КУРСОВАЯРАБОТА
Учебнаядисциплина: Педагогика
Тема:«Разрушение института семьи как следствие социально- экономического и духовногокризиса общества»
План
Введение
I. Влияние социально-экономической ситуации
1.1 Социальные причины распада семей
1.2 Зарплата для семьи
II. Духовный кризис общества и семья
2.1 Исторические предпосылки
2.2 Негативные последствия современной «свободы»
Заключение
Список литературы
Введение
В последние времязначительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Мы хотим знать, чтопроисходит в семье и почему так часты разводы, отчего семья всё чащеограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин,испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкомучеловеку, остаются одинокими. Почему вследствии социально-экономическихпотрясений и духовного кризиса семья всё чаще становится невостребованной. Вэтом заключается актуальность данной работы.
Усиленное общественноевнимание к семье связано с современным демографическим развитием. Даже беглыйвзгляд на статистические данные, касающиеся рождаемости в России, позволяютзаметить, что это процесс весьма нестабильный и в значительной степенизависящий от конкретных мероприятий, осуществляемых в рамках государственной (ине только) демографической политики. На демографическое поведение супруговоказывают многообразные факторы. В их числе экономическая ситуация,общественные и семейные традиции, желание иметь более высокий жизненныйуровень, качество помощи, оказываемой семье обществом, уровень подготовки кобязанностям супругов и родителей. Поэтому и цель данной работыпроанализировать социально-экономические аспекты, которые негативно влияют на современнуюсемью. Также важно увидеть исторические предпосылки нынешних сложностей с точкизрения Православия.
Нынешний XXI векстановится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества.Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человекасерьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уженеотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенноостро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Такимместом должна быть семья — стабильность на фоне повсеместной изменчивости.Несмотря на столь явную необходимость, в настоящее время институт семьииспытывает достаточно острый кризис, ведь под угрозой само его существование,которое было неизменным на протяжении тысячелетий. Свою задачу автор видит втом, чтобы наметить пути преодоления современной болезненной ситуации в семье.
I. Влияние социально-экономическойситуации
1.1 Социальныепричины распада семей
В толковомсловаре С. И. Ожегова «Семья – это группа живущих вместе родственников (муж ижена, родители с детьми[1]». А проблемной, кризисной семье нужнопомогать на ранней стадии, пока она еще не деградировала. Современная семья в силу социально-экономическихпотрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество,находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь иподдержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семьярушится. Основная цель современной семьи сегодня — выжить.
Проблемы семьипредставляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, так какэти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизнинаселения и благополучия общества. Социальные проблемы семьи отражают теснуюзависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции вобществе и по этой причине государство и общественные организации объективнозаинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальнуюработу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений иукрепление семьи. Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни исоциальных услуг решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распадсемей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений. Статистикапоказывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семейсоставляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистикемотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемывзаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в различныхсоциальных системах. К одной из основных социальных проблем семьи можно отнестирезкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла16 лет. Средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика такжепоказывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается черезгод-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний день составляет76-78% ежегодно (см. приложение 1). Таким образом, распад семей является самойсерьезной социальной проблемой. Наряду с психоэмоциональными и физиологическимипричинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующиепричины: — Пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое местосреди причин распада семей и в советский период. Но тогда по этой причинеразваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается 80% семей. — Неблагоприятные жилищные и бытовые условия. (В советский период эта причиназанимала 4-е место среди социальных причин) — Несогласие с традиционнымраспределением ролей в семье. Исторически так сложилось, что основная нагрузкапо ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблемазаключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует вобщественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщинучаствовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для неене только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы.
— Низкий уровенькультуры семейно-брачных отношений — Повышение взаимной требовательностисупругов друг к другу (Эту причину специалисты обычно называют в последнююочередь) Вышеназванная квалификация и разграничение причин имеет место лишь втеоретическом анализе. В реальной жизни психоэмоциональные, физиологические исоциальные причины тесно взаимосвязаны. Наряду с негативными явлениями всемейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились иположительные тенденции в росте самосознания супругов. В заключении надоотметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачныхотношений является низкий уровень социальных услуг и социальной работы с семьями.
1.2 Зарплатадля семьи
Маленький процентразводов в дореволюционной аграрной России объясняется тем, что крестьяне,составлявшие 95% населения, жили своим натуральным единоличным хозяйством. Женане могла уйти от мужа, не расставшись с этим единственным источником средств ксуществованию. Муж не мог бросить жену с детьми и хозяйством по той же самойпричине. Он не мог выгнать жену с детьми, так как дети были его работниками иего пенсией. Государственных пенсий для крестьян не существовало. Семьи былипрочными, часто многодетными. Несмотря на высокую детскую смертность (умирало200 младенцев из 1000, до детородного возраста доживало 50% людей), вдореволюционной России наблюдался быстрый естественный прирост населения.
Современнаясемья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромныетрудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе,не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнегодеструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня— выжить. Росстатобнародовал данные о средней зарплате в апреле 2010 году: она составила 20 383руб., то есть увеличилась по сравнению с апрелем 2009 года на 12,4%. Вроде бынеплохо, но это отнюдь не означает, что каждый россиянин зарабатывает в месяцименно такую сумму.
Если учесть, что разрывмежду минимальным и максимальным уровнем оплаты труда в России, по разнымоценкам, колеблется от 14,7 до 25 раз, то становится понятно, что представляетсобой средняя зарплата. Например, топ-менеджеры в госкорпорациях получают помиллиону рублей в месяц и более, а их зарплаты статистика «делит» на всех, темсамым сильно приукрашивая реальную картину.
А как распределяютсязарплаты между категориями работающих? Увы, как и раньше, работающие в сельскоми лесном хозяйстве получают меньше других – по 9618 руб. Текстильщики ишвейники получают по 10 074 руб. в месяц, что тоже негусто. Кожевенники иобувщики зарабатывают по 10 616 руб., зато обработчики древесины – уже по 12164 руб.
Учителя обрабатывают недревесину, а юные души и мозги, но получают не намного больше – по 13 494 руб.Работники здравоохранения и социальной сферы опережают их примерно на 1500 –они получают по 14 983 руб.
А вот те, кто выкачиваютиз земных недр топливные ископаемые, зарабатывают в среднем уже по 47 559 руб.в месяц (в три раза больше учителей и врачей). Это – самый высокий показатель вобзоре. Впритык к ним идут производители нефтепродуктов (45 228 руб.) испециалисты в области финансов (45 959 руб.)[2].
В то же время практическикаждый седьмой россиянин продолжает жить за чертой бедности и имеет доходы нижепрожиточного минимума, составляющего 5144 руб. На конец 2009 года таковых было18,5 млн человек, или 13,1% от общего числа жителей страны. Зарплату нижеуровня прожиточного минимума получают 5,6% работающих. А это значит, что людине способны обеспечить даже свои минимальные потребности, не говоря уже очленах семьи. То есть самые бедные работают даже не за еду, а лишь за частьпотребностей в еде. Где они берут остальное – неизвестно.
Наибольшее число«бедняков» работает в сельском хозяйстве и, как ни дико это звучит, вобразовании, здравоохранении, сфере оказания социальных услуг. Меньше минимумазачастую зарабатывают и те, кто трудится на неполную ставку в любых отраслях,даже в нефтяной.
Но что самое печальное –в категорию бедняков зачастую входят семьи с детьми. Если посмотреть на семью,еще не так давно считавшуюся стандартной – двое взрослых и двое детей – то дляобеспечения прожиточного минимума каждому ребенку родители должны зарабатыватьне менее 11 тыс. руб. в месяц. Однако 15% работающих получают меньше этойсуммы, а значит, их семьи попадают в категорию бедных. Между тем такая семьяявляется минимально достаточной для воспроизводства населения на прежнем уровне(об его увеличении речи не идет).
Стоит ли после этогоудивляться, что население сокращается, а все разговоры о поддержке семей сдетьми оказываются лишь разговорами и ничем более? Зарплаты примерно половиныроссиян недотягивают до 16 тыс. руб. в месяц, а именно столько необходимоденег, чтобы обеспечить минимальные потребности семьи, где есть ребенок инеработающая жена.
В этом году число тех,кто живет за чертой бедности, вряд ли существенно изменится, считают эксперты.С одной стороны, выросли доходы пенсионеров, и они должны выйти из числа«бедняков». С другой – поднялись тарифы на ЖКХ, транспорт и другие услуги, ипланка прожиточного минимума увеличится, а значит, большее количество людей несможет до нее дотянуться.
Такая вот статистика.Одни цифры и ничего более, а вся наша жизнь сразу оказывается как на ладони.Опадает вся словесная мишура и становится видна истинная цена «реформам»,оценка работы властей и цена их обещаниям.
II. Духовный кризис общества и семья
2.1 Историческиепредпосылки
Семья и брак — основаобщества и поэтому любому, кто хочет понять и осознать проблемы общества,необходимо понимать и то, что происходит в этой области и каковы причиныкризиса семьи.
Советский Союз — единственная страна в мире, где люди жили при социализме более 70 лет, то естьза это время полностью сменилось целое поколение. Какие изменения произошли врусском обществе, и в каком состоянии находится детство? Каждый год населениеРоссии сокращается примерно на полмиллиона человек. В некоторых регионахумирает в три раза больше, чем рождается. Состояние здоровья детей такое, чтобольшая их часть уже рождается с теми или иными патологиями. В последние годывозникла новая проблема — это сироты при живых родителях. Всего у нас вспециальных детских учреждениях пребывает около 200 тыс. детей. 95% из них — имеют родителей. Велика проблема беспризорников. Причем среди беспризорников,задерживаемых в Москве, только 14% — москвичи, половина — из стран бывшегоСССР, а остальные из других регионов России. Из стран бывшего СССР такое женеблагополучное положение складывается на Украине, значительно лучше — вБелоруссии. Но в целом это общая беда бывшего СССР[3].
Чем обусловлены такиекатастрофическое данные? Предпринимались многие попытки проанализироватьситуацию. И все исследования наталкивались на то, что причину в экономическойили социальной сфере найти невозможно. У такого положения дел нет никакихэкономических причин. Падение нравов, засилье псевдокультуры, формированиеизвращенных понятий о добре и зле, потеря авторитета семьи — вот истинныепричины. Люди, которые разводятся, делают аборты, бросают своих детей,становятся наркоманами, совершают те или иные антисоциальные поступки, делаютэто вне всякой связи с их экономическим положением. Даже наоборот, богатые людиболее подвержены различным порокам. Мало того, что Россия не относится к числубеднейших стран и даже на уровне отдельной семьи этой связи между доходом иустойчивостью семьи не наблюдается.
Так в чем же дело? Чтобыпроанализировать причины и процесс развития кризиса семьи в России, необходимовернуться к 1910-м — 1920-м годам, когда формировалось советское государство,политика и идеология которого столь сильно повлияла на весь мир в ХХ веке.
Это было время революции,которая охватила все общество, сверху донизу, которую в течение многих десятковлет готовили криминальные группы революционеров-подпольщиков и которая, в концеконцов, пролила море крови. Главным отличием советской революции было то, чтоосновополагающим ее моментом была не экономика или политика, а особаяидеология, которая должна была полностью изменить общество. Была создана новаяфилософия, новая история, в коммунистическое прокрустово ложе даже пыталисьвтиснуть биологию, уничтожая генетиков, научные взгляды которых противоречилимарксизму. Были уничтожены одни слои общества и вместо них возникли другие. И,конечно, революционные изменения коснулись семьи. Один известный английскийписатель и фантаст, Герберт Уэллс, во время визита в Советский Союз и беседы сЛениным, увидев фантастичность всего того, что происходит, посоветовал Ленинуустроить «пятилетку» по переделке человеческого мозга, имея ввиду,что те идеи, которые пытается внедрить советское правительство, невозможноосуществить без изменения человеческого сознания. Ему, фантасту, это казалосьслишком фантастичным, но Ленин оказался прав в самом худшем смысле этого слова.Сознание действительно удалось изменить, причем не только в России, но иповлиять на умы во всем мире.
Именно изменение сознанияобщества за эти годы, осуществленное советским правительством, лежит в корнебольшинства бед, с которыми сталкивается все наше общество и что причиняетстрадания многим невинным жертвам, в том числе детям.
Придя к власти,коммунисты начали настоящую войну против семьи и религии, этих основ общества.Первой жертвой советской власти в 20-е годы стал русский народ и русскоедуховенство, которое истреблялось в таких масштабах, что мы до сих пор не знаемточной цифры истребленных за веру. Потом стали уничтожаться целые классы исословия людей. Число репрессированных в целом сопоставимо с числом жертвВторой мировой войны. Но самый страшный удар был нанесен по семье. Само понятие«семья» стало чем-то порочным, «буржуазным», подавляющим«свободу» личности. Дети оказались принадлежащими государству,которое стало грубо и насильственно вмешиваться в их воспитание, а супружескаяверность оказалась пережитком старого общества[4].
Равноправие женщин имужчин, один из главных идеологических козырей страны советов применялся напрактике как вовлечение женщины в трудовой процесс и ее эксплуатация наравне смужчинами. В советское время иностранные журналисты, которые хотели показатьбыт советских женщин, любили снимать на кинопленку такую картину: женщины врабочей одежде катают асфальт или укладывают рельсы. Это может вызвать улыбку,но, конечно, положение «свободной» женщины, которая добровольноукладывает рельсы, не такое уж смешное. Попытка уравнять женщину и мужчину вСоветском Союзе окончилась полным провалом и привела к самым отрицательнымпоследствиям и этого не могло не быть, потому что мужчина и женщина сами посебе по разному устроены: мужчины не могут рожать детей, а женщины не могут ине должны укладывать рельсы. Конечно, речь не идет о юридическом равенствемежду мужчиной и женщиной, которое очевидно, и для его осуществления вовсе ненужны кровавые революции.
Женщины была оторвана отсемьи. Были созданы детские сады, детские дома, ясли, все было устроено такимобразом, чтобы отделить ребенка от матери и получить полный контроль над еговоспитанием, сделать из него то, что нужно правительству. Время, освободившеесяот воспитания детей, женщина должна была отдавать государству, то естьработать. В Советском Союзе были созданы все условия для того, чтобы освободитьженщину от воспитания детей и нагрузить ее вместо этого общественно-полезнойработой. Женщина, сидящая дома с ребенком, воспринималась как тунеядец илишалась пенсии, государственной помощи, подвергалась общественному порицанию.Утверждая женщине свободу укладывать рельсы и катать асфальт, коммунистическоеправительство отнимало у нее свободу рожать и воспитывать детей — вот обратнаясторона того самого равноправия.
К каким результатам этопривело? Ребенок, воспитывающийся без матери, как оказалось, сам вырастает спониженным родительским инстинктом, а отрыв детей от родителей в течениенескольких поколений привел к появлению молодых людей, у которых отсутствуетжелание иметь ребенка. Сохраняя физиологическую способность к деторождению,такие молодые люди оказываются психологически непригодными ни к семейной жизни,ни к родительству. Они не хотят иметь детей. Ребенок воспринимается какразрушитель комфорта, как помеха. Эти люди воспитаны в нескольких поколениях вотрыве от матери, часто без отца и все это ведет начало к 20-м годам, когдапервая в мире женщина-нарком, гордость Советского Союза, Александра МихайловнаКоллонтай говорила, что «Ребенок принадлежит обществу, в котором родился,а не своим родителям». И, что страшно, это были не только слова, ареальная политика правительства, подкрепляемая аппаратом репрессий и мощноймашиной идеологической обработки населения. Если наш народ не переродился полностьюпо ленинским рецептам, то это только вопреки этому аппарату насилия над семьейи благодаря тому, что у нас нашлись внутренние силы для сопротивления тому, чтос нами делали.
В последнее время сталимодными модернистские и реформаторские идеи в области семьи, брака и вообще вотношении к человеческой жизни. Но неприятная для многих правда заключается втом, что у подобных радикальных идей коммунистические корни. Если мы посмотримна большинство этих революционных идей в сфере семьи и брака, то увидим, чтоони не так уж новы, а были привнесены в общественную жизнь коммунистами еще в20-е годы. Это легализация гомосексуализма, разводов, абортов, unisex, когдастираются различия между мужчиной и женщиной, это превратно понимаемоеравноправие женщин и мужчин, это отрыв женщины от ее ребенка, это вмешательствогосударства в вопросы воспитания детей. Маргарет Зангер считается одной изосновательниц радикального феминизма и движения за контроль над рождаемостью,но мало кому известно, что А. М. Коллонтай задолго до того, как идеи Зангерпокорили многие умы, реализовала те же самые феминистские идеи в условияхмолодого советского государства. Это произошло потому, что вместе с революциейкоммунистической, советская власть принесла революцию сексуальную. То, что водних странах она осуществляется добровольно, в других — принудительно, неменяет сути этого явления.
Прошло некоторое время икоммунистическое правительство увидело, что продолжение политики,ориентированной на разрушение брака, разрушит само государство и стали отходитьот строго марксистских идей в области семьи, но вирус, заложенный в 20-е годы,продолжал существовать и разрушать семью до сегодняшнего дня.
Каков итог печальногоопыта Советского Союза? Революционные и модернистские преобразования в областибрака ударили по семье, разрушая ее. Сегодня в России 80% браков распадается втечение первых двух лет, из трех беременностей две прерываются абортом.Количество абортов таково, что если начало жизни человека считать от моментазачатия, то средний возраст жителя России окажется 11 лет. Известно, что врезультате абортов нередко рождаются больные и недоношенные дети. Всегда, когдав семье происходят какие-либо неприятности, главной жертвой оказываются именнодети.
Но только ли Россия иявляется жертвой нового мирового порядка? Если мы посмотрим на те тенденции,которые наблюдаются в Европе и Америке, то придем к неутешительным наблюдениям:аборты, разводы, распад семей, эвтаназия и вообще неуважение человеческойжизни, вмешательство государства во внутренние дела семьи, все это набираетсилу и поэтому поводу вспоминается один тезис, который хорошо знаком всембывшим советским людям: «Дело Ленина живет». Поэтому приходитсясогласиться с тем, что мина замедленного действия, заложенная в основу основ общества- семью и брак коммунистическим правительством, продолжает работать наподобиетого, как до сих пор взрываются мины, закопанные 50 лет назад во время войны:уже нет тех людей, которые отдали приказ их установить и нет тех, кому онипредназначались, но само дело, направленное против человеческой жизни,продолжает существовать.
2.2 Негативныепоследствия современной «свободы»
Что же происходит в самыепоследние годы? Какие тенденции наблюдаются сейчас? В основном последние десятьлет характеризуются большей степенью открытости России по отношению к внешнемумиру. И, как ни странно, мы столкнулись с тем, что наша элита стала перениматьна Западе не то, что лучше, а то, что хуже[5]. Одно из новшеств, скоторыми сегодня сталкиваются дети и их семьи — права ребенка. Эта сфераюриспруденции быстро развивается и в ней наметились опасные тенденции: праваребенка рассматриваются в отрыве от прав родителей, зачастую противореча им.Это совершенно новое явление, которое безусловно направлено на разрушениесемьи, на разделение связи между родителями и детьми. Ребенок нуждается взащите государства, но когда государство начинает противопоставлять права детейи интересы родителей, то это становится вмешательством государства в деласемьи. Свобода — хорошая вещь, но если ради идеи нарушается свобода родителей,то это уже агрессия и насилие.
Совершенно новым для насоказалась инвазия движения по контролю над рождаемостью. Хотя такие явления,как контроль над рождаемостью, внедрялись советским правительством, в последниегоды оно отошло от этого, исходя из государственных интересов. Российскоеобщество оказалось совершенно не готовым к появлению Российской ассоциациипланирования семьи — РАПС, филиала IPPF. Хорошо организованная сила, прекрасноразбирающаяся в способах и методах работы с госаппаратом, нашла впостперестроечной России прекрасный способ выбивания денег из госбюджета: этосимбиоз с представителями бывшей партийной номенклтуры. Состоящее из бывшихпартийных работников и коммунистов, ядро РАПС успешно внедрилось в госаппарат.На мероприятия по контрою над рождаемостью были выделены очень большие деньги.Чтобы не возникло возражений у общественности, расходы на контроль рождаемостибыли внедрены в президентскую программу «Дети России». Причем, чтоинтересно, в нее входила программа «Дети-сироты», на которую быловыделено во много раз меньше денег, чем на контрацепцию. Опыт иностранныхспециалистов IPPF в сочетании с опытом бывших коммунистов дает неплохой эффект,только, к сожалению, эта организационная сила стала работать противнациональных интересов страны. Под прикрытием интересов детей и защиты их правначалась повальная сексуализация несовершеннолетних. Ситуация после появленияIPPF и ее российского филиала — РАПС изменилась таким образом. Если 20 летназад в России с трудом находили больного сифилисом, чтобы продемонстрироватьстудентам-медикам симптомы болезни, то сейчас заболеваемость увеличилась вдесятки раз. Общая заболеваемость болезнями, передаваемыми половым путемвыросла в 30 раз. При этом рост заболеваемости проходил параллельно с открытиемновых и новых филиалов ассоциации планирования семьи и всегда эффект был толькообратным. Несмотря ни на какие отрицательные результаты, активность иностранныхорганизаций по сексуальному просвещению детей все время возрастает. Так,компания Procter&Gamble заключила договор с РАПС о том, что РАПС за ееденьги охватит сексуальным просвещением 90% российских школьников. Эта историязакончилась скандалом, когда суд в Санкт-Петербурге признал виновным директорашколы, сотрудничавшую с РАПС по этому договору в показе порнографическогофильма детям. Несмотря на решение суда, и программу продолжают реализовывать.Растление детей продолжается! Можно привести много других примеров, какиностранные службы по контролю над рождаемостью пытаются проникнуть в школы иполучить доступ к детям. В России это приводит к следующим результатам: всевидят и прекрасно понимают, что многие иностранные организации, которыепроводят политику сексуального просвещения и контроля над рождаемостью,действуют против наших национальных интересов. Это возбуждает сильныеантизападные настроения и приводит к ухудшению политического климата, ухудшениюотношений между Россией и странами Запада. Поэтому не стоит удивляться, что вРоссии растут антизападные настроения — такие организации, как IPPF провоцируютих сами, нанося тем самым политический ущерб тем странам, которые спонсируютIPPF и оказывают им иную поддержку.
Одной из новых проблем, скоторыми сталкивается Россия — это проблема сект и вовлечения в них детей. Сдетьми и их религиозным сознанием произошло следующее. Были люди, которыесохранили свою религиозность несмотря ни на какие препятствия и гонения. Новыросла и масса совершенно безрелигиозных людей. Появились дети в семьяхатеистов трех-четырех поколений. И, что удивительно, дети даже в таких семьяхнередко бывают очень религиозными. Но семья, совершенно отчужденная от религиине может дать даже самого примитивного церковного образования своим детям.Такие дети, в основном подростки, начинают интересоваться религией. Неразбираясь в различных тонкостях, и не имея поддержки родителей, они легкопопадают в секты. Большинство сект, действующих у нас, — американскогопроисхождения, но есть и доморощенные. Так некто Виссарион, бывший милиционер,назвал себя Иисусом Христом, основал в Сибири свое поселение и, используятехнологии контроля над сознанием, держал в подчинении большую группу людей, втом числе детей. Адепты секты продают квартиры и приезжают к нему. Такжеполучила скандальную известность секта «Белое братство». Именно в неепопали особенно много детей. Фактически становясь рабами своего гуру, онипопадали в настоящее рабство. Здесь сказалось несовершенство новогорелигиозного законодательства. Не разработан юридический механизм защиты правродителей на контроль над религиозным образованием. Религиозный деятель, в томчисле иностранный проповедник, имеет возможность учить детей, не уведомляяродителей, без их согласия. Наше законодательство от прессинга на любыепроявления религиозности перешло к такой безграничной свободе деятельностирелигиозных организаций, которой, наверное, нет ни в одной стране. Для многихбудет странным слышать, но это так: по некоторым показателям даже РусскаяПравославная Церковь имеет большую свободу, чем до революции. К сожалению,попытки заставить религиозные организации, а особенно иностранных проповедниковсамим соблюдать права человека и не нарушать законы страны, наталкиваются наагрессивное сопротивление различных правозащитных организаций. Причем, чтостранно, в России свобода действий гражданина в области религии по многимпоказателям намного выше, чем в других, например, некоторых европейскихстранах.
Что можно сказать еще осемье в России? Каково место Русской Православной Церкви? Почему ее влияние наобщество ограничено, и мы не можем помочь государству решить проблемы детейсразу и быстро? Для этого нужно представить условия, в которых мы живем. Дореволюции духовенство было целым сословием, классом общества численность 500тысяч человек, не считая членов семей священников. После прихода к властикоммунистов, истребление духовенства шло такими темпами, что уже к началувойны, когда уменьшились гонения, на свободе остались единицы. Церковь быларазгромлена. В одном подмосковном поселке, Бутово, стоит деревяннаяцерковь-памятник. В день там расстреливали по 500 человек. Мы до сих пор точноне знаем количества похороненных на этом месте, которое усеяно человеческимикостями. А такими полигонами была покрыта вся страна. До сих пор РусскаяПравославная Церковь не восстановила дореволюционной численности духовенства. СвященникМаксим Обухов сказал: «Священнику в современной России приходится зачастуюкрестить несколько десятков человек в неделю, неся нагрузку во много разбольшую, чем в нормальных условиях. Поэтому очевидно, что несмотря на то, чтонам очень трудно, делается только то, то мы в состоянии сделать. В приходе, гдемне приходится служить, ведется работа с детьми, мы создали целый детский дом,дети-сироты находятся в несравненно лучших условиях, чем в государственном, ипри этом мы не расходуем ни одного рубля государственных денег, обходясь ещеменьшими средствами, чем содержание государственных детских учреждений. Намприходится осваивать совершенно новые формы работы, которые до нас никто вРоссии не использовал. В нашем же приходе возникла служба помощи многодетнымродителям. Детский летний лагерь, в работе которого мы принимаем участие,пропускает через себя в год более тысячи детей. На это уходит время, хотелосьбы работать быстрее, но это не всегда получается»[6].
Заключение
Наряду с тем, что домирового экономического кризиса наметилось сокращение числа абортов на 40% (см.приложение 3) проблемы современной семьи вновь стали очень актуальными. И оченьважно, что в настоящее время проблемы семьи и демографии находятся в центревнимания науки и общества. И связано это, в первую очередь с кризисом институтасемьи. В последнее время в структуре современной семьи произошли изменения:уменьшилось количество детей, сократились ее размеры, значимость близких теряетсвое значение. Усугубляют ситуацию тенденция к разрушению нравственных устоевсемьи, утрата жизненно важных человеческих ценностей, ослаблениесоциально-психологического эффекта общности, а, как известно, он служитсредством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания. Это не может не беспокоить,поскольку подобная тенденция направлена не на сплочение семьи, а на ееразобщение. В совокупности это приводит к антисоциальному поведению,алкоголизму, наркомании, росту детской преступности и безнадзорности,социальному сиротству, различного рода враждебности на национальной основе, ит.д.
Очевидно,что состояние современной семьи является одновременно как следствием, так ипричиной целого ряда процессов, происходящих в современном обществе. Будучиодним из основополагающих социальных институтов, семья в своем развитиинеизбежно отражает существенные тенденции развития всего общества. Семья, такимобразом, не просто испытывает на себе мощное влияние всех действующих факторовсоциальной динамики, но во многом и сама эти факторы определяет и воспроизводит.Без серьезного анализа процессов, происходящих в сфере семейной жизниневозможно полноценное понимание целостной общественной жизни.
Внастоящее время более 200 тысяч взрослых, не выполняющих своих родительскихобязанностей, состоит в отделениях внутренних дел на социально-профилактическомучете. Общее количество детей-сирот на сегодня составляет 740,5 тысяч человек.Только 10% детей из общего числа лишившихся попечения родителей стали сиротамивследствие смерти или инвалидности родителей, остальные 90% детей, 70 имеютживых кровных родителей. Это – социальные сироты.
Усугубляютситуацию тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, утрата жизненноважных человеческих ценностей. Межинституциональные конфликты и рассогласованиесемейных ролей родителей и детей, отцов и матерей, мужей и жен понизилиценность семьи для индивида, ослабили мотивацию к браку, привели к ростуразводов, сожительств и смешанных семейных групп, образованных после развода, атакже к росту матерей-одиночек и прочих так называемых альтернативных формбрака.
ВРоссии сегодня происходит увеличение гражданских браков. Каждый третий ребеноксегодня рожден вне брака. При этом большинство таких детей имеют обоих родителей.Есть сведения, что в Москве таких браков 40%, во многих европейских столицахэта цифра доходит до 70%2. В 1999 году вне зарегистрированного брака родилось339283 младенца, их доля, в общем числе родившихся составила 27,93% (в 1994 году-19,58%)3.
Современнойгородской семье свойственна потребность не в детях, а в ребенке. Зарубежные ироссийские исследования показали, что для современной городской семьи наличиедетей является психотравмирующим фактором, снижает уровень удовлетворенностибраком, так как ухудшается экономическое состояние семей, увеличиваются бытовыенагрузки.
Здесьбы хотелось бы сказать и о разводах. Развод – это дестабилизация всего жизненногоуклада. Он несет с собой множество жизненных проблем. Риск заболеваний у разведенныхлюдей в течение года после развода становится выше на 30%5. Для детей разводродителей – травма, это крушение мира. Они не редко винят в разводе родителей себялибо одного из родителей. Могут испытывать к родителям злость и долго не проходящуюобиду. Иногда, уже став взрослыми, дети упрекают отцов, презирают за те грехи,которые им предъявляет мать, а сами бессознательно становятся похожими на них. Такимобразом, семья сама того не желая, наносит вред воспитанию детей. Став взрослымтакой ребенок не может быть уравновешенной здоровой личностью, не может создатьнормально функционирующую семью.
Самапо себе семья не может формироваться в отрыве от общества и государства. Современноегосударство в России, стремиться заменить собой семью в целях все болеемногостороннего подчинения личности интересам корпоративного капитализма, разрушаетосновы семьи.
Внастоящее время стратегической долгосрочной целью семейной политики должноявляться укрепление семьи как социального института. Эта цель наиболее полно выражаетсяв упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальнойжизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье исемьей.
Списоклитературы
1) Анисимова Г. В. «Проблемы социально-экономическойдифференциации в российском обществе. Экономико-статистический анализ», — М.,Изд-во «Либроком», 2010 г
2) Чесноков С. В. «Детерминационный анализсоциально-экономических данных» Либроком, 2009 г.
3) Синельников А. Б., Медков В. М., Антонов А. И. «Семья ивера в социологическом измерении», — М., Изд-во «КДУ», 2009 г
4) Под редакцией А. А. Реана «Семья: Психология, педагогика,социальная работа», — М., Изд-во «АСТ», 2010 г.
5) Данилов Е. П. «Семья и брак», — М., Изд-во «АСТ», «ЗебраЕ», 2007 г.
6) Прохорова О. Г. «Любовь, брак, семья. Жизнь без ошибок», — М., Изд-во «КАРО», 2008 г.
7) Свещенник Александр Лазебный «Православная семья от А доЯ», — М., Изд-во «Удача», 2010 г
8) Козырев Ф. Н. «Брак и семья в православной традиции. Какна самом деле относится Церковь к плотской любви», — М., Изд-во «Эксмо», 2008 г
9) Епископ Филипп (М. Филипченко) «Православная семья.Духовность, быт, здоровье», — М., Изд-во «Феникс», 2007 г
10) Осипов А. И. «Любовь, брак, семья. Разговор совзрослыми», — М., Изд-во Московской Патриархии, 2009 г.
11) Тюрина Э. И, Кучукова Н. Ю., Пенцова Е. А. «Социальная работас семьей и детьми», — М., Изд-во «Академия», 2009 г.
12) Гуслова М. Н. «Организация и содержание работы посоциальной защите женщин, детей и семьи», — М., Изд-во «Академия», 2010 г.
13) Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А., АлтушкинаТ. А. «Культура семьи», — М., Изд-во «Москва», 2009 г.
14) «Фома», ежемесячный журнал, Издательский совет РПЦ, № 8, 2008 г.