Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание и воспитательный процесс

План.
                                                                                                                                               
Введение     
1.Процессвоспитания.                                                                      
1.1. Содержаниепроцесса воспитания.
1.2. Особенностивоспитательного процесса.
1.3. Воспитательныйпроцесс, как система и              егорольв целостном педагогическом   процессе.
1.4. Личностныйподход к воспитанию.
3.Перевоспитание личности.
3.1.Сущность перевоспитания.
Заключение.
Список использованной литературы.                                           
Введение.
   
    Педагогика– однаиз интереснейших социальных дисциплин, которая дело с самыми широкимисоциальными процессами. Эти процессы наполнены шумом голосов, деянием рукчеловеческих. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели.
    Сталкиваютсяне просто отдельные личности, коллективы – сталкиваются поколения. Поколениявоспитателей и воспитуемых. И даже поколения тех, кто претендует на лидерство впедагогических спорах.
    Педагогиканикогда не может стать монополией ни узких специалистов, ни – тем более –отдельных групп, кланов.
    Современноевоспитание – дело всенародное. Оно должно быть основано на народных традициях,и осуществляться в интересах народа, государства.
    Современноевоспитание – всегда сплав научных знаний о человеке, опыта человеческойкультуры, народной мудрости. Если один из этих компонентов не учитывается,воспитание становится неизбежно ущербным, где зарождаются педагогическиеошибки, которые порождаются усложнением задач воспитания.
Корни надоискать главным образом в недостатках знаний детской психологии, особенностейребенка, его развития, в педагогических заблуждениях и самоуверенности.
Еслиучитель допустит промахи в своих действиях, то может нормальный ребенок превратитьсяв трудновоспитуемого.
И только тогда, когда воспитание будет взаимодействовать в совокупности ссамовоспитанием и перевоспитанием и будет обеспечено положительное психическоеразвитие подростка, трудновоспитуемость будет преодолена.
1.   Процесс воспитания.
1.1. Содержание процессавоспитания.
   Под содержанием воспитания понимают системузнаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычекповедения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями  и задачами. Умственное, физическое, трудовоеи политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостномпедагогическом процессе, и дают возможность достигнутьглавнойцеливоспитания: формирование всесторонне и гармоническиразвитой личности.
   В основе современной идеологии воспитаниялежат идеи:
1.    Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня –разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования.Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Этокультура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда,политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая;художественная и физическая; культура семейных отношений.
2.     Совместнаядеятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов,лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основесобственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работывоспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательномпроцессе.
3.    Самоопределение. Развивающее воспитание предполагаетформирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями,демократическими взглядами и жизненной позицией.
4.    Личностная направленность воспитания. В центре всейвоспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, неформы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашейпедагогической заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитиювысоких духовных потребностей должно стать правилом воспитателя.
5.    Добровольность. Воспитательный процесс, если онорганизован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка,так и учителя. Детей нельзя обязать “воспитываться”. Свободная волявоспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление ксамостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга.Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как  к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.
1.2.Особенности воспитательного процесса.
    В целостном педагогическомпроцессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность,а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его вструктуре более общего процесса формирования личности. Там, где формированиеличности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуютсясознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченномуплану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. В –процесс целенаправленного формирования личности.        Это специально организованное, управляемое и контролируемоевзаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель –формирование личности.
  Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процессцеленаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация,при которой цель воспитателя превращается в цель, близкую и понятнуювоспитаннику.
   Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей исотрудничеством при их достижении.
    Особенностьвоспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя,управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями.Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личностивоспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности,объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешнорешать задачи воспитания. 
Сложность воспитательного процесса:
-        его результаты не так явственно осуществимы и не такбыстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;
-        между педагогическими проявлениями воспитанности иневоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойствличности, где личность подвергается одновременному воздействию множестваразнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но иотрицательный опыт, требующий корректировки;
-        воспитательный процесс очень динамичен, подвижен иизменчив.
1.3.Воспитательный процесс, как система, и его роль в целостном педагогическомпроцессе.
Процесс воспитания — сложная динамичная система.Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая своикомпоненты. Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательнопредусматривает изучение взаимодействия системы со средой, т. к. любая системане может существовать вне определенной среды, она может быть понята только вовзаимодействии.
Необходимозафиксировать участие элементов и систем в процессе, т. е.                              В непрерывном измененииво времени. Поэтому процесс воспитания рассматривается как динамичная система,где определяется как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшегоразвития в будущем.
Критерии выделения и анализа систем в воспитательномпроцессе:
-        цель и задачи;
-        содержание воспитательного процесса;
-        условия протекания воспитательного процесса;
-        взаимодействие воспитателей и воспитанников;
-        методы, применяемые в воспитательном процессе;
-        формы воспитательной деятельности;
-        этапы (стадии) развития процесса во времени и мн. др.
По целевомукритерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, нарешение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной школыпроцесс воспитания направлен на:
-        целостное воспитание личности с учетом целивсестороннего гармонического развития личности;
-        формирование нравственных качеств личности на основеобщечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничностиинтеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
-        приобщение школьников к общественным ценностям вобласти науки, культуры, искусства;
-        воспитание жизненной позиции, соответствующейдемократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
-        развитие склонностей, способностей и интересов личностис учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
-        организацию познавательной деятельности школьников,развивающей индивидуальное и общественное сознание;
-        организацию личностной и социально ценной,многообразной деятельности, стимулирующей образование, обусловленной цельювоспитания качеств личности;
-        развитие важнейшей социальной функции личности –общение в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышение социальнойнапряженности.
Критерий – последовательность этапов, через которыеобязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решениепоставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубиннойзакономерности единства и постепенности воспитательного процесса. ( с.м.Таблицу № 2 ).
Эффективность воспитания зависит:
1.    От сложившихся воспитательных отношений.
2.    От соответствия цели и организации действий,помогающих эту цель достигнуть.
3.    От соответствия социальной практики и характера(направленности, содержания) влияния на воспитанников.
Сам процесс воспитания динамичен. Это выражается в егонепрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательныйпроцесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется взависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится инымв различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тожевоспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие навоспитанников, а в других – самое незначительное.
Диалектика воспитательного процесса раскрывается в егопротиворечиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу,которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутреннихпротиворечий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступаетпротиворечие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями ихудовлетворения. 
Возникающие при этом «рассогласование» побуждаетчеловека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формыповедения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новыекачества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненнойпозиции личности.
Назначение воспитания – правильно сориентироватьформирование  личности, а это возможнолишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненныхпланов и ценностных ориентаций воспитанников.
Внешние противоречия также сильно сказываются нанаправленности и результатах воспитательного процесса. Отмечу сильнообострившееся противоречие содержание информации (исторической, литературной,политической) внесение немалую сумятицу в молодые умы. Противоречие междусловом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатковвоспитания также, как и преобладание словесных методов воспитания иотносительно их обособленности от практического поведения личности.
Особенно внимательно педагогам надо относиться кпротиворечию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагогаобречена на безнадежный формализм.
1.4. Личностный подход.
Психолого-педагогические исследования последних десятилетийпоказали, что первостепенное значение в личностном подходе имеет не столькознания воспитательного возраста и индивидуальных особенностей, сколько учетличностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подходпонимается как опора на личностные качества, которые выражают важные длявоспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации,жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности иповедения.
Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальныеособенности личности  (характер,темперамент, воля и др.), просматриваемые изолированно от названных ведущихкачеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественноголичностно – ориентированного воспитания. Ценностная ориентация, жизненныепланы,  направление личности, безусловно,связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритетглавных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобывоспитатель:
1) постоянноизучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера,взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.
2) имелдиагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важныхличностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки,направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации,жизненные планы и др.
3) постояннопривлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся потрудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитиеличности.
4) своевременновыявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если этипричины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактикувоспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств.
5)  максимально опирался на собственнуюактивность личности
6) сочеталвоспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, формсамовоспитания.
7) развивалсамостоятельность, инициативу, самостоятельность воспитанников, не столькоруководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую  к успеху деятельность.
Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнитьо постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработкеряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы,нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.
Учитывая возросший уровень знаний современныхшкольников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всестороннеразвиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики,искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примеромнравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
3.Перевоспитание личности.
3.1.Сущность перевоспитания.
«Педагогическая энциклопедия» определяетперевоспитание как систему воспитательных воздействий педагогов, направленныхна переделку, «перековку» неправильно сформировавшейся личности воспитанника,на исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам итребованиям общества. Односторонность такой формулировки очевидна: все сведенок исправлению негодной личности; ребенку отводится пассивная функция –изменяться под воздействием воспитателя.
Перваязадача перевоспитания  –  включить подростка в жизнь коллектива.
При этом условии перевоспитание органически входит вобщую систему воспитательной работы школы и начинает плодотворно воздействоватьна поведение и сознание трудного подростка. Причем связь между воспитанием иперевоспитанием построена на прямой и обратной зависимости: воспитание включаетв себя элементы перевоспитания, а перевоспитание опирается на достигнутые ввоспитании результаты. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может бытьвыражена так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса –главное условие и решающий фактор перевоспитания.
В воспитании важную роль играет слово. Вперевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередьпримеры и организация нового опыта поведения.
В перевоспитании существует цепь последовательносвязанных между собой элементов:
-        Анализ положительных и отрицательных свойств характераподростка, исследование его потребностей, отклонений в поведении.
-        Изучение педагогической обстановки, среды окруженияребенка с последующей нейтрализацией или устранением вредных влияний иусилением положительных воздействий окружающей среды. Подростка необходимопоставить в положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешнейсреды.
-        Перестройка отрицательного стереотипа. Переключениесил и способностей на полезные дела, изменение окружающей среды (перевод изшколы в школу, из класса в класс.) Надо, чтобы в результате такой перестройкиподросток не мог проявлять свои недостатки и пороки, чтобы вся его жизньтребовала применения положительных качеств, сил и способностей.
-        Изменение привычного поведения подростка путемвовлечения его в новые виды деятельности. В результате должны усиленноразвиться положительные качества.
-        На базе ускоренного развития положительных качествосуществляется устранение недостатков. Быстрыми темпами должно идти общееразвитие. Пока не будет устранена односторонность развития возможен рецидив.
Сущность перевоспитания заключается не только в борьбес недостатками подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и внормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всегоположительного фонда личности.
Вокруг центрального звена перевоспитания концентрируютсяи все остальные элементы. При изучении личности подростка мы не столько должныотыскивать в нем недостатки, сколько находить то положительное, на базекоторого будет строиться перевоспитание.
Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить внем четыре основные функции:восстановительную, компенсирующую,исправительную и стимулирующую.
Процесс восстановления положительных качеств требуетпостоянного возвращения памяти подростка к тем добрым делам, которые он в своевремя совершал.
Компенсирующая функция перевоспитания призванадополнить восстановительную. У трудного подростка не всегда удаетсявосстановить все его духовные силы.  Необходимость компенсации вытекает из ощущения подростком слабости,  в какой либо области.
Каждый трудный подросток стремиться компенсировать тотили другой недостаток усилением деятельности в той или иной области, которуюлюбит, в которой может добиться быстрых успехов.
При этом осознанно или неосознанно подросток развиваетте качества, которые он считает сильной стороной своей натуры.
Компенсация всегда связана с тремя факторами вперевоспитании: необходимостью изменить свое поведение в новых условиях,желанием добиться успеха в заинтересовавшей подростка деятельности и, наконец,утвердить себя в глазах сверстников как личность, достойную уважения.
Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана свосстановительной и компенсационной. Стимулирование должно помочьактивизировать действия ученика в той области, где проявляются егоположительные качества, осудить отрицательные поступки подростка.
Исправительная функция перевоспитания – наиболееважная среди всех остальных. Сущность исправления состоит в том, чтобы трудныйподросток как можно скорее освободился от груза отрицательных качеств.
При перевоспитании не обойтись без наказания. Ноглавная основа исправления, а  сталобыть, уничтожения недостатков – опора на положительное. Необходимо фиксироватьвнимание ребенка на положительных сторонах его личности, усиливая в нем веру всвои силы и строя свою работу с ним не на подчеркивании того, что не следуетделать, а наоборот, на хороших сторонах характера.
Заключение.
Высшей ценностью любого общества является человек.Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностейи дарований, совершенствовании личных качеств является не только главнейшейцелью, но и непременным условием государства.
В последние годы взгляды на содержание воспитательногопроцесса быстро и радикально меняются.
Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ними школа переживают  трудный периодпостижения объективной истины.
Всеобщее обязательное среднее образование означаетповышение ответственности работников школы и родителей за судьбы тех учеников,которые различным причинам становятся педагогически запущенными. Именно такиешкольники наиболее податливы антиобщественным влияниям, и это чаще всего служитпричиной совершения ими правонарушений.
Гуманизм, оптимизм, интенсификация гармоническогоразвития личности, максимальное использование воспитательных возможностейсоциальной среды, детских объединений, опережающее развитие положительныхкачеств в борьбе с отрицательными – все это составляет общую стратегиювоспитания и перевоспитания.
Методика перевоспитания предполагает создание инакопление социально ценного жизненного опыта путем включения трудногоподростка социально ценную деятельность, в систему ответственных зависимостей вколлективе сверстников, других социально здоровых объединениях детей ивзрослых.
Деятельность есть главныйинструмент перестройки духовного мира личности, коллектив – главноевоспитательное средство в руках педагога.
                Список использованной литературы.
1.    Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 1985г.
2.    Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных  подростков.
— Киев:  Рад. шк, 1986г.
3.    Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник длястудентов педагогических  Вузов в 2хкнигах – М, 1999г.
4.    Раттер М. Помощь трудным детям: Общая редакция А.С.Сливоковской – М: Прогресс, 1987г.
5.    Родгчанин Е.Г, Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель.Педагог.                Об идеалах В.А.Сухомлинского — М: “Педагогика”, 1991г.
6.     СухомлинскийВ.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина – Кишинев: “Лумина”, 1979г.
7. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика.                 — М: “Педагогика”, 1979г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проект создания интернет-учебного пособия
Реферат Проектирование информационно-справочной системы ГОУ НПО ПУ 33
Реферат Применение нейронных сетей для формализации процессов управления Сети Хопфилда
Реферат 2. Международное разделение труда, научно-техническая революция (нтр) и мировое хозяйство >      Система международного разделения труда. Интеграционные процессы в современном мире
Реферат Грозовые разряды
Реферат Інформація щодо діяльності Національної комісії регулювання електроенергетики України (нкре) з 17. 0 200 8 по 21. 03. 200 8
Реферат William
Реферат Проектирование базы данных Больница
Реферат Товароведение и экспертиза пушно-меховых товаров
Реферат Comparative Essay Neuromancer And The Time Machine
Реферат Становление династии Романовых. Особенности российского самодержавия
Реферат Несколько рефератов по Исламу
Реферат Технология ADSL
Реферат Особливості впровадження модульної технології навчання у ВНЗ ІІІ-ІV рівнів акредитації в рамках Болонського процесу
Реферат Экономико-статистический анализ производства молока в ЗАО Новоазовское Азовского района Омской