Содержание Введение 3 Правовой статус личности. 1. Понятие правового статуса личности 2. Личные права и свободы 2. Принципы правового статуса личности 11 Заключение 13 Список литературы 14 Введение Основы правового положения личности складываются в области отношений «общество – государство – личность». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают
взаимную связь общества, государства и личности. Права человека не могут быть отделены от социальной дея¬тельности людей, от их общественных отношений. Они явля¬ются нормативной формой взаимодействия людей, упорядоче¬ния их связей, координации их деятельности, предотвращения противоречий и конфликтов. Основы социального положения гражданина Российской Федерации закреплены в ст. 7 Конституции
РФ. Прежде всего, она провозгласила Российскую Федерацию социальным госу¬дарством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че¬ловека. К основам социального положения гражданина Кон¬ституция РФ относит: охрану труда и здоровья людей, установ¬ление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан,
развитие системы со¬циальных служб, установление государственных пенсий, посо¬бий и иных гарантий социальной защиты. К основам правового положения человека и гражданина относятся его права, свободы и обязанности, гражданство. Пра¬ва и свободы составляют краеугольный камень правового по¬ложения личности. Это зафиксировано в ст. 2 Конституции РФ. Принципиальное значение имеет и декларированные в Основ¬ном законе России полнота прав и свобод граждан и их право¬вое равенство.
В частности, в п. 2 ст. 6 было записано, что каж¬дый гражданин обладает на территории Российской Федера¬ции всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются нам самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. На наш взгляд, не получив четкого представления о мере своих прав, свобод
и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества. Правовой статус личности. 1. Понятие правового статуса личности. Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение человека в обществе. Правовой статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт,
составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности. Правовое положение индивида определяет его место в правовом общении и отражает фактическое его состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Оно обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития государства и общества. Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным правам
и свободам человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации 1993 г. впервые в законодательстве России была выражена идея естественных, неотчуждаемых прав человека. Это закреплено в статье 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Тем самым Конституция провозглашает важнейший принцип основ конституционного строя
Российской Федерации. «Под конституционными правами и свободами, – пишет М.В. Баглай, – понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту». Данные права закрепляются в качестве субъективных конституционных прав в высших по юридической силе нормах государственного права, направленных против государства, но одновременно и гарантируемых им.
Таким образом, провозглашенные Декларацией прав и свобод человека и гражданина 1991 г. как права естественные, они становятся в нашей стране правами в юридическом смысле. Идея прав человека и конституционная идея сливаются и оказывают воздействие на государство, формируемое в соответствии с принципами основных прав. Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве Российской Федерации. В Основном
Законе признан минимальный стандарт основных прав и свобод человека, сложившийся в международном праве. Тем самым учение о свободе личности получает свою материальную основу. Само по себе это знаменует огромное продвижение вперед российского общества. Философской основой и нормативными источниками института прав и свобод российского законодательства служат учение об индивидуальных правах и свободах, а также принципы и нормы международного права, закрепляющие
права личности. Основные права человека и гражданина, определенные Конституцией, фиксируют фундаментальные гарантии свободы и принципиальные ценностные ориентиры. Они призваны формировать правовую политику. Права человека и гражданина в конституционном строе приобретают особое значение для индивида и тем более для государства. Конституционное признание естественных прав дает основание полагать, что государство есть каждый, где
все – индивиды, и оно обязуется оправдать свое предназначение. Таким образом, основные права закрепляются и в качестве позитивных норм. Следовательно, нормы конституционного права, касающиеся основных прав, должны быть фундаментом всей юридической системы. Основные, или конституционные, права и свободы имеют принципиальное значение для правового статуса любого индивида. Во-первых, в этих правах получает утверждение принцип уважения человеческого
достоинства. Во-вторых, в них реализуются притязания индивида на достойное существование и развитие. В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статуса личности. Они являются исходной базой для приобретения других прав, предусмотренных законами и подзаконными актами. Основные права находят свою конкретизацию в нормах текущего законодательства. В-четвертых, конституционные права имеют одинаковый, постоянный и равный правовой характер для всех
лиц. Этим Конституция закрепляет принцип социальной справедливости, предоставляя каждому индивиду исходно равный минимум свободы (или возможностей), которая необходима ему как творческой личности. 2. Личные права и свободы. Основные права и свободы человека и гражданина сформулированы в Конституции Российской Федерации в соответствии с международными документами – Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г
Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и др. Конституционные права образуют конституционно-правовой статус личности. Эти правоотношения составляют основу деятельности органов государственной власти. Названные права и свободы составляют правовой фундамент статуса человека и гражданина и по-разному
именуются в литературе - личные, гражданские и т. д. Эти права неотъемлемы, т. е. не подлежащие ограниче¬нию; большинство из них носят абсолютный характер, имеют повышен¬ные гарантии, высокую степень охраны и обеспеченности. Перечень указанных прав и свобод содержится в ст. 20-29 Конститу¬ции РФ. Проанализируем их на основе соответствующих статей
Конститу¬ции РФ и других нормативно-правовых источников. Право на жизнь. Данное важнейшее право является фундаменталь¬ным, ключевым и в решающей степени предопределяет демократический и гуманистический характер всех остальных прав и свобод человека и гра¬жданина. Право на жизнь провозглашено международно-правовыми акта¬ми о правах человека, конституциями стран мира и рассматривается как неотъемлемое право каждого человека.
С точки зрения эволюции системы правовых гарантий права на жизнь особое значение имеет вопрос о смертной казни, которая в результате на¬стойчивых и разумных требований общественных и религиозных органи¬заций ряда стран в их конституциях как мера наказания запрещена. Хотя недемократические соображения и доводы еще не везде полностью последовательно восприняты и тем более воплощены в жизни, перспек¬тива полной отмены смертной казни сохраняется, о чем свидетельствует 2
ст. 20 Конституции РФ. При этом данная статья Конституции РФ при¬звана рассматриваться в целостном виде и в контексте с другими положе¬ниями и нормами Конституции. Это означает наличие ряда гарантий против произвольного примене¬ния смертной казни, а именно: смертная казнь должна устанавливаться только Федеральным законом (в федеративном государстве); смертная казнь представляет собой исключительную меру наказания, т. е. имеет альтернативу в виде лишения свободы
на определенный срок с тем, что¬бы суд всегда имел возможность выбора меры наказания. Такой подход изначально ограничивает, создает правовые рамки применения смертной казни. Конечно, в данном случае мы акцентируем внимание на конститу¬ционно-правовом аспекте проблемы, не касаясь уголовно-правового. К сказанному надо добавить также следующее. Первое - смертная казнь может применяться только за особо тяжкие преступления против жизни (т. е. в
отношении лиц, совершивших умыш¬ленное убийство при отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они привели к гибели людей). Второе - при угрозе применения смертной казни обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседате¬лей (процесс, отражающий последовательную гуманизацию правосудия в России). Третье - это демократические и гуманистические тенденции сокраще¬ния составов преступлений,
предусматривающих смертную казнь. В УК РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 г эти составы преступлений были сокращены с 28 до 5 (умышленное убийство, террористический акт и др.). По ряду составов смертная казнь была заменена пожизненным заключе¬нием. Как уже отмечалось, возможны разные варианты классификации лич¬ных прав и свобод. В научных и особенно учебных изданиях предлагаются многочисленные способы деления личных прав и свобод
на отдельные группы либо их системно-целостные характеристики. По-видимому, для глубокого понимания темы целесообразна более дробная классификация. Поэтому, продолжая начатую с права на жизнь характеристику личных прав и свобод, проанализируем следующие ее элементы. Статья 21 Конституции РФ провозглашает институт достоинства лич¬ности. Само понятие «достоинство личности» - сложная нравственно-философская и правовая категория, которая
в целом равнозначна праву на уважение и обязанности, уважать других. Философско-этические аспекты категории «достоинство личности» широки и многогранны. Нас интересу¬ет в первую очередь конституционно-правовой аспект. В этом плане на первом месте стоит соотношение «достоинства лично¬сти» и государства. Достоинство проявляется и конкретизируется в правах человека, а охраняется и гарантируется государством.
Без этого говорить об охране достоинства личности невозможно. Однако государство - хотя и ведущий, но далеко не единственный га¬рант защиты достоинства личности. Существует целый комплекс факторов, которые призваны быть имманентными самой личности, чтобы огра¬дить ее от посягательств (а они неизбежны и объективно обусловлены) на достоинство. Государство не может учесть всю их совокупность, много¬плановость, противоречивость.
Многое, в конечном счете зависит от самой личности. Конституция РФ (ч. 1 ст. 21) провозглашает: ничто не может быть ос¬нованием для ее (личности) умаления. Данное положение в определенной степени декларативно, условно, чем нередко страдают философские поня¬тия и феномены. В российском праве существует набор правовых гарантий, направлен¬ных на защиту достоинства личности. В Конституции РФ (п. 2 ст. 21) пре¬дусматривается: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию,
друго¬му жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может, быть без добровольного согласия под¬вергнут медицинским, научным или иным опытам». На защиту достоинства личности направлены многие нормы уголовно¬го права и процесса, гражданского права, административного, финансово¬го, налогового, экологического, таможенного, других правовых отраслей. В Уголовном кодексе РФ предусмотрены такие составы преступления, как клевета и оскорбление.
Существенны гражданско-правовые нормы, за¬фиксированные в Гражданском кодексе РФ, направленные на охрану жиз¬ни, здоровья, достоинства, личной неприкосновенности, чести и доброго имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, права на имя и авторство и др. Ценность многих из них возросла именно сейчас, в условиях формирования и функционирования рыночных отношений и становления гражданского общества в
России. Право на свободу и личную неприкосновенность. Среди статей Консти¬туции РФ, посвященных личным правам и свободам (ст. 20-29), это право стоит на третьем месте (ст. 2), что подчеркивает его особую значимость. Возможны различные определения права на свободу. Причем, как от¬мечено в литературе, это право есть не что иное, как сама свобода, т. е. воз¬можность, причем гарантированная
Конституцией и федеральными зако¬нами, совершать любые правомерные действия, иными словами, акции и поступки, которые находятся в согласии с правом и законами, соответствуют, а не противоречат им. В тесной связи с правом на свободу находится личная неприкосновен¬ность человека, которая имеет достаточно широкий диапазон действия. Это жизнь человека, его здоровье, честь, достоинство и другие элементы, которые могут быть значительно расширены. Никто не вправе силой или угрозами принуждать индивида к каким-то
действиям, подвергать его на¬силию и истязаниям, обыску или наносить вред его здоровью. Существен¬ной демократической новеллой Конституции РФ явилось установление в ч. 2 ст. 22 такой серьезной правовой гарантии свободы и личной непри¬косновенности, как судебный порядок ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. То есть они допускаются только по судебному решению, до которого лицо не может быть подвергнуто задержанию
на срок более 48 часов. Однако проблема правовых и иных гарантий права на свободу и лич¬ную неприкосновенность, как впрочем и на все другие права и свободы че¬ловека и гражданина, продолжает оставаться чрезвычайно актуальной. В этой связи необходимо особо подчеркнуть огромную роль Конституци¬онного Суда РФ, деятельность которого в последние годы существенно ак¬тивизировалась. Право на частную жизнь. Оно явствует из содержания ст.
23 Консти¬туции РФ. Частная жизнь человека является стороной его личной жизни. Однако это та сторона, которую в силу каких-либо причин он не желает де¬лать достоянием других. Частная жизнь человека - вопрос не только сложный, но и достаточно деликатный, подчас интимный. Поэтому в Конституции подчеркивается право на ее неприкосновенность. В перипетиях этой жизни, нередко в ее реальных хитросплетениях за¬ключаются и отражаются многие сокровенные
интересы и побуждения человека, проявляются конкретные, подчас неожиданные действия и по¬ступки. Все эти факторы и обстоятельства требуют внимательнейшего учета, большого такта. И, конечно, глубоко демократической, цивилизованной, можно ска¬зать, подлинно интеллектуальной правовой акцией явились конституци¬онное закрепление права на неприкосновенность частной жизни, приня¬тие комплекса мер в этой сфере человеческой жизни, его бытия. И в этом случае, как, впрочем, и в отношении ранее названных,
важно установле¬ние многообразных гарантий, которые содержатся в Конституции РФ, осо¬бенно в ст. 23 и 24. Выделим некоторые наиболее существенные из них. Первое - это право человека на личную и семейную тайну, которое должно всемерно защищаться, но нередко, как показывает жизнь, наруша¬ется. Поэтому нужна государственная поддержка этого права, особенно с учетом того, что возможны злоупотребления тайной частной жизни, но¬сящие антиобщественный характер,
наносящие обществу, государству, конкретным людям и организациям моральный вред и материальный ущерб. В таких случаях общество, государство, общественные объедине¬ния не могут оставаться в стороне. Право на защиту своей чести и доброго имени. В случаях, когда честь и доброе имя человека подвергаются унижению, он имеет право потребо¬вать через суд наказания виновного или компенсации морального вреда, что предусмотрено Уголовным кодексом РФ. Если клеветнические и поро¬чащие человека сведения, данные,
иная информация публикуются в печа¬ти, суд может обязать соответствующий печатный орган опубликовать оп¬ровержение этих сведений или информации. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле¬графных и иных сообщений. Оно предусмотрено ч. 2 ст. 23 Конституции РФ. Уголовное законодательство квалифицирует нарушение тайны пере¬писки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан как уголовное преступление.
В ч. 1 ст. 24 Конституции РФ говорится: «Сбор, хранение, использова¬ние и распространение информации о частной жизни лица без его согла¬сия не допускаются». По существу это принципиальное демократическое предписание составляет неотъемлемую, органическую часть института свободы и личной неприкосновенности человека и гражданина. Причем чрезвычайно важно положение об обязательности согласия лица на рас¬пространение информации о
нем. Статья 24 Конституции по сути получила развитие в ст. 139 ГК РФ - норме об охране служебной и коммерческой тайны, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестнос¬ти ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к обеспечению ее конфиден¬циальности. В ч. 2 ст. 24 определены властно-правовые гарантии обеспе¬чения реализации названной статьи: «Органы
государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обес¬печить каждому возможность ознакомления с документами и материала¬ми, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Неприкосновенность жилища. Это конституционное, жизненно важ¬ное право регламентируется ст. 5 Конституции РФ. Никто не вправе про¬никать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как
в слу¬чаях, установленных Федеральным законом, или на основании судебно¬го решения. Неприкосновенность жилища - не абстрактная норма. Действительно, в некоторых ситуациях возникает необходимость проник¬новения в жилище против воли в нем проживающих. Однако такие ситуа¬ции строго определены в Конституции, законах или судебных решениях. Более конкретно данный вопрос регулируется в
УПК, Законе об опе¬ративно-розыскной деятельности в РФ, Законе о федеральных органах на¬логовой полиции, Законе о милиции и др. При проникновении в жилище на основании судебного решения применяются все необходимые требова¬ния судопроизводства. Национальная принадлежность. В ст. 26 Конституции РФ гарантиру¬ется демократическое право каждого указывать свою национальную при¬надлежность.
Однако никто не может быть принужден к этому. Данная прогрессивная новелла Конституции РФ имеет принципиальное значение, поскольку снимает, по крайней мере частично, проблему национальной дискриминации. Чрезвычайно важны вопросы о праве на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. По этому поводу возникает немало дискуссий. Их разреше¬нию способствуют
Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. и Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996г. Свобода передвижения и места жительства. Это право установлено ст. 27 Конституции РФ. Оно актуально для многих людей, особенно с уче¬том миграционной, экологической и демографической ситуации в России. Во-первых, надо отметить, что речь в названной статье идет о каждом,
кто законно находится на территории РФ. Лицо, незаконно проникшее в страну (нарушение визового режима, законодательства о выезде и др.), не может признаваться таковым. Во-вторых, вопросы свободы передвиже¬ния, выбора места пребывания и жительства регулируются не только нор¬мами конституционного права. Важнейшую роль при этом играют нормы административного права, в которых подробно определены правила и по¬рядок передвижения граждан, выбора места пребывания и жительства.
Следует выделить Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 3 июня 1993 г а также Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федера¬ции, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 17 июля 1995 г. Актуальна и ч. 2 ст. 27 Конституции РФ о праве каждого свободно вы¬езжать за пределы Российской Федерации, а также конституционная нор¬ма о праве гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Порядок выезда более конкретно изложен в Федеральном за¬коне «О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. Основными документами, удостоверяю¬щими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют вы¬езд из РФ и въезд в РФ, являются: паспорт; дипломатический паспорт; слу¬жебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Пас¬порт выдается гражданину РФ по его письменному заявлению, поданному лично или через его
законного представителя органом внутренних дел по месту жительства, МИДом РФ на территории РФ, а также дипломатиче¬ским представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ. Процессуальные детали оформления заграничного паспорта, основа¬ния для отказа в его выдаче, иные основания, временно ограничивающие право на выезд (военная служба и др.), относятся к сфере административ¬ного права РФ и рассматриваются в этом курсе.
Отказ гражданину на вы¬езд из РФ может быть обжалован в суде. Лица, имеющие российское гражданство, не нуждаются в каких-либо въездных визах или разрешениях. Свобода совести и вероисповедания провозглашена в ст. 28 Конститу¬ции РФ. Эта свобода может трактоваться по-разному, в том числе как пра¬во быть верующим, исповедовать любую религию, так и придерживаться атеистического мировоззрения.
Конституция РФ (ст. 8) провозглашает: «Каждому гарантируется сво¬бода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать ин¬дивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедо¬вать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Такая формули¬ровка отражает подходы к данной проблеме, закрепленные в Междуна¬родном пакте о гражданских и политических правах.
Вопрос о свободе со¬вести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным зако¬ном «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. В нем конкретизированы гарантии свободы вероисповедования, в частности за¬прещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения ре¬лигиозной литературы, предметов религиозного
назначения и т. д. Законодательство преследует те религиозные объединения, деятель¬ность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, совер¬шением противоправных действий. В целях воспрепятствования таким акциям Федеральный закон предусматривает обязательную ежегодную перерегистрацию религиозных организаций в течение 15 лет после обра¬зования. Закон также устанавливает, что все новые организации, создан¬ные после его вступления в силу, не регистрируются
до истечения 15 лет их существования на территории РФ. Свобода мысли и слова закреплена в ст. 29 Конституции РФ. Согласно этой статье: 1) каждому гарантируется свобода мысли и слова; 2) не допус¬каются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропа¬ганда социального, расового, национального, религиозного или языкового
превосходства; 3) никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; 4) каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государ¬ственную тайну, определяется Федеральным законом; 5) гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Приведенные положения имеют свое назначение, относительно самостоятельное содержание,
хотя и тесно взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга. В учебниках по конституционному праву (например М.В. Баглая, под ред В. В. Лазарева, в книге «Права человека» и других изданиях) по суще¬ству отсутствуют определения понятий «мысль», «свобода мысли», о чем, собственно, и говорится в ч. 1 ст. 29. Таким образом, еще требуются теоре¬тические усилия, чтобы сформулировать научную или хотя
бы учебную дефиницию этих понятий. Однако в Конституции РФ акцентируется вни¬мание на гарантии свободы мысли. Несколько по-иному в целом ставится вопрос о свободе слова. Правы те авторы (например, М. В. Баглай), которые утверждают: у свободы сло¬ва общая судьба с демократией - когда уничтожают одну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту
свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Такой обобщающий вывод, на наш взгляд, обосно¬ван и актуален. Тем более что в приведенных конституционных положени¬ях речь идет о широком спектре понятий, конкретных конституционно-правовых норм, которые составляют сам феномен «свобода мысли и сло¬ва» и представляют собой своеобразные гарантии осуществления этой концептуальной свободы.
Особенно важно положение «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (п. 3 ст. 29). Что касается отмеченных п. 4 и 5, то представляется обоснованным перенос их в главу о политических правах и свободах, по¬скольку они органически связаны с этой проблемой. 3. Принципы правового статуса личности. Под принципами правового статуса личности подразуме¬ваются общие основополагающие начала, определяющие его содержание.
В Конституции РФ 1993 г. получили выражение и закрепление следующие принципы правового статуса личности. 1. Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права. Согласно этому принципу Российская Федерация призна¬ет и характеризует права и свободы, свойственные цивилизо¬ванному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Междуна¬родном пакте о гражданских и политических правах, вступив¬ших в силу в 1976 г. Провозглашенные в указанных документах права и свобо¬ды человека и гражданина были взяты под международную за¬щиту. Заявляя о своей приверженности к общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепляющим права и свободы человека, Конституция РФ возлагает на госу¬дарство обязанность по их обеспечению.
2. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод че¬ловека и принадлежность их ему от рождения. Он предполагает, что все люди признаются свободными и обладающими правами и свободами от рождения. В эпоху то¬талитарного режима помимо того, что права и свободы носили декларативный характер, они еще исходили от государства. На этом основании по инициативе государства определенные лица могли быть лишены гражданства или ущемлены в своих пра¬вах. В нынешнем
Российском государстве в силу того, что Кон¬ституцией провозглашается неотчуждаемость прав и свобод человека, государство не вправе издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Тем более оно не может лишить гражданина Российской Федера¬ции своего гражданства. Граждане, в свою очередь, свободны Действовать в пределах своих неотчуждаемых прав и свобод, для чего не требуется никаких дозволений.
3. Равенство прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип сводится к следующему. Во-первых, осуществление прав и свобод человека и граж¬данина не должно нарушать права и свободы других лиц. Во-вторых, смысл этого равенства выявляется по отношу нию к закону и суду. Государство призвано гарантировать ра¬венство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще¬ственного и должностного положения и т. д.
В-третьих, равенство прав и свобод человека и гражданина обретает реальное существование благодаря и тому, что они объяв¬ляются Конституцией РФ непосредственно действующими. 4. Принцип единства прав и обязанностей граждан. Он прежде всего основывается на том, что нет прав без обя¬занностей, как нет и обязанностей без прав. В отличие от ранее действовавшей Конституции РФ новый
Основной закон преимущественно возлагает обязанности на государство, закрепляя за гражданами минимум обязанностей. Объем обязанностей, возлагаемых Конституцией на граждан, прежде всего отвечает интересам общества и его членов. Без их реализации оно не может нормально функционировать. Таким образом, принципы правого статуса личности, воп¬лощенные в Конституции РФ, определяют характер, смысл и содержание прав и свобод человека и гражданина в условиях
правового демократического государства. Заключение Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личнос¬ти, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного го¬сударства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина,
— указывается в ст. 2, – обязанность государства». Установленные Конституцией принципиальные положения, свя¬занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской
Федерации, образующей основу не только конституционно организованного обще¬ства, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятель¬ность демократического государства, на его компетенцию и потенци¬альные возможности.
Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые харак¬теризуют его как конституционное. В современной российской действительности, когда растет преступ¬ность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, при¬знание Конституцией Российской
Федерации человека, его прав и сво¬бод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократичес¬кий потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство Содержание 1. Конституция Российской Федерации. — М 1993. 2. Абдулаев М. И. «Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений» -
М.: Финансовый контроль, 2004 410с. 3. Абдуллаев М. И. « Правоведение; Учебник для вузов». Под редакцией - М.: Финансовый контроль, 2004 561с. 4. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов».— М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М,
1998 752с. 5. Габричидзе Б.Н, Ким-Кимэн А.Н, Чернявский А.Г. «Конституционное право: Учебник» - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 472с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |