СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Обзор литературы
1.1 Общие понятия о заданиях на домпо физическому воспитанию
1.2 Значение и особенности домашнихзаданий по физической культуре.
1.2.1 Особенности подготовки домашнихзаданий по бегу
1.3 Самоконтроль
1.3.1 Кровообращение
1.3.2 Дыхание
2 Задачи и методы исследования
3 Результаты исследования
Выводы
Перечень литературы
ВВЕДЕНИЕ
Невсе дети дружат со спортом, многие ограничиваются только школьными, а затемвузовскими занятиями физкультурой. А ведь таких занятий недостаточно длядостижения нормального физического развития, для воспитания таких жизненноважных качеств, как быстрота, сила, выносливость. Что можно посоветовать такимюношам и девушкам? Только одно — самостоятельные дополнительные занятия пофизкультуре дома.
Затрачиваяв день 30—35 мин на подготовку домашнего урока, ребята в течение годазанимаются физкультурой на 180—200 ч больше,чем положено по программе.
Широкоевнедрение домашних заданий в практику физического воспитания в дошкольных учреждениях, школ и вузах позволитзначительно улучшить овладение государственными учебными программами,нормативными требованиями комплекса ГТО.
Ксожалению, от учителей физкультуры средних школ часто приходится слышатьнарекания в адрес дошкольных детских учреждений по поводу низкой физическойподготовки мальчиков и девочек, поступающих в первые классы. Дети умеют хорошочитать, петь, танцевать, а вот бегать, прыгать, подтягиваться на руках, плаватьих не научили.
Еслибы воспитатели детсадов в содружестве с родителями уделяли физкультуре такое жевнимание, как остальным предметам, то в школы приходили бы дети, имеющиезначительно лучшую физическую подготовку.
Домашниезадания по физкультуре считаются очень полезными. Они приносят нам бодрость, улучшают самочувствие, укрепляют здоровье. И нетолько это. Физические упражнения позволяют отдохнуть от умственного труда иповышают дальнейшую работоспособность.
1ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ЗАДАНИЯХ НА ДОМ ПО
ФИЗИЧЕСКОМУВОСПИТАНИЮ
Физическоевоспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках, так как двачаса занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний, умений инавыков в физических упражнениях.
Чтобыдостичь больших успехов в овладении учебным материалом, необходима исамостоятельная работа учащихся. Одним из видов такой деятельности будетвыполнение заданий дома.
Заданияна дом способствуют прочному усвоению пройденного материала, содействуютвоспитанию у учащихся привычки к систематическим занятиям физическимиупражнениями и положительно влияют на их здоровье и физическое развитие.
Крометого, выполнение советов учителя имеет большое значение для воспитания уучащихся навыков самостоятельной работы, что очень нужно им и после окончанияшколы. Рекомендации могут быть общими и индивидуальными, которые даютсяотдельным ученикам в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Длясамостоятельных занятий можно рекомендовать: общеразвивающие упражнения,упражнения с короткой скакалкой (особенно для мальчиков, которые, как правило,хуже владеют скакалкой, чем девочки), прыжки с высоты и в высоту, метание на дальностьи в цель, упражнения в лазанье и равновесии, с мячами, упражнения типа заданий,игровые упражнения и др.
Примерныезадания на дом:
а)знать и уметь выполнять два первых упражнения зарядки;
б)упражняться в прыжках вдвоем с короткой скакалкой;
в) научитьсяотдавать рапорт;
г)научиться бросать и ловить мяч левой (правой) рукой;
д)упражняться в лазанье по канату в три приема.
Заданиядолжны быть доступными, безопасными и посильными, но вместе с тем и в мерутрудными.
Каждоезадание продумывается учителем заранее, при составлении плана. Предлагается оново время проведения урока (в связи с изучением упражнений), а в конце замятияучащимся напоминается о нем. В процессе урока задание на дом может бытьизменено.
Чтобыучащиеся ясно представляли содержание задания и технику выполнения, оно должнобыть подробно разъяснено. Одновременно указывается порядок и место выполнения(дома, на спортивной площадке и т. п.).
Практиказаданий на дом может оправдать себя только в том случае, если учитель требуетих выполнения, проводит проверку, ставит оценки. При этих условиях задания надом станут важным фактором в успешной работе по физическому воспитанию учащихся[1-4].
1.2 ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДОМАШНИХЗАДАНИЙ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЕ
Заботаоб укреплении здоровья детей — дело большой государственной важности. Всяполнота ответственности за гармоническое воспитание подрастающего поколенияложится на семью и школу. От того, как относятся к физическому воспитаниюродители и школа, во многом зависит и отношение к этому предмету детей.
Еслиродители сами не занимались и не занимаются физкультурой и спортом, да к томуже скептически относятся к ним, им не воспитать сильного, ловкого,разносторонне физически развитого человека. Как бы хорошо ни была организованав школе работа по физическому воспитанию учащихся, без поддержки родителей онане приведет к желаемым результатам.
Ксожалению, некоторые родители считают физкультуру второстепенным предметом.Порой они даже стараются под различными предлогами добиться освобождения своихдетей от уроков физкультуры без достаточных к тому оснований. Одни запрещаютсвоим детям много двигаться: можно, дескать, испортить сердце, вспотеть,простудиться. Другие в погоне за мышечной массой перекармливают детей. Такойобраз жизни (малоподвижный, с усиленным питанием) влечет за собой многиезаболевания. Так некоторые родители, сами того не сознавая, наносят своим детямбольшой вред — и не только в физическом, но и в моральном отношении.
Подрастая,дети болезненно переносят свое отставание в физическом развитии. А ведь умелоиспользуя разнообразные физические упражнения, можно не только развиватьздоровых, но и лечить больных детей.
Как-томы решили понаблюдать за детьми нашего двора, освобожденными от физкультуры в школе. Спрашиваем девочку: «Аразве можно тебе так много бегать и прыгать?» За нее отвечает раскрасневшийся,со взмокшим чубом и с мячом в руках ее одноклассник, тоже освобожденный отшкольных занятий по физкультуре: «Что вы! Ведь мы же не на уроке физкультурыбегаем, а играем во дворе!» [5]
Апосмотрите, как ведут себя многие освобожденные от фоков физкультуры нашкольных переменах. Никогда не скажете, чтоэто дети, нуждающиеся в щадящем режиме. И слабое их здоровье в будущем — насовести тех, кто необоснованно лишает школьников обязательных укрепляющихзанятий.
Мывысказали свои замечания в адрес родителей, которые недооценивают значениефизической культуры. Но в том, что значительная масса учеников заканчиваетсреднюю школу, не получив должного физического развития, есть и вина школы.Многие руководители школ и учителя физкультуры пытаются объяснить недостатки впреподавании этого важного предмета отсутствием надлежащих спортивных баз инесовершенством школьной программы. Что касается спортивных баз, то ихотсутствие действительно не может не сказатьсяна физической подготовленности детей. Ну, а что нужно для выработки у школьникаправильной осанки? Для того, чтобы научить человека правильно ходить и четко поворачиватьсяв строю? Или чтобы научить девушек отжиматься 10—12 раз от гимнастической скамейки,а юношей — столько же раз подтянуться на турнике? Эти задачи посильны в самомскромном спортивном залеи даже в домашнейобстановке. Но обязательны еще два важных условия: энтузиазм, творческий подходк делу преподавателей физкультуры и помощь родителей. Школьная программа пофизкультуре действительно обширна, а времени на нее отводится мало — всего 70 ч в год. К тому же одномупреподавателю-специалисту организовать на высоком уровне 45-минутный урок с30—35 учениками класса очень трудно.
Поэтомудля увеличения физической нагрузки школьников следует обратиться к давнопроверенной и узаконенной в преподавании других предметов системе домашнихзаданий.
Всамом деле: коль скоро домашние задания даются по всем предметам, отчего же недавать их по физкультуре? Вопрос, однако, ставится в иной плоскости: каксделать домашние задания по физкультуре системой, обязательной формойвоспитания? Как ввести их в повседневную жизнь школы?
Домашниезадания по физкультуре способствуют воспитанию выносливости, силы, ловкости иулучшению осанки детей. Кроме того, они благотворно влияют на восстановлениеумственной работоспособности школьников.
Постепеннодомашние задания по физкультуре прочно вошли в учебный процесс школы.Выполнение домашних заданий проверяется не выборочно, как по другим предметам,а у всех учеников. Годовые итоги по домашним заданиям подводятся на первенствешколы.
Такиесоревнования проводятся в два этапа. Первый – сдача контрольных нормативов вкаждом классе. Ее проводят на уроках физкультуры. Второй этап — лично командноепервенство школы. Проводится оно в конце третьей четверти. Соревнования, какправило, проходят интересно, в присутствии зрителей, среди которых можно увидетьне только школьников, но и родителей [6-7].
Оченьважно было подобрать упражнения, доступные для всех учеников 4—10 классов. Они должны быть простыми, не требоватьзначительной траты времени и специальных снарядов для выполнения. В результатепоиска было выбрано 5 упражнений. Для ихвыполнения требуется достаточно мышечных усилий, координация движений, выдержка, выносливость. Простотаупражнений дает возможность ученикам тренироваться в их выполнении в домашних условиях (с таким расчетом иподбирались упражнения).
Вотэти упражнения (приводим также оценки в баллах за их выполнение).
1.Угол в висе. Упражнение выполняется на гимнастической стенке. Из виса ученикдолжен поднять прямые но до прямого угла или выше.
Оценка:за каждый раз — 2 балла. Пауза между пробами — не более 1 с. Пример: за 20 раз— 40 баллов.
2. Упражнениесо скакалкой. Участники по сигналу судьи выполняют перескоки через скакалку втечение 30с.
Оценка:каждый перескок—0,5 балла. После 80 перескоков за каждый раз насчитывается уже2 балла.
3.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа между двумя параллельно поставленнымигимнастическими скамейками, ноги на возвышенности. При сгибании рук грудьопускается ниже верхнего края скамеек.
Оценка:за каждое отжимание-1,5 балла.
Девушкивыполняют это упражнение в упоре лежа на полу.
4.Подтягивание на перекладине, хватом сверху. Подтянуться надо до переходаподбородка линии перекладины и опуститься на вытянутые руки.
Оценка:за каждый раз-4 балла.
5.Прыжок в длину с места. Участник выполняет три попытки, в зачет идет лучшая.
Оценка:для юношей до 8-го класса включительно-показанный результат минус 180 см., адля юношей 9-10-х классов- минус 190 см.
Дляучениц 4-10-х классов оценкой является показанный результат минус учебныйнорматив с оценкой «удовлетворительно» для данного класса.
Преподавательна уроках физкультуры проверяет, как учащиеся готовят домашние задания.Выставляя текущую оценку, учитель учитывает не количество повторений того илииного упражнения, а прирост результата в сравнении с показанным в предыдущемопросе-соревновании. Это позволяет всем без исключения учащимся, даже физическислабо развитым, получать хорошую оценку. Кроме того, выставление оценки заувеличение результата стимулирует ежедневные занятия тем или иным упражнениемдома. Как свидетельствует опрос, большинство учащихся дома совершенствуются вподтягивании, прыжках со скакалкой, сгибании и разгибании рук в упоре лежа.
Вначале третьей четверти в классах проводятся отборочные соревнования попятиборью в целях комплектования сборной команды для участия в соревнованиях напервенство школы. Шести лучшим многоборцам предоставляется право защищать честьсвоего класса. Соревнования проводятся на протяжении полутора — двух часов.Победители в отдельных видах пятиборья награждаются грамотами, абсолютныйчемпион — ценным подарком, а класс переходящим кубком и большим пирогом,испеченным специально по этому случаю в школьной столовой. Впоследствии силамиучеников выпускается фотомонтаж, иллюстрирующий ход соревнований [8].
Большоевнимание уделяется в школе ученикам с ослабленным здоровьем Они, как правило,находятся под контролем врача и преподавателей физкультуры, регулярно получаютзадания на дом по физкультуре. В конце учебного года многие из них не толькостановятся физически здоровыми, но и порой занимают призовые места на школьныхсоревнованиях.
Домашниезадания по физкультуре способствуют организованности детей, их занятости. Детипроявляют интерес к физическому воспитанию, а это ведет к укреплению ихздоровья. Кроме того, заметно повышается интерес школьников к изучению другихпредметов.
Домашниезадания по физкультуре подразумевают безусловное участие в этом процессеродителей.
Учителястремятся, чтобы те упражнения, которые можно выполнять дома, выполнялисьименно дома, а не на уроках физкультуры. Урок физкультуры длится 45 мин, такихуроков всего два в неделю. И целесообразно давать на уроке те упражнения,которые ребенок не в состоянии выполнить дома. Девиз учителей физическойкультуры: «Твой стадион — это твоя квартира, твой тренер — это твоя мама, твойпапа (на начальной стадии). Домашние задания по физкультуре повышаютдвигательную активность учащихся, развивают физические качества (силу скорость,выносливость, прыгучесть), укрепляют организм, позволяют повторить и закрепитьизучаемые упражнения». Теперь родители на собраниях в школе говорят, чтоблагодаря своим детям сами стали заниматься физкультурой дома. Уже немалородителей выполняют вместе с детьми домашние задания по физкультуре.
Вдомашние задания по ОФП входят следующие упражнения:
1)подтягивание на перекладине (только мальчики);
2) отжиманиеот пола (только мальчики);
3)отжимание от гимнастической скамейки (только девочки);
4)поднимание ног лежа на спине;
5)приседание на правой и левой ноге;
6)прыжки со скакалкой.
Этиупражнения вовлекают основные группы мышц и отлично способствуют развитию силы,выносливости, прыгучести. Их задают абсолютно всем учащимся 1—10-х классов, ипроверка выполнения домашних заданий производится ежемесячно, причем дважды вгод (в декабре и мае)—в виде больших спортивных праздников, проводимых вторжественной обстановке (парад, музыка, подъем флага, выступление ветерановспорта, директора школы). Победители соревнований, которые проводятся отдельнодля каждой параллели классов, награждаются грамотами. Классы выступают в спортивнойединой форме, готовят эмблемы и транспаранты. Все соревнования в школе судяттолько учащиеся, которые проходят соответствующий инструктаж. Судьи работают впарадной ученической форме. По школе издается приказ о проведении спортивногопраздника.
Оценкиза домашние задания по ОФП в общеобразовательных школах выставляются строгоиндивидуально, в зависимости от физического развития ученика. Главный критерий— повышение результатов по сравнению с предыдущим месяцем. При демонстрациидомашних заданий на уроках ученики стараются выполнить упражнения на отличнуюоценку и не стремятся к максимальному результату. Однако на спортивныхпраздниках каждому хочется показать наивысший результат, и показателипобедителей иногда выглядят очень внушительно.
Какправило, у школьников нет однобокого подхода к домашнему заданию по ОФП, тоесть они не стремятся к высоким результатам в одном каком-либо упражнении, адобиваются хороших показателей во всем комплексе домашних заданий.
Учителямшколы установлен предел в каждом упражнении, после которого рост результатов нетребуется. Вот эти пределы:
Девочки: Сгибание рук лежа в упоре нагимнастической скамейке — 40 раз. Приседание на одной ноге — 30 раз. Угол нагимнастической стенке — 30 раз. Прыжки со скакалкой — 600 раз.
Юноши: Подтягивание — 20 раз. Приседание наодной ноге — 40 раз. Угол на гимнастическойстенке — 40 раз. Прыжки со скакалкой—1000 раз. Сгибание рук в упоре лежа нагимнастической скамейке — 50 раз.
Онеобходимости выполнения домашних заданий говорится на родительских лекториях,где выступают директор школы и учителя физкультуры. С родителями и учениками ведутсяиндивидуальные беседы, о чем делается запись в журнале. Фотографии чемпионов подомашним заданиям помещены на стенде в школьном музее. Тут же имеются стенды«Советы родителям», «Стадион на дому», «Чемпионы растут дома».
Школадобивается, чтобы у каждого ученика дома были лыжи, гантели, эспандеры,скакалки, обручи, ракетки для игры в бадминтон.
Вобщеобразовательных школах домашние задания даются не только по общефизическойподготовке. Так, учащимся начальных классов задаются на дом строевые упражнения– ходьба на месте и повороты, а также упражнения гимнастического иакробатического характера – стойка на лопатках, кувырки, «ласточка», «мост»,«шпагат». Всем учащимся школы, когда идет подготовка к спартакиадам, даютсязадания по метанию теннисного мяча. Для развития скорости задается бег на месте(по 15 с.). По спортивным играм даются следующие задания: баскетбол – броски покольцу, ведение мяча; волейбол – подача мяча, прием и передача мяча.
Домашниезадания по спортивным играм выполняются учащимися на школьных площадках и водворах.
Домашниезадания по плаванию даются только на летние каникулы. В зимнее время ребятаполучают задания по лыжному спорту: различные виды лыжных ходов, повороты,спуски, подъемы, торможения.
Внастоящее время на Украине домашние задания включены в программу пофизвоспитанию. Благодаря этому физическое развитие учеников в школах республикизначительно повысилось.
Домашниезадания являются одной из форм массового внедрения физкультуры и спорта вповседневный быт школьника. Такая система тренировки привлекает своейдоступностью, а главное — высокой эффективностью.
Широкоеприменение домашних заданий в практике физического воспитания школьниковпозволит им значительно улучшить выполнение программных требований и нормативовкомплекса ГТО.
Самостоятельныезанятия дома обязательно должны предусматривать врачебный контроль и самоконтроль.
Косновным показателям самоконтроля можно отнести частоту пульса и дыхания.Подсчет пульса и дыхания проводится (по секундной стрелке часов илисекундомера) в течение 15 с. Затем полученное число умножается на 4. Такимобразом вы узнаете частоту сердечных сокращений и дыхания в 1 мин. Показателипульса и дыхания заносятся в тетрадь-дневник.
Есличастота пульса и дыхания в ходе тренировок постепенно уменьшается иустанавливается на определенном уровне, это означает, что домашние задания идутвам на пользу [9].
Квалифицированныйконтроль за выполнением домашних заданий, а также деятельностью сердечно-сосудистойсистемы и дыханием по вашему дневнику сможет осуществить преподавательфизкультуры.
1.2.1Особенности подготовки домашних заданий по бегу
Длятех, кто стесняется бегать во дворе, скверике, парке, рекомендуется бег трусцойна месте в комнате. Уже подтверждено, что ежедневный 5—6-минутный бег вквартирных условиях тоже очень полезен. Экспериментальные данныесвидетельствуют о том, что после 2—3 мес тренировки пульс и дыхание становятся реже, то есть организмприспосабливается к нагрузке. Заканчивать тренировку надо медленной ходьбой,упражнениями на расслабление с глубоким дыханием.
Советыпо занятиям бегом в домашних условиях.
Давноуже принято считать, что бег — самая естественная форма движения человека. Длянего не нужны специальные спортивные сооружения, не нужен спортивный инвентарь.Бегом можно заниматься в ближайшем лесу, на стадионе, в парке, во дворе дома и,наконец, в условиях квартиры. Широкая доступность бега в сочетании с егооздоровительными свойствами обеспечили растущую популярность этого вида легкойатлетики. Массовая беговая профилактика сердечно-сосудистых заболеванийполучает все большее признание в нашей стране.
Благотворноевлияние бега на сердце можно подтвердить таким примером. Кролики и зайцы оченьблизки по своим анатомо-физиологическим признакам: они принадлежат к одномусемейству. Но различный образ их жизни — малоподвижный даже в естественныхусловиях у кроликов и активный у зайцев — сказался на работе сердца: ритмсокращений его у взрослого зайца—60—65, у кролика — 270—280 в 1 мин. Интересно,что при максимальной физической нагрузке «резерв» возможного учащения сердечныхсокращений у зайца — 250 ударов, у кролика — всего 40— 60 ударов. Вот какиеогромные физиологические возможности приобрел заяц благодаря своей физическойактивности. А ведь при рождении никаких различий в деятельности сердца укролика и зайца не наблюдается.
Утренированного человека сердце за одно сокращение выталкивает в два раза большекрови, чем у нетренированного. При появлении дополнительных нагрузок сердцетренированного человека, будучи более мощным, выбрасывает и больше крови всосуды, у нетренированного сердце сокращается чаще. Частое же сердцебиение —весьма неэкономный способ повышения кровообращения организма, так как при немуменьшается время отдыха сердечной мышцы [10].
Итак,регулярные занятия бегом улучшают приспособляемость сердца и органов дыхания кусловиям физических нагрузок.
1.3Самоконтроль
Подсамоконтролем понимают ряд мероприятий, проводимых самим спортсменом в целяхактивного наблюдения за состоянием своего здоровья во время занятий различнымивидами физических упражнений. Самоконтроль является показателем сознательногоотношения физкультурника, спортсмена к тренировочным занятиям.
Чтобыпроверить, какое воздействие оказывают на организм тренировочные занятия илиучастие в соревнованиях, следует зафиксировать:
1)показатели самоконтроля, полученные утром до зарядки (проверить пульс и частотудыхания после сна, лежа в постели, затем —стоя);
2)показатели самоконтроля после зарядки;
3)показатели самоконтроля, полученные до тренировки и сразу после нее;
4)показатели самоконтроля, полученные утром следующего дня.
Сравнениеданных, полученных утром до тренировки и на следующий день после тренировки(соревнования), позволяет определить, наступило ли восстановление организма и вкакой степени. Для этого подсчитывают пульс и частоту дыхания в 1 мин. Не всеумеют находить пульс, а иные не знают, как его подсчитывать. Пульсом называетсяпериодическое толчкообразное колебание стенок артерии, вызываемое толчкомкрови, выбрасываемой сердцем в аорту при каждом его сокращении.
Всостоянии покоя пульс у здорового нетренированного человека обычно равен: умужчин — 60—80 в 1 мин, у женщин — 70—90. У женщин пульс, как правило, чаще,чем у мужчин, на 5—10 ударов.
Частотапульса зависит прежде всего от возраста. Чем моложе человек, тем чаще у негопульс. Наиболее редкий пульс наблюдается у спортсменов высокой квалификации. Уодного и того же человека, находящегося в состоянии покоя, частота пульсаменяется в зависимости от времени суток и места исследования. Так, если утром учеловека, еще не вставшего с постели, пульс равняется примерно 58 в 1 мин, тоднем частота пульса может увеличиваться до 63—68, а вечером — снизиться до 60 в1 мин. На открытом воздухе пульс (при прочих равных условиях) может быть болеечастым. Летом частота сердечных сокращений выше, чем зимой.
Пульсзависит также от положения тела. Самый редкий пульс наблюдается у человека,находящегося в положении лежа. В положении сидя пульс чаще на 4—6, а вположении стоя — на 10 и более ударов в 1 мин.
Пульсобычно измеряют на лучевой артерии у основания большого пальца руки. Для этогонадо положить руку на запястье другой руки так, чтобы второй, третий ичетвертый пальцы лежали у основания большого пальца в борозде между краемлучевой кости и сухожилием, а большой палец охватывал запястье снизу. Пульсможно подсчитать также на височной, сонной артериях или в области левого соска.
Подсчетпульса производят по секундной стрелке часов или секундомера в течение 10—15 с.Полученное число умножают соответственно на 6 или 4 для определения числасердечных сокращений в 1 мин.
Нарядус контролем пульса необходимо следить также за частотой дыхания.
Чтобыопределить частоту дыхания, надо положить руку на нижнюю часть грудной клеткиили верхнюю часть живота и каждый вдох и выдох (обе фазы) считать за однодыхание. При подсчете надо стараться дышать нормально, естественно, не изменяячастоты. Более точно частоту дыхания можно измерить у спящего человека.Определяют частоту дыхания в покое и непосредственно после нагрузки.
Организмхорошо тренированного человека при увеличении нагрузок удовлетворяет своивозросшие потребности в кислороде главным образом за счет увеличения глубиныдыхания. Организм нетренированного человека в таких случаях снабжаетсякислородом главным образом за счет учащения дыхания. Если у нетренированногочеловека частота дыхания в покое составляет 16—18, то у тренированного онаравна 14—10, а иногда —8—6 в 1 мин. Замедление дыхания сопровождаетсяувеличением его глубины, что очень важно.
Успортсменов жизненная емкость легких в среднем на 500—1000 см3больше, чем у людей нетренированных. Емкость легких у новичков через 6 мес тренировки может увеличиться на400—600 см3. Степень увеличения зависит главным образом от видаспорта, методики и длительности тренировки.
Каждыйчеловек, самостоятельно занимающийся физкультурой и спортом, а также привыполнении домашних заданий по физическому воспитанию, должен научитьсявнимательно наблюдать за своим организмом — прислушиваться к нему. При этомнужно уметь анализировать и учитывать все происходящие в нем изменения какблагоприятного, так и неблагоприятного характера.
Послеовладения методикой самоконтроля каждый ученик и спортсмен может определитьизменения в состоянии здоровья, физическом развитии, следить за нарастанием тренированности, заспортивно-техническими результатами и; правильно организовать свой общий итренировочный режим.
Лица,самостоятельно занимающиеся физическими упражнениями, должны иметь представление об анатомии и физиологическихфункциях организма, в первую очередь о деятельности органов кровообращения идыхания [11].
1.3.1Кровообращение
Важноезначение для жизнедеятельности организма имеет кровообращение, обусловленноедеятельностью сердца и кровеносных сосудов и регулируемое нервной системой.Благодаря движению крови питательные вещества и кислород доставляются во всеорганы тела, а ненужные продукты обмена веществ, в том числе и углекислота,выводятся из организма.
Кровьсостоит из плазмы, содержащей различные химические вещества, красных кровяныхтелец, белых кровяных телец и кровяных пластинок.
Движениекрови по кровеносным сосудам происходит, главным образом, благодарядеятельности сердца и сосудов. Сердце представляет собой мышечный орган,расположенный в грудной клетке между легкими. Оно делится на правую и левуюполовины, каждая из которых, в свою очередь, разделена на две части: верхнюю —предсердие и нижнюю—желудочек. Таким образом, сердце состоит из четырех полостей.
Междупредсердиями и желудочками находятся клапаны, которые обеспечивают ток кровитолько в одном направлении — из предсердий в желудочки. Из желудочков кровьпопадает в сосуды — артерии, которые несут ее от сердца к другим частям тела.Крупная артерия, отходящая от правого желудочка и несущая кровь в легкие,называется легочной артерией. Крупная артерия, отходящая от левого желудочка инесущая кровь в остальные части тела, называется аортой. Обратному току крови вжелудочки препятствуют полулунные клапаны, расположенные в аорте и легочнойартерии.
Артерииблагодаря своей упругости при каждом толчке сердца растягиваются волной крови,а затем опять сокращаются. Эти сокращения стенок артерии обусловливаютвозможность непрерывного тока крови при периодических сокращениях сердца.Колебания стенок артерии при растягивании их кровью в момент сокращения сердцадают возможность прощупать пульс в крупных сосудах.
Мелкиеартерии переходят в мельчайшие сосуды — капилляры. Через тонкие стенкикапилляров происходит переход питательных химических веществ и кислорода изкрови в межклеточное пространство всех тканей и обратное выделение из него вкровь ненужных продуктиобмена веществ иуглекислоты. Капилляры, соединяясь вместе, образуют вены, по которым кровь,отдавшая тканям значительную часть кислорода движется вправое предсердие. Из правого предсердия кровь попадает в правый желудочек, азатем в кровеносные сосуды легких, где вновь происходит обогащение кровикислородом и выделение изнее углекислоты.Обогащенная кислородом кровь попадает в левое предсердие, а затем в левый желудочек, оттуда и аорту и вновьначинает свой круговорот. При физических упражнениях кровообращение работающих мышцрезко увеличивается.
Всостоянии покоя у здорового человека сердце сокращается с частотой 60—80 в 1мин. За одно сокращение сердце выталкивает обычно 60—90 см3 крови(ударный объем). Объем крови, выбрасываемой сердцем в течение одной минуты(минутный объем), равен в покое 3,5—4,0л.
Прифизической работе в органах кровообращения наблюдается следующие изменения:увеличение частоты сокращений сердца, увеличение ударного и минутного объема,повышение кровяного давления, увеличение скорости движения крови по сосудам иперераспределение крови, при котором увеличивается кровоснабжение работающихорганов. Степень всех этих изменений различна и зависит от характера работы итренированности человека.
Вовремя проведения занятий по физической подготовке по частоте пульса обычносудят о величине физической нагрузки. Установлено, что при выполнении такихупражнений, как медленный бег, передвижение на лыжах с небольшой скоростью,гимнастические упражнения, пульс в среднем равняется 100—140 в 1 мин. При болеезначительной физической нагрузке, например во время быстрого бега, быстройходьбы на лыжах, плавания, пульс учащается до 150—170 в 1 мин, а примаксимально быстром беге, плавании на соревнованиях и других предельныхфизических нагрузках пульс может доходить до 180-200 и более в 1 мин. Изменениечастоты пульса зависит также степени тренированности человека. При одной и той же нагрузке пульс утренированного человека учащается меньше, чем у нетренированного.
Еслипосле интенсивных и длительных физических напряжений пульс не возвращается кнорме через 40—50 мин отдыха, необходимо провести врачебное обследование [12].
1.3.2Дыхание
Дляжизненных процессов, протекающих в организме, большое значение имеет дыхание.
Органыдыхания состоят из воздухоносных путей — полости рта и носа, гортани, трахей,бронхов и мелких бронхов (бронхиол), которые заканчиваются легочными пузырьками(альвеолами). Стенки легочных пузырьков оплетены капиллярами. Кислород,поступающий в легкие, через тонкие стенки легочных пузырьков и капилляров проникаетв кровь, а углекислота выходит из крови в легкие.
Дыхательныедвижения производятся за счет действия дыхательных мышц. При нормальномспокойном вдохе работают главным образом наружные межреберные мышцы идиафрагма.
Диафрагмаиграет в акте дыхания важную роль. Она имеет форму двух куполов, вершиныкоторых обращены кверху. Прикрепленная к ребрам и позвоночному столбу диафрагмаотделяет грудную полость от брюшной. При сокращении мышечных волокон диафрагмыее купола несколько опускаются, что способствует увеличению объема -груднойполости.
Впокое при каждом вдохе в легкие поступает около 500 см3 воздуха.Человек при этом обычно дышит с частотой в среднем 12—16 в 1 мин. Объемлегочной вентиляции, то есть количество воздуха, проходящего через легкие в покое, составляет в среднем 6—8 л в1 мин.
Прифизической работе происходит учащение и углубление дыхания. В связи с этимувеличивается объем легочной вентиляции и тем самым обеспечивается как доставкав легкие большого количества кислорода, так и удаление из них приносимого кровью при физической работе значительного количества углекислоты.
Степеньувеличения легочной вентиляции зависит главным образом от величины физическойнагрузки. Например, при ходьбе по ровной дороге со скоростью 6 км/ч часто тадыхания не превышает 18—20 в 1 минуту, но дыхание становится более глубоким:легочная вентиляция достигает 10—18 л в 1 мин. При более быстрых передвижениях,на пример при беге или ходьбе на лыжах, дыхание может учащаться до 20—30 в 1мин, количество воздуха, поступающего в легкие при каждом вдохе, увеличиваетсядо 1,5—2 л, а объем легочной вентиляции может достигать 50—60 л и более в 1мин.
Приведенныецифры являются ориентировочными, так как у малотренированных лиц частотадыхания может увеличиться значительно больше, а глубина дыхания меньше, чем утренированных людей. У мужчин, регулярно занимающихся физическими упражнениями,жизненная емкость легких (количествовоздуха, которое может быть выдохнуто после небольшого вдоха) достигает всреднем 4500— 6500 см3, тогда как у нетренированных жизненнаяемкость легких равна в среднем 3500—4000 см3.
Согласованнаядеятельность органов кровообращения и дыхания, удовлетворяющая увеличеннойпотребности организма в кислороде, регулируется центральной нервной системой.Кислород, поступающий в легкие, захватывается веществом, содержащимся в красныхкровяных тельцах,— гемоглобином и переносится кровью во все части тела [13-14].
Впокое человек поглощает около 200 см3 кислорода в мин. Прифизической работе поглощение кислорода может увеличиться в 15—20 раз (до 3- 4 иболее л в 1 мин). Однако даже такое увеличенное потребление кислорода при весьма большой физической нагрузке может оказатьсянедостаточным, вследствие чего в организме образуется «кислородный долг».
Максимальноеколичество кислорода, потребляемое тренированным человеком в 1 мин, можетдостигать 4,5— 5,0 л. Это имеет большое практическое значение, так какувеличение количества потребляемого кислорода способствует повышениювыносливости при большой физической работе.
Тренировкаобеспечивает разностороннее физическое развитие человека. Под ее влияниемисчезают излишки жировых отложений и увеличивается объем мышц. Условиякровообращения тренированных мышц улучшаются. Сердце в покое обычно сокращаетсяреже, но сильнее, дыхание становится реже, но глубже, жизненная емкость легкихзначительно возрастает. Кровь тренированного человека содержит много красныхкровяных телец, благодаря чему она может доставить от легких к работающиморганам больше кислорода.
Взаключение еще раз напоминаем: самоконтроль принесет большую пользу, еслиданные пульса и частоты дыхания, полученные в начале, середине и в концетренировочного периода, а также при ежедневном контроле, будут заноситься вдневник и сравниваться между собой [15].
2 задачи и методы исследования
Задачи исследования:
— изучить всю существующую литературу по теме: «Особенности домашних заданий пофизическому воспитанию для учащихся общеобразовательных школ»;
— проанализировать данную тему;
— выделить основные особенности домашних заданий по физическому воспитанию;
— выделить результаты исследования;
— сделать определенные выводы.
Методыисследования:
— описание;
— анализ;
— синтез;
— объяснение;
— метод системного наблюдения.
3РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Входе написания данной работы было проведено исследование, для того, чтобывыделить роль и особенности домашних заданий по физической культуре.
Результатыисследований, проведенных в общеобразовательных школах, убедительносвидетельствуют, что наши школьники страдают не столько от умственнойперегрузки, сколько от недостаточной двигательной активности. Наверное, нетнеобходимости детально говорить о вредном влиянии малоподвижного образа жизни(гипокинезии) на организм человека. Отметим лишь, что это служит причиной такназываемого хронического школьного утомления. У детей ухудшается зрение,снижается количество эритроцитов в крови, замедляется рост, заметно падаетумственная работоспособность...
Врезультате проведенного исследования можно сделать вывод, что домашние заданияпо физическому воспитанию отличаются от домашних заданий по другим предметамтем, что:
— подготовка домашних заданий по физическому воспитанию требует определенногооборудования (скакалка, мяч и др. элементарное оборудование);
— ввыполнении заданий на дому по физическому воспитанию очень важны регулярность исистематичность;
— привыполнении домашних заданий по физическому воспитанию развиваются физическиеособенности организма;
— подготовкадомашних заданий по физическому воспитанию требует систематического ведениядневника наблюдений за физическим состоянием организма.
ВЫВОДЫ
Заданияна дом способствуют прочному усвоению пройденного материала, содействуютвоспитанию у учащихся привычки к систематическим занятиям физическимиупражнениями и положительно влияют на их здоровье и физическое развитие.
Крометого, выполнение советов учителя имеет большое значение для воспитания уучащихся навыков самостоятельной работы, что очень нужно им и после окончанияшколы. Рекомендации могут быть общими и индивидуальными, которые даютсяотдельным ученикам в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Конечно, домашнее заданиени в коей мере не может заменитьосновных занятий, тренировки в спортивных секциях. Но ведь каждому спортсмену,каждому физкультурнику следует использовать всякую возможность длясовершенствования в избранном виде спорта, в любых упражнениях на силу,быстроту, выносливость.
В домашнихусловиях можно подготовиться к сдаче нормативов ГТО, соответствующих вашемувозрасту. Так, для подготовки к сдаче нормативов по бегу надо ежедневно бегатьтрусцой в течение 5—10 мин. К сдаче нормативов по прыжкам помогут подготовитьсяупражнения со скакалкой. Подскоки на одной и двух ногах. Значительное место вдвигательном режиме должна занимать ходьба. Проходя ежедневно 5—6 км, вы подготовитесь к туристским походам, а зимой— к ходьбе на лыжах. Вводите в план своих занятий посещение бассейна.
Данноеисследование позволило сделать вывод, что всякое движение, всякая активность,умственная и мышечная,— это не только трата энергии, но и ее накопление. Когдачеловек идет, бежит, работает, его дыхание становится более частым, энергичнеебьется сердце, интенсивнее течет по сосудам кровь, организм полнее насыщаетсякислородом и питательными веществами, то есть сам себе возвращает истраченнуюэнергию. Но уже с избытком, с процентами! Образуется некий энергетический капитал,обеспечивающий возможность в каждый последующий момент тратить еще большеэнергии.
Входе тренировки рекомендуется через определенные промежутки временипоказываться врачу, чтобы он мог следить за влиянием физических нагрузок наорганизм. Но прежде всего — самоконтроль, анализ вашего самочувствия.
ПЕРЕЧЕНЬЛИТЕРАТУРЫ
1. ПастушенкоГ.А Домашнее задание по физкультуре.- К.: «Здоров’я», 1986 – 83 с.
2. МатвеевА.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991 –543с.
3. Шиян Б.М. Методикафізичного виховання школярів.- Л.: Видавнитство „Світ”, 1993.-183 с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физическойкультуры. — М.: ФиС, 1991. -543с.
5. Физическая культура всемье. 4-е изд., перераб./ Сост. А.А. Светов, Н.В.Школникова. – М.: Физкультураи спорт, 1981. – 398 с., ил.
6. Круговая тренировка приразвитии физических качеств. – 3-е изд. Переработ. и доп. – Мн.: Высшая школа,1985 – 256 с., ил.
7. Козленко М.П.,Вільчковський Є.С., Цвек С.Ф. Теорія і методика фізичного виховання. — К.: Вищашкола, 1984. — 220 с.
8. Теория и методикафизического воспитания / Под ред. Б.А.Ашмарина. -М.: Просвешение, 1990. — 287с.
9. Теория и методикафизического воспитания / Под ред. Б.А.Вайнбаума. -М.: Просвешение, 1979. — 209с.
10. Книга учителя физическойкультуры. – М.: Просвещение, 1973.- 304с.
11. Волков Л.В. Методикавиховання фізичних здібностей учнів. – К.: Радянська школа, 1980. – 234с.
12. Качашкин В.М. Методикафизического воспитания. – М.: Просвещение, 1980 – 304с.
13. Волков Л.В. Физическоевоспитание учащихся – К.: „Вища школа”, 1988.
14. Теория и методикафизического воспитания / Под ред. Л.В. Волкова– М.: Просвещение, 1979 – 314 с.
15. Козленко М.П. Теорія і методикафізичного виховання у початкових класах. – К.: „Радянська школа”, 1984 – 219 с.