Реферат по предмету "Педагогика"


Образовательная и познавательная ценность сказок в развитии младших школьников

КУРСОВАЯ РАБОТА
 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ СКАЗОК В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯСКАЗОК В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Традиции использования фантазии, образов исказочных текстов в процессе обучения младших школьников
1.2 Психологические особенности развития младших школьников
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ВРАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Роль сказок в процессе обучения младших школьников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальностьтемы. Сказочный, иллюзорный мир воспитывает чувства, развивая отзывчивость,сердечность. В сказках добродетель всегда вознаграждается, а зло наказуемо. И вэтом сказки тоже идут за натурой ребенка: дети жаждут похвал, поощрений за своидела и успехи, без чего теряют к ним интерес. Волшебные сказки щедро утоляютдетскую жажду в фантазии. Детей увлекают чудные картины волшебных превращений.У всех народов сказки учат детей почитать родителей и благодарить их за труды изаботы. В сказках положительный герой – непременно хороший сын или дочь.
Обозначенныеявления обусловили постановку проблемы исследования: какова роль сказок впроцессе обучения младших школьников. Цель нашего исследования: состоит врешении поставленной проблемы.
Богатый материалдля развития детского воображения и творчества представляют сказки, недаром онисоставляют значительную часть текстов, на которых дети постигают богатствородного языка. Книги для чтения К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и современныхавторских коллективов свидетельствуют об этом. Здесь важное место принадлежиткак народной сказке, так и авторской, литературной: А.Пушкина, П.Ершова,С.Аксакова, Д. Мамина — Сибиряка, К.Паустовского и др. Включены в учебные книгисегодня и сказки зарубежных писателей: Х.К.Андерсен, братьев Гримм и др.
В настоящей работебыли поставлены следующие задачи:
1) изучениелитературы по проблеме образовательной и воспитательной ценности сказок вразвитии младших школьников.
2) изучениеценности сказок в развитии младших школьников.
3) изучениеопыта работы по данной теме.
Объектисследования: процесс психического развития младших школьников.
Предметисследования: роль и место сказок в работе с младшими школьниками.
Гипотезаисследования: мы полагаем, что сказки имеют огромную образовательную ивоспитательную ценность в развитии младших школьников.
Теоретическаязначимость нашего исследования заключается в том, что нами быласистематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме; раскрытаактуальность и значимость проблемы; изучен опыт работы.
Практическаязначимость: данный материал предназначен педагогических работников школ,учреждений начального образования, родителей, а также для всех, ктоинтересуется данной проблемой.
Курсовая работасостоит из ведения, двух глав, выводов, заключения и списка использованнойлитературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
 
1.1     Традициииспользования фантазии, образов и сказочных текстов в процессе обучения младшихшкольников
 
Сказка – этолитературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном,волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегдапобеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое названиеот слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, котороепередается из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказыватьсказки, называют сказители.
Чем жеинтересны были сказки для наших предков? В них предки передавали своепредставление о мире. Предки не умели объяснить, почему меняются времена года,почему сменяются ночью, почему летом дни долгие, а зимой короткие. Не могли ониобъяснить, откуда появились люди, животные, почему возникают грозы, солнечныезатмения. Догадываясь, что животные появились раньше людей, они приписывали имчеловеческие качества.
Сказка былаинтересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человекухотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так, в сказках появилисьживотные, птицы и даже рыбы, которые помогают людям. Сказка интересна не толькосвоей занимательностью, она помогала в долгие зимние вечера, когда вся семьяпри свете лучины трудилась, снимать усталость. Кроме того, в сказке многосмешного и веселого, а веселье всегда дает бодрость.(15, с.123).
Сказкивозникли много тысячелетий назад, когда люди жили еще в основном за счет охотыи рыбной ловли, а некоторых животных только еще приручали: лошадь, корову,овцу, свинью. А в дом взяли седее служить только кошку и собаку. Наши предкислагали сказки только о знакомых животных и тех, на которых они охотились. Нооружие для охоты у них было слабое, и поэтому нужно было долго сидеть в засаде,чтобы подкараулить зверя. Свой опыт наши предки и передали в сказках оживотных.
Сказка – этолитературное произведение, где обязательно присутствуют что-то необыкновенное,выдумка, то, чего не было на свете. Герои сказок – животные – ведут себя, каклюди. Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одногочеловека, а многих на протяжении целых столетий. В долгие зимние вечера, когдаза окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображениемохотник или рыбак начал рассказывать о своих охотничьих приключениях. Онговорил не только о том, что было на самом деле, но и привирал, преувеличивал.Если его рассказ был очень интересен, его охотно слушали и потом просили ещерассказать. Кто-то из слушателей в такой же ненастный вечер пересказал этуисторию своим внукам, но кое-что внес свое. Его внук через несколько лет устно,как и отец, пересказал сказку и тоже внес в нее новые элементы. Таким образом,со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, амногих. Поэтому встречается много похожих вариантов одной и той же сказки.Сказка слагалась устно и передавалась из уст в уста потому, что родилась тогда,люди ее не придумали письменность, и потом с созданием письма 80 % населениябыли неграмотны и не могли читать.(2, с. 85-87)
В далекиевремена сказка нужна была, чтобы передать, как люди видели окружающий мир,создавали фантастические истории на основании своих наблюдений за животными. Аеще сказка нужна была им для развлечения, отдыха, трудовой усталости. Сегодняэти сказки помогают нам узнать, как видели мир наши предки. Сказки написаныярким, образным языком, на их примере мы и сегодня можем обогащать нашу речьбогатствами языка. В сказках отражена и народная мудрость многих поколений.
Сказкасохраняет в своих недрах следы древнейшего язычества, древних обычаев иобрядов. Изучение атрибутов, то есть совокупности всех внешних качествперсонажей, придающих сказке ее яркость, красоту и обаяние, дает возможность научноготолкования сказки. С исторической точки зрения это означает, что волшебнаясказка в своих морфологических основах представляет собою миф. «Нашадеятельность в значительной мере относится к сфере риторики творчества, подкоторой видится непреодолимая сила воображения, запечатленная в словах, вискусстве говорить и слушать, писать и читать», — пишет Дж. Хиллман опсихоанализе, как реализации вымыслов в сфере творчества, которая означаетсозидание с помощью воображения, обличенного в словесную форму (5, с. 174 ).
В рамкахтакого подхода психология характеризуется, как психология души, являющаясятакже и психологией воображения, такой психологией, которая опирается напроцессы воображения, а не на физиологию мозга, структурную лингвистику илианализ поведения. Другими словами, это психология, которая признаетсуществование поэтической основы сознательного разума. От Фрейда мы узнали, чтолитературное воображение реализуется непосредственно в исторической реальности.Юнг же свидетельствует, что это литературное воображение реализуется непосредственнов нас самих. Как ни странно, поэтические и драматические вымыслы составляютсодержание нашей психической жизни. Наша жизнь в душе есть жизнь в воображении.Формируя свой опыт, Юнг пишет: «Образ есть психическое. Каждыйпсихологический процесс есть образ и „создание образов“… Поэтомуэти образы столь же реальны, как и вы сами образ характеризуется спонтанностьюи первичностью, это исходный факт, и поэтому в нем непосредственно проявляетсясама душа. Юнг отмечает, что эти образы составляют содержание нашей души, ипоэтому они единственные данные, получившие непосредственное представление. Всеостальное — мир, другие лица, наши тела — передается сознанию опосредованно ужес помощью образа, — поэтического, полученного по наследству фактора. Эти образыархетипической фантазии оказывают воздействие на все, что бы мы ни говорили омире, других лицах и телах. В наших восприятиях, чувствах, мыслях и поступкахнеизменно присутствуют боги, демоны и герои. Эти вымышленные личности определяют,как мы видим, чувствуем и поступаем; воображение структурирует всесуществование. Сказанное приводит к архитипической психологии: отражение факторовсубъективной фантазии осуществляется непрерывно — распознание образов и ихнепрерывной деятельности во всех наших реальностях. (9, с. 124)
Существуетмного теорий, рассматривающих динамику творческого процесса игры и воображенияу детей. Но прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо указать четыреосновные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью:1. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых издействительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Научный анализ самыхотдаленных от действительности и самых фантастических построений, например, мифов,сказок, легенд, снов и т. п., убеждает нас в том, что самые фантастическиесоздания представляют собой не что иное, как новую комбинацию таких элементов,которые были почерпнуты, в конечном счете, из действительности и подверглисьискажающей или перерабатывающей деятельности нашего воображения. Избушка накурьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которыхпостроен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только ихкомбинация носит след сказочного, то есть не отвечающего действительности,построения. Таким образом, воображение всегда строит из материалов, данных действительностью.2. Воображение является необходимым условием почти всякой умственнойдеятельности человека, выполняет важную функцию в поведении и развитиичеловека.
3.Эмоциональная связь.
4. Построениефантазии может представлять собой нечто новое, не бывшее в опыте человека и несоответствующее какому-нибудь реально существующему предмету. Воображениеявляется сложным по своему составу процессом, и в задачу работы не входит егопсихологический анализ. Остановимся лишь коротко на некоторых моментах,входящих в состав этого процесса. „То, что мы называем творчеством, естьобычный только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгоговнутреннего вынашивания и развития плода“, — утверждает Выготский Л.(5, с.256-258).
В самомначале процесса всегда стоят внешние и внутренние восприятия. То, что ребеноквидит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества.Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строится его фантазия. Далееследует сложный процесс переработки этого материала. Данные в действительностивпечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры.Страсть детей к преувеличению имеет очень глубокие внутренние основания. Этиоснования заключаются большей частью в том влиянии, которое оказывает наше внутреннеечувство на внешние впечатления. Дети преувеличивают потому, что хотят видетьвещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует их потребности, ихвнутреннему состоянию. Страсть детей к преувеличению прекрасно запечатлеваетсяв сказочных образах.(13, с.201-203). Деятельность воображения зависит от опыта,от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Зависит онотакже и от традиций, то есть от тех образцов творчества, которые влияют начеловека, от окружающей среды. Исследования последних лет отмечают наличие увоображения двух аспектов: компенсаторного и творческого. Ребенок дает волюфантазии, чтобы уйти от неприятной ситуации или утолить нереализованноежелание. С другой стороны, воображение дает простор творческим способностям ребенка.Воображение является для ребенка как источником веселья, так и отражением еговнутренней жизни: затаенных страхов, невысказанных желаний и нерешенныхпроблем. Кроме того, детские фантазии — это один из способов научиться каквести себя в реальном мире, происходящий в процессе проигрывания ролей. (6, с.326) Для изучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи, а вопроскто делает и как делает, — это вопросы уже только привходящего изучения.Функции действующих лиц представляют собой основные части сказки. Под функциейпонимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимостидля хода действия. Как уже было отмечено, в основе сказки всегда лежитметафора. Метафора — это вид символического языка, который в течение многих столетийиспользуется в целях обучения и передачи информации. В литературных аллегориях,поэтических образах, произведениях сказочников используется метафора, чтобывыразить определенную мысль в непрямой и от этого, как ни парадоксально,наиболее впечатляющей форме. Эту силу воздействия метафоры чувствуют все родители,дедушки и бабушки. Увидев погрустневшим личико ребенка, они спешат утешить его,рассказав какую-нибудь историю, с которой ребенок может интуитивно соотнести исебя.
 
1.2 Психологические особенностиразвития младших школьников
Началомладшего школьного возраста определяется моментом поступления в школу. В этотпериод происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитиеребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Началообучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развитияребенка. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многомопределяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Ведущей в младшемшкольном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшиеизменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Врамах учебной деятельности складываются психологические новообразования,характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников иявляющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.(10,с. 69-70).
Переход ксистематическому обучению предъявляет высокие требования к умственнойработоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива,сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметрыповышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьниковпримерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
Переход такжесоздает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активногоинтереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Младшийшкольный возраст является периодом интенсивного развития и качественногопреобразования познавательных процессов: они начинают приобретатьопосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенокпостепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлятьвосприятием, вниманием, памятью. (17, с. 325)
Глубокиеизменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника,свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастномэтапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциалразвития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самогосебя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Важнейшиеновообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуютсяинтеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности вэтом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и вдругие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новыедостижения ребенка, например, занятия спортом, искусством, игра.
Существуетнесомненная и глубокая связь между играми и сказками; можно даже сказать, чтовсякая сказка, в своей сущности, не что иное, как игра. Игра это естьвоплощенная — драматизированная, инсценированная сказка, а сказка – это игра –до своей инсценировки. Сказки играют немалую роль в воспитании детей.
Благодарячему сказка воспитывает? Сказка, прежде всего, действует на чувства, или, какпринято говорить в жизни, на сердце, и лишь затем на ум. Слушая сказку, ребенокнеосознанно, в своем воображении, сливается с героями сказки, если они емусимпатичны. И тогда вместе с ними он проявляет доброту и благородство, рискуетсобой ради других, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершаетподвиги и побеждает злых и страшных чудовищ: И Кощея Бессмертного, и Бабу Ягу,и Змея Горыныча. Сказки воспитывают у ребенка способность волноваться чужиминесчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую свадьбу как свою.(15,с. 86)
Детей надоприучать и размышлять над сказками. Это несложно уже потому, что дети любят,когда им вновь и вновь повторяют полюбившиеся сказки, и они сами проигрывают ихв своем воображении.
Вместе сдетьми надо искать ответы на вопросы: почему в сказках Иванушка-дурачококазывается удачливее своих старших братьев? Не за глупость ведь, а за какие-тодругие свойства характера и поступки? Что помогает Золушке выстоять в еенелегкой судьбе? Почему, в конце концов, пострадал Колобок? Дети склонныодушевлять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животныхи растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. С помощьюсказки они получают возможность усвоения нравственных общечеловеческихценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность инастойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве,мужестве. Детям полезны не только фольклорные сказки, но и сказки, написанныепоэтами и писателями. (15, с. 145)
Сказки нетолько учат добру, неприятию зла, жадности, жестокости, но и прививаютнравственные и эстетические пристрастия. На примере сказок можно развивать имышление детей.
»Сказка- ложь, да в ней намек…" — На что? На этот вопрос невозможно ответить,оставаясь в рамках рационального мышления взрослого. Но все мы видим, как воспринимаютсказку дети: молча и заворожено, не обсуждая и не критикуя. За сказочнымиобразами стоят символы коллективного бессознательного. Эти же символы встречаютсяв мифах, религиях, иногда во снах. Язык символов не является «мифом»или «маскировкой» — это естественный язык нашего бессознательного,тогда как слова — язык нашего сознания. Символы, пришедшие из глубины веков,ребенку ближе и понятнее, чем взрослому. «Этот первоначальный разум»также присутствует и действует у ребенка, как эволюционные стадии человекаприсутствуют в теле его эмбриона" Многолетняя привычка к логическомумышлению уводит взрослого из мира символов. Символам остаются толькосновидения. Это — главная причина в различии восприятия народных сказоквзрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальныхсимволов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем символыколлективного бессознательного. Таким образом, сказка для ребенка, как исновидения для взрослого, — мост между сознанием и бессознательным и помогаетему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.В сказке есть король-отец, чтобы его любить, и Кощей Бессмертный, чтобы егобояться, и это подсказка ребенку: отец может быть добрым королем, и тогда его можнолюбить, а может быть Кощеем, похитившим мать, и тогда его можно бояться иненавидеть. Осознание своих негативных чувств — первый шаг к управлению ими.Второй шаг — проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра всказочного героя или в сказочного злодея и есть управление своей агрессией.Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим«понарошку», а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, чтопосле того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может статьхорошим, что он не останется плохим навсегда. Необходимо обратить внимание наследующий момент. Ребенок, слушая, повторяя или выдумывая рассказы и сказки,дает волю своим чувствам, изливает дозу природной агрессивности.
Некоторыерассказы вызывают у него страх, но это страх, замешанный на удовольствии ивозбуждении. Неправильно полагать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив,желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации — признак хорошего психологического здоровья. Настораживать должны лишьизлишества. Или, напротив, постоянный отказ слушать рассказы, содержащиеэлементы тревоги и беспокойства, может быть признаком нарушений. Уход отсложных ситуаций в жизни — это всегда признак неуверенности и страха, и еслистрах не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенномнарушении в душевном состоянии ребенка. И еще одна важная роль сказки: слушаяее, ребенок идентифицируется с главным героем, и то, что герой сказки — младшийребенок, способствует этой идентификации. Действие сказки начинается с того,что герой оказывается в опасном положении, и никого родных нет рядом.
И геройвсегда побеждает, потому что он не бежит от опасности, максимально включается вситуацию и действует адекватно ей. Проживание опасной ситуации в своем воображенииуменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему вжизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях.Часто причина тяжелых переживаний ребенка — это проблемы, связанные с еговзрослением, рождение второго ребенка, конфликты в семье и многое другое. Порой,кажется, что это — конец, но герой сказки проходит через смерть и возрождается «крашепрежнего». Смерть героя сказки — это символ «кризиса роста», асчастливый конец сказки символизирует победу в этих психологических сражениях ивозможность взрослеть. (15, с. 115-117)
Такимобразом, сила воздействия сказки очевидна. Сказка близка ребенку помироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще непонятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней естьтолько волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя своисимпатии. В сказке всегда есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж- плохой, а этот — хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будетпобежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, аблагополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-тохорошее. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствоватьнеизведанное, пережить эмоциональную встряску. Воображение, как активнаядействующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это — источниквеселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества,от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевнойдеятельности. Подавляющее большинство фантастических и сказочных историй,сочиненных ребенком, имеют компенсаторную природу. Чтобы поддержать душевное равновесие,они соответственно усиливают другую сторону. Часто в своих фантазиях (сказках,играх) дети бессознательно мстят, протестуют против реального чувства несостоятельности.
Детипреувеличивают, потому что хотят видеть вещи в преувеличенном виде, потому чтоэто соответствует их потребности, их внутреннему состоянию.(6, с.154). Детствосоткано из сказок, мультфильмов, сказочных героев, именно они оказываютнаибольшее воздействие на душу ребенка. Сопереживая, ребенок легко погружаетсяв свой внутренний мир, создать который помогает терапевт своей историей, представляющейсложное сплетение наблюдений. В результате ребенок получает ценный и важный посыл,стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания. Непосредственностьреакций лучше всего удается детям. Не мудрствуя над рассказанной историей, онипросто ныряют в нее со всей безбрежностью своего воображения. В отличие отвзрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своимиэмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого. Бедностьвоображения взрослых связана с излишним закреплением привычных связей, с ихстереотипностью. Деятельность воображения в детстве все-таки интенсивнее, иместо воображения в психической жизни ребенка значительнее, чем в жизни взрослого.
С этим особымзначением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ковсему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Ребенокстихийно тянется к тому, что может дать новые приемы фантазирования, чтопомогает легче различить, что «по правде», а что«понарошку», легче установить границу между выдумкой идействительностью. Слушая небылицы, переживая их, ребенок в то же времяпостепенно воспитывает в себе критика. Взрослый, испытывая чувство, рожденноеобразами фантазии, умеет «не выпускать» его вовне, отдает себе отчетв том, что оно не всегда имеет право на реализацию в действии. Взрослый умеет преодолетьтакое чувство. Ребенок же еще не способен к такому преодолению.
 
ВЫВОДЫ
 
Сказки с ихчудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. Дети,не знавшие сказок, вырастают ущербными и скудными в эмоциональном плане людьми.Сказки передают нравственные понятия и чувства не в виде голой морали илинудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу, прелестной, захватывающей изабавной форме. Они знакомят ребенка со сложной и противоречивой жизнью. Всамой прямой форме в сказке отражена борьба светлого и темного. Если, слушаясказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньковвосхищения у него в глазах пренебрежение, — это значит, что в детской душечто-то надломлено и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.
Выбираясказку, надо предъявить им такие требования: сказка должна иметь положительноенравственное содержание, быть высокохудожественной, соответствовать возрасту иразвитию ребенка. Надо иметь в виду, что далеко не каждые сказки полезны, аесть и вредные, негодные для детского чтения.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
 
2.1 Роль сказок впроцессе обучения младших школьников
 
Впсихологических тренингах для педагогов и школьных психологов оказалось весьмапродуктивным использование приемов работы и с любимыми и не любимыми сказками. Продуктивным,прежде всего в плане творческого переосмысления участниками не только своих отношенийк героям сказки, но порой актуально существующих отношений с реальными людьми.
Описаннаяниже игра работает на сплочение группы, на развитие творческого воображенияучастников, на формирование навыков эффективной коммуникации, на развитиеэмпатии.
Этоупражнении е можно использовать в процессе тренинговых занятий состаршеклассниками на этапе достаточной зрелости группы. Это не отдельноеупражнение, а система процедур, полностью занимающая трехчасовое занятие.
1 этап. Послетрадиционных ритуалов приветствия ведущий разбивает группу на несколькоподгрупп по четыре человека. Им дается задание невербально инсценироватькакую-нибудь общеизвестную сказку так, чтобы остальные участники могли узнать сказку.Время на подготовку – пять минут. Это оказывается вполне достаточно. Опытпоказывает, что есть определенные сказки, дружно инсценируемые чуть ли не всемиподгруппами. Чтобы исключить малоинтересные повторения, можно переубедитьучастников не брать для показа. «Репку» (именно эта сказка встречается чаще всего,в связи с легкостью инсценирования).
2 этап. – Любимаясказка.
Участникисидят в кругу. Ведущий предлагает назвать любимую детскую сказку. Сообщенияфиксируются на доске или планшете. Следует заметить, что довольно частокто-нибудь из участников уточняет – идет дли речью о сказке. Которая нравиласьв детстве, или о той, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты»упражнения лучше называть именно сказки своего детства.
3 этап. – Нелюбимаясказка. После того как список любимых сказок исчерпывается, ведущий обращаетсяк участникам с просьбой вспомнить из детства, которая по каким-то причинам ненравилась. Хотя некоторым участникам, оказывается, трудно вспомнить нелюбимую сказку,большинство людей с готовностью называют сказки значительно активней, чем в случаелюбимых. Последний факт наводит на размышления необходимости специальной психологическойработы с нелюбимыми сказками. Если влияние любимых сказок детства на проблемы, актуализировавшиесяво взрослом возрасте, на развитие личности и целом на формирование жизненногосценария описано в специальной литературе, то значении е нелюбимых сказок для психическогоразвития изучению недостаточно.
4 этап любви– Анализ причин.
Ведущийорганизует обсуждение, предлагаемая участникам тренинга следующие вопросы:
1)        Почемувам нравится именно эта сказка?
2)        Что вней казалось вам особенно привлекательным?
3)        Примернов каком возрасте вы познакомились с этой сказкой?
4)        Перечитывалили вы эту сказку, став старше?
5)        Изменилосьли ваше отношение к сказке с возрастом?
Среди причинпривлекательности сказок называются яркость возникавших образов, позитивнаяэмоциональная насыщенность, увлекательность сюжета, красота иллюстраций вкнижке, а причинами нелюбви к определенным сказкам являются пугающие образы,трагичность событий, нарушения нравственных норм герой и плохой конец сказочнойистории.
Ведущий предлагаетпроанализировать оба списка с новой точки зрения: учесть, каково соотношениенабора авторских и народных сказок. Среди нелюбимых сказок постояннобезусловное первенство держат сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками»,«Дюймовочка», «Русалочка». В списке нелюбимых можно встретить сказки А.С.Пушкина. Не называются также сказки братьев Гримм.
5 этап – Постановка.Обнаруживается сказка, которая попадает в оба списка. Если никаких совпадений всписках нет или совпадений оказалось несколько, то ведущий может предложитьучастникам группы сказку по своему усмотрению.
В ситуацииналичия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим,ведущий объявляет руководителями, имеющими право набрать команды. Они получаютправо по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду.
Ведущийпредлагает командам выбрать из сказки сценку мили ряд сцен по-своему усмотрениюи подготовить маленький драматический спектакль. Главное условие – чтобы вспектакле были заняты все участники команды. Время на подготовку спектакля – неменее получаса. Каждой «группе» — нужно предоставить отдельное помещение длярепетиции.
6 этап – Углубленныйанализ из ролей.
Углубленныйанализ из ролей является самым важным этапом занятия, именно здесь поройпроисходят в полном смысле этого слова катарсический прорыв и инсайт. Ведущийпросит участников не выходить из ролей и оставаться в них до того момента,когда будет сказано не что иное. Ведущий предупреждает, что он будет задаватьвопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так,как, по его мнению, ответил бы его герой -то есть от лица персонажа.
Каковы же вопросыведущего, в чем же основная цель? Для иллюстрации приведем некоторые извопросов, из сказки Ш. Перро «Золушка».
1)        Давноли вы вышли замуж за Дровосека?
2)        Чтовас заставило это сделать?
3)        Каквы относитесь к своему мужу?
4)        Чемвы в себе гордитесь?
5)        Естьли у вас мечта? В чем она состоит?
Перечисленныевопросы позволяют увидеть, что в большинстве случаев «открытый характер», тоесть дают возможность свободного фантазирования и погружения в исполняемуюроль.
7 этап – Деролинг.
Деролинг –писходраматическая процедура «снятия «роли. Эмоциональное погружение в роль напредыдущих этапах может быть велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самихсебя. Для этого достаточно каждому исполнителю произнести ритуальную фразу «Яне (имя персонажа), я — (собственное имя).
8 этап –анализ «от себя» На этом этапе из участников рассказывает о своих переживаниях,возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях.Самое главное здесь — дать возможность высказаться каждому.
Такая работавызывает стремление перечитать сказки, переосмыслить их содержание. Наследующем занятии происходит возвращение к событиям предыдущего. Участникивысказывают желание сообщить о том, как эта процедура повлияла на их поведение.
Игра«Конструирование сказок» (1)
Группа разбиваетсяна подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и представители подгруппвытягивают наугад из стопки по пять карточек. Через двадцать минут каждаяподгруппа должна разыграть перед остальными сказку, в которой действовали бывсе оставшиеся персонажи.
Игра«Конструирование сказок» (2)
Каждый участникгруппы вытягивает карточку с именем сказочного персонажа. Затем проводитсяпроцедура «Сочинение сказки по кругу». Кто-то из участников предлагает зачинсказки, произнеся несколько фраз. Сказку подхватывает участник, сидящий слева,потом – следующий. Самое главное условие: участник, получивший слово, долженввести в сюжет создаваемой сказки своего персонажа.
Игра«Конструирование сказок» (3)
Общаяпроцедура сходна с предыдущей, в стопку карточек со сказочными героямиотбираются персонажи одной сказки. Например: Карабас Барабас, Буратино, Кальвина.В результате распределения типов персонажей и последовательности функций всказке игроки вынуждены изменить сюжет содержание начальной сказки и фактическипридумать новую.
Игра«Сказочные шахматы»
Эту игру,являющуюся авторской разработкой. Можно поводить как с младшими школьниками,так и подростками и старшеклассниками. При работе с малышами особое вниманиеследует обратить на подачу инструкции: повторить несколько раз.
Основная цель– развитие у учащихся умений и навыков социальной перцепции при использованииневербальных средств общения. Игра развивает сообразительность, инициативность,помогает формированию сплоченности группы.
Группа имеетнесколько вариантов. Если в группе меньше десяти человек, то игра становится слишкомлегкой и не такой интересной.
Придумайтесказку
Цель:развивать наблюдательность; связную речь; творческое воображение.
Руководство:использовать картинки из заданий: «Отгадай загадку», «придумай сказку».
Предложить ребенкувыполнить несколько заданий:
— придуматьсказку про этого героя или героев.
— придумать сказкус таким началом (если картинка сюжетная)
— придуматьсказку с таким концом (если картинка сюжетная)
— прочитатьребенку стихотворение и предложить придумать сказку, спросить: «В чемзаключается эта история? Как она началась?» Если ребенок не готовсамостоятельно выполнить задание, надо рассмотреть с ним картинку ипобеседовать о героях картинки и стихотворения. Нужно попросить рассказать каквыглядят герои, какие они по характеру. Если ребенок затрудняется и на это раз,надо начать сказку самой, а они продолжат. Оценивая результаты, нужно обратитьвнимание на оригинальность замысла, выход за пределы изображенного, на особенностисюжета: бытовой, фантастический, приключенческий сюжет по мотивам знакомыхсказок. Оценить связность речи, ее логичность, выразительность эмоциональность,развернутость описаний, наличие диалогов, косвенной речи, запас слов.
ВЫВОДЫ
Детей надоприучать и размышлять над сказками. Это несложно уже потому, что дети любят,когда им вновь и вновь повторяют полюбившиеся сказки, и они сами проигрывают ихв своем воображении. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении,сливается с героями сказки, если они ему симпатичны. И тогда вместе с ними онпроявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, любит, грустит,становится смелым и находчивым, совершает подвиги и побеждает злых и страшныхчудовищ:
Дети склонныодушевлять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствамиживотных и растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. Спомощью сказки они получают возможность усвоения нравственных общечеловеческихценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность инастойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве,мужестве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Сказки,независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значениедля детей разного возраста, поскольку облегчают смену идентификаций взависимости от проблем, волнующих ребенка. Ребенок легко входит в непривычнуюдля него сказочную обстановку. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны,но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Такпроявляется двойственность литературных переживаний ребенка: ощущениесказочного в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.
Благодарясказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать, безкоторой человек не человек.
Работа сосказкой — не новая и не единственная форма детской терапии и диагностики, ноособое сочетание приемов и наложений их на различные симптомы дает удивительныерезультаты. Процесс сочинения сказки — одна из форм творческой деятельностиребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответнаяреакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей.Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, какплод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему — идеальному — миру,осознаем его чувства и эмоциональные состояния. Таким образом, сказочныефантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь;одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка.Изученный опыт работы убеждают в том, что предполагаемая гипотеза о том, чтосказки имеют огромную образовательную и воспитательную ценность в развитии младшихшкольников, полностью подтвердилась. Цель исследования достигнута.
Даннаякурсовая работа не ставит точку в решении этой проблемы, так как требуетсядальнейшая разработка вопросов воспитательной и образовательной ценности сказокв процессе обучения младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА
 
1.  Абрамова Г.С. Возрастнаяпсихология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2001.– 704 с.
2.  Библиотека мировойлитературы. Т.32. Сказки народов мира /сост. Аникин В.П. – М.: Дет. лит., 1985.- 733 с.
3.  Возрастная ипедагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик,Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
4.  Возрастная педагогическаяпсихология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. –М.: Академия,. – 207 с.
5.  Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.
6.  Зеньковский В.В.Психология детства. – М.: Академия, 1996. -
346 с.
7.  Карабанова О. А. Игра вкоррекции психического развития ребенка: учебное пособие. — М.: Российскоепедагогическое агентство, 1997.
8.  Львова М.Е. Русскаянародная сказка на уроке и на внеклассном занятии // Нач. школа. – 2005. — №12. – С.12 -17.
9.  Маклаков А.Г. Общаяпсихология: учебник. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
10.  Мир детства: Младшийшкольник / под. ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред А.В.Запорожец. – 2-е изд., доп. –М.: Педагогика, 1987. – 256 с.
11.  Новлянская З.Н. Почемудети фантазируют? — М.: Знание, 1987.
12.  Пропп В.Я. Историческиекорни волшебной сказки. — Л.: ЛГУ, 1986.
13.  Расскажи мне сказку /сост. Э.И.Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 463 с.
14.  Свиридова Е.В. Волшебныесказки и приемы их анализа на уроках литературного чтения // Нач. школа. –2004. — № 6.
15.  Тимофеева И.Н. Что и какчитать вашему ребенку?.. –СПб., 2000. – 512 с.
16.  Фридман Л.М., КулагинаИ.Ю. Психологический справочник учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.:Совершенство, 1998. – 432 с.
17.  Шаповаленко И.В.Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тесты как инструмент измерения уровня знаний по теме: "Кислородсодержащие органические соединения с элементами экологии"
Реферат Секулярное священство и опасности, которые таит демократия
Реферат Как правильно оформить прием на работу нового сотрудника
Реферат Государственная служба как публично-правовой институт
Реферат А. Н. Евдокимова Научный Е. В. Клименко Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск
Реферат Государственно-правовые концепции М. Олсона
Реферат Краткий анализ современного состояния рыбоводства в ТООСХП "Сходня"
Реферат Государственное и местное управление в России
Реферат Транспортно-экспедиционные операции
Реферат Организация и проведение семинарского занятия в высшей школе
Реферат Менеджмент физической культуры и спорта (ФКиС)
Реферат "Ревизор" Гоголь
Реферат Ответы на экзаменационные билеты по Праву 9 класса
Реферат Провозвестник отечественной электроавтоматики
Реферат Образ революционной эпохи в произведениях Есенина