Реферат по предмету "Педогогическая психология"


Медитация как инструмент педагогики

Медитация как инструмент педагогики
Все мы родом из детства, и как нам порой не хватает того наивного, но в то же время крайнесерьезного детского отношения к новым людям, идеям, встречам. Так, в детстве почти все убеждены, что успех человека в той или иной области связан с егоумением колдовать. На Востоке и сейчас, с такой же уверенностью считают, что богатый человек - всегда колдун, с какой у нас полагают, что богатый человек -всегда жулик.
А, может быть, все же богатый человек и вправду обладает каким-то свойством,тем, что не обладают менее удачливые его сограждане? Может он и вправду немножко колдун?
Ну, колдун-не колдун, а некоторыми приемами самонастройки каждый преуспевающий человек, несомненно, хотя как правило неосознанно, владеет.
Правда, сейчас это именуются иначе - медитация. И используется оно, конечно же, не только для того, чтобы стать богатым, но еще и для того, чтобы статьздоровым, успешным, убедительным.
Хочу поделиться новыми смыслами слов: медитация, карма, эволюция, появившимисяу меня в результате недавнего общения с Талгатом Акбашевым у нас на Южном Урале, на берегу озера Тургояк.
Меня поразила мысль Акбашева, о том, что именно на границе детства и взрослости порождается нечто, именуемое в будущем кармой, болезнями, невезением. И что,возможно, наш первый грех состоит в том, что мы, практикуя традиционную систему образования, постепенно уничтожаем канал связи Человечества с Эволюционнойпамятью Вселенной.
Акбашев считает, что дело не только в том, что человечество находится сейчас всостоянии глобального стресса в связи с глубинной структурной перестройкой всей социальной ткани, в связи с возросшей угрозой его уничтожения, но и в том, чтомы находимся на пороге нового видового скачка.
Талгат Фоатович утверждает, что в наше время происходит глобальное пробуждениенеких возможностей, необходимых для адаптации Человечества к новым условиям. И феномен резервных возможностей говорит прежде всего о переходе к новому уровнюсуществования, является по сути предверием эволюционного скачка в истории человечества.
По мнению Акбашева, в недалеком будущем, может быть в начале ХХI века, произойдет масштабное освоение управления любыми функциями тела. То, что сейчасдоступно немногим индивидам, прошедшим через болезненный процесс "просветления" или длительный тренаж духовной школы, станет фактоммассовой культуры. Земная цивилизация вступает в новую стадию своего роста, которую можно охарактеризовать как выход на сознательную эволюцию.
Акбашев согласился, что в интересах Педагогики зволюции, необходимо вернуть истинный смысл слову "медитация", порядком искаженный странствующимипроповедниками и Гуру-бизнесменами.

Итак, что же такое МЕДИТАЦИЯ?
Считается, что это система духовной практики, которая позволяет человеку взять на себяответственность за содержание своих мыслей. Медитация создает в вас центр тишины и спокойствия. Из этого центра вы можете отстраненно наблюдать запотоком сменяющих друг друга чувств, мыслей и побуждений. Постепенно вы поймете их смысл и их истоки.
Считается, что лово "медитация" происходит от латинского "meditari", что означает - "движимый к центру". Именно это,по-видимому, и происходит во время медитации. Без напряжения, не прилагая никаких усилий, вы оказываетесь в самом центре себя. У вас появляется такоеощущение, будто вы находитесь на некоем возвышении, с которого ясно и отчетливо видите происходящее, и можете ясно осознавать, что для вас по-настоящему важно.
Глядя с этого наблюдательного пункта, вы сможете многое узнать о том человеке, за которого вы до сих пор себя принимали. Вы начнете понимать сценарий жизниэтого человека, фабулу его судьбы. Появляется возможность для изменения себя, реальная возможность для глубинной трансформации.

Для чего люди медитируют?
В прошлом причины, побуждавшие их к этому, несомненно носили духовный или религиозныйхарактер. В последнее время, однако, люди стали обращаться к медитации с целью снятия усталости, нервного напряжения, а также использовать ее как средство,позволяющее справиться с проблемой формирования устойчивой позитивной мотивации, в том числе - педагогической.
Существует множество различных приемов освоения медитации. Каждая духовная, а сейчас и многие оздоровительные системы предлагают свою редакцию этих методик.Существует, популярная сейчас, американская копилка всевозможных психологических техник под названием НЛП (нейро-лингвистическоепрограммирование), существует и продается на семинарах - выжимка из НЛП с товарным названием "Управление разумом по методу Хосе Сильвы",существуют современные, очищенные от религиозности и мистичности способы медитации, ориентированные на бизнес и педагогику. Хочу подчеркнуть, что неткакой-то одной "правильной" техники: каждая из них имеет свои достоинства. Однако, все упомянутые методы имеют общие свойства.

Приемы освоения медитации
Время медитации. Первые несколько недель лучше всего медитировать одинраз в день, в одно и то же время, в идеале рано утром, после пробуждения. Отводите для медитации около пятнадцати минут. Пятнадцать минут ежедневно дадутвам больше, чем часовые медитации дважды в неделю. Но опять-таки, как и с выбором метода, не существует "правильной" продолжительностимедитирования.
Поза медитации. Индийцы предпочитают позу "лотоса", японцысидят на пятках. Для них эти позы хороши, поскольку усвоены ими еще в детстве. Западному человеку эти позы могут показаться достаточно трудными, а вызываемоеими неудобство может отвлекать его и препятствовать медитации. Знайте, что можно прекрасно медитировать просто сидя на стуле, и поэтому не позволяйтеникому морочить вам голову, понуждая к мучительной имитации чужой культуры.
Как бы вы ни сидели - держите спину прямо. Сбалансируйте свое тело, сядьтеудобно. Ноги на полу. Кисти рук лежат свободно на коленях. Если вы проводите урок в классе, рекомендую следующее: предложить ученикам энергично потеретьладонь о ладонь, а затем закрыть теплыми ладонями глаза. Локти на стол. Мысленный взгляд должен быть направлен вверх, градусов на 20 выше линиигоризонта.
Раслабление. Отрегулируйте дыхание. Дышите через обе ноздри, представляяпроцесс прохождения воздуха через гортань, трахеи, процесс наполнение легких. Под действием вдыхаемого воздуха пусть ваш живот выпятится, а грудь расширится.Вдохнув, побудьте в неподвижности несколько мгновений и лишь потом начинайте выпускать воздух. Пусть ваше дыхание будет легким и неслышным. Расслабьтеплечи, мышцы лица и челюстей. У некоторых при этом получается полуулыбка, похожая на ту, что мы видим у статуй Будды или изображения Монны Лизы. Когдапочувствуете, что дыхание стало ровным, приступайте к трем шагам медитации.
Шаг 1. Вхождение в медитацию. Вот один из методов погружения вмедитативное состояния (метод Хосе Сильвы). Медленно, с интервалом в две секунды, начинайте обратный отсчет от ста до одного. Для многих полезновизуализировать (ярко представлять) эти цифры, и, если позволяет сила воображения, делать это на темном экране, мысленно выписывая их мелом, илисветящимся фломастером, или просто мысленно перелистывая в обратном порядке "волшебную книгу" с уже написанными на каждой странище числами.Сосредоточтесь на счете, скрипе мела, шелесте и мелькании страниц, и вот вы, возможно в первый раз, оказываетесь в особом "правополушарном"состоянии. Назовем его Альфа-состоянием.
Шаг 2. Осознание Альфа-состояния. Мой опыт групповых занятий показывает,что учащиеся совершенно по разному отзываются о своем первом опыте. Можно услышать как "Это было чудесно!", так и "А я ничего непочувствовал". Причина разницы видимо в индивидуальной длительности Альфа-состояния и в степени знакомства учеников с этим состоянием. Приятнаяособенность метода Хозе Сильвы заключается в том, что предлагается ряд проверок, ускоряющих процесс осознания, теперь уже желанного, Альфа-состояния.Например, перед началом наблюдения за дыханием, попробуйте ярко представить плавающую на синей воде белую утку с красным клювом. Затем, по счету раз, сразупосле входа в Альфа-состояние, представьте эту мысленную картину еще раз. Услышьте журчание воды, покрякивание. Запомните эти ощущения. Сравнивая дванабора таких ощущений, их сочность, динамику, вы поймете, что значит быть в Альфа-состоянии.
Шаг 3. Завершение медитативного сеанса. Когда проверки на появления Альфа-состояния завершены, или просто по сигналу учителя, ученики включаютпроцедуру завершения сеанса. Небходимо мысленно сказать: "Когда я досчитаю до пяти, то медленно выйду из своего состояния, чувствуя себя в полном сознаниии лучше, чем раньше. Раз, два - готов открыть глаза, три, четыре - глаза открываются, пять - полное сознание, чувствую себя лучше, чем раньше".Поздравляю Вас!
Несмотря на то, что вы войдете на какое-то мгновение в Альфа-состояние в первый же раз, вам всеже потребуется пять - семь недель практики, чтобы спуститься к более глубоким уровням медитации. В течение первых десяти дней используйте метод отсчета отста до одного. Затем последующие 10 дней считайте от 50 до одного, затем от 25 до одного, от десяти до одного и, наконец, от пяти до одного.
Опыт показывает, что лучше это делать по утрам и что именно повторение позволит вам и вашим ученикам развить в себе способность к осознанию медитативногоАльфа-состояния, поможет принять возникающее чувство скуки и наблюдать за всеми отвлекающими мыслями дружески и беспристрастно. Оставьте любые рассуждения,ожидания и фантазии о том, каким будет ваш опыт медитации. Дайте опыту состояться. Отстраните от участия в медитации вашего "внутреннегоконкурента", который жаждет научиться медитации быстрее и желает стать более правым, чем ваши друзья коллеги! Примите и отпустите его желание бытьправым и вы превратитесь в дружелюбного и "объективного свидетеля" своего внутреннего пространства.
Итак, медитация помогает решению проблем за счет изменения нашего восприятия. Медитация -обращение к интуиции за счет приостановки пережевывания разумом "правдоподобных" причин проблем. Смерть навязчивых мыслей, приносимаямедитацией - это возможность жизни для новых мыслей и намерений. Опустошение ума, даваемое медитацией - возможность увидеть не какие-то части горизонтаощущений, а всю картину целиком.
Это уже достаточные причины для того, чтобы научиться медитации и научить ейсвоих учеников. Хотя, если быть точным, медитации научить нельзя, это "самостоятельная работа".
Но все же, педагог жаждет увидеть более прикладного смысла в овладении медитацией. Пожалуйста, показываем.

ОБЛЕГЧЕНИЕ ЗАПОМИНАНИЯ
Психологи утверждают, что каждого человека можно с помощью гипноза погрузить вособое состояние, в котором проблема вспоминания просто исчезает. Приятная новость - это особое состояние как раз и есть Альфа-состояние. Удастся лиученику вспомнить формулу, которую проходили на прошлом уроке? Ему требуется просто войти в Альфа-состояние и воссоздать обстановку прошлого урока на своеммысленном экране и он вновь может увидеть руку, свою или учителя, записывающего нужную формулу.

СОЗДАНИЕ САМОСБЫВАЮЩИХСЯ ПРОРОЧЕСТВ
Своими мыслями мы создаем реальность. Если мы хотим что-то изменить в реальноммире, мы сначала проделываем это мысленно, повторяя утверждение, желаемого развития событий. Исследования показали, что воздействие слов в огромнойстепени растет в медитативном состоянии.
В Альфа-состоянии рекомендуется проговаривать или прописывать на мысленномэкране следующие технологические фразы: "День за днем во всех отношениях мне становится лучше, лучше и лучше". "День за днем моя памятьулучшается, улучшается, улучшается" или другие необходимые вам утверждения, составленные в позитивном, утверждающем ключе.

КЛЮЧ К ПРАВОПИСАНИЮ
Надо перейти от нашего фонетического правописания к визуальному, когда словозапоминается зрительно, а не по звукам. Другими словами, мы должны усвоить китайскую методику написания слов-иероглифов. Рекомендуются разные способытренировки. Например, перед входом в медитативное состояние просмотреть страничку орфографического словаря. Затем, находясь в Альфа-состоянии,представить на мысленном экране эту страницу: всю или по частям. Затем мысленно показать пальцем на слова, получая удовольствие от четкости и правильностинаписания слова. При этом звук не проговаривается, существует только мысленный образ слова, подкрепленный жестом. Вернувшись из медитативного состояния ипробуя написать "трудные" слова, вы будете удивлены тем, как легко это у вас получается.

ОЗАРЕНИЕ ПО ЗАКАЗУ
В Альфа-состоянии правильный ответ не вычисляется логическим путем, а приходитпутем озарения. Ответ на заданный вами на мысленном экране вопрос приходит на фоне спокойного, ненапряженного состояния на этом же экране. Не следуетподгонять решение, проявлять нетерпение, озарение приходит, если вы его просто ждете, как ждут поезд, который должен подойти по расписанию в свое время.
Естественно для такого "озарения" необходимо пройти специальную тренировку. Учитель задает ученикам специально подобранные несложные вопросы,затем они входят в Альфа-состояние и получают (или не получают, гарантий здесь нет) ответ на мысленном экране.
Выйдя из этого состояния, ученик записывает ответ и сверяет его с правильным решением, сообщенным учителем. Если ответ верен, ученик закрепляет состояние,ощущение угадывания, получает удовольствие от этого угадывания.
Существенное замечание: учитель не оценивает угадал или не угадал ученик ответ.Учитель и окружающие вообще не видят этого ответа. То есть чувства неловкости, соревновательности здесь не возникает, есть только подкрепляющее ощущениеуспеха.

Учитель может изобрести и собственные методики работы с медитацией, с Альфа-состоянием. Главное понять сам принцип работы. Кстати, для тех комупредложенные методики входа в Альфа-состояние кажутся сложными, предлагаем воспользоваться способом "мысленного путешествия на лифте" илиподобрать для себя специальный ключ-жест, который вы, находясь в медитации, свяжете с Альфа-состоянием и будете пользоваться им для быстрого вхождения вмедитацию.
Практика показывает, что использование "Ключа" для быстрого входа вАльфа-состояния гармонично сочетается с инструментарием педагогических ИГР и может значительно повысить их эффективность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лекции - Терапия (заболевания желудочно-кишечного тракта и желчно-выводящих путей
Реферат Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия на примере ООО Ансат
Реферат Деревня и город («живое» и «железное») в поэзии С. Есенина
Реферат Учет расчетов с учредителями на примере ООО Центральный Вятский Депозитарий
Реферат Динамика преступности
Реферат Учет оплаты труда 6
Реферат Mandatory AIDS Testing Essay Research Paper Mandatory
Реферат Анализ режимов автоматического управления
Реферат Фелис Антонио де Кабесон
Реферат Лекции - преподаватель Григорьев Владимир Калистратович
Реферат Функции, принципы и методы менеджмента
Реферат Методика изучения черчения слушателями факультета довузовской подготовки
Реферат К вопросу о формировании информационной компетентности
Реферат 27. Понятие системы маркетинговой информации, ее виды и порядок сбора
Реферат Режим военного положения и СМИ