ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
I. Организациясамостоятельной работы учащихся
1. Анализ подходов к определению понятия «самостоятельнаяработа»
2. Виды самостоятельных работ учащихся
3. Цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся
4. Технология организации самостоятельной работы учащихся
II. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующихформированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на урокахматематики
1. Констатирующий этап
2. Формирующий этап
3. Контрольный этап
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современнаяпедагогическая наука приоритетным направлением развития школы определяетгуманистический подход в организации процесса обучения. Ведущим принципомгуманистической модели учебного процесса является развитие личности школьника.Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностьюсамостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практическойдеятельности. Существующая сегодня система общего образования не носит ещеподлинно гуманистический характер. В связи с этим не в полной мере школаспособствует развитию и саморазвитию учащихся, готовит к творческому выполнениювсех функций в новом обществе.
Среди факторов,способствующих формированию творческой активности учащихся, одно из ведущихмест занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическаясамостоятельная работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработатьи закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.
Актуальностьисследования.
Ведущим принципомпостроения современной образовательной системы является дифференциацияобразования, ставшая средством решения задачи удовлетворения интересов,склонностей и потребностей учащихся, стимулом развития их творческойактивности. В последнее время отмечается тенденция увеличения числа школ иклассов гуманитарного направления. В этих условиях имеет место ослаблениеинтереса учащихся к предметам математического цикла.
Поэтому главным принципомработы учителя математики является организация деятельности школьников,направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и наразвитие самостоятельности и творческой активности учащихся.
Значительный вклад вразвитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессеобучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П.,Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. идр.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., ДавыдовВ.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., РубинштейнС.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Эти исследования показали, что одним изэффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихсяявляется самостоятельная работа.
Дрозина В.В.сформулировала основные положения теории и практики организации творческойсамостоятельной деятельности учащихся. Сущность понятия «самостоятельнаяработа», цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельнойработы, формы и методы ее организации в процессе обучения полно и глубокопроанализированы в исследованиях: Гарунова М.Г., Королькова Б.Е., НильсонаО.А., Орловского В.Г., Пидкасистого П.И., Цукаря А.Я., Чиканцевой Н.И. и др.
Актуальность даннойпроблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзяпередать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процессвключает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознаниеи принятие этих умений и понятий. Данная проблема актуальна для современнойшколы, потому что она ещё не достаточно разработана, не изучена до конца.
Ребенок, в первый разпереступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своейдеятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать ихосуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью,следовательно, эта проблема актуальна и для общества в целом.
В процессе обученияматематике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочныезнания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развиватьсамостоятельность и активность мышления учащихся.
Самостоятельная работа — это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательностьмышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят иопределяются самим учеником. Присутствие самостоятельной работы необходимо науроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю,воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю науроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников,самостоятельное рассуждение, умозаключение.
Самостоятельная работа — это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся.Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общимиприемами самостоятельной работы как представление цели работы ее выполнение,проверка, исправление ошибок.
Проблема исследования.
Проблема исследования обусловленапротиворечиями:
— между обязательнымуровнем математической подготовки, зафиксированным в программе по математике ине способностью учащегося достичь определенного достаточно высокого уровнясамостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями,добывать новое в процессе решения математических задач.
— между отсутствием вметодике математики обобщенного подхода и рекомендаций по организации системысамостоятельных работ и программой, предусмотренной для изучения математики;
— между минимальнымуровнем обязательных требований к учащимся и стремлением к более полномураскрытию математических способностей школьников.
Тема исследования.
Организациясамостоятельной работы учащихся на уроках математики как педагогическаяпроблема.
Объект исследования.
Самостоятельнаядеятельность школьника на уроках математики.
Предмет исследования.
Условия реализациисамостоятельной деятельности школьника на уроках математики.
Цель исследования.
Теоретически выявить ипутем опытно-эксперементальной работы проверить комплекс условий формирующихсамостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроках математики.
Гипотеза исследования.
Реализациясамостоятельной деятельности учащихся на уроках математики будет болееэффективна при организации следующих педагогических условий:
- прививать школьникамнавыки выполнения самостоятельной работы;
- использовать на урокахразличные виды самостоятельной работы.
Тогда у детейвырабатывается самостоятельность и развивается мышление, они стремятсявыполнять более трудные задания.
Задачи исследования.
1. Определитьуровень сформированности навыков самостоятельной работы на уроках математики.
2. Определитьсистему упражнений по формированию навыков самостоятельной работы у учащихсяпри изучении математики.
3. Выявитьразвитость у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности.
4. Исследоватьстепень самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формировании своегомировоззрения.
5. Исследоватьспособность учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении ипрактической деятельности.
Методы исследования.
- Наблюдение, интервьюированиеучеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся;
- Сравнение, изучениедокументации;
- Организация ипроведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы;
- Теоретический анализпедагогической и психологической литературы по проблеме исследования.
Практическаязначимость исследования заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут бытьиспользованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
I.Организация самостоятельной работыучащихся
1. Анализ подходов копределению понятия «самостоятельная работа»
Изучение вопросасамостоятельности началось еще в древности. Аристосен, Сократ, Платон,Аристотель глубоко и всесторонне обосновали в своих трудах значимостьдобровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. Приэтом они исходили из того, что развитие мышления человека может успешнопротекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствованиеличности и развитие ее способности — путем самопознания. Такая деятельностьдоставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность сего стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие идея осамостоятельности в обучения получает в высказываниях Франсуа Рабле, МишеляМонтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгарпроцветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуютобучать ребенка самостоятельности воспитывать в нем вдумчивого, критическимыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудовЯ.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.
В педагогической желитературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучениярассматривается с конца ХVIIIвека. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся – центральный впедагогической системе К. Д. Ушинского, который обосновал пути и средстваорганизации самостоятельной работы учащихся с учетом возрастных периодовобучения.
В 20-х годах ХХ векаопределенную роль в развития теория самостоятельности учащихся сыграликомплексное обучение и другие формы индивидуализации обучения.
Один из ведущих педагоговПидкасистый П. И. в своей работе «Самостоятельная познавательная деятельностьшкольников в обучении» он рассматривает следующее определение: «самостоятельнаяработа — это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Еёправомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся всамостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической ипсихологической организации» [13, 26].
В педагогическом жеэнциклопедическом словаре приводится следующая дефиниция: «Самостоятельнаяработа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность,осуществляемая без непосредственного руководства учителя». На наш взгляд,данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностныххарактеристик данного понятия и требует значительных уточнений.
Педагог-психолог Зимняя И.А. определяет, что самостоятельная работа школьникаесть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, чтомотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободноевремя. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебныхдействий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемыосвоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом этопараллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовыхпрограмм или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.При этом самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельностишкольника, форма самообразования, связанная с его работой в классе [7, 249].
Такие различные аспектыпроблемы самостоятельной работы учащихся исследовались Б. П. Есиповым, М. А.Даниловым, М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, Н. А. Полоеноковой, А. В. Усовой идр. Однако мнения ученых о сущности самостоятельной работы расходятся. Одниопределяют её через понятие «метод обучения», другие — через систему приемовучения.
Так, самостоятельнаяработа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участияучителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, приэтом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляясвои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических(либо тех и других вместе) действий.
Именно самостоятельнаяработа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает нетолько технику чтения, изучение книги, ведение записей, а, прежде всего,потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущностьвопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболееполно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности иинтересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления,учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданиюсобственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Некоторые же ученыерассматривают самостоятельную работу как средство развития обобщенных умений,познавательной самостоятельности, творческой активности и социализацииличности, связывают её со способностью к самоорганизации (Г.Н. Алова, З.А.Вологодская, А.А.Дикая, М.Е. Дуранов, В.М. Железяко, В.А. Козаков, В.Я. Ляудис,В.П. Чихачев и др.).
По нашему мнению,наиболее полное определение самостоятельной работы дается В. И. Андреевым. Еготочка зрения обусловливается тем, что в процессе самостоятельной работыучащихся могут быть применены самые разнообразные методы и приемы обучения, ипоэтому, по его мнению, подводить самостоятельную работу под понятие «метод» вкачестве родового понятия некорректно. Также он считает, что понятие «средство»является не основным, а лишь вспомогательным, частным признаком и не может бытьвзято за родовое понятие.
Таким образом, самостоятельнаяработа учащихся — это форма организации их учебной деятельности, осуществляемаяпод прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиесяпреимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания сцелью развития знаний, умений, навыков и личных качеств [1, 265]
2. Виды самостоятельной работы учащихся
Все виды самостоятельнойработы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различнымпризнакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся,по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.
В зависимости от целей самостоятельныеработы можно разделить на следующие:
Ø Обучающие.
Ø Тренировочные.
Ø Закрепляющие.
Ø Повторительные.
Ø Развивающие.
Ø Творческие.
Ø Контрольные.
Рассмотрим более подробнокаждый из видов.
1. Обучающиесамостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данныхучителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитиеинтереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке.При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и онможет попросить дополнительно объяснить эту часть материала. Учитель жесоставляет схему дальнейшего объяснения материала, в которой прописываетсложные для учеников моменты, на которые в дальнейшем необходимо будет обратитьвнимание. Также данный вид самостоятельных работ помогает выделить пробелы взнаниях прошлого материала у школьников. Самостоятельные работы по формированиюзнаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также принепосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний,т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны.
Так как самостоятельныеобучающие работы проводятся объяснения нового материала или сразу послеобъяснения, то, на наш взгляд, необходима их немедленная проверка. Она создаетчеткую картину того, что происходит на уроке, какова степень пониманияучащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ– не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени науроке. К самостоятельным обучающим работам можно также отнести составлениепримеров на изученные свойства и правила.
Очевидно, чтосамостоятельная работа, организуемая при подготовке к усвоению новых знаний,для учащихся имеет важное значение. Нужно заметить, что данный вид деятельностиможно организовать в следующих случаях:
Ø в процессеустановления связи нового материала с ранее усвоенными знаниями, умениями инавыками;
Ø при созданиипоисковой ситуации и раскрытии перспективы предстоящей учебной работы;
Ø в ходе переносаприобретенных приёмов познавательной деятельности при овладении новымизнаниями, умениями, навыками.
Если ученик в процессесамостоятельной работы продумывает факты, на основании которых излагается новыйматериал или решается задача, то значительно повышается продуктивность егодальнейшей работы.
Проведениесамостоятельной работы надо организовывать так, чтобы она не толькообеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала бывсестороннему развитию учащихся.
2. Тренировочныесамостоятельные работы. К ним относятся задания на распознавание различныхобъектов и свойств.
В тренировочных заданияхчасто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, свойстватех или иных математических объектов и др.
Тренировочныесамостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащихсущественные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяетвыработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшегоизучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работнеобходима помощь учителя. Также можно разрешить пользоваться учебником изаписями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат дляслабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её.В тренировочные самостоятельные работы можно включить выполнение заданий поразноуровневым карточкам. Самостоятельная работа оказывает значительное влияниена глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие ихпознавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
3. Закрепляющиесамостоятельные работы. К ним можно отнести самостоятельные работы, которыеспособствуют развитию логического мышления и требуют комбинированногоприменения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоенучебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учительопределяет количество времени, которое нужно посвятить повторению и закреплениюданной темы. Примеры таких работ в изобилии встречаются в дидактическомматериале.
4. Очень важны такназываемые повторительные (обзорные или тематические) работы.
5. Самостоятельные работы развивающегохарактера. Это могутбыть задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка колимпиадам, научно творческим конференциям, проведение в школе дней математикии др. На уроках это могут быть самостоятельные работы, в которые включенызадания исследовательского характера.
6. Большой интерес вызывают у учащихся творческиесамостоятельные работы, которые предполагают достаточно высокий уровеньсамостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны ужеимеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных,нестандартных ситуациях. В творческие самостоятельные работы можно включитьзадания, при выполнение которых необходимо найти несколько способов их решений.
7. Контрольные самостоятельные работы. Как понятно из названия, их главнойфункцией является функция контроля. Необходимо выделить условия, которые нужноучитывать при составлении заданий для самостоятельных контрольных работ.Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объемуработы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков;в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, онидолжны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать все их навыки иумения.
Эффективностьсамостоятельной работы, формирование навыков самостоятельной деятельности во многомзависит от своевременного анализа результатов работы, когда у ученика еще неокончен процесс корректировки собствен новых знаний, очевидно, что анализсамостоятельной работы должен носить обучающий характер, т.е. не простоконстатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, чтобыучащиеся смогли до конца понять вопросы, в которых сделали ошибки.
Существует еще однаклассификация самостоятельной работы по дидактической цели, которая выделяетпять групп деятельности:
1) приобретение новыхзнаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2) закрепление и уточнениезнаний;
3) выработка ученияприменять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование учений инавыков практического характера;
5) формирование умений и навыков творческогохарактера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Каждая из перечисленныхгрупп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решениеодной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами.Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что однии те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактическихзадач.
К основным видамсамостоятельных работ можно отнести следующие:
1. Работа с книгой.
2. Упражнения.
3. Выполнениепрактических и лабораторных работ.
4. Проверочныесамостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.
5. Подготовкадокладов, рефератов.
6. Домашние опыты,наблюдения.
7. Техническоемоделирование и конструирование.
Говоря о типахсамостоятельной работы, принято выделять в соответствии с уровнямисамостоятельной деятельности воспроизводящие, реконструктивно-вариативные,эвристические, творческие.
К творческим самостоятельнымработам можно отнести такие формы как:
/> практические работы;
/> контрольные работы;
/> тематические зачеты;
/> защита и написание рефератов;
/> решение проблемных задач прикладногохарактера и другие.
С точки зренияорганизации самостоятельная работа может быть:
фронтальной (общеклассной) — учащиеся выполняют одно в то же задание; групповой- для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-бчел.); парной – например, при проведении опытов, выполнении различных построений,конструировании моделей; индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельноезадание.
Организуя самостоятельнуюработу ученика, учительненавязчиво раскрывает конфликтную ситуацию при изучении материала. Нет необходимостипридумывать противоречия, проблемы, конфликтные ситуации, они есть в каждойтеме, они составляют суть процесса познания любого объекта или процесса.
Рассматривая самостоятельную деятельность вкачестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:
1. Цель и план работы ученик определяет спомощью учителя.
2. Цель учащийся определяет с помощью учителя,а план самостоятельно.
З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, нозадание даёт учитель.
4. Без помощи учителяучащийся сам определяетсодержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.
Первая разновидностьнаиболее простая, и с неё учитель должен начинать подготовку ребят к более сложнымэтапам самостоятельной работы. Затем постепенно, переходя от этапа к этапу, ученикполучает возможность полностью проявлять свои знания, инициативу, личныекачества и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа организуется спомощью индивидуальных форм обучения. Ученик работает самостоятельно дома привыполнении домашних заданий, написании рефератов и т. д. Индивидуальная формапредполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданийбез контакта с одноклассниками, в едином для всех темпе. Она преимущественноиспользуется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний.Индивидуальная работа на уроке требует от учителя тщательной подготовки,большой затраты сил и времени. Однако эта форма организации познавательнойдеятельности не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельностиучащихся. Она является хорошим средством организации деятельности сознательныхучеников. Но нередко можно наблюдать на уроках картину, когда слабо успевающиеучащиеся либо ничем не занимаются, т. к. не могут справиться самостоятельно сзаданием, либо спрашивают у соседей по парте о способе решения, что ведет ксписыванию и подсказкам. Для организации большей самостоятельности школьниковиспользуется индивидуализированная форма обучения. Эта форма предполагает такуюорганизацию работы, при которой каждый ученик выполняет свое, отличное отдругих, задание, с учетом учебных возможностей. Практический опыт учителеймногих школ показал, что:
1. Систематическипроводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнениюнаблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получениюучащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые ониприобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполненияучащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельныхработ способствует развитию их познавательных и творческих способностей,развитию мышления.
3. При тщательнопродуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпыформирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в своюочередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умении инавыков.
С течением времени присистематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее сразличными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываютсяустойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерноодинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительноменьше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которыхсамостоятельная работа практически не организуется или проводится нерегулярно.Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала,увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и другихвидов работ творческого характера.
3. Цели, задачи и функции самостоятельнойработы учащихся
Весь процесс обучениянаправлен на достижение определенной цели — формирование и воспитание многогранной,творческой личности, с сложившимися приоритетами, правилами поведения, ссистемой ценностей и верными представлениями о мире в целом. Поэтому любаядеятельность учителя должна носить целенаправленный характер. Очевидно, чтопедагог лишь организует и направляет познавательную деятельность обучаемых. Ееэффективность зависит от собственных усилий последних. При правильнойорганизации самоподготовка имеет решающее значение для развитиясамостоятельности как одной из ведущих черт ученика и выступает средством,обеспечивающим для школьников:
сознательное и прочное усвоениезнаний по предмету;
овладение способами и приемамисамообразования;
развитие потребности всамостоятельном пополнении знаний.
Самоподготовкаспособствует формированию высокой культуры умственного труда, приобретениюприемов и навыков самостоятельной работы, умений разумно расходовать ираспределять свое время, накапливать и усваивать необходимую для успешногообучения и профессионального становления информацию. Она развивает у учениковтакие качества, как организованность, дисциплинированность, инициативность,волю; вырабатывает мыслительные умения и операции (анализ, синтез, сравнение,сопоставление и др.), учит самостоятельному мышлению, позволяет сформироватьсвой собственный стиль работы, наиболее полно соответствующий личнымсклонностям и познавательным навыкам школьника. В условиях же высокого уровняразвития науки и техники особые требования предъявляются именно к подготовкеучащихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружениюучащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умениеоперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делатьсамостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.В настоящий период когда развитие науки и техники происходит чрезвычайнобыстро, когда делаются всё новые и новые научные открытия, когда появляютсянеизвестные ранее отрасли науки, техники, экономики, исключительную значимостьприобретает проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению новымизнаниями, к изучению научной и технической литературы. Для этого им необходимытакие умения как читать текст, насыщенный информацией, вычленять из негоглавное, ставить перед собой вопросы и находить в тексте ответы на них,определять, что осталось не выясненным до конца, четко формулировать, чтоименно надо выяснить, обращаться за справкой к другому разделу книги или другойлитературе и т.п. Вместе с тем, для того чтобы подготовить учащихся к применениюзнаний в конкретных условиях, к решению сложных вопросов, выбору из имеющегосянабора решений оптимального варианта и т.д., необходимо сформироватьопределенные умения в решении задач. Самостоятельная деятельность учащихсяможно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действийпо образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом досоставления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.
Это переориентируетсамостоятельную работу с традиционной цели – простого усвоения знаний,приобретения умений и навыков, опыта творческой и научно-информационнойдеятельности – на развитие внутренней и внешней самоорганизации учащегося,активно преобразующего отношения к получаемой информации, способностивыстраивать индивидуальную траекторию самообучения.
Данная особенностьпостановки целей имеет дидактическое значение для педагогической деятельности –преподаватель может ориентироваться на представленную номенклатуру приорганизации и самостоятельной работы учащихся. Вместе с тем важно научитьшкольника самого ставить перед собой цели. На разных занятиях в ходе анализанового материала, при проверке заданий желательно вначале подводить учащегося кпониманию цели педагога, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющихдля него личностный смысл целей. Важное условие при этом – цели школьниковдолжны быть реально достижимыми.
Общей же цельюсамостоятельной работы учеников при изучении математики является формированиематематического мышления учеников.
Эта цель самостоятельнойработы при изучении математики конкретизируется в задачах самостоятельнойработы по каждой теме, среди которых выделяются приоритетные.
Для достиженияпоставленных целей большое значение имеют условия организации самостоятельнойработы, которые позволяют значительно повысить ее эффективность. К ним можноотнести индивидуализацию, которая включает:
увеличение удельного весаинтенсивной работы с более подготовленными учащимися;
деление занятия наобязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справитьсяс более трудными и, главное, — нестандартными задачами, дополнительнымивопросами, учебно-проблемными ситуациями и т. д.);
регулярность консультацийс обучаемыми;
исчерпывающее исвоевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работе,сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способахконтроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми.
Данные условия определяютприменение личностно-ориентированного подхода при обучении, которыйспособствуют полноценному раскрытию способностей каждого из обучающихся ипоследующему творческому развитию.
При постановке целей изадач самостоятельной работы необходимо учитывать следующие дидактическиетребования:
1. Самостоятельнаяработа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкойформулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такуюформулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе истремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, вчем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Этопридает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствуетболее успешному ее выполнению.
Недооценка указанноготребования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то,что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться заразъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени иснижению уровня самостоятельности учащихся в работе.
2. Самостоятельная работа должна бытьдействительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работатьнапряженно. Однакоздесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы,предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, асами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически ипрактически.
3. На первых порах у учащихся нужносформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работеучащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем,сопровождаемый четкими объяснениями, записям и на доске.
Самостоятельная работа,выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания.Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важноезначение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формысамостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать иприменять свои методы решения задач учебного или производственного характера.
4. Для самостоятельнойработы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которыхне допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применениязнаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работаспособствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
5. В организации самостоятельной работынеобходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениям и навыками различнымучащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода кучащимся.
Наблюдая за ходом работыкласса в целом в отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешносправившихся с заданиями на выполнение более сложных.
6. Задания,предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся.Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания,раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи илиметода, которым нужно овладеть.
7. Самостоятельные работы учащихсянеобходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будутвырабатываться твердые умения и навыки.
8. При организациисамостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание и изложенияматериала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний,умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнееувлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программногоматериала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
9. При выполненииучащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должнапринадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, ихпланомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объемкаждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различнымвидам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методами самоконтроля иосуществляет контроль за качеством ее выполнения, изучает индивидуальныеособенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
Самостоятельная работаобладает большим потенциалом для развития различных умений школьников. Так,основными из них являются:
v умения работать с книгой (учебником,математическим текстом, справочниками, таблицами и.др.), работа по плану,алгоритму, предписанию. Навыки работы учащихся по плану особенно успешноразвиваются на уроках геометрии. Так, умение работать по образцу не приходитсамо собой, а требует специальных приемов работы учителя, на уроках математикиможно применять карточки с пропусками;
v классификация, систематизацияучебного материала успех самостоятельной работы нередко зависит от умениясистематизировать учебный материал;
v навыки самоконтроля и самоанализа.
Организациясамостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работакаждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходиморассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступаетперед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
4. Технологияорганизации самостоятельной работы учащихся
Говоря о технологической стороне,организация самостоятельной работы может включать в себя следующие компоненты:
Целевой компонентсамостоятельной работы. Основаниями для отбора целей являются цели, определенныеГосударственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по разделамдисциплины. Кроме того, пели самостоятельной работы должны соответствоватьструктуре готовности к дальнейшему самообразованию, включающей мотивационный,когнитивный, деятельностный компоненты.
Содержательныйкомпонент самостоятельной роботы. Основаниями отбора содержания самостоятельной работыявляются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования(литература, опыт, самоанализ). Индивидуально-психологические особенностиучеников (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебнойдеятельности). При этом важную роль играет подборка учебного материала, т.к. сего помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себеинформация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и неоказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностямучащегося к подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс кпоследующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно бытьдоступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на нихи на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточносложным и трудным.
Необходимо отметить тотфакт, что содержание самостоятельной работы полностью направлено на реализацию еёцелей. Это является основополагающим при рассмотрении проблем эффективногоприменения самостоятельной работы учеников как при изучении математики в школе,так и при обучении всем другим дисциплинам. Рассмотрим различные аспектыданного вопроса.
При отборе содержания длясамостоятельной работы необходимо учитывать следующие психолого-педагогическиеусловия, способствующие повышению эффективности ее применения:
Ø включение вобразовательный процесс дидактических средств, оптимизирующих деятельностьучителей и школьников;
Ø усиление роликонтрольно-диагностических процедур для повышения эффективности самостоятельнойработы;
Ø формированиеактивно-поискового уровня самостоятельности школьников через использованиедидактических средств образовательного процесса;
Ø учетиндивидуальных стилей учебной деятельности.
Вообще говоря, к условиямотбора содержания самостоятельной работы можно отнести достаточно большой рядразличных факторов, но на наш взгляд, большую роль играют следующие:
1. Обеспечениеправильного сочетания объема совместной с учителем
работы и самостоятельной.
2. Методически правильнаяорганизация работы учащегося в классе и вне его.
3. Обеспечение учениканеобходимыми методическими материалами с целью превращения процессасамостоятельной работы в процесс творческий.
4. Контроль за ходомсамостоятельной работы и меры, поощряющие
ученика за ее качественное выполнение.
При построении системызаданий самостоятельных работ каждый учитель должен руководствоватьсяследующими дидактическими требованиями:
· Системасамостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактическихзадач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у нихпознавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать,расширять и углублять знания, применять их на практике.
· Система должнаудовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступностии систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческойактивности, принципу обучения на высоком научном уровне.
· Входящие всистему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобыобеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
· Последовательностьвыполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало изпредыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае междуотдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи.Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерстваучителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работыв системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления идругих качеств.
Контрольно-корректировочныйкомпонент самостоятельной работы. Включает тщательный отбор средств контроля, определениеэталон, разработку индивидуальных форм контроля.
При самостоятельномобучении у школьников формируются прочные мотивы учения, постоянногосовершенствования, самообучения, самовоспитания и самоорганизации в ходе урока.Такой урок обучает рациональной организации самостоятельной иучебно-тренировочной деятельности. Так как по форме и содержаниюсамостоятельные работы могут быть разнообразны, это позволяет значительноповышать интерес учащихся к предмету и влиять на совершенствование процессаобучения.
II. Опытно-экспериментальная работа попроверке условий, способствующих формированию самостоятельной познавательнойдеятельности учащихся на уроках математики
Опытно-экспериментальнаяработа предполагала проверку условий формирования самостоятельнойпознавательной деятельности учащихся при изучении математики в школе, приусловии учета индивидуальных особенностей познавательных процессов каждогоизучащихся и направленности содержания заданий на развитие их математическогомышления. Экспериментальное исследование проводилось поэтапно в 6 «А»и6«Б» классах муниципального общеобразовательного учреждения – школы №15.
Цельопытно-экспериментальной работы: проверить комплекс психолого-педагогических условий,способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельностиучащихся при изучении математики в школе.
Опытно-экспериментальнаяработа включала три этапа:
1.Констатирующий.
2. Формирующий.
3. Контрольный.
1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП
Цель: диагностика исходного состоянияорганизации самостоятельной работы учащихся на уроках математики.
1) Побеседовать сучителем и задать ему следующие вопросы:
— Какое место на урокезанимает самостоятельная работа?
— Сколько времени науроке отводиться самостоятельной работе?
— Какие по форме даютсязадания для самостоятельной работы?
— Какие видысамостоятельной работы используются?
— Используется лидифференцированный подход при выборе заданий для самостоятельной работы?
— Какие методическиепособия используются при подготовке самостоятельных (индивидуальных) заданий.
2) Выяснить какой класспо уровню успеваемости и развитию: просмотреть тетради учеников, оценки в журнале.
3) Выяснить, какиетрудности учащиеся испытывают, выполняя задания самостоятельной работы, какиеумения и навыки сформированы лучше, для этого необходимо ознакомиться с итогамипрошедшей фронтальной самостоятельной работы.
Задачи:
1. Выделить критерии, покоторым будет проводиться оценивание различных характеристик учащихся, и наосновании полученных результатов впоследствии будут разрабатываться отдельныегруппы заданий для самостоятельной работы.
2.Подобрать комплекс методик, которыепозволят выявить личностные особенности школьников, учет которых необходим присоставлении заданий для самостоятельной работы.
На констатирующем этапеодин класс (6 «А») был выбран в качестве экспериментального, другой (6 «Б»)вкачестве контрольного. Социально-психологический климат обоих классовприблизительно одинаков.
В составэкспериментального класса входят 24 человека (12 мальчиков, 12 девочек). Вотношении к учебной деятельности учащихся в основном привлекает желаниеполучить отметку (39%) и проверить свои знания (36%), а также возможностьпроявить самостоятельность (18%), реже пополнить и углубить знания (7%).
Большое внимание наконстатирующем этапе было уделено выявлению уровня сформированности общеучебныхумений.
При объяснении новогоматериала школьники внимательно слушают, но записи делают только в том случае,когда об этом им говорит учитель, также многие способны быстро и верновоспринимать новый материал, но при этом нельзя сказать, что у учениковприсутствует высокий уровень сформироваыиости умения слушать.
При самостоятельномобращении к учебнику ученики данного класса в большинстве случаев могутразобраться с новым материалом, никогда не возникает такой ситуации, когда «всенепонятно». Также они свободно могут пользоваться справочным материалом. Таким образом,можно сказать, что умение работать с учебной литературой в данном классе насреднем уровне.
При выполнении заданий среднегоуровня сложности большинство учеников проявляют себя активно, но сталкиваясь с трудностямиони заходят в тупик и не могут предложить нужного решения – следовательно, вданном классе умения применять знания в знакомой ситуации и умения применять знанияв незнакомой ситуации находятся на среднем и низком уровне — соответственно.
Планировать свои действияи оценивать результаты школьникипрактически не умеют, поэтому данные виды учебных умений имеют низкий уровень сформированности.
Для оценивания также быливыделены следующие группы критериев, которые впоследствии учитывались приотборе содержания заданий для самостоятельной работы, и на основании которыхпроводилась проверка эффективности использования самостоятельной работыучащихся при изучении математики.
Когнитивные критерии:
· гибкость знаний;
· прочность знаний.
Деятельностные критерии:
· сформированность общеучебных и специфическихматематических умений.
Личностные критериипозволяют оценивать
· мотивыучебно-познавательной деятельности;
· удовлетворенностьсамостоятельной работой;
· математическиеспособности школьника;
· трудолюбие иработоспособность учащегося;
· потребность в самообразовании, саморазвитии.
Общая успеваемость вэкспериментальном классе по данным 6-го класса средняя. Класс сильнодифференцирован по уровню обученности и обучаемости. Как показало наблюдение уучащихся данного класса средний темп деятельности.
Контрольный класс состоитиз 22 человек. У большинства из них ведущим мотивом является желание получить отметку (32%) ипроверить свои знания (38%), а также возможность проявить самостоятельность(21%), реже пополнить и углубить знания (9%). По уровню сформированностиобщеучебных умений данный класс своими характеристиками мало чем отличается отэкспериментальной группы.
Для выявления отношенияучащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; мотивы самостоятельнойдеятельности и потребности учащихся в педагогическом руководстве школьникамбыла предложена анкета закрытого типа (см. приложение 1).
При обработке и анализеответов были получены следующие результаты для контрольного иэкспериментального классов:
Отношение ксамостоятельной работе у учащихся обоих классов приблизительно одинаковое, всвоем большинстве положительное.
В контрольном классепреобладают моральные мотивы самостоятельной работы, меньшая часть учениковруководствуется мотивами самообразования и самовоспитания при выполнениисамостоятельной работы. В экспериментальной группе были получены немного другиерезультаты: помимо моральных мотивов, учащиеся также руководствуются ипознавательными мотивами, но процент учащихся, которые стремятся ксамообразованию, по-прежнему мал.
Большинство из учащихсяэкспериментального класса отдают предпочтение решению задач и выполнениюупражнений. В контрольном классе выделяют метод работы с учебником.
Многие учащиеся из обоихклассов при ответе на вопросы указали, что им нужна помощь учителя при проверкеи анализе результатов, а так же необходимы ответы учителя на вопросы,возникающие при выполнении задания.
В организациисамостоятельной работы школьники предложили внести следующие перемены:исключить домашние задания, чаще предлагать творческие задания и задания навыбор.
На данном этапе для настакже было важно определить особенности познавательных процессов учащихся иуровень развития навыков самостоятельной деятельности, а также способности ктакому виду деятельности. Так как самостоятельная работа предполагает большойобъем работы и творческую деятельность при выполнении некоторых заданий.
2. ФОРМИРУЮЩИЙЭКСПЕРИМЕНТ
Цель: проверка комплексапсихолого-педагогических условий формирования самостоятельной познавательнойдеятельности учащихся при изучении математики.
После анализа результатов, полученных напервом этапе, внутри экспериментальной группы были выделены учащиеся сразличными характеристиками познавательных процессов. Всего было выделено З группыучащихся: учащиеся с высоким уровнем развития познавательных процессов иобщеучебных умений — 5 человек; учащиеся с средним уровнем развитияпознавательных процессов и общеучебных умений — 13 человек; учащиеся с низким уровнемразвития познавательных процессов и общеучебых умений – 6 человек.
Исходя из анализаконстатирующего эксперимента, можно составить следующий план работы:
1. Использовать на урокахматематики все виды самостоятельной работы;
2. Составить карточки дляиндивидуальной работы с детьми;
3. Провести по окончанииформирующего эксперимента самостоятельную работу в 2-х классах.
4. Использовать длясамостоятельной работы задания с учетом индивидуальных способностей детей идавать детям для выполнения задания из знакомого материала.
5. Использовать групповыесамостоятельные работы.
6. Использовать в своейработе фронтальные самостоятельные работы.
7. Разработать методыобучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся науроке.
8. Прививать учащимсянавыки анализа и решения задач различной сложности, выведение закономерностейобщего и частного характера посредством проведения самостоятельной работы.
9. Использовать различныевиды организации самостоятельных работ учащихся: работа с книгой, решение исоставление задач, устные самостоятельные работы, письменные самостоятельныеработы (включая дифференцированные), контроль (взаимоконтроль, самоконтроль).
10.Использовать домашниесамостоятельные работы, так как именно они содействуют вооружению учащихсяумением самостоятельно, овладевать знаниями. Домашние самостоятельные работыдавать детям с разными целями: закрепление знаний и практических умений,систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений, подготовка учащихся кработе, которая будет проводиться на предстоящем уроке.
3. КОНТРОЛЬНЫЙЭКСПЕРИМЕНТ
Цель: выявить динамику изменения качествазнаний по математике, отношения учащихся к самостоятельной работе, а такжеразвития различных умений.
На данном этапепроводилась проверка выполненных заданий для самостоятельной работы,оценивалась степень самостоятельности учащегося. Также проводились различныеконтрольные работы по изучаемому предмету, проводилось тестирования иматематические диктанты. Анализировалась успеваемость контрольной иэкспериментальной групп.
Проведение итоговойконтрольной работы по математике по изученным темам дало следующие результаты(см. рис 1):
/>
Рис. 1
Также можно выделить, чтоотношение у школьников к самостоятельной работе значительно улучшилось.Учащиеся начали проявлять заинтересованность в углубление своих знаний ивозможности проявить самостоятельность при выполнении самостоятельных работ.Помимо решения задач и выполнения различного рода упражнений, школьников заинтересоваларабота с дополнительной литературой и подготовка докладов. По-прежнему ребятамнеобходимы ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении заданий, ноуже есть учащиеся, которым помощь учителя не нужна. Наряду с нежеланиемготовить домашнюю работу, школьникам нравится выполнять творческие ииндивидуальные задания.
Проведенная программа набазе курса математики 6 классов позволила сократить количество учащихся, неумеющих правильно организовать самостоятельную познавательную деятельность науроках математики. Улучшение показателей экспериментального класса дает намоснование считать гипотезу, выдвинутую в начале работы, подтвердившейся.
Заключение
Изменения, происходящее вмире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку.Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимсяусловиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматьсясамообразованием, для того чтобы быть хоть в некоторой степени успешным.Поэтому одной из главных задач среднего образования является формирование уучащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новыхситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения внестандартных условиях. Также, что основополагающим требованием общества ксовременной школе является формирование личности, которая умела бысамостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи,критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения,систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путемсамообразования, совершенствовать умения, творчески применять их вдействительности. Эффективное использование самостоятельной работы позволяетрешать большой ряд вышеперечисленных задач.
При этом самостоятельнаяработа учащихся при изучении математики в школе является важной составляющейучебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как формуорганизации учебной деятельности учащихся, осуществляемую под прямым иликосвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественноили полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развитиязнаний, умений, навыков и личных качеств.
Анализ теоретическихисследований проблемы применения самостоятельной работы в школе позволилопределить ее цели, задачи, функции, технологию организации, классификацию.
При этом самостоятельнаяработа обучающегося, в общем контексте его самообразования, является высшейформой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; онаможет дифференцироваться в зависимости от источника управления, характерапобуждений и др.
Очевидно, что возможности применения самостоятельнойработы как
формы организации учебного процесса в школе достаточно широки. При этом самостоятельныеработы можно классифицировать на обучающие, тренировочные, закрепляющие,повторительные, развивающие, творческие, контрольные. Хотя это не единственное основаниедля классификации данной формы деятельности, и каждый из перечисленных вышевидов не встречается в школьной практике отдельно.
Любая организованнаяучителем самостоятельная работа школьника должна отвечать следующимдидактическим требованиям: иметь целенаправленный характер; быть действительносамостоятельной работой и побуждать ученика при ее выполнении работатьнапряженно; при этом на первых порах у учащихся нужно сформировать простейшиенавыки самостоятельной работы; для самостоятельной работы в большинстве случаевнужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия поготовым рецептам и шаблону; задания должны вызывать интерес у учащихся;самостоятельную работу необходимо планомерно и систематически включать вучебный процесс; при организации самостоятельной работы необходимо осуществлятьразумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работойучащихся по приобретению знаний, умений и навыков; при выполнении учащимися самостоятельныхработ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.
Говоря о технологическойстороне организации самостоятельной работы, в контексте нашего исследования мы выделили такие компоненты:целевой, содержательный и контрольно-корректировочный компоненты.
При построении системысамостоятельной работы для эффективного ее применения необходимо учитывать особенности познавательныхпроцессов учащихся: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.
Использование условийэффективного применения самостоятельнойработы учащихся в опытной работе показало ее продуктивность. Так, наконстатирующем этапе в экспериментальном классе были выделены три группыучащихся, с различными характеристиками познавательных процессов и уровнемразвития. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы заключался в том,что для каждой из данных групп задания для самостоятельной работы подбиралисьиндивидуально, при этом в ее содержание были также включены заданиятворческого, исследовательского характера.
Контрольный этап показал,что результаты обучения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.Также мы можем говорить о более высоком уровне развития познавательныхпроцессов, сформированности общеучебных и математических навыков и умений вэкспериментальном классе. Это позволяет сделать нам вывод о том, что гипотезаисследования подтверждена, в ней целью самостоятельной работы являлось развитиематематического мышления ученика, в содержание самостоятельной работы включенызадания творческо-исследовательского характера; задания для самостоятельнойработы подбирались индивидуально в соответствии с характеристикамипознавательных процессов. Цель данной курсовой работы достигнута, задачирешены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-еизд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
2.Белкин, Е. Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е.Л.Белкин, В.В. Давыдов // Методы совершенствования учебно-воспитательногопроцесса в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград, 1989.
3.Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. – М.: Просвещение,1984.
4.Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб.пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / А.К. Громцева. – М.: Просвещение,1983.
5.Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов// Материалы педагогических исследований. – М., 1961. – Вып. 115.
6.Жарова, Л. В. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб.пособие по спецкурсу / Л.В. Жарова. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986.
7.Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп.,испр. и перераб / И.А. Зимняя – М.: Лотос, 2001.
8.Математика, 6: Учеб. для общеобразоват. учереждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохови др. – М.: Сайтком, 2000.
9.Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.:Просвещение, 1988.
10.Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред.П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общ-во России, 1998.
11.Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин,И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. – 3-е изд. – М.: Школе-Пресс, 2000.
12.Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство иособенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельнойпознавательной деятельности: Учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. –М.: Изд-во МГПИ, 1978.
13.Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников вобучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. – М.:Педагогика, 1980.
14.Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формированиеумений самостоятельной работы): Сб. статей / Сост. С.И. Демидова. Л.О.Денищева. – М.: Просвещение, 1985.
15.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной ипедагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед.академия, 1995.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета для выявленияотношения учащихся к самостоятельной работе, мотивов самостоятельнойдеятельности.
I. Как вы относитесь к самостоятельной работе, котораяпроводится по разным предметам?
1. Положительно.
2. Отрицательно.
3. Безразлично.
II. Что вас привлекает в ней?
1. Возможность пополнятьи углубить знания.
2. Возможность проявитьсамостоятельность.
3. Желание проверить своизнания.
4. Желание получитьотметку.
5. Желание получитьпохвалу от родителей, учителей и др.,
III. Какие виды самостоятельной работывы выполняете с интересом?
1 Работа с учебником.
2. Работа с дополнительной литературой.
3. Решение задач,выполнение упражнений.
4. Работа с таблицами.
5. Подготовка докладов.
6. Выполнение чертежей, рисунков.
IV Какая помощь учителя необходима вам при выполнении самостоятельнойработы?
1. Объяснение задания.
2. Инструктаж к работе.
3. Наблюдение учителя.
4. Ответы учителя на вопросы,возникающие при выполнении заданий.
5. Корректирование работы.
6. Проверка и анализ результатов.
7. Помощь учителя ненужна.
V. Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в организациисамостоятельной работы школьников?
1. Увеличить для нее время на уроке.
2. Уменьшить время длянее на уроке.
3. Чаще предлагать творческие задания.
4. Не задавать домашнеезадание.
5. Чаще предлагать индивидуальныезадания.
6. Предлагать задания на выбор.