Реферат по предмету "Педагогика"


Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии

Оглавление
 
Введение
1. Особенности дифференциальнойдиагностики стертой формы дизартрии, дислалии
1.1    Диагностика стертойдизартрии
1.2    Классификации формстертой дизартрии
1.3Особенностидифференциальной диагностики дислалии
2. Дифференциальнаядиагностика стертой формы дизартрии и дислалии
2.1    Исследования отечественных логопедов по вопросу дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии
Заключение
Список литературы
 

Введение
Речь– одна из основных психических функций человека, любые её нарушения являютсяобъектом изучения различных наук: педагогики, психологии, логопедии, нейропсихологии,нейролингвистики и других.
Скаждым годом логопедическая наука развивается и вносит различные коррективы вметодики, документацию и т.д. Но, тем не менее, опыт авторов прошлых столетийостается неизменным, являясь базой для развития данной науки в целом.
Темамоей курсовой работы «Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии идислалии». Выбор темы обусловлен её актуальностью и недостаточной изученностьюпроблемы, которая требует специального рассмотрения в научном и методическомаспектах.
Например,после проведенного обследования логопед стоит перед задачей постановкидиагноза, и от того, как правильно он его поставит, будет зависеть всядальнейшая коррекционная работа. Но часто логопед затрудняется это сделать потой причине, что одно нарушение речи по своей этиологии сходно с другимнарушением. И для этого, прежде всего, необходимо, знать, какими проявлениямиобладает одно нарушение, а какими другое.
Такимобразом, я хотела бы сказать о том, что вопрос дифференциальной диагностикистертой формы дизартрии и дислалии находится в стадии разработки, и мне какбудущему логопеду было интересным внести небольшую ясность в рассмотрениеданной проблемы.
Широкийанализ практики показал, что стертые формы дизартрии довольно часто смешивают сдислалией. Однако при детальном изучении встречаются различия. Впервые на этообратил внимание Г. Гуцман, доказав, что, например, коррекциязвукопроизношения в отличие от дислалии при дизартрии вызывает определенныетрудности (12, стр. 102).
В своейкурсовой работе я не ставила целью рассмотреть вопросы дифференциальнойдиагностики каждого из этих нарушений речи в отдельности. Наоборот, стараласьпоказать в сравнении, какими проявлениями обладает стертая форма дизартрии, акакими дислалия. Полученные данные для удобства я сгруппировала в таблицы,которые наглядно отражают сущность данного вопроса.
И так, чтотакое стертая форма дизартрия? Основные проявления стертой формы дизартрии?Какие классификации ее существуют? Чем дифференциальная диагностика стертойформы дизартрии различается с дислалией, и, наоборот, чем схожа. На эти имногие другие вопросы я попыталась ответить в данном курсовом проекте.
Вопросу стертой формы дизартрии я уделила большеевнимание, нежели дислалии. Так как изучение дислалии ведется с 30-х годов XIX столетия, то за этовремя накопилось большое количество научного и методического материала. Многиеавторы считали своим долгом внести лепту в изучение данного нарушения. Однакообзор данных литературы свидетельствует, что стертые формы дизартрии остаютсянедостаточно изученными, не разработан системный подход к коррекции данногоречевого нарушения.
Такимобразом, до настоящего времени недостаточно систематизированы методыдифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и сходных состояний(дислалии).

1. Вопросыдифференциальной диагностики стертой формы дизартрии, дислалии
 
1.1Диагностика стертой формы дизартрии
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольноговозраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию кзначительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами(заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология,проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевойфункциональной системыи возникающая вследствие невыраженногомикроорганического поражения головного мозга (6).
Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой,которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые)проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностьюпреодоления.
Среди причин, вызывающих стертую дизартрию,различными авторами были выделены следующие:
1. Нарушение иннервации артикуляционногоаппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ,языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствиепоражения тех или иных отделов нервной системы.
2. Двигательные расстройства: трудностьнахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесениязвуков.
3. Оральная апраксия.
4. Минимальная мозговая дисфункция.
Как я ужеговорила, диагностика стертой формы дизартрии и методика коррекционной работыразработаны пока недостаточно. В работах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной,Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновойрассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, прикоторых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, чтостертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию(1,стр. 8 – 9).
Дифференциальная диагностика стертой дизартрии чрезвычайнозатруднена. Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, внешнесходные с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеютсвой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при стертойдизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формированиефонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процессшкольного обучения детей. В то же время своевременная коррекция нарушенийречевого развития является необходимым условием психологической готовностидетей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальнойадаптации дошкольников с нарушениями речи (7).
Длядиагностики данного нарушения необходимо обращать внимание на наличиеневрологической симптоматики и проводить динамическое наблюдение в процессекоррекционной работы: если в ходе амбулаторного обследования психоневрологсразу обнаруживает органическую неврологическую симптоматику, то такие формыправомерно отнести к дизартрии. Часто встречаются дети, у которых приоднократном обследовании каких-либо симптомов не отмечается.
Придиагностике отличить легкую степень дизартрии от сходных с ней нарушений частобывает очень трудно, поскольку ряд симптомов дизартрии по форме почти идентиченсимптомам иных расстройств речевой деятельности. Трудности усугубляются и тем,что дизартрия часто проявляется в структуре различных неврологических ипсихопатологических синдромов (детский церебральный паралич, синдромминимальной мозговой дисфункции, синдром психофизической расторможенности,задержка психического развития, олигофрения и др.) и вместе с тем сосуществуетс другими речевыми нарушениями (алалией, ринолалией, заиканием). Однако это крайневажно, так как от постановки правильного диагноза в большой мере зависят выборадекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка слегкой степенью дизартрии и соответственно эффективность этого воздействия.
Мне быхотелось привести сравнение легкой степени дизартрии в принципе с близким к нейнарушением – тяжелой степенью дизартрии, на основе речевых и неречевых признаков.
Стертая форма дизартрии чаще всегодиагностируется после пяти лет.
Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организациикомплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие этинарушения. Обследование ребенка начинается с беседы с мамой и изученияполиклинической карты развития ребенка. Анализ анамнестических сведенийпоказывает, что имеют место: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы,гипертония, невропатия и др.); асфиксия новорожденных; стремительные илизатяжные роды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносиликормить позже, чем всех».
При обследовании в поликлинике у логопеда у детейв возрасте 5–6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы.
В рядеслучаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогаютфункциональные пробы (3, стр. 11).
Проба 1.Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно посредней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковыхнаправлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует одизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка вэту же сторону.
Проба 2.Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом рукина его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущаетсянапряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидываниемголовы, что свидетельствует о дизартрии.
При помощитакого специального, углубленного обследования выявляются негрубые парезылицевой мускулатуры, препятствующие нормальному формированию артикуляций. Такимобразом, все случаи нарушений звукопроизношения такого патогенеза следуетрассматривать как расстройства дизартрического ряда.
1.2 Классификации форм стертой дизартрии
Впервые попытка классификации форм стертойдизартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулатовымна основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. В даннойклассификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но неучитываются механизмы и нозология.
В исследованиях Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольскойопределена типология расстройств в зависимости не только от неврологическойсимптоматики, двигательных нарушений, но и фонематического и общего развитияпри различных формах дизартрии легкой степени.
В зависимости от проявлений нарушенийдвигательной стороны процесса произношения и с учетом локализации паретическихявлений органов артикуляционного аппарата авторы выявиличетыре группы детейивыделили следующиевиды стертой дизартрии:
·         нарушениязвукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторныхфункций речедвигательного аппарата (Iгруппа);
·         слабость,вялость артикуляционной мускулатуры (IIгруппа).
Эти две группы относятся к стертой формепсевдобульбарной дизартрии.
·         клиническиеособенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнениипроизвольных двигательных актов (IIIгруппа), авторы относят к корковойдизартрии;
·         дефектызвуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторнойнедостаточности (IVгруппа), отнесены к смешанным формам дизартрии.
 
1.3 Особенностидифференциальной диагностики дислалии
Внастоящее время термин дислалия приобрел международный характер, хотя егосодержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Этинесовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями приописании нарушений: анатомо-физиологические, психологические илилингвистические. В традиционных описаниях, в которых используются клиническиекритерии, различные произносительные нарушения типа дислалии рассматриваютсянередко как рядоположные. Описания, в основу которых положены психологические илингвистические критерии, в понятие дислалии включают то разные ее формы ивиды, то фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения(например, в работах Р.Е. Левиной) (11).
Критическийанализ учения о дислалии с современных научных позиций требует пересмотраустановившихся в логопедии представлений. Произносительные дефекты по своемунейрофизиологическому и психологическому механизму, по вызывающим их причинам,по роли в общем речевом развитии ребенка и методам преодоления, нередкооказываются различными (9).
Основнойцелью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений инавыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводитьзвуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешиватьих в восприятии (т.е. отличать один звук от другого по акустическим признакам);отличать нормированное произнесение звука от ненормированного: осуществлятьслуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качествовоспроизводимых в собственной речи звуков.
Нередко в картине речевого нарушения одновременновстречаются сочетания нескольких симптомов различного характера, что находитсвое отражение и в диагностике. Например, достаточно частый диагноз – косноязычие,дислалия, заикание с косноязычием или дислалия с заиканием – не отражаетистинной картины речевого состояния, а является только симптоматическимдиагнозом, не раскрывающим природы ни косноязычия, ни заикания. С тех пор какклиника речевых расстройств, опираясь на данные таких наук, как невропатология,патофизиология и психология, завоевала свое право на самостоятельноесуществование, примитивное деление всех случаев логопатии на косноязычие изаикание уступает место более глубокому пониманию каждого вида этих нарушений.Теперь все более и более уделяется внимание причинной зависимости формыречевого нарушения от его патогенеза.
На мой взгляд, не является существеннымрассмотрение каждой из форм дислалии, т.к. сущность каждой из них хорошоизучена в трудах многих авторов М.Е. Хватцева, О.В. Правдиной, С.С. Ляпидевского,Б.М. Гриншпуна и многих других. Я думаю целесообразно сгруппировать всеформы дислалии в таблицу, в которой отражены принципы деления данного речевогонарушения (10).
Я хотела бы отметить, что в логопедической работепри механической дислалии неблагоприятными оказываются смешанные случаи, когда,кроме дефекта, в строении периферического аппарата речи имеется еще стертаяформа дизартрии. В таких случаях исправление речи сильно замедляется, и иногдане удается сформировать правильное произношение всех звуков речи.
Что касается группы речевых расстройств, которыеиногда диагностируются как органическая, или центральная, дислалия, то прианализе таких форм отмечается ряд трудностей (20). Конечно, в тех случаях,когда психоневрологом при кратком амбулаторном обследовании выявлена выраженнаяорганическая неврологическая симптоматика, то тогда эти формы правомерноотносят к дизартриям. Но так бывает далеко не всегда. В практике логопедическойработы мы встречаемся с такими детьми-логопатами, у которых врачебное(психоневрологическое) обследование чаще не отмечает симптомов органическогопоражения нервной системы и им ставится диагноз – дислалия. Когда же логопедначинает систематическую работу с таким ребенком, то в динамике ее открываетсяряд особенностей, ускользающих при первом амбулаторном исследовании, а именно:различное положение языка в полости рта в состоянии покоя и ограниченность,неточность и слабость движений языка.
Исправление произношения при функциональной формедислалии проходит без особого труда в короткий срок (от нескольких занятий доодного месяца). Новое произношение легко усваивается ребенком, и он забывает освоем неправильном произношении (17).
Выводы:
1. Стертая дизартрия – одно из самыхраспространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике.
2. Вопросы диагностики и содержания коррекционнойработы с детьми со стертой дизартрией остаются недостаточно разработанными какв теоретическом, так и в практическом плане.
3. Сложная структура речевого нарушения пристертой дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведениикоррекционных мероприятий.
4. Изучение стертой дизартрии является предметомисследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин. Вместе стем вопрос терминологии данного нарушения в разных направлениях исследованийтрактуется по-разному.
5. Таким образом, в специальной литературе выбортермина, определяющего стертую дизартрию, остается дискуссионным.6.        В отечественной логопедии сложилась концепциядислалии как такого вида нарушений звукопроизношения, который не обусловленорганическими нарушениями центрального порядка. Является наиболеераспространенным дефектом речи (9).
7.        Важноотметить, что устранить дислалию необходимо еще в дошкольный возраст, т.к. онаможет повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной иписьменной речи. В концепции дислалии функционально обусловленные нарушенияпроизношения и органически обусловленные нарушения (при анатомических аномалияхорганов артикуляции) разделены на самостоятельные формы дислалии. Длясовременной логопедии продолжает оставаться актуальным поиск методическиоправданных путей выработки правильного звукопроизношения.
8.        Такили иначе, «дислалия у детей зависит не столько от несовершенства функций ихслухового анализатора, сколько от трудностей выработки соответствующихартикуляционных укладов, т.е. от трудностей выработки сложной координациидвижений органов речевой артикуляции».

2. Дифференциальнаядиагностика стертой формы дизартрии и дислалии
2.1 Исследования отечественных логопедов по вопросудифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии
 
Средиразнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность длядифференциальной диагностики и логопедической работы представляютфункциональная дислалия и легкая форма дизартрии.
При выбореадекватной методики коррекции и для достижения максимального результаталогопедической работы по преодолению нарушений фонетической стороны речиактуальными являются вопросы дифференциальной диагностики внешне сходных попроявлениям артикуляторных расстройств.
Обзор данных литературы свидетельствует, чтостертые формы дизартрии остаются недостаточно изученными, недостаточно освещенвопрос дифференциальной диагностики стертых форм дизартрии и сложной дислалии,не разработан системный подход к коррекции данного речевого нарушения (3, с. 11).
Чтобы отграничить стертые формы дизартрии отсложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование:анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.
Изучение дифференциальной диагностики стертойформы дизартрии и дислалии представляет интерес для неврологии и логопедии, итребует дальнейшей разработки приемов ранней неврологической и логопедическойдиагностики, совершенствования методов логопедической работы в доречевомпериоде и в первые годы жизни с детьми, имеющими перинатальные поражения мозга,и с детьми группы риска, совершенствования методов коррекционной работы сдетьми 5–6 лет, а также усиления взаимосвязи в работе невропатолога и логопеда.
Для рассмотрения вопроса дифференциальнойдиагностики данных нарушений речи мне показалось интересным изучить взгляды отечественныхлогопедов, таких как Поваляева М.А., Архипова Ф.Е., Мартынова Р.И.на данную проблему.
1.    Поваляева М.А.
Широкий анализ практики показал, что стертыеформы псевдобульбарной дизартрии довольно часто смешивают с дислалией (12, с. 102–103).Однако коррекция звукопроизношения при дизартрии вызывает определенныетрудности. Анализ случаев детей с дислалией и легкой дизартрией показал, чтодля понимания данных речевых расстройств недостаточно изучение особенностейсобственно речевого нарушения. Патология речи (нарушение звукопроизношения)ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всейего личности, в ряде случаев является причиной отрыва от коллектива. Стесняясьсвоего речевого дефекта, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своихсилах и возможностях. Дефекты речи в большинстве случаев являются причинойнеуспеваемости его в школе
Поваляева М.А.рассмотрела вопрос осхожести двух нарушений, доказав, что стертую форму дизартрии по праву можноотождествлять со сложной дислалией. Это явилось одним из главных шагов на путиизучения данной проблемы.
2.    Мартынова Р.И.Благодаряэтому логопеду было проведено всестороннее клинико-педагогическое исследованиедетей с функциональной дислалией, легкой дизартрией и детей с нормальной речью.Результаты данного исследования представлены в таблице (9).
Поокончанию исследования можно сделать несколько выводов, о том, что:
1.Отставание в физическом развитии выявлялось значительно больше у детей с легкойформой дизартрии, чем у детей с функциональной дислалией… и детей с нормальнойречью.
2.У детей с нормальной речью с функциональной дислалией отклонений со стороныцентральной нервной системы не выявлялось. При легких формах дизартрийневрологическая симптоматика в речевой системе выявлялась негрубо: в видестертых парезов, гиперкинезов и нарушения мышечного тонуса в артикуляционных имимических мышцах. Нарушение со стороны вегетативной нервной системы особенноотмечалось у детей с легкой формой дизартрии, в меньшей степени прифункциональной дислалии.
3.Сравнительное исследование психических процессов (внимания, памяти мышления) уисследуемых детей показало, что различие между исследуемыми группамипроявляется не только в нарушении одной локальной функции – нарушении речи, нои в совокупности всех психических процессов. Нарушение нервно-психическихфункций значительно больше выявлялось при легких формах дизартрии, чем прифункциональной дислалии.
4.Подобное исследование нервной системы и выявление симптомов органическогопоражения (при стертых формах дизартрии) показало, что в этих случаяхзадерживается темп психического развития ребенка, что требует более активногомедико-педагогического воздействия.
5.Проведенное исследование психологических особенностей у детей с легкой формойдизартрии и функциональной дислалией показало, что работа логопеда не должнаограничиваться постановкой и исправлением только дефектных звуков, но должнаиметь более широкий диапазон коррекции личности ребенка в целом.
3.    Архипова Ф.Е.Именно Архипова Ф.Е.разработала параметры сравнения детей со стертой формой дизартрии и дислалией,внеся тем самым вклад в вопрос дифференциальной диагностики дизартрии идислалии.
1.    Общаямоторика
·     Удетей с легкой формой дизартрииотмечается моторная неловкость. Ониплохо бегают, неловко переступают по ступенькам лестницы, часто спотыкаются.Отмечается некоторая недостаточность координации движений. У логопеда вкабинете при обследовании ребенок плохо стоит на одной ноге, не может прыгатьна одной ноге.
·     Уребенка с дислалиейнет никаких нарушений со стороны моторики. Невропатологпри обследовании не обнаруживает у него неврологической симптоматики.
2.    Мелкаямоторика
·         Уребенка с дизартриейпоздно формируются навыки самообразования. Плоходержат карандаш, сильно напрягают мышцы руки. И, наоборот, из-за снижениятонуса мышц рук, ребенок недостаточно нажимает на карандаш, линии рисункавялые. При работе с вырезной картинкой сложенный рисунок сдвигается с места,части его точно не смещаются одна с другой. Кажется, что ребенок неаккуратенпри выполнении работы, но на самом деле это нарушение моторики. Впервыепроявляется дефект нарушения ориентировки на листе бумаги вследствие нарушенияпространственных представлений. В школьном возрасте это приводит к зеркальномуписьму, недостаточной ориентировки в тетради. Дети могут испытывать трудностина уроке черчения в старшем возрасте при выполнении геометрических заданий. Приобследовании ребенок не выполняет пальчиковые упражнения. Характерным являетсяпоиск движений, требующих тонкой дифференцированной работы пальцев: «замок»,«коза».
·         Уребенка с дислалиейсо стороны моторики таких нарушений нет.
3.    Артикуляционныйаппарат
·         Уребенка со стертой дизартрией выявляются:
-    гипертонус:лицо ребенка маскообразное, мышцы при пальпации твердые; губы – характерноположение верхней губы – она натянута и прижата к верхней десне, а во времяречи она неподвижна; язык всегда толстый (или меняет форму «осеннегоогурчика»); голос ослабленный, отсутствуют модуляции (не может изобразить какмычит корова); не выполняет задание «Эхо»; речь немного ускоренная; ослабленречевой выдох; страдают согласные и гласные звуки.
-    гипотонус:лицо гипомимично (мимика недостаточная); при пальпации мышцы лица дряблые; ротприоткрыт; ребенок не удерживает позу закрытого рта (но надо исключитьлорпатологию); речевое дыхание поверхностное; ребенок не договаривает окончанийслов, как бы допускает грамматические ошибки, страдают обычно согласные.
-    гиперсаливация:(повышенное слюноотделение) особенно при увеличении нагрузки. При этом надоисключить заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, состояние голода).
-    девиацияязыка (отклонение языка от средней линии) при функциональной нагрузке наречевой аппарат. Например, при выполнении упражнения «маятник» нужно посмотретьв какую сторону отклоняется язык.
-    гиперкинезы:(насильственные движения языка) выделяются степени гиперкинезов: тяжелая (языкподергивается в переднее-заднем направлении), средняя (по языку пробегаютволны, то в продольном, то в поперечном направлении, иногда, это наблюдаетсятолько при функциональной нагрузке), легкая (тремор кончика языка прифункциональной нагрузке, иногда сопровождается цианозом – посинением).
-    нарушениекачества артикуляционных движений: движения выполняются, но страдает ихкачество; ослаблена мышечная сила (много щелчков языком сделать не может,страдает ритмичность); сокращено время удержания артикуляционной позы.
·         Уребенка с дислалиейобычно нет таких симптомов.
4.    Звукопроизношение
·     Пристертой дизартриипостановка звуков ведется по классической схеме, т.е.способы те же, приемы, можно использовать фонетическую ритмику. Причем здесьзвуки ставятся легко, но длителен процесс автоматизации. Иногда, приходитсяотрабатывать в спонтанной речи каждую позицию звука в слове.
·     Придислалиипостановка звука также ведется по классической схеме, нопоставленный звук усваивается в речи ребенка надолго и не требует длительногопроцесса автоматизации.
5.        Общееречевое развитие
·         Детейсо стертой дизартриейусловно можно разделить на три группы:
-    дети,у которых нарушено звукопроизношение, просодика, но у них хорошийфонематический слух, богатая лексика, не нарушен грамматический строй языка –ФН (нарушение погранично с дислалией, их трудно дифференцировать).
-    дети,у которых не закончился процесс формирования фонематического слуха. Это группаФФН + стертая форма дизартрии. Таких детей может быть до 50%.
-    дети,у которых недоразвитие фонематического слуха сказывается на недоразвитиислоговой структуры слова; бедный словарный запас, агграматизмы в речи. В 5 леттакой ребенок может сказать «на санок» вместо «на санках». Эта группа детей укоторых формируется ОНР + стертая форма дизартрия. Их в группе с ОНР может быть80%.
6.        Просодика
·         Удетей со стертой формой дизартрииотмечается невнятная, неразборчиваяречь – «каша во рту». Бедные интонации, тихий голос, иногда нозальный оттенокречи. Чаще темп речи быстрый, ускоренный, ребенок не договаривает окончанийслов и очень сокращает произношение гласных звуков (редуцирует до минимума). Уребенка угасающий голос, начинает говорить громко, спадает по мере речевойнагрузки. Интонационная окраска ухудшается. Для детей с дизартрий характерноухудшение качества речи с увеличением нагрузки.
·         Удислаликовс повторением упражнений качество речи улучшается.
Выводы:
1.  Целым рядом наблюденийбыло установлено, что дети, страдающие неясной, непонятной, на первый взглядкак бы имеют тождественные дефекты. Однако глубокое изучение позволило выделитьсреди этих детей две группы (дизартрии и дислалии), имеющие совершенноразличную природу речевого дефекта.
2.    Более детальное обследование необходимо при дизартрии, т.к. этот вид расстройства звукопроизношения обусловлен не только нарушением артикуляционной моторики, но и нарушением других компонентов речи. А двигательные расстройства артикуляционного аппарата более грубые и тяжелые по сравнению с дислалией. При дислалии грубых нарушений артикуляционного аппарата нет, а в ряде случаев артикуляционные нарушения отсутствуют вообще.
3.  Придизартриях (за исключением стертых форм) выступает неврологическаясимптоматика. Дети со стертой формой дизартрии напоминают дислаликов. Однакопри обследовании обнаруживаются неблагоприятные факторы в анамнезе,органическая микросимптоматика в неврологическом статусе, а также затрудненияпри проведении логопедических мероприятий. Если при дислалии речевой дефектсвязан с неправильным произношением отдельных звуков или групп, то придизартриях страдает не только звукопроизношение, но и голос, темп, плавность,модуляция, дыхание и т.д.
4.        Случаирасстройства звукопроизношения, сочетающиеся с нарушением голоса и дыхания,нельзя рассматривать как сложную дислалию или задержку речевого развития. Вэтих случаях правильным является заключение: стертая форма дизартрии, прикоторой необходимо вести специальную комплексную коррекционную работу, сочетающуюсяс массажем, ЛФК, специальной артикуляционной гимнастикой, направленной наразвитие и укрепление артикуляционной мускулатуры, массажем артикуляционногоаппарата.
5.        Обобщиввыводы всех авторов, которые занимались изучением вопросов, посвященных дизартриии дислалии, отметим, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень близка ксложной дислалии. Это хорошо иллюстрирует таблица.


Заключение
 
В своейкурсовом проекте я подробно рассмотрела вопрос дифференциальной диагностикистертой формы дизартрии и дислалии. Цель найти сходства и различия вдиагностике данных нарушений, я считаю достигнутой. Вопросы относительностертой формы дизартрии я так же осветила в полной мере.
В результатепроведенной работы я выяснила, что стертая дизартрия – одно из самыхраспространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике ивопросы диагностики и содержания коррекционной работы с детьми со стертойдизартрией остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и впрактическом плане.
Так женеобходимо отметить, что целым рядом наблюдений было установлено, что дети,страдающие неясной, непонятной, на первый взгляд как бы имеют тождественныедефекты. Однако глубокое изучение позволило выделить среди этих детей двегруппы (дизартрии и дислалии), имеющие совершенно различную природу речевогодефекта.
Более детальное обследование необходимо при дизартрии, т. к. этот вид расстройства звукопроизношения обусловлен не только нарушением артикуляционной моторики, но и нарушением других компонентов речи. А двигательные расстройства артикуляционного аппарата более грубые и тяжелые по сравнению с дислалией. При дислалии грубых нарушений артикуляционного аппарата нет, а в ряде случаев артикуляционные нарушения отсутствуют вообще.
Дети со стертой формой дизартрии напоминаютдислаликов. Однако при обследовании обнаруживаются неблагоприятные факторы ванамнезе, органическая микросимптоматика в неврологическом статусе, а такжезатруднения при проведении логопедических мероприятий. Если при дислалииречевой дефект связан с неправильным произношением отдельных звуков или групп,то при дизартриях страдает не только звукопроизношение, но и голос, темп,плавность, модуляция, дыхание и т.д.
Случаи расстройства звукопроизношения,сочетающиеся с нарушением голоса и дыхания, нельзя рассматривать как сложнуюдислалию или задержку речевого развития. В этих случаях правильным являетсязаключение: стертая форма дизартрии, при которой необходимо вести специальнуюкомплексную коррекционную работу, сочетающуюся с массажем, ЛФК, специальнойартикуляционной гимнастикой, направленной на развитие и укреплениеартикуляционной мускулатуры, массажем артикуляционного аппарата.
Такимобразом, вопрос дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалиина сегодняшний день остается открытыми и недостаточно изученным. Но так каклогопедическая наука с каждым годом развивается, то не мало вероятно, что черезнесколько лет данный вопрос не будет являться проблемным.


Списоклитературы
1.   Архипова Е.Ф. Стертаядизартрия. – М., 2006.
2.   Гуровец Г.В., Маевская С.И.К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросылогопедии, – М., 1982.
3.   Карелина И.Б. Дифференциальнаядиагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. –1996. – №5. – С. 10–14
4.   Логопедия: Учебн. для студ.дефектол. фак. пед. высш. ччебн. заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с.– (Коррекционная педагогика). С 173 – 177.
5.   Логопедия. Методическоенаследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под.ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1:Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2.Ринолалия. Дизартрия. – 304 с. – (Библиотека учителя дефектолога). С 293 –298.
6.   Лопатина Л.В. Приемылогопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии идифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – №2. – С. 64 –70.
7.   Лопатина Л.В. Дифференциальнаядиагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения.Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С. –Пб., 2000. – С 177–182.
8.   Мартынова Р.И. Сравнительнаяхарактеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональнойдислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентоввысших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 1. /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 1997. – с. 214–218 (С сокращениями по публикации в сб.:Расстройства речи и методы их устранения. / Под. ред. С.С. Ляпидевского,С.Н. Шаховской. – М.: 1975. – С 79–91.
9.   Мартынова Р.И. Опсихолого-педагогических особенностях детей – дислаликов и дизартриков. Очеркипо патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1967 – С 98– 99; 109–110.
10.     Мелехова Л.В. Дифференциациядислалий. (Анализ случаев по материалам медико–педагогической консультации придефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина). // Очерки попатологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. – М.: 1967.С 80 – 85.
11.     Основытеории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной – М., 1968 – С. 271– 290
12.     Поваляева М.А.:Справочник логопеда – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002.
13.     Правдина О.В. Логопедия.– М.: 1969.
14.     Расстройстваречи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1969.
15.     Pay Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. – М.,Медгиз, 1961.
16.     Соботович Е.Ф.,Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы ихдиагностики // Дефектология. – М., 1974. – №4
17.     Токарева О.А. Функциональныедислалии. // Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского.– М.: 1969. – С 104 – 107.
18.     Филичева Т.Б.,Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. Основы логопедии – М.: 1989. – 221 с.– С 82 – 85.
19.     Хватцев М.Е. Логопедия.– М.: 1959.
20.     Шембель А.Г. Механическиедислалии. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского.– М.: 1969. – С 128–134; 140–144.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.