Реферат по предмету "Педагогика. Психология, Общение, Человек"


Профконсультирование школьников

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГООБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНПАВЛОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине«Психологическое консультирование»
На тему:Профконсультирование школьников
Студентки группы ЗПиП-41
Карпецкой Оксаны Преподаватель: Демиденко Раиса Николаевна
Павлодар,2002ОГЛАВЛЕНИЕI                    ВВЕДЕНИЕII                ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.         Психологическое консультирование, психологическая коррекцияи психотерапия.
2.         Основные принципы работыпрофконсультанта.
3.         Схема профконсультирования.
4.         Профконсультирование в школе.III             ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ1.          Подготовительный этап.
А.           Знакомство с клиентами
Б.           Описание методик
2.           
3.           
4.           
5.           
  IV
    VI           ВВЕДЕНИЕ
Широкое внедрение психологии в практику закономерно при­водит к развитиютех ее областей, которые традиционно обознача­ются как методы психологическоговоздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическомукон­сультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятель­ности илиоднозначно указать сферы его применения, поскольку слово«консультирование» уже давно представляет родовое понятие дляразличных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, вкоторой используются психологические знания, в той или иной мере применяетсяконсультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя ипроф. консультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультированиеруководителей, и многое, многое другое.
В эпоху социально-экономических катаклизмов и смены общественной системы,проблема престижа выбираемой деятельности приобретает особый смысл. Какизвестно, в такое время усиливается социальная мобильность населения, а именно,существенно облегчается переход из одной социальной страты в другую. Бывшая«элита» деградирует, теряет свои позиции и превращается в «средние слои»общества или в «простолюдинов». И наоборот, некоторые из «низших» слоев обществаобогащаются, набирают общественный вес и влияние.
Перспектива найти место в привелегированных слоях общества согревает душимногих подростков и, особенно их честолюбивых родителей. Стоит добавить, что вбольшинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что егопривлекает содержание труда (он еще не знает всех прелестей и недостатковвыбираемой профессии), он скорее выбирает определенный образ жизни, гдепрофессия лишь одно из средств построения счастья. Этим то и объясняется выборподростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себеони вряд ли могут заинтересовать очень многих (работа с нормативными актами ифинансовыми отчетами – это все-таки на «любителя»), но именно эти профессиисейчас позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный образжизни.
Однако со временем престижность и востребовательность  профессий меняется и тогда усамоопределяющегося подростка есть риск ошибиться: при выборе он ориентировалсяна престиж и элитарность, а оказался в огромной массе невостребованныхспециалистов, которые еще совсем недавно были «нарасхват».
Задача психолога помочь еще не совсем сформировавшейся личности неошибиться в выборе будущей профессии.
Проблемой  профориентациизанимались очень многие, и думаю, нет смысла их всех перечислять. Мне хотелосьбы отметить только работы человека, который широко занимается этой проблемой внаше время. Это д.п.н., профессор факультета психологии  МГУ имени Ломоносова М.В. – Пряжников Н. Емупринадлежат активизирующие профориентационные методики «За и против», «Будьготов!», а также активизирующий опросник-шутка «формула престижа», и множествопубликаций, касающихся этого вопроса.          II     ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.                Психологическоеконсультирование, психологическая коррекция и психотерапия.
Психологическое консультирование (counselling) — это внелечебная психологическая помощь, оказываемаяспециалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качестважизни.
 Консультирование — широкораспространенный сегодня и один из основных инструментов в областиинтеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любойсфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, вмедицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерскойработе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительныйпотенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может бытьполезен для специалистов других сфер практики.
В Казахстане сегодня не достаточно развита культураобращения за профессиональной психологической помощью. Этот феномен объясняетсяисторическими особенностями нашей страны и особенностями культуры. В течениенескольких десятков лет обращение за психологической помощью к практикующемупсихологу было весьма сложной, а часто и невозможной процедурой, прежде всеговвиду отсутствия услуги как таковой, а также множеством мифов, существующих внашей культуре.
Вот некоторые из них: «Грош мне цена, если я не справляюсь со всем сам (сама)»; «Все необходимо выстрадать самому»; «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится»; «Каждый у нас — сам себе психолог»
и другие.
Что это дает?
В настоящее время ситуация вокруг насизменилась настолько, что даже самые устойчивые к влиянию среды люди испытываютстресс. У каждого есть выбор: справляться со всеми трудностями самому (или несправляться вообще), либо обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.
Психологическое консультирование тесно связано, а во многомнепосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией.Более того, эти сферы часто смешиваются сами­ми практикующими психологами.Разделение этих сфер деятельно­сти и их точное определение могли бы послужитьтемой специальной работы. Мы ограничимся здесь весьма условным их делением.Определим психологическое консультирование как непосредствен­ную работу слюдьми, направленную на решение различного рода психологических проблем,связанных с трудностями в межлично­стных отношениях, где основным средствомвоздействия является определенным образом построенная беседа.
Соответствующая форма беседы активно используется и в пси­хокоррекционнойработе, и в психотерапии. Но если консульти­рование ориентировано, прежде всегона помощь клиенту в реорга­низации его межличностных отношений, топсихокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано восновном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основебольшинства жизненных трудностей и конфликтов.
Отдельной темой обсуждения является различие терминов «пси­хокоррекция»и «психотерапия». Представляется, что возникшее в отечественнойпсихологии разделение этих понятий связано ско­рее не с особенностями работы, ас укоренившимся и узаконен­ным положением о том, что психотерапией могутзаниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это огра­ничение,с нашей точки зрения, является искусственным, посколь­ку психотерапияподразумевает не медикаментозное, то есть психо­логическое воздействие. К томуже термин «психотерапия» (psychotherapy) является международным и в большинстве стран мираод­нозначно используется по отношению к методам работы, осуще­ствляемымпрофессиональными психологами. Однако традиция использования термина«психокоррекция» по отношению к психо­логической работе в нашейстране уже сложилась, и нам придется использовать его наряду с термином«психотерапия», который яв­ляется общепринятым в мировом сообществе.
Несомненно, что границы между психотерапией и консульти­рованием весьмаусловны, что не раз отмечалось различными ав­торами ( Поляков Ю.Ф.,Спиваковская А.С., 1985). Но так как данная работа рассчитана на людей, неимеющих спе­циальной подготовки в области психотерапии или, как у нас при­нятоговорить, психокоррекции, обозначим эти различия достаточ­но строго, ограничивтаким образом область, где могут работать специалисты-консультанты, от техслучаев, где их активное воздей­ствие нежелательно, поскольку только наличияпсихологического образования и понимания общих принципов работы для достиже­нияположительного эффекта здесь недостаточно.
Каким же образом можно разграничить консультирование и пси­хотерапию? Вчем смысл разделения проблем клиентов на межлич­ностные и глубинные личностные,о котором уже упоминалось
выше?
То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубиннымиличностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в спецификежалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиенты психолога-консультанта обычноподчер­кивают негативную роль других в возникновении собственных жиз­ненныхсложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу,локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособностьконтролировать и регулиро­вать свои внутренние состояния, потребности ижелания. Так, для клиента психолога-консультанта будут характерны жалобы типа:«Мы с мужем постоянно ругаемся» или «Жена ревнует меня безвсякого повода». Те, кто обращается к психотерапевту, чаще го­ворят освоих проблемах иначе: «Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива,постоянно кричу на мужа» или «Все время не уверен в том, как ко мнеотносится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и, видимо, безвсякого повода». Такое различие в локусе жалоб значит довольно много и, вчастности, то, что самим клиентом уже проделана определенная работа по анали­зусобственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным за происходящее с нимчеловек воспринимает самого себя — шаг, требующий определенного мужества, — гарантиятого, что он го­тов к более глубокому и откровенному самопознанию.
Направленность локуса жалобы иготовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задачапсихолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на своипробле­мы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить тестороны взаимоотношений, которые, будучи источни­ками трудностей, обычно неосознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является,прежде всего, измене­ние установок клиента, как на других людей, так и на различныеформы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получаетвозможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и всоответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему исвое поведение.
Психотерапевтическоевоздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, посколькууже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе соспециалистом затрагиваются не только актуальные ситуации взаи­моотношенийклиента, но также прошлое (события далекого дет­ства, юности), активноиспользуются такие специфические фор­мы психической продукции, как сны и ассоциации.Важная черта психотерапии — особое внимание к взаимоотношениям между че­ловеком,обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах переноса иконтрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширениявозможностей воздей­ствия, тогда как в консультировании подобные вопросы практичес­киникогда не обсуждаются. Анализ глубинных слоев психики при­водит к пониманиюпричин патогенных переживаний и поведения и таким образом способствует решениюличностных проблем (Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С., 1992).
Различна и длительность этих видов психологического воздей­ствия. Так,если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и редкопревышает 5—6 встреч с клиентом, то про­цесс психотерапии длится несравнимодольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.
Определенные различия связаны и с типами клиентов. На при­еме упсихолога-консультанта можно с равной вероятностью встре­тить практическилюбого человека независимо от его психического статуса, занятости, материальнойобеспеченности, интеллектуаль­ного потенциала и т.д., тогда как круг людей, чьипроблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррекционной работы, болееограничен. Идеальный клиент — это нормальный невротик, с высоким уровнемразвития рефлексии, способный оплачивать ча­сто дорогой и длительный курслечения, обладающий достаточным для этого количеством времени и мотивацией. Кчести психотера­пии следует сказать, что сужение круга клиентов и увеличениевре­мени воздействия приводит к значительному расширению круга решаемыхпроблем, который в определенном смысле становится безграничным.
Естественно предположить, что при столь существенных отли­чиях двух этихформ воздействия должна различаться и подготовка соответствующих специалистов.Основные требования к психоло­гу-консультанту, с нашей точки зрения, — этопсихологический диплом, а также специальная подготовка в области теории и прак­тикипсихологического консультирования (включающая работу под руководствомсупервизора), которая может и не быть особенно длительной. Требований кобразованию специалистов по психо­терапии значительно больше, и они включают всебя, наряду с те­оретической психологической подготовкой и определенными ме­дицинскимизнаниями, также длительный опыт собственной психотерапии и работы подруководством опытного супервизора. Не случайно психотерапия исторически тесносвязана с психиат­рией, и среди психотерапевтов наряду с профессионалами-психо­логамине менее часто встречаются и психиатры, но, конечно, также получившиеспециальную подготовку. Заметим, что человек, обращающийся к психотерапевту, потрадиции называется не кли­ентом, а пациентом. Полноценную подготовкуспециалиста в этой области невозможно представить без опыта собственной психотера­пии,благодаря которому он может лучше ориентироваться в про­блемах пациентов, болееполноценно работать, не боясь таких по­мех, как синдром сгорания иликоммуникативной перегрузки, а также свободно используя такие средствавоздействия, как перенос и контрперенос.
Различия психотерапии и консультирования — широкая и мно­гогранная тема.Конечно же, здесь мы можем наметить только об­щие линии их сравнения. Тем же,кто особенно заинтересовался этим вопросом, можно посоветовать почитатьспециальную лите­ратуру (Карвасарский Б.Д., 1985; Василюк Ф.Е., 1988).
«Человек с улицы»,обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждыйпредставляет себе, что такое психология в принципе, не всегда понимает, какогоименно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана. Частоожидания клиентов неадекватны, не соответству­ют реальности жизни и логикевзаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требоватьсделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействияпсихолога и т.д.). В связи с этим часто первое, что приходится делать склиентом, — это объяснять, в чем он может ожидать пси­хологической помощи икакой. С этой точки зрения психологичес­кое консультирование, будучи более ориентированнымна дости­жение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, частослужит своеобразной ступенькой, первым шагом к более дли­тельной и глубокойпсихотерапевтической работе. Бывает, что, придя к консультанту, человек впервыезадумывается о собствен­ной роли в своих жизненных неудачах и начинаетпонимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даженескольких встреч с психологом недостаточно. Из этого не следует, что он сразуже обратится за более серьезной помощью — это может слу­читься не скоро или неслучиться никогда, но даже простое зна­ние о том, что помощь в принципе емуможет быть оказана, бы­вает очень важным. Такая взаимосвязь консультирования ипсихо­терапии — основа широких и многогранных возможностей практи­ческойпсихологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, чтоявляется наиболее подходящим для него в данный момент.
2.    Основные принципы работы профконсультанта.
Профконсультирование являетсяспециальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблеминдивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынкетруда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиляпрофессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности.
Профконсультант может реальнопомочь, прежде всего, в решении проблемы выбо­ра профессии и в определениипрофиля профессионального обучения. Для большинства клиентов службы занятостиактуальны также проблемы психологиче­ской и социальной адаптации.
Последствия общения сконсультантом имеют большую личност­ную значимость для клиента. Ка­ким будетвмешательство консультанта – развивающим или разрушающим личность клиента –зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:
1. Ответственность. Консультант несет персо­нальнуюответственность за адекватность используемых методов, правильность проведениядиагностических проце­дур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.
2. Компетентность. Профконсультантдолжен иметь необходимую специальную теоретическую и практическуюподготовку, использовать приемы и методы, соответствующиеего квалификации и личным возможностям, постоянно повышатьсвою квалификацию, знакомиться с новыми разработками вобласти своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватноконкретной ситуации консультирования.
3. Добровольность.Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет правоотказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования,анкетирования и т.п.) без объяснения причин.
4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом впроцессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передачаеё другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.
5. Активность. Консультируемый самостоя­тельно принимает решение по проблеме, с которойоб­ратился к профконсультанту или в службу занятости. Профконсультантоказывает информационную и психологическую по­мощь в ответ на запросклиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консуль­тируемогов принятии им решения. Суждения и оценки профконсультанта впроцессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятииим решения.
6. Позитивный эффект. Профконсультант ин­терпретирует полученные результаты с позициисоот­ветствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретнойпрофессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Онакцентирует внимание на возможностях консульти­руемого, поддерживает и стимули­руетего поисковую активность.
7. Лояльность. Профконсультант уважаетличность клиента и защищает его право на свободу в профессиональномсамоопределении. Интересы кон­сультируемого, даже не соответствующие интере­самслужбы занятости, являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлятьдоброжелательность, тактичность независимо от своего эмоциональногои физического состояния и субъективного отношения к нему.
3.      Схемапрофконсультирования
Схема процесса профконсультирования может бытьследующей:
 
Подготовительный этап. Основнаязадача консультанта на данном этапе – составить общее представление о проблемеклиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится кконсультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимыедиагностические методики, продумывает стратегию.
Первый этап. Задача консультанта –помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то естьувидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и вомногом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречиконсультант должен представиться. С самого начала консультации необходимо позаботитьсяо дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентомзависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагаетконтроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом,эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством),диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а такжевербальную культуру.
Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующимпозициям:
·     Клиент:в чем заключается его проблема, как он отно­сится к консультации и профконсультанту,в каком со­стоянии находится, каков может быть внутренний мотив обращения кконсультанту.
·     Условия:организационные, временные, информацион­ная и методическая оснащенность.
·     Профконсультант: осознаниепрофессиональной ква­лификации и компетентности относительно данной си­туации,функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.
Если контакт с консультируемым не получается, можно исполь­зоватьнесложные методики, например ДДО, «Карту интересов», конструктивныйрисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентоврекомендуется создать условия, способству­ющие переживанию успеха, с помощьюзаданий на сообразитель­ность, внимание.
Второй этап. Основная задача –выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиентаглаза­ми специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы,определение пути совместного решения проблемы, раз­работка общего планадальнейшей консультации, коррекция усло­вий ее проведения. При этом он можетудлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке междувстречами уточнить или получить необходимую информацию.
Третий этап. Консультант и клиентсовместно определяют конкретную цель данной консультации(информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая,формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультантпомогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно надоступном уровне объяснить ему необходимые понятия.
Четвертый этап. Консультант иконсультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущемэтапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Важно показатьклиенту, что он и сам немало знает. Применяются не только психодиагностическиеметодики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе,самооценка. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач,совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.
Пятый этап. На этом этапе происходитсовместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных).Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели,какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяютсяпути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенныйвариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с консультируемымв чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершилошибку. При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента,отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональноебудущее клиента.
Завершается консультация протоколированием следующихсведений: анкетные данные; общие выводы по предварительным данным;первоначальное понимание клиентом своей проблемы; гипотеза профконсультанта;совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итогиконсультации, сформулированные клиентом и консультантом; примечание.
Конечно, эта схема носит общий характер, и должна“настраиваться” согласно ситуации.
4.    Профконсультированиев школе
Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активностисамого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, в отличие отдирективной профконсультации. Основной её целью является активизация процессаформирования психологической готовности учащегося к профессиональномусамоопределению, которая должна быть включена в учебно-воспитательный процесс.Развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися разного возраста.Главный момент в ней – перенесение акцента с акта выбора профессии наподготовку к ней путём правильной оценки природных особенностей и направленногоформирования необходимых качеств, свойств личности.
Следующий принцип развивающей профконсультации – это реализация новогоподхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Ещё одинпринцип состоит в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики исосредоточения основного внимания на разработке и применении специальныхкоррекционных программ и систем психотренировок.
Наконец, реализация принципов сотрудничества консультанта сконсультируемым путём гуманистического подхода к профконсультированию. Успехпрофконсультации во многом зависит от того, удастся ли наладить с учащимсядоверительные отношения. Неприемлемы давление, директивный тон и навязываниесобственного мнения. Профконсультант должен делать акцент на объяснении того,что выбор профессии будет правильным тогда и только тогда, когда он осознан,самостоятелен и когда ему предшествовала кропотливая работа по самопознанию иизучению мира профессий.
Для грамотного построения профконсультационной работы консультант долженразбираться в особенностях и тенденциях мира современных профессий, обладатьзнаниями о закономерностях формирования способностей и склонностей, владетьметодиками психодиагностики, отчётливо представлять себе роль природного иприобретённого в профессиональном самоопределении, владеть методикамикоррекционной работы.
Для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схемаконсультирования:
1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.
2. Формированиеобраза “идеальной” профессии.
3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в видевозможных вариантов профессий.
4. Анализ психологических портретов реальных профес­сий.
5. Изучение индивидуально-психологических особенно­стей клиента.
6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.
7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладенияпрофессией.
Теперь я рассмотрю некоторые направления работы профконсультанта вусловиях современной школы.
            У учащихся старших классов естьвыраженная потребность посоветоваться с психологом о своём профессиональномвыборе. В зависимости от степени развития их профессиональных планов и уровняразвития способностей профконсультант намечает стратегию проведенияконсультации. Для одних достаточно две-три беседы и краткое диагностическоеобследование, чтобы принять решение о выборе профессии и начать подготовку кней. Для других требуется углубленное обследование и многократные консультации,чтобы подойти к этому решению. Поэтому психолог должен начать изучениепрофессиональных намерений учащихся с 7-го класса; а начиная с 8-го классаследует проводить индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9-гокласса продолжить обучение в техникуме или колледже. До начала индивидуальныхпрофконсультаций надо провести изучение профессиональных намерений и уровняразвития некоторых способностей у школьников.
            Очевидно, что учащиеся, имеющиевыраженные профессиональные интересы и достаточно устойчивый профессиональныйплан, в наименьшей степени нуждаются в помощи профконсультанта, и ихконсультируют только в случае самостоятельного обращения к психологу.Подмечено, что такие учащиеся обращаются к профконсультанту за получением подтвержденияправильности уже совершённого выбора.
            Работа с менее успешными в этомплане учащимися не ограничивается несколькими консультациями. Прежде всего,психологу следует выявить их интересы и склонности, примерно очертить кругинтересующих их профессий и сформулировать рекомендации по ознакомлению с ними.Профконсультант может наметить план углубленного изучения учащимся интересующихпрофессий, в который входит ознакомление с профессиографической литературой,консультации с сотрудниками центра профориентации, а также профессионалами. В результатеэтой работы у одних учащихся произойдёт укрепление профессиональных планов, а удругих может произойти изменение их намерений. Эта работа активизирует учащихся,даёт им возможность приобретать опыт, осваивать алгоритм ознакомления спрофессией.
По окончании этого этапа профконсультант приступает диагностической икоррекционной работе. Подбор методов диагностики должен опираться на адекватноепонимание профессиональной деятельности: понимание содержания профессии каксовокупности требуемых знаний, умений и навыков, целей деятельности и т.д.,плюс определённых требований к психике (т.е. скорости, темпу и интенсивностипротекания психофизиологических процессов). Соответственно, в каждоминдивидуальном случае углубленное психодиагностическое обследование должновестись более прицельно, исходя из понимания его проблем и из полученных напредыдущих этапах профконсультации результатов. Если у учащегося не обнаруженосерьёзных проблем в развитии важных качеств, намечается план самоподготовки иформирования требуемых способностей, предлагается система психотренировок(развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т.п.), азатем производятся обстоятельное обсуждение с учащимися их достижений,возникающих сложностей и путей их преодоления.
В целом вся профконсультационная работа должна строиться так, чтобы издиагностической она превратилась в диагностико-коррекционную. Все этапыконсультации служат одной цели – активизировать учащегося, сформировать у негостремление к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных с помощьюпрофконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их развития.
Завершатьпрофконсультацию может беседа с обсуждением проведённой работы, формулированиемрекомендаций, принятием решения о продолжении выполнения намеченного плана илиже о пересмотре первоначально выбранных сфер деятельности, корректировкойпрофессиональных намерений и т.д. Конечно, при разных запросах профконсультацияможет быть проведена либо целиком и полностью, либо без некоторых этапов,например, коррекционной части.III           ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.     Подготовительный этап
А.     Знакомство с клиентами.   
Методика «За и против»была проведена в СШ № 41 г.Павлодара. Работала я с учащимися 8-го«Б» класса Шайхиевой Галей, Пархоменко Надей и Павленко Таней.
Выяснилось, что Галя послеокончания школы  собирается пойти учитьсяна бухгалтера или экономиста. Надя, еще не знает какую профессию ей выбрать, ножелает, чтоб у неё был свой магазин по продаже косметических товаров. Таняхочет стать военным врачом или ветеринаром.
Причины, побудившие девочексделать такой выбор разные: Галя ориентируется на престиж и плохо себепредставляет трудовые обязанности бухгалтера и экономиста, она совсем незадумывалась о своих способностях и возможностях работать в данной сфере; Надетяжело определиться в силу возрастных особенностей, как она сама говорит, чтосегодня она хочет быть юристом, завтра учителем, послезавтра медиком и т.д.;Таня выбрала профессию врача потому, что у неё мама врач и её нравится еёработа, а профессию ветеринара потому, что любит животных. Девочка довольнохорошо ознакомлена с трудовыми обязанностями, как врача, так и ветеринара,знает неприятные стороны профессии (например, что ветеринар лечит не толькомилых кошечек и собачек, а работает и с коровами, и овцами, и свиньями).
Методика «Будь готов!» была проведена с ученицей 11 «А»класса – Завражных Лидой. Она увлекается современными танцами и с удовольствиемпродолжила бы эти занятия, а вообще хочет стать бухгалтером или юристом – «каквсе».
       Б.   Описание методик.
Для работы я подобрала две активизирующихпрофориентационных методики. Авторами обеих методик является доктор педагогическихнаук, профессор факультета психоло


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.