Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование словаря у детей раннего возраста с помощью дидактических игр и упражнений

--PAGE_BREAK--
Наглядные приёмы–показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

Игровые приёмы могут бытьсловесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. [ 2]

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова. Наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры.
1.4 Особенности  формирования  словаря  у  детей  раннего  возраста.

На  третьем  году  жизни  словарь  детей  пополняется  в  процессе  освоения  более  широкого  круга  предметов  домашнего  обихода, с  которыми  действуют  и  они  сами, и  взрослые. Дошкольники  осваивают  названия  предметов  более  далекого  окружения, которые  видят  на  улицах, в  парках  и  других  местах ( названия  транспортных  средств, построек, растений, животных и д.р.).

Углубление  знаний  о  предметах  получает  отражение  в  словаре  в  виде  слов, обозначающих  название  частей  и  деталей  предметов, с  которыми  ребенок  действует ( ручка, носик, крышка  у  чайника, рукава, карман, пуговицы, петли  у  платья и т.п.), формы  предметов (шар, кубик, кирпичики), вкус  овощей  и  фруктов (сладкий, кислый, вкусный). Вводятся  в  активный  словарь  всей  детей  слова, обозначающие  величины  и  цвета, а  так  же  обозначения  некоторых  физических  качеств  предметов ( теплый, гладкий) и  их  свойств (бьется, рвется и  др.)

Что  касается  обобщений, то  в  этом  возрасте  продолжается  дифференцировка  групп  предметов  и  обозначение  их  одним  словом (например: чашки, тарелки, кастрюли  и  т.п. независимо  от  цвета, величина  отличаются  от  близких  предметов  других  видов  и  называются  соответственно )  [ 15 ]

На  третьем  году  жизни  ребенка  происходит  существенный  перелом  в  его  отношениях  с  окружающим, обусловленный  ростом  возможностей 

малыша  и  осознанием  себя  как  самостоятельного  существа.

Для  детей  этого  возраста  характерна  потребность  в  общении. Частое  обращение  ко  взрослым  и  сверстникам  способствует  развитию  речи  детей. Они  начинают  активно  рассказывать  окружающим  о  том, куда  ходили, что  видели, используя  различные  части  речи, простые  и  распространенные  предложения.

Речь  детей  быстро  совершенствуется. С  ее  развитием  становится  точнее  и  осмысленнее восприятием  ребенком  предметов, явлений. Дети  пытаются  найти  сходства  между  предметами, сравнивают  их, устанавливают  между  ними  простейшие  связи.

Хорошо  развитое  подражание  и  достаточный  уровень  понимания  речи  обеспечивают  бурный  рост  словарного  запаса ( с 2х  до  3х  лет  он  увеличивается  в  3-4 раза, в  дальнейшем  же  пополнение  протекает  значительно  медленнее  и  относительно  равномерно). К 3м  годам  словарь  ребенка  достигает  1000-1200 слов. В  его  составе  имеются  почти  все  части  речи  ( существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения), служебные  слова ( союзы, предлоги, частицы), междометия. [  8  ]

 Для  ребенка  в  первую  пору  его  жизни  слова  являются  только  вторыми  оригиналами  действительности. Первыми  являются  восприятие, поступающее  в  его  сознание  через  органы  внешних  чувств  из  окружающего  его  вещественного  мира. Ребенок  не  может  еще  отличать  слово  от  вещи, слово  совпадает  для  него с  обозначаемым  предметом.

Язык  развивается  наглядным, действенным  путем. Чтобы  давать  название, налицо  должны  быть  все  предметы, с  которыми  эти  названия  должны  быть  связаны. Слово  и  вещь  должны  предлагаться  человеческому  уму  одновременно, однако  на  первое  место- вещь  как  предмет  познания  и  речи. [ 26 ]

Дети  усваивают  родной  язык  в  живом, непосредственном  общении  с  окружающими  людьми, а  отсюда  вывод – надо  чаще  разговаривать  с  маленькими. Сначала  только  взгляд  ребенка  говорит, что  он  понял  смысл  слова, затем  поступают  новые  успехи: он  сам  произносит  слова. Частое  обращение  взрослых  к  ребенку  приводит  к  тому, что  довольно  быстро  растет  запас  слов  детей, а  через  некоторое  время  ребенок  уже  выражает  свои  желания, мысли  несколькими  словами, многословными  предложениями. В  этом  возрасте (2-3г ) речь  малыша  бывает  настолько  своеобразна, что  только  самые  близкие  люди  могут  ее  понять: «ниська  папаля» — книжка  пропала. Это  объясняется  тем, что  ребенок  еще  не  овладел  всеми  необходимыми  движениями  органов  речи  при  произношении  звуков  родного  языка. Каждый  звук  получается  в  результате  особой  укладки  или  особых  движений  языка, губ, нижней  челюсти, мягкого  неба; произношение  слов  требует  сложной  согласованной  работы  органов  речи. Чтобы  овладеть  этим, нужно  время. Кроме  того, очень  важно, что  бы  ухо  ребенка  привыкло  к  правильному  произношению  слов. Иногда  же  неправильное  воспитание  задерживает  ребенка  на  этом  несовершенном  этапе  развития  речи. Ошибка  воспитания  заключается  в  том, что  родители  подлаживаются  под  детский  лепет. Всегда  разговаривать  с  детьми  нужно  чистым, правильным, русским  языком. [ 23 ]

Третий  год  жизни – период  наибольшего  увеличения  активного  словарного  запаса. Особенно быстро  увеличивается  число  существительных  и  глаголов, медленнее  растет  число  используемых  прилагательных.

Состав  словаря  отражает  круг  интересов  и  потребностей  ребенка. В  речи  детей  можно  обнаружить  слова, обозначающие  разные  сферы  жизни. Так, в  исследовании  В.В. Гербовой   установлены  особенности  содержание  наиболее  употребительных  частей  речи  в  словаре  детей  третьего  года  жизни. Среди  существительных  названий  предметов  обихода  составляют  36% ;  названия  объектов  живой  природы – 16,5% ;  названия  средств  передвижения  — 15,9%. Среди  других  существительных  наиболее  употребительными  являются  названия  явлений неживой  природы, частей  тела, строительных  сооружений и др. Третью  часть  всех  слов  составляют  глаголы… [ 9 ]
Данные,  которые  приведены  выше, свидетельствуют, что  дети  уже  на  третьем  году  жизни  располагают  довольно  разнообразным  словарем, обеспечивающим общение  с  окружающими.

Однако, важно  не  количественное  накопление  словаря, а  его  качественное  развитие – развитие  значений  слов, представляющее  грандиозную  сложность. Сначала  слово  ассоциируется  для  малыша  только  с  конкретным  единичным  предметом. Постепенно  с  развитием  способности  обобщения  оно  начинает  обозначать  все  предметы  данной  категории.

Наиболее  правильно  дети  понимают  и  употребляют  слова  обозначающие  конкретные  предметы, которыми  они  пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда). Наименее  усвоенными  оказываются  слова  обозначающие  более  отдаленные  от  детей  явления.     [ 2 ]

Из всего этого можно выделить следующие особенности формирования словаря детей раннего возраста:

1.     Быстрый количественный рост словаря и его качественное развитие.

2.     Продолжается дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом.
1.5 Психологические  основы  формирования  словаря  у  детей  раннего  возраста.

Речь  не  только  служит  познанию, но  и  является  необходимым  средством, оружием  человеческого  мышления. Человек  мыслит  словами, произнося  их  громко  или  про  себя ( внешняя  и  внутренняя речь ). Вместе  с  тем  речь  и  мышление – не  одно  и  то же,  потому  что  мышление – отражение  в  мозгу  предметов  и  явлений в  их  закономерных  связях  и  отношениях.

Нельзя  ставить  знак  равенства  между  умением  говорить  и  умственным  развитием  ребенка, но  речь  тем  не  менее  имеет  прямое  отношение  к  развитию  мышления

Мыслительные  операции  (анализ, синтез, сравнение, обобщение) возможны  только  с  помощью  речи, внешней  или  внутренней. При  этом  в  процессе  анализа  и  синтеза  человек  задает  себе  вопросы, строит  различные  предложения, рассуждает, приходит  к  определенным  суждениям  и  понятиям. В  процессе  этой  мыслительной  деятельности  он  прибегает  к  сравнениям  (сопоставление  объектов  с  целью  выявления  сходства  или  различия  между  ними), что  является  важной  предпосылкой  обобщения  (умозаключение, суждение и  понятие). Понятие – одна  из  форм  отражения  мира  в  процессе  познания, связанная  с  применением  языка, форма (способ) обобщения  предметов  и  явлений. ( Понятием называют  мысль, представляющее  собой  обобщение  и  мысленное  выделение  предметов  некоторого  класса  по  их  специфическим  признакам).

Таким  образом, с  помощью  речи  в  мышлении формируется  понятия, являющиеся  единицами  мыслительного  процесса.

Ко  всему  этому  ребенок  начинает  приобщаться  уже  с  первых  лет  жизни, постепенно  овладевая  речью  и  определенным  раннем  детстве  наглядно-действенным, в  дошкольном  детстве – образным, типом  мышления  в    школьном  детстве – логическим.

У  двух-трех  летних  детей  анализ,  синтез, сравнение  и  другие  мыслительные  операции  еще  не  отделимы  от  практических  действий  с  предметом, с  реальным  расчленением  его  на  части  и  соединением  элементов  в  одно  целое.

Первые  обобщения  ребенок  начинает  делать  по  несущественным  признакам. Так  например, все  мягкое – это «киса» ( кошка ), а  все круглое — «лябико» ( яблоко ).

Овладение  обобщениями  по  существенным  признакам  на  2-3 году  жизни  является  необходимом  условием  развития  мышления. [19 ]

Обобщение – это  новый  более  высокий  уровень  мыслительной  деятельности, на  который  ребенок  выходит  через  речь. Обобщение  является  мыслительным  объединением  предметов  и  явлений  действительности, имеющих  общие  свойства. Это  переход  от  одиночного  к  общему, к  все более  высокому  уровню  обобщений. Например, от  одиночного  понятия  «огурец» ( или «помидор» ) к  понятию  «овощ».

[ 6 ]

Итак,  на  третьем  году  жизни  ребенка  начинается  период  благоприятный  для  развития  речи. И  это  время  нельзя  упустить. Необходимо  особое  внимание  уделять  развитию  активного  словаря, т.е. побуждать  ребенка  выражать  свои  мысли  словами.  [ 11  ]

1.6 Психология восприятия картинки (картины) в раннем возрасте.

Как уже отмечалось, познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребёнка с действительностью, в процессе так называемых практических проб, которые позволяют ему лучше познакомится с особенностями предметов ближайшего окружения.

Прежде чем узнать изображение и обозначить его словом ребёнок должен неоднократно видеть их и действовать с ними, обследовать их свойства. Поэтому занятиям с картинками (картинами) должны предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами. Ведь картинка (картина) – это лишь «знак» самого предмета, его плоскостное изображение. Да и оно не всегда совпадает с тем, с чем малыш встречался в реальной жизни. Например, его чашечка или чашка его мамы не похожи на ту чашку, что нарисована на картинке, но ребёнок узнаёт предмет и называет его, вытягивая губы трубочкой (имитирует процесс питья). Это говорит о том, что у ребёнка сформировались обобщённый образ предмета и обобщённое представление о его назначении и способе использования. Это сложный мыслительный процесс, включающий сенсорную память, т.е. представление об особенностях внешнего вида предмета и о его функциональном назначении. Представление — это возникающие в мозгу наглядные образы воспринимавшихся ранее предметов и явлений. Итак, у ребёнка должно возникнуть представление о предметах, что делает возможным их узнавание на картинках.

Следует учитывать, что восприятие предметов (предметы быта, игрушки и пр.) на 2-3 году ещё очень поверхностно, но чем чаще и разнообразнее малыш действует с предметом, тем легче узнаёт его на картинке.

  Прежде чем приступить к занятиям, необходимо научить детей рассматривать изображение (рисунок, картину, картинку), т.е. понимать особенности плоскостного изображения. Установлено, что маленькие дети ещё не умеют последовательно «изучать» изображения предметов по контуру взглядом. Они «выхватывают» наиболее яркую часть рисунка и акцентируют внимание на ней, «не видя» изображение в целом. 

Вот почему рассматриванию изображения следует учить, как и обследованию с помощью руки объёмного предмета ( ощупать, обвести по контуру). Обучение этим действиям ориентировочного и исследовательского характера должно идти параллельно, потому что «глаз учит руку, а рука учит глаз».

Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему детям раннего возраста для рассматривания  вначале следует давать изображения отдельных предметов (предметные картинки), простых по форме (легко «обтекаемых» взглядом), без лишних отвлекающих внимание деталей (например, мяч, яблоко, огурец, матрёшка, лопата, ведро и т.п.).

При рассматривании картинок взрослый обводит пальцем ребнка изображение по контуру, называя изображённый предмет, побуждает к повторению. Так с помощъю фиксирующего действия происходят зрительный анализ рисунка, а затем синтез, т.е. умение видеть предмет в целом, с деталями и особенностями.

Изображение, используемое в качестве дидактического материала по развитию речи и мышления, поистине уникально, т.к.  является, если можно так выразится двойной знаковой системой: с точки зрительного восприятия, изображение – знак предмета (при его отсутствии как такового); с точки зрения слова, изображение – «сигнал сигналов». А это способствует развитию символической функции мышления, формированию интеллекта, т.к. информация об окружающем мире поступает к нам в символической форме. Мозг ребёнка должен быть подготовлен к столь сложной мыслительной деятельности. Этому способствуют занятия с картинками и картинами.

Набор картинок и картин, подобранных в определённой последовательности, представляет модульную (целостную) систему знаков – реалистических рисунков для развития речи и мышления детей. Это важно, т.к. изображения должны быть узнаваемыми детьми раннего возраста, не имеющими достаточных знаний об окружающем и развитого воображения.

Работа с картинками  строится на основе принципов от простого к сложному и от частного к общему. Вначале детям предлагаются изображения тех предметов, которые наиболее часто встречаются  в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных ситуациях и видят их в разных сочетаниях. Это прежде всего изображения отдельных предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов домашнего обихода, животных (живущих рядом) и др. далее обобщения подбираются как серии обобщений: «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Животные» и т. п. Затем следуют серии  на основе дальнейших обобщений: «Посуда столовая» и «Посуда чайная»; «Животные домашние» и «Животные дикие»; «Птицы», «Насекомые» и др.

Картинка является уменьшительной копией реального предмета, поэтому предоставляется возможность использования – на небольшом пространстве (стол) – большого количества изобразительного материала. [14].

  
 1.7  Дидактические игры  как  средство  формирования  словаря  у  детей  раннего  возраста.

Дидактические  игры – широко  распространенный  метод  словарной  работы. Словарные  игры  проводятся  с  игрушками, предметами, картинками  и  на  вербальной  основе (словесные). Игровые  действия  в  словарных  играх  дают  возможность, главным  образом, активизировать  имеющийся  запас  слов. Новые  слова  не  вводятся. Словарные  дидактические  игры  помогают  развитию  как  видовых, так  родовых  понятий, освоению  слов  в  их  обобщенных  значениях. В  этих  играх  ребенок  попадает  в  ситуации, когда  он  вынужден  использовать  приобретенные  ранее  знания  и  словарь  в  новых  условиях. [ 2 ]

 Дидактические  игры – эффективный  метод  активизации  словаря  детей. Каждая  дидактическая  игра  имеет  свое  программное  содержание, например, закрепляет  знание  о  цвете, пространстве, времени, счете и  т.д. В  связи  с  этим  в  программное  содержание  игры  входит  и  определенная группа  слов, которую  должен  освоить  ребенок. [ 3 ]

Народная  мудрость  создала  дидактическую  игру, которая  является  для  маленького  ребенка  наиболее  подходящей  формой  обучения.

Дидактические  игры  и  занятия  очень  важны  для  умственного  воспитания  маленьких  детей. Во  время  занятий  у  ребенка  вырабатываются  важные  качества, необходимые  для  успешного  умственного  развития; исподволь  воспитывается  способность  сосредоточиться  на  том, что  ему  показывает  и  говорит  взрослый. Опираясь  на  способность  и  склонность  маленьких  детей  к  подражанию, воспитатель  побуждает  их  воспроизводить  показанное  действие, сказанные  слова.

Привлекая  внимание  детей, возбуждая  их  интерес, воспитатель  закладывает  первые  начала  в  развитии  такого  важного  качества, как  любознательность. На  занятиях  ребенок, приученный  слушать  взрослого, смотреть  на  то, что  ему  показывают, овладевает  определенными  знаниями. Он  много  узнает  о  разных  предметах: об  их  назначении, о  внешнем  виде, свойствах, таких  как, форма, цвет, величина, вес, качество  материалов  и  др. Развивается  и  совершенствуется  его  восприятие.

Показывая, рассказывая  детям, воспитатель  раскрывает  перед  ними мир  доступных  для  их  понимания  явлений  природы  и  труда  старших, знакомит  с  некоторыми  средствами  передвижения. Понять  все  эти  явления  ребенок  не  может  без  поясняющего  слова  взрослого. Поэтому  на  занятиях  ставится  задача – научить  детей  слушать  и  понимать  обращенную  к  ним  речь  и  самим  пользоваться  речью. [ 3 ]

Дидактические  игры – это  обучающие  игры. Они  создаются  взрослыми  в  целях  воспитания  и  обучения  детей. Для  играющих  детей  воспитательно-образовательное  значение  реализуется  через  игровую  задачу, игровые  действия, правила. Эти  игры  способствуют  развитию  познавательной  деятельности, интеллектуальных  операций, представляющих  собой  основу  обучения. [ 12 ]

Игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям ребёнка-дошкольника. Она является лучшим средством для обогащения словаря. Игра также незаменима как средство воспитания памяти, наблюдательности, сообразительности.

В процессе логопедических занятий с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством, содействующим привитию детям новых положительных речевых навыков.

Дидактические игры являются одним из средств, способствующим уточнению имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях, обогащению словаря. [ 20 ]

Так дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек» помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь. Игра «Новая кукла» учит детей правильно называть предметы  мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь. Настольно-печатные игры, например: «Парные картинки», «Домино», «Лото», «Чьи детки?» формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах.  С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения).  Манипулируя игрушками в процессе игры дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т.п., т.е. употребляют глаголы. В играх: «Больше-меньше», «Кто скорее соберет?», «Чудесный мешочек» дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.

И так, дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря детей раннего возраста. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

Из всего вышесказанного следует, что для нашего исследования нам необходимо подобрать дидактические игры с предметами, и настольно-печатные с предметными картинками знакомого содержания. Так как дети раннего возраста  способны узнавать на предметной картинке только те предметы с которыми они неоднократно действовали.
1.8  Виды и структура дидактических  игр.

В  дошкольной  педагогике  все  дидактические  игры  можно  разделить  на  три  основных  вида: игры  с  предметами ( игрушками, природным  материалом), настольно-печатные  и  словесные  игры.

С  детьми  раннего  возраста  используются  дидактические  игры  с  игрушками  и  картинками, словесные  не  используются. В  играх  с  предметами  используются  игрушки  и  реальные  предметы. Играя  с  ними  дети  учатся  сравнивать, устанавливать  сходство  и  различие  предметов. Ценность  этих  игр  в  том, что  с  их  помощью  дети  знакомятся  со  свойствами  предметов  и  их  признаками: цветом, величиной, формой, качеством. По  мере  овладения  детьми  новыми  знаниями  о  предметной  среде, задания  в  играх  усложняются: ребята  упражняются  в  определение  предмета  по  какому-либо  одному  качеству, объединяют  предметы  по  этому  признаку      ( цвету, форме, качеству, назначению и  др.), что  очень  важно  для  развития  отвлеченного, логического мышления. Детям  младшей  группы  дают  предметы, резко  отличающиеся  друг  от  друга  по  свойствам, так  как  малыши  еще  не  могут  находить  едва  заметные  различия  между  предметами. В  играх с  куклами  у  детей  формируется  культурно-гигиенические  навыки  и  нравственные  качества, например, заботливое  отношение  к  партнеру  по  игре – кукле, которое  переносится  затем  и  на  своих  сверстников.

Игры  с  природным  материалом  воспитатель  организует  во  время  прогулки, непосредственно  соприкасаясь  с  природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В  таких  играх  закрепляются  знания  детей  об  окружающей  их  среде, формируются  мыслительные  процессы     ( анализ, синтез, классификация) и  воспитывается  любовь  к  природе,  бережное  к  ней  отношение.

Настольно-печатные  игры – интересное  занятие  для  детей. Они  разнообразны  по  видам: парные  картинки, домино, лото.

Подбор  картинок  по  парам. Самое  простое  занятие  в  такой  игре – нахождение среди  разных  картинок  двух  совершенно  одинаковых. Затем  задание  усложняется: ребенок  объединяет  картинки  не  только  внешним  признакам, но  и  по  смыслу: например, найти  два  самолета. Они  могут  быть  совершенно  разными  и  по  форме, и  по  цвету, но  их  объединяет  принадлежность  к  одному  виду  предметов.

Подбор  картинок  по  общему  признаку ( классификация). Здесь  требуется  некоторое  обобщение, установление  связи  между  предметами. Например, в  игре  « что  растет  в  саду» (огороде, в  лесу) дети  подбирают  картинки  с  соответствующими  изображениями  растений. Запоминание  состава  количества  расположения  картинок. Игры  проводятся   также  и  с  предметами, например, в  игре  «отгадай  какую  картинку  спрятали» дети  должны  запомнить  содержание  картинок, а  затем  определить  какую  из  них  перевернули  рисунком  вниз. Эта  игра  направлена  на  развитие  памяти, запоминания, припоминания. Игровыми  дидактическими  задачами  этого  вида  игр  является  также  закрепление  у  детей  знаний  о  количественном  порядковом  счете, о  пространственном  расположение  картинок  на  столе ( справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение  рассказать  связно  о  тех  изменениях, которые  произошли  с  картинками  о  их  содержании.

Составление  разрезных  картинок  и  кубиков. Задача этого  вида  игр – учить  детей  логическому  мышлению, развивать  у  них  умение  из  отдельных  частей  составлять  целый  предмет. Усложнением  в  этих  играх  может  быть  увеличение  количества  частей, а  также  усложнение  содержания, сюжета  картинок. Для  игр  в  младшей  группе  на  картинке  изображается  один  предмет, кроме  того  прежде чем  давать  задание  сложить  картинку  из  ее  частей,  надо  дать  целую  картинку  детям  для  рассматривания.

Описание, рассказ  о  картинке  с  показом  действий, движений. В  таких  играх  воспитатель  ставит  обучающую  задачу: развивать  не  только  речь  детей, но  и  воображение,  творчество. Например  в  игре  « Отгадай,  кто  это?» ребенок, взявший  у  водящего  карточку, внимательно  ее  рассматривает, затем  изображает  звук  или движение ( кошки, собаки, петуха, лягушки). Такое  задание  дается  в  игре  с  детьми  младшей  группы. В  этих  играх  формируются  такие  ценные  качества  личности  ребенка, как  способность  к  перевоплощению, к  творческому  поиску  в   создании  необходимого  образа. [ 4 ]

Независимо  от  вида  дидактическая  игра  имеет  определенную  структуру, отличающую  ее,  от  других  видов  игр  и  упражнений.

Игра,  используемая  для  обучения, должна  содержать,  прежде  всего,  обучающую, дидактическую  задачу. Играя, дети  решают  эту  задачу  в занимательной  форме, которая  достигается  определенными  игровыми  действиями. « Игровые  действия  составляют  основу  дидактической  игры – без  них  невозможна  сама  игра. Они  являются  как  бы  рисунком  сюжета  игры». [ 24 ]

Обязательным  компонентом  игры  являются  и  ее  правила,  благодаря  которым  педагог  в  ходе  игры  управляет  поведением  детей, воспитательно-образовательным  процессом.

Таким  образом, обязательными  структурными  элементами  дидактической  игры  являются: обучающая  и  воспитывающая  задача, игровые действия  и  правила.

Рассмотрим  более  подробно  каждый  из  компонентов  дидактической  игры.

Дидактическая  задача.

Для  выбора  дидактической  игры  необходимо  знать  уровень  подготовленности  воспитанников, так  как  в  играх  они  должны  оперировать  уже  имеющимися  знаниями  и  представлениями. Иначе  говоря, определяя  дидактическую  задачу, надо  прежде  всего  иметь  в  виду, какие  знания, представления  детей ( о природе, об  окружающих  предметов, о  социальных  явлениях) должны  усваиваться, закрепляться  детьми, какие  умственные  операции  в  связи  с  этим  должны  развиваться, какие  качества  личности  детей  можно  формировать  средствами  данной  игры.(честность, скромность, наблюдательность, настойчивость  в  достижении  поставленной  цели, активность, самостоятельность  и  др.)

Например, в  хорошо  известной  всем  воспитателям  игре  «Магазин  игрушек»  дидактическую  задачу  можно  сформулировать  так: «Закрепить  знания  детей  об  игрушках, их  свойствах, назначении;  развивать связную  речь,  умение  определять  существенные  признаки  предметов; воспитывать  наблюдательность, вежливость, активность». 

Такая  дидактическая  задача, поставленная  перед  детьми  в  игре, поможет  воспитателю  организовать  игру: подобрать  игрушки, разные  по  назначению, по  материалу, внешнему  виду; дать  образец  описания  игрушки, вежливого  обращения  к  продавцу.

В  каждой  дидактической  игре  своя  обучающая  задача, что  отличает  одну  игру  от  другой. Как  правило, задачи « воспитывать  внимание, память, мышление  и  др.» решаются  в  каждой  игре, но  в  одних  играх  надо  больше  внимания  уделять  развитию  памяти, в  других – внимания, в  третьих – мышления. Воспитатель  заранее  должен  это  хорошо  знать  и  соответственно  определять  дидактическую  задачу. [ 4 ]

Так  игру  « Что  изменилось? »  использовать  для  упражнений  в  запоминание, « Магазин  игрушек» — для  развития  мышление  и  речи, « Отгадай, что  задумали» — наблюдательности, внимания.

Игровые  правила.

Основная  цель  правил  игры – организовать  действие, поведение  детей. Правила  могут  запрещать, разрешать, предписывать  что-то  детям  в  игре, делать  игру  занимательной, напряженной. « Чем  правила  жестче, тем  игра  становится  напряженнее, острее… факт  создания  мнимой  ситуации  с  точки  зрения  развития  можно  рассматривать  как  путь  к  развитию  отвлеченного  мышления, связанное  с  этим  правило, мне  кажется, ведет  к  развитию  действий  ребенка, на  основе  которых  вообще  становится  возможным  то  разделение  игры  и  труда, с  которым  мы  встречаемся  в  школьном  возрасте  как  с  основным  фактом» [ 6 ]

Соблюдение  правил  в  игре  требует  от  детей  определенных  усилий  воли, умение  обращаться  со  сверстниками, преодолевать  отрицательные  эмоции, проявляющиеся  из-за  неудачного  результата. Важно, определяя  правила  игры, ставить  детей  в  такие  условия, при  которых  они  получали  бы  радость  от  выполнения  задания.

Используя  дидактические  игры  в  воспитательно-образовательном  процессе, через  ее  правила  и  действия  у  детей  формируют  корректность, доброжелательность, выдержку.         

Игровые  действия.

Дидактическая  игра  отличается  от  игровых  упражнений  тем, что  выполнение  в  ней  игровых  правил  направляется, контролируется  игровыми  действиями.

Так  любая  игра  становится  дидактической, если  имеются  ее  основные  компоненты: дидактическая  задача, правила  и   игровые            действия.   [ 4 ]   
1.9  Требования к наглядному материалу для дидактических игр.

Наглядным материалом к дидактическим играм являются  игрушки и картинки.

К игрушкам предъявляются такие требования:

игрушка должна соответствовать действительности своей цветовой гаммой, т.е. заяц должен быть белый или серый, а не красный;  все детали игрушки должны быть подобны натуральным животным, птицам, мебели и т.д.; должна соответствовать возрасту и развитию детей; игрушки должны быть разной величины, цвета и материала.

       Игрушка должна быть динамичной, давать детям производить разнообразные действия. Этому требованию не соответствуют игрушки со строго зафиксированной позой животных, кукол и т.д.

        Гигиенические требования к игрушкам предусматривает безопасность пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке (мытьё, протирание дизинфецирующими растворами, проглаживание). [ 29 ]

Картинка должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности; своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребёнка. 

 

 
1.10 Анализ литературы содержания дидактических игр по формированию словаря детей раннего возраста.

В книге Бондаренко А.К. [ 4 ], рассказаны основные функции, основные виды и структура дидактических игр;  показана возможность использования дидактической игры в различных её функциях. В книгу включены разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учётом возрастных особенностей и закономерностей развития мышления детей (от наглядно-действенного к наглядно-образному и от него к словесному, логическому): игры с реальными предметами и игрушками, настольно-печатные (с картинками) и словесные. В книге раскрывается методика дидактических игр и даны рекомендации по  их применению. В каждой игре освещены: дидактическая задача, игровые правила, игровое действие, ход игры.

В книге Сорокиной А.И. [ 24 ], рассказывается об особенностях дидактических игр, об их роли в воспитании, обучении и развитии детей, характеризуются различные виды игр, подробно излагается содержание дидактических игр, раскрываются методы и приёмы руководства этими играми со стороны взрослых. В каждой игре освещены: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, оборудование игры.

В книге Зворыгиной Е.В. и др. [ 11 ],  представлены игры и занятия  по ознакомлению с окружающим и развитию речи с дидактическими игрушками для детей первого, второго и третьего года жизни; раскрыта методика работы с детьми раннего возраста. Пособие оформлено цветными иллюстрациями, на которых представлены образцы дидактических игрушек для детей раннего возраста. Приложение содержит функциональное назначение дидактических игрушек.

Книга Ануфриевой А. и Митюковой О. [ 1 ],  состоит из двух частей: первая, методическая,  в которой говорится о том, какие игры и занятия следует проводить с детьми того или иного возраста и как их надо проводить. Вторая часть книги содержит практический материал: рассказы, загадки, сказки, игры, песни и стихи. Большая часть практического материала собрана авторами на протяжении многих лет работы в детских учреждениях.

Из изученной нами литературы мы будем использовать в практической части книгу Бондаренко А.К.  Это, на наш взгляд, наиболее подходящий источник литературы с полным содержанием дидактических игр с предметами и картинками для детей раннего возраста.
1.11.Описание передового опыта по теме: «Формирование словаря у детей раннего возраста».

В нашем дошкольном учреждении работа по накоплению и уточнению активного и пассивного словарного запаса начинается с раннего возраста.

Поставлены следующие задачи:

1. Научить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим правильно пользоваться речью.

2. Формировать и обогащать словарь детей.

В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их.   Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребёнка широко используем дидактические упражнения: «Что изменилось», «Скажи, кто квакает (крякает, мяукает)».Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.

Обогащают словарь детей и дидактические игры «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл?», «Кто что делает?», «Чем можем – поможем», «Подбери пёрышко».

Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития осуществляем в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Правильно ли говорит ваш ребёнок?», «Роль игры в речевом развитии детей».

Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.

Проведение дидактических («Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем», «Постираем платье», «Выкупаем куклу» и др.) расширяют и углубляют знания детей, а следовательно, делают их игры более разнообразными. [ 21 ]

Большую помощь в работе оказал мне опыт воспитателя из г. Сыктывкара А. Каган – введение куклы в повседневную жизнь детей. Например, утром я встречала малышей вместе с куклой Таней, она «здоровалась» с ними. Днём эта же кукла помогала укладывать детей спать, а вечером, когда они уходили прощалась с ними. Малыши настолько привыкли к присутствию куклы, что не видя её, спрашивали: «А где наша Таня? Заболела?» Так они сами подсказывали игровые действия с куклой: мы измеряли ей температуру, Давали лекарство, вызывали врача, а когда Таня выздоравливала, она вновь встречала по утрам детей.

Добиться результатов в работе помог и тесный контакт с родителями. На собрании рассказала о значении  игры в жизни ребёнка, посоветовала какие игрушки надо покупать детям раннего возраста, как оборудовать игровой уголок. [ 22 ]

        

 Вывод.

Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по теме «формирование словаря у детей раннего возраста через дидактические игры» мы осознали, что дидактические игры играют большую роль в формировании словаря у детей раннего возраста. Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря детей раннего возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребёнком.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.