                 Поставь себецель. Определи задачи для достижения цели и средства для выполнения этих задач(инструменты, техническое и материальное обеспечение, источники информации).Ответь на вопросы «Что есть? Что надо? Где взять?» Установи окончательный сроки этапы действий.
o                 Хорошо работать впаре с надежным и заинтересованным товарищем. Это позволяет рациональнораспределить обязанности. Не менее важен выбор научного руководителя (если онне назначаем). Чаще советуйся.
o                 Заведи отдельнуюрабочую папку, включающую черновые записи, протоколы экспериментов, замечания исоображения по ходу выполнения работы. Собирай информацию для дальнейшейобработки. Отличай «факты» и «комментарии».
o                 Никогда не выдавайчужие идеи за свои. При любой научной работе используется опыт раннихисследований. Поэтому существует общепринятая практика цитирования и ссылок. Неигнорируй, но и не копируй чужой опыт. Исследование может не быть гениальным,но должно отличаться некоторой новизной подхода и/или результатов.
o                 Подводя итогиработы, сделай выводы. Отрицательный результат эксперимента – тоже результат.Поделись причинами промахов с последователями и коллегами. Конкурируй в меру.
o                 Не забывайблагодарить за помощь, содействие, добрый совет. Всегда откликайся сам напросьбу о помощи и поддержке. Поверь – это несложно, приятно и полезно – простопомогать людям
Основные этические принципы научной деятельности,которые признаются большинством ученых, следующие:
а) самоценность истины;
б) ориентированность на новизну научного знания;
в) свобода научного творчества;
г) открытость научных результатов;
д) организованный скептицизм.
     Принцип самоценностиистины, или универсализм, подразумевает ориентацию исследователяи научной деятельности на поиск объективного знания,а не на личные, групповые, корпоративные или национальныеинтересы. Наука живет знанием, а не верой.
Из данного принципа следует одноиз обязательных условий научной деятельности: условие точногособлюдения правил получения, отбора, обработки и публикации данных,действующих в конкретной научной дисциплине.
     Новизнанаучного знания.Наука существуеттолько развиваясь, а развивается она непрерывным приращениеми обновлением знания.
Необходимость получения новых фактов и созданияновых гипотез обуславливает обязательную информированность исследователяо ранее полученных в этой области науки знаниях.
     Свободанаучного творчества — идеальный,но не всегда реализуемый принцип научной деятельности. Для науки нети не должно быть запретных тем, и определение предметаисследований есть выбор самого ученого.
     Всеобщность, или открытость научных достижений.На результаты фундаментальных научных исследований (не путатьс изобретениями) не существует права интеллектуальной собственности,ибо они принадлежат всему человечеству.
     Организованныйскептицизм, или исходный критицизм. Принцип, который подразумевает открытостьдля сомнений по поводу любых результатов научной деятельности, как своихсобственных, так и публикуемых другими учеными. Это правило требуетосмысления неявных предположений, принимаемых в качестве аксиом;бдительного отношения к попыткам принять желаемое за действительное,вызванным личной заинтересованностью или причинами этического характера;осторожного отношения к вероятности неверного истолкования результатов.
     Нарушениенаучной этики имеет место, когда в научно значимом контексте намеренно илив результате крайней небрежности делается ложное заявление, в случаенарушения авторства или нанесения иного ущерба научной работе других лиц».
http://www.rseu.ru/Academy/Archives/169/normi.htm
     ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Следующие нормыдолжны соблюдаться в качестве общих принципов проведения исследований:
     а) Нормы, регулирующие повседневнуюнаучную деятельность:
     — точное соблюдение правил получения иотбора данных, действующих в конкретной научной дисциплине;
     — надежная организация защиты и храненияпервичных данных; ясное и полное документирование всех важных результатов;
     — правило «систематическогоскептицизма»: открытость для сомнений, даже по поводу своих собственныхрезультатов и результатов работы своего коллектива;
     — осмысление неявных, аксиоматичныхпредположений; бдительное отношение к попыткам принять желаемое задействительное, вызванным личной заинтересованностью или даже причинамиэтического характера; осторожное отношение к вероятности неверного истолкованияв результате методически ограниченной возможности установления объектаисследований (сверхгенерализация, чрезмерное обобщение).
     б) Нормы, регулирующие отношения междуколлегами и сотрудничество:
     — обязательство не препятствовать научнойработе конкурентов, путем, например, задержки отзывов или передачи третьемулицу научных результатов, полученных при условии соблюдения конфиденциальности;
     — активное содействие научному ростумолодых ученых;
     — открытость для критики и сомнений,выражаемых другими учеными и коллегами по работе;
     — внимательная, объективная инепредубежденная оценка работы коллег; непредвзятое отношение.
     в) Нормы, регулирующие публикациюрезультатов:
     — обязательная публикация результатовработы, выполняемой за счет государственного финансирования (принципобщедоступности результатов фундаментальных исследований);
     — соответствующее представлениенеподтвержденных гипотез и признание ошибок (принцип научной культуры,допускающий возможность ошибки в науке);
     — честное признание заслуг идолжная оценка вклада предшественников, конкурентов и коллег (принцип признаниязаслуг).
Вопрос №3. Чем обусловливается применение того или иного метода внаучном исследовании?
 
     В своем процессуальном осуществлении исследованиеможет быть построено по-разному. Оно может начинаться с разработки цели ипоследовательно проводиться до достижения определенного результата, проходяэтапы гипотезы или концепции, предварительных рекомендаций или только лишьподготовительных работ. Процесс исследования — это последовательность этаповего осуществления, комбинация и последовательность различных операций ипроцедур, выбор и сочетание приоритетов.
     Современная наука имеет обширный и богатыйарсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависитот того по каким критериям мы выбираем методы для проведения того иликонкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.
     Выбор методов исследования и комбинаторноеих использование являются системным представлением о всей совокупностиобщенаучных методов исследования.
     Первым шагом в понимании системы общенаучных методов исследованияявляется классификация методов, позволяющая упорядочить представление об ихсвязях и особенностях.
     Всюсовокупность методов исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований. Эмпирические методыпостроены на практической деятельности, осмысление которой дает нампредставление о сути и особенностях событий и ситуаций. В эмпирических методахсуществуют две группы — методы наблюдений и методы эксперимента. Первая группахарактеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события иситуации, вторая предполагает создание ситуаций, для изучения особенностейповедения системы — особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но вэкспериментальных условиях, а иногда и экстремальных, они проявляются в полноймере.
     Методынаблюдений могут быть разделены на методы прямого и косвенного наблюдения.Прямое наблюдение — это наблюдение в реальном масштабе времени и на основенепосредственного общения или прямых коммуникаций. Косвенное наблюдение — этонаблюдение основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях идифференциации временного режима (выбор специальных отрезков времени).
     Мыслительно-логическиеметоды представляют собой использование интеллектуальных операций дедукцииили индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации. Особым видомтакого использования этих операций являются методы мыслительного эксперимента,который построен на мыслительном моделировании объекта исследования иустановлении характера его поведения. при изменении каких — либо параметров илиусловий функционирования. При этом эффект этих методов управления значительноповышается если они сочетаются с имитационным моделированием с помощьюкомпьютера и проигрыванием вариантов поведения объекта.
     Мыслительно-логические методы исследованияв значительной своей части построены на использовании приемов формальнойлогики, которыми исследователь должен владеть в полной мере. Поэтому кмыслительно-логическим методам исследования можно отнести и методыклассификации и построения типологии, методы доказательства и конструированиягипотез. метрологические методы ( методы оценок).
     В практике исследований большую рольиграет также признание и понимание выводов и рекомендаций, сделанных илиразработанных исследователем. Поэтому к арсеналу методов исследования надотакже отнести методы научного обсуждения и научной полемики. Многиеисследовательские проекты и рекомендации возникали в результате успешнопостроенного и поставленного обсуждения проблем, научной полемики.
     Это общая схема системы общенаучныхметодов исследований. Но некоторые из них требуют дополнительного объяснения иконкретизации.
Вопрос №4. Охарактеризуйте общенаучный метод исследования.
     Общенаучный метод исследования,разработанный в теории систем, при котором изучаемый объект рассматривается какединое целое. Метод решения сложных управленческих проблем, когда учитываютсявзаимосвязи между проблемой в целом и отдельными ее элементами, а также влияниеожидаемого результата на все взаимосвязанные части системы. Концепция управления, прикоторой организациярассматривается как открытая система, взаимодействующая с окружающей средой.
     Основноевнимание уделяется взаимодействию между элементами системы, врезультате которого образуется синергический эффект, атакже системы с внешней средой.
     Отличие между общенаучными и специальнымиметодами заключается в сфере применения – общей у общенаучных, ограниченной – успециальных. Общенаучные методы:
     — чувственно-рациональные методы(наблюдение, описание, сравнение, эксперимент);
     — математические методы (измерение,вычисление, математическое моделирование);
     — кибернетические методы.
     Остановимсякратко на характеристике некоторых общенаучных методов исследования. Обратимсяпрежде всего к методам, которые находят применение на эмпирическом уровненаучного познания — к наблюдению и эксперименту.
     Наблюдение- это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов безпрямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.
     Основныетребования к научному наблюдению следующие:
      1)однозначность цели, замысла;
     2)системность в методах наблюдения;
     3)объективность;
     4)возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощьюэксперимента.
     Наблюдение используется, какправило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либоневозможно.
     Наблюдениев современной науке связано с широким использованием приборов, которые,во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма соценки наблюдаемых явлений.
     Важноеместо в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения.Измерение — есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой,принятой за эталон.
     Посколькурезультаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков,кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющейисследования является интерпретация полученных данных.
     Особойсложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты вомногом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям. Всоциологии и психологии различают простое и соучаствующее (включенное)наблюдение. Психологи наряду с этим используют и метод интроспекциисамонаблюдения).
     1Эксперимент0 в отличие от наблюдения — это метод познания, при котором явления изучаются вконтролируемых и управляемых условиях.
     Эксперимент,как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющихпостановку задачи и интерпретацию результатов.
     Преимуществаэксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, чтооказывается возможным изучать явление, так сказать, в «чистом виде»,во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, самэксперимент может многократно повторяться.
     Различаютнесколько видов эксперимента
     1.Простейший вид эксперимента — качественный, устанавливающий наличие илиотсутствие предлагаемых теорией явлений.
     2.Вторым, более сложным видом является измерительный или количественныйэксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (илисвойств) предмета, процесса.
     3. Особой разновидностью эксперимента вфундаментальных науках является мысленный эксперимент.
     4.Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент,осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизацииуправления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыминормами.
     Наблюдениеи эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в наукепонимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты — фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу длявыдвижения гипотез и создания теорий.
     Обозначимнекоторые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Этопрежде всего анализ и синтез. Анализ — процесс мысленного, а нередко иреального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства,отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез — этосоединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.
     Значительнаяроль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции(от лат. inductio — наведение), особому виду обобщения данных опыта. Прииндукции мысль исследователя движется от частного ( частных факторов) к общему.Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Противоположностьюиндукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие отиндукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется натеоретическом уровне познания.
     Процессиндукции связан с такой операцией, как сравнение — установление сходства иразличия объектов, явлений. Индукция, сравнение, анализ и синтез подготавливаютпочву для выработки классификаций — объединения различных понятий исоответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установлениясвязей между объектами и классами объектов. Примеры классификаций — таблицаМенделеева, классификации животных, растений и т.д. Классификациипредставляются в виде схем, таблиц, используемых для ориентировки вмногообразии понятий или соответствующих объектов.
Вопрос №5. Дайте понятие метода научной абстракции.
     Абстрагирование — способностьотвлечься от всей совокупности факторов и сосредоточить внимание на каком-либоодном вопросе.
     Методологию нельзя смешивать с методами –инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения ихв системе экономических категорий и законов.
     Теоретическая экономика использует широкийспектр методов научного познания.
     Одним из таких методов при изучениихозяйственных явлений является метод научной абстракции. Исследовательотвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в нихсущественно и постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, какпроизводство вообще, потребности, распределение, обмен и др. При помощиабстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономическихявлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или
менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.
     Логические понятия, отражающее наиболееобщие и существенные стороны хозяйственной жизни общества, называютсяэкономическими категориями. Такими категориями (в экономике) являются,например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, прибыль, заработнаяплата и многие другие.
     Методнаучной абстракции заключается в выделении наиболее важных, существенныхявлений и мысленном отвлечении от второстепенных деталей. Этот метод позволяетрасчленять объект исследования и анализировать основные взаимосвязи в «чистом»виде. Метод научных абстракций лежит в основе любого (в том числематематического) моделирования экономических процессов.
     Метод научных абстракций, или абстрагирование, — это особый мыслительный прием, позволяющийформулировать те или иные отвлеченные понятия — так называемые абстракции, иликатегории. Люди в своей повседневности используют великое множестворазнообразных абстракций на каждом шагу, даже не задумываясь об этом.
     Метод научных абстракции, предполагающийотказ от анализа поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытияего внутренних, существенных, устойчивых и всеобщих связей, выявлениядействительной тенденции движения.  Результатомприменения этого метода становится «выведение» (обоснование) экономическихкатегорий. Абстракция позволяет отразить в идеальной форме содержание, котороеуже заложено в изучаемых явлениях. Чем более содержательные и емкие абстракции(в виде категорий, дефиниций, понятий) вырабатывает экономическая теория, темполнее и точнее они отражают действительность, тем эффективнее их использованиекак инструмента познания.
     Не менее важным аспектом данного методапознания выступает необходимость селективного рассмотрения экономическихявлений или процессов под определенным углом зрения при одновременномигнорировании всех других свойств. Так, при исследовании структурыобщественного способа производства производительные силы рассматриваются вкачестве его вещественного содержания, производственные отношения — в качествеобщественной формы, а технико-технологическая сторона производительных сил(технологический строй производства) в этом случае опускается.
     Чтобы абстракция была научной, необходимоопределить границы абстрагирования, доказать, что рассмотрение экономическогоявления или процесса в определенном аспекте или под определенным углом зренияне изменяет их внутренней сущности, законы развития и функционирования.
Вопрос №6. Опишите особенности метода анализа и синтеза.
     Анализ — логический методрасчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них вотдельности.
     Синтез — объединение всех данных,полученных в результате анализа. Синтез не простое суммирование результатованализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей междуэлементами анализируемого целого.
     Методы анализа и синтезапредполагают изучение социально-экономических явлений как по частям — этоанализ (от греческого analysis — разложение, расчленение), так и в целом — синтез (от греческого synthesis — соединение, сочетание, составление).Например, сопоставление показателей работы отдельных подразделений — этоанализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всейпромышленности – синтез.
     Анализ как метод познания представляетмысленное или практическое (материальное) расчленение целостного предмета насоставляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и их последующееисследование, реализуемое относительно независимо от целого. Анализ даетвозможность выделить существенные и несущественные стороны и связи явления,определить каждое из качеств (свойств) с точки зрения значения и роли врассматриваемом едином целом, таким образом отделить общее от единичного,необходимое от случайного, главное от второстепенного.
     Анализ – лишь начало процесса познания,поскольку знание о предмете в целом не является простой суммой знаний оботдельных ее частях. Отдельные части в предмете взаимообусловлены, и пролитьсвет на эту взаимообусловленность дает противоположный анализу диалектическийметод познания – синтез. При синтезе мысленно или практически соединяютранее выделенные элементы (признаки, свойства, отношения) предмета в единоецелое с учетом знания, полученного в процессе их исследования относительнонезависимо от целого.
     Методы анализа и синтеза в научномисследовании являются взаимосвязанными. Глубина изучения объектов исследованияс их помощью зависит от поставленных задач. В практике принято выделять дванаправления их использования: прямой (или эмпирический) и возвратный (илиэлементарно-теоретический). Первый вид применяется на стадии предварительногоознакомления с объектом исследования, а второй — как инструмент дляформулирования новых научных положений или обобщения конечных результатов.Очевидно, что в первом случае представление об объекте получаетсяповерхностным, а во втором – глубинным, проникающим в суть явлений изакономерностей. С помощью анализа устанавливаются новые истины, отыскиваютсяновые идеи, тогда как с помощью синтеза реализуется обоснование этих истин,идей.
     На практике выделяют разновидность этогометода — структурно-генетического анализа и синтеза, позволяющего установитьпричинно-следственные связи между отдельными характеристиками объекта. Ониспользуется при изучении сложных по составу объектов. Суть его состоит в том,что объект исследований расчленяется на отдельные элементы, выделяют главные изних, изучают их и устанавливают связи с другими менее значимыми.
     Получение новых знаний, независимо оттого, опытным или теоретическим путем оно осуществляется, невозможно безразличных типов умозаключений.
Вопрос №7. В чем закл. особенности применения метода индукции идедукции?
     Индукция — процесс движения мыслиот частного к общему, от ряда факторов к закону. Индуктивный прием обычноиспользуется в тех случаях, когда на основе частного факта можно сделать вывод,установить взаимосвязь между отдельными явлениями и каким-либо законом.
     Дедукция — это процессдвижения мысли от общего к единичному, от закона к отдельным его проявлениям.
http://monax.ru/economy/00001510_1.html
     Индукция и дедукция являютсобой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения.Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу — это индукция (отлатинского inductio — наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, повыражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратномнаправлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (отлатинского deductio — выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукциивытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличение роста цен намолоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране(индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывестиотдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту(дедукция).
     Логическими методами мышления, движущимисяот известного к неизвестному, являются индукция и дедукция. Индукция — метод познания (умозаключение), когда на основе частных посылок делаетсяобобщение (общий вывод, правило, положение), когда на основе эмпирическихданных формируются теоретические знания. Этот метод, прокладывая мостик связитеории с экспериментом, является источником новых идей и гипотез.Противоположный ему метод дедукции — это познание (способ рассуждения),состоящие в выведении заключений частного характера из общих посылок. Ценностьэтого метода велика при научном обосновании положений, недоступныхнепосредственному восприятию. «Обобщая накапливаемый эмпирический материал,индукция подготавливает почву для выдвижения предположений о причинеисследуемых явлений, а дедукция, теоретически обосновывая полученныеиндуктивным путем выводы, снимает их гипотетический характер и превращает вдостоверное знание.
Вопрос №8. Почему необходимо применение исторического метода?
     Исторический и логический методы(или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучениесоциально-экономических процессов в их исторической последовательностисопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целоми общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода иособенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах — этоисторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики всоцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.)- подход логический.
Вопрос №9. Когда необходимо применение метода от простого ксложному?
Вопрос №10. Дайте определение методу формализации.
     В основе формализации лежитпредставление и изучение какой-либо содержательной области знания (научнойтеории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщеннойзнаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ееструктуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций сознаками.
     Под формализацией понимаетсяособый подход в науч­ном познании, который заключается в использовании спе­циальнойсимволики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержанияописывающих их теоре­тических положений и оперировать вместо этого некоторыммножеством символом (знаков).
     Для построения любой формальной системынеобхо­димо:
а)задание алфавита, т. е. определенного набора знаков;
б)задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут бытьполучены «слова», «формулы»;
в)задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можнопереходить к другим словам и фор­мулам (так называемые правила вывода).
     В результате создается формальная знаковаясистема в виде определенного искусственного языка. Важным досто­инством этойсистемы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либообъекта чисто формаль­ным путем (оперирование знаками) без непосредственногообращения к этому объекту.
     Другое достоинство формализации состоит вобеспечении краткости и четкости записи научной информации, что от­крываетбольшие возможности для оперирования ею.
     Математические описания различныхобъектов, процес­сов являются ярким примером формализации. При этомиспользуемая математическая символика не только помога­ет закрепить ужеимеющиеся знания об исследуемых объек­тах, явлениях, но и выступает своего родаинструментом в процессе дальнейшего их познания.
     Но расширяющееся использованиеформализации как метода теоретического познания связано не только с развитиемматематики. В химии, например, соответствующая химическая символика вместе справилами оперирования ею явилась одним из вариантов формализованного искусст­венногоязыка. Все более важное место метод формализа­ции занимал в логике по мере ееразвития. Труды Лейбница положили начало созданию метода логических исчислений.Последний привел к формированию в середине XIX в. математической логики, котораяво второй половине нашего столетия сыграла важную роль в развитии кибернетики,в появлении электронных вычислительных машин, в реше­нии задач автоматизациипроизводства и т. д.
     Возможность представить те или иныетеоретические положения науки в виде формализованной знаковой систе­мы имеетбольшое значение для познания. Но при этом следует иметь в виду, чтоформализация той или иной теории возможна только при учете ее содержательнойстороны. Толь­ко в этом случае могут быть правильно применены те или иныеформализмы. Голое математическое уравнение еще не представляет физическойтеории, чтобы получить физичес­кую теорию необходимо придать математическимсимволам конкретное эмпирическое содержание.
     Язык современной науки существенноотличается от естественного человеческого языка. Он содержит много специальныхтерминов, выражений, в нем широко исполь­зуются средства формализации, средикоторых централь­ное место принадлежит математической формализации. Исходя изпотребностей науки, создаются различные ис­кусственные языки, предназначенныедля решения тех или иных задач.
     Формализованные искусственные языки необладают гиб­костью и богатством языка естественного. Зато в них отсут­ствуетмногозначность терминов (полисемия), свойственная естественным языкам. Онихарактеризуются точно постро­енным синтаксисом (устанавливающим правила связимеж­ду знаками безотносительно их содержания) и однозначной семантикой(семантические правила формализованного языка вполне однозначно определяютсоотнесен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.