--PAGE_BREAK--Особенности речевых ошибок младших школьников и пути их исправления
2.1. Анализ программы и учебников по русскому языку
Современной программой «Русский язык» взят курс на развитие речи младших школьников. Развитие речи – это и принцип всей работы по русскому языку, и содержание обучения, направленное на совершенствование произношения, словаря, синтаксического строя устной и письменной речи учащихся. «Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме» [Рамзаева Т. Г., Львов М. Р., 1987, с. 77].
В программе обозначен раздел «Связная речь», в котором центральное место отводится формированию речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание высказываний.
Речь развивается, когда знания по русскому языку находят применение в речи. В связи с этим на каждом уроке русского языка осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме. Основными компонентами работы с текстом являются:
- понятие «текст»;
- тема текста;
- основная мысль текста;
- заголовок текста;
- построение (структура) текста;
- виды текстов;
- понятие об «изложении»;
- умение письменно воспроизводить текст повествовательного характера по готовому, коллективно или самостоятельно составленному плану.
Программа 1 класса по развитию речи включает в себя составление предложений и небольших текстов на определенную тему, по сюжетным картинкам, по наблюдениям. К концу года дети овладевают умением устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему.
Во 2 классе дети знакомятся с понятиями: тема текста, заголовок, опорные слова. Дети пишут изложения (по вопросам) повествовательного текста, объемом 35-40 слов, сочинение по сюжетным картинкам под руководством учителя. Темы составляемых текстов: жизнь детей, увлечения, игры, любимые животные, игрушки. К концу 2 класса дети должны уметь определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему; делить сплошной текст на предложения (3-4 предложения); восстанавливать деформированный повествовательный текст; составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации.
В 3 классе дети пишут изложения текста-повествования по коллективно или самостоятельно составленному плану объемом 60-75 слов; сочинения-повествования по серии сюжетных картинок, по картинам, а также на темы, близкие учащимся, с предварительной коллективной подготовкой.
Программой по русскому языку для 4 класса предусмотрено написание изложений повествовательного текста с элементами описания и рассуждения, написание сочинений повествовательного характера.
Таким образом, анализируя программу «Русский язык», мы видим, что раздел «Связная речь» носит практическую направленность. Работа по развитию речи проводится в течение всего учебного года в связи с изучением разных тем по курсу русского языка и связана с написанием изложений и сочинений, с уроками чтения. Кроме того, программой ставится обязательная задача «учить детей исправлять речевые ошибки и пользоваться различными словарями» [Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Часть 1, с. 85]
Программа «Русский язык» обеспечивается учебниками «Русский язык» для 1-4 классов (автор Т.Г. Рамзаева). Главное в работе по русскому языку в начальных классах школы – воспитание монологической речи учащихся, устной и письменной. Монологическая речь должна быть в центре внимания учителя, ибо ей нужно специально обучать, в то время как диалогическая речь требует скорее тренировки «на основе ограниченного количества речевых стереотипов» [Львов М.Р., 1975, с. 85].
Основным звеном в системе упражнений, подготавливающих детей к письменным изложениям и сочинениям, является работа над предложением. Она ведется систематически и не ограничивается ни календарными сроками, ни тематикой уроков. Назовем основные виды упражнений:
1) составление полного ответа на вопросы по тексту;
2) составление предложений из данных слов и словосочетаний;
3) восстановление деформированного текста;
4) подбор подходящего по смыслу пропущенного слова;
5) составление предложений на определенную тему, по картинкам, по наблюдению за природой, замена формы одного предложения формой другого.
I. Составление полного ответа на вопросы по тексту.
Например, 2 класс. Тема «Текст».
Упражнение 40.
Задание. Прочитай текст. Письменно ответь на вопросы.
1. Как выглядят клены осенью?
2. Чем украсила себя рябина?
3. Как нарядился шиповник?
Все ребята очень хотели пойти на экскурсию в парк.
И вот мы в парке. На кленах нарядные пестрые платья. Рябина украсила себя красными ягодами. На кустах шиповника висят яркие плоды.
2 класс. Тема «Предложение и текст».
Упражнение 127.
Задание. Прочитай.
Опускался ли человек на Луну?
Да, люди там побывали. На Луне нет воды, нет животных.
Напиши ответы на вопросы:
1. Где побывали люди?
2. Есть ли на Луне вода?
3 класс. Тема «Предложение».
Упражнение 80.
Задание. Прочитай рассказ девочки.
Гость.
В нашем саду поселился еж. Каждый вечер он появлялся около летней кухни. Приходил ежик в сумерки.
Сначала из кустов выглянет его мордочка. Потом еж смело семенит к блюдцу. На блюдечко мы клали еду для кошки и наливали молоко. К этому блюдцу и повадился ежик. Кошка уступала место ежу. Он гость!
Ответь на вопросы.
1. Где появлялся еж в сумерки?
2. Зачем он приходил?
3. Как вела себя кошка?
II. Составление предложений из слов и словосочетаний.
2 класс. Тема «Сказуемое».
Упражнение 132.
Задание. Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.
мальчики, змей, бумажный, сделали
село, вышли, за, ребята
Саша, по, полю, побежал, быстро
змей, все выше и выше, поднимался.
3 класс. Тема «Текст, предложение, слово»
Упражнение 12.
Задание. Составь из данных слов три предложения.
берегут, лес, люди
каждый, вырастить, человек, должен, дерево
около, школы, плодовые, сажают, ребята, деревья
Напишите предложения.
III. Восстановление деформированного текста.
3 класс.
Упражнение 444.
Задание. Напиши предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.
Вдруг она услышала стон.
Девочки собирали землянику для госпиталя.
Ася зашла в чащу.
Была война.
Летчик был спасен.
В кустах лежал раненый летчик.
Ася бегом помчалась в госпиталь.
2 класс. Тема «Обозначение гласных звуков».
Упражнение 196.
Задание. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Прочитай предложения. Установи между ними связь по смыслу.
Рядом катались Алеша и Юра.
Таня в первый раз встала на коньки.
Ей трудно устоять на льду!
Они стали помогать Тане.
Напиши заголовок текста. Напиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
IV. Подбор пропущенного слова.
2 класс. Тема «Предложение».
Упражнение 335.
Задание. Прочитай, подбирая для каждого предложения подходящие по смыслу сказуемые.
Упражнение 336.
Задание. Прочитай, вставляя подходящие по смыслу слова.
3 класс. Тема «Разделительный твердый знак».
Упражнение 357.
Задание. Дополни пословицу словом с ъ или с ь. Напиши пословицы.
4 класс. Тема «Имя существительное. Правописание безударных окончаний сущ. в Т.п.».
Упражнение 213.
Задание. Дополните предложения подходящими по смыслу существительными. Напишите.
V. Составление предложений на определенную тему.
Данный вид упражнений в учебниках по русскому языку представлен довольно широко. Стоит заметить, что только во 2 классе таких упражнений 8, а уже в 3 классе – 15, в 4 классе – около 30.
4 класс. Тема «Состав слова».
Упражнение 33.
Задание. Составьте текст из 4-5 предложений на тему «Наш город» или «Моя улица», «Мой дом».
Тема «Текст».
Упражнение 107.
Задание. Прочитайте. Напишите изложение. Используйте памятку.
Тема «Склонение имен прилагательных».
Упражнение 282.
Задание. Рассмотрите рисунок. Составьте и напишите рассказ. (Можете пользоваться опорными словами).
Опорные слова: вылепили, удивительные, снежные, животные, словно в сказке.
В целях развития речи необходимо активнее использовать текстовый материал учебника. Однако ограничиваться в повседневной работе только выполнением заданий учебника нельзя: работа будет малоэффективной, следует всесторонне анализировать каждое упражнение и более рационально выполнять его.
Для того, чтобы работа по развитию связной речи на уроках русского языка принесла ощутимые результаты, необходимо учителю использовать дополнительный материал.
Таким образом, проведя анализ программы и учебников по русскому языку, мы пришли к выводу, что учебники содержат мало упражнений по развитию речи, а именно: во 2 классе – 21 упражнение, в 3 классе – 43 упражнения, в 4 классе – 95 упражнений, и учителю необходимо использовать на уроках русского языка дополнительный материал.
2.2. Типичные речевые ошибки второклассников
в письменных творческих работах
Исследования проводились в МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов, во 2 «А» и 2 «Б» классах.
Задача констатирующего среза: выявить типичные речевые ошибки в письменных творческих работах учащихся.
Для решения данной задачи было определено два класса – контрольный и экспериментальный.
Контрольным классом являлся 2 «А» класс. В эксперименте принимало участие 14 человек. Как показали наблюдения и анализ школьной документации, по уровню успеваемости все ученики различаются между собой, но неуспевающих учеников в классе нет. Опрос учащихся показал, что характер общего эмоционального климата в классе бодрый, жизнерадостный. К предмету «Русский язык» отношение у большинства школьников положительное.
Экспериментальным классом являлся 2 «Б» класс. В эксперименте принимало участие 14 человек. Как показали наблюдения и анализ школьной документации, неуспевающих учеников в классе нет, но уровень успеваемости различный. Опрос учащихся выявил, что характер эмоционального климата в классе бодрый. Отношение к предмету русский язык у большинства учащихся положительное.
Контрольный срез включал в себя написание изложения по коллективно составленному плану (см. Приложение 1).
В таблице 1 представлены грамматические ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов при написании изложения.
Таблица 1
Виды ошибок
Количество ошибок,
допущенных учащимися
Контрольный класс
Экспериментальный класс
Ошибки в построении предложений (простых и сложных)
6
7
Ошибки в построении словосочетаний
5
2
Ошибки в образовании слов
2
2
Всего:
13
11
Таблица 2
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС
Кол-во
учащихся
Постр.
предложений
Постр
словосочетаний
Образо-
вание
форм
слов
Кол-во
учащихся
Постр.
предложений
Постр.
словос
сочетаний
Образ.
ние форм
слов
14 чел.
7
5
2
14 чел.
7
2
2
Всего (в %):
54,4
35,7
14,7
Всего (в %):
50
14,7
14,7
Как показывают данные таблицы 1, наибольшую трудность у детей вызывает построение предложений. Согласно таблице 2 данную ошибку допускают 54,4% учеников контрольного класса и 50% учеников экспериментального класса. Следовательно, типичными грамматическими ошибками являются ошибки в построении предложения, например, «Когда дедушка вспомнил, когда он был маленький, он бросил в колодец камень».
В таблице 3 представлены речевые ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов при написании изложения.
Таблица 3
Виды ошибок
Количество ошибок,
допущенных учащимися
Контрольный
класс
Экспериментальный
класс
1. Повтор слова в рамках небольшого
контекста
10
12
2. Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкций
3
3
3. Неудачное употребление местоимений
3
1
4. Неудачный выбор слова
1
3
5. Неудачный порядок слов
2
4
6. Смешение видо-временных форм
глагола
2
3
7. Нелепые суждения
3
2
Всего:
24
28
Таблица 4
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС
Кол-во
учащихся
Повторы
Синт. бедность
Употр. местоим.
Употр. слов
Порядок слов
Видо-врем. несоот.
Нелепые суждения
Кол-во
учащихся
Повторы
Синт. бедность
Употр. местоим.
Употр. слов
Порядок слов
Видо-врем. несоот
Нелепые суждения
14 чел.
10
3
3
1
2
2
3
14 чел.
12
3
1
3
4
3
2
Всего (в %):
71,4
21,4
21,4
7,1
14,2
14,2
21,4
Всего(в%):
85,7
21,4
7,1
21,4
28,6
21,4
14,2
Как показывают данные таблицы 3, наибольшую трудность при написании изложения у учащихся вызывают построения предложений без повторов слов. Согласно таблице 4 данную ошибку допустил 71,4% учащихся контрольного класса и 85,7% процента учащихся экспериментального класса. Следовательно, типичными речевыми ошибками являются повторы одного и того же слова в рамках небольшого контекста. Например, «Однажды один озорник подошел к колодцу и бросил в колодец камень. Камень закрыл источник колодца».
Таким образом, процентное соотношение показывает, что на начало экспериментальной работы контрольная и экспериментальная группы не имеют существенных различий и типичными являются следующие ошибки.
1. Ошибки в построении предложений.
2. Повтор одного и того же слова.
2.3. Исправление речевых ошибок младших школьников
Анализ методической, педагогической литературы показал, что речевые ошибки детей исправляются посредством включения в уроки русского языка специальных упражнений.
При этом упражнение в дидактике определяется как «планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества» [Черемисин П.Г., 1973, с. 232]
По мнению Т. А. Ладыженской, «в процессе речевой деятельности всегда присутствует творческое начало. Методика развития речи оперирует не только упражнениями в указанном понимании, но и задачами. Однако в силу традиции, сложившейся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие и на воспроизводящую, и на творческую деятельность учащихся, недифференцированно называют упражнениями» [Ладыженская Т.А., 1991, с. 15] В связи с этим большое значение приобретает типология упражнений.
Анализ методической литературы показал, что в практике обучения русскому языку и развитию речи сложились различные подходы к типологии упражнений, направленных на устранение и предупреждение речевых ошибок.
При рассмотрении типологии могут быть приняты во внимание различные основания. Т. А. Ладыженская основаниями своей типологии определяет «… содержание, на усвоение которого направлены упражнения, и способ деятельности, предопределяемый тем или иным типом задания» [Ладыженская Т.А., 1991, с. 15] Если учитывать каждое из данных оснований в единой типологии упражнений, то это приведет к ее сложной организации.
По первому основанию Т. А. Ладыженская представляет следующую систему упражнений.
1. Упражнения, рассчитанные на освоение норм литературного языка.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто им владеет, как мастер.
А мастерски владеть любым из них – стамеской или кистью художника, крошечным чертежным пером или гигантским блюмингом – это значит, до тонкостей узнать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чем изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют.
Из всех орудий язык самое удивительное и сложное. Так достаточно ли мы знаем его?
– Как раскрывает писатель понятие «мастерски владеть»?
– Какие слова использует автор для описания орудий труда?
2. Упражнения, предусматривающие обогащение речи учащихся синонимическими средствами языка. К последним примыкают:
· упражнения, направленные на формирование умений отбирать из ряда соотносительных средств наиболее уместные для выражения данного содержания высказывания в соответствии с задачей и обстоятельством речи.
С какими из данных слов слово очень не сочетается и почему?
Уникальный, высокий, спокойный, патриотичный, обаятельный, замечательный, умный.
· упражнения, ориентирующие на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании.
Устраните повторы, сохраняя содержание высказывания.
Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается..
С. Н. Цейтлин иначе подходит к типологии упражнений. Она выделяет несколько типов упражнений «по характеру речевых операций» [Цейтлин С.Н., 1982, с. 121]
1. Выбор одной из двух или более возможностей:
· допишите окончание прилагательных и существительных: выпачкался в чернил…, использовать в хозяйственн… цел… ;
· вставьте местоимение который в нужной форме: Гречиха – травянистое растение, из семян … изготовляют крупу. Белка – зверек с пушистым хвостом, … прыгает с дерева на дерево.
2. Трансформация, сопровождаемая выбором:
· поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа: карандаш, платье, здание, место, сапог, ключ (осуществляется выбор одного из трех возможных окончаний: нулевого, -ов (-ев) и –ей);
· замените глаголы отглагольными существительными: дружить с соседями – …, любить родителями – ….
3. Конструирование единиц более высокого уровня из единиц более низкого уровня:
· составьте как можно больше существительных, объединяя приставки, корни, суффиксы, окончания, данные ниже (даются приставки: про-, над-, от-, в-, раз-, вы-, корни: -мыв-, -рыв-, -мив-, -лив-, суффиксы:-а-, -ний-, -к-, окончания: -е, -а, нулевое).
4. Работа с текстами, содержащими речевые ошибки. Задания могут быть трех видов:1) найти в тексте речевые ошибки без исправления; 2) исправить речевые ошибки, ошибки в тексте отмечены; 3)найти и исправить речевые ошибки.
Вернувшись из рейса, я показал папе свои новые рисунки.
5. Анализ языковых средств:
· Подберите фразеологизмы, имеющие следующие значения: дать себя перехитрить, распекать кого-то, хранить упорное молчание (даны фразеологизмы: в рот воды набрать, попасться на удочку, метать громы и молнии).
В работах Ф. П. Сергеева указана система упражнений по предупреждению ошибок согласно их классификации. Его типология выглядит следующим образом:
1. Предупреждение речевых недочетов – объяснение слов и фразеологизмов. К этой группе упражнений относятся:
А) словарные упражнения:
· составить предложения с данными словами: покров, жалость, жюри, доверие;
· выясните значение слов при помощи толкового словаря: соратник, владеть, подчиненный;
· подберите синонимы к словам: тайна, любоваться, бранить.
Б) Ознакомление учащихся с основными видами речевых недочетов и правки текста:
· исправьте ошибки в предложениях: На одно время мальчики забылись (растерялись);
· найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.
Она поборола боязнь и страх. Он негодовал от возмущения;
· исправьте предложения, избежав повторений.
Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
В) Упражнения на лексическую сочетаемость:
· составить предложения с данными устойчивыми сочетаниями:играть роль, одержать победу;
· составьте словосочетания, употребив слова в скобках в нужной форме:вести (беседа), (вкусный) яблоко.
2. Предупреждение грамматических ошибок:
А) Найти ошибки в образовании частей речи: Вот такая разноязыковая наша страна. У него беззаботливый характер;
Б) Предупреждение ошибок в именах существительных и прилагательных:
· согласование прилагательного с существительным:(долгий) путь, (серый) мышь, (картофельный) пюре;
· допишите окончания прилагательных и глаголов: густ… ковыль, степь зазеленел…;
В) Предупреждение ошибок в местоимениях:
· исправьте ошибки в употреблении местоимений.
Вася подарил Марусе куклу, но она скоро умерла. Отец Пети ушел на фронт, когда ему было три года;
· перестройте предложения, избежав повторений местоимений.
Меня окружили незнакомые мальчики и пригласили меня купаться.
Г) Предупреждение ошибок в глаголах, причастиях, деепричастиях:
· составьте словосочетания с глаголами вооружать (кого? чем?), выразить (кому? что?);
· найти ошибки.
У него были вьющие волосы. Мы увидели в реке купающих коней;
· исправить ошибки в предложениях.
Придя первый день на участок, нам дали задание.
Д) Предупреждение ошибок в простых предложениях:
· укажите ошибки.
Стукнул по голове волка Яша. Он подыскал надежного себе помощника. После операции он стал не выступать на сцене. Пушкин он написал много произведений.
Е) Предупреждение ошибок в построении сложных предложений:
· устраните ошибки в предложениях:
Разведчик вернулся, то все стали активно готовиться к выполнению задания. Мы едем в школу, бывает туман.
М. С. Соловейчик несколько иначе подходит к типологии упражнений по предупреждению речевых ошибок.
В своих работах М. С. Соловейчик приводит фрагменты уроков русского языка по разделу «Состав слова» во 2 классе [Соловейчик М.С., 1986, с. 23] Рассмотрим примеры некоторых упражнений.
1.Тема “Родственные слова”. Детям предлагается пары слов: дом – домик, гриб – грибок, и предлагается ответить на следующий вопрос: “Как вы думаете, можно ли сделать такой вывод: раз эти слова близки по значению, то они всегда могут заменить друг друга в нашей речи?” Детям предлагаются предложения:Построили большой домик. Нашли крохотный гриб. Делается вывод после анализа предложений.
2. При знакомстве с корнем даются предложения для редактирования.
Дети выделяют корни у родственных слов и делают вывод: «употребление рядом или близко однокоренных слов создает неблагозвучие, его всегда можно избежать, обратившись к богатым возможностям нашего языка».
3. Тема «Приставка». Задание детям: «исправьте ошибку в слове учувствовал, выделите ту часть, которая выбрана неверно».
4. От слов, называющих действие, образуйте однокоренные слова, называющие предметы.
5. Спишите. Выберите из двух слов, данных в скобках, одно, правильное для данного предложения:
Около школы вьюга (намела, замела) большой сугроб.
Около школы вьюга (намела, замела) все дорожки.
Как видно из рассмотренных примеров, уроки русского языка представляют большие возможности органичного сочетания работы над вопросами культуры речи с изучением грамматико-орфографического материала.
Проанализировав различные типы упражнений, отметим их разнообра-зие. На наш взгляд, наиболее оптимальный вариант работы по предупрежде-нию речевых ошибок младших школьников представлен в работах М. С. Соловейчик. При этом наиболее интересным и продуктивным заданием, по нашему мнению, является редактирование текста. Задания подобного рода мы использовали в экспериментальной работе, т. к. данные упражнения доступны и интересны для учащихся второго класса и их использование наиболее продуктивно при исправлении типичных речевых ошибок младших школьников.
Эксперимент проводился в МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов.
Для проведения формирующего эксперимента был разработан комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся второго класса. (см. Приложение 3) При этом под комплексом понимается совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое.
Комплекс включал в себя 42 упражнения на редактирование текста. Комплекс упражнений был составлен на основе примеров ошибок, которые допускают дети, и дополнен другими примерами. Учащимся предлагалось выполнить по одному упражнению на каждом уроке русского языка. Ученики выполняли следующие типы упражнений.
1. Упражнения на построения предложений (простых и сложных).
2. Упражнения на устранение повторов в речи.
3. Упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и в построении словосочетаний.
4. Упражнения на устранение различных речевых ошибок.
В ходе экспериментального обучения данные виды упражнений чередовались. Детям предлагалось для разбора 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания, в которых были допущены ошибки.
Первый тип заданий – упражнения на построение предложений.
Пример. Урок на тему «Непроизносимая согласная в корне слова».
Работа по исправлению речевых ошибок выглядела следующим образом.
Учитель предлагает детям выполнить задание к упражнению: Найдите в предложении лишнее слово: « В саду собирают яблоки, фрукты, груши».
– Какое слово лишнее?
– Фрукты.
– Почему слово «фрукты» лишнее?
– Потому что слово «фрукты» включает в себя и яблоки, и груши.
– Каким другим словом можно заменить «фрукты»?
– Сливы, персики, абрикосы и т. д.
Аналогично велась работа и над другими предложениями: «На празднике было много детей, мальчиков, девочек. На лугу растут чудесные ромашки, цветы, колокольчики».
Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи.
Как показал анализ констатирующего эксперимента, повтор одних и тех же слов в рамках небольшого контекста является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся, поэтому упражнениям данного вида уделялось особое внимание.
Пример. Урок на тему «Предлоги и приставки».
Учитель предлагает детям прослушать отрывок текста.
– Послушайте небольшой рассказ и найдите в нем ошибки.
– Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.
– Какую ошибку вы нашли в данном тексте?
– В каждом предложении повторяется слово «побежали».
– Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе?
– Погнались, понеслись, направились, пустились.
– Каким из слов, названных вами, заменим слово «побежали» в предложении «За ними побежала стая волков»?
– Погналась.
– Какое слово употребим вместо «побежали» в предложении «Лоси побежали к сторожке»?
– Пустились.
– Запишите в тетрадях исправленный текст.
«Лосиха с лосенком побежали. За ними погналась стая волков. Лоси пустились к сторожке».
Третий тип заданий – упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и построении словосочетаний.
Пример. Урок на тему «Изменение имени существительного по числам».
На доске написаны словосочетания:
продолжение
--PAGE_BREAK--У меня много делов
Ждут каникулов
Ходят без польт
Учитель предлагает задание:
– Прочитайте первое словосочетание и скажите, все ли в нем верно? Какое слово употреблено неправильно?
– Делов.
– Как нужно правильно сказать?
– У меня много дел.
– Запомните, как нужно говорить правильно, запишите это словосочетание в тетрадь. В следующем примере найдите и исправьте ошибку самостоятельно.
– Прочитайте, что у вас получилось?
– Ждут каникул.
– Какое слово употреблено неправильно в последнем словосочетании?
– Польт.
– Кто знает, как нужно сказать правильно?
– Пальто.
– Запишите исправленное словосочетание в тетради.
Четвертый тип заданий – упражнения на устранение различных речевых ошибок.
Пример. Урок на тему «Знакомство с именем прилагательным».
На доске написаны предложения
По дорожке бежал молодой щенок.
На поляне красуется красавец клен.
– Прочитайте первое предложение.
– Какую ошибку вы заметили?
– Слово «молодой» лишнее.
– Почему?
– Потому что щенок – это молодая собака.
– Запишите исправленное предложение в тетрадь.
– Какая ошибка допущена во втором предложении?
– Сочетание слов красуется красавец.
– Что вам не нравится в этом примере?
– Два родственных слова стоят рядом друг с другом, и это звучит некрасиво.
– Как можно исправить это предложение?
– На поляне растет красавец клен. На поляне красуется клен. На поляне красуется чудесный клен.
– Какой вариант выберем?
– На поляне растет красавец клен.
– Запишите это предложение в свои тетради.
Подобная работа велась и на других уроках русского языка. При этом менялись формулировки заданий в зависимости от типа выполняемого упражнения и содержание задания.
Как показало наблюдение, учащиеся проявляли большой интерес к выполнению подобных упражнений. Особенно детям нравилось находить ошибки в предложенных примерах и предлагать свои варианты верных ответов. Ученики успешно справлялись с этой работой. Иногда на одну и ту же ошибку дети предлагали несколько способов ее исправления. Учитель вместе с детьми искали наиболее удачный вариант и записывали его в тетрадь. Все упражнения выполнялись в отдельных тетрадях, которые в конце урока сдавались учителю.
Большое внимание уделялось аргументированию своего ответа и объяснению, почему в данном предложении или словосочетании слово выбрано неверно. Это делалось в том случае, когда объяснение было доступно детям. Иногда дети интуитивно чувствовали ошибку, но затруднялись объяснить, что неверно. Тогда учитель наводящими вопросами подталкивал их к верному объяснению.
С целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений был проведен итоговый срез по выявлению речевых ошибок в письменных творческих работах учащихся второго класса.
Для определения эффективности экспериментального обучения был проведен контрольный срез в контрольном и экспериментальном классах. Детям было предложено написать изложение (см. Приложение 2).
Подготовительные упражнения к изложению «Зимой в лесу»:
I. Подобрать определения к словам.
Зима (снежная, морозная, вьюжная, суровая)Иней (колючий, иглистый, серебристый, пушистый).Мороз (сильный, лютый, трескучий, злой).
2. Подобрать глаголы-синонимы, обозначающие действия.
Тропинки занесло, запорошило, замело… Снег пошел, повалил, посыпал… Снежинки падают, порхают, кружатся ....
3 Составить и записать предложения. Звери зимой.
Кто? Что Делает? Где? Медведь… (спит)… (в берлоге). Волк… Заяц… Белка… Лисица ...
4 Дописать.
Резвая, рыженькая… (белочка).
Беленький, пушистый, трусливый…
Серый, голодный, зубастый ....
Работа с загадками проводилась устно на уроках чтения. Загадки отбирались связанные с зимней тематикой.
1. Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?
2. Не снег, не лед, а серебром деревья уберет.
3. Желтая хозяюшка из леса пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла.
После такой подготовительной работы в классе была проведена вступительная беседа, после чего писалось изложение на тему «Зима в лесу».
Во время вступительной беседы задавались следующие вопросы:
1. Сколько месяцев продолжается зима?
2. Какая стоит погода зимой?
3. Какой лес зимой?
4. Чем покрыты деревья в лесу?
5. Как птицы подготовились к зиме?
6. Как звери проводят зиму?
В таблице 1 представлены грамматические ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 1
Виды ошибок
Количество ошибок, допущенных учащимися
Контрольный класс
Экспериментальный
класс
Ошибки в построении предложений (простых и сложных)
7
3
1. Ошибки в построении
словосочетаний
3
1
Ошибки в образовании слов
1
0
Всего:
11
4
Таблица 2
Как показывают данные таблицы 1, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывает построение предложений. Но замечено, что количество грамматических ошибок в изложениях уменьшилось. Так, в контрольном классе дети допустили 11 ошибок, а в экспериментальном – 4 ошибки.
Согласно таблице 2 ошибки в построении предложений в контрольном классе допустили 50% учащихся, в экспериментальном – 21,4%; ошибки в построении словосочетаний в контрольном классе допустили 21,4% учащихся, в экспериментальном – 7,1%; ошибки в образовании форм слов 7,1% и 0% соответственно.
В таблице 3 представлены речевые ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов при написании изложения.
Таблица 3
Виды ошибок
Количество ошибок, допущенных учащимися
Контрольный
класс
Экспериментальный
класс
1. Повтор слова в рамках небольшого контекста
7
4
2. Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкций
3
1
3. Неудачный выбор слова
2
1
4. Неудачный порядок слов
1
1
5. Смешение видовременных форм глагола
0
0
Нелепые суждения
0
0
Всего:
13
7
Таблица 4
Как показывают данные таблицы 3, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывает построение текста без повторов одних и тех же слов. Замечено, что в контрольном классе 13 речевых ошибок, а в экспериментальном классе таких ошибок 7.
Согласно таблице 4 данную ошибку в контрольном классе допустили 50% учащихся, в экспериментальном – 30%. Замечено, что такие виды ошибок, как смешение видо-временных форм глагола и нелепые суждения, не допустил ни один ученик как в контрольном, так и в экспериментальном классах.
Таким образом, предположение о том, что комплекс специальных упражнений способствует исправлению и предупреждению речевых ошибок, подтвердилось.
Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия.
1.Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка.
2. Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора.
3.Очередность – чередование различных типов упражнений на редактирование текста.
Заключение
Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы, на основе изучения и анализа лингвистической и методической литературы, анализа программы учебников по русскому языку для начальной школы, можно с уверенностью заключить, что работа над исправлением речевых ошибок младших школьников является актуальной проблемой учителей начальных классов. Важность этой проблемы, без сомнений, ясна, так как в большинстве своем наши дети, к сожалению, имеют очень бедный словарный запас, плохо развитую речь. А с этим необходимо бороться различными способами.
Речь — это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще.
Хорошо развитая речь учащихся обеспечивает и в большей мере определяет их успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса.
Таким образом, развитие речи является основной целью обучения русскому языку в начальных классах.
Данное исследование было посвящено теме: «Методика работы над речевыми ошибками младших школьников на современном этапе».
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Чтобы дети говорили правильно, грамотно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо “ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика”, умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряжением и вниманием слушатели…
Таким образом, развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций. Поэтому развитие речи осуществляется на уроках обучения грамоте, чтения, грамматики. Оно неотделимо от любой языковой работы.
В этой работе была проанализирована методическая и лингвистическая литература, труды выдающихся языковедов, детские работы.
Анализ методической и лингвистической литературы по теме исследования показал, что проблема определения, дифференциации, выявления и исправления речевых ошибок актуальна в начальной школе. Именно в этот период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Констатирующий срез позволил выявить типичные речевые ошибки учащихся в письменных творческих работах, на основе которых был составлен комплекс упражнений, способствующий устранению речевых ошибок младших школьников.
В заключение можно сделать вывод о том, что необходимо осуществлять постоянный контроль над развитием речи и мышления школьника путем систематической диагностики, т.е. изучая его творческие работы, исправлять ошибки по стилистике и орфографии. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.
Библиография
1. Арефьева С.А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях// «Русский язык в школе». – 1998. – №3. – С.8 – 12.
2. Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л.П. Федоренко// Начальная школа. – 1997. – №6. – С. 6 – 10.
3. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л.: «Просвещение», 1971. – 264с.
4. Гужва Ф.К. Основы развития речи: Пособие для учителя. – Киев: Рад. шк., 1989. – 156с.
5. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III – VII классов. – Известия АПН РСФСР – М.: 1956, вып. 78. – С. 34 – 42.
6. Капинос В.И. Об оценке речевых навыков учащихся// «Русский язык в школе». – 1973. – №6. – С. 17 – 19.
7. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением// «Начальная школа». – 1997. – №1. – С. 29 – 31.
8. Корепина Л. Ф. Развитие речи учащихся// «Начальная школа». – 1981. – №1. – С. 27 – 31.
9. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история. – М.: «Прогресс», 1963, вып. 3. – С. 224 – 273.
10. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1993. – 740с.
11. Крючкова Л.Ю. Речь – канал развития интеллекта// «Начальная школа». – 1997. – №7. – С. 68 –70.
12. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям// «Начальная школа». – 1984. – №3. – С. 32 – 35.
13. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: «Просвещение», 1985. – 176с.
14. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: «Просвещение», 1975. – 170с.
15. Львов М.Р. Основы развития младших школьников// «Начальная школа». – 1981. – №7. – С. 8 – 13.
16. Меркулова А.Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка// «Начальная школа». – 1996. – №1. – С. 30 –33.
17. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н.Е. Богуславская, В. И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: «Просвещение», 1991 – 240с.
18. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1984. –191с.
19. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Часть 1. – М.: «Просвещение», 2001. – 318 с.
20. РамзаеваТ.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. – М.: «Просвещение», 2000.
21. РамзаеваТ.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. – М.: «Дрофа», 2001.
22. РамзаеваТ.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. – М.: «Дрофа», 2001.
23. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 1987 – 416с.
24. Сиротинина О.Б Русская разговорная речь: Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1983. – 125с.
25. Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1993. – 704.
26. Соловейчик М.С. О содержании работы по культуре речи// Ж. «Начальная школа». – 1979. – №3. – С. 45 – 49.
27. Соловейчик М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников// «Начальная школа». – 1979. – №4. – С. 19 – 23.
28. Соловейчик М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников// «Начальная школа». – 1979. – №5. – С. 13 – 18.
29. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка// «Начальная школа». – 1986. – №7. – С. 21 – 25.
30. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка// «Начальная школа». – 1986. – №9. – С. 30 – 34.
31. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1982. – с. 143.
32. Черемисин П.Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы// «Русский язык в школе». – 1973. – №2. – С. 34 –41.
33. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: «Наука», 1974. – 279с.
34. Яковлева В. И. О пересказе прочитанного// «Начальная школа». – 1985. – №2. – С. 50 – 53.
35. Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. – М.: «Просвещение», 1978. – 137с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
продолжение
--PAGE_BREAK--