Реферат по предмету "Педагогика"


Социально-экологическое образование школьников

/>/>Введение
Всовременном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденциймире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб.Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможностивыживания человечества.
Экологическаяситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действияхпо сбережению жизни на Земле.
Основноепротиворечие эпохи, породившее эти проблемы, состоит в том, что человек все большепреодолевает непосредственную зависимость от стихии природных сил и одновременноукрепляет свои связи с природой, так как все больший круг веществ и энергии вовлекаетсяв жизнедеятельность общества. Проявляется это в ускоренном темпе преобразованиясреды жизни и медленном темпе естественной эволюции; потенциальной беспредельностидуховного прогресса человека на основе социальной программы и социального наследованияи сравнительной ограниченности его физического изменения на базе генетической программы;беспредельности изменения природы и ограниченности биологических возможностей человекаприспособиться к изменениям природной среды [20].
Необходимопредпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения (физического, химического,биологического) и от разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живыхсуществ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров,финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматическогомышления. Необходима переориентация системы ценностей всех окружения. Особенно остров сложившейся ситуации встала задача экологического образования.
Врезолюции Всероссийского съезда по охране природы, принятой 5 июня 1995 года, вкачестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политикиотмечено «создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологическогообразования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания».
Существует две тенденции формирования экологического образования: разработкаотдельного предмета «экология» и «экологизация» всех учебных предметов. В настоящеевремя всё более получает поддержку второй подход, поскольку экологические проблемыносят глобальный и междисциплинарный характер. В данной работе рассматривается сущностьэкологического воспитания в курсе Глобальной географии 11класс. В данном курсе конкретнорассматриваются проблемы геоэкологии как фокуса глобальных проблем. Объектом здесьвыступает те явления действительности, которые обуславливаютразвитие системы экологических представлений и экологическое мировоззрение индивида.В качестве предмета выступает целостный педагогический процесс в рамках изучениякурса глобальной географии [20].
Цель данной работы осветить особенности экологического воспитанияв курсе глобальной географии. В качестве задач выступают описание элементов структурыпедагогического процесса, выделение целей экологического образования и освещениеосновных вопросов экологического образования, связанных с содержанием курса глобальнойгеографии.

1.Экологическое образование школьников
 
1.1 Структура экологического образования
Экология и экологическаякультура
Буквально словоэкология(от греч. oikos) означает «наука о жилище, местообитании». Это слово ввел научныйобиход в 1866 году Эрнст Геккель, выдающийся немецкий естествоиспытатель. Он сталпредметом исследования экологии «связь живых существ со средой обитания»[8].
Современнаяэкология стремится научно обосновать перестройку биосферы в интересах человечества.При этом природные экологические системы невозможно сохранить в первоначальном состоянии,однако нет никаких объективных причин для их неизбежного разрушения.
Социальная экологияисходит из целостности социально — природной среды как пространства жизнедеятельностичеловека и основывается на следующих принципиальных положениях:
1. Единство системы «природа – общество – человек»;
2. Человек – часть природы, и его развитие является фактором измененияприроды;
3. Человеческая история – часть истории природы, и её преобразование составляетоснову самой человеческой жизни;
4. Развитие новой экологической культуры.
Сущность экологическойкультуры.
Человек, овладевшийэкологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества,понимает, что история общества есть следствие истории природы, что природа оставляетпервооснову становления и существования человека. Необходимым условием формированияэкологической культуры является осознание социальной обусловленности взаимоотношенийчеловека с природой[7].
Человек, овладевшийэкологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рациональногоприродопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушенияи загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральныеценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические уменияи навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.
 
1.2 Элементышкольного образования
Экологическиезнания рассматривают общество и природу в их взаимодействии. Общественные наукираскрывают цели, которые преследует человек, используя природу, дают характеристикуценностей, на которые человек опирается или должен опираться в своей деятельности.Естественные науки показывают, какие законы действуют в природе независимо от сознаниячеловека. Опираясь на технические науки, человек создаёт новые и совершенствуетстарые средства воздействия на природу.
Формированиеценностных экологических ориентаций. Экологическое образование включает в себя осознаниешкольниками разносторонней ценности природы, как источника удовлетворения разнообразныхпотребностей общества в целом и каждого человека.
1. Система норм и правил отношения к природе. Изучая основы наук, ученикдолжен осознавать социальные и природные причины, которые диктуют определенные нормыи правила профессионального и индивидуального поведения в окружающей среде. Соблюдениеэтих норм и правил-есть общественно-необходимый акт, т.к. позволяет сохранить природудля будущих поколений.
2. Умение и навыки по изучению природы и ее охраны. Школа призвана учитьшкольников как, изучать и охранять природу, оценивать ее состояние пропагандироватьэкологические знания среди сверстников и взрослых.
3. Содержание экологического образования богато и разнообразно и не можетбыть развернуто в рамках одного или нескольких предметов. Поэтому педагоги говорято междисциплинарном характере экологического образования, о том, что каждый предметимеет свое особое значение в формировании экологической культуры школьников[8].
 
1.3 Принципыэкологического образования
Междисциплинарныйподход в формировании экологической культуры школьников. Реализация междисциплинарногоподхода требует решения таких проблем, как определение ориентации каждого предметав общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечениеобобщения межпредметных подходов[11].
Выделение межпредметныхсвязей в экологическом образовании предполагает взаимное согласование содержанияи методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия обществас природой на всех уровнях экологических знаний.
Систематичностьи непрерывность изучения экологического материала. Системно – структурный подходпозволяет отобрать элементы знаний, распределить их в определенной последовательности.Принцип системности обязывает строить экологическое образование, не изолируя егоот всей системы образования. Вместе с тем этот процесс должен стать непрерывным,охватывая все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования. Непрерывностьпроцесса экологического образования предполагает согласованность воздействия разнообразныхисточников знаний и средств информации. Особенно важно это учителю, когда в школьныхусловиях формируется реальная и психологическая готовность учащихся к решению экологическихпроблем современности.
Единство интеллектуальногои эмоционального начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающейсяприродной среды.
Становлениеэкологически воспитанной личности в условиях педагогического процесса происходитпри условии органического единства научных знаний о природных и социальных факторахсреды с чувственным восприятиям, которое пробуждает эстетические переживания и порождаетвнести практический вклад в её улучшение.
Взаимосвязьглобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебномпроцессе. Это означает, что анализ конкретных фактов как положительного, так и отрицательноговоздействия человека на природу данной местности сочетается с оценкой последствийэтих влияний с общегосударственных позиций. Логично включаются в систему представленийучащихся данные, показывающие глобальный характер проблем среды, на имеющих государственныхграниц и не поддающийся какому — либо административно — территориальному делению.Поэтому многие проблемы окружающей среды могут быть эффективно решены только путемтесного международного сотрудничества[2].
Таким образом,постоянную опору на конкретное явление, факты ближайшего окружения школьника важносочетать с данными, расширяющими представления учащихся о глобальности экологическихпроблем.
 
1.4 Задачи экологическогообразования
Принципы экологическогообразования реализуются в практике школы в процессе решения следующих задач.
1. Условие ведущихидей, основных понятий и научных фактов о природе на базе которых определяется оптимальноевоздействие человека на природу сообразно с её законами.
2. Пониманиемногосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил обществаи каждого человека.
3. Овладениеприкладными знаниями и практическими умениями изучения и оценке состояния окружающейсреды и принятия правильных решений по её улучшению, способности предвидеть возможныепоследствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всехтрудовой деятельности.
4.Развитие потребностиобщения с природой, восприятия её облагораживающего воздействия в соответствии сморальными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального мира в единствес нравственно-эстетическими переживаниями[7].
Сознательноесоблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе,загрязнение или разрушение окружающей природной среды.
Активизациядеятельности по улучшению окружающей природной среды, участие в пропаганде современныхидей охраны природы.
В концепцииэкологического образования сформулированные цели, принципы и задачи имеют определяющеезначение в разработке содержания, способов, средств и форм организации процесса,связанного с обучением и воспитанием школьников.
 
1.5 Экологическоевоспитание школьников
Воспитание ответственностиза состояние окружающей природной среды.
Ответственность- это категория этики и права. Она отражает социальное и морально-правовое отношениеличности к обществу и природе и проявляется в выполнении своего долга и правовыхнорм.
Ответственностьхарактеризует способность и возможность индивида сознательно выполнять требованияи решать задачи, совершать правильный моральный выбор, достигать определенного результата[8].
Особую значимостьприобретает экологическое воспитание, направленное на формирование ответственногоотношения к окружающей природной среде. Целенаправленное воспитание и научное обоснованиеповедения в окружающей среде необходимы еще потому, что люди, дающие указания беззнания дела, решительно вмешивающиеся в то, чего не понимают, даже при благих намеренияхмогут встать на позицию моральной безответственности. В процессе экологическоговоспитания предстоит преодолеть такие явления, как частнособственническая психология,пренебрежение к законам и нормам бережного отношения к окружающей природной среде,беспринципное расхищение богатств природы, равнодушие к будущему состоянию среды,угроза здоровью и полноценному отдыху человека.
Ответственноеотношение учащихся к природе является не только целью, но и желаемым результатомэкологического воспитания в школе. Экологическая ответственность включает в себяпонимания человеком ценности своего правильного поведения в окружающей природнойсреде, осознание природы как национального общественного достояния, умение предвидетьпоследствия поведения, способности опираться на научные знания при выборе решенияпо отношению к природе. Отношение к природе служит отражением тех критериев и оценок,которые применяются в общении между людьми. Отношение школьника к природе можетслужить мерилом его культуры, степени его полноценности, как гражданина, так и человека[8].
Проблема экологическоговоспитания – это, прежде всего проблема формирования научного мировоззрения школьника,так как оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека,вооружает его социально значимыми и экологически приемлемыми принципами подходак окружающей природной среде.
Одним из важнейшихэлементов мировоззрения являются ценностные ориентации. Ценностные ориентации –устойчивые социальные установки, которые регулируют цели и намерения и определяютоценочную деятельность ребёнка.

2. Экологическоеобразование школьников в курсе Глобальной географии
 
Применительно к школьному курсу географии экологические знания позволяютразъяснить структуру и ценность природы, ее хозяйственное и жизненное значение длячеловека. На основе усвоенных экологических знаний формируется убеждение в необходимостибережного отношения к окружающей географической среде [3].
География изучает единство и целостность типов местностей (ландшафты,ПТК), а также районов (территориально-производственные комплексы — ТПК), формирующихсяв результате хозяйственной деятельности чело века в определенных социально-экономическихусловиях общества. Природные территориальные образования различаются по своим размерами морфологическим особенностям (например, балка, овраг, пойма, склон речной, долины,наконец, геокомплексы и Земля в целом). Многообразие компонентов Земли являетсяжизненной средой человека, источником получения всех необходимых ему средств существования[19].
Отдельные компоненты природного неорганического и органического вещества,а также хозяйственные отрасли ТПК служат предметом изучения ряда наук. Географиясинтезирует и обобщает знания, добытые многими отдельными науками.
Ученые-географы исторически занимались исследованием проблем разумнойорганизации взаимодействия между природой, человеком и обществом, поиском и разработкой путей разумных решений преобразования природы.
Интегрирующая и синтезирующая роль географии дает основание говоритьо близости предмета этой пауки к учению о биосфере В. И. Вернадского. Вопрос о соотношениипонятий биосферы и географической оболочки принципиально важен для установлениямежпредметных взаимосвязей школьных курсов географии и биологии. Обычно освоениеприроды протекает в пределах того или иного ландшафта как целостного образования.«Каждый ландшафт, — отмечает Ю. Г, Саушкин, — есть как бы некий организм, где частиобусловливают целое, а целое влияет на все части. Если мы изменим какую-нибудь частьландшафта, то изменится весь ландшафт». В школе целостность природы раскрываетсяглавным образом в курсе географии. География анализирует все компоненты окружающейсреды (природы и деятельности в ней человека), их взаимовлияние друг на друга ипричинно-следственные связи между ними. В этом, по нашему мнению, состоит интегрирующаяроль географии в экологическом образовании школьников [11].
Современная биосфера подверглась огромному воздействию человека и образоваласьпод этим влиянием новая сфера Земли, преобразованная человеком, — ноосфера. Можносказать, что окружающая нас среда (географическая среда) является частью измененнойчеловеком географической оболочки (биосферы). Природная и преобразованная в результатетрудовой деятельности людей окружающая среда относятся к предмету исследования многихестественных и общественных наук, в том числе и глобальной географии
Курс данной дисциплины призван способствовать решению следующих общекультурныхзадач:
1. овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, чтоисключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единстваприроды и общества;
2. формирование глобального мышления в противовес узкопонимаемым национальными классовым интересам;
3. развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социальногохарактера, а именно: межнациональных отношений, культуры и нравственности и др.;
4. вооружение учащихся специальными общенаучными умениями, позволяющимиим самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
5. правильное понимание места и роли России в мире, специфика проявленияглобальных проблем в каждой стране. [15].
Нестандартность глобально-географического подхода (ранее в учебнойпрактике господствовала жесткая «привязка» к какой-либо стране, региону или группестран) позволяет увидеть много общего в картине современного мира, его взаимозависимость,а это не менее важно, чем региональные особенности. При нынешнем обострении глобальныхпроблем такой подход кажется вполне оправданным.
Предметом глобальной географии является вся земля в ее многообразии,процессы имеющие глобальный характер, проблемы, которые также приобрели масштабыи значение глобальных.
Глобальная география отличается от других ветвей географической наукипрежде всего тем, что имеет «предельный» объект исследования – всю геосферу илигеографическую оболочку Земли: т.е. литосферу, гидросферу, биосферу и социосферу[3].
Казалось бы, в этом нет ничего уникального: ведь и географы прошлогоизучали все эти сферы Земли. Но прежде они являлись одними из многих объектов исследованияи изучались лишь попутно. Кроме того, теперь они рассматриваются с позиций выживаниячеловечества, взаимозависимости биосферы и других элементов природы [10].
Глобализация процессов не только порождает широкий планетарный подход.Она диктует междисциплинарный подход. Иной подход к тем процессам, которые идутна Земле невозможен, ибо природное и экономическое, природное и социальное, природноеи политическое теснейшим образом переплетены в реальной жизни. И здесь географическийвзгляд может быть особенно продуктивен, так как география – особая наука, она иестественная, и общественная, и природная, и социальная [3].
Кчислу важнейших глобальных проблем относятся: рост численности населения Земли,обеспечение растущего населения продовольствием, защита здоровья людей от особоопасных заболеваний и негативных последствий научно-технического прогресса, обеспечениерастущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах, охранаприродной среды от разрушительного антропогенного воздействия. Серьезными экологическимипроблемами стали загрязнение биосферы, изменение физических, химических, биологическихкачеств планеты, изменение экосистем и ухудшение здоровья человека [12].
Вкурсе Глобальной географии рассматриваются проблемы, влекущие за собой ряд последствийэкологического содержания.
КурсГлобальной географии делится на 3 части. В первой части рассматривается историясовременного лика Земли, сравнивается состояние различных ее компонентов в разныевременные отрезки. Во второй части происходит знакомство с глобальными проблемамичеловечества, рассматриваемыми в пространственном аспекте, которые косвенно, новсе, же влияют на состояние окружающей природной среды. Третья часть курса фокусируетсянепосредственно на экологических проблемах планетарного масштаба [1].
Впервой части курса происходит ознакомление непосредственно с предметом глобальнойгеографии, ее объектом, методами, целями. Первая тема призвана ознакомить учащихсяс предметом, целями и задачами курса глобальной географии. Определить положениеглобальной географии в системе наук, рассмотреть классификацию глобальных проблем,методы приемы и подходы дифференциации глобальной проблематики. Во второй теме рассматриваетсянаша планета как место обитания человека, первые шаги к ее освоению, этапы влиянияобщества на природную среду, стремительное изменение лика Земли, антропогенные воздействияна отдельные компоненты природы. Можно сказать, что в этой теме рассматриваетсявзаимная обусловленность истории природы и истории человечества. Следующая темарассматривает географию человечества, происхождение человека, географию этносови мировых религий, что готовит почву для дальнейшего рассмотрения демографическихпроблем которые непосредственно связаны с экологическими проблемами. Темы, рассматривающиеполитическую анатомию мира и экономическую его дифференциацию предполагают, изучениесовременного геополитического состояния стран и преследует политико-экономическиецели экологического образования [3].
Втораячасть курса рассматривает глобальные проблемы человечества на первый план, средикоторых выходят демографические проблемы, проблемы отсталости, продовольственные,энергетические, сырьевые, проблемы Мирового океана, этнический кризис, проблемыздоровья и долголетия человека, которые непосредственно перекликаются с экологическимипроблемами глобального характера. Содержание глобальной демографической проблемызаключается в практически не контролируемом росте населения мира, что приводит кдеградации окружающей среды из-за скученности населения. Тема, рассматривающая проблемыотсталости стран, направлена на усвоение учащимися сути данной проблемы, причинее возникновения, географии распространения, но, тем не менее, отмечается тот факт,что географическая среда никоем образом не воздействует на причины отсталости рядастран, и увязать их как либо между собой маловероятно. Тем не менее, проблема отсталостиприводит к снижению государственного контроля за вновь и вновь возникающими экологическимипроблемами [3].
Втретьей части курса рассматриваются непосредственно сами экологические проблемыглобального плана. Делается актуализация внимания на непосредственное причастиек данным проблемам человека. Рассматриваются проблемы техногенеза, глобального ирегионального уровня, проблемы глобальной экологии, экологии атмосферы, гидросферыи педосферы, социальной экологии. Интересным и очень важным моментом при изученииданного курса является тот факт, что в конце каждого параграфа прилагаются вопросыи задания, сориентированные на актуализацию мыслительной деятельности учащихся,предполагающие построение различного рода проектов, моделей, акцентирующие своевнимание на развитии у учащихся пространственного мышления, творческого подходак решению поставленных проблем, ориентирования в современных условиях. Задания подобногоплана способствуют формированию у учащихся экологической культуры, нравственногоотношения к природе, понимания многосторонней ценности природы как источника материальныхи духовных сил общества и каждого человека. Овладению прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия правильных решенийпо ее улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и недопускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности[1].
В целом курс данной дисциплины неразрывно связан с экологическими проблемами,ориентирован на формирование у учащихся осознания соблюдения норм поведения в природе,исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающейприродной среды. Способствует развитию потребности общения с природой, вос приятияее облагораживающего воздействия в соот ветствии с моральными ценностями нашегообщества, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическимипереживаниями. В курсе углубленно рассматривается взаимосвязь различного рода глобальныхпроблем, обращается внимание на непосредственное вовлечение сюда экологических неблагоприятныхситуаций, что способствует развитию понимания учащимися всей остроты, сложности,многогранности и многоаспектности данного вопроса. Таким образом, обращая их вниманиена возможность косвенного влияния на окружающую среду, актуализируя при этом чувствонеобходимости защитить природу, воспрепятствовать дальнейшему ее разрушению. В ходеосвоения данной дисциплины важно при помощи правильно подобранных средств и методовнаглядно и доступно обрисовать учащимся существующие экологические проблемы [2].

3. Методы экологическогообразования школьников в курсе глобальной географии
 
Экологические проблемы, по территориальному масштабу своего проявления,можно разделить на три группы: глобальные, региональные и локальные (местные). Вкурсе Глобальной географии экологические проблемы рассматриваются на планетарномуровне, как проблемы актуальные для всего мира.
Как средства экологического образования важны различные изображенияи отображения. Они, прежде всего, способствуют наглядности изложения экологическогоматериала. Также благодаря ним во многом создаётся графический образ мира. Необходимостьвысокого качества и четкости таких представлений продиктована, прежде всего, огромнойнеоднородностью природных условий. Исходя из этого, представления о природе и проблемахеё сохранения – важное условие сохранения культурной и территориальной целостностимира [9].
В качестве таковых средств могут выступать различные фотографии.Это могут быть фотографии из учебников, а также из иных источников: научно-популярнойлитературы, периодических изданий, коллекций на компакт-дисках, интернета, собственныхколлекций учителя. Особенно интересно использование фотографий при изучении природныхзон и районов России. Здесь вводя понятие естественных и антропогенных ландшафтов,необходимо проиллюстрировать их различия. Кроме того, эффективен способ противопоставленияфотографий. С помощью его можно красноречиво показать результаты, вредящей природедеятельности человека, показывая фотографии до и после такой деятельности. В основуданного приёма положен метод экологической лабилизации [7].
Показ кино- и видеофильмов позволяет создать ещё большую наглядностьизложения. Кроме того, эти средства в отличие от статичной фотографии способны передаватьдинамизм процессов. Целесообразен показ фильмов посвященных экологическим проблемамконкретных территорий: загрязнение Байкала, опустынивание Калмыкии и т.д. Но кромеэтого возможен показ фильмов рассказывающих об уязвимых местах природных ландшафтов:невосполнимое сведение лесов вдоль северной границы лесотундры, опустынивании сухихстепей и полупустынь Прикаспия и т.д. Последнее направление использования данногосредства может быть даже предпочтительнее, поскольку экологическое образование недолжно быть переполнено негативной информацией. Ученики должны познать не толькопроблемы природы, но и её естественную сущность, красоту и привлекательность [9].
В настоящее время существует дефицит учебных фильмов экологическогосодержания. Он связан как с прекращением их выпуска вообще, так и с относительноймолодостью процессов экологизации преподавания географии в школе. В таких условияхнекоторые учителя использовали записи телевизионных передач географического содержания.Это явилось вынужденной мерой, к тому же подобные видеозаписи часто не лишены дидактическихнедостатков. Но всё же ознакомление учеников с информацией СМИ необходимо. При изученииэкологических вопросов это столь же важно, как и при изучении экономической географии.[9]
Кроме изображений реальных объектов применимы и условные изображенияобъектов и явлений. Специфика экологического образования в курсе географии заключаетсяв возможности (и необходимости) использования карт. С их помощью ученики могут проанализироватьгеографические закономерности распространения экологических проблем.
Методы, используемые в экологическом образовании,можно разделить по трем группам:
1. методыформирования экологических представлений,
2. методыформирования субъективного отношения к природе,
3. методыформирования стратегий и технологий взаимодействия с природой.
В основе каждой группы методов лежит тот илииной методологический принцип, который регулирует конструирование и использованиеэтих методов в экологическом образовании [7].
В основе методов формирования экологическихпредставлений лежит принцип формирования мыслеобразов. Он обуславливает использованиев педагогическом процессе таких методов, которые формируют систему экологическихпредставлении личности на основе научной информации, так и на основе произведенийискусства, анализ лингвистического материала, различных философских теорий и т.п.к данной группе относятся следующие методы.
Метод экологической лабилизации заключаетсяв целенаправленном педагогическом воздействии на определенные взаимосвязи в образемира и личности, в результате которого возникает экологический дискомфорт, обусловленныйоткрывшимся пониманием неэффективности сложившихся стратегий экологической деятельности.
Метод экологических ассоциаций заключаетсяв педагогической актуализации ассоциативных связей между различными образами в контекстепоставленной перед личностью проблемы. Этот метод направлен на обогащение и углублениепредставлений личности о природных объектах и мире природы.
Метод художественной репрезентации природныхобъектов заключается в формировании мыслеобразов природных объектов методами искусства[7].
В основе методов формирования стратегий и технологий взаимодействияс природой лежит принцип коактивности с миром природы. Этот принцип обуславливаетиспользование в педагогическом процессе таких методов, которые способствуют формированиюэкологически целесообразных стратегий и технологий экологической деятельности.
Метод экологическихэспектаций заключается в педагогической актуализации ожиданий будущих контактовличности с миром природы. Личность заранее технологически готовится к встрече сприродными объектами, психологически настраивается на эту встречу, чтобы соответствоватьправилам взаимодействия с природой [16].
Метод ритуализацииэкологической деятельности заключается в педагогической организации ритуалов и традиций,связанных с деятельностью, направленной на мир природы.
Метод экологическойзаботы заключается в педагогической актуализации экологической активности личности,направленной на оказание помощи и содействие природным объектам, особенно в трудныхдля них ситуациях. Данный метод стимулирует проявление сострадания, соучастия, поддержки,попечения, то есть деятельного участия в жизненных ситуациях природных объектов[7].
В основе группы методов формирования субъективного отношения кприроде лежит принцип субъектификации природных объектов. Данный принцип обуславливаетиспользование в педагогическом процессе таких методов, которые способствуют формированиюсубъектной модальности отношения к природе.
Метод экологической идентификации заключается в педагогическойактуализации постановки личностью себя на место того или иного природного объекта,погружения себя в ситуацию, обстоятельства, в которых он находится.
Метод экологической эмпатии заключается в педагогической актуализациисопереживания личностью состояния природного объекта, а также сочувствия ему [7].
Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализациисамоанализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, сточки зрения их экологической целесообразности.

 
4.Опыт работы по решениюзадач экологического образования в курсе Глобальной географии
 
Многие связывают глобализацию с исключительнопослевоенным временем. Действительно, за последние десятилетия и годы по сравнениюс прошлым темпы «распространения общего» многократно умножились и продолжают ускоряться.Поэтому на фоне других дисциплин глобальная география является относительно молодойи опыта ее преподавания накоплено мало. В основном это специализированные школыи классы, в которых дисциплина является факультативом, а не основным преподаваемымпредметом [5].
Одной из таких школ имеющей в своей основепрофильное обучение является Белгородский лицей-интернат №25. Преподаватель географиидоцент, кандидат биологических наук Новых Лариса Леонидовна. На ровне с основнымкурсом географии, учащимся 11 классов преподаются факультативные занятия, однимиз которых является Глобальная география.
Используется лекционно-семинарская системаобучения. Практические занятия строятся в парах или индивидуально по инструкцииили алгоритму предложенному учителем, представляют собой различного рода заданияориентированные на актуализацию раннее усвоенных знаний, логического мышления, созданиепроблемных ситуаций позволяющие решать задачи и проблемы непосредственно на практике.Применяется групповая форма обучения, коллективная работа. Семинарские занятия перемежаютсятакже с такой формой урока как семинар-диспут, что особенно удобно и эффективнопри экологизации знаний учащихся, так как способствует формированию оценочных суждений,утверждению мировоззренческих позиций. Применяются методы обучения, основанные нагностическом подходе, основанием для которого является характер познавательной деятельностиучащихся, согласно которому методы подразделяются на информационно-рецептивные,репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские. Методы,основанные на применении управленческой концепции, имеют своим основанием ведущиедидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии сэтим применяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применениязнаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков.Практические работы, представляющие собой систему расчетов и проводимого на их основеанализа позволяют сформировать целостную картину обсуждаемого явления или процессав географическом и экономическом, а главное, в экологическом контексте [17, 18].
Периодически проводятся уроки в форме конференций,одним из таких явился урок по теме: «Техногенез: глобальные и региональные проблемы».Учащиеся готовят доклады, слайды по поставленной проблеме, приглашаются учащиесяи учителя других классов. Выступления информативные, подкрепленные статистическимиданными, каждый оратор представляет при этом свою точку зрения, определяет дальнейшиеперспективы, предлагает возможные пути решения. Задействованы различные средстваобучения: компьютер, медиапроектор, карты, глобусы, иллюстрации и т.д. Высокий уровеньподготовки учащихся, организованность, оперативность, актуальность и доступностьвыступлений свидетельствуют о хорошей подготовке и ответственном подходе к возложеннымзадачам.
Проведение подобных типов уроков способствуеттакже подготовке учащихся в дальнейших научных конференциях, к работе научно-исследовательскогоплана, искоренению боязни публичных выступлений, что непременно пригодится при дальнейшемобучении в высших учебных заведениях, так как школа ориентирована на выпуск учащихсяс высоким уровнем знаний и дальнейшей перспективой на научную работу.
Помимо всего прочего проводится индивидуальнаянаучная деятельность, направленная на изучение экологических проблем Белгородскойобласти в частности города Белгорода. Данный тип работы предполагает исследованиеуровня загрязненности атмосферы города Белгорода от автотранспорта в зависимостиот типа используемого топлива и таким образом определение наиболее экологическичистого топлива, возможные пути и способы улучшения экологического состояния атмосферыгорода, последствия использования экологически вредного топлива, возможные перспективныепути развития и трансформации экологического каркаса города в случае использованиитого или иного типа топлива. Главным итогом такой работы явилось выступление нанаучно-исследовательской конференции в БелГУ.
Еще одной формой индивидуальной направленностиявляется подготовка учащихся к участию в экологических и географических олимпиадахместного и областного масштаба. Результатом проведенной работы стали призовые места:первое место на олимпиаде местного масштаба и второе место на олимпиаде областногоуровня.
Новых Л.Л. самостоятельно разработан рядпрактических заданий, подобран материал лекционного курса, проведена работа по формированиюи воспитанию экологической культуры учащихся, проявившаяся как в учебном процессе,так и во внеучебной деятельности в форме экологических экскурсий, троп, субботников,сформированных на основных принципах экологического образования школьников, чтопозволило наглядно проиллюстрировать и доказать взаимосвязь глобального, национальногои краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.
Современные подходы к пониманию целей и ценностей образованияна основе компетентностного подхода изменяют сами представления о желаемом образовательномрезультате, в качестве которого выступает не совокупность знаний, умений и навыковсамих учащихся, а овладение ими ключевыми компетентностями, определенными концепциеймодернизации российского образования на период до 2010г. В связи с этим возниклаобъективная необходимость поиска таких форм, которые способствуют повышению самостоятельностив обучении и воспитании, ответственности обучающегося за результаты его обучения,развитие инициативности и творческих способностей [4, 6]. Исследовательская деятельностьстала приобретать широкое распространение. Поэтому, на мой взгляд, существует необходимостьразработки плана практических занятий в курсе Глобальной географии направленногона исследование проблем современности, не только экологического, но и экономическогои социального характера в связи с их взаимообусловленностью.

Заключение
Экологическое образование в рамках курса Глобальной географии имеет особуюважность, поскольку связано с изучением экосистем, наиболее доступных учащимся,то есть с природой родной страны. Поэтому оно должно иметь практическую направленность:формировать стратегии и технологии экологически целесообразного поведения, собственноеотношение к проблемам окружающей среды. Необходимой базой для этого является комплексэкологических знаний. Глобальная география позволяет передать ученикам такие знания,поскольку с изучением практически каждой темы связана целая совокупность вопросовэкологического содержания. Таким образом, данный курс географии имеет значительныйпотенциал для экологизации педагогического процесса. К тому же в условиях существенногоантропогенного преобразования ландшафтов, только сочетая географию и экологию можноописать реальное состояние природной среды, объяснить причины и закономерности процессов,происходящих в географической оболочке [21].
Методы, средства и формы, применяемые в экологическом образовании школьниковв курсе Глобальной географии, должны быть направлены не только на формирование собственноэкологических знаний, но и на формирование субъективного отношения к природе и овладениеспособами поведения, не вредящего природе.
При всём многообразии возможных целей экологического образования, только цели,лежащие в рамках экоцентрического подхода, предполагают формирование экологическойличности. Только распространение данного типа личности может обеспечить бесконфликтноесосуществование общества и природы. А значит в основе экологического образования,в том числе в курсе Глобальной географии, должны лежать экоцентрические цели.

Список использованной литературы
экологическийвоспитание география обучение
1. Баландин, Р.К. Цивилизацияпротив природы. Что происходит с погодой и климатом / Р.К. Баландин. – М.: Вече,2004. – 384с.
2. Современные проблемы экологии и их изучение в школе: Кн. для учителя/А.А.Касьян, Ф.М. Баканина, Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, В.М.Смирнова; Под ред. А.А. Касьяна. – М.: Просвещение, 1997. – 94с.
3. Гладкий, Ю.Н. Глобальнаягеография 11 класс.: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений / Ю.Н. Гладкий, С.Б.Лавров. – 6-е издат., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 352 с.
4. География и экология вшколе XXI век / Нерцек Н.Ф. «Глобальная экологическая перспектива: прошлое,настоящее, будущее», М.: — № 3, 2009 г.
5. География и экология вшколе XXI век / Мясников В.А. – «Образование в условиях глобализации"- № 4, 2009 г.
6. География и экология вшколе XXI век / Колдина Т.Г. – «Формирование ключевых компетенций учащихсяв экологической деятельности» — № 7, 2008 г.
7. Дерябо, С.Д. Экологическаяпедагогика и психология: Учебн. пособие / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону:Феникс, 1996. – 480с.
8. Зверев, И.Д. СуровегинаИ.Т. / Экологическое образование школьников: Учебн. Пособие / И.Д. Зверев И.Т. Суровегина.– М.:1983. – 215с.
9. Исаченко, Е.С. Теория иметодология географической науки / Е.С. Исаченко // М.: Учеб. пособие, 1989. – 213с.
10. Кобылянский, И.Т. Философияи экология / И.Т. Кобылянский // М.: Учебн. пособие, 1995. – 187с.
11. Кочуров, Б.И. Интеграциягеографии и экологии: системный подход / Б.И. Кочуров // География в школе. – 1998.- №6. – С.15 — 20.
12. Кучер, В.Д. Экологизацияв географии / В.Д. Кучер // М.: Учеб. пособие, 1994. – 197с.
13. Мурашова, А.И. Экологизациягеографических знаний / А.И. Мурашова // География в школе. – 1995. — №3. – С.53– 55.
14. Плигин, А.А. Личностно-ориентированоеобразование: история и практика / А.А. Плигин // М.: Учеб. пособие – 2000г – 196с.
15. Ривкин, Е.Ю. Экологизацияшкольного географического образования/ Е.Ю. Ривкин // География в школе. – 1993.- № 3. – С. – 29 – 32.
16. Родзевич, Н.Н. Методы иформы экологизации географического образования / Н.Н. Родзевич // География в школе.– 1994. — №3. – С.38 — 42.
17. Сластенин, В.А. Педагогика:Учеб. пособие / В.А. Сластении, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.– М.: Академия, 2002. — 576с.
18. Сластенин, В.А. Мищенко,А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя/ В.А. Сластенин // М.: Учеб. пособие, 2003 – 207с.
19. Современные проблемы экологиии их изучение в школе: Кн. для учителя/ А.А.Касьян, Ф.М. Баканина, Н.Ф. Винокурова,Г.С. Камерилова, В.В. Николина, В.М. Смирнова; Под ред. А.А. Касьяна. – М.: Прорсвещение,1997. – 94с.
20. Тюмасева, З.И. На путиот обучения экологии к экологическому образованию / З.И. Тюмасева, В.А. Сластенин,В.В. Зотов // Педагогическое образование и наука. – 2004. — №4 .- С.39 — 41.
21. 14. Шмульская, В.Ф. Экологическое воспитание на уроках географии /В.Ф. Шмульская // География в школе. – 1985. — №2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сексуальный массаж
Реферат Історія Криворізького авіаційного коледжу
Реферат The Portrayal Of Women Essay Research Paper
Реферат Разработка стратегии бизнеса
Реферат Инвестиционный риск и его составляющие при принятии инвестиционных решений
Реферат Проект модернизации системы управления котельной при переводе на природный газ
Реферат Планирование ремонтно-обслуживающих воздействий машинно-тракторному парку хозяйства ОАО "Племзавод им. М.Горького"
Реферат Капитал - главный политэкономический труд Карла Маркса
Реферат Початкове навчання на компютерах у школі
Реферат Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов
Реферат Методика бега на средние дистанции
Реферат Методика преподавания декоративно-прикладного искусства
Реферат Ядерні реакції
Реферат Администрация саткинского муниципального района челябинской области постановление
Реферат Учетная политика предприятия на примере УДС Молот