Вятский государственный гуманитарный университет
Математический факультет
Кафедра математического анализа и методики преподавания математики
Курсовая работа
Школьная математическая печать как средство развития творческихспособностей школьников
Выполнил
студент группы М-43 IV курса математического факультета
Онучин АндрейВладимирович
Научный руководитель
ассистент кафедрыматематического анализа и МПМ
Горев Павел Михайлович
Киров 2004
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческихспособностей
1.1 Природа творческих способностей
1.2 Сущность творческого процесса
1.3 Творческие способности
1.4 Различные подходы к определению творческих способностей
Глава 2. Школьная математическая печать как средстворазвития творческих способностей школьников
2.1 Виды, структура и возможности школьной математическойпечати (ШМП)
2.2 Организация и содержание математической газеты
2.2.1 Организация газеты
2.2.2 Название газеты
2.2.3 Кто выпускает газету?
2.2.4 Основные принципы газеты
2.2.5 Некоторые вопросы маркетинга
2.4 Развитие творческих способностей школьников при использовании математической газеты
Заключение
Библиографический список
Введение
На современном этапекачественное математическое образование школьников сложно представить безсистемы дополнительных образовательных услуг. Помимо факультативных курсов,кружковых занятий, предметных вечеров, олимпиад, викторин и т.д., системадополнительного математического образования должна включать в себя работу надсозданием школьной математической печати. Основной объем информации по предметуучащиеся получают из учебников и учебных пособий, что не всегда эффективностимулирует интерес школьников к математике. Многие учителя пытаются решить этупроблему, оформляя стенды, выпуская совместно с учащимися стенгазеты.
Но и эта работа стремительно«сходит на нет» по ряду объективных причин, связанных с отношениемгосударства к учительскому труду. Поэтому данная работа должна перейти изпринудительной обязанности (которая как правило не выполняется) учителя-предметникав сферу дополнительного математического образования. В этой работе мы пытаемсяраскрыть наши представления о школьной математической печати, ее организации иэффективном применении.
Объектом исследованиявыступают методики развития творческих способностей и применение их в процессеобучения, предмет исследования — применение в процессе обученияшкольной математической печати, повышения эффективности обучения математике иразвитие творческих способностей учащихся.
Цель данной курсовойработы в том, чтобы обосновать эффективность школьной математическойпечати, как средства развития творческих способностей учащихся. Достижение целиобеспечивается разрешением задач исследования:
изучить психолого-педагогическиеи дидактические условия развития творческих способностей школьников;
выявить возможности примененияшкольной математической печати для развития творческих способностей учащихся;
разработать методику использованияшкольной математической печати в сфере дополнительного математическогообразования.
В ходе работы над исследованиемиспользовались следующие методы исследования:
изучение и анализпсихолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;
разработка методики проведениязанятий с учащимися по созданию школьной математической печати.
Поставленные задачи реализуютсяв данной курсовой работе, состоящей из двух глав и приложения. Первая главапосвящена психолого-педагогическим аспектам развития творческих способностейучащихся и базируется на трудах известных психологов В.Н. Дружинина и Ю.Г. Тамберга.Глава вторая обращается к вопросам организации школьной математической печати ииспользованию ее, как средства развития творческих способностей учащихся.
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческихспособностей1.1 Природа творческих способностей
Понять природу творческихспособностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотяименно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений,теорий и т.д. Проще было бы постулировать некоторые положения и датьопределения основным понятиям, чем рассматривать воззрения разных авторов натворчество. Однако сделать это трудно хотя бы потому, что, может быть, никакаядругая психологическая проблема не является столь значимой для психологов.
Осмелимся все же считатьактивность наиболее общей категорией, а поведенческую активность понимать каквнешнее (внесубъектное) проявление активности психики во взаимодействиисубъекта с объектом.
Постулируем наличие двух формвзаимодействия адаптивного и преобразующего. В первом случае субъектприспосабливается к объекту (окружающему миру), ассимилируя его качества,включая объект в систему своей активности и изменяя свои собственные качества.
Преобразующими будем считать дваподтипа:
1) творческое поведение (активность),создающее новую среду, иначе — конструктивная активность;
2) разрушение, дезадаптивноеповедение, не создающее новую среду, а уничтожающее прежнюю.
И адаптивное, и творческоеповедение равным образом будем считать конструктивным поведением.
Все типы человеческого поведенияв равной степени являются специализированными и опосредованными либо внешними,либо внутренними средствами. Поэтому поведение и деятельность будут отличатьсяне наличием тех или иных культуральных средств, а источником активности,определяющей поведение.
Деятельность осуществляетсясознательно (осознаются мотивы, средства и цели), результат ее — продуктдеятельности. Субъект деятельности стремится достичь соответствия результатацели. Деятельность как форма активности осуществляется, как и все формыадаптивного поведения, по принципу «отрицатель: ной обратной связи»: достижениецели исчерпывает цикл деятельности. Поэтому психическим механизмомосуществления деятельности является механизм психической функциональной системыдеятельности.
В соответствии с этой точкойзрения и способности рассматриваются как системное свойство психическойфункциональной системы, определяющее ее продуктивность, имеющее индивидуальнуюмеру выраженности. Иначе, способность — это свойство психической функциональнойсистемы обеспечивать достижение некоторой цели деятельности.
На принципиальное отличиетворчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы ипсихологи.
В частности, Я.А. Пономаревсчитает основным признаком деятельности как формы активности потенциальноесоответствие цели деятельности ее результату. Тогда как для творческого актахарактерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и т.д.) ирезультата. Творческая активность, в отличие от деятельности, может возникать впроцессе осуществления последней и связана с порождением «побочногопродукта», который и является в итоге творческим результатом. Сутькреативности (творческости) как психологического свойства сводится, по Я.А. Пономареву,к интеллектуальной активности и чувствительности (сенситивности) к побочнымпродуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценностьпредставляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычное, длянетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты),а не новизна.
1.2 Сущность творческого процесса
Творец всегда испытываетзамешательство при попытках объяснить причину, источник своих фантазий. С.О. Грузенбергвыделяет несколько вариантов объяснения художниками творческой одержимости.
Наиболее распространены «божественная»и «демоническая» версии атрибуции причины творчества. Причемхудожники и писатели принимали эти версии в зависимости от своего мировоззрения.Если Байрон полагал, что в человека вселяется «демон», тоМикеланджело полагал, что его рукой водит Бог: «Хорошая картинаприближается к Богу и сливается с ним».
Следствием этого являетсятенденция, наблюдаемая у многих художников, к отречению от авторства. Посколькуписал не я, а бог, дьявол, дух, «внутренний голос» (у П.И. Чайковского),то творец осознает себя, как, например, Моцарт, инструментом посторонней силы:«Я тут ни при чем».
Примечательно то, что версиянеличностного источника творческого акта проходит через пространства, эпохи икультуры. И в наше время она возрождается в мыслях великого Иосифа Бродского:«Поэт, повторяю, есть средство существования языка. Пишущий стихотворение,однако, пишет его не потому, что он рассчитывает на посмертную славу, хотячасто и надеется, что стихотворение его переживет, пусть ненадолго. Пишущийстихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или попросту диктуетследующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем онокончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо частополучается лучше, чем он предполагал, часто мысль заходит дальше, чем онрассчитывал. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в настоящее…Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение — колоссальный ускоритель сознания, мышления, миросозерцания. Испытав этоускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этогоопыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадает в зависимость отнаркотиков и алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, яполагаю, и называется поэтом». Это состояние отрешенности от собственного«Я», когда отсутствует ощущение личной инициативы и личной заслуги всоздании творческого продукта, в человека как бы вселяется чуждый дух, емувнушаются мысли, образы, чувства извне. Это переживание приводит к неожиданномуэффекту: творец начинает с равнодушием или, более того, с отвращениемотноситься к своим творениям. Автор отчуждается от своего труда. При выполненииже целесообразной деятельности, в том числе — трудовой, присутствуетпротивоположный эффект, а именно — «эффект вложенной деятельности». Чембольше человек затратил усилий на достижение цели, производство продукта, тембольшую эмоциональную значимость этот продукт для него приобретает.
Я. Парандовский на основеанализа многочисленных случаев утверждает: «Есть писатели, для которыхизданная книга как бы перестает существовать» и приводит соответствующиепримеры: Кафка завещал сжечь свои рукописи, Киплинг одно из своих произведений бросилв корзину и так далее.
Подведем некоторые итоги: деятельность,в отличие от творчества, возникает вследствие внешних или внутреннихрациональных причин («для того чтобы» или «потому что»). Творчествоспонтанно, непланируемо. Деятельность целесообразна, произвольна, рациональна исознательно регулируема. Творчество нецелесообразно, непроизвольно,иррационально, и не поддается (в момент творческого акта) регуляции со сторонысознания. Деятельность побуждается определенной мотивацией, функционирует потипу «отрицательной обратной связи»: достижение результата завершаетэтап деятельности.
В основе творчества лежитглобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира, направляетсятенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратнойсвязи»: творческий продукт только подстегивает процесс, превращая его впогоню за горизонтом.
Творчество есть жизньбессознательного. Его механизм — взаимодействие активного доминирующегобессознательного с пассивным (рецептивным), субдоминантным сознанием.
Деятельность есть жизнь сознания.Ее психологический механизм сводится к взаимодействию активного, доминирующегосознания с пассивным (рецептивным), субдоминантным бессознательным.
Психическая жизнь — это процесссмены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. Локальнов обыденной жизни доминирует процесс деятельности: мы ставим цели, достигаем ихили не достигаем, но кажется, что этот процесс вечен.
Глобально же в жизни человекапобеждает если не творчество, пробуждающееся эпизодически, то процессдезадаптации: биологическая смерть полагает предел любой деятельности. Поэтомустоит быть в заботах дня оптимистом, помня, как завещали латиняне, о смерти. Индивидуальныйоптимизм локален, пессимизм — глобален.1.3 Творческие способности
Очевидна проблема: какиеспособности можно считать творческими, а какие — нет? Какие критериитворчества, творческой деятельности можно выделить? Единства в этом вопросенет, поэтому далее будет дана лишь самая общая классификация:
1. Творческой называется такаядеятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.
2. К критерию новизны продуктаобычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт былполучен (новый метод, прием, способ действия).
3. Процесс или результатмыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог бытьполучен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. Вслучае подлинного творческого акта преодолевается логический разрыв на пути отусловий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счетиррационального начала, интуиции.
4. Творческое мышление связываютобычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько соспособностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.
5. Важным психологическимкритерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоциональногопереживания, предшествующего моменту нахождения решения.
6. Творческий мыслительный актобычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но оченьсильной мотивации.
Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре и ряддругих авторов выделили четыре фазы любого творческого решения: фаза собиранияматериала, накопления знаний, которые могут лечь в основу решения илипереформулирования проблемы; фаза созревания или инкубации, когда работает восновном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек можетзаниматься совсем другой деятельностью; фаза озарения или инсайта, когдарешение часто совершено неожиданно и целиком появляется в сознании; фазаконтроля или проверки, которая требует полной включенности сознания.
Выделим следующие творческиеспособности:
1. Зоркость в поисках — способностьделать неожиданные открытия, вовсе не стремясь к этому, и обнаруживать вещи,которые специально не собирались искать. Способность увидеть то, что ноукладывается в рамки ранее усвоенного — это нечто большее, чем простонаблюдательность.
2. Способность к свёртываниюмыслительных операций.
В процессе мышления нуженпоследовательный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Поройиз-за этого не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, всерассуждение от первого до последнего шага. Однако человек обладает способностьюк свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.
3. Способность к переносу. Весьмасущественна способность применить навык, приобретенный при решении однойзадачи, к решению другой, т.е. умение отделить специфический аспект проблемы отнеспецифического, переносимого в другие области. Это, по сути, способность квыработке обобщающих стратегий. По словам польского математика Стефана Банаха (1892-1945),«математик — это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями; лучшийматематик тот, кто устанавливает аналогии доказательств; более сильныйматематик тот, кто замечает аналогии теорий; но можно представить себе итакого, кто между аналогиями видит аналогии». Поиски аналогий — это и естьвыработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи.
4. Боковое мышление. Широкораспределенное внимание повышает шансы на решение проблемы. Французскийпсихолог Сурье писал: «Чтобы творить — надо думать около». Поаналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением этуспособность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию.
5. Цельность восприятия. Этимтермином обозначается способность воспринимать действительность целиком, недробя ее (в отличие от восприятия информации мелкими независимыми «порциями»).
6. Готовность памяти — способность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту. Это — одно из важных условий продуктивного мышления.
7. Сближение понятий. Следующееслагаемое творческой одаренности — легкость ассоциирования и отдаленностьассоциируемых понятий, «смысловое расстояние» между ними. Этаспособность проявляется, например, в «синтезе» острот.
Еще А.С. Пушкин отметил, чтоименно в остроумии отчетливо прослеживается «сближение понятии»:«Остроумием называем мы не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам,но способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения».
8. Гибкость мышления. Гибкостьмышления означает способность быстро и легко переходить от одного классаявлений к другому, далекому от первого по содержанию. Отсутствие такой гибкостиназывают инертностью, ригидностью, окостенелостью и даже «застреванием»или «застойностью» мышления.
9. Гибкость интеллекта. Существуеттакже гибкость как способность вовремя отказаться от скомпрометированнойгипотезы. Нужно подчеркнуть здесь слово «вовремя». Если слишком долгоупорствовать, исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет упущено время. Аслишком ранний отказ от гипотезы может привести к тому, что будет упущенавозможность решения.
10. Способность к оценочнымдействиям. Чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многихальтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только позавершении работы, но и многократно по ходу ее; они служат вехами на путитворческих исканий, отделяющими различные этапы и стадии творческого процесса. Нанезависимость оценочных способностей от других типов способностей первыми,кажется, обратили внимание шахматные мастера.
11. Способность к «сцеплению».Этим словом обозначается способность индивида объединять воспринимаемыераздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним личностнымопытом, без чего воспринимаемая информация не превращается в знание, нестановится частью интеллекта.
12. Лёгкость генерирования идей.Еще одна составляющая творческой одаренности — легкость генерирования идей. Причемне обязательно, чтобы каждая идея была правильной. «Можно считать аксиомойтот факт, — писал в 1953 году американский физик А. Осборн, — что количествоидей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что, чем большеидей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причемлучшие идеи приходят в голову не сразу».
13. Беглость речи. Легкостьформулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. Ее можно выразить идругим кодом, например, аналитически (формулой) или графиком, нословесно-речевой код — самый универсальный. (Бойкость речи иногда ошибочнопринимают за легкость генерирования идей)
14. Способность к доведению доконца. Здесь имеется в виду не просто настойчивость, собранность и волевойнастрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к«доведению», к совершенствованию первоначального замысла.
Едва ли нужно объяснять,насколько важна эта способность, позволяющая довести работу до такого уровня,когда она приобретает универсальную значимость и общественную ценность. Одинтолько замысел, каков бы ни был его размах, социального признания, как правило,не получает. «Во всяком практическом деле идея составляет от 2 до 5%, аостальные 98-95% — это исполнение», — любил повторять академик А.Н. Крылов.
Насколько существенны детали влюбой работе — об этом писал Микеланджело: «Мелочи создают совершенство,но совершенство — по мелочь».
Таким образом, перечисленные слагаемыетворческой одаренности, по сути, не отличаются от обычных мыслительныхспособностей.
Понятия «мышление» и«творчество» зачастую противопоставляют. Но такая позиция приводит кгрубой методологической ошибке, заставляя признать, что для «творческих личностей»должны быть особые психологические законы. На самом же деле элементарныеспособности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены(сильнее или слабее) и по-разному сочетаются между собой.
Например, сочетание зоркости впоисках проблем, гибкости интеллекта, легкости генерирования идей и способностик отдаленному ассоциированию проявляет себя как нестандартность мышления,которую издавна считают непременной составной частью таланта.1.4 Различные подходы к определению творческихспособностей
В современной психологическойнауке выделяют три основных подхода к определению творческих способностей.
1. Как таковых творческихспособностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качественеобходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главнуюроль в детерминации творческого поведения играют мотивы, ценности, личностныечерты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числуосновных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивнуюодаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных исложных ситуациях.
Особняком стоит концепция Д.Б. Богоявленской,которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловленаопределенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество,с точки зрения Богоявленской, является ситуативно нестимулированнойактивностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативныйтип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям,художникам, музыкантам, изобретателям.
2. Творческая способность (креативность)является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор,Г. Грубер, Я.А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теориягласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительнаякорреляция.
Наиболее развитой концепциейявляется «теория интеллектуального порога» Э.П. Торренса: если IQ,ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативовс низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
Предположение Торренса наудивление хорошо соответствует данным Д. Перкинса, согласно которым для каждойпрофессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ вышеэтого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главнуюроль в определении успешности работы играют личностные ценности и чертыхарактера.
3. Высокий уровень развитияинтеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческогопроцесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зренияразделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер,Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).
Эмпирическое изучениетворческого мышления в современной психологии проводится с использованиемследующих методов.
1. Анализ процесса решения такназываемых малых творческих задач, или задач на смекалку, требующих, какправило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений,которые субъект сам на себя накладывает.
2. Использование наводящих задач.В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся внаводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому жепринципу и поэтому может помочь в решении основной.
3. Использование «многослойных»задач. Испытуемому дается целая серия однотипных задач, имеющих достаточнопростые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие задачи,каждый раз заново находя решения. Творческий человек проявит «интеллектуальнуюинициативу» и попытается открыть более общую закономерность, лежащую воснове каждого отдельного решения.
4. Методы экспертных оценок дляопределения творчески работающих людей в той или иной области науки, искусстваили практической деятельности.
5. Анализ продуктов деятельностидля определения степени новизны и оригинальности.
6. Некоторые шкалы личностныхопросников и проективных тестов могут давать информацию о выраженноститворческого начала в мышлении человека.
7. Специальные тестыкреативности, основанные на решении задач так называемого открытого типа, т.е. таких,которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускаютнеограниченное число решений.
Как уже говорилось ранее, прямоеобучение творчеству невозможно, но вполне реально косвенное влияние на него засчет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность. Условияили факторы, влияющие на течение творческой деятельности бывают двух видов: ситуативныеи личностные. К последним относятся устойчивые свойства, черты личности илихарактера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или инойситуацией)
Глава 2. Школьная математическая печать каксредство развития творческих способностей школьников
На современном этапекачественное математическое образование школьников сложно представить безсистемы дополнительных образовательных услуг. Помимо факультативных курсов,кружковых занятий, предметных вечеров, олимпиад, викторин и т.д., системадополнительного математического образования должна включать в себя работу надсозданием школьной математической печати. Основной объем информации по предметуучащиеся получают из учебников и учебных пособий, что не всегда эффективностимулирует интерес школьников к математике. Многие учителя пытаются решить этупроблему, оформляя стенды, выпуская совместно с учащимися стенгазеты. Но и этаработа стремительно «сходит на нет» по ряду объективных причин,связанных с отношением государства к учительскому труду. Поэтому данная работадолжна перейти из принудительной обязанности учителя-предметника в сферудополнительного математического образования. В этой главе мы пытаемся раскрытьнаши представления о школьной математической печати, ее организации иэффективном применении.2.1 Виды, структура и возможности школьнойматематической печати (ШМП)
ШМП, выступая одной из формдеятельности в сфере дополнительного математического образования, дает педагогувозможность прививать интерес учащихся к математике, развивать творческиеспособности учащихся.
На наш взгляд, можно выделитьнесколько основных видов математической печати, которые используются всовременной школе: математические газета и стенгазета, математический стенд,журнал математического кружка. Кроме того, используются также и другие формыматематической печати, такие как: «Уголок математики» в общешкольнойили классной стенгазете, математическая фотогазета, монтажи фотографий ирисунков, математические альбомы.
Далее остановимся подробнее на математическойгазете, как на одной из более распространенных форм ШМП.2.2 Организация и содержание математической газеты2.2.1 Организация газеты
Поставив своей целью создатьматематическую газету, педагог должен прежде всего ориентироваться на интересышкольников. Школьникам, выпускающим газету, эта работа приносит большую пользу.Им приходится подбирать материалы для газеты, и для этого они знакомятся сразличными книгами, выбирают из них нужный материал, отбирают самое главное,литературно обрабатывают отобранное. Все это благотворно сказывается нарасширении кругозора учащихся, на их навыках чтения математической литературы,на их речи и грамотности. Поставив перед собой столь благородную цель, педагогпервоначально должен определиться с некоторыми важными вопросами: составредколлегии, цели, задачи, принципы газеты, вопросы финансирования.2.2.2 Название газеты
Уже само название газеты должнопривлечь к ней внимание учащихся. Поэтому лучше не давать газете название«Юный математик», ставшее шаблонным. Можно привести ряд примеров,когда школьники сами удачно подбирали названия для своих газет. Вот несколькотаких названий: «Давайте поспорим», «Алтригар» (Расшифровываетсякак Алгебра — тригонометрия — геометрия — арифметика), «Арксинус»,«Архимед», «Октант» и др.
2.2.3 Кто выпускает газету?
Обычно выделяется постояннаяредколлегия (редактор, секретарь, художник и др.), которая собирает (увы сбольшим трудом!) заметки у членов кружка и более или менее регулярно выпускаетгазету. Опыт показал, что это не единственная и, пожалуй, не лучшая формаорганизации выпуска математических газет. В некоторых кружках нет постояннойредколлегии. Члены кружка разбиваются по группам (скажем, по классам), и каждаяиз групп выпускает свой номер газеты. Например 1-ый номер выпускает 9-а класс,2-ой номер — 9-б класс и т.д. Это вызывает соревновательный эффект, каждаягруппа отстаивает честь своего класса и старается выпустить газету лучше, чемдругая группа. Так как каждая группа выпускает газету сравнительно редко, тоэта работа привлекает учащихся своей новизной и не приедается им. Дляокончательной проверки качества выпускаемой газеты иногда выделяется один изчленов бюро кружка. Выпускать газету нужно регулярно, не реже одного раза в двамесяца.2.2.4 Основные принципы газеты
На наш взгляд качественныйвыпуск газеты возможен, если сформированы и поддерживаются на протяжении всеговремени выпуска некоторые принципы газеты. Выделим некоторые из них.
1. Регулярность. На наш взгляд — это один из важнейших принципов газеты. Заданные наперед сроки выпускаочередного номера газеты обеспечивают интерес школьников, которые ждут его снетерпением. Так же это будет «подстегивать» редколлегию кзаблоговременному поиску, сбору и обсуждению, а в конечном итоге к созданиюочередного номера математической газеты.
2. Массовость. Во-первых, этотпринцип обеспечивает вовлечение основной массы школьников в математическуюжизнь школы, интерес к интеллектуальному творческому труду, во-вторых, ещебольшую заинтересованность ребят, работающих над созданием газеты, ведьрезультаты их труда увидит вся школа.
3. Привлекательность. Газетадолжна привлекать внимание, заинтересовывать ребят, читающих ее. Если газетасделана неопрятно, не творчески, материал подобран не качественно, оформленаона не красиво, то, естественно, никакого интереса при ее чтении у основноймассы школьников не появится и цели, поставленные педагогом достигнуты не будут.Поэтому при создании газеты очень важно художественное творчество школьников,которое нужно приветствовать и всячески поощрять.
4. Демократичность. Кпубликациям в газете должны быть допущены все желающие, газета должна бытьдемократичной. Этот принцип должен обеспечить больший объем материалов дляпубликации и вовлечение основной массы школьников в жизнь кружка, газеты, а вконечном итоге — в математическую жизнь школы. Материалы для очередного номерагазеты может отбирать главный редактор (педагог), но лучше, если это будетпроисходить в ходе обсуждения и, если понадобится, голосования среди членов ред.коллегии.2.2.5 Некоторые вопросы маркетинга
Рекламировать выход очередногономера школьной математической газеты нужно ненавязчиво, но повсеместно: несколькослов на уроке или кружке, реклама на стенде, и вот об этом событии уже всезнают и ждут его с нетерпением.
Для привития интереса к газетерекомендуется печатать в ней статьи не только твердой математическойнаправленности, но и косвенной: интервью с интересными школьниками (например,рубрика ЖЗШ: жизнь замечательных школьников), репортажи и статьи о жизни роднойшколы и других школ, фантазийное творчество школьников может проявиться приобдумывании и описании каких-либо фантастических тем (например, «ПланетаЗемля без силы тяжести»).
Рекомендуется наладить обратнуюсвязь с читателями, например, через «Опросные листы» с помощьюкоторых можно получить ответы на следующие вопросы: «Какие рубрики вамбольше всего понравились?», «Какие конкретные предложения вы могли бывнести в создание школьной математической газеты?», «Что, по вашемумнению, лишнее в газете?» и др. На основании «Опросных листов» можносоставить рейтинг рубрик и поощрить лучших авторов. Закреплять рубрики законкретными авторами не рекомендуется.
2.2.6 Содержание номеров: разделы газеты, рубрики
Содержание газеты должно бытьразнообразным, в противном случае она скоро надоест учащимся. Укажем на рядважных разделов, которые желательно иметь в газетах. Название этих разделовможно не указывать в газете.
1. Математическая жизнь в нашейшколе (наш кружок, недостатки в его работе, что было на заседании кружка, оматематическом вечере предшествующем или предстоящем, связь с другими кружкамии др.).
2. Математическая жизнь в нашейстране (математические олимпиады и турниры, достижения школьников, выдающиесяматематики и их открытия и др.).
3. Краткое изложение некоторыхматематических вопросов. Больших вкладок и крупных доказательств теорем нужноизбегать. Но следует делать ссылки на литературу, где доказательства можнонайти. Можно в нескольких номерах газеты помещать целую серию заметок (по однойзаметке из серии в каждом номере), связанных общностью темы, например: «Тайнынатурального ряда» (решенные и нерешенные задачи теории чисел, например:«Проблема Гольдбаха», «Загадки простых чисел» и др.).
4. Биографии выдающихсяматематиков (основные даты, один — два ярких эпизода, фото).
5. Заметки по истории математикинебиографического характера: например, как люди научились считать", «Какумножали в старину».
6. Краткие сообщения рядаинтересных фактов по математике и ее истории (помещается под общим заголовком«Знаешь ли ты, что …). Лучше, чтобы эти сообщения были связаны общностьютемы, например: „Счетная техника“, „Русская математика“.
7.» Наш словарь". Вживой форме объясняется смысл и происхождение какого либо математическоготермина.
8. «Наш календарь». Оченькраткое (одна — две фразы) сообщение по истории математики.
9. «Геометрические иллюзии».
10. Занимательные задачи,софизмы, парадоксы, арифметические ребусы; задачи, предлагавшиеся на различныхолимпиадах, конкурсах (с указанием, где и когда они были предложены). Обычноони помещаются под заголовком: «Подумай», «Как это моглослучиться?», «Уголок профессора Головоломки» и др.
11. «Математическиестихотворения» о математике и математиках.
12. «Математический юмор»Можно использовать забавные случаи, имевшие место на заседаниях кружка или науроках математики.
Название рубрик, как и названиесамой математической газеты должно быть интересным, привлекать внимание. Например:«А знаешь ли ты, что…», «Из-за угла», «Треугольныйдиван», «Большой репортаж», ЖЗШ (жизнь замечательных школьников),«Размышляйка», «Лаборатория околоматематических наук»,«Ты — гений», «Говори правильно» и др.
2.2.7 Оформление газеты
Так как сделать красивыйзаголовок — весьма кропотливое дело, то можно сохранить один заголовок для всехномеров. Газету неплохо украсить метким высказыванием о математике.
Плохо, если в газете две крупныестатьи и ничего больше. Незачем помещать в газету большую передовую статью. Предпочтениязаслуживают мелкие заметки в 8-15 строк.
В каждом номере должно быть неменее 2-3 фотографий, рисунков или чертежей. Можно, в частности, помещатьфотографии победителей математических олимпиад, а также рисунки и фотографииматематических приборов, фигур и т.д. Для этих целей рекомендуется выбратьпутем голосования человека, ответственного за фотосъемку, а также группу ребят,в обязанность которых войдет оформление газеты рисунками и чертежами.
2.3 Развитие творческих способностей школьников при созданииматематической газеты
Создание конкретного печатногопродукта можно разбить на несколько этапов, и на каждом из них можно по-своемуразвивать творчество учащихся. Рассмотрим эти этапы и отметим пути, которымидолжен на наш взгляд идти педагог, поставивший своей целью развить творческиеспособности учащихся.
1. Обсуждение содержания.
На этом этапе учащиеся строятплан будущего печатного продукта, генерируют идеи, обобщают и абстрагируют,отбирают лучшее. Каждый член редколлегии берет на себя задание подготовитькакой-либо материал.
Поставив перед собой цель: развитьтворческие способности учащихся, педагог помогает им выбирать и распределятьзадания. Например: ученикам, склонным к интеллектуальному творчеству достаютсязадания, связанные с решением нестандартных творческих задач, творческим,самостоятельным доказательством неизвестной теоремы; ученикам, склонным ктворчеству художественному достаются задания, связанные с красивым оформлениемгазеты, творческими фотоработами, рисованием и изготовлением чертежей.
Но рекомендуется, чтобытворческая личность развивалась в более широком русле, чередовать задания,связанные с интеллектуальным творчеством, с заданиями художественного плана.
На этом этапе подготовкипечатного продукта преобладает групповая форма деятельности, и именно на этомэтапе четко проявляется коллективное творчество: кто-то обладает способностьюгенерировать идеи, у кого-то преобладает способность зоркости в поисках, кто-тохорошо обобщает и видит весь будущий проект единым целым. А все вместе, работаяв группе, учащиеся дополняют творчество друг друга, конфликтуют, и в конечномитоге приходят к единому мнению, создают план и подбирают содержание будущего печатногопродукта.
Можно предложить детям игру: детиделятся на две группы, «генераторы идей» и «критики», передними ставится какая-либо задача, например, подобрать тему для рубрики «Математическаяизюминка» (Интересные математические факты). «Генераторы» вырабатываютидеи, свободно, без критики, идеи записываются. Затем в работу включаетсявторая группа, «критики» анализируют все записанные идеи, и выбираютлучшую. Этот метод получил в науке название «Метод мозгового штурма».
Итак, к примеру «генераторы»предложили следующие темы: «Геометрические иллюзии», «Какправильно, ноль или нуль?», «Откуда взялись числа?», «Счетнаятехника», а «критики» решили, что тема «Откуда взялисьчисла?» — самая удачная, и предложили рассмотреть ее более конкретно. Например,рассказать об истории появления чисел в нашей стране и озаглавить статьюсоответственно — «Как на Руси появились числа?»
Со временем, вероятно,сообразуясь со своими интересами и способностями, школьники сами решат для себякакая роль «генераторов идей» или «критиков» им большевсего подходит.
2. Сбор информации.
Далее школьники, согласуясь споставленным планом и задачами, подбирают материал. Для этого они читают новыекниги, решают нестандартные задачи, формируют красивое решение, разрабатывают иберут интервью у интересных людей, реализуют свои творческие проекты. Все этоведет к получению новой информации, процессам осознания, обработки, обобщения иабстрагирования полученных знаний, поиску других путей для достижения цели. Вполной мере проявляется работа аппарата интеллектуального творчества.
3. Обсуждение информации.
На этом этапе опять жепроисходит работа в группе, наглядно проявляется коллективное творчество. Рассматриваютсяпути решения поставленных перед учениками задач. Педагог ставит вопросы: «Каквы считаете, правильно ли решена поставленная перед вашим товарищем задача?»,«Как бы сделали вы?», «А каково прикладное значение доказаннойтеоремы (решенной задачи)?», «Можно ли было достигнуть поставленнойцели другим путем?» и т.д. Школьники рассказывают, с какими трудностямиони столкнулись, что нового узнали, в каких условиях происходила их работа надпроектом.
Детей надо научить защищать свойпроект, уметь отвечать на вопросы и уметь в свою очередь задавать сильныевопросы. Предложите детям игру в «да-нет-ку». Загадайтегеометрическую фигуру (круг) и предложите детям отгадать ее. Отмечайте хорошие,сильные вопросы. Например, вопрос «Это квадрат?» — слабый вопрос, авопрос «Имеет ли эта фигура углы?» — сильный вопрос, отсекающий целыйкласс фигур. Поощряйте сильные вопросы.
Предложите еще одну игру,которая называется «интервью». Сначала познакомьте детей с новымисловами.
Интервью — беседа,предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер — тот, ктозадаёт вопросы.
Респондент — тот, ктоотвечает на вопросы.
Между детьми распределяются роли.Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинаютзадавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.
Возможные темы: обсуждениепредыдущего номера газеты, применение доказанной теоремы в жизни, как сделатьшкольные уроки математики интереснее?
Варианты игры:
1) воспитатель интервьюируетребят,
2) дети берут интервью увоспитателя,
3) дети берут интервью у детей.
4. Доработка.
Основное значение этого этапаработы над газетой (журналом и т.д.) в том, чтобы отобрать все нужное и самоелучшее для газеты. Неточно, или не до конца решенные задачи или проекты послеобсуждения отдаются на доработку. Учителем ставятся дополнительные задачи. Еслинестандартная задача решена, нужно ее красиво оформить и т.д.
5. Создание печатного продукта.
На этом этапе в полной мерепроявляется художественное творчество. Подобранные для газеты материалынабираются, идет их вставка в шаблон газеты, верстка, оформление. Ставится вопрос:«Как сделать газету более интересной?», «Что сделать, чтобыпривлечь внимание основной массы учащихся к газете?» Школьники с помощьюпедагога решают поставленные перед собой задачи, вместе оформляя газету, вносяпоследние штрихи.2.4 Развитие творческих способностей школьников прииспользовании математической газеты
Выше мы рассматривали творчествотолько при создании печатного продукта, но школьная математическая печать даетнам более широкое поле для развития творческих способностей у детей. Кромевсего прочего — это еще и творчество при использовании печатного продукта.
В математической газете, как мыуже говорили, должен содержаться определенный процент задач и занимательных, иболее высокого уровня, нежели задачи на уроках математики. Можно организоватьконкурс на самое интересное решение задач, поощрять тех, кто предложит лучшеерешение.
Можно ввести рубрику «Изномера в номер». Педагог предлагает тему, начинает рассказ, в следующемномере кто-либо из школьников продолжает рассказ, в следующем номере кто-нибудьдругой и т.д.
Например, педагог вводит тему«Геометрия Лобачевского в нашем мире». И начинает фантазировать натему, реальна ли неевклидова геометрия в нашей жизни? К примеру,железнодорожные пути. Все знают, что они представляют собой две параллельныерельсы. Представьте, что расстояние между колесами поезда фиксировано и наместности проходит один рельс и точка, удаленная на расстояние, равноерасстоянию между колесами поезда. Мы знаем из евклидовой геометрии, что черезточку можно провести лишь одну прямую, параллельную данной, а представьте, чтоих может быть и две, и больше. Что произошло бы с движением поездов? Какие ещеперемены произошли бы в нашей жизни? и др. В следующем номере кто-либо другойпродолжает тему и так далее.
Можно устроить конкурс на лучшуюстатью, на самую интересную идею для заметки, поощрять ребят, которыезаинтересуются этим.
Заключение
Учитывая задачи, поставленныеперед данной работой можно подвести некоторые итоги. Нами были изученыпсихолого-педагогические и дидактические условия развития творческихспособностей учащихся, в той мере, которая позволяет на достаточном уровнеобосновать предложенные в данном проекте приёмы и методы работы с учениками. Быларазработана методика использования школьной математической печати, как средстваразвития творческих способностей учащихся. Приведены этапы подготовки печатногопродукта, и описание, как на каждом из них мы можем развивать творчествоучащихся. Перспективным направлением над данной темой можно выбрать разработкуконкретных занятий кружка математической школьной печати, с целью развитиятворческих способностей учащихся, их практическую реализацию, а также создание макетовматематических печатных продуктов, в который необходимо включить: набор развивающихзадач, олимпиадные задачи и элементы художественного творчества.
Библиографический список
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей — СПб.: ИздательствоПитер, 1999 — 386с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособиедля студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2002. — 320с.
3. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. — СПб.:Издательство «Михаил Сизов», 2002. — 320с.