Оглавление
Введение
Глава I. Использование сенсорных систем ребенка в развитиихудожественного творчества
1.1. Понятие сенсорного воспитанияребенка, и генезис его развития
1.2. Формирование представлений осенсорных эталонах у детей дошкольного возраста
1.3. Развитие художественноготворчества детей дошкольного возраста посредствам сенсорных систем
Заключение
Список литературы
Введение
Внастоящее время происходит значительное расширение области исследованияотечественной специальной педагогики и психологии за счет повышения интереса ктеоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей.
Готовностьребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорногоразвития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, чтозначительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начальногообучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Врезультате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка,неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, чторебенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физическойкультурой.
Но делоне только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижаетвозможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значениевысокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особеннодля творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей,обеспечивающих успехи в любом виде деятельности, занимают сенсорныеспособности. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорногоразвития, достигаемом в ранние периоды детства.
Исследованиемэтой проблемы занимались такие выдающиеся педагоги и психологи, как З.М.Богуславская,Л.С.Венгер, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, А.А.Катаева, Н.Н. Поддъяков,А.П.Усова.
Цельюисследования является выявление особенностей сенсорного развития у детейдошкольного возраста.
Объектомисследования является сенсорная культура ребенка.
Предметисследования – генезис освоения эталонных значений.
Гипотезойявляется предположение о том, что использование сенсорных систем ребенкаспособствует развитию художественного творчества.
Дляреализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
Изучитьсостояние теоретической разработанности проблемы сенсорного воспитания детей вобщей и специальной психолого-педагогической литературе.
Исследоватьособенности сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Курсоваяработа состоит из введения, одной главы (в которой рассматривается проблемакомпонентов сенсорного воспитания ребенка, и на основе анализа различных точекзрения на эту проблему, делается попытка определить значение развития сенсорнойкультуры детей. В этой главе также рассматривается вопрос об основных задачахсенсорного развития ребенка дошкольного возраста, условия, необходимые для успешногоразвития художественных способностей, определяются основные направления ипедагогические задачи по развитию художественного потенциала дошкольников.Раскрывается взаимосвязь понятий «сенсорная культура», «сенсорный эталон» вформировании художественных способностей детей дошкольного возраста в ДОУ),заключения и списка литературы, состоящего из 15 источников.
ГлаваI.Использование сенсорных систем ребенка в развитии
художественноготворчества
1.1. Понятиесенсорного воспитания ребенка, и генезис его
развития
Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают «целенаправленноесовершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий,представлений)»[4; 21]. Сенсорное воспитание осуществляется в повседневнойжизни и на занятиях. В условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, помнению Н.Н. Поддъякова, «происходит целостное восприятие ребенком различныхявлений и предметов окружающего мира. При этом некоторые свойства и стороныявлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматьсясовсем»[2; 37]. Задачей педагогов, в данном случае, является раскрытиенезамеченных детьми свойств окружающей действительности, причем таким образом,чтобы избежать превращения повседневной жизни в дидактический процесс.
Сенсорноевоспитание на занятиях является основной формой организации детей вдидактической системе детского дошкольного учреждения. Основной задачей в этомслучае выступает необходимость формировать у детей такие умения воспринимать ипредставлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованиюразнообразной деятельности (в том числе рисования, конструирования, труда вприроде, звукового анализа слов и т.д.) Современные программно-методическиеруководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Длядетей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия посенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорныхпредставлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые инеречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительныевпечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию (на первом годужизни). В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игрыи упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки,цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорноеразвитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарномуконструированию, в процессе повседневной жизни.
Сенсорноеразвитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений овнешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении впространстве, а также запахе, вкусе.[3; 16]. Именно дошкольный возраст наиболееблагоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопленияпредставлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в областидошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известныепредставители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что сенсорноевоспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития,является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Свосприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другиеформы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основеобразов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальноеумственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорноевоспитание детей дошкольного возраста осуществляется в тех формахпедагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорныхспособностей как действенной основы общего развития ребенка. Для детей 3-7 леттакой наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания являютсяформирование сенсорных процессов ребенка в системе продуктивной деятельностина занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Такжебыл выявлен тот факт, что уровень ориентирования детей на внешние свойстваобъектов зависит от характера деятельности, в которую оказывается включеннымобъект в момент обследования, а не от объективных особенностей объекта. Крометого, оринтировочно-исследовательская деятельность детей разного возрастаизменяется в зависимости от соответствия применяемых способов оперированияособенностям взятых для анализа предметов и от степени совершенстваприменяемого способа оперирования.
Основнаязадача сенсорного воспитания детей дошкольного возраста — формированиеу детей таких умений воспринимать и представлять предметы и явления, которыеспособствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования,звукового анализа слова, труда в природе и т.д.
Вдетском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится сявлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладениезнаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания квнешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобыполучить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточноточно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требуетисследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняетвзаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца сосвойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешнихсвойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явленияхживой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формированиеэлементарных математических представлений предполагает знакомство сгеометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точноедифференцирование речевых звуков и зрительное восприятие начертания букв. Этипримеры легко можно было бы умножить.
Понятие «сенсорнаякультура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однакоона считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематическиупражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и другихсвойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, чторазвитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных.Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие отнаследования биологического, предполагает не упражнение врожденныхспособностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорнаякультура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданнойчеловечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствахвещей).
Ребенок в жизнисталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, вчастности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и спроизведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждыйребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всеэто. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогическогоруководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательноепланомерное ознакомление ребенка с сенсорной культуройчеловечества.
Большое значение всенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорныхэталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качествесенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлотеи насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер.
Усвоение сенсорныхэталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамкамидошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — этововсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногдасчитают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представленияо разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такимипредставлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов всамых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — этоиспользование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
В различных пособиях речьидет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величиныи цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержаниесенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма,величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительныхпредставлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятиеформы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебныхпредметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видамтворческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слуховоговосприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясьсоставной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальномувоспитанию дошкольников.
В каждом возрасте передсенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звеносенсорной культуры. Н.Н. Поддьяков выделил 3 периода освоения эталонныхзначений качеств: [3; 74].
1. I (до трех лет) – период сенсомоторных предэталонов, когдаребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеютсущественное значение для непосредственного двигательного приспособления –некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.);
2. II (до пяти лет) – ребенок пользуется предметными эталонами,то есть образцы свойств предметов соотносятся с определенными предметами,например, овал определяется через форму огурца;
3. III (старше пяти лет)– на основе накопления опыта и его обобщения под руководством взрослогопроисходит усвоение детьми общепринятых эталонов, когда сами свойства предметовприобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета (трава зеленая,яблоки как шар, крыша домика треугольная).
Сенсорноевоспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая притоквсе новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развитиядеятельности органов чувств, но и для нормального общего физического ипсихического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притокавпечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкамобщего развития. У ребенка дошкольного возраста начинают накапливатьсяпредставления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно,чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенкаследует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветамиспектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его отсинего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал,прямоугольник.
Современныеисследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорномуразвитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений освойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойствведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности.В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает,например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимаеторанжевый как желтый.
Знакомя детей сразличными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания иупотребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойствапредметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет приэтом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми,употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников.Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет»,«такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов.Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнениис другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другимпредметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может бытьзафиксировано только в словесной форме. Необходимо учить детей выполнятьразличные продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждыйребенок усвоил, что форма, величина, цвет — постоянные признаки предметов,которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что сенсорное воспитание являетсяцеленаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных процессов(ощущения, восприятия и представления); сенсорное развитие ребенка – эторазвитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствахпредметов: их форме, цвете, величине). Что касается сенсорного развития, содной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, ас другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценноевосприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе,и для многих других видов труда.
1.2. Формированиепредставлений о сенсорных эталонах у детей
дошкольного возраста
В дошкольныхвоспитательно-образовательных учреждениях решаются основные задачи в сенсорномвоспитании детей [13; 54-56].
· На первом годужизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия,чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разнойформы и величины.
· На втором-третьемгоду жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особыепризнаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цветаи формы и об отношении между двумя предметами по величине.
· Начиная счетвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые,закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношенияхпо величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их соттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине,возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количествапредметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всеболее сложных глазомерных действий.
· Наконец, вкачестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическоевосприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов,выделять отдельные измерения величины.
Сенсорнымиэталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические(«цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,фиолетовый) и ахроматические цвета — белый, серый, черный. Хроматические цветарасположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому взависимости от длины световой (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов,лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешениесоседних цветов — оттенок (красно-оранжевый, желто-зеленый и др.).Хроматические цвета делятся на две группы — теплых (от красного до желтого) ихолодных тонов (от зеленого до фиолетового). Каждый хроматический цвет илиоттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота –это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность – степеньего чистоты, то есть, примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах, белом и черномцвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На первыхпорах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовыхтонов, исключив голубой, который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычнопутают синий и голубой цвета и называют голубыми светлые оттенки синего).Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда детиполучают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре иих делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможностьсопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, аусвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет какнаходящийся между зеленым и синим.
Приознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматриватьотдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота инасыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета.Когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно,если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующиеназвания оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенкиимеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употреблениедетьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного называния светло-синегоцвета голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Этоотносится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону(занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти всеони имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т.п.).
Эталонамиформы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитаниясенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формированияэлементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагаетзнакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднееможет быть введена также форма трапеции. Однако во всех случаях имеется в видуумение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а непроизводить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т.п.).Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне ихсоотношения, устанавливаемого геометрией (т.е. квадрат не рассматривается вкачестве частного случая прямоугольника). Разновидности геометрических форм, скоторыми следует знакомить детей, — это овалы с разным соотношением осей ипрямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), атакже прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должныразличать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине угловим не сообщаются, а названия разновидностей не даются). Важное значение имеетвопрос о использовании при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемныхгеометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными посравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятиясторону формы предмета — его контур и могут быть использованы в качествеобразцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, кругвыражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать впроцессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостныефигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и др.) можетвызвать лишь дополнительные трудности. Особыйхарактер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство,ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер отгеометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательноустанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любаяпроизвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечениемот формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования — особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая впрограмму дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегдапользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне возможно). Величинапредмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в рядуоднородных предметов. Так, большая собака — это собака, которая большебольшинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона.Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления оботношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими наместо предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.).Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнениядвух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих иливозрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь сразвитием мышления ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполнепосильна для дошкольника. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами,а позднее — с их разновидностями. Важно, чтобы воспитатель, показывая и называяих, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталоновмежду собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В моментдействий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование ихназваний. Это закрепляет представления о каждом эталоне и дает возможностьвыполнять действия по словесной инструкции. Знакомство с каждым видом эталоновимеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут бытьорганизованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно ихоттенки, если получали их самостоятельно. Знакомя детей с геометрическимиформами и их разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура содновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлениюфигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Формированию представлений овеличине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающейвеличины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, апотом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элементбольше или меньше предыдущего). Представления об основных разновидностях цвета,формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорнымиэталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразныхпредметов.
Ребенокдолжен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученныепредставления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее — и об ихоттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, ностановится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разныхцветовых тонов, причем выраженных в разной степени. Дошкольников учатгруппировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющиеодинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющиеодинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляетсяпереход к выделению и узнаванию оттенков.
Более сложнымявляется обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего, возникаетнеобходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать имзначение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядомпредметов сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируютсявокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесномуобозначению формы предметов («круглый», «квадратный», «овальный» и т.п.).Однако немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или инойгеометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: вней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположениеболее мелких (второстепенных) частей, наконец, отдельные дополнительные детали.
Приобследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательностиосмотра по определенной схеме. Этому порядку должно соответствовать и словесноеописание формы. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы можетиспользоваться прием обведения детьми контура предмета и его частей. Онпомогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.
При сравнениипредметов по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствованияглазомера необходимо учить детей решению все более сложных глазомерных задач.Простой глазомерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор наглаз большего (или меньшего) предмета из двух, затем – выбор предмета пообразцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равентретьему). Еще сложнее произвести глазомерное «сложение» — подобрать на глаздва предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Наконец, напротяжении дошкольного возраста дети могут научиться соизмерять на глаз нетолько величины отдельных предметов, но и отношения между ними, овладетьзрительной оценкой пропорций. В процессе обучения детей способамобследования величины предметов полезно научить их пользоваться простейшеймеркой, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе отприкладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Так,выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, азатем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий смеркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер. Особыетрудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуетсяоценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру.Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят,и связей между элементами, называется аналитическим. Аналитическое восприятиевеличины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а свыделением разных измерений величины предмета — длины, ширины, высоты. Нонельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путемявляется сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзязабывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: ихопределение зависит от его положения в пространстве.
Такимобразом, можно сделать вывод, что формирование у ребенка представлений осенсорных эталонах имеет очень важное значение для дальнейшего развития.Недостаточно научить детей точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. Вприроде и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразныхсочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенныйритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветовот сочетаний холодных. Научить глубоко воспринимать форму, что предполагаетразвитие умения зрительно дробить предмет на отдельные элементы,соответствующие различным геометрическим образцам, и определять соотношениеэтих элементов между собой.
1.3.Развитие художественного творчества детей дошкольного
возрастапосредствам сенсорного воспитания
Дошкольный возраст имеетбогатейшие возможности для развития творческих художественных способностей. Ксожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтомунеобходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Изобразительнаядеятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможностивсестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованылишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими,если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Психологическиеи педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают,что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст,когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этотновый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческойдеятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельностидошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию,именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, ане от ситуации к мысли. Возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, — везде иво всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникаютмежду мышлением и действиями ребенка»[15; 36]. В отличие от взрослых дети неспособны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общийплан, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя –развивать творческие способности ребенка, целенаправленно воображение,побуждать его в любом деле идти от мысли к действию. Необходимо научить детейвидеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту ибогатство родной природы.
/>К изобразительной деятельности относятся рисование,аппликация, лепка, конструирование.
Рисование для ребенка –своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира,постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения,прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самыминтересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Мы считаем, что всвязи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляютсвои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами. Рисуя,ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку вопределенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито удетей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнееи точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче,выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находятотражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность,образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана нетолько с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением),но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент,некоторые половые различия. В детском саду используются в основном цветныекарандаши, акварельные и гуашевые краски. Карандашами создается линейная форма,при этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различныедетали, затем только можно приступать к раскрашиванию.
Лепка позволяетизобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок можетпередать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, чтосвойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму,достигая желаемой выразительности. Ее своеобразие заключается в объемномспособе изображения. Основное место на занятиях лепкой занимает глина какнаиболее пластичный материал.
Занимаясь аппликацией,дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов. Занятияаппликацией способствуют развитию математических представлений. Дети знакомятсяс названиями и признаками простейших геометрических форм, получая представлениео пространственном положении их частей и величин. В процессе занятий у детейразвивается чувство ритма, цвета, симметрии, на основе чего формируетсяхудожественный вкус. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основныеприемы вырезывания, правила работы с клеем.
В детском садуприменяются такие виды конструирования, как конструирование из наборовконструкторов, бумаги, природного материала. При конструировании из бумагиуточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах. Дети знакомятся сприемами видоизменения плоских форм путем отгибания, складывания, разрезания исклеивания, в результате чего появляется новая объемная форма. Работа сприродным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка сродной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней иформирования первых трудовых навыков.
Таким образом, мы можемговорить о том, что сенсорное воспитание играет очень важную роль в обучениидетей и формировании у них творческих художественных способностей. Так как, безпростейших знаний цвета, формы, величины того или иного предмета невозможнодальнейшее познание в области художественного творчества. Соответственно,появляется большая вероятность возникновения проблем в развитии ребенка,подготовке его к дальнейшему обучению в школе.
Заключение
Изучив литературу попроблеме использования сенсорных систем в развитии художественного творчествадетей дошкольного возраста, мы выяснили, что сенсорное воспитание что сенсорноевоспитание является целенаправленным совершенствованием, развитием у детейсенсорных процессов (ощущения, восприятия и представления); сенсорное развитиеребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешнихсвойствах предметов: их форме, цвете, величине. Что касается сенсорногоразвития, с одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развитияребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так какполноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детскомсаду, в школе, и для многих других видов труда.
Формирование у ребенкапредставлений о сенсорных эталонах имеет очень важное значение для дальнейшегоразвития. Недостаточно научить детей точно воспринимать отдельные цвета иоттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных иразнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания,улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличатьсочетания теплых цветов от сочетаний холодных. Научить глубоко восприниматьформу, что предполагает развитие умения зрительно дробить предмет на отдельныеэлементы, соответствующие различным геометрическим образцам, и определятьсоотношение этих элементов между собой. Сенсорного воспитания играет оченьважную роль в обучении детей и формировании у них творческих художественныхспособностей. Так как, без простейших знаний цвета, формы, величины того илииного предмета невозможно дальнейшее познание в области художественноготворчества. Соответственно, появляется большая вероятность возникновенияпроблем в развитии ребенка, подготовке его к дальнейшему обучению в школе.
Список использованной литературы
1. Абдуллаева Ш.А. Формированиесенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста.Автореферат.- М., 1975. – 67с.
2. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. — М, 1965. – 392 с.
3. Сенсорноевоспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Поддьякова и В.Н.Аванесовой. - М.:Новое время, 1981. – 414с.
4. Сенсорное воспитаниедошкольников. / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой.- М.: Просвещение. 1963. –364с.
5. ЗаикаЕ.В. Комплекс игр для развития воображения. — Вопросы психологии. — 1993 №2,с. 54-58.
6. ЛевинВ.А. Воспитание творчества. – Томск, 1993. – 430с.
7. ПрохороваЛ. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. –1996. №5, с. 21-27.
8. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. 1982 №11, с. 32-38.
9. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. //Дошкольное воспитание. — 1967 №12,с. 73-75.
10. ВенгерЛ.С., Пилюгина Э.Г.Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение,1988. – 144с.
11. КрыловЕ. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7-8, с. 11-20
12. Белкин А.С. Основывозрастной педагогики. / Учебное пособие для студентов высших педагогическихучебных заведений - М.: Академия, 2000. – 311с.
13. Лук А.Н. Психологиятворчества. — М.: Наука, 1988. – 317с.
14. СимановскийА.Э.Развитие творческого мышления детей /Популярное пособие для родителей ипедагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 277с.
15. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз,1997. – 441с.