Реферат по предмету "Педагогика"


Учет знаний умений и навыков по химии в средней школе

--PAGE_BREAK--4. Умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе изучения темы.
Умения и навыки распознавания веществ: уметь отличить аммиак, нашатырный спирт от других веществ, распознать соли аммония, оксида азота ( IV ), концентрированную и разбавленную азотную кислоту, соли азотной кислоты.
Лабораторные умения и навыки: наливать растворы из склянки в пробирку, брать сухие соли из банок, обращаться со спиртовкой и газовой горелкой, штативом. Нюхать неизвестный газ. Собирать газы вытеснением воздуха над водой. Уметь найти на столе приборы для получения аммиака, для окисления аммиака, для обнаружения растворимости аммиака, для получения азотной кислоты в лаборатории, для получения оксида азота ( IV), получать их в небольших количествах и испытать свойства. Уметь написать отчет о проделанной работе, зарисовать прибор.
Умения учащихся пользоваться схемами и моделями: по схемам рассказать о производстве аммиака и круговороте азота в природе. Рассказать об устройстве колонны синтеза аммиака, пользуясь ее моделью.
Умения и навыки решения расчетных задач: уметь решать следующие типы задач: а) определение количества вещества, которое может быть получено из исходного вещества, содержащего примесь; б) определение выхода продукта реакции в процентах по отношению к теоретическому; в) определение количества вещества, которые будут содержаться в продуктах реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке.
При изучении темы " АЗОТ и ФОСФОР" учащиеся должны повторить пройденный материал:
-                     строение электронных оболочек атомов;
-                     состояние электронов в атомах;
-                     электроотрицательность;
-                     виды химических связей;
-                     полярные и неполярные связи, степени окисления;
-                     химическое равновесие;
-                     степени окисления;
-                     оксиды и гидроксиды;
-                     скорость химических реакций;
-                     катализ;
-                     зависимость свойств гидроксидов от зарядов и радиусов ионов;
-                     состав и название оксидов, солей, кислот, оснований;
-                     химические свойства оксидов;
-                     диссоциация кислот, солей, оснований;
-                     окислительно-восстановительные реакции;
-                     реакции ионного обмена;
-                     кристаллические решетки;
-                     качественная реакция на серную кислоту и сульфаты;
-                     и др.
На основании отбора материала можно составить вопросы для проверки знаний, умений и навыков. Необходимо отдельно наметить задания для опроса учащихся, вызванных к доске, и вопросы для ответа с мест. Кроме того, продумать вопросы, используемые учителем при объяснении нового материала, а также задачи и вопросы для закрепления изученного на данном уроке.
Примерная подготовка учителя к проверке знаний на уроке по теме " Соли аммония".
Вопросы классу перед объяснением нового материала:
-                     Какие физические свойства аммиака вы знаете?
-                     Можно ли хранить аммиак в газометре над водой?
-                     Что такое нашатырный спирт?
-                     Как изменяется окраска индикаторов ( лакмуса, фенолфталеина и метилового оранжевого) в водном растворе аммиака?
Задания для учащихся, вызванных к доске
Карточка № 1
1.                 Написать электронную формулу аммиака.
2.                 Найти на демонстрационном столе прибор для получения аммиака и объяснить, как можно получить аммиак в этом приборе. Написать уравнение реакции.
Карточка № 2
1.                 Написать уравнение реакции горения аммиака в кислороде. Как изменяется степень окисления азота?
2.                 Какие ионы и молекулы находятся в водном растворе аммиака?
Карточка № 3
1.                 В одном цилиндре находится аммиак, в другом – воздух. Как опытным путем обнаружить, в каком цилиндре находится аммиак?
2.                 Написать уравнение реакции каталитического окисления аммиака.
Вопросы для закрепления при изложении нового материала.
1.                 Какие соединения называют солями?
2.                 Написать формулы нитрата аммония, хлорида аммония.
3.                 На какие ионы распадаются в водном растворе соли: сульфат аммония и нитрат аммония?
4.                 Написать в молекулярной и ионной формах уравнения следующих реакций: а) хлорида аммония с гидроксидом натрия; б) сульфата аммония с хлоридом бария.
5.                 В чем сходство солей аммония с другими солями, в чем их отличие? Дайте обоснованный ответ.
6.                 Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при хранении нитратов?
5. Использование наглядности и химического эксперимента при проверке знаний, умений и навыков.
Теоретические знания по химии нельзя проверять в отрыве от умений и навыков. Преподавание химии требует широкого использования химических опытов и наглядных пособий. Устный ответ учащихся, когда это необходимо, должен сопровождаться выполнением необходимых практических заданий, в частности проведение опытов, решением задач и т.д.
Учет знаний с использованием химического эксперимента, таблиц, схем, моделей и коллекций имеет важное значение.
В практике проверки экспериментальных навыков могут использованы:
1)                эксперимент при устной проверке знаний;
2)                контрольные практические занятия;
3)                текущие наблюдения за работой учащихся во время практических и лабораторных работ с последующей проверкой отчетов учащихся;
4)                практические домашние задания.
Постоянное наличие на столах у учащихся сухих веществ, растворов, пробирок, штативов позволяет учителю всегда широко использовать наглядность даже при ответах с места, не затрачивая на это много времени. Учитель вызывая одновременно двух-трех учащихся, задает им не только теоретические вопросы, но и вопросы, требующие использования того или иного оборудования ( приборов, таблиц, схем, коллекций), проведение опыта или даже решения экспериментальной задачи. Пока один ученик обдумывает ответ, другой отвечает, третий готовит демонстрацию опыта, зарисовывает схему прибора и т.д. Можно проверять знания учащихся, используя готовые приборы или отдельные их части (узлы) и предлагая найти эти приборы или собрать их из отдельных частей.
Для того чтобы учащийся, рассказывая о получении кислорода, представил себе прибор, в котором проходил опыт, необходима большая предварительная работа по использованию наглядности на уроках. Учитель при опросе или закреплении дает задания:
1.                 Найти среди приборов, стоящих на столе, прибор для получения кислорода.
2.                 Получить в данном приборе кислород.
3.                 Собрать из имеющихся деталей прибор для получения кислорода.
Только после ряда вопросов, закрепляющих изученное, ученик может, рассказывая о получении кислорода в лаборатории, не глядя на прибор, зарисовать его. Использование рисунков при ответе дает возможность выявить действительные знания, связывая изложение с представлением.
Необходимо требовать от учащихся при устном ответе не только показа веществ, таблиц, схем, коллекций, но и объяснение проделанного опыта или решения экспериментальных задач.
Примерные вопросы для проверки назначения приборов.
1.                 Рассказать по рисунку действие прибора для получения водорода.
2.                 Как проверить водород на чистоту?
3.                 Нарисовать аппарат Киппа и рассказать, как он работает.
4.                 Найти на демонстрационном столе прибор для разложения воды электрическим током и объяснить устройство и принцип его действия.
5.                 Собрать из имеющихся на столе деталей прибор для получения аммиака или хлороводорода.
6.                 Собрать прибор для получения кислорода.
7.                 Получить кислород, пользуясь выданными прибором и реактивами.
8.                 Пользуясь инструкцией в учебнике, собрать прибор для получения хлороводорода.
9.                 Из деталей, имеющихся на столе, собрать прибор для получения аммиака, получить аммиак и испытать его свойства.
10.            Получить хлороводород и доказать его растворимость в воде.
11.            Получить карбонат кальция и гидрокарбонат кальция (прибор выдан).
12.            Получить оксид углерода ( IV) и показать его свойства.
Вопросы, проверяющие умение учащихся пользоваться моделями.
1.                 Найти модель огнетушителя и объяснить его устройство.
2.                 Объяснить устройство колонны синтеза аммиака, пользуясь моделью.
3.                 Пользуясь моделью для производства синтетического аммиака, объяснить назначение циркуляционного насоса.
4.                 Используя шаростержневые модели, объяснить строение молекул органических соединений, например, метана, этилена и др.
От учащихся старших классов можно потребовать умения самостоятельно отобрать те наглядные пособия и проделать опыты, которые нужны для иллюстрации ответа.
При устном ответе необходимо требовать не только показа веществ, таблиц, схем, коллекций, но и устного объяснения проделанного опыта. Если учащимся допущена ошибка при ответе с использованием оборудования, а также при демонстрации опыта, то она должна быть исправлена учителем с помощью других учащихся. Используя средства наглядности при проверке знаний, необходимо сочетать средства наглядности с рассказами учащегося.
Не всегда использование наглядных пособий в ходе ответа дает возможность объективно судить о знаниях учащихся, так как наглядные пособия могут иногда подсказать ответы. В некоторых случаях, если ученик не мог по памяти нарисовать прибор и объяснить его устройство и назначение, то нужно снова предложить учащимся просмотреть прибор, а затем дать исчерпывающий ответ.
Этот прием полезно использовать в отдельных случаях. Такой учет знаний носит обучающий характер и, конечно, будет способствовать большей осмысленности и прочности знаний.
6. Устная проверка
Устная проверка знаний — основной способ учета результатов обучения.
При устном опросе учитель имеет возможность проверить весь изученный материал по теме. Говоря о преимуществах такого вида опроса, можно отметить большие возможности сочетания проверки знаний учащихся с углублением и закреплением ранее пройденного. Обучающий характер устной проверки в средней школе- основная особенность, которая отличает его от текущей проверки знаний в высшей школе, где при опросе всегда преобладает контроль.
Устная проверка по химии- хорошее средство индивидуального изучения учителем своих учащихся, так как в процессе его устанавливаются личные контакты. Устный опрос наиболее прост и понятен учащимся. Он кажется наиболее доступным, чем другие виды опроса. Но эта простота относительна. Основная трудность его состоит в том, что при ограниченном количестве времени (2-3 урока в неделю) и большом числе учащихся учителю не представляется возможности часто опрашивать каждого учащегося, поэтому ему необходимо продумать место устного опроса в общей системе проверки знаний таким образом, чтобы результаты опроса дополнялись данными других видов проверки.
В задачу устного опроса по химии входит проверка знаний основных законов и понятий, систематических знаний фактов и теорий, умение применять теории для объяснения фактов и использовать их для иллюстрации изученных теорий, проверка умения распознавать вещества и делать простейшие опыты, решать расчетные задачи и экспериментальные задачи. Проверяя знания, необходимо учитывать умение учащихся излагать материал в системе, делать выводы, мыслить логически.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Для проверки знаний и умений учащегося излагать самостоятельно материал в системе учитель предлагает школьникам один основной вопрос.
Для выяснения умений применять полученные знания на практике можно предложить учащимся написать формулу, уравнение реакции, решить задачу. Кроме того, можно задавать учащимся дополнительные вопросы, проверяющие знания законов или определение реакции. Необходимо так организовать устный опрос, чтобы вызвать интерес учащихся к вопросам учителя и ответам их товарищей.
Для привлечения внимания к ответам нужно предложить кому-либо из учащихся продолжить рассказ, исправить ошибку или дополнить ответ. Нежелательно часто вызывать, а иногда и вообще не вызывать для ответа слабых учащихся, т.к. их плохие ответы могут понизить интерес школьников. Для усиления внимания школьников к ответу вызванного одноклассника можно применять прием рецензирования. Учитель поручает учащимся следить за ответом отвечающего, записывать свои замечания, отмечая неточности и ошибки, а затем внести исправления.
Устный опрос по химии осуществляется успешно, когда учитель применяет многие его формы. Формы и методы надо варьировать в зависимости от цели урока, а также от состава класса, возраста и развития учащихся.
Устный опрос применяется в начале урока, перед изложением нового материала, с целью проверки и одновременного повторения и закрепления ранее пройденного; при изложении нового материала с целью выяснения связи нового с ранее изученным; в конце урока с целью закрепления материала, а также повторения ранее пройденного; после изучения темы или раздела на уроках, посвященных опросу, с целью закрепления, повторения, систематизации и обобщения.
Каждое слово учителя оставляет след в коре головного мозга и влечет за собой длинную цепь ассоциаций, способных вызвать реакции со стороны учащихся. От учителя требуется тщательный подбор необходимых слов и выражений, четких вопросов не только при объяснении нового материала, но, конечно и при проверке знаний. Высокая культура речи учителя должна служить образцом. Учителю необходимо требовать от учащихся правильного описания свойств веществ, последовательности изложения фактического материала, четкой формулировки теорий и законов, умением пользоваться «химическим языком».
Требуя от учащихся самостоятельного изложения изученного, необходимо предварительно, постепенно, начиная с самого начала изучения химии, учить их отвечать, причем не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно излагать в системе небольшой раздел изученной темы. Для этого надо дать им план ответа. Для всякого рода деятельности должна быть установлена известная форма и норма. Ученик должен подражать ей, вглядываясь в нее, как бы следуя по чужим стопам. Он не может еще ничего самостоятельно создать, следовательно, ему необходимо подсказывать. Поэтому нужно, чтобы в школах для всего, что приходится делать, были истинные, точные, простые и легкие для подражания формы, образцы и оригиналы всех вещей: чертежи, планы и пробные работы.
Примерные планы изложения.
1.                 История открытия.
2.                 Формулировка.
3.                 Применение.
4.                 Значение закона для развития науки и формирования научно-материалистического мировоззрения.
План изложения теории
1.                 История возникновения теории.
2.                 Основные положения теории и их доказательства.
3.                 Практическое применение теории.
План изложения теоретических понятий
1.                 Формулировка определения понятия.
2.                 Примеры.
План описания элемента после изучения темы «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Строение вещества».
1.                 Химический знак
2.                 Атомная масса.
3.                 Положение элементов в периодической системе (порядковый номер, номер периода, четный или нечетный ряд, номер группы, подгруппа).
4.                 Строение атома ( заряд ядра, состав ядра, распределение электронов по энергетическим уровням, число электронов на внешнем электронном слое).
5.                 Состав и характер высшего оксида.
6.                 Состав и характер гидроксида для элементов главных подгрупп I, II, III групп.
7.                 Формула водородного соединения.
План описания простого вещества после изучения темы «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Строение вещества.»
1.                 Химическая формула, структурная и электронная.
2.                 Вид химической связи.
3.                 Место в классификации.
4.                 Физические свойства.
5.                 Химические свойства в связи со строением ( отношением к простым и сложным веществам).
6.                 Нахождение в природе.
7.                 Применение в быту и народном хозяйстве.
8.                 Получение в лаборатории и технике.
План описания сложного вещества после изучения темы «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение вещества».
1.                 Химическая формула.
2.                 Вид химической связи.
3.                 Место в квалификации.
4.                 Физические свойства.
5.                 Химические свойства.
6.                 Применение.
7.                 Нахождение в природе.
8.                 Получение в лаборатории и промышленности.
План изложения производственных процессов
1.                 Химические реакции, лежащие в основе производства, и условия их течения.
2.                 Сырье, его состав и свойства.
3.                 Главные стадии производства.
4.                 Устройства и принципы действия типичных аппаратов.
5.                 Основные научные принципы производства.
6.                 Характеристика конечного продукта и его народнохозяйственное значение.
Приведенные планы изложения могут быть даны учащимися при изучении соответствующих разделов химии. Полезно оформить эти планы на стендах и вывесить в химическом кабинете.
При оценке знаний указывать положительные и отрицательные стороны ответа — это имеет большое воспитательное значение.
У учащихся, получивших задание, необходимо выработать умение тщательно готовиться к ответам. Во время подготовки ученик должен составить план, записать на доске уравнения реакции, сделать зарисовки приборов, чертежи и схемы, если нужно, решить задачи, подготовить необходимый прибор. Во время ответа отвечающий должен демонстрировать опыты и таблицы так, чтобы обеспечить видимость их всему классу, четко вести нужные записи на доске. Для привлечения внимания необходимо задавать вопросы классу до вызова учащихся к столу учителя. К дополнению ответов желательно привлечения возможно большего числа учащихся. Правильная методика проверки и глубокие знания учителя, его желание лучше преподнести материал, содержание самого материала всегда хорошо воспринимается учащимися.
Форма устной проверки по химии.
В практике преподавания химии применяют следующие приемы и формы устной проверки: индивидуальный ( краткий, длительный) и фронтальный опрос.
Краткий опрос с места- составная часть урока. Цель его- проверка выполнения домашних заданий, а при повторении он используется как предварительный учет или применяется для закрепления и проверки усвоения нового материала. Учитель ставит вопросы перед классом. При неправильном или недостаточно полном ответе ученика учитель дополнительными вопросами требует исправления ответа или вызывает других учащихся. Краткий опрос может быть приведен в конце урока с целью закрепления изученного.
Длительный опрос ставит своей целью проверить знания учащихся на уроках, посвященных повторения, закреплению и проверке знаний учащихся. Наблюдения говорят о том, что на опрос одного учащегося в 8-9 классах необходимо тратить примерно 3-5 минут, а в 10-11 классах- 7-10 минут. Конечно, столько времени на устную проверку знаний можно тратить только при одновременном вызове нескольких учащихся, когда одни отвечают, а другие обдумывают ответ по вопросам, указанным в карточке.
Пример карточек для устного опроса по теме " Азотная кислота" в 9 классе.
Карточка № 1.
1.                 Окислительные свойства азотной кислоты. Рассказать, какие опыты были показаны учителем. Написать уравнения реакций.
2.                 Перечислить правила обращения с азотной кислотой.
3.                 Перечислить меры предосторожности при работе с азотной кислотой.
4.                 Перечислить меры предосторожности при работе с азотной кислотой.
Карточка № 2.
1.                 Написать уравнения реакций взаимодействия азотной кислоты с медью и разобрать ее с точки зрения окисления и восстановления.
2.                 Написать уравнения реакций взаимодействия серной кислоты с металлами.
Карточка № 3.
1.                 Какие общие свойства с другими кислотами имеет азотная кислота? Написать уравнения реакций.
2.                 Решить экспериментальные задачи:
даны три пробирки с разбавленными кислотами: соляной, серной, и азотной. Как распознать их? Написать уравнения реакций.
Фронтальный опрос заставляет всех учащихся работать и привести знания в систему. Несмотря на положительное значение фронтального опроса, нужно отметить его некоторые недочеты: краткость ответов, неполнота раскрытия темы и не вырабатывается умение к рассказу.
Примерные вопросы для фронтального опроса по теме «Галогены».
Цель — выявить общую подготовленность класса по данной теме, научить учащихся кратко отвечать на вопрос.
1.                 Записать химические знаки галогенов.
2.                 Какое положение занимают галогены в периодической системе?
3.                 Указать сходство и отличие в строении атомов фтора, хлора, брома.
4.                 Как изменяются радиусы атомов галогенов с возрастанием порядкового номера элементов?
5.                 Какие степени окисления проявляет хлор?
6.                 Какой тип связи в молекулах галогенов?
7.                 Как изменяется электроотрицательность галогенов с возрастанием радиуса атома?
8.                 Как зависит степень окисления галогенов от электронных структур их атомов?
9.                 Какие из галогенов проявляют положительную степень окисления?
10.            Привести примеры двух реакций, в которых галогены проявляют положительную степень окисления?
11.            В каком виде находится хлор в природе? Дать обоснованный ответ.
12.            Где применяют хлор и его соединения?
13.            Написать уравнения реакции получения хлороводорода в лаборатории.
14.            Нарисовать прибор для получения соляной кислоты в лаборатории.
15.            И т. д.
Значение задач при проверке знаний.
Решение задач дает возможность проверить теоретическую подготовку школьников, умение учащихся применять полученные знания на практике. При проверке знаний целесообразно использовать не только расчетные задачи, но и экспериментальные.
При устном учете возможно применение различных типов задач, указанных в методической литературе. Применять задачи при устном виде учета целесообразно как при индивидуальной, так и при фронтальной проверке знаний. Например, при индивидуальной проверке можно вызвать одновременно 2-3 учащихся. Один из них получает вопрос для изложения, другой решает расчетную задачу на доске, третий- экспериментальную.
Требования, которые необходимо предъявлять учащимся при решении расчетных задач, должны быть такие же, как и при решении задач по математике и физике. Основная схема следующая:
1)    анализ условия
    продолжение
--PAGE_BREAK--2)    составления плана решения
3)    решение
4)    ответ
Большое внимание в методической литературе придается анализу условия задачи. При ответах необходимо требовать от учащихся соблюдения правил решения задачи. При ответах необходимо требовать от учащихся соблюдения правил решения задачи:
1)    записать условие задачи на доске;
2)    до решения задачи необходимо ее проанализировать (данное, искомое, типичность случая, усложнение и составить план решения;
3)    выбрать наиболее простой способ решения;
4)    избегать без необходимости перевода одних видов измерений в другие;
5)    стремиться, где возможно, без перевода решать задачи в химических единицах массы;
6)    ответ задачи давать в полном виде ( например, для получения 2 г водорода затрачено 65г цинка);
7)    применять общепринятые сокращенные буквенные обозначения величин.
От учащихся необходимо требовать формулировки вопросов, особенно от слабо успевающих школьников. Целесообразно использовать алгоритмы при решении задач. Хотя все задачи поддаются алгоритмизации, но не всегда нужно требовать от учащихся расчленения задачи на шаги- алгоритмы. В ряде случаев полезно предложить опрашиваемому ученику проанализировать и проверить обратным ходом решение задачи
Например, при решении задачи:
какое количество оксида углерода (IV) получится при разложении 10 г карбоната кальция?
Можно предложить учащимся составить задачу, обратную данной. Если известно количество граммов оксида углерода (IV), то можно
Найти, сколько карбоната кальция подверглось разложению. Иногда полезно, проверив правильность решения задачи, заданной на дом, предложить ученику решить аналогичную задачу. В ряде случаев желательно задавать учащимся при опросе задачи, требующие устного решения.
Для развития мышления можно при опросе предложить учащимся решить задачу с избыточными или недостающими данными в условии.
Проверяя умение решать задачи при опросе, не всегда надо заставлять учащихся производить математические расчеты, иногда можно остановиться лишь на проверке умения учащегося составить план решения. При решении задач необходимо обращать внимание на арифметические и алгебраические ошибки и грамотность при ответе. Решение экспериментальных задач дает возможность учителю не только проверить экспериментальное умение и навыки школьников, но и выявить умение самостоятельно применять полученные знания на практике. При решении экспериментальных задач необходимо требовать от учащихся предварительного теоретического обдумывания.
План решения экспериментальной задачи:
1.                 изучить условие задачи,;
2.                 вспомнить те теоретические знания по химии, которые необходимы для решения задачи;
3.                 провести анализ условия;
4.                 составить общий план;
5.                 выполнить необходимый эксперимент и провести проверку.
От учащихся после решения экспериментальной задачи необходимо требовать составления в классе письменного отчета… В отчете необходимо записать план решения каждой экспериментальной задачи, записать необходимые уравнения реакций и условия их течения, фиксировать наблюдения, записи выводов, а в случае необходимости зарисовать приборы, используемые для решения. Надо требовать от школьников перед решением экспериментальной задачи составления списка необходимых реактивов, материалов и посуды. Особенно важно учитывать знания учащимися техники безопасности, которую они должны соблюдать.
Проверка учителем решения экспериментальной задачи учащимися проводится путем наблюдения за проведением химического эксперимента путем наблюдения за проведением химического эксперимента, а также проверки письменного отчета.
Проверка решения экспериментальной задачи учащимися проводится путем вызова отдельных учащихся к демонстрационному столу учителя. Всем остальным учащимся рекомендуется принимать участие в разборе решения задачи, давая дополнения к ответу вызванного школьника, демонстрирующего перед классом решение задачи. Из экономии времени для проверки решения экспериментальной задачи целесообразно вызывать одновременно два ученика: пока один отвечает, другой обдумывает план решения, готовясь к ответу.
Учитель оценивает работу всех учащихся на основе проверки их ответов, кроме того, в журнал выставляет оценки тем 6-8 учащимся, за которыми он проводил более тщательные наблюдения при проведении эксперимента.
Для учета знаний и особенно для выявления умений и навыков школьников полезно использовать задачи не только на получение веществ, распознавание, доказательство состава вещества и т.д., но и на проектирование и конструирование приборов.
Проверка умения школьников конструировать приборы и решать экспериментальные задачи по химии дает возможность выявить учащихся, проявляющих особый интерес к химии, и помогает в профориентации.
Какие вопросы следует задавать учащимся?
Большое значение для проверки знаний, умений и навыков учащихся имеет также характер вопросов. Важно задавать вопросы, проверяющие знания изученных теорий и законов, знания веществ, признаков реакций и условий их течения, умения использовать фактический материал для иллюстраций теорий и навыков, а также умение использовать знания теории для объяснения сущности процессов и явлений, свойств веществ в зависимости от их строения, применение веществ в зависимости от их свойств. Обращено особое внимание на вопросы, развивающие мышление школьников, специально выделенные вопросы обобщающего характера, вопросы мировоззренческого характера. Большую роль в проведении устного учета знаний играют содержание и формулировка вопросов. Желательно задавать вопросы такой трудности, которые вызвали бы интерес к работе. Не стоит давать вопросы чрезмерной трудности или слишком легких, которые воспитывают у учащихся привычку не готовить уроков дома.
Необходимо чаще ставить вопросы, способствующие развитию логического мышления. К числу таких относятся вопросы на сравнение, на установление причинно-следственных и иных существенных связей, выяснение основных и характерных черт и признаков явлений, вопросы, требующие подведения частного под общее или применение общего к конкретному, вопросы, проверяющие умение школьников классифицировать предметы и явления по указанному признаку или установить значение явлений и событий, а также вопросы, требующие объяснения, обоснования, доказательств и выводов.
Возрастные особенности учащихся определяют характер вопросов для проверки знаний. В 8 классе необходимо задавать простые, более конкретные вопросы, например: перечислить физические свойства водорода, дать определение оксидам, дать формулировку закона сохранения массы веществ… Постепенно надо переходить к вопросам, которые требуют установления связи между понятиями и явлениями и, наконец, дают возможность проверить умение учащихся обобщать изученное, делать выводы ( например: какие общие свойства имеют кислоты? Почему гидроксид натрия и гидроксид меди (II) относятся к классу оснований? И.т.д.) По мере накопления теоретических понятий и углубления знаний фактического материала усложняется содержание и характер вопросов.
7. Письменная проверка.
Письменная проверка по химии включает в себя:
1.                 Кратковременные контрольные работы.
2.                 Длительные контрольные работы.
3.                 Химический диктант.
4.                 Проверка письменных работ и тетрадей.
5.                 Тесты.
Письменная контрольная работа позволяет учителю получить за один урок общую картину знаний всех учащихся по тому или иному разделу курса. Результаты работ документально отражают знания и могут быть выражены в количественных показателях, что позволяет объективно оценить успеваемость. Наиболее существенный недостаток этого способа проверки состоит в том, что не все изученное по курсу химии в средней школе может быть проверено письменной контрольной работой ( например, трудно учесть экспериментальные навыки и умения и.т.д.) Отсутствие личного контакта не дает возможности учителю так глубоко изучать своих учеников, как при устной проверке. При проведении письменных и контрольных работ уменьшается возможность использования проверки для закрепления и углубления знаний.
Подготовка и проведение письменных контрольных работ
Подготовка письменных контрольных работ представляет не меньше трудности для учителя, чем устный опрос.
Перед составлением планов по предмету на полугодие каждый учитель уточняет тот объем знаний, умений и навыков по химии, который должен иметь учащийся, и определяет те основные вопросы, по которым будут проводиться письменные контрольные работы. Сроки проведения контрольных работ учитель указывает в календарном плане. О времени их проведения желательно предупредить учащихся, чтобы они повторили соответствующий раздел курса и привели в систему полученные знания.
Не обязательно проводить контрольную работу сразу после прохождения темы или раздела курса. Иногда, если желательно проверить прочность знаний учащихся, можно предложить написать контрольную работу по истечении некоторого времени после прохождения того или иного раздела программы.
Содержание, объем и степень трудности контрольной работы должны быть такими, чтобы средний учащийся, добросовестно работающий в классе и выполняющий все домашние задания, смог бы в отведенное время выполнить эту работу.
Лучше проводить одночасовые контрольные работы. Если по расписанию в этот день работают параллельные классы, то все работы желательно сосредоточить в один день.
Поскольку основной целью является выявление не только понимания и знания изученного материала, но и умение мыслить, в практике текущей письменной проверки, кроме вопросов и задач, предлагаемых учащимися на длительных и кратковременных контрольных работах, используются тесты, т.е. проверочные задания, в содержании которых имеются ответы. В методической литературе приводятся следующие виды тестов:
1.                 группировка;
2.                 тест на дополнение
3.                 избирательный.
Первый вид тестов применяют для проверки знаний классификаций понятий. Например: из написанных ниже формул веществ выписать отдельно формулы оксидов, гидроксидов, кислот и солей:
Второй вид тестов- на дополнение. Например: горение свечи относится к …… явлениям, испарение спирта относится к ……. Явлениям, таяние снега относится к ……… явлениям.
Третий вид тестов- избирательный. Например: какие из указанных веществ: серная кислота, гидроксид кальция, гидроксид натрия, оксид фосфора (V), хлорид кальция- можно использовать для осушения оксида углерода (IV). Избирательные тесты бывают не только с выбором одного ответа, но и с выбором нескольких ответов.
Например: какие из перечисленных операций необходимо использовать для разделения смеси речного песка, железных стружек и воды?
а) отстаивание
б) выпаривание
в) перегонка
г) действие магнита
д) фильтрование
е) растворение в воде.
Использование тестов имеет ряд преимуществ. Тесты дают возможность получить быструю информацию об усвоении химии учащимися, экономят время школьников при ответах, облегчают учителю проверку и анализ работ учащихся, дают возможность количественно учесть результаты ответов, что способствует объективности проверки. Большинство учителей отрицательно относятся к тестам. Можно выделить дав мотива: подчеркивание готового ответа исключает умственную деятельность учащихся, связанную с конструированием ответов; подчеркивание неправильного ответа способствует закреплению ошибок, допущенных при ответе.
Можно рекомендовать учителям химии применять тесты для проверки знаний фактического материала и не использовать их для проверки умений школьников обобщать изученное.
При текущей письменной проверке, как и при текущей устной проверке, применяют графические задания. Их применение дает возможность проверить не только знания учащихся, но и умения использовать рисунки при ответах. Можно давать следующие графические задания:
1.                 Нарисовать прибор, в котором проводился опыт на уроках химии.
2.                 На рисунках приборов в задании учителя сделать необходимые надписи.
3.                 Указать, какой прибор нарисован верно и в каком замечены ошибки.
Составление вопросов и подбор задач желательно сопровождать разработкой ответов на них. Составление ответов дает возможность учителю проверить, удачно ли сформулирован вопрос и составлена задача, правильно ли оценены ответы учащихся в контрольной работе. Вопросы должны быть такими, что бы ответом на них были уравнения реакций, зарисовка схем, приборов. Вопросы, которые раздаются учащимся при проведении письменной контрольной работы, желательно записывать на карточках в нескольких вариантах ( от 4 до 8) на класс. Все варианты ( карточки) нумеруются по порядку- по числу учащихся в классе. Карточки для контрольных работ нужно оставить для следующего учебного года. Наличие такого дидактического материала экономит работу учителя.
Организация класса во время проведения письменных контрольных работ.
Перед тем как провести контрольную работу, учитель разъясняет, как ее выполнить.
Прежде чем раздать карточки, учитель предлагает убрать со стола книги и тетради на край стола. Карточки с вариантами контрольных работ лучше раздавать в шахматном порядке, чем предупреждается возможность списывания. Иногда бывает необходимо в зависимости от содержания вопросов и предварительной подготовки учащихся выдавать таблицы с атомными массами элементов, растворимостью солей, оснований, кислот в воде и.д. Учитель разрешает не переписывать вопросы, а давать только вопросы, а давать только ответы, обозначая их теми номерами, которые указаны в карточках. Порядок ответа ученик может выбрать сам в зависимости от трудности для него того или иного вопроса.
Во время контрольной учащиеся имеют право поднять руку и попросить разъяснения условия задачи. Нельзя допускать, чтобы ученики, закончившие работу раньше других, выходили из класса. Для таких учащихся полезно иметь дополнительные вопросы, ответы на которые позволяют выявить учащихся, особо интересующихся химией.
Необходимо продумать также вопрос, как собрать работы в конце урока. Можно установить такой порядок: после предупреждения учителя об окончании работы все учащиеся сдают их учителю или кладут работу на край стола, после чего учитель, лаборант или дежурный собирает их.
Оценка письменных контрольных работ
При оценке знаний за основу берется усвоение материала, но необходимо также снижать отметку и за неаккуратность, небрежность, за арифметические и грубые грамматические ошибки.
Для наибольшей объективности при оценке контрольных работ полезно ввести количественную характеристику качества письменной контрольной работы.
В итоговой оценке письменной работы необходимо установить степень правильности и полноты ответа на каждый вопрос.
Ошибки могут быть разными. Существенными ошибками мы считаем такие, которые показывают отсутствие знаний основных законов и понятий химии или основного материала. К существенным ошибкам следует также отнести ошибки в математических действиях, показывающие неумение решать задачи на проценты, пропорции…, т.к. без этих элементарных знаний невозможно решить ни одной химической задачи на вычисление по формулам и уравнениям реакций, а также ошибки в арифметических действиях, приводящие учеников к ответу, противоречащему химическому смыслу задачи.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.