--PAGE_BREAK--1. Понятие и признаки правового государства
Понятие «правовое государство» воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и достаточно сложную историю.
Начало разработки проблемы соотношения государственной власти и права положили такие мыслители древности как Солон, Платон, Аристотель. Так, Солон еще в VIв. до н. э. говорил о необходимости соединения силы государственной власти и права. Он полагал, что государство должно действовать на основе права.
Платон, разрабатывал теорию идеального государства, писал о том, что в обществе должно существовать разделение труда между тремя сословиями – философами, стражами и ремесленниками. При этом он полагал, что такое государство является законным и что законы должны четко и детально регламентировать все стороны жизни членов такого общества и регулировать их деятельность.
О необходимости господства справедливых законов в обществе говорил и Аристотель. Более того, он, как и Платон полагал, что только при господстве законов возможно существование государства вообще.
Идея господства права, превалирования его над государством присутствовала и у всех более поздних мыслителей и ученых философов и правоведов. Термин «правовое государство» был сформулирован и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIXвека в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.
В последующем этот термин получил широкое распространение в разных странах, в том числе и в России. Его признавали такие ученые как Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, П.А. Покровский, В.М. Гессен, П.И. Палиенко и др. Так, В.М. Гессен писал: «Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним»[1].
Одним из главных идеологов правового государства был И.Кант. Он разработал его основные черты и характеристики, определил его соотношение с правом, и на этой основе – взаимоотношение граждан и государства. Так, он полагал, что положительное и справедливое право существует естественно и априорно, а потому, следуя этому объективному и естественному праву, государство вместе с гражданами выполняет существующие законы.
Современные ученые, в том числе и российские, характеризуя правовое государство, также обусловливает его существование господством права. Так, В.С. Нерсесянц пишет, что «правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина»[2].
При этом В.С. Нерсесянц выделяет два уровня в правовом государстве. Первый – это соблюдение законности в деятельности государства и второй – законность самих законов, наличие правовых законов. «Правовой закон и правовое государство внутренне взаимосвязаны: в обоих случаях речь идет о различных формах выражения (нормативный и институциональных формах) идеи и принципа господства права»[3].
В современной юридической науке разработаны основные признаки правового государства, характеризующие его как специфический вид государства.
Одним из главных признаков является отсутствия в обществе властных структур, стоящих вне и над органами государственной власти. Все государственно-властные полномочия должны принадлежать и осуществляться только публичными органами государства. Какие другие органы и организации не могут быть наделены правом осуществлять публичную политическую власть.
Кроме того, организация, порядок формирования и полномочия всех государственных органов должны быть урегулированы Конституцией и законодательством.
Не может считаться правовым государство, в котором высшим по отношению ков сем государственным органом является, например, партия или религиозные формирования. Так, в условиях Советской власти в СССР руководящей и направляющей силой была КПСС. Решения ее органов – съездов, Центрального Комитета, Политбюро являлись определяющими для всех государственных органов, которые были обязаны их выполнять. При этом партийные органы не несли юридической ответственности за свои решения.
Второй характерной чертой правового государства является разделение властей. Оно представляет собой средство взаимного контроля за законностью деятельности различных ветвей власти и недопустимости узурпации одной ветвью всей полноты власти в государстве.
Данный признак правового государства имеет очень большое значение. Он формировался в теории и на практике на протяжении длительного времени.
Его идеи возникли еще в Древней Греции. Так, Аристотель писал, что в любом государстве имеются «три элемента: первый – законосовещательный орган о делах государства, второй – магистратуры (именно: какие магистратуры должны быть вообще, какие из них главные, каков должен быть способ их замещения), третий – судебные органы»[4].
Это разделение на три элемента не имеют прямого отношения к разделению властей в правовом государстве, но они положили начало идее о таком разделении.
Разделение властей Гегель считал «гарантией публичной свободы»[5]. Эта гарантия заключается в том, что при разделении властей осуществляется взаимный контроль над законностью осуществления полномочий каждой ветвью власти, не допускается узурпация всей полноты одной ветвью власти, а значит и ликвидация демократических прав и свобод.
Законодательная и исполнительная власти с помощью системы сдержек и противовесов сдерживают друг друга, не позволяют нарушать законодательство и выходить за рамки своих полномочий.
Судебная власть осуществляет контроль над соответствием актов и действий законодательной и исполнительной властей Конституции страны, а в случае несоответствия – признает их неконституционными и они утрачивают силу.
Разделение властей является организационной основой правового государства и важным условием его существования.
Следующим важным признаком правового государства является верховенство закона по отношению по всем другим, нормативным правовым актам, а также верховенство и прямое действие Конституции как основного закона государства. Последнее означает соответствие всех законов Конституции и непосредственное действие основных норм Конституции, в первую очередь касающихся прав и свобод граждан, таких как равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и других.
Названные и другие нормы Конституции, закрепляющие права и свободы граждан, не требуют принятия дополнительных законов, и никакие законы не могут отменить или изменить их. Суды и другие государственные органы при рассмотрении вопросов о нарушении прав и свобод граждан могут ссылаться непосредственно на Конституцию как на юридическое основание принимаемого ими решения.
В правовом государстве основные органы государственной власти формируются непосредственно населением на основе норм демократического избирательного права. Данное положение в первую очередь относится к органам законодательной власти, которые создают правовую основу жизни и деятельности всех государственных и иных органов и организаций, должностных лиц и граждан.
Избрание населением своих представителей в законодательные органы и контроль над их деятельностью способствуют выражению в праве воли народа и закреплению интересов граждан.
Данное обстоятельство также имеет большое значение для господства права в обществе, поскольку право, соответствующее интересам населения, способствует добровольному его исполнению, снижению уровня правонарушений, укреплению законности и правопорядка.
Совершенное и справедливое законодательство является правовой основой правового государства.
Еще одним из условий существования правового государства является гражданское общество, которое представляет собой совокупность самоуправляемых общественных, религиозных, частнопредпринимательских и иных образований, действующих независимо от государства, но на основе норм права, морали, нравственных и собственных правил. Гражданское общество, тем самым, сужает сферу непосредственной властной управленческой деятельности государства и расширяет правовое поле, повышает роль права в обществе.
Государство не может быть признано правовым, если его внутреннее законодательство в области прав, свобод и обязанностей граждан не соответствует наиболее прогрессивным и демократическим общепризнанным нормам и принципам международного права. Поэтому приведение внутреннего законодательства в соответствие с международными нормами и правилами способствует не только совершенствованию правового регулирования и укреплению демократии, но и переходу внутригосударственного права на более высокий уровень, соответствующий требованиям правового государства.
Реально правовое государство может существовать тогда, когда все граждане не только реализуют свои права, но и выполняют возложенные на них обязанности. По Канту права и обязанности неразрывно связаны. Их неразрывность объясняется тем, что права одного человека ограничены правами другого.
Это означает, что человек может делать все, но при этом не нарушать права других людей, то есть, обязан соблюдать их права.
Таким образом, свободное существование человека в правовом государстве возможно в случае, когда он, реализуя свои права, выполняет обязанности по отношению к другим субъектам права.
Права и обязанности граждан, а также порядок реализации прав, выполнения обязанностей и ответственность должны быть четко урегулированы законодательством. Такое урегулирование необходимо для того, чтобы свобода человека не превратилась в произвол и анархию, а носила правовой и рациональный, социально полезный характер.
В правовом государстве законодательство должно соответствовать праву народа, а система органов государственной власти – иметь правовую организацию.
Характер системы государственной власти, в целом ее организация также должна формироваться в соответствии с менталитетом народа, его традициями, обычаями, социальными ценностями, национальными и иными особенностями.
В этом случае законодательство, характер и структура государственной власти будут соответствовать праву народа и восприниматься им как свое, а не чуждое ему явление.
Последним по счету, но не по значимости является принцип взаимной ответственности государства и личности. Сущность данного принципа правового государства заключается в том, что отношения между личностью и государством, его органами и должностными лицами основываются на праве. В результате государство не может воздействовать на личность, в том числе и принудительно, вне норм права. Оно должно соблюдать все права и свободы граждан.
Одновременно граждане также должны выполнять обязанности по отношению к государству, возложенные на них правом, а государство имеет право требовать от граждан выполнения обязанностей в соответствии с предусмотренными законом условиями и с соблюдением процедуры принуждения.
Государство в свою очередь должно выполнять возложенные на него законом обязанности по отношению к гражданам, такие, например, как защита прав и свобод, имущества, неприкосновенности личности и т.д. С другой стороны, граждане обязаны выполнять законные требования государства, его органов и должностных лиц. Обязанности на граждан могут быть возложены и непосредственно законом.
Таким образом, в правовом государстве главным регулятором отношений между гражданами и государством выступает право.
Исключается произвольная, то есть не предусмотренная законодательством, деятельность государства по отношению к гражданам и, соответственно, граждан по отношению к государству.
Правовое государство не существует и не может существовать вне связи с экономикой страны, ее социальными, культурными, нравственными и правовыми условиями, которые оказывают большое влияние на его формирование и функционирование.
Экономической основой правового государства является многоукладная экономика, действующая на основе рыночных законов, равенство всех форм собственности, развития частнопредпринимательской деятельности.
Социальной основой выступает развитое гражданское общество, которое объединяет свободных граждан, их формирование, другие негосударственные структуры, действующих независимо от государства на основе правовых и иных социальных норм.
Культурной основой выступает достаточно высокий уровень образования населения и государственных служащих, знание ими законодательства, строгое выполнение требований закона государственными и иными органами и организациями, должностными лицами, гражданами, умение граждан использовать право для защиты своих интересов в суде и другими законными способами.
Нравственную основу образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы личности, уважение ее прав.
Правовой основой выступает совершенное законодательство, соответствующее интересам большинства населения, полностью регулирующее подлежащие правовой регламентации общественные отношения, правомерное поведение и деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных и иных организаций, граждан.
2. Формирование идеи социальной государственности
Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально- экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа – принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства.
При этом они понимали, что, в конечном счете, такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.
Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который — задача государства.
Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.
В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств.
Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж.Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.
Следует отметить, что, несомненно, катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств.
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.
Теория и практика правового государства, как уже отмечалось, предшествовали идее и практическому воплощению государства социального, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и классовой борьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое качественное состояние, выполнения новых функций.
В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов. Однако, о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства.
3.
Функции социального государства
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.
К последним, в частности, относятся:
1. поддержка социально незащищенных категорий населения;
2. охрана труда и здоровья людей;
3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
8. поискбаланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
10. забота о сохранении мира в обществе.
Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.
продолжение
--PAGE_BREAK--