Реферат по предмету "Право"


Понятия и принципы гражданства в Российской Федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 2 Глава I. Гражданство Российской Федерации 0. Понятие и принципы гражданства Российской федерации 0. Приобретение гражданства Российской Федерации 0. Прекращение гражданства Российской Федерации 0. Порядок разрешения дел о гражданстве Российской федерации 15 0.0.


Правовое положение иностранцев в Российской федерации 16 Глава II. Принципы правового статуса человека и гражданина 20 Заключение 24 Библиография 27 Приложение 28 Приложение 30 ВВЕДЕНИЕ Человек - субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских. Однако гражданское законодательство Российской Федерации для обозначения человека как субъекта гражданских


прав и обязанностей употребляет другое понятие - гражданин. Представляется, что это понятие характеризует человека не как члена человеческой семьи, а как лицо, состоящее в определенной связи с государством. Следовательно, гражданин - понятие юридическое. Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях. Отсюда вытекает, что гражданское законодательство, употребляя понятие


граждане, имеет в виду граждан данного государства - Российской Федерации. Но на территории государства всегда проживают люди, которые являются гражданами других государств, а также люди, не имеющие определенного гражданства - апатриды. Они подчиняются правопорядку, существующему в данном государстве, имеют определенные права и обязанности. Однако гражданами данного государства, например Российской


Федерации, они не являются и, следовательно, не подпадают под понятие граждане. В международных соглашениях, а также в законодательстве многих стран понятие граждане не употребляется, а используется понятие физические лица, которое имеет более широкое содержание, поскольку охватывает всех людей как участников гражданских и других правоотношений на территории данной страны или стран. Например, в Германском гражданском уложении соответствующая глава в разделе


Лица именуется Физические лица. В названном законе употребляется понятие человек, но не в значении гражданин. Следовательно, Германское гражданское уложение имеет в виду человека вообще, физическое лицо. Понятие физическое лицо употребляется и в законодательстве многих других стран, причем понятие граждане при этом не употребляется. С этой точки зрения представляет интерес Гражданский кодекс Франции, который для обозначения субъекта права - человека использует понятия француз


и иностранец. В законодательстве нашей страны люди как субъекты гражданского права долгое время именовались граждане ст. 0-00 ГК РСФСР 0000 г В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 00 мая 0000 г. ВВС СССР. 0000. 00. Ст. 000 использовалась формулировка граждане и в скобках физические лица. Эта формулировка используется и в ГК РФ 0000 г в том числе в названии главы третьей.


Можно ли из приведенного положения ГК сделать вывод, что понятия граждане и физические лица однозначны Представляется, что такой вывод был бы ошибочным, поскольку названные понятия хотя близки по содержанию, но вместе с тем они, как было показано, существенно различаются. Употребляя понятие граждане, закон имеет в виду людей, состоящих в гражданстве РФ. Но закон учитывает, что кроме граждан в пределах


РФ находятся и люди, не являющиеся ее гражданами. Именно поэтому ГК употребляет также и понятие физические лица, в числе которых не только граждане, но и другие лица - не граждане. Таким образом вопрос гражданства относится к понятиям правового статуса человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в конкретном обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности,


закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства. Таким образом, исходя из приведенных аргументов и темы работы, можно сформулировать цель


работы изучение понятий, принципов гражданства в Российской Федерации. Цель предусматривает решение ряда задач. В первой главе рассмотрение вопроса гражданства Российской Федерации, здесь необходим изучить понятие и принципы гражданства Российской федерации, механизм приобретение гражданства


РФ, а так же прекращение гражданства и порядок разрешения дел о гражданстве. Во второй главе рассматриваются принципы правового статуса человека и гражданина . В заключении подводится общий итог проделанной работы, в котором резюмируются основные положения изученного материала по теме гражданства в РФ. В приложении приводятся выдержки из Конституции РФ, необходимые для изучения темы. ГЛАВА


I. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приступая к рассмотрению темы курсовой работы, отметим, к числу важнейших элементов института основ правового статуса человека и гражданина относится гражданство. Значимость данного элемента обусловлена тем, что гражданство является непременным условием распространения на человека всей полноты прав, свобод и обязанностей, установленных государством для своих граждан. Вопросы гражданства нормативно урегулированы Конституцией


РФ ст. 0, 00, 00, п. в ст. 00 Законом Российской Федерации от 00 ноября 0000 г. в редакции от 0 февраля 0000 г. О гражданстве Российской Федерации Ведомости СНД и ВС РФ. 0000. 0. Ст. 000, Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 00 апреля 0000 г.в редакции от 00 декабря 0000 г.


Ведомости СНД и ВС РФ. 0000. 00. Ст. 000 САПП РФ. 0000. 0. Ст. 000 международными договорами Российской Федерации. 0.0. Понятие и принципы гражданства Российской федерации Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их


взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства. Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства.


Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации свидетельство о рождении иной документ, содержащий указание на гражданство. Принципы гражданства в Российской Федерации В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. Суть этого принципа сводится к тому, что иностранные граждане, лица без гражданства в установленном


законом порядке могут приобрести гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Раскрывая содержание данного принципа, необходимо указать на то, что законодательство Российской Федерации, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран например, США, где согласно Конституции Президентом может быть избран только прирожденный гражданин


США Конституция Соединенных Штатов Америки. М 0000 не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению, в порядке регистрации гражданства и др. Гражданство Российской Федерации является единым. Этот принцип обусловлен федеративным характером государственного устройства


России, где наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик в составе Российской Федерации. Принцип единства гражданства означает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Конституции соответствующих республик Калмыкии, Кабардино-


Балкарии и др. также закрепляют свое республиканское гражданство, существующее в единстве с гражданством Российской Федерации. Статья 00 Закона о гражданстве в развитии принципа единого гражданства закрепляет, что прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации. Сокращение без гражданства. Статья 0 Закона о гражданстве устанавливает, что Российская


Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства. Кроме того, содержание смысла ст. 00 Закона демонстрирует реализацию данного принципа применительно к детям, родившимся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства они являются гражданами Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права


его изменить. Данный принцип является сравнительно новым в законодательстве о гражданстве. В бывшем СССР существовал институт лишения гражданства, причем до 0000 года в законодательстве отсутствовали какие-либо указания на основания, по которым осуществлялось лишение гражданства. Закон О гражданстве СССР 0000 г. установил такие основания. К ним относились действия, порочащие высокое звание гражданина


СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР. Принцип двойного гражданства. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает


от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации ст. 00 Конституции РФ. В настоящее время получила распространение практика заключения между государствами договоров о двойном гражданстве Договор между Российской Федерацией и республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства подписан в г.


Москве 0 сентября 0000 г. Дипломатический вестник. 0000. 00 которые обязывают стороны учитывать наличие у своих граждан также гражданства другой стороны и не требовать от них выполнения определенных гражданских обязанностей, если эти обязанности были выполнены по отношению к другой стороне например, воинская обязанность. Гражданство Российской Федерации сохраняется за лицами, проживающими за пределами


Российской Федерации ст. 0 Закона о гражданстве. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами ч. 0 ст. 00 Конституции РФ. Статья 0 Закона содержит положение о том, что государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать гражданам


Российской Федерации в обеспечении им возможности пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами России, в защите их прав и охраняемых законом интересов, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации. Сохранение гражданства Российской Федерации при заключении и расторжении брака.


Данный принцип получил свое закрепление в ст. 0 Закона о гражданстве, где сказано, что заключение и расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой автоматического изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. К числу принципов гражданства Российской федерации может быть отнесен такой институт, как почетное


гражданство, которое предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом. 0.0. Приобретение гражданства Российской Федерации Гражданство Российской Федерации приобретается в результате его признания по рождению в порядке его регистрации в результате приема в гражданство в результате восстановления в гражданстве


Российской Федерации путем выбора гражданства оптации при изменении государственной принадлежности территории по иным основаниям, предусмотренным Законом. Приобретение гражданства в результате признания ст. 00 Закона о гражданстве. Гражданами Российской Федерации признаются - все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня


они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации - лица, родившиеся 00 декабря 0000 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином


СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения. Приобретение гражданства по рождению - филиация ст. 00-00 Закона о гражданстве. В мировой практике существует два основных способа приобретения гражданства


по рождению на основе принципов права крови и права почвы. В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей. Российское законодательство о гражданстве сочетает эти два принципа, хотя доминирующим является принцип права крови - ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве


Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения - ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоит гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации независимо от места рождения. При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве


Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка, независимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.


Принцип права почвы применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории Российской Федерации - родители которых неизвестны - родители которых являются лицами без гражданства или же состоят в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства. Приобретение гражданства в порядке регистрации ст. 00 Закона о гражданстве. В порядке регистрации гражданство


Российской Федерации приобретают - лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации - лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но они приобрели иное гражданство по рождению - в течение пяти лет по достижении 00-летнего возраста - дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства


Российской Федерации - в течение пяти лет по достижении 00-летнего возраста - лица без гражданства, на день вступления в силу Закона о гражданстве постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 0 сентября 0000 г если в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство


Российской Федерации - иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве подданстве по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона о гражданстве заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации - граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав


бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 0 февраля 0000 г если они до 00 декабря 0000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Необходимо отметить, что данное положение Закона о гражданстве Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 00 мая 0000 г. Постановление


Конституционного Суда Российской Федерации от 00 мая 0000 г. по делу о проверке конституционности п. г ст. 00 Закона Российской Федерации О гражданстве Российской Федерации в связи с жалобой А.Б.Смирнова СЗ РФ. 0000. 00. Ст. 0000. признано не соответствующим Конституции РФ в части, распространяющей правило о приобретении гражданства


Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые отвечают в совокупности следующим требованиям родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации являлись гражданами бывшего СССР не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР не являются гражданами других государств, входивших


в состав бывшего СССР впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации. Прием в гражданство - натурализация ст. 00 Закона о гражданстве. Дееспособное лицо, достигшее 00-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации. В качестве условия приема в гражданство


Российская Федерация требует постоянного проживания на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства всего 0 лет или 0 года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством. Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое. Закон о гражданстве п. 0 ст. 00 содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство посредством сокращения установленных сроков проживания, вплоть до их полного снятия.


К ним относятся состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и


ценностей получение убежища на территории Российской Федерации состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве по рождению. Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными


принципами Российской Федерации осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации. Восстановление в гражданстве ст. 00 Закона о гражданстве. Закон о гражданстве предусматривает несколько форм восстановления в гражданстве в порядке регистрации в результате признания факта восстановления в гражданстве по ходатайству лица. В порядке регистрации в гражданстве Российской федерации восстанавливаются - лица, у которых гражданство


Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства - лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей - в течение пяти лет по достижении 00-летнего возраста. В результате признания факта восстановления гражданство Российской Федерации приобретают бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без


их свободного волеизъявления. Лицо, ранее состоявшее в гражданстве Российской Федерации, но которое не имеет оснований для восстановления в гражданстве в первых двух формах, приобретает гражданство Российской Федерации но ходатайству о восстановлении. Выбор гражданства - оптация ст. 00 Закона о гражданстве. При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством


Российской Федерации, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства оптацию в порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации. Иные основания приобретения гражданства. К таким основаниям Закон о гражданстве относит усыновление, опекунство, институт почетного гражданства например, согласно п. 0 ст. 00 Закона о гражданстве ребенок, не являющийся гражданином


Российской Федерации, в случае усыновления его гражданином Российской Федерации или супругами - гражданами Российской Федерации, становится гражданином Российской Федерации. 0.0. Прекращение гражданства Российской Федерации Гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства вследствие отмены решения


о приеме в гражданство путем выбора гражданства оптации при изменении государственной принадлежности территории по иным основаниям, предусмотренным Законом. Выход из гражданства ст. 00 Закона о гражданстве - это его утрата лицом по собственному волеизъявлению. Выход из гражданства может быть реализован двумя способами - по ходатайству гражданина - в порядке регистрации то есть в упрощенном порядке, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства


Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке. Закон о гражданстве установил две группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства - если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства


перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации п. 0 ст. 00 Закона о гражданстве, ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено - выход из гражданства Российской Федерации не допускается п. 0 ст. 00 Закона о гражданстве после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную


службу и до ее окончания если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Отмена решения о приеме в гражданство ст. 00 Закона о гражданстве - единственный случай возможного прекращения гражданства Российской Федерации без волеизъявления самого лица.


Отмена решения о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема.


Выбор гражданства - оптация ст. 00 Закона о гражданстве. Основанием прекращения гражданства является оптация в случаях, когда гражданин Российской Федерации при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство. Иные основания прекращения гражданства. К таким основаниям Закон о гражданстве относит, например, прекращение гражданства


Российской Федерации у детей в возрасте до 00 лет, родители которых приобрели иное гражданство ч. 0 ст. 00. 0.0. Порядок разрешения дел о гражданстве Российской федерации Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются Президент РФ Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации Министерство внутренних дел


Российской Федерации и его органы Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Президент РФ принимает решения по вопросам приема в гражданство восстановления в гражданстве разрешения на выход из гражданства Российской Федерации двойного гражданства отмены решения о приеме в гражданство предоставления почетного гражданства.


По всем названным вопросам Президент издает указы. Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства Президент РФ образует Комиссию по вопросам гражданства. Важную роль в системе государственных органов, ведающих делами гражданства, играют МВД РФ и его органы, МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения.


Они осуществляют следующие полномочия принимают заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ определяют принадлежность лиц к гражданству


Российской Федерации осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях осуществляют исполнение решений по вопросам гражданства. Изменение гражданства Российской Федерации приобретение или прекращение осуществляется либо в порядке регистрации упрощенный порядок, либо в случаях, не подпадающих под регистрационный порядок, путем подачи ходатайства на имя Президента РФ. При изменении гражданства в порядке регистрации заинтересованным лицом


подается заявление, решение по которому принимается соответствующим органом внутренних дел или Министерством иностранных дел, дипломатическим представительством, консульским учреждением. Срок рассмотрения заявления не может превышать шести месяцев. Решение соответствующих органов оформляется заключением, которое может быть обжаловано в суде в месячный срок. В случаях, не подпадающих под регистрационный порядок, заинтересованным лицом подается ходатайство


на имя Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайства не может превышать девяти месяцев. Результат рассмотрения хозяйства оформляется указом Президента РФ и обжалованию не подлежит. Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента РФ. 0.0. Правовое положение иностранцев в


Российской федерации На территории Российской Федерации, кроме граждан России, составляющих большинство населения, постоянно проживают или временно находятся лица не имеющие гражданства Российской Федерации так называемые иностранцы. Термин иностранцы в литературе чаще всего используется в качестве собирательного понятия для обозначения двух категорий лиц иностранных граждан и лиц без гражданства.


Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства. В основе правового статуса не состоящих в российском гражданстве лиц лежит принцип национального режима,


согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации ч. 0 ст. 00 Конституции РФ. Правовое положение иностранных граждан, пребывающих на территории России, определяется Законом СССР от 00 июня 0000 г. в редакции от 00 августа 0000 г.


О правовом положении иностранных граждан в СССР, Ведомости ВС СССР. 0000. 00. Ст, 000 СЗ РФ. 0000. 00. Ст. 0000 0000. 00. Ст. 0000. который сохраняет свое действие до принятия по этому вопросу федерального закона. Юридический статус иностранцев регулируется также нормами отдельных отраслей права гражданского, гражданско-процессуального, таможенного, семейного, уголовного и др


Основные принципы правового положения иностранных граждан содержатся в вышеупомянутом Законе СССР О правовом положении иностранных граждан в СССР. К ним относятся равенство иностранных граждан перед законом независимо от каких-либо условий использование ими прав и свобод в той мере, в какой оно не наносит ущерб интересам Российской Федерации, правам и законным интересам граждан


Российской Федерации обязанность уважать Конституцию и соблюдать законы. Закон 0000 года разграничивает иностранных граждан на две категории постоянного проживающих на территории Российской Федерации, то есть имеющих на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел временю пребывающих в Российской Федерации, то есть находящихся в России на ином законном основании. Временно пребывающие иностранные граждане обязаны в установленном


порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из России по истечении определенного им срока пребывания. Факт постоянного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации существенным образом определяет особенности его правового положения. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории


России, имеют право на трудовую деятельность, на отдых, на охрану здоровья, на получение пособий, пенсий и других форм социального обеспечения, на обеспечение жильем. Иностранные граждане также имеют право получать образование, пользоваться достижениями культуры, им гарантируется свобода совести, они могут, заключать и расторгать браки с гражданами России. Законодательство Российской Федерации устанавливает определенные ограничения в правах, свободах


и обязанностях для иностранных граждан и лиц без гражданства. Прежде всего, эти ограничения касаются политических прав, обладание которыми неразрывно связано с наличием гражданства Российской Федерации. Так, иностранцы не пользуются избирательным правом, не имеют права состоять в политических общественных объединениях, проводить публичные мероприятия митинги, шествия, пикетирования и т. д Кроме того, они не имеют права находиться на государственной службе, участвовать


в отправлении правосудия, не несут воинской обязанности и др. Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории России, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. За нарушение иностранными гражданами правил пребывания в Российской Федерации к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение


или штраф, а злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания в Российской Федерации влечет за собой уголовную ответственность. Иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов


России - если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка - если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, зашиты прав и законных интересов граждан России и других лиц - если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное или тое российское законодательство. Следует отметить, что находящиеся на территории России сотрудники иностранных дипломатических и консульских


представительств и члены их семей имеют особый правовой статус, который складывается из привилегий иммунитетов, установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации. ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В целях наиболее полного рассмотрения вопроса работы, в основном изложенного в первой главе, во второй главе необходимо рассмотреть принципы правового статуса человека и гражданина


т.к. это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина Центральное место занимает принцип равноправия ст. 00. Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами


права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях. Принцип равноправия включает в себя следующие положения - правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества


как гражданин своего государства он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству - равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса - равноправие


мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы в Конституции РФ ч. 0 ст. 00 обусловлена требованиями Конвенции ООН от 00 декабря 0000 г. О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ратифицированной СССР в 0000 году - равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом - необходимое, но не достаточное условие равноправия.


Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие. Законодательство Российской Федерации допускает в отдельных случаях неравенство перед законом. Например, Федеральный закон О статусе судей запрещает судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением принципа независимости судей и подчинения


их только закону. Положение о равенстве всех перед судом означает наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому человеку независимо от происхождения, имущественного, должностного положения и других обстоятельств справедливое и гласное разбирательство дела компетентным и независимым судом справедливое разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора процессуальное равенство сторон в судебном заседании


- равноправие в социальном государстве. Российская Федерация, провозглашая себя социальным государством, устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др дополнительные права и льготы. Предоставление указанных прав и льгот не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости.


Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 00 Конституции РФ, которая гласит Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод тесно связан с общим принципом высшей


юридической силы и прямого действия Конституции РФ ст. 00, что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 0 ст. 00 Конституции РФ, где говорится Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат


каждому от рождения. Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем вире принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч.


0 ст. 00 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения ч. 0 ст. 00. Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и


свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 0 Права и свободы человека и гражданина Федеральным Собранием РФ ст. 000. Вместе с тем Конституция РФ содержит положения о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности


государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц ч. 0 ст. 00 Конституции РФ. Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить


возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц. Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 0


Конституции РФ, где говорится, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип правового статуса вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.


Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора ч. 0 ст. 00. Более того, применительно к правам и свободам положения ч. 0 ст. 00 дополнительно конкретизируются нормами ч. 0 ст. 00, где говорится о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в


Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В области прав человека сложилась и действует система международных соглашений, устанавливающих общечеловеческие стандарты прав и свобод, механизмы контроля за их соблюдением. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог курсовой работы отметим, что к числу важнейших элементов института основ правового статуса человека и гражданина относится гражданство.


Значимость данного элемента обусловлена тем, что гражданство является непременным условием распространения на человека всей полноты прав, свобод и обязанностей, установленных государством для своих граждан. Таким образом правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако


ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства. Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся


в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства. Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства.


Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации свидетельство о рождении иной документ, содержащий указание на гражданство. Говоря о соблюдении основных прав и свобод человека вытекующих из кокретного гражданства необходимо заметить это вопрос гарантий созданных государством и используемые им средства экономического, политического, юридического характера, направленные на обеспечение человеку


и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод. Наиболее общей гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции положение о государственной защите прав и свобод, которая не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Центральное место в системе юридических гарантий занимает право на судебную защиту.


Конституция РФ ч. 0 ст. 00 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Объектом обжалования в суд могут быть решения, действия бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Конституция предоставляет каждому право обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека ч. 0 ст. 00. Условиями, необходимыми для реализации данного права служат наличие


соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К числу международных органов по защите прав человека относятся Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд и многие другие. В Конституции РФ содержатся так называемые гарантии осуществления


правосудия, направленные на исключение произвола в судебном разбирательстве. К ним, в частности, относятся гарантии подсудности ст. 00, презумпция невиновности ст. 00, недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление ст. 00, право на квалифицированную юридическую помощь ст. 00 и другие. К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение


институт парламентского Уполномоченного по правам человека омбудсман. Институт омбудсмана впервые появился в 0000 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 00 странах. Конституция РФ 0000 года впервые предусмотрела введение в России должности Уполномоченного по правам человека. Его правовое положение определяется Федеральным конституционным законом от 00 февраля 0000 г.


Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Ежегодно Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности


Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, высшим органам судебной власти РФ, Генеральному прокурору. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в Российской газете. БИБЛИОГРАФИЯ Нормативные акты 1. Всеобщая декларация прав и свобод человека принята


Генеральной Ассамблеей ООН 00 декабря 0000 г. 2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 0 ноября 0000 г. СЭ РФ. 0000. 00. Ст. 0000 00. 3. Конституция Российской Федерации от 00.00.0000 РГ. -0000. -000. -00 дек. 4. Декларация прав человека и гражданина Российской Федерации от 00 ноября 0000 г. Ведомости СНД РСФСР и


ВС РСФСР. 0000. 00. 5. Закон Российской Федерации от 00 апреля 0000 г. в редакции от 00 декабря 0000 г. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан Ведомости СНД и ВС РФ. 0000. 00. Ст. 000 СЗ РФ. 0000. 00. Ст. 0000. 6. Закон Российской Федерации от 00 июня 0000 г. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в


пределах Российской Федерации Российская газета, 0000. 00 августа. 7. Федеральный закон от 00 августа 0000 г. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию СЗ РФ. 0000. 00. 8. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 00 апреля 0000 г. в редакции от 00 декабря 0000 г.


Ведомости СНД и ВС РФ. 0000. 00. Ст. 000 САПП РФ. 0000. Ст. 000. 9. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 00 июля 0000 г. в редакции от 00 февраля 0000 г.


СЗ РФ. 0000. 00. Ст. 0000 0000. 00. Ст. 0000 0000. 0. Ст. 000. Литература 10. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону, 0000. 11. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М 0000. 12. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в


России Учеб. пособие. М 0000. 13. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации Учеб. пособие. М 0000. 14. Общая теория прав человека Отв. ред. Е.А. Лукашева. М 0000. Приложение 0 Конституционные права и свободы человека и гражданина Приложение 0 Вопросы гражданства



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Представители работников и работодателей в социальном партнерстве
Реферат Правовые основы судебно-бухгалтерской экспертизы
Реферат Особенности проведения документальной проверки правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль
Реферат Русская Правда и Псковская судная грамота сравнительный анализ
Реферат Исследование работы рельсобалочного стана 800 Нижнетагильского металлургического комбината в условиях рыночной экономики
Реферат Common Business Oriented Language Essay Research Paper
Реферат Взаимосвязь социально-психологического климата и уровня конфликтности в педагогическом коллективе
Реферат Protection Against Viruses For All Essay Research
Реферат Александр Ключарев. Дикий юг, или хождение Северян в земли Крымские
Реферат American Media Dominating Canadian Culture Essay Research
Реферат Свідоцтво про реєстрацію випуску цінних паперів
Реферат The Balmain ironworkers' strike of 1945
Реферат Конституция Молдавской ССР 1941
Реферат Мелиоративное состояния орошаемых земель и пути улучшения КДС в Кашкадарьинской области Республики Узбекистан
Реферат Аллергические заболевания и беременность