Реферат по предмету "Педагогика"


Методика организации допрофильной подготовки учащихся II ступени в общеобразовательных учебных заведениях

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ IIСТУПЕНИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Предлагаемые рекомендации разработаны в соответствии сКонцепцией профильного обучения в старшей школе, утвержденной решением коллегииМинистерства образования и науки Украины от 25.09. 2003г. №10/12-2, Концепциейобщего среднего образования (12-летняя школа), утвержденной Постановлениемсовместного заседания коллегии Министерства образования и науки Украины и президиумаАкадемии педагогических наук Украины от 22.11. 2001г. №12/5-2, Планом переходастаршей школы на профильное обучение в Автономной Республике Крым.
Их целью является оказание практической помощи руководителяморганов управления образованием, общеобразовательных учебных заведений поорганизации допрофильной подготовки в классах IIступени.
Допрофильная подготовка является неотъемлемой частьюпрофильного обучения, направлена на реализацию Концепции профильного обучения встаршей школе и представляет собой систему педагогической, психологической,информационной, организационной деятельности, которая содействуетсамоопределению учащихся 8-9-х классов в выборе ими последующих направленийпрофильного обучения, сферы их будущей профессиональной деятельности.
Основными задачами допрофильной подготовки являются:
выявление и развитие склонностей и способностей учащихся,формирование мотивов выбора будущей профессии и накопление практического опытав различных сферах допрофессиональной деятельности, ориентированных на выборпрофиля обучения в старшей школе;
оказание психолого-педагогической помощи в приобретенииучащимися опыта, связанного с профессиональным самоопределением;
формирование способностей принимать решение о выборедальнейшего направления обучения, путей получения профессии.
Подготовку учащихся к выбору профиля обучения условно можноразделить на III этапа:
I этап (обучение в 8-м классе).
Основные составляющие:
Проведение информационно-разъяснительной работы с учащимисяи их родителями (лицами, их заменяющими) о целях и задачах допрофильнойподготовки, потребностях регионального рынка труда, образовательныхвозможностях учебных заведений как региона в целом, так и территориальнодоступной образовательной сети.
Кроме того, целесообразно издание региональныхинформационных материалов, знакомящих учащихся и родителей со спецификой,особенностями профильного обучения в целом и в различных общеобразовательныхучебных заведениях города или района, проведение дней открытых дверей, встреч спреподавателями высших учебных заведений, представителями различных профессий.
Проведение анкетирования учащихся 8-х классов с цельюпредварительной диагностики их образовательных потребностей.
На основании результатов диагностики учащихся в каждомобщеобразовательном учебном заведении выстраиваются индивидуальные моделидопрофильной подготовки, составляются перечни курсов по выбору (образец анкетыдан в приложении1).
Организация углубленного изучения предметов надифференцированной основе в целях формирования у учащихся стойкого интереса кпредмету, развития их способностей.
Углубленное изучение отдельных предметов осуществляетсятолько по программам и учебникам, допущенным Министерством образования и наукиУкраины.
II этап (обучение в 9 классе);
III этап (по окончании 9-го класса).
Основные составляющие:
Проведение анкетирования учащихся 9-х классов вначалеучебного года, целью которого является изучение изменений в образовательныхпотребностях учащихся, внесение своевременных корректив в индивидуальные моделидопрофильной подготовки, в перечень курсов по выбору (образец анкеты дан в приложении2).
Составление индивидуальных предпрофильных карт учащихся 9-хклассов, в которых, как правило, отражаются результаты диагностики, даютсярекомендации по выбору того или иного направления профильного обучения.
Введение курсов по выбору в сочетании с углубленнымизучением отдельных предметов.
При организации курсов по выбору, которые составляютосновное содержание допрофильной подготовки в классах IIступени, руководителям общеобразовательных учебных заведений необходимообратить внимание на следующее:
перечень курсов по выбору необходимо составить по окончанииучащимися 8-го класса на основе ранее проведенной диагностики;
программы курсов по выбору могут быть рассчитаны накратковременный период (четверть, семестр и др.), на их проведение выделяютсячасы из вариативной части рабочих учебных планов;
содержание курсов должно включать не только информацию,расширяющую сведения по учебным предметам, но и формировать интерес у учащихсяк освоению того или иного профиля обучения;
перечень курсов должен быть вариативным, их количество — достаточнымдля возможности реального выбора;
учащиеся должны получить представление о различныхпрофильных направлениях, предоставляемых общеобразовательным учебнымзаведением, и в течение учебного года иметь возможность, в соответствии ссобственными пожеланиями, посетить соответствующие курсы.
Эффективность допрофильной подготовки зависит от рядафакторов, в т. ч. от профориентационной работы, которая способствует принятиюучащимися решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условийдля повышения степени готовности подростков к осознанному социальному,профессиональному и культурному самоопределению.
При организации профориентационной работы вобщеобразовательном учебном заведении возможно созданиепсихолого-педагогической консультации, которая проводит практическую работу по соответствующейдиагностике учащихся II ступени, а именно: анкетирование,тестирование, консультации и т.д. (приложение 3).
К общим вопросам организации работы психолого-педагогическойконсультации относится распределение функциональных обязанностей междуспециалистами (практическим психологом, социальным педагогом,учителями-предметниками, классными руководителями и т.д.) по следующимнаправлениям:
психодиагностике,
психокоррекции,
информационно-разъяснительной работе,
социологическим исследованиям,
консультированию.
При отсутствии в общеобразовательном учебном заведениипсихологической службы необходима совместная деятельность с районным (городским)методическим кабинетом (центром), Центрами профориентации населения исоциальных служб для молодежи.
В качестве дополнительных возможностей для организациидопрофильной подготовки целесообразно:
привлекать к проведению курсов по выбору преподавателей высшихучебных заведений (на основании временных договоров);
использовать ресурсы дополнительного образования дляорганизации работы кружков, клубов и студий в микрорайоне общеобразовательногоучебного заведения, в целях профессиональной ориентации учащихся, их подготовкик возможному выбору профиля обучения, удовлетворения индивидуальныхобразовательных потребностей;
использовать современные информационные и коммуникационныетехнологии в обучении.
Руководителям органов управления образованием,общеобразовательных учебных заведений необходимо использовать в практическойдеятельности проведение мониторинговых исследований качества допрофильнойподготовки, основными объектами которых являются:
уровень учебных достижений учащихся по предметам, которыеизучаются углубленно;
качество и практическая направленность проводимых курсов повыбору;
результативность участия в городских, республиканскихолимпиадах, в МАН, конкурсах;
разработка и защита самостоятельных проектов, творческихработ и т.д.
Результаты мониторинговых исследований учитываются приопределении готовности учащихся 9-х классов к выбору профильного направления встаршей школе, их способности к обучению по избранному профилю обучения.
Ориентировочными критериями готовности учащихся 9-х классовк выбору профильного направления в старшей школе являются:
информационная подготовленность в отношении значимостипрофильного обучения для дальнейшего продолжения образования ипрофессионального самоопределения;
осознанное понимание индивидуальных целей профильногообучения;
наличие собственного опыта усвоения учебного материала,сформированность практических навыков, востребованных в профильном обучении.
Приложение 1
Анкета для учащихся 8-х классов
Дорогой друг!
Предлагаем тебе ответить на вопросы этой анкеты. Это займеттолько несколько минут.
Заполнить анкету несложно. Внимательно прочитай каждый вопроси обозначай кружочком тот вариант ответа, который тебе больше подходит.
Обрати внимание: этот опрос не является проверкой твоихзнаний. В анкете не следует указывать твою фамилию и имя.
Благодарим тебя за ответы на вопросы.
1. Какие курсы по выбору ты бы хотел изучить?
Отметь в анкете все названия выбранных курсов.
(Предлагается примерный перечень курсов по выбору)
2. Готов ли ты для изучения курсов по выбору посещать другиеобщеобразовательные учебные заведения? Укажи нужный ответ.
2.1. Да, если курс мне интересен.
2.2. Да, но если это недалеко от дома.
2.3. Да, но только в той школе, где я смогу затем получитьпрофильную подготовку.
2.4. Да, если не будет никаких других возможностей.
2.5. Нет, предпочитаю учиться только в своей школе
3. Какая методика изучения курсов по выбору была бы для тебянаиболее желательна?
3.1. Уроки, традиционные учебные занятия.
3.2. Подготовка и защита проектов, рефератов, курсовых работи т.д.
3.3. Проведение исследований, опытов, экспериментов.
3.4. Обучение практической деятельности на предприятиях и вразличных организациях.
3.5. Индивидуальные консультации с учителями, психологом.
3.6. Тренинги.
3.7. Укажи свой вариант.
4. Предполагаемое профильное направление. Отметь всевозможные варианты.
(Предлагается перечень профильных направлений).
Приложение 2
Анкеты для учащихся 9-х классов
«Круг интересов»
Дорогой друг!
Предлагаем тебе ответить на вопросы этой анкеты. Это займеттолько несколько минут.
Заполнить анкету несложно. Внимательно прочитай каждыйвопрос и выбери тот вариант ответа, который тебе больше подходит.
Обрати внимание: этот опрос не является проверкой твоихзнаний.
Благодарим тебя за ответы на вопросы.
Дата заполнения анкеты ________________________________________
Класс: _______________________________________________________________
1. Назови одну из профессий в каждой из таких сфер:
профессия, в которой объектом труда являютсялюди____________________;
профессия, в которой объектом труда является природа__________________;
профессия, в которой объектом труда является знаковаясистема___________________;
профессия, в которой объектом труда являетсятехника___________________;
профессия, в которой объектом труда является художественныйобраз_____________________.
Представь, что ты имеешь наилучшие условия для выбора профессиив какой-нибудь из перечисленных сфер. Какую сферу из пункта 1 ты бы выбрал? Обведисоответствующий пункт.
Назови учебные предметы (2-3), знания которых необходимы дляуспешного овладения профессией, которую ты хотел бы выбрать? ___________________________
Если у тебя уже есть решение окончательного выборасоответствующей профессии, то насколько это решение окончательное? Оцени попятибалльной шкале:
не определился
определился окончательно
Есть ли у тебя родственники или друзья, которые работают повыбранной тобой профессии?
да
нет
Есть ли у тебя друзья, которые твердо решили выбрать ту жепрофессию, что и ты?
да
нет
Какую профессию ты решил выбрать? ____________________________
Что привлекает тебя в в ней? Обведи соответствующий пункт илисделай дополнительную запись:
условия труда;
процесс трудовой деятельности;
высокая заработная плата;
интенсивный труд, новые впечатления;
спокойный труд;
повышенная ответственность;
самостоятельное принятие решений;
возникновение сложных или даже небезопасных ситуаций;
контакт с людьми;
возможность творческой деятельности;
частые командировки, поездки;
возможность что-нибудь сделать своими руками;
труд на свежем воздухе;
самостоятельность в работе;
перспективность (профессиональный рост, повышение по службе);
приближенность к месту проживания.
«Изучение профессиональных намерений»
Ф.И. О: _____________________________________________________
Дата заполнения анкеты _______________________________________
Класс: _______________________________________________________________
Профессия родителей: _________________________________________
(при необходимости изучить степень влияния родителей навыбор учащихся).
Отвечая на тесты, подчеркни, что, на твой взгляд, являетсяправильным лично для тебя, допиши то, чего не хватает:
Из отраслей знаний меня интересует больше всего:
естественно-научная;
общественно-научная;
техническая;
искусство;
нет соответствующих интересов.
2. В свободное время люблю заниматься:
чтением;
рисованием;
вязанием;
шитьем;
моделированием;
музыкой;
математикой.
3. После уроков в школе посещаю:
спецкурсы;
факультативы;
спортивные секции;
секции МАН;
кружок кройки и шитья;
художественный музей;
подготовительные курсы при институтах.
После окончания школы хотел (ла) бы выбрать профессию__________________________________________________________________
Она мне очень нравится, потому что __________________________________________________________________
6. После окончания 9-го класса собираюсь продолжить обучениев __________________________ (профессионально-техническом училище, техникуме(колледже), профильном (общеобразовательном) классе.
Приложение 3
Перечень психодиагностических методик для изученияпрофессиональной направленности и определения личностной характеристикиучащихся с целью комплектования профильных классов, определения курсов повыбору, спецкурсов, факультативов. *
(для практических психологов)
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО).
Карта интересов.
Самооценка и уровень притязаний.
Построение личностного профиля (16-факторный опросник).
Исследование познавательных интересов в связи с задачамипрофориентации.
Оценка коммуникативных и организаторских склонностей впроцессе первичной профконсультации.
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
Карта самооценивания склонностей.
Тест Равенна.
Методика определения лингвистической компетентностиАндреевской.
Методика ТИП.
Тесты на вербально-логическое мышление.
«Корректурная проба».
Шкала самооценивания личностной тревожности Спилбергера.
Диагностика состояния агрессии у подростков Баса-Дарки.
Диагностика межличностных отношений Т. Лири.
Социометрические диагностики.
Методика экспресс-диагностики характерологическихособенностей (опросник Айзенка).
Методика незаконченных предложений.
Тесты на выявление типа акцентуаций (опросникЛеонгарда-Шмишека, МПДО, ПДО).
Определение свойств нервной системы по психомоторнымпоказателям (темпинг-тест).
Диагностика интеллекта по Векслеру.
Тест механической понятливости.
Методика диагностики личности с помощью психогеометрическоготеста С. Деллингер.
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы попсихомоторным показателям Е.П. Ильина.
Методика экспресс-диагностики характерологическихособенностей личности Т.В. Мотолина.
Методика диагностики типа поведенческой активности Л.И. Вассерманаи Н.В. Гуменюка.
Методика определения нервно-психической неустойчивости,риска дезадаптации в стрессе (прогноз).
МНЛ-АМ А.Г. Маклакова и С.В. Чернянина. Система«Человек-человек».
Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.
КОС-2.
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональныхконтактов В.В. Бойко.
Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоуи Д. Крауна.
Методика «Ценностной ориентации» М. Рокича.
Методика диагностики социально-психологических установокличности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
Методика «Определение предпочтительного типа будущейпрофессии» Е.А. Климова.
Анкета выявления интересов учащихся (Е.И. Сибиль,модификация методики Голомштока).
Мотивационный тест Хекхаузена.
Индивидуально-типологический опросник Собчик.
Диагностика интеллекта по Кеттеллу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.