--PAGE_BREAK--Типы неуспевающих школьников
Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе [33; 34]. В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л.С. Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод исп6ользуют А.А. Бударный, Ю.К. Бабанский и некоторые другие авторы. Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого рода типологии не дают [5; 58].
Характеристика типов неуспевающих школьников (см. Приложение 4).
Школьная неуспеваемость действительно социально-педагогическая проблема, имеет в ряде случаев социально-педагогические причины возникновения и в результате, неуспевающие дети пополняют ряды группы риска.
1.2 Организация работы социального педагога с неуспевающими детьми в условиях образовательного учреждения
Социальный педагог [7; 28] – это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность – общаться с семьей, «трудиться» на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д.
Деятельность социального педагога обращена, прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру. Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией.
Вся профессиональная деятельность социального педагога по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся. Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием.
Методы работы социального педагога с неуспевающими детьми.
Первостепенное внимание при изучении неуспеваемости педагог обращает на семью и положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения [2; 19] педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство. «Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы [2; 21]. Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье. Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах.
Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных» [6; 27]. Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.
Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение. Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов [6; 28].
Исследователи выделяют еще метод социометрии [6; 28], при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».
Пути преодоления неуспеваемости:
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников. Выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др. Совершенно очевидно, что диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в любом образовательном учреждении. Используются также специфические методы социальной работы, такие как метод социальной биографии семьи, личности, а также социальная история микрорайона, диагностика социальной среды.
В процессе исследования социальный педагог может получить совершенно конфиденциальную информацию, поэтому его действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника [31; 28]. Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное [29; 62]. Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов) [21,33].
При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе [38; 34].
Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом [17; 54].
Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные «проработки» со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье [17; 57].
В практической работе целью является установление причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости.
Социально-педагогическая деятельность МОУ «БСОШ» осуществляется в следующем: при выявлении и устранении причин неуспеваемости школьников социальный педагог пользуется методами наблюдения, убеждения, беседы, социометрии. Проводит комплекс мероприятий с разными возрастными категориями по коррекции неуспеваемости. Детей в школе много, поэтому социальный педагог в некоторых случаях не успевает во время устранить причины неуспеваемости. А так же проводиться работа:
1) Взаимодействия с классным руководителем: семинары (обсуждение успеваемости и мер, предпринимаемых по работе с неуспевающими); консультации; педсоветы; выступления на родительском собрании.
2) Работа с неблагополучными семьями: посещения на дому; консультации; индивидуальные беседы.
3) Работа с учащимися девиантного поведения: индивидуальные беседы; посещение на дому; посещение уроков.
4) Работа с семьями опекаемых детей: обследование материально-бытовых условий; организация летнего отдыха.
5) Работа с учащимися: беседы (Беседы по классам «Твой читательский формуляр», «Устав школы – Закон нашей жизни»); посещение уроков; анкетирование («Мой друг это….», Экспресс – анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»); дискуссии («Добро и зло. Причины наших пропусков»); тестирование («Школьный тест умственного развития»); классные часы («Основы здорового образа жизни», «Зачем мы учимся?», «Суд над сигаретой»); общешкольные мероприятия («Осенний бал», «Бал – маскарад», общественный праздник «Без берёзки я не мыслю России», КВН, праздник «Звёздный поход», праздничный концерт ко Дню учителя, фольклорный праздник «Масленица».
6) Методическая работа: семинары («Школа – второй дом», «Семейное воспитание в школе», «Классный час или час классного руководителя», «Приоритетные виды воспитательной деятельности»); совещания; работа с СМИ.
В ходе работы мы проанализировали существующие подходы к понятию педагогической неуспеваемости. Нами установлено, что под педагогической неуспеваемостью следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.
Черты неуспеваемости могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Неуспевающий ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Неуспевающие дети легко могут усваивать информацию, в отличие от трудных подростков они поддаются педагогическому воздействию.
В теоретической части работы мы раскрыли причины и типы неуспевающих детей, методы работы с педагогически неуспевающими школьниками. Нами также были предложены пути преодоления неуспеваемости школьников: педагогическая профилактика, педагогическая диагностика, педагогическая терапия, воспитательное воздействие.
2. Изучение социально-педагогической деятельности с неуспевающими детьми в условиях образовательного учреждения (на примере МОУ «Бабушкинская СОШ»)
2.1 Организация и планирование исследования
Цель: описать деятельность социального педагога с неуспевающими детьми и разработать программу коррекции педагогической неуспеваемости, произвести оценку ее результативности.
База исследования: МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа».
Выборка: учащиеся Бабушкинской средней общеобразовательной школы. Участвовали 15 школьников: 5 девочек, 10 мальчиков. Дети пропускают занятия в школе без уважительных причин, нежелание учиться мотивируют ленью. У некоторых отставание в учебе происходит также по медицинским показаниям: слабое здоровье, часто болеют.
Диагностический инструментарий:
Социальный паспорт личности ребенка, направленный на выявление причин и условий социальной адаптации, детско-родительских отношений, бытовых условий и т.д.
Комплексная экспресс-диагностика педагогической неуспеваемости детей (Р.В. Овчарова), направленная на определение степени неуспеваемости в процентном соотношении. Целью ее является определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка. Она состоит из 5 шкал, включающих в себя вопросы, определяющие свойства самосознания, направленности субъекта на общение, деятельность, общую тревожность, влияние воспитательной микросреды школы и семьи. Педагогическая неуспеваемость диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10–25%, при выраженной степени – 25–50%, при высокой – 50% и более.
продолжение
--PAGE_BREAK--Модифицированный опросник, направленный на выявление отношения к себе, к окружающему миру, планов на будущее и т.д.
2.2 Интерпретация результатов исследования деятельности социального педагога с неуспевающими детьми
Результаты первичной диагностики
Таблица 1.1. Анализ социального паспорта учащихся в МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа»
В результате проведения диагностического обследования педагогической неуспеваемости детей, определили, что уровень неуспеваемости находиться в выраженной степени – у 87% школьников, в легкой у 13% школьников. У семей высокий социальный статус, дети живут в достаточно благоприятных условиях, у 100% детей свои отдельные комнаты. Активность в общественных делах проявляют редко, но дети самоуверенные, пытаются добиться всего сами, но к сожалению учеба у них на втором месте.
Социальный паспорт личности ребенка.
Таблица 1.2. Анализ модифицированного опросника неуспевающих школьников в МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа»
Подводя итоги опроса, мы видим, что большинство детей не желают учиться и мотивируют это ленью. Ведь проблема не только в ребенке, значит педагогам нужно внедрять все более новые технологии преподавания, но и на педагогов все проблемы возлагать тоже не нужно. Дети приходят из школы и так как родители находятся на работе, занимаются не уроками, потому что, как мы уже выяснили, им лень.
2.3 Программа коррекции педагогической неуспеваемости
На основании данных, полученных в ходе исследования, была создана программа коррекции педагогической неуспеваемости школьников.
Оценка результативности апробированной программы коррекции педагогической неуспеваемости.
Апробация разработанной коррекционной программы осуществлялась нами в ходе практического исследования, проводившегося в 2010 году на базе Бабушкинской средней общеобразовательной школы им. Бабушкина.
Повторные диагностические данные позволяют увидеть тенденцию к снижению неуспеваемости у исследуемых детей.
Таблица 1.3. Анализ социального паспорта учащихся в МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа» (повторная диагностика)
После проведения программы коррекции неуспеваемости, дети стали менее агрессивны, более общительны и уровень неуспеваемости снизился у большинства детей. Из этого можно сделать следующий вывод: необходимо чаще проводить программы коррекции (в данном случае) неуспеваемости школьников.
Таблица 1.4. Анализ модифицированного опросника неуспевающих школьников в МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа» (повторный результат):
продолжение
--PAGE_BREAK--При проведении повторного диагностического обследования педагогической неуспеваемости детей, уровень неуспеваемости снизился–у 87% школьников, а у 13% учащихся остался прежним. На диаграммах (см. Приложение 16,17,18) представлены данные первичной и повторной диагностики, отражающие степени неуспеваемости школьников, в начале и в конце реализованной программы коррекции неуспеваемости. С помощью полученных данных в результате проведения повторной диагностики мы выявили эффективность предложенной и уже реализованной коррекционной программы. Считаем, что эффективность предложенной и реализованной коррекционной программы доказана в некоторых случаях. Причиной недостаточной эффективности программы для некоторых учащихся считаем, недостаточного количества времени, а также слабое педагогическое воздействие со стороны родителей. Достоинства: дети стали общительнее, менее агрессивные, отношение к школе, педагогическому коллективу стало более позитивным.
На основе данных, полученных в результате проведения повторной диагностики испытуемых, доказана эффективность реализованной коррекционной программы.
Результатом изучения данной проблемы считаем разработку рекомендаций для социального педагога:
1. Внедрение программы коррекции неуспеваемости, которая, на наш взгляд, может быть использована для снижения уровня неуспеваемости социальным педагогом в общеобразовательном учреждении.
2. Работа с неуспевающими детьми должна быть системной. Изученные теоретические аспекты проблемы и полученные результаты в ходе проведенного практического исследования позволили нам сделать вывод о том, что деятельность социального педагога с неуспевающими детьми эффективна именно при наличии системности.
На основе рассмотренных социально-педагогических технологий работы с неуспевающими детьми различных авторов, нами была предложена собственно разработанная программа, в основу которой легли факторы неуспеваемости. Данная программа использовалась нами при проведении практического исследования на базе МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа» с.им. Бабушкина в 2010 г. В исследовании принимало участие пятнадцать неуспевающих школьников, каждый со своими особенностями, разными степенями педагогической неуспеваемости и причинами.
Нами была составлена и реализована программа коррекции неуспеваемости со своими целями, задачами, стратегическими направлениями, тактикой реализации, ожидаемыми конечными результатами. На основе данных, полученных в результате проведения повторной диагностики школьников, доказана эффективность реализованной коррекционной программы.
Изученные теоретические аспекты проблемы и полученные результаты в ходе проведенного практического исследования позволили нам сделать вывод о том, что деятельность социального педагога с педагогически неуспевающими детьми эффективна при системной работе с педагогически неуспевающими детьми и при наличии специально созданной программы коррекции неуспеваемости.
Заключение
Работа современной общеобразовательной школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций. Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей.
Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные. Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным.
По окончании данного исследования мы пришли к следующим выводам: неуспеваемость определяется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений, навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Может выражаться в определенных показателях, отражающих результат образования, напрямую связана с содержанием и процессом образования, может обнаруживаться в процессе обучения и тогда определяется через понятие отставание и его признаки. Сначала мы определили комплекс причин, которыми вызывается неуспеваемость и типы неуспевающих школьников. В результате проведения диагностического обследования, мы выявили, что наиболее распространенными причинами школьной неуспеваемости являются низкая мотивационная сфера, лень школьников и конфликтные отношения с учителями. Затем мы выявили методы работы социального педагога с неуспевающими детьми и предложили пути преодоления неуспеваемости школьников. В практической части работы мы провели модифицированный опросник, направленный на выявление отношения к себе, к окружающему миру, планов на будущее и сделали анализ социального паспорта личности ребенка, направленный на выявление причин и условий социальной адаптации, детско-родительских отношений, бытовых условий, оформив в таблицу. Нами была составлена и реализована программа коррекции неуспеваемости со своими целями и задачами и на основе данных, полученных в результате проведения повторной диагностики, доказана эффективность реализованной коррекционной программы. По данным результатам диагностического обследования можно отметить, что уровень неуспеваемости школьников в МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа» снизился у 86% детей из 100%.
Вся профессиональная деятельность социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся. При работе социального педагога с неуспевающими школьниками должны соблюдаться система работы и внедряться программы.
Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется. Повышение эффективности деятельности социального педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе. Также важна помощь более «высоких» социальных служб. Эффективность деятельности еще повышается на основе обмена опытом работы.
Список литературы
1. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками/ М.А. Алемаскин – М., 1990.
2. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков/ В.Г. Баженов – Киев, 1996.
3. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился/ К.В. Бардин – М., 1999.
4. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1996.
5. Белкин, А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение неуспеваемости. Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. – М., 1991.
6. Галагузова, М.А. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова – М., 1998.
7. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М., 1998.
8. Гиль, С.С. Актуальные направления социально – педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях/ С.С. Гиль – Омск, 1996.
9. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. – Свердловск, 2000.
10. Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения/ В.В. Давыдов – М.: Педагогика, 1986.
11. Захаров, Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ Л.И. Захаров – М., 1996.
12. Зюбин, Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М., 1998.
13. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с неуспевающими/ Л.М. Зюбин – М., 1998.
14. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко – М., 1997.
15. Климова, М.Е. Эмоциональное воспитание в семье/ М.Е. Климова – Минск, 1996.
16. Козубовская, И.В. Профилактика правонарушений среди учащихся/ И.В. Козубовская – Киев, 1999.
17. Кочетов, А.И., Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская – М., 1999.
18. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник – М., 1999.
19. Кузнецов, В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащегося/ В.М. Кузнецов // Народное образование – М., 1994.
20. Кулаков, С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе/ С.А. Кулаков – СПб., 1996.
21. Монахов, Н.И. Умом и сердцем: Мысли о воспитании/ Н.И. Монахов – М., 1980.
22. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В. Мудрик – Пенза, 1994.
23. Мудрик, А.В. Социальная педагогика/ А.В. Мудрик – М., 1999.
24. Невский, И.В. Ранняя диагностика и профилактика неуспевающих детей/ И.В. Невский, Р.В. Овчарова – Курган, 1995.
25. Новоселова, А.С. Воспитание сознательной дисциплинированности, как средство предупреждения и преодоления неуспеваемости/ А.С. Новоселова – М., 1991.
26. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В. Овчарова – М., 1996.
27. Педагогический словарь / под общ. ред. И.А. Кирова, Н.К. Гончарова – М., 1997.
28. Пидкасистый А.Е. Педагогика /Под ред. А.Е. Пидкасистого. – М., 1998.
29. Поварницына, В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися/ В.А. Поварницына В.А. – Челябинск, 1994.
30. Психолого-педагогический словарь/ Автор сост. В.А. Мижериков – Ростов на Дону, 1998.
31. Раттер, М. Помощь трудному ребенку/ М. Раттер – М., 1997.
32. Реан, А.А. Психолого-педагогическая служба школы/ А.А. Реан – СПб, 1999.
33. Ретуш, Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Л.А. Ретуш Л.А. – С-Пб., 2001.
34. Российская педагогическая энциклопедия – т. 2 / под ред. В.В. Давыдова – М., 1993.
35. Российская педагогическая энциклопедия/ Под ред. А.П. Горкина – М., 1999.
36. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников/ В.Г. Степанов – М., 1998.
37. Суворов, А.В. Школа взаимной человечности/ А.В. Суворов – М., 1995.
38. Татаров, Е.В. Трудные судьбы подростков – кто виноват?/ Е.В. Татаров – М., 1991.
39. Холодюк, А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника. / А.Г. Холодюк. – Кишинев, 1991.
40. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров – М., 1995.
41. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 1997.
42. Шуман, С.Г. Родительские тревоги/ С.Г. Шуман – М.: Педагогика, 1999.
Приложение 1
Социально-психологическая характеристика неуспевающих школьников. Для всех неуспевающих школьников характерна прежде всего слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.
Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, характер.
Такой подход к учению приводит к систематической интеллектуальной недогрузке, что в свою очередь ведет к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает их отставание.
Низкая самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в низком уровне овладения такими психическими функциями как память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны. Воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде образов.
Педагогам массовой школы хорошо известно, что дети, стойко не усваивающие школьную программу, имеют отрицательные особенности характера и нарушения поведения. Всестороннее исследование особенностей психического развития неуспевающих школьников – диагностический психологический эксперимент, подробное биографическое изучение, наблюдение за поведением на уроках и во внеурочной деятельности, беседы с родителями и учителями – позволило выявить ряд условий, способствующих формированию искажений в развитии личности детей.
Первым и наиболее важным фактором становления отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к всякого рода учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что «ничего не задано», а в школе – что «забыл книги дома» и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера уже в первые шесть месяцев, в течение первого года обучения. Такие особенности поведения формируются очень быстро и уже ко второму полугодию такие дети очень заметны в массовой школе.
К этому времени (то есть ко второму классу) присоединяется следующий фактор – конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд кажется, что эти отношения носят негативный характер, даже складывается мнение о предвзятом отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к ним обращаются, кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме, жалуются родителям, обсуждают друг с другом в открытой форме, при других школьниках. В тоже время, беседы и тщательное наблюдение позволяют понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью, неумением работать с такими детьми, особым вниманием к ним, минимальными успехами в учебе. Здесь используются все доступные средства. Повышенным тоном, нотациями и морализаторством педагоги пытаются привлечь внимание слабоуспевающих учеников.
Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети через короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера – конфликтность, злобность, аффективная возбудимость. Аналогичные проблемы возникают у стойко неуспевающих детей по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей («они плохо учат»), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат – «бездари…лентяи» и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить на «улицу». Становятся постоянными уходы из дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу третьего класса.
Естественно, что после конфликтов с учителями и родителями неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными и по отношению к сверстникам. Заметно, что в первых классах более развитые и умные сверстники (видя как к неуспевающим относятся учителя и родители), также начинают демонстрировать при всяком удобном случае свою неприязнь. Это выражается более тонко, в виде издевок, обидных прозвищ, игнорирования слабоуспевающих учеников. Ответные реакции неуспевающих детей возникают несколько отставлено во времени (через 6 месяцев – 1 год), но они очень грубо проявляются. Неуспевающие школьники дерутся, нецензурно бранятся, воруют, пропускают школьные занятия. Уже к четвертому классу все поведение этих детей пронизано отрицательными чертами характера.
продолжение
--PAGE_BREAK--