Реферат по предмету "Политология"


"Новые правые" в современной геополитике

Содержание
Введение
1. История развитияшколы «новых правых»
2. Новые правые» всовременной геополитике
3. «Новые правые» вРоссии
3.1 Встреча двух лидеров
3.2 Партия «новые правые»
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
«Новые правые» — этоевропейская геополитическая школа, сохранившая непрерывную связь с идеямидовоенных немецких геополитиков. До определенного момента общественное мнениеих просто игнорировало, считая «пережитками фашизма». И лишь впоследнее десятилетие к этому направлению стали прислушиваться в серьезныхнаучных кругах. Будучи свободной от рамок политического конформизма[1],их мысль развивалась относительно независимо и беспристрастно. Причем на рубеже90-х годов сложилась такая ситуация, что официальные европейские геополитикибыли вынуждены обратиться к «новым правым», их трудам, переводам иисследованиям для восстановления полноты геополитической картины.
«Новые правые»констатируют охвативший Европу моральный и ценностно-культурный кризис ипретендуют вывести ее из этого кризиса, разработав новую идеологию, основаннуюна ее культурных и политических истоках. Они выступают противмультикультурализма[2], провозглашая ориентациюна традиционные национально-культурные ценности; против экономизма[3],провозглашая автономию или даже примат политики над другими сферами жизниобщества.
«Новые правые» критикуютидеи фашизма и национализма (близкие им в ряде аспектов) за излишнюю ориентациюна массу. Однако ряд исследователей связывает идеологию «новых правых» снеофашизмом, в то же время подчеркивая ее отличия от «классического» фашизма.

1. История развитияшколы «новых правых»
 
В историческом смысле«новые правые» — широкая группа философов, социологов, историков, писателей идругих представителей западноевропейской интеллигенции, активно выступивших вначале 1970-х гг. во Франции. А. де Бенуа, Ш. Бресоль, П. Виаль, М. Мармен, А.Гобар критиковали состояние «европейских дел» на рубеже 1960-1970-х гг.
Ядром и организационнойформой школы стала «Группа по исследованию и изучению европейской цивилизации»,которая по начальным буквам французского названия звучит как «GRECE» (Groupe deRecherches et d’Etudes sur la Civilisation Européenne). На рубеже ХХ в. группадостигала 500 человек. Большинство в группе составляла естественнонаучнаяинтеллигенция (ибо в составе движения было много ученых-естественников),писатели (Ж. Ануй, Ж. Жано и М. Жуано) и бывшие видные политики (бывшийголлистский министр М. Понятовский, сын В. Жискара д`Эстэна и др., а также Ж.Эрсан, бывший в годы Второй мировой войны соратником маршала Петэна). В1970–1990-е гг. группа издавала на французском и итальянском языках журнал«Элеман», а также «Фигаро-магазин». Вокруг этого журнала были сгруппированыбольшое число консервативных объединений и клубов на местах. Наряду с «Элеман»,другой видный идеолог новых правых А. де Бенуа издавал в эти годы журнал «Nouvelleécole» («Новая школа», франц.), который патронировался международнымобщественным советом.
Теоретиком и лидеромдвижения являлся французский философ, писатель, журналист и публицист Ален деБенуа (Alen de Benoist, настоящее имя — Фабрис ла Рош, Fabrice La Roche).
Послевыпуска книг «Взгляд справа. Критическая антология современных идей»(1977) и «Идеи как они есть» (1979) журналисты открыли, что уже 10лет существует доселе неизвестное и обделенное вниманием прессы движение.Последнему дали название «новых правых» и развернули против негомассированную пропагандистскую кампанию. В ответ на нее Ален решил ознакомитьширокую публику с идеями «новых правых» в неискаженном виде,опубликовав книгу «Как можно быть язычником» (1981). В книге онпредстал противником христианства — идеологом европейского«неоязычества», отношение к которому, по его мнению, отличает«новых» правых от «старых». Новые правые критиковали«старых» за тоталитаризм[4] и реакционность[5].Ален пытается призвать не к повороту в язычество, а скорее к конструированиюязычества нового типа, к поклонению ценностям, а не богам. В то же время он неизобретает новую религию, а подытоживает усилия предшественников в деледехристианизации Европы от античных критиков христианства до Ф. Ницше и М.Хайдеггера:
«Я называю правойпозицию, с которой разнообразие мира и относительное неравенство как егонеизбежное следствие, рассматриваются как благо, а тенденция к увеличениюоднородности мира, являющееся результатом двухтысячелетнего господстваэгалитарной идеологии, — как зло… Я вижу врага не в левых и не в коммунистах, ав той эгалитарной идеологии, разновидности которой, религиозные и светские,метафизические или якобы «научные» процветали на протяжении двух тысяч лет.«Идеи 1789 года» — лишь этап ее развития, а коммунизм – ее неизбежноеследствие» (Ален де Бенуа).
Одним из фундаментальныхпринципов идеологии «новых правых», аналоги которых в скором временипоявились и в других европейских странах, был принцип «континентальнойгеополитики». В отличие от «старых правых» и классическихнационалистов, Бенуа считал, что принцип централистского Государства-Нации(Etat-Nation) исторически исчерпан и что будущее принадлежит только«Большим Пространствам». Причем основой таких «БольшихПространств» должны стать не столько объединение разных государств вполитический блок, но вхождение этнических групп разных масштабов в единую«Федеральную Империю » на равных основаниях. Такая «ФедеральнаяИмперия» должна быть стратегически единой, а этнически — дифференцированной.При этом стратегическое единство должно подкрепляться единством изначальной культуры.
«БольшоеПространство», которое больше всего интересовало Бенуа — это Европа.«Новые правые» считали, что народы Европы имеют общее индоевропейскоепроисхождение, единый исток. Это принцип «общего прошлого». Аобстоятельства современной эпохи диктуют необходимость объединения. Такимобразом, народы Европы обречены на «общее будущее ». Из этого деБенуа делает вывод, что основным геополитическим принципом должен стать тезис«Единая Европа ста флагов». В такой перспективе, как и во всехконцепциях «новых правых», ясно прослеживается стремление сочетать«консервативные» и «модернистские» элементы, т.е.«правое» и «левое». В последние годы «новыеправые» отказались от такого определения, считая, что они«правые» в такой же степени, в какой и «левые».
Геополитические тезисы деБенуа основываются на утверждении «континентальной судьбы Европы». Изэтого вытекает характерное для «новых правых» противопоставление«Европы » и «Запада ». «Европа» для них это континентальноегеополитическое образование, основанное на этническом ансамбле индоевропейскогопроисхождения и имеющее общие культурные корни. Это понятие традиционное.«Запад», напротив, геополитическое и историческое понятие, связанноес современным миром, отрицающее этнические и духовные традиции, выдвигающиечисто материальные и количественные критерии существования; это утилитарная ирационалистическая буржуазная цивилизация. Самым законченным воплощением Западаи его цивилизации являются США.
Из этого складываетсяконкретный проект «новых правых». Европа должна интегрироваться в«Федеральную Империю», противопоставленную Западу и США, причемособенно следует поощрять регионалистские тенденции, так как регионы иэтнические меньшинства сохранили больше традиционных черт, чем мегаполисы икультурные центры, пораженные «духом Запада». Франция при этом должнаориентироваться на Германию и Среднюю Европу. На уровне практической политикиначиная с 70-х годов «новые правые» выступают за строгийстратегический нейтралитет Европы, за выход из НАТО, за развитие самодостаточногоевропейского ядерного потенциала. Относительно СССР (позже России) позиция«новых правых» эволюционировала. Начав с классического тезиса«Ни Запад, ни Восток, но Европа», они постепенно эволюционировали ктезису «Прежде всего Европа, но лучше даже с Востоком, чем сЗападом».
Надо заметить, что вусловиях тотальной стратегической и политической доминации атлантизма[6]в Европе в период холодной войны геополитическая позиция Бенуа настолькоконтрастировала с «нормами политического мышления», что никакогоширокого распространения получить просто не могла. Это было своего рода диссиденство,инакомыслящая оппозиция.
«Новые правые»осуществили масштабную ревизию содержания и роли ключевых политическихидеологий ХХ века. Они отвергали марксистский социализм и коммунизм, а также«утопии равенства», которые, по их мнению, начиная с 18 в. приобретали всебольшее влияние. Они выступали против Руссо и всех тех его последователейвплоть до К. Леви-Стросса, которые говорили о природе человека и его«естественном состоянии». Другим объектом их критики являлся К. Маркс, теориякоторого, по мнению членов клуба, противоречит факторам, вытекающим из природычеловека, а также его свободе, являющейся единственной чертой, отличающейчеловека от животного мира.

2. «Новые правые» всовременной геополитике
Движение современных«обновленных правых» (к числу которых ряд авторов относят президента Франции Н.Саркози и его союзников по «правящей партии»), вызвано к жизни целым рядомпроблем, сходных, по сути, с проблемами, существовавшими в Европе в периодскладывания движения «новых правых». Утрата чувства «исторического лидерства»,наиболее распространенное в 1960-1970-е годы в бывших «великих державах»,таких, как Франция, Германия, Италия, послужило основой для возрожденияевропейской идеи, основное предназначение которой состояло в противопоставлениидвум сверхдержавам, СССР и США, мощной и независимой единой Европы.
Наряду с этим, движение«обновленных правых» стало реакцией на активизацию левого движения 1960–1970-егг., силу и мощь которого в полной мере продемонстрировали майские события 1968года во Франции. Майские события 1968, или просто Май — социальный кризис воФранции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку.Привёл в конечном счёте к смене правительства, отставке президента Шарля деГолля, и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французскомобществе. Следует упомянуть и выступления жителей парижских пригородов истуденчества, а также акции антиглобалистов в связи со встречей «Большойвосьмерки» в Хайлигендамме. Немаловажным фактором было также многолетнееидеологическое доминирование «умеренно левых» и приверженцев «попустительскоголиберализма[7]». Активизациялеворадикалов и других «антисистемных» элементов стали толчком для «новыхправых».
Наконец, одной из причинформирования движения «новых правых» стало разочарование в традиционных правых.Вследствие чего некоторое число сторонников традиционных правых и «крайнеправых» к концу 1960-х — началу 1970-х гг. начинает постепенно отходить отприсущих этому направлению традиционных форм и идеологических постулатов.

3. «Новые правые» вРоссии
В России к «новым правым»себя относит Александр Гельевич Дугин (р. 7 января 1962 г.) и его сторонники. Помнению ряда исследователей, в его взглядах присутствуют фашистские или близкиек фашизму идеи. Его политическая деятельность направлена на созданиеевразийской империи через интеграцию России с бывшими советскими республиками,и в первую очередь русскоязычными территориями за пределами РФ, особенноВосточной Украины и Крыма.
В 1980-е годы АлександрДугин исповедовал радикально антисоветские и антикоммунистические взгляды. Пословам самого Дугина, он водил своего маленького сына «плевать на памятникиИльичу», о чём впоследствии сожалел. Перестройка и разрушение Советского Союзаизменили отношение Дугина к советскому строю и коммунизму. Он трактуетпоражение СССР в «холодной войне» с точки зрения геополитики как победу«цивилизации моря» над «цивилизацией суши». Дугин обращается к марксизму,национал-большевизму, метафизике коммунизма, евразийству, новым левым.
В октябре 1993 годаАлександр Дугин принял участие в обороне Верховного Совета России, а поражениепарламента воспринял как личную трагедию. Вскоре после этого вместе с ЭдуардомЛимоновым и Егором Летовым Дугин создал Национал-большевистскую партию (НБП),находившуюся в непримиримой оппозиции к тогдашнему президенту Борису Ельцину иотличавшуюся в тот период радикальным антилиберализмом и антиамериканизмом. Втечение последующих нескольких лет Дугин, являясь идеологом НБП, опубликовалмассу радикальных политических и метафизических текстов, стиль которых отличаетсильная поэтичность и метафористичность[8].
С приходом к властиВладимира Путина начался новый период в политической деятельности АлександраДугина — из радикальной оппозиции он перешёл на позиции лояльного отношения кдействующей власти. С начала 2000-х Дугин отстаивает идеи евразийства иконсерватизма, предлагая их в качестве идеологической платформы российскойвласти, которую он упрекает в отсутствии какой-либо идеологии. По мнениюДугина, российская политическая элита неоднородна и пронизана шпионскими сетямизападных стран, которые саботируют позитивные начинания высшего руководства. Главнымисвоими оппонентами Дугин считает либералов-западников и радикальныхнационалистов, пропагандирующих ксенофобию[9], обвиняя тех и других вподыгрывании интересам конкурентов России.
3.1 Встречадвух лидеров
В ноябре 2008 года насоциологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова Дугин организовалмеждународную конференцию с участием лидера движения «новых правых» Алена деБенуа. Во время визита в Москву (24-27 ноября) французский гость провел лекциюна социологическом факультете МГУ, посвященную проблемам глобализации. Саммыслитель, живущий «поверх барьеров», не считает себя ни правым, ни левым. Онсчитает, что понятие «правый» стало в современной Европе слишком расплывчатым.Во Франции, например, есть правые республиканцы и правые монархисты, правыесторонники Евросоюза и его противники, которые тоже считают себя правыми,правые, враждебные к России и правые, считающие ее «последней надеждой» Европы,проамериканские и антиамериканские правые. Кроме того, именно А. де Бенуа и егосоратники, уже на протяжении сорока лет издающие во Франции журналы «Элеман» и«Нувель эколь», внимательно изучали в наследие Карла Маркса и французскихсоциалистов Жозефа Прудона и Жюльена Сореля, подчеркивая ценность рядаположений их философии для современности.
3.2 Партия «новыеправые»
В 2004 году в России былопринято решение о создании партии «Новые правые».
«Мы — классическаяправая партия, мы говорим о либеральных ценностях. Мы говорим о свободе ипреемственности», — заявил Владмир Шмелев, 24-летний координатороргкомитета по созданию партии. По его словам, партия «не воюет за голосаСПС и сторонников „Яблока“, а стремится завоевать симпатии людей либоне голосовавших на выборах, либо голосовавших за другие партии. Шмелев отметилтакже, что новая партия не будет оппозиционной. Впервые „Новыеправые“ объявили о своем существовании в 2003 году, в момент, когда все»старые партии" уже включились в думскую предвыборную гонку. Это былиактивисты движения «Первое свободное поколение» (ПСП), которые решилисоздать партию.
Член демократическогообщественного «Комитета-2008: свободный выбор» Борис Немцов напросьбу журналистов прокомментировать идею создания новой правой партии заявил,что «комментировать бред» не собирается. «Новых правых» онсчитает одним их тех проектов, «какие во множестве создавались Кремлем, Кремлемже уничтожались и будут во множестве создаваться еще — без смысла и безперспектив».
В воскресеньеучредительный съезд партии «Новые правые» завершил работу,председателем правления партии, состоящего из 15 человек, избран ВладимирШмелев. Как сообщил пресс-секретарь «Новых правых» Вадим Жарков,Шмелев одновременно является лидером движения «Первое свободноепоколение», а также депутатом муниципального собрания Хорошевского округаМосквы.
По словам Жаркова, никтоиз признанных политических деятелей федерального масштаба в партию «Новыеправые» не вошел.
 

Заключение
 
Кризис общеевропейскойидентичности, рост национализма и актуализация значения национальныхгосударств, усиливающееся давление «инокультурных» и «антисистемных» элементов,— все это делает актуальным сегодня политическое наследие «новых правых». История,развивающаяся циклически, сделала на новом витке исторической спиралиневостребованные идеи «новых правых» весьма актуальными. И причиной тому —новое (и как никогда острое) обострение «вечно актуальных» европейских проблем,акцентированных еще Ф. Ницше и О. Шпенглером — проблемы ценностей иобщеевропейской идентичности, от которых существенным образом зависит«содержательное наполнение» европейской политики, без которого безнадежно «повисают»в воздухе любые самые эффективные институты, механизмы и масштабные проекты.
Дискуссия 1979 г., когдапротив «новых правых» одновременно выступили и левые марксисты, и правыелибералы, заставила их боле четко сформулировать их идеологические приоритеты.Ряд ключевых пунктов их доктрины весьма созвучен основным идейно-теоретическимположениям, которые сегодня пытаются формулировать «обновленные правые». Этиположения звучат следующим образом:
1. Европейская культура,экономическая и социально-политическая системы переживают глубокий кризис;
2. Причины этого кризисаследует искать в деятельности не столько «новых левых», сколько «старых правых»(т.е. «правых либералов»), которые оказались неспособными создать новыекультурные ценности (идеологию) и объединить на их основе общество;
3. Причины этойнеспособности «правящего класса» коренятся в основаниях самой европейскойкультуры, зараженной духом нигилизма[10] и подавляющей творческиесилы народов и отдельных личностей;
4. Необходимо разработатьновую идеологию, которые должны вывести из кризиса Европу и европейскуюкультуру, акцентируя ее культурные и политические истоки;
5.«Новые правые»стремились защищать элитизм («право на отличие»), но лишь в рамках культуры, ане на основе расовой теории;
6. «Новые правые»выступали против экономизма, провозглашая автономию или даже примат[11]политики над другими сферами жизни общества;
7. «Новые правые»осуждали направления, провозглашающие “конец истории”, считают подобныенаправления враждебными интересам Европы и ее цивилизации.
И хотя движение«обновленных правых» в Европе проявляет себя только как тенденция, оно политическивостребовано и имеет перспективу, от которой во многом зависит будущее всейЕвропы.

Список использованной литературы
1) Дугин А.Г. Основыгеополитики.- М.: Арктогея, 2000.
2) Д. В. Серебряков.Биография Алена де Бенуа. Электронный словарь.
3) АлександрКузнецов. Статья «Ален де Бенуа: Плюриверсум вместо универсума». –Информационно-аналитический портал «Геополитика». 01.12. 2008
4) Новостной портал «Лента.ру».Новости от 23.05.2004.
5) Сергей Бирюков. Статья ««Новыеправые» и «Новая Европа»: возвращение идеи». Агентство политических новостей«Апн.ру». 27.06.2007


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Добрый гений
Реферат Гендерная поляризация русскоязычного звучащего дискурса
Реферат Депозиты как основная часть ресурсов коммерческого банка
Реферат Государственная экономическая политика России проблемы, тенденции, перспективы таможенной поли
Реферат США - провідна постіндустріальна держава
Реферат Философско-педагогические идеи представителей русского зарубежья
Реферат Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту рішення сесії міської ради
Реферат Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО Электром г. Чебок
Реферат 5. Международные стандарты как основа регулирования миграции населения. Зарубежный опыт, его особенности, приемлемость опыта для России
Реферат Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе
Реферат Технология и организация приемки товаров в магазинах по количеству и качеству
Реферат Богатые и бедные взгляды сибирского крестьянства 1920-х гг на социальные различия
Реферат Анализ состояния преподавания предметов за 2009-2010 учебный год
Реферат «Бібліографічна діяльність бібліотек у новому інформаційному середовищі»