РЕФЕРАТ
ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДАМ И ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ФОРМАМ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Понятие «метод обучения» — одно из коренных в педагогике. Вучебниках и пособиях по педагогике, дидактике, методикам преподавания отдельныхпредметов можно найти различные определения данного понятия. Часто этиопределения, даваемые в различных книгах, почти совпадают. Встречаются случаи,когда отдельные авторы дают существенно отличающиеся определения понятия «методобучения», что естественно, так как идет непрерывный процесс совершенствованияизвестных и поиск новых, более эффективных методов обучения и воспитанияучащихся.
Преподавателю и мастеру нужно обладать прежде всего минимумомосновных знаний о методах обучения и условиях наиболее эффективного ихприменения в учебно-воспитательном процессе. На этом фундаменте строится работапо самообразованию и творческому поиску новых способов передачи учащимсязнаний, формирования у них навыков и умений, воспитания требуемых качествличности. Поэтому преподаватели и мастера должны не только представлять себе,что понимается под методами обучения и знать их классификации, но и следить запередовым опытом и научными поисками в области совершенствования методовобучения и воспитания.
Процесс обучения складывается из двух взаимосвязанных процессов:учения (деятельности учащихся) и преподавания (деятельности преподавателя,мастера). Соответственно под методами обучения понимаются способы деятельностиучащихся и учителя (преподавателя, мастера). Эти способы деятельности тесновзаимосвязаны между собой, так как процессы учения и преподавания неразделимы.Способы деятельности преподавателя, мастера являются определяющими, так как отних зависит вся организация учебно-воспитательного процесса и управление этимпроцессом.
К сожалению, не все преподаватели и мастера еще правильно понимаютнеобходимость взаимосвязи процессов учения и преподавания. Здесь нередконаблюдаются крайности: увлечение такими методами, как рассказ, лекция, чтоснижает возможность включения учащихся в активную познавательнуюдеятельность-организация самостоятельной работы учащихся без оказания имтребуемой и своевременной помощи, например слабое руководство со сторонымастера тренировочными упражнениями учащихся.
Способы работы преподавателей, мастеров и руководимых ими учащихсянаправлены на то, чтобы учащиеся усвоили необходимые знания, приобрели навыки иумения. Следовательно, применяя различные методы обучения, преподаватели имастера, руководствуясь общими задачами трудового обучения (см. § 1 даннойглавы), должны четко представлять себе, каким конкретным целям необходимоподчинить данный урок и систему уроков по отдельным темам программы, например:добиться усвоения определенного технического понятия; научить применять ранееполученные знания при выполнении расчетов режимов резания; познакомить споследними научно-техническими достижениями в области механической обработкиматериалов и т. п. В зависимости от поставленных целей преподаватель и мастервыбирают соответствующие методы проведения занятия, обеспечивают требующиесяусловия (наглядные пособия, инструменты и т. д.), продумывают способыуправления самостоятельной работой учащихся.
Трудовое обучение должно осуществляться в тесном и органическомединстве с воспитанием и развитием учащихся. Поэтому методы обучения нужноприменять таким образом, чтобы они служили формированию у учащихся научногомировоззрения, развитию познавательных способностей и творческой активности. Врешениях XXV съезда КПСС указано, что у учащихся необходимо развиватьсамостоятельность, учить их пополнять свои знания, ориентироваться встремительном потоке научной и политической информации, вырабатывать активнуюжизненную позицию, комплекс знаний, убеждений и деятельности.
Таким образом, под методами обучения понимаются способы работыпреподавателя, мастера и руководимых ими учащихся, в процессе которойдостигается усвоение учащимися знаний, навыков и умений, формированиедиалектико-материалистического мировоззрения, развитие познавательныхспособностей и творческой активности.
Существует несколько классификаций методов обучения. О них надознать, чтобы правильно выбрать и применить на практике сами методы.
Методы обучения различают, например, в зависимости от источников,из которых учащиеся приобретают знания, навыки и умения:
словесные методы—рассказ, беседа, лекция, работа над учебником,справочником, книгой; источник знаний—устное слово преподавателя, мастера илипечатное слово книги;
наглядные методы — наблюдение натуральных объектов, явлений,процессов или их изображений (таблиц, моделей, кинофильмов, диафильмов);источник знания—наглядные средства;
практические методы—упражнения, решение задач, выполнение трудовыхзаданий; источник знания—практические работы и производительный труд учащихся.
Эта классификация помогает выбрать методы обучения в тех случаях,когда преподаватели и мастера, готовясь к уроку, определяют основные источники,из которых учащиеся будут получать знания, навыки и умения.
Методы обучения можно различать в зависимости от видовдеятельности учащихся и преподавателей и мастеров:
методы самостоятельной работы учащихся — наблюдения, лабораторныеи производственные опыты, упражнения, решение технических и технологическихзадач, работа с учебной, справочной и другой литературой;
методы изложения учебного материала преподавателем, мастером ируководства работой учащихся, а также проверки их знаний, навыков и умений —рассказ, беседа, объяснение; контрольные устные, письменные и практическиезадания; сообщение информации с помощью технических средств обучения.
Эта классификация помогает выбрать методы обучения в тех случаях,когда преподаватели и мастера продумывают виды работы учащихся на уроке испособы руководства этой работой.
Существуют и другие классификации методов обучения, например: поуровню познавательной активности
учащихся — объяснительно-иллюстративные, проблемный,исследовательский методы; по дидактическим целям—методы сообщения новых знаний,формирования умений и навыков, закрепление их, контроль.
В условиях межшкольных учебно-производственных комбинатов наиболееприемлемой является классификация методов, даваемая по способам деятельностиучащихся и преподавателей и мастеров. Это обусловлено тем, что в процессетрудового обучения отводится преобладающее место практической, самостоятельнойработе учащихся.
Применение и совершенствование методов трудового обучения идет,прежде всего, в следующих основных на« правлениях:
а) усиление воспитывающей функции методов обучения;
б) модернизация методов с целью осуществления раз' вивающегообучения;
в) использование различных методов и их совокупности для повышенияэффективности формирования у учащихся навыков самостоятельной деятельности.
Формы организации учебной работы определяются составом обучающихся,местом и временем проведения занятий, последовательностью видов деятельностиучащихся и способами руководства ими со стороны преподавателей и мастеров.
К основным формам организации трудового обучения относятся уроки,лабораторно-практические и учебно-производственные работы, практикумы,экскурсии. Для проверки и учета знаний, навыков и умений используютсяконтрольные работы, зачеты и квалификационные экзамены. Некоторые формырассчитаны на сочетание учебной и внеклассной работы с учащимися, которая включаетв себя дополнительные и кружковые занятия, технические олимпиады и конкурсы попрофессиям, ученические конференции, вечера науки и техники и др.
Отдельные формы трудового обучения связаны между собой. Выбираяих, руководствуются содержанием учебной работы с учащимися и намечаемымсочетанием различных методов обучения. Например, если требуется, чтобы ученикиусвоили знания о сущности и структуре технологического процесса, то учебнуюработу с ними организуют в форме уроков, экскурсий, произвол" ственной практики.
В зависимости от состава обучающихся различают фронтальную,звеньевую и индивидуальную формы работы с учащимися. При фронтальной формеобучения все ученики одновременно выполняют одинаковую по характеру исодержанию работу. Примером фронтальной формы организации учебной работыявляется урок, посвященный формированию у школьников технических знаний, илиурок, на котором все учащиеся овладевают одновременно одними и теми жетрудовыми приемами, например учатся выполнять определенную слесарную операцию,занимаются освоением приемов пайки и т. п.
При звеньевой (бригадной) форме организации учебной работыучащиеся выполняют неодинаковые по содержанию задания, например: одни звеньяизучают устройство электроизмерительных приборов, другие—собирают цепи дляизмерения электрических величин, третьи—устраняют неисправности в измерительныхприборах. Работа учащихся в различных звеньях отличается лишь по ее конкретномусодержанию, но все работы относятся, как правило, к одной и той же темепрограммы и направлены в целом на формирование одинаковых по своему характерузнаний и умений.
Звеньевая форма применяется главным образом при организациилабораторно-практических занятий, производственной практики, экскурсий.
Индивидуальная форма обучения применяется при проведениипроизводственной практики, когда отдельные ученики трудятся на различныхрабочих местах и выполняют существенно отличающиеся задания, а также припроведении зачетов и квалификационных экзаменов.
Нередко фронтальная, звеньевая и индивидуальная формы применяютсяв сочетании. Например: перед началом экскурсии проводится рассказ или беседа вфронтальной форме; затем учащиеся разбиваются на звенья, которые наблюдаютразличные изучаемые объекты и процессы; отдельным ученикам в индивидуальномпорядке поручают более глубоко изучить те или иные рабочие места, трудовыеприемы, содержание трудя по какой-либо профессии.
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И МАСТЕРА. Наибольшая часть времени,отведенного на трудовое обучение в учебно-производственных комбинатах,затрачивается на самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний,навыков и умений, а также на производительный труд. Преподаватели и мастераорганизуют эту деятельность учащихся и постоянно руководят ею. Чтобы помочьучащимся усвоить необходимые для самостоятельной деятельности знания ивыработать на этой основе трудовые навыки и умения, преподаватели и мастераизлагают на уроках учебный материал, предусмотренный программой трудовогообучения.
К методам устного изложения учебного материала относятсяобъяснение, рассказ, лекция и беседа.іВ условиях учебно-производственных комбинатовнаиболее часто применяются объяснение, краткий рассказ, непродолжительнаябеседа. Эти методы применяют, когда ставится цель раскрыть w обосновать принципыустройства и действия технических объектов (машин, механизмов, приборов,аппаратуры), принципы и способы осуществления технологических процессов,правила и требования техники безопасности, вопросы организации труда иэкономики производства. С помощью методов устного изложения материала учащихсязнакомят также с содержанием и условиями труда по массовым рабочим профессиям,с требованиями, которые профессии предъявляют к человеку.
Объяснение и рассказ по своему содержанию должны соответствоватьучебной программе и тесно связываться с практической деятельностью учащихся. Поформе объяснение и рассказ должны быть четкими, ясными, логичными иубедительными^ при этом точное описание изучаемых технических средств,технологических процессов и трудовых действий сочетается с живым повествованием.При объяснении и рассказе используется только принятая научно-техническаятернаметить необходимые уточнения и дополнения к ответам учащихся исформулировать выводы.
Беседа требует большей затраты учебного времени, чем рассказ илиобъяснение, на изучение одного и того же материала. Однако эффективность беседыв отношении сознательности и прочности усвоения учебного материала учащимися, вразвитии их самостоятельности и познавательной активности значительно выше. Каки рассказ, беседа нередко сопровождается показом наглядных пособий,действующего оборудования, опытов, трудовых приемов.
Учебная демонстрация заключается в показе учащимся изучаемыхобъектов, процессов или их изображений в виде наглядных пособий. С помощьюучебной демонстрации учащиеся в наглядной форме знакомятся с внешним видом,устройством, принципами действия технических объектов, с принципами и способамиосуществления технологических процессов.
В трудовом обучении объектами учебной демонстрации чаще всегоявляются технические устройства (станки, приборы, аппаратура и т. п.),технологические процессы и трудовые действия. Учащимся показывают также моделии макеты производственного оборудования, опыты, диафильмы, диапозитивы, учебныекинофильмы, плакаты, таблицы и другие наглядные пособия.
Объекты учебной демонстрации должны удовлетворять необходимымдидактическим требованиям. Так, модели, макеты и другие подобные объекты,выпускаемые учебной промышленностью, имеют аккуратный внешний вид,соответствующую окраску отдельных частей, на которые нужно обратить вниманиеучащихся;
в ряде объектов делают вырезы и разрезы, чтобы можно былорассмотреть внутреннее устройство; нередко объекты учебной демонстрации делаютиз легко и быстро собираемых частей. Учебные плакаты и таблицы, как правило,изготавливают крупного формата, чтобы изображенные на них рисунки и схемы можнобыло хорошо видеть непосредственно с рабочих мест учащихся.
Часто наглядные пособия, предназначенные для учебной демонстрации,изготавливают сами учащиеся вод руководством мастеров. В этой работе нужнообязательно соблюдать указанные выше дидактические требования. Например, макетырезцов различных типов делают из древесины, причем макет имеет, как правило, большиеразмеры, чем натуральный резец, а грани его окрашивают в различные цвета.
На комбинатах силами учащихся иногда создают кабинеты дляпроведения теоретических занятий. Например, тщательно очищают от грязи узлыпришедшего в негодность станка (но не устаревшего морально!), промывают их,делают в них вырезы и укрепляют на стендах; данные объекты применяют не толькодля учебной демонстрации, но и выполнения учащимися лабораторно-практическихработ по разборке, сборке, составлению схем, дефектных ведомостей и т. п.
Во время учебной демонстрации изучаемый объект надо располагатьтак, чтобы его хорошо видели все учащиеся и преподаватель или мастер незакрывал собой этот объект в процессе показа и объяснения. Например, при показеплакатов и таблиц преподавателю нужно стоять лицом к группе, чтобы плакат илитаблица находились справа от него.
Учебную демонстрацию обычно применяют в сочетании с объяснением ирассказом, беседой, лекцией. Поэтому нередкоее считают методическимприемом.
Показ технических объектов — методический прием, задача которого—формироватьу учащихся конкретные образные представления об изучаемых технических объектах,их устройстве и действии. Технические объекты обычно состоят из множествачастей (деталей, механизмов, узлов), связанных в единое целое сложнымвзаимодействием. Поэтому, чтобы учащиеся получили четкое представление обо всехчастях изучаемого объекта в их взаимосвязи и взаимодействии, применяетсяпоследовательный ряд приемов показа:
изучаемого объекта в целом;
отдельных частей объекта — деталей, механизмов, узлов и т. п.;
взаимосвязи частей объекта путем его разборки и сборки;
условных изображений(кинематическая, электрическая схемы и т. п.) объекта с целью выяснениявзаимосвязи и взаимодействия его частей.
/>
Схемацепи для показа опыта при объяснении процессов, происходящих втрансформаторе во время его работы
Наибольшие трудности обычно встречаются при изучении принциповдействия технических объектов. Например, обычно учащиеся с большим трудомусваивают сущность процессов, происходящих в трансформаторе во время егоработы. Опытным же путем (рис. 4) удается легче убедить учащихся в том, что приувеличении (или уменьшении) силы тока во вторичной обмотке трансформаторасоответственно увеличивается (или уменьшается) сила тока в его первичнойобмотке, в чем и проявляется действие закона сохранения энергии. Изменяясопротивление во вторичной цепи с помощью реостата Rp, преподавательпредлагает учащимся наблюдать за изменением показаний амперметров А1 и А2.Подобным же образом благодаря показу опытов облегчается понимание и усвоениеучащимися сущности процессов, происходящих при выпрямлении переменного тока:если выпрямитель подсоединить, например, к осциллографу (рис. 5), то с помощьюкартины, наблюдаемой на его экране, учащиеся наглядно знакомятся с процессомдвухполупериодного выпрямления тока, а также ролью индуктивных и емкостныхфильтров.
/>
Рис. 5. Схемы для показа опыта выпрямления переменного тока:
а — однополупер йодноевыпрямление без применения фильтров;
б —двухполупериодное выпрямление без применения фильтров, в—двухполупериодноевыпрямление с применением емкостного фильтра; г—двухполупериодноевыпрямление с применением индуктивного фильтра; д — двухполупериодноевыпрямление с применением емкостного и индуктивного фильтров.
Показ технологических процессов—методический прием, способствующийформированию у учащихся конкретных образных представлений о характере, сторонахи этапах изучаемых технологических процессов и способах их осуществления. Вданном случае обычно применяется та же последовательность показа, что и приизучении технических объектов. Однако технологические процессы имеютдинамический характер, поэтому наряду с целостным показом и показом отдельныхэтапов технологического процесса применяются специальные приемы, позволяющиесоздать у школьников наглядное представление об особенностях изучаемоготехнологического процесса при различных режимах. Кроме того, учитывая, чтонередко технологические процессы, протекающие в закрытых установках, недоступныдля непосредственного наблюдения, применяют показ специальных опытов,имитирующих данный процесс. С этой же целью используют показ кинофильмов,моделей, плакатов.
Например, при демонстрации процесса резания металла на токарном станкерасчлененный показ может быть достигнут с помощью плакатов, на которыхизображены разные этапы процесса резания—углубление резца, снятие металла заодну подачу и т. п. Взаимосвязь этих этапов можно продемонстрировать, показываярезультаты резания при разных величинах подачи, скорости и глубины резания.Особенно эффективна в этих случаях демонстрация кинофильма, раскрывающегонедоступные для непосредственного наблюдения технологические процессы.
Показ трудовых действий — методический прием, задача которогосформировать у школьнмсов конкретные образные представления о способахвыполнения трудовых действий, их структуре и последовательности. Оносуществляется главным образом при помощи натурального показа преподавателемили мастером рабочих движений, приемов выполнения трудовых действий. Обычнопоказ трудовых действий проводится в такой последовательности:
целостный показ в рабочем темпе;
расчлененный показ отдельных элементов действия как в рабочем, таки в замедленном темпах;
снова целостный показ в замедленном, а затем в рабочем темпах.
Расчлененный показ элементов трудовых действий применяется в техслучаях, когда само трудовое действие сравнительно сложное. Например, целостнымпоказом в рабочем темпе можно ограничиться при обучении учащихся способам крепленияплоских проводов гвоздями. Освоение же большинства приемов работы наметаллорежущем станке, способов неразъемного соединения деталей, монтажадеталей и узлов радиоэлектронной аппаратуры требует, как правило, применениявсех указанных выше этапов показа трудовых действий.
Применяя показ трудовых действий, связанных с выполнениемтехнологических операций или с обслуживанием технических устройств, мастерапрежде всего должны помнить, что все ими показанное старшеклассникивпоследствии будут выполнять сами. Поэтому особенно важно соблюдать точностьпоказа трудовых действий, предупреждая учащихся о возможных ошибках, частовозникающих при первых попытках воспроизвести увиденное. Полезно применятьпоказ кинофильмов, плакатов и таблиц с изображением отдельных приемов трудовогодействия. Важно обращать внимание на соблюдение условий, при которыхосваиваемое действие может быть выполнено точно: порядок на рабочем месте,рабочая поза, правила безопасности труда и т. п. Все это в целом должноиспользоваться мастером для воспитания у учащихся навыков культуры труда,формирования у них аккуратности, бережливости и других положительных качеств.
Обычно при обучении способам выполнения технологических операций иприемам обращения с техническими устройствами от школьников требуют строгогособлюдения последовательности действий и точности. Требование это совершеннонеобходимо предъявлять потому, что иначе в результате работы учащихся можетполучиться брак, выйти из строя оборудование. В тоже время мастер должен побуждатьучащихся на поиск более рациональных приемов труда, знакомя с творческойдеятельностью передовиков и новаторов производства и выдвигая новыепроблемы, разрешение которых может привести к повышению производительное гитруда и улучшению качества изготавливаемых изделий. Разумное сочетаниеисполнительской и творческой деятельности учащихся способствует формированию у них навыка работы нетолько в однозначной, жестко заданной последовательности, но и творческогоподхода к выполнению трудовых заданий.