МИНИСТЕРСТВОСПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ»
Кафедратеории и методики физического воспитания и спорта
КУРСОВАЯРАБОТА
на тему:
Неурочныеформы построения занятий в физическом воспитании
Исполнитель: студент 4 курса,
СПФ СИ и Е, группа 145
Андрющенко В.И
Научный руководитель: Курейчик О.И
Минск 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Малые формы занятий
1.1 Общая характеристика малых форм занятий
1.2 Утренняя гигиеническая гимнастика
1.3 Вводная гимнастика
1.4 Физкультпаузы и физкультминуты
Глава 2. Крупные формы занятий
2.1 Обща характеристика крупных форм занятий
2.2 Самодеятельные тренировочные занятия,подобные урочным
2.3 Виды самодеятельных занятий, имеющих оздоровительнуюнаправленность
2.4 Физкультурно-рекреативные формы занятий,имеющие характер расширенного активного отдыха
Глава 3. Соревновательные формы занятий
3.1 Соревновательный метод в физическом воспитании
3.2 Понятие о соревновательных формах занятий
Заключение
Список литературы
Введение
Физическоевоспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Это естественно,поскольку учеба как педагогически организованный процесс занимает относительнонебольшое по времени место в жизни человека.
Внедрениенеурочных занятий физическими упражнениями в быт должно сопровождаться кореннымулучшением их качества. Важно привести неурочные занятия в научно обоснованнуюсистему, органически связанную с режимом всей жизни человека, и, таким образом,действенно способствовать его труду, оптимизации повседневного быта и отдыха. Всвязи с этим ведется научная разработка методики проведения неурочных форм занятий,уточняются особенности и воспитательные возможности каждой из них.
Для неурочныхзанятий физическими упражнениями характерна самостоятельная организация деятельностив целях укрепления здоровья, сохранения и повышения работоспособности,закаливания и лечения, воспитания физических и волевых качеств, а такжеосвоения определенных действий.
Неурочные занятияотличаются от урочных нередко более узким содержанием, их структура тогда менеесложна. Неурочные формы занятий предполагают повышенную самодисциплину, инициативу,самостоятельность.
Конкретныезадачи и содержание неурочных занятий зависят в значительной мере отсклонностей и увлечений занимающихся.
В методикепостроения неурочных занятий много общего с методикой построения уроков. Их структуратакже должна обеспечивать постепенную врабатываемость организма, хорошиеусловия для выполнения основной работы и ее завершения. В дозировании нагрузки,оказании помощи и страховки (при групповых занятиях) и самоорганизации занимающихсяиспользуются многие правила и приемы, которыми руководствуется преподаватель.
Актуальностьтемы.Выбор темы курсовой работы обусловлен ее актуальностью. Ведь известно, чтоосновные уроки по физической культуре в школе не обеспечивают требуемойпотребности в движении, к тому же в последнее десятилетие детей практическивсех развитых стран мира характеризуют как гиподинамичных, склонных к полноте,с уймой вредных привычек. Систематическое использование неурочных форморганизации занятий – возможность исправить сложившуюся ситуацию.
Цель работы. Раскрыть важность неурочных форморганизации занятий в физическом воспитании.
Задачи работы.
1. Изучить малые формыорганизации занятий в физическом воспитании.
2. Изучить крупные формыорганизации занятий в физическом воспитании.
3. Изучитьсоревновательные формы организации занятий в физическом воспитании.
Методы работы.
1. Поиск теоретическойинформации.
2. Сбор теоретическойинформации.
3. Анализ теоретическойинформации.
4. Синтез теоретическойинформации.
Структура и объемработы. Курсоваяработа выполнена на 32 листах формата а4, состоит из трех глав. При написанииработы было использовано 26 литературных источников.
Глава1. Малые формы занятий
1.1Обща характеристика малых форм занятий
Основнымипризнаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениямиот крупных, являются главным образом следующие:
— относительноузкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются, как правило,частные задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущегокардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мересодействовать ему; типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации иускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневнойдеятельности (как это предусматривается в сеансах утренней гигиеническойзарядки или вводной производственной гимнастики), некоторой оптимизациидинамики оперативной работоспособности в процессе производственной или иной работыи профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма (как при использованиипозитивного эффекта активного отдыха в рамках физкультпауз, физкультминут имикросеансов производственной гимнастики), поддержанию отдельных сторонприобретенной тренированности и созданию некоторых предпосылок, способствующихэффективности основных занятий (как это предусматривается, например, привыполнении упражнений, входящих в домашние задания по школьному курсуфизического воспитания) и т. п.;
— сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятийкак бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или сериифизических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут; незначительнаядифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута:подготовительная, основная и заключительная части занятия не толькократковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуацияхпрактически не выражены (особенно тогда, когда физические упражнения теснейшимобразом встроены в режим доминирующей деятельности — трудовой, служебной,учебной, — непосредственно подчинены ему, как в случае вводной гимнастики,физкультпауз, физкультминут); относительно невысокий уровень функциональныхнагрузок [18].
Из всегоэтого вытекает, по существу, дополнительная роль малых форм занятий в общей системефизического воспитания. Отсюда не следует, конечно, что ценность их вообщеневелика и они не заслуживают достаточно серьезного отношения к себе. Нанедопустимость недооценки их значимости со всей очевидностью указывают многиеспециальные исследования, выполненные в последние десятилетия. Систематическипрактикуемые такие занятия физическими упражнениями, вне всякого сомнения,являются важными факторами оптимизации текущего функционального состояниязанимающихся, вносят свой вклад в сохранение их здоровья и обеспечениенормальной жизненной активности, служат общедоступными формами внедренияфизической культуры в повседневный быт. Значение их особенно возрастает,естественно, тогда, когда по каким-либо причинам физкультурная активностьиндивида в конкретных условиях жизни ограничивается преимущественно ими. Вместес тем нереально лишь на них возлагать надежды как на главные факторыполноценного физического образования и развития — такие функции малым формам неприсущи, обеспечить это способна лишь целостная система всестороннегофизического воспитания, где малые формы являются одним из необходимыхсоставляющих [1].
Методикапостроения малых форм занятий не может, разумеется, не зависеть от уровняподготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и другихособенностей, а также от внешних обстоятельств. Более же всего ее спецификаобусловлена конкретной направленностью занятия и его местом в общем режимежизнедеятельности индивида [15].
1.2Утренняя гигиеническая зарядка
Утренняягигиеническая зарядка, как известно, одна из наиболее распространенных, популярных формфизкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности (заметим, что вкачестве малой формы занятий она не тождественна ни утренним тренировочнымзанятиям, получившим распространение в практике спорта, ни аналогичным случаямприменения физических упражнений с довольно большим объемом нагрузки). Ееглавное назначение — оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) кповседневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической зарядкисоставляет своего рода разминка, с той, однако, особенностью, что ориентированаона не на оперативную подготовку к какому-либо одному виду деятельности, а напостепенную общую активизацию функций организма, преодоление инерции покоя, включениев повседневные дела в состоянии нормального тонуса и с хорошим настроением [2].Параллельно в рамках этой формы занятий можно отчасти решать и такие задачи,как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутогоуровня развития отдельных двигательных качеств и общей тренированности инекоторые другие, но лишь постольку, поскольку это не ведет к неоправданномуздесь форсированию нагрузки, не противоречит закономерностям постепенногоразвертывания функциональных возможностей организма после многочасовогопребывания в состоянии глубокого покоя [7].
Одна извполне оправданных схем составления комплекса упражнений для зарядкипредусматривает:
— «выравнивающее»упражнение (например, плавные потягивания с выпрямлением конечностей и туловища,лежа в постели или в положении стоя);
— упражнение,нефорсированно активизирующее кровообращение преимущественно в крупных мышцахнижних конечностей и тазовой области (например, неторопливые приседания илипоочередное растягивание ногами резинового жгута в положении сидя);
— наклоны, повороты,вращения туловища с сопутствующими движениями руками, постепенным увеличениемамплитуды и темпа движений;
— упражнениеобщего или регионального воздействия с выраженными, но не предельными мышечнымиусилиями (например, отжимания в упоре лежа, имитация толчка штанги спреодолением сопротивления резинового жгута);
— серия«растягивающих» движений (например, поочередные маховые движения руками иногами с увеличением амплитуды до максимальной);
— упражнение циклическогохарактера, активизирующее функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем в рамкахаэробного режима (например, серийные подскоки на месте или бег в течение 3—5мин., вызывающие увеличение ЧСС до 140—150 уд/мин);
— заключительная серия движений (успокаивающе-переходная), частично нивелирующаяизбыточную функциональную активность, вызванную предыдущими упражнениями(например, ходьба в убывающем темпе с акцентированными дыхательнымидвижениями)[25].
Ориентировочнаяпродолжительность всей зарядки — около 10—15 мин., не считая, конечно,последующего приема душа и других индивидуально-гигиенических процедур. Взависимости от самочувствия занимающегося и характера предстоящей основнойдеятельности допустимо, разумеется, дублировать виды перечисленных упражнений иварьировать вязанные с ними парциальные нагрузки. Ограничительным критерием тутможет быть, в частности, показатель нормализации ЧСС на 5-й минуте послевыполнения последнего из упражнений, предъявляющего значительную нагрузку (вприведенном комплексе это шестое упражнение); можно считать, что нагрузка взарядке в целом не превышает целесообразной меры, если величина ЧСС к этомувремени равна или близка к уровню, индивидуально обычному в состоянииоперативного покоя. При относительной стандартизации зарядки в рамкахопределенного периода (например, месяца) она приобретает и значение своего родафункциональной пробы, выявление реакции на которую может служить одним изпростых и вместе с тем информативных способов повседневного самоконтроля.
Хотя по мереадаптации к применяемому комплексу упражнений утренней зарядки есть смыслпериодически несколько увеличивать связанные с ними параметры нагрузки, однакопревращать ее в тренировочное занятие основного типа нецелесообразно — к нему,судя по преобладающим аргументам, лучше приступать не раньше чем черезчас-полтора после завтрака (отметим также, что зарядка может быть представленав суточном режиме не только как утренняя гигиеническая, но и в иной форме, сболее свободным нормированием нагрузки, например, в середине дня)[17].
Наиболеераспространенные малые формы занятий в сфере производственной физическойкультуры — вводная гимнастика, физкультминуты и физкультпаузы. Их отличительныеособенности в решающей мере обусловлены тем, что они органически,непосредственно встроены в структуру трудового процесса и подчиненызакономерностям его оптимизации. Это значит, кроме прочего, что в них приемлемылишь такие виды физических упражнений и лишь такие параметры связанных с ниминагрузок, какие способствуют производительности труда, согласуются с егообъективной логикой и оптимизируют его воздействие на работающих [4].
1.3Вводная гимнастика
В том виде, вкаком вводная гимнастика практикуется сейчас на производстве в системерациональной организации труда, она обычно представляет собой комплекс из 5—8относительно несложных гимнастических упражнений без снарядов, выполняемых втечение 5—7 мин. непосредственно перед началом рабочих операций. Это тожесвоего рода разминка, которая, последовательно активизируя функциональные системыорганизма, способствует эффективному выполнению последующих рабочих операций,сокращает период врабатывания. Кроме общего эффекта разминки здесь имеетзначение и специфическая психомоторная настройка на основные рабочие действия,если трудовая деятельность характеризуется регулярным воспроизведением одного итого же состава движений (в рамках рабочего динамического стереотипа) [11].Поэтому в зависимости от особенностей трудовой деятельности комплекс упражненийвводной гимнастики специализируется. Так, когда основные трудовые операциидолжны следовать в определенном двигательном темпе и ритме, как минимум впоследнем из упражнений вводного комплекса важно смоделировать соответствующиетемпоритмовые соотношения, что достигается, как правило, не имитацией самихтрудовых действий, а с помощью гимнастических движений [13].
1.4Физкультпаузы и физкультминуты
Физкультпаузыи физкультминуты (или физкультминутки). Этими терминами не совсем удачно принятообозначать кратковременные сеансы физических упражнений, вводимыепреимущественно в качестве факторов активного отдыха (обычно с музыкальнымсопровождением, а нередко и в сочетании с элементами самомассажа и другимисредствами, способствующими восстановлению оперативной работоспособности) винтервалах, специально выделяемых для этого в процессе труда. Все они являютсясвоего рода паузами — в том смысле, что осуществляются в малых перерывах походу работы [13]. В то же время они имеют деятельностный характер, посколькупредставляют собой моменты целесообразного переключения на действия иного типапо сравнению с основными трудовыми операциями, причем как раз такогопереключения, которое способно предотвратить снижение уровня оперативнойработоспособности и даже несколько повысить его (прежде всего по механизму активногоотдыха), особенно когда начинает сказываться текущее утомление. Малые формызанятий в сфере производственной физической культуры в специальной литературеобычно подразделяют в первую очередь по продолжительности: физкультпаузыпродолжительностью 5—7 мин. (точнее их можно назвать «ординарныефизкультпаузы»), физкультминуты—1—2 мин. и микропаузы -20—30 с.[9].
Согласно накопленнымисследовательским данным, в распространенном сейчас во многих сферах профессиональноготруда восьмичасовом режиме рабочего дня целесообразно выделять до 5—6физкультпауз и физкультминут, в том числе 2 основные физкультпаузы, одна изкоторых вводится спустя примерно 2—3 ч после начала работы, а вторая — за 2—2,5ч до ее окончания (физкульминуты проводятся при необходимости через каждыечас-полтора работы, а микропаузы — и чаще). Тут неизбежны, конечно, вариации,зависящие от конкретного характера и условий трудовой деятельности. Это относитсяи к содержанию физкультпауз и физкультминут, и к параметрам связанных с ниминагрузок. Так, при тяжелом физическом труде они включают менее интенсивные, чемтрудовые, двигательные действия, в которых в значительной, подчаспреобладающей, мере выражены моменты рационального мышечного расслабления и акцентированыдыхательные движения, а также представлен и пассивный отдых; при невысокой жеинтенсивности движений в трудовых операциях в качестве средств активного отдыхаоправданы более интенсивные двигательные действия (хотя и в таком случае,разумеется, необходимо аккуратно нормировать связанные с ними физическиенагрузки, чтобы не внести помех в последующие трудовые операции; например, регулируянагрузку в физкультпаузе по ЧСС, ее доводят к середине паузы до 110—120 уд/мин,а затем уменьшают к концу до уровня, близкого к исходному)[13].
Принципиально полезностьэтих и других форм производственной физической культуры на вызывает сомнений.Очевидна и необходимость углубленной разработки методики оптимальногоиспользования ее быстро модифицирующихся факторов в системе НОТ. Установка «чембольше, тем лучше» здесь явно не подходит. Предстоит детально определитьзакономерности профессионально-прикладной физической культуры с учетомтенденций кардинального изменения содержания и условий труда в эпохунаучно-технической революции[23].
Наконец, ещеодним примером, иллюстрирующим особенности малых форм занятий в условияхповседневной жизни, могут служить микросеансы отдельных упражненийтренировочного характера[5].
Речь идет оботносительно небольших по разовым затратам времени, но, как правило, ежедневныхпорциях физических упражнений, в том числе и включающих некоторые бытовыедвигательные действия. Путем соответствующего дозирования нагрузки им придаетсятот или иной парциальный тренировочный эффект, возможный в условиях жесткоограниченного времени, которое удается выделить между основными и другиминеотложными делами.
Такиемикросеансы упражнений могут включать, в частности, дозированные ходьбу или бегпо домашней лестнице (вместо подъема и спуска на лифте), серийные многоскоки соскакалкой, серии локальных и региональных силовых упражнений и упражнений «врастягивании» во время, например, просмотра телепрограмм, между бытовыми деламипо самообслуживанию. Элементарный порядок использования упражнений и в этихслучаях предполагает трехфазовую последовательность действий: вначалеразминочную серию движений (в замедленном темпе, с укороченной амплитудой, бездополнительных отягощений), затем одну или несколько серий повторенийизбранного упражнения и в завершение — успокаивающую серию движений (например,дыхательных)[13].
Естественно,что обеспечить развитие даже отдельных сторон тренированности микросеансамиупражнений можно лишь в узких пределах, если, конечно, они не перерастают вразвернутые формы занятий физическими упражнениями[10].
Глава 2. Крупныеформы занятий
2.1Обща характеристика крупных форм занятий
При всейотносительности различий между малыми и крупными формами построения занятий вфизическом воспитании и самовоспитании они объективно далеко не равнозначны, втом числе и тогда, когда организуются на самодеятельных началах. Условнокрупными можно назвать те из форм занятий в самодеятельном физкультурномдвижении, которые имеют многоминутную протяженность, отличаются от малых формболее широким содержанием и более обособленной структурой, имеют в силу этогосвое самостоятельное значение. Их строгую классификацию предстоит ещесоздавать. В современной практике физкультурного движения они довольно быстропреобразуются и совершенствуются. Дифференцируются эти формы главным образом подвум направлениям: 1) как формы самостоятельных (индивидуальных или групповых)тренировочных занятий, подобных по определенным признакам занятиям урочноготипа, и 2) как формы расширенного активного отдыха, включающего в том или иномсоотношении моменты тренировки, состязания, культурного общения и развлечения(спортивно-игровые встречи по месту жительства, другие неофициальные состязанияв общедоступных спортивных упражнениях, туристские походы в выходные дни и т.д.) [26].
2.2Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным
Самодеятельныетренировочные занятия, подобные урочным (индивидуальные или групповые). Для многих, особенно длялюдей зрелого возраста, они уже стали основной формой личной организациифизического самовоспитания. Часто это не только (и не столько)спортивно-тренировочные занятия, а не имеющие непосредственно спортивнойориентации самостоятельные занятия по общей физической подготовке илиизбирательно-кондиционной тренировке. По содержанию они бывают однопредметными(включающими, например, быструю ходьбу — «спидуокинг» или продолжительный бег,в том числе «трусцой» — «джоггинг», или главным образом материалаэробно-ритмической, либо атлетической, либо иных разновидностей основнойгимнастики и т. д.) и комплексными[13].
Выбор предмета занятий вданном случае определяется, кроме прочего, индивидуальными интересами,способностями и полученным ранее физическим образованием. Вместе с темсущественное влияние на их практическую ориентацию оказывают условия жизни идругие обстоятельства, в том числе и конъюнктурные, связанные с модой на те илииные физкультурные увлечения (достаточно вспомнить, например, недавние приливыи отливы массового интереса к аэробике, йоге, гимнастике ушу и т. д.). Долгспециалистов в этом отношении — тактично формировать индивидуальные интересы иустановки в соответствии с принципами научной системы физического воспитания,быть распространителем проверенных, подлинных знаний и практических подходов влюбой сфере физической культуры. Первостепенное значение имеет, конечно, серьезнаяпостановка всеобщего физкультурного образования уже на начальных этапахобязательного курса физического воспитания. Только на его основе можно создатьнадежные гарантии против случайных увлечений в самостоятельной физкультурнойдеятельности, отнюдь не игнорируя индивидуальных склонностей и интересов.Индивидуальные предпочтения могут быть самыми разнообразными при условии,однако, если они согласуются с ясным пониманием того, что ни один видфизических упражнений, взятый в отрыве от других, даже при самой настойчивойтренировке принципиально не может гарантировать полноценного физическогоразвития и здоровья и что лишь в соединении с другими элементами физическойкультуры он становится одним из действенных факторов достижения физическогосовершенства. [14].
В принципе ина рассматриваемые формы тренировочных занятий, хотя они организуются насамодеятельных началах, распространяются известные общие положения методикифизического воспитания (включая и те, что касаются структуры основных формзанятий), но, разумеется, постольку, поскольку эти методические основы удаетсяреализовать при отсутствии непосредственного руководства специалиста, т. е.постольку, поскольку сами занимающиеся (а в групповых занятиях по крайней мереодин из занимающихся, выполняющий роль ведущего) овладевают соответствующимиспециальными знаниями, умениями, навыками. Иначе говоря, качество построения ився эффективность таких занятий в наибольшей мере зависят от уровняфизкультурной образованности занимающихся, что в условиях развертываниямассового физкультурного движения остро выдвигает проблему всеобщегофизкультурного образования и его постоянного углубления, расширения сетифизкультурно-методических и врачебно-физкультурных консультаций и созданияхорошей (доходчивой, но не упрощенной) методической литературы для широкихслоев населения, направленной на рационализацию самодеятельных физкультурныхзанятий. [3].
Целесообразный объемзатрат времени на самодеятельные тренировочные занятия в различные возрастныепериоды и в разных конкретных условиях жизнедеятельности не остается,естественно, постоянным. Когда такие занятия становятся основным факторомсохранения и совершенствования индивидуальной физической кондиции (послезавершения базового общеобязательного курса физического воспитания), они должныбыть не менее чем трех-четырехкратными еженедельно, примерно часовойпродолжительности каждое [13]. Это, скорее всего, лишь минимум, необходимый дляих непреходящей эффективности, для обеспечения некоторого общего уровняфизической тренированности и предупреждения ее регресса. Вместе с тем тратитьежедневно по многу часов на физическую тренировку, как это делают отдельные, нев меру увлеченные физкультурники (особенно любители бега «трусцой»), длябольшинства отнюдь не лучший способ использования жизненного времени и энергии.Тут, как и в любом увлечении, важно соблюдать меру[22].
2.3 Видысамодеятельных занятий, имеющих оздоровительную направленность
По степени влияния наорганизм все виды занятий, имеющих оздоровительную направленность (в зависимостиот структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражненияциклического и ациклического характера. Циклические упражнения — это такиедвигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тотже законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах,езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структурадвижений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К нимотносятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивныеигры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияниена функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются силамышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильностьнервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованиемациклических упражнений можно отнести занятия в группах здоровья и общейфизической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастикупо системе “хатха-йога”[3].
Ритмическая гимнастика
Особенность ритмическойгимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполненияупражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используетсякомплекс различных средств, оказывающих влияние на организм. Так, серии беговыхи прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему,наклоны и приседания — на двигательный аппарат, методы релаксации и.самовнушения — на центральную нервную систему. Упражнения в партере развиваютсилу мышц и подвижность в суставах, беговые серии — выносливость, танцевальные- пластичность и т. д. В зависимости от выбора применяемых средств занятияритмической гимнастикой могут носить преимущественно атлетический,танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характерэнергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят отвида упражнений.
Серия упражненийпартерного характера (в положениях лежа, сидя) оказывает наиболее стабильноевлияние на систему кровообращения… ЧСС не превышает 130- 140 уд/мин, т. е. невыходит за пределы аэробной зоны; потребление кислорода увеличивается до1,0-1,5 л/мин; содержание молочной кислоты не превышает уровня ПАНО — около 4,1ммоль/л. Таким образом, работа в партере носит преимущественно аэробный характер.В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, локальные упражнения дляверхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130-140 уд/мин,танцевальные движения — до 150-170, а глобальные (наклоны, глубокие приседания)- до 160-180 уд/мин. Наиболее эффективное воздействие на организм оказываютсерии беговых и прыжковых упражнений, в которых при определенном темпе ЧССможет достигать 180-200 уд/мин, а потребление кислорода — 2,3 л/мин, чтосоответствует 100% МПК. Таким образом, эти серии носят преимущественноанаэробный характер энергообеспечения (или смешанный с преобладаниеманаэробного компонента); содержание лактата в крови к концу тренировки в этомслучае достигает 7,0 ммоль/л, кислородный долг — 3,0 л[21].
В зависимости от подборасерий упражнений и темпа движений занятия ритмической гимнастикой могут иметьспортивную или оздоровительную направленность. Максимальная стимуляциякровообращения до уровня ЧСС 180-200 уд/мин может использоваться лишь вспортивной тренировке молодыми здоровыми людьми. В этом случае она носитпреимущественно анаэробный характер и сопровождается угнетением аэробныхмеханизмов энергообеспечения и снижением величины МПК. Существенной стимуляциижирового обмена при таком характере энергообеспечения не происходит; в связи сэтим не наблюдаются уменьшение массы тела и нормализация холестериновогообмена, а также развитие общей выносливости и работоспособности.
На занятияхоздоровительной направленности выбор темпа движений и серий упражнений долженосуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробныйхарактер (с увеличением ЧСС в пределах 130-150 уд/мин). Тогда наряду сулучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц,подвижности в суставах, гибкости) возможно и повышение уровня общейвыносливости, но в значительно меньшей степени, чем при выполнении циклическихупражнений[15].
Атлетическаягимнастика
Занятия атлетическойгимнастикой вызывают выраженные морфофункциональные изменения (преимущественнонервно-мышечного аппарата): гипертрофию мышечных волокон и увеличениефизиологического поперечника мышц; рост мышечной массы, силы и силовойвыносливости. Эти изменения связаны в основном с длительным увеличениемкровотока в работающих мышечных группах в результате многократного повторенияупражнений, что улучшает трофику (питание) мышечной ткани. Необходимоподчеркнуть, что эти изменения не способствуют повышению резервных возможностейаппарата кровообращения и — аэробной производительности организма. Более того,в результате значительного прироста мышечной массы ухудшаются относительныепоказатели важнейших функциональных систем — жизненный индекс (ЖЕЛ на 1 кг массы тела) и максимальное потребление кислорода (МПК на 1 кг). Кроме того, увеличение мышечной массы сопровождается ростом жирового компонента, увеличением содержанияхолестерина в крови и повышением артериального давления, что создаетблагоприятные условия для формирования основных факторов рискасердечно-сосудистых заболеваний[3].
При наблюдении за30-летними мужчинами, в течение двух лет занимающимися атлетическойгимнастикой, было отмечено повышение артериального давления в среднем со 121/70до 130/78 мм рт. ст. (а у 30 % из них-де 140/80 мм рт.ст.), снижение жизненногоиндекса (в результате увеличения массы тела) с 72 до 67 мл/кг, увеличение ЧСС впокое с 71 до 74 уд/мин (Ю. М. Данько, 1974). При выполнении функциональнойнагрузочной пробы количество атипических реакций на нагрузку увеличилось от 2до 16 (из 30 обследованных), время восстановления пульса — от 2,9 до 3,7 мин.По данным электрокардиографического исследования, обнаружено перенапряжениемиокарда у 12 % занимающихся. Помимо увеличения мышечной массы, этим негативнымизменениям способствуют также большое нервное напряжение и задержка дыхания принатуживании. При этом резко повышается внутригрудное давление, уменьшаетсяприток крови к сердцу, его размеры и ударный объем; в результате снижаетсямиокардиальный кроваток и развивается кратковременная ишемия миокарда. Придлительных перегрузках, нередко имеющих место в атлетической гимнастике,указанные изменения могут приобрести необратимый характер (особенно у людейстарше 40 лет). Вот почему наращивание мышечной массы не должно быть самоцелью.Атлетические упражнения можно рекомендовать в качестве средства общегофизического развития для молодых здоровых мужчин — в сочетании с упражнениями,способствующими повышению аэробных возможностей и общей выносливости. Так,например, при сочетании упражнений с отягощениями со спортивными играмиотмечено повышение физической работоспособности по тесту PWC170 с 1106 до 1208кгм/мин, а с беговой тренировкой — до 1407 кгм/мин, тогда как при занятиях“чистым” атлетизмом такого эффекта не наблюдалось (А. Н. Мамытов, 1981). Присочетании силовых упражнений с плаванием и бегом (4 раза в неделю — атлетическая гимнастика и 2 раза — тренировка на выносливость) наряду свыраженным увеличением силы и силовой выносливости отмечено увеличениепоказателей теста PWC170 с 1100 до 1300 кгм/мин и МПК с 49,2 до 53,2 мл/кг[10].
Необходимо также учесть,что силовые упражнения сопровождаются большими перепадами артериальногодавления, связанными с задержкой дыхания и натуживанием. Во время натуживания врезультате снижения притока крови к сердцу и сердечного выброса резко падаетсистолическое и повышается диастолическое давление. Сразу же после окончанияупражнений — вследствие активного кровенаполнения желудочков сердцасистолическое давление поднимается до 180 мм рт. ст. и более, а диастолическое резко падает. Эти негативные изменения могут быть в значительной степенинейтрализованы при изменении методики тренировки (работа с отягощениями неболее 50 % от максимального веса и подъем снаряда в фазе вдоха), чтоавтоматически исключает задержку дыхания и настуживание. Данная методикапредложена специалистами Болгарии, где атлетическая гимнастика широкоприменяется в оздоровительных целях. Необходимо критически отнестись кцелесообразности ее использования лицами среднего и пожилого возраста (учитываявозрастные изменения — сердечно-сосудистой системы и отрицательное влияние нафакторы риска). Занятия атлетической гимнастикой, как уже отмечалось, могутбыть рекомендованы здоровым молодым людям при условии оптимизациитренировочного процесса и сочетания атлетических упражнений с тренировкой навыносливость (бег и др.). Люди более зрелого возраста могут использовать лишьотдельные упражнения атлетического комплекса, направленные на укреплениеосновных мышечных групп (мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и др., вкачестве дополнения после тренировки на выносливость в циклическихупражнениях[19].
Гимнастика по системе“хатха-йога”
Несмотря на то, что этагимнастика довольно популярна в нашей стране, ее физиологическое влияние на организмизучено пока недостаточно. Вполне вероятно, что диапазон ее воздействия весьмаширок — вследствие многообразия используемых средств. Хатха-йога — этосоставная часть индийской йоги, которая включает в себя систему физическихупражнений, направленных на совершенствование человеческого тела и функцийвнутренних органов. Она состоит из статических поз (асан), дыхательныхупражнений и элементов психорегуляции. Влияние на организм асан зависит, покрайней мере, от двух факторов: сильного растяжения нервных стволов и мышечныхрецепторов, усиления кровотока в определенном органе (или органах) в результатеизменения положения тела. При возбуждении рецепторов возникает мощный потокимпульсов в ЦНС, стимулирующий деятельность соответствующих нервных центров и внутреннихорганов. В позе “ширса-сана” (стойка на голове) увеличивается приток крови кголовному мозгу, в позе лотоса — к органам малого таза. Выполнение специальныхдыхательных упражнений (контролируемое дыхание), связанных с задержкой дыхания,помимо нервно-рефлекторного влияния на организм способствует увеличениюжизненной емкости легких и повышает устойчивость организма к гипоксии.“Сава-сана” (“мертвая поза”) с полной мышечной релаксацией и погружением вполудремотное состояние используется для более быстрого и полноговосстановления организма после сильных мышечных напряжений в статических позах.Стимуляция восстановительных процессов и повышение эффективности отдыхапроисходит благодаря снижению потока импульсов от расслабленных мышц в ЦНС, атакже усилению кровотока в работавших мышечных группах.
В последние годы полученыновые данные о том, что во время релаксации (так же как и в процессе мышечнойдеятельности) в кровь выделяются эндорфины, в результате чего улучшаетсянастроение и снимается психоэмоциональное напряжение — важнейший факторнейтрализации психологического стресса.
При динамическомнаблюдении за молодыми людьми, занимающимися по системе “хатха-йога”, обнаруженряд положительных изменений в организме. Так, отмечено снижение ЧСС и артериальногодавления в покое, увеличение ЖЕЛ (в среднем с 4,3 до 4,8 л), а также увеличение содержания в крови эритроцитов и гемоглобина и времени задержки дыхания. Внаибольшей степени увеличились показатели гибкости — с 4,4 до 11,2 см. Заметного повышения аэробных возможностей и уровня физической работоспособности ненаблюдалось. Тест PWC170 увеличился с 1220 до 1260 кгм/мин, а МПК — с 3,47 до3,56 л/мин, что статистически недостоверно (Джанарадж, 1980). В исследованияхпоследних лет показано положительное влияние йоги на больных бронхиальнойастмой и гипертонической болезнью (контролируемое дыхание и приемыпсихорегуляции), а также отмечается снижение свертываемости крови и повышениетолерантности к физическим нагрузкам.
Таким образом, система“хатха-йога” может использоваться в оздоровительной физической культуре.Например, успешно применяются такие упражнения, как брюшное и полное дыханиейогов, аутогенная тренировка (которая, по существу, является вариантом “мертвойпозы”), некоторые упражнения на гибкость. (“плуг” и др.), элементы гигиены телаи питания и т.д. Однако гимнастика по системе “хатха-йога”, по-видимому, неможет выступать в качестве достаточно эффективного самостоятельногооздоровительного средства, так как она не приводит к повышению аэробныхвозможностей и уровня физической работоспособности. Население Индии, несмотряна массовые занятия по системе “хатха-йога”, имеет самые низкие показатели МПКпо сравнению с другими народами. Необходимо также учесть, что систему занятий,дающую положительные результаты в условиях Индии, нельзя механически переноситьв нашу среду с неблагоприятной экологической обстановкой, напряженным темпомжизни, дефицитом свободного времени и отсутствием опытных методистов. Система“хатха-йога” требует выполнения асан рано утром на свежем воздухе (в парке,лесу, у моря), а после занятия обязательна полная релаксация (расслабление)хотя бы в течение 15-20 мин. Вряд ли все это выполнимо в условиях современногообщества.
Описанные выше формыоздоровительной физической культуры (с использованием ациклических упражнений)не способствуют существенному росту функциональных возможностей системыкровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеютрешающего значения в качестве оздоровительных программ. Ведущая роль в этомотношении принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробныхвозможностей и общей выносливости.
Как видно, наибольшиепоказатели аэробной мощности имеют представители циклических видов спорта — лыжники, бегуны, велосипедисты. У спортсменов ациклических видов (гимнастика,тяжелая атлетика, метания) величина МПК не превышает показатели унетренированных мужчин — 45 и 42 мл/кг. Повышение аэробных возможностей и общейвыносливости (МНЮ) является наиболее важным свойством всех циклическихупражнений. Поэтому они получили название аэробных, или просто аэробики (поКуперу)[24].
Аэробика
Аэробика — это системафизических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использованиякислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которыхучаствует не менее 2/3 мышечной массы тела. Для достижения положительногоэффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее20-30 мин, а интенсивность — не выше уровня ПАНО. Именно для циклическихупражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшиеморфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания: повышениесократительной и “насосной” функции сердца, улучшение утилизации миокардомкислорода и т. д. Различия отдельных видов циклических упражнений, связанные сособенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеютпринципиального значения для достижения профилактического и оздоровительногоэффекта[17].
Оздоровительная ходьба
В массовой физическойкультуре широко используется оздоровительная (ускоренная) ходьба: присоответствующей скорости (до 6,5 км/ч) ее интенсивность может достигать зонытренирующего режима (ЧСС 120-130 уд/мин). В США, например, ускоренной ходьбой(по данным института Гэллопа) занимается 53 млн. американцев. При такихусловиях за 1 ч ходьбы расходуется 300-400 ккал энергии в зависимости от массытела (примерно 0,7 ккал/кг на 1 км пройденного пути). Например, человек смассой тела 70 кг при прохождении 1 км расходует около 50 ккал (70ХО.7). Прискорости ходьбы 6 км/ч суммарный расход энергии составит 300 ккал (50*6). Приежедневных занятиях оздоровительной ходьбой (по 1 ч) суммарный расход энергииза неделю составит около 2000 ккал, что обеспечивает минимальный (пороговый)тренировочный эффект — для компенсации дефицита энергозатрат и ростафункциональных возможностей организма.
Это подтверждаетсярезультатами исследования максимальной аэробной производительности. Так, через12 недель тренировки в оздоровительной ходьбе (по 1 ч 5 раз в неделю) уиспытуемых наблюдалось увеличение МПК на 14 % по сравнению с исходным уровнем.Однако такой тренировочный эффект возможен лишь у неподготовленных начинающих снизким УФП. У более подготовленных физкультурников оздоровительный эффектходьбы снижается, так как с ростом тренированности интенсивность нагрузкистановится ниже пороговой. Увеличение же скорости ходьбы более 6,5 км/ч затруднительно, ибо сопровождается непропорциональным ростом энергозатрат. Вот почему припередвижении со скоростью 7 км/ч и более медленно бежать легче, чем быстроидти.
Ускоренная ходьба вкачестве самостоятельного оздоровительного средства может быть рекомендованалишь при наличии противопоказаний к бегу (например, на ранних этапахреабилитации после перенесенного инфаркта). При отсутствии серьезных отклоненийв состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого(подготовительного) этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкимифункциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности,занятия оздоровительной ходьбой должны сменяться беговой тренировкой.
Группа ученыхВашингтонского университета наблюдала 11 мужчин и женщин в возрасте 60-65 лет,имеющих избыточную массу тела (в среднем 75,3 кг при росте 161 см) и нарушения холестеринового обмена. На первом этапе тренировки в течение 6месяцев использовались нагрузки низкой интенсивности: оздоровительная ходьбапри ЧСС, равной 60 % от максимума (5 раз в неделю по 30 мин); после этого былоотмечено увеличение МПК на 12 % по сравнению с исходным уровнем. Следующие 6месяцев интенсивность занятий была увеличена до 80 % от максимальной ЧСС (бег);в результате МПК увеличилось еще на 18 %, холестерин крови снизился, асодержание ЛВП возросло на 14 %.
Интересные данные окомбинированном воздействии на организм длительной ходьбы в сочетании снизкокалорийным питанием приводят финские ученые. 13 женщин и 10 мужчин вовремя 7-дневного пешего перехода преодолели 340 км, проходя в среднем по 50 км в день (со скоростью 3,5 км/ч). Их пищевой рацион состоял из воды, включая минеральную, фруктовых соков и нескольких натуральных продуктов. Заэто время масса тела снизилась на 7 %, холестерин и триглицериды крови — на30-40 %, содержание ЛВП повысилось на 15 %. В вечерние часы наблюдалось резкоеснижение содержания глюкозы в крови и инсулина. Несмотря на это,работоспособность испытуемых сохранялась на достаточно высоком уровне. Авторыотмечают, что метаболические сдвиги в организме были существенно больше, чемпри раздельном использовании ходьбы и голодания[3].
Бег трусцой
Автор крайне настороженноотносится к этому к этой форме оздоровительной культуры, особенно для лицсреднего и пожилого возраста по следующим причинам:
• конечно, бег как формафизической нагрузки наиболее характерен для человека как вида, но человек каквид 20 тысяч лет назад доживал в природе в среднем лишь до 20-ти лет и бег какнаиболее изнашивающий организм (суставы, позвоночник) вид нагрузки не успевалпричинить за это время ему особого вреда;
• в детстве и юности бег(как длительная физическая нагрузка) безусловно полезен, так как позволяетнарастить необходимую мышечную массу и увеличить выносливость, однако в зреломвозрасте мышечная масса становится обузой для организма – ведь ее нужнообслуживать, поэтому страдают внутренние органы; если 20 тысяч лет недостатокмышечной массы мог привести к гибели, то сейчас от этого никто не умирает –причины смерти стали другими – недостаточность функции внутренних органов неспособных обеспечить жизнедеятельность организма ;
• 20 тысяч лет назадчеловек бегал по мягкой земле и дышал чистым воздухом; бегать по асфальту иподвергать постоянным ударам свой позвоночник – верный способ “посадить”межпозвоночные диски со всеми вытекающими последствиями в виде защемлениянервов и т.д., дышать при беге загрязненным городским воздухом – нонсенс.
• имеется масса примеров,когда люди, желая сохранить здоровье и продлить долголетие ломали свой организмиспользуя активные физические нагрузки и бег в том числе – это и академикАмосов, и Юрий Гущо …; есть и антипримеры — Шелтон, который сказал: “Я никогдане буду стоять, если можно сидеть” – и придерживаясь подобных правил,позволяющих беречь свой организм (в том числе и от лишних физических нагрузок)– он прожил до 110 лет;
• просто посмотрите напожилого человека длительное время практикующего бег – и вряд — ли Вы скажете,что он выглядит хорошо[25].
2.4Физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенногоактивного отдыха
Эти занятия внемалой степени позволяют поддерживать нормальное физическое состояниеорганизма и одновременно удовлетворять потребность в здоровом отдыхе. Онииздавна, хотя пока все еще далеко не во всех подходящих случаях, практикуются врежиме школьного дня (большие «подвижные перемены»), в свободное время вдомашних условиях, в выходные дни и в других подобных ситуациях. «Занятиями» ихможно назвать, понятно, лишь в условном смысле слова, поскольку поопределяющему содержанию это — отдых, но отдых деятельный, основанный напредметной двигательной активности, которая в данном случае ценна более всегосвоим восстановительным и оздоровительным эффектом. Пригодных для этого еевариантов, как известно, достаточно много — от таких, например, какэлементарные подвижные игры (на больших школьных переменах, на дворовыхплощадках) или спортивные игры по свободному регламенту, согласованному междуучастниками, до таких, как туристские походы в выходные дни и в отпускнойпериод при условии, что предъявляемые в них нагрузки умеренны, несопровождаются долго выраженным кумулятивным утомлением, а тем более изнуряющимвоздействием (имеется в виду не спортивный туризм, а практикуемые в режимеактивного отдыха однодневные и многодневные походы пешком, на велосипеде,лодках, лыжах и т. д.)[13].
Такие формыдвигательной активности как по содержанию, так и в структурном отношениизначительно менее жестко регламентированы, чем тренировочные и другие занятия,типичные для физического воспитания, что вытекает из ихвосстановительно-рекретивной (включающей моменты развлечения-отдыха)ориентации, предполагающей свободное самостоятельное варьирование поведения сустановкой не на кем-то навязываемое дело, а на лично интересный содержательныйотдых. Это, однако, не исключает необходимости регулирования нагрузки,предупреждения травм и исключения других нежелательных явлений, чтообеспечивается опять-таки на основе физкультурно-образовательных знаний,умений, навыков [16].
Глава3. Соревновательные формы занятий
3.1Соревновательный метод в физическом воспитании
Соревнование(или состязание), как и игра, относится к числу широко распространенныхобщественных явлений. Оно имеет очень большое значение как способ организации истимулирования деятельности в самых различных сферах жизни: в производственнойдеятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д.Естественно, что конкретный смысл соревнований в них различен[13].
Соревновательный метод вфизическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так ив развернутой форме. В первом случае это выражается в использованиисоревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организациизанятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности привыполнении отдельных упражнений), во втором — в качестве относительносамостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательнойдеятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные имсостязания).
Основная, определяющаячерта соревновательного метода – конкурентное сопоставление сил в условияхупорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокоедостижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Факторысоперничества в процессе состязаний, а также условия их организации ипроведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутыерезультаты пропорционально их уровню, признание общественной значимостидостижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях, первенствахи т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливаетвоздействие физических упражнений и может способствовать максимальномупроявлению функциональных возможностей организма, как правило болеезначительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках (внастоящее время это показано многими исследованиями)[12].
Во времясостязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в большеймере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, посколькупостоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновенияпротивоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуютсянаряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности иответственности перед целым коллективом за достижение соревновательнойцели[13].
Соревновательныйметод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию)предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполнепонятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нетобщего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельныхслучаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллективасоревнующихся (группы, класса и т. п.). В спорте же она закрепляется единымиправилами, которые во многих случаях приобрели уже значение международных нормсостязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентируетдеятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельностиопределяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или возможновысокое достижение. Поэтому соревновательный метод предоставляет относительноограниченные возможности для точного нормирования нагрузки, регулированиявоздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можносказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положениемежду игровым методом и методами строго регламентированного упражнения (если соревнуютсяв играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают.)[19].
Соревновательныйметод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитаниифизических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков,формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. Посравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболеевысокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствоватьих наивысшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного методаи в воспитании моральных и волевых качеств: целеустремленности, инициативности,решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности,самообладания, самоотверженности и др. Необходимо, однако, помнить, что факторсоперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию нетолько положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия,тщеславия и т. п.) Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль внравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированногопедагогического руководства. [13].
Соревновательномуметоду присущи многие признаки соревнований, но он имеет более широкую средуприменения. Предметом соревнования при использовании соревновательного методамогут быть любые физические упражнения на занятиях от построения до выхода иззала.
Наиболее характернымипризнаками соревновательного метода являются следующие:
1. Сопоставлениесил занимающихся с целью определения победителя. Победе подчинена всядеятельность участников в соответствии с установленными правилами.
2. Соревновательныйметод дает возможность полностью раскрывать функциональные и психическиевозможности учеников и выводить их на новый уровень подготовленности.
3. Ограниченныевозможности регулировать нагрузку учеников. Применяется при совершенствовании упражненийи воспитании физических качеств, когда необходимы и допустимы предельныеусилия.
Приправильном использовании игрового и соревновательного методов раскрываютсяширокие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы,настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины.
Если педагогв процессе управления играми и соревнованиями будет допускать ошибки,недооценивая отрицательных проявлений в поведении учеников, то их воспитаниюможет быть нанесен непоправимый вред[13].
Практическоеприменение методов физического воспитания требует учета этапа обучения, а,следовательно, и фазы усвоения учебного материала. Так, на этапепредварительного разучивания упражнений (I этап), когда идетознакомление с техникой двигательного действия, в работе с младшими школьникамимы используем игровые упражнения подражательного характера. Подражая действиямзайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовлетворением выполняютупражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей кмногократному выполнению действий, способствующему их закреплению, воспитаниюфизических качеств. Дети могут подражать движениям, повадкам животных, птиц,насекомых, растениям, различным видам транспорта, трудовым операциям. Образы,соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать правильноезрительное представление о нем, сравнивать собственное выполнение с заданнымобразом. Это способствует повышению сознательности детей в процессеобучения[13].
Созданиюправильного представления об изучаемом двигательном действии способствует такжеиспользование движений, близких изучаемому по технике выполнения ивстречавшихся ранее в двигательном опыте детей. Например, игры в снежкипомогают освоить метание мяча на дальность и в цель.
Приуглубленном разучивании двигательных действий (II этап) большое значениеимеет формирование у детей представления о месте данного упражнения впрактической деятельности человека. При обучении того же метания следуетпредложить учащимся роль солдат в ситуации, когда надо поразить «вражескийтанк», а обучая прыжку в длину, моделировать ряд препятствий. Так, в игрывключаются элементы техники разучиваемого двигательного действия. В такойситуации дети становятся более внимательными и старательными[21].
Применяясоревновательный метод на данном этапе, объектом соревнования должен бытьпоказатель качества выполнения движений («Кто правильнее?», «Кто точнее?»). Использованиеэстафет с включением разучиваемых упражнений или их частей допустимо только приусловии их выполнения в знакомых учащимся условиях. При этом в условия игр исоревнований могут включаться взаимные оценки играющими качества выполненияизучаемого упражнения, включенного в эстафету.
Если на II этапе обученияоценивалась способность учащихся выполнять упражнения в постоянных условиях, тона этапе совершенствования и закрепления двигательного действия (III этап) ставится задачадовести его до уровня навыка, т. е. упражнение должно выполняться всегдасвободно, с целесообразной быстротой, амплитудой, силой и вариативно.
Для этого используетсявсе разнообразие методов, но особое место отводится игровому исоревновательному. Изучаемое упражнение выполняется в разных условиях всочетании с другими действиями. Здесь способы выполнения изучаемого действиязависят от конкретных условий игровой ситуации и, что очень важно, подчиненыцели игры, ее замыслу и сюжету, а внимание играющих сосредоточено на результатедеятельности, а не на технике. Проблемные ситуации, возникающие в играх исоревнованиях, требуют срочного принятия решения, что совершенствует ипсихологические функции учащегося[13].
Соревновательный методпомогает сформировать у детей способность применять изученное упражнение вусловиях ограниченного времени и эмоционального напряжения. Включение вэстафеты нескольких изученных двигательных действий, когда одно вызываетзатруднение выполнения другого, позволяет приблизить обучение к условиямжизненных ситуаций. Так, например, совершенствуют метание в цель после бега, аловлю и передачу мяча — во время передвижения по кругу.
Эти иподобные ситуации помогают моделировать естественные условия выполненияупражнений и прочно усваивать учебный материал[24].
3.2Понятие о соревновательных формах занятий
В рядуразнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе физическоговоспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма. Вкачестве одного из частных методов или методических приемов активизации занятийэлементы состязания включаются уже, как известно, на ранних возрастных этапахфизического воспитания, но в особую целостную форму построения занятий ониперерастают по мере приобщения к регулярной физкультурно-спортивной деятельности,формирования личностной установки на спортивные достижения, приобретенияфизической и психической подготовленности к испытаниям, с которыми сопряженоспортивное соперничество.
Тот хорошоизвестный факт, что специфические соревновательные требования и отношения имеютсвойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможностииндивида вплоть до предельной мобилизации функциональных резервов организма итем по-особому действенно стимулировать их развитие, обусловил распространениевариантов соревновательных форм занятий не только в спортивной, но и вбольшинстве сфер физкультурной практики. Наиболее широко они представлены,разумеется, в собственно-спортивной деятельности, где у высококвалифицированныхспортсменов участие в соревнованиях, организуемых в официальном порядке,занимает 10—15 и более процентов общего объема времени, затрачиваемого наспортивные занятия в течение года. По понятным причинам в общем курсефизического воспитания и в самодеятельном массовом физкультурном движении спортивныесостязания не практикуются столь широко, но и здесь соревновательные формы построениязанятий имеют существенное значение[13].
Нужно различатьсобственно-спортивные соревнования в строгом смысле этого понятия и подобные имформы организации физкультурных занятий. Первые отличаются такими признакамикак: непосредственно доминирующая ориентация поведения соревнующихся на победуили индивидуально высшее достижение, четкая регламентация предмета, способов иряда других условий состязания официально унифицированными правилами (причем унификацияправил во многих видах спорта доведена, как известно, до международногоуровня), регулирование порядка ведения состязания и определение его исходаофициальными арбитрами, специфическая эмоциональная напряженность инасыщенность атмосферы, состязания, обусловленные, кроме прочего, егообстановкой и сопереживаниями зрительской аудитории. При использованиисоревновательных форм занятий в различных сферах физкультурной практики этипризнаки собственно-спортивных соревнований нередко частично отсутствуют либовыражены как бы в преобразованном виде. Главное, что объединяет здесьразнообразные варианты соревновательных форм занятий, заключается виспользовании натурально сопоставительных способов выявления индивидуальных возможностей,мобилизующих на демонстрацию наличного уровня тех или иных личностных качеств,способностей, умений, навыков в специально создаваемых для этого условиях.Данные формы занятий имеют и некоторые общие структурные черты, характеризующиепоследовательность поведенческих актов соревнующихся (вводно-организующиедействия, разминка, сам акт выполнения соревновательного упражнения, подведениеитогов, меры, нормализующие послесоревновательное состояние).
Спортивныесоревнования или подобные им физкультурные акции модифицируются и приобретают различнуюконкретную направленность в зависимости от определяющего профиля системызанятий, в рамках которой они организуются. Так, в рамках общего обязательного курсафизического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведенияхприменение соревновательных форм организации занятий подчинено прежде всегологике педагогического процесса, интересам улучшения его качества, решениюобразовательно-воспитательных задач. Соревновательная и урочная формы занятияздесь в определенных случаях как бы сливаются (так называемый контрольный урокили зачет, организуемый в соревновательной обстановке для выполнения учебных нормативов,нормативов или спортивной классификации, и т. п.). При этом соревнования имеютбольшей частью внутренний характер (состав участников ограничивается составом постоянныхучебных подразделений — классов, групп, курса и т. д.). Своеобразнысоревновательные формы занятий и в самодеятельном физкультурном движении, неимеющем чисто спортивной ориентации. Для многих они фактически не столькоспособ достижения спортивной победы или спортивно-техническогорезультата (как показывают исследования, у большинства участников массовыхфизкультурно-спортивных соревнований такие индивидуальные установки выраженыслабо или вовсе отсутствуют), сколько форма эмоционального насыщенного общения,здорового отдыха и развлечения. Не случайно при неформальном подходе корганизации таких соревнований спортивно-соревновательное начало в нихпреднамеренно нивелируется или уводится как бы на задний план, чтопредусматривается, в частности, условиями поощрения всех участников внезависимости от уровня продемонстрированных результатов, введением гандикапов идругими организационно-методическими приемами и условиями[8].
В регулярнойспортивной деятельности, направленной к высшим достижениям, специфические длянее соревнования и тренировочные занятия составляют формообразующую основусистемы подготовки спортсмена и одновременно являются теми целевыми пунктами,на которые ориентируется весь процесс спортивной подготовки. Соответственно ониздесь в полной мере развернуты и глубоко специализированы (подготовительные,классификационные, контрольные, отборочные, основные и др.) в зависимости отконкретного назначения и места в общей организации спортивной деятельности.Причем по мере роста масштаба состязаний, уровня конкуренции в них и степениответственности они предъявляют все более серьезные требования к физическим ипсихическим качествам спортсмена. [19].
Не только вспортивных соревнованиях высокого ранга, но и в подобных им соревновательныхформах занятий довольно высока вероятность возникновения экстремальных,стрессовых ситуаций, чреватых перенапряжениями и другими негативными эффектами,что выдвигает проблему адекватности соревновательных нагрузок возможностям иуровню подготовленности соревнующихся, а отсюда и проблемы допуска ксоревнованиям разного ранга, контроля и регулирования соревновательныхнагрузок. В системе официально организуемых спортивных соревнований предусматривается,как известно, ряд мер, так или иначе способствующих решению этих проблем(установленные требования по врачебному допуску к участию в соревнованиях,официально принятая дифференциация их по программе, масштабу,продолжительности, режиму в зависимости от возраста, пола и уровня спортивнойквалификации участников, официально регламентирующие рекомендации понормированию соревновательных нагрузок для отдельных контингентов соревнующихсяи т. д.). Сложнее обстоит дело с распространением соответствующихрегламентирующих положений на неофициальную практику самодеятельныхфизкультурно-спортивных состязаний. Для рационализации ее многое еще предстоитсделать, прежде всего по пути органического внедрения спортивной культуры всознание и быт народа, расширения сети физкультурно-спортивных клубов поинтересам в территориальных и коммунальных регионах, качественной подготовкиобщественного спортивного актива [13].
Заключение
1. Основнымипризнаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениямиот крупных, являются главным образом следующие: относительно узкая направленностьдеятельности, сравнительно небольшая протяженность во времени.
Методикапостроения малых форм занятий не может, разумеется, не зависеть от уровняподготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и другихособенностей, а также от внешних обстоятельств.
К малымформам организации занятий относятся:
Утренняягигиеническая зарядка.
Вводнаягимнастика.
Физкультпаузыи физкультминуты.
2. При всейотносительности различий между малыми и крупными формами построения занятий вфизическом воспитании и самовоспитании они объективно далеко не равнозначны, втом числе и тогда, когда организуются на самодеятельных началах. Условнокрупными можно назвать те из форм занятий в самодеятельном физкультурномдвижении, которые имеют многоминутную протяженность, отличаются от малых формболее широким содержанием и более обособленной структурой, имеют в силу этогосвое самостоятельное значение. Выделяют:
*Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным
*Физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенногоактивного отдыха
Проводяанализ литературных источников мы пришли к выводу, что к самодеятельнымтренировочным занятиям можно отнести основные виды (формы) оздоровительнойфизической культуры, применяющиеся в практике. К ним относятся:
Ритмическая гимнастика
Атлетическаягимнастика
Гимнастика по системе“хатха-йога”
Аэробика
Оздоровительная ходьба
Бег трусцой
3. В рядуразнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе физическоговоспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма.
Специфическиесоревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной меревыявлять физические и психические возможности индивида вплоть до предельноймобилизации функциональных резервов организма и тем по-особому действенностимулировать их развитие, обусловил распространение вариантов соревновательныхформ занятий не только в спортивной, но и в большинстве сфер физкультурной практики.
Нужно различатьсобственно-спортивные соревнования в строгом смысле этого понятия и подобные имформы организации физкультурных занятий.
Спортивныесоревнования или подобные им физкультурные акции модифицируются и приобретают различнуюконкретную направленность в зависимости от определяющего профиля системызанятий, в рамках которой они организуются.
В регулярнойспортивной деятельности, направленной к высшим достижениям, специфические длянее соревнования и тренировочные занятия составляют формообразующую основусистемы подготовки спортсмена и одновременно являются теми целевыми пунктами,на которые ориентируется весь процесс спортивной подготовки.
Списоклитературы
1. Бабанский «Методические основы оптимизацииучебно-воспитательного процесса» — М.: Педагогика, 1982. – 278 с.
2. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». — М.: Педагогика, 1989. – 167 с.
3. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физическойкультуре и спорту / Я.Р. Вилькин, Т.М. Каневец, / учебное пособие для ИФК. –М.: ФиС, 1985. – 176 с.
4. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детскомвозрасте». — М.: Просвещение, 1991. – 379 с.
5. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения». — М.:Педагогика, 1986. – 319 с.
6. Динейка, К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка/ К. Динейка. — М.: ФиС., 1986. -198 с.
7. Дроздовский, В.П. В.И.Спадарщ., Н.И.Данильченко«Преодолеть пропасть». — М.: Педагогика,, 1989. – 299 с.
8. Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения иловушки». — М.: Педагогика,– 1987. – 102 с.
9. Каплан С.Д. «Я делаю уроки». – Минск.: Асвета, 1998. – 137с.
10. Курамшин, Ю. Планирование и учет массовойфизкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми по месту жительства /Ю. Курамшин. — М.: ФиС., 1984. –111 с.
11. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» — М.Просвещение, 1990. – 138 с.
12. Матвеев Л.П., Новиков А. Д. Теория и методика физическоговоспитания.— М.: ФиС., 2 том., 1976.—329 с.
13. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры:Учеб. для студ. ин-тов физ. культ.— М.: ФиС., 1991. — 568 с.
14. Настольная книга учителя физической культуры \ Под ред.Л.Б. Кофмана.—М.,1998. – 498 с.
15. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физическойкультуры // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 8, с. 2-10.
16. Обзор статей по теме в журнале «Преподавание физическойкультуры в школе» — М.: Просвещение, 1994-1996 г.
17. Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С.Кольского. –М. Высшая школа, 1990. – 217 с.
18. Пидкасистый П.И., Хайдаров «Технология игры в обучении иразвитии». — М.: Педагогика, 1989., стр. 8-10.
19. Расин, М.С. Технология разработки комплексных программразвития физкультурного и рекреационного спорта / М.С. Расин. – Омск, 1994. –52с.
20. Степашинова, Э.Я. Теория и методика физическоговоспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Э.Я.Степашинова. — М.: ФиС., 2001. – 368 с.
21. Сулейманов, И.И. Общее физкультурное образование: УчебникТ. 1. Школьное физкультурное образование / И.И.Сулейманов, В.И.Михалев,В.Х.Шнайдер и др. – Омск, 1998. – 268 с.
22. Теория и методика физического воспитания: Учеб. дляпединститутов \ Под ред.Б. А. Ашмарина. — М.: ФиС., 1990.—569 c.
23. Шмалов С.А. «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новаяшкола,1994., стр. 117.
24. Формирование культуры здоровья в условиях современногообразованичя: Монография / Под ред. О.Л.Трещевой. – Омск, 2002. – 268 с.
25. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С.Теория и методикафизического воспитания и спорта.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. — М.:ФиС., 2000.— 480 c.
26. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей //Дошкольное воспитание» 1966г. №3