Реферат по предмету "Педагогика"


Методическая разработка учебной лекции

Негосударственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Сергиево-Посадскийгуманитарный институт» (НОУ ВПО СПГИ)
Кафедра психологии
Контрольная работа
по дисциплине:Методика преподавания психологии
на тему:Методическая разработка учебной лекции
Выполнила:
Студентка
заочной формы обучения
5 курса
Факультет Психологии
Специальность Психология
Беликова Л.И.
Проверил: доцент, к.псх.н.
Точилина Т.В.
Сергиев Посад 2010

План
Введение
1. Темалекции. Обоснование выбора темы
1.1 Определениетемы и значения в системе целого курса (контекст)
1.2 Отборбиблиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемаястудентам)
2. Форма организации лекции. Аудитория(характер и уровень подготовленности слушателей)
3. Содержание лекций
4. Целостныйобраз преподавателя в процессе лекции

Введение
Цель лекции (замысел, основная идея, объединяющая всепредметное содержание).
Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав ипоследовательность задач; б) характер задач; в) средства, необходимые студентамдля решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные,генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г) эмоциональныепозиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей прирешении поставленных задач.
Организационная форма лекции: а) монолог с элементамиэвристической беседы; б) монолог с опорой на аудиовизуальные средства; в)монологическое высказывание; г) эвристическая беседа; д) диалог-дискуссия (двухпреподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемойпроблеме); е) лекция-конференция.
Содержание лекций.
План и конспект содержания лекции.
Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающиецелостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность,доказательность и др. (выделить на полях конспекта).
Целостный образ преподавателя в процессе лекции.
Формы сотрудничества преподавателя со студентами впроцессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместноерешение задач, подражание образцу, партнерство).
Языковая форма высказывания (лексика, грамматика,стилистика).
Эмоционально-выразительные невербальные средства общенияпреподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомимика, интонация, громкость,темп, ритм, паузы).

1. Тема лекции. Обоснование выбора темы
 
1.1 Определение темы изначения в системе целого курса (контекст)
Тема: «Представление — как психический процесс».
В основе представления лежит восприятие объектов,имевшее место в прошлом. В – первых это представления памяти, т.е. те которыевозникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого – либопредмета или явления. Во — вторых, это представления воображения. Представлениявозникают в результате нашей практической деятельности и имеют огромноезначение для всех психических процессов.
Представление – это психический процесс отраженияпредметов ил и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, новоссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Выделяюттри основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сигнальная — состоит в отражении в каждом конкретномслучае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органычувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влияниемконкретных воздействий преобразуются в систему сигналов, управляющихповедением.
Регулирующая — состоит в отборе нужной информации опредмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств.
Настроечная проявляется в ориентации деятельностичеловека в зависимости от характера воздействия окружающей среды. Таким образом,представления имеют весьма существенную роль в психической регуляциидеятельности человека.
1.2 Отбор библиографии по теме (литература дляпреподавателя, литература, рекомендуемая студентам)
Литература для преподавателя:
Веккер Л.М. психологические процессы: В 3-х т. Т. 1. –Л.: Изд – во ЛГУ, 1974
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2.: Проблемыобщей психологии / Гл.ред./ А.В.Запорожец. – М.: Педагогика, 1982
Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология ипсихофизика. – М.: Наука, 1977
Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М.: Изд-во МГУ, 1975
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб.статей. Пер. с фр.: вып. 6. – М.: Прогресс, 1978
Литература для студентов:
Крылова А.Л. Функциональная организация слуховой системы:Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1985
Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.:Питер, 2005
Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Владос,1998
Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. – М.:Владос, 1995
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер,1999

2. Форма организации лекции. Аудитория (характер и уровеньподготовленности слушателей)
Студенты второго заочного курса психологии. Уровеньподготовки — общеобразовательный с уклоном на специализацию, некоторые студентыуже имеют высшее образование.
Цель лекции (замысел, основная идея, объединяющая всепредметное содержание).
Организовать целенаправленную познавательную деятельностьстудентов по овладению программным материалом по данной теме. Дать общеепредставление о роли познавательных процессов в жизни человека. Познакомить сосновными понятиями по теме представление — как психический процесс, датьзнания об основных видах представления, изучить основные виды, свойства ихарактеристики основных видов представлений.
Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав ипоследовательность задач; б) характер задач; в) средства, необходимые студентамдля решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные,генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г) эмоциональныепозиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей прирешении поставленных задач.
А) Состав и последовательность задач:
1) Сформировать представление о представлении как о психологическомпроцессе;
2) Рассмотреть виды представлений;
3) Познакомиться с основными свойствами ихарактеристиками, классификации представлений;
Б) Характер задач:
Информационный (дать информационный материал по даннойтеме и закрепить основные понятия, такие как представление; их виды(зрительные, слуховые, кинетические, осязательные, обонятельные вкусовыетемпературные и органические) дать основные свойства и характеристикипредставлений, классификацию.
Мотивационный (сформировать познавательный интерес ксодержанию учебного материала)
Ориентировочный (дать основы для дальнейшего усвоенияучебного материала);
Воспитательный (помочь выработать у студентов стремлениек самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развиватьинтерес к учебной дисциплине, содействовать активизации мышления студентов).
в) Средства, необходимые студентам для решения указанныхзадач:
1. Системы представлений и причинные связи.
г) Эмоциональные позиции и отношения, которые формируютсяпреподавателем у слушателей при решении поставленных задач:
Нужно суметь сосредоточить внимание студентов навосприятие и понимание указанного материала, а также настроить их на внутреннююмыслительную и эмоциональную активность в ответ на действия преподавателя ипоступающую от него информацию. Необходимо постоянно наблюдать за аудиторией ичувствовать ее.
4.Организационная форма лекции: монолог с элементамиэвристической беседы, дискуссии.

3. Содержание лекций
План лекции:
Общее понятие о представлении и его основныехарактеристики.
Виды представлений.
Индивидуальные особенности представления и его развитие.
Конспект лекции
Вступление. Мы продолжаем изучение познавательныхпсихических процессов, одним из которых является представление.
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем спомощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах, неисчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на нихраздражителей. После этого сохраняются в течении некоторого времени такназываемые последовательные образы. Интересен тот факт, что спустя длительноевремя после того, как мы воспринимали какой — либо предмет, образ этогопредмета может быть снова случайно или намеренно вызван нами. Это явлениеполучило название представление. Представление – это психический процессотражения предметов ил и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, новоссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Представления имеют свои характеристики, первая изкоторых это наглядность. Представления – это чувственно – наглядные образыдействительности, это воспроизведенные и переработанные образы объектов,которые воспринимались в прошлом. Поэтому они не имеют яркой степенинаглядности и как правило значительно бледнее.
Следующей характеристикой является фрагментарность.Представления полны пробелов, одни части и признаки представлены ярко, другиесмутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем чье-толицо, то отчетливо воспроизводим отдельные фрагменты, на которых мы фиксироваливнимание. Остальные детали, лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенногообраза.
Не менее значимой является характеристика неустойчивостии непостоянства представлений.Любой вызванный предмет или образ, исчезнет изполя вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придетсяделать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.
Виды представлений
В настоящее время существует несколько подходовкпостроению классификации представлений. Поскольку в основе представлений лежитпрошлый перцептивный опыт, то основная классификация видов ощущения ивосприятия.
Классификация основных видов представлений приведена втаблице 1
Классификация основных видов представлений по видам постепени по степени волевых анализаторов общности усилий зрительные слуховые единичныенепроизвольные обонятельные общиепроизвольные двигательные
Классификация Б.М.Теплова в основу которых лежатощущения. Их особенностью является то, что в отдельных случаях они бываютпредельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму,объем.
В основу слуховых представлений имеют значение речевые имузыкальные. Речевые подразделяются на на фонетические итемброво-интонационые. Они имеют большое значение при изучении иностранныхязыков. Суть музыкальных заключается в представлении о соотношении звуков повысоте и длительности, так как мелодия определяется именно звуковысотными иритмичными соотношениями.
Двигательные не являются простым воспроизведением прошлыхощущений, а всегда связанны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мыпредставляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабоесокращение. Например, если представить, что вы согнули правую руку в локте, тоавтоматически произойдет слабое сокращение этой руки, которое можнозарегистрировать чувствительными электрофизиологическими приборами.
Индивидуальные особенности представления и его развитие.
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которуюиграют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладаютзрительные, у других слуховые, а у третьих двигательные. Люди с преобладаниемзрительного типа, вспоминая текст, представляют себе страницу книги, где оннапечатан, как бы мысленно его читает. С преобладанием слухового типа,вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. С преобладаниемдвигательного типа, вспоминая текст или стараясь его запомнить какие либоцифры, произносит их про себя.
Сегодня, нет данных позволяющих однозначно указать времяпоявления у детей первых представлений. Вполне возможно, что в первом годужизни представления, будучи ещё тесно связанными с восприятием, начинают игратьзначимую роль в психической жизни ребенка. Речевые достигают относительновысокого развития на втором году жизни, поскольку без этого был бы невозможенпроцесс овладения речью и наблюдающийся в этом возрасте быстрый рост словарногозапаса ребенка.
У взрослых людей представления богаче и ярче, чем удетей.
Увеличение обобщающего значения представлений может идтив дух направлениях. Первый – схематизация. В результате схематизациипредставление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей,приближаясь к схеме.
Другой путm — типических образов. В этом случаепредставления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все болееконкретными наглядными и отражают целую группу предметов и явлений. Этот путьведет к созданию художественных образв, которые содержат в себе весьма широкиеобобщения.
Заключение. В заключение следует обратить ваше вниманиена тот факт, что практически все виды представлений взаимосвязаны друг сдругом. Благодаря этому взаимодействию мы получаем наиболее полную информациюоб окружающем нас мире. Однако эта информация ограничивается лишь сведениями освойствах предметов.Ваше домашнее задание будет заключаться в самостоятельнойпроработке следующего материала: Более глубинное изучение представления, образахпамяти.

4. Целостный образ преподавателя в процессе лекции
Формы сотрудничества преподавателя со студентами впроцессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместноерешение задач, подражание образцу, партнерство).
Отношения «преподаватель — студенты»: уважительные, вмеру требовательные. Нравственный контакт обеспечивает сотрудничествопреподавателя и студентов. К каждой лекции нужно готовиться с учетомособенностей своего темперамента, умения владеть чувствами, доводить мысль до аудитории.Четко и ясно структурировать занятие. Рационально дозировать материал в каждомиз разделов.
Научность, соответствие современному уровню развитиянауки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная ихтрактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов иразрешения противоречий в ходе лекцию. Использовать наглядные пособия, схемы,таблицы, модели, графики и т. п.
Языковая форма высказывания (лексика, грамматика,стилистика).
Использовать простой, доступный язык, образную речь спримерами и сравнениями; применять риторические и уточняющие пониманиематериала вопросы; выразительная и доходчивая, достаточно громкая, четкая речьс правильным литературным произношением и правильно расставленными ударениями.В ходе лекции знакомить студентов с новыми научными понятиями и терминами,доступно их объяснять.
Эмоционально-выразительные невербальные средства общенияпреподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомимика, интонация, громкость,темп, ритм, паузы).
Достаточно громкая, четкая речь. Ритм средний. В паузахиспользовать приемы поддержания внимания – риторические вопросы, шутки,ораторские приемы. Хорошо оживляют речь жест и мимика.
Применять уточняющие понимание материала вопросы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бюджетная система РФ 2 Виды бюджетных
Реферат Защита пользователя от негативных воздействий электромагнитных полей дисплея
Реферат Веселый купец
Реферат Джером Девид Селінджер
Реферат Национальный парк "Русский Север" создан 20 марта 1992 года
Реферат Codes Of Law Essay Research Paper Of
Реферат Компьютерные программные технологии в обучении истории
Реферат Значения творчості Т. Г. Шевченка (Значение творчества Тараса Григорьевича Шевченко)
Реферат Prejudice Essay Research Paper As I walk
Реферат Предмет административного права области отношений административно-правового регулирования
Реферат Terrorism Essay Research Paper Terrorism is becoming
Реферат Історія створення оун
Реферат Проект предприятия общественного питания при промышленном предприятии в соответствии с действующ
Реферат Анафорический род в его отношении к грамматическому роду и именной категории лица (на материале индоевропейских языков)
Реферат Личность и творчество Сальвадора Дали