Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности активизации деятельности учащихся

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.  Виды активности и факторы, ее обуславливающие
2.  Активизация деятельности учащихся на уроке с учетомвозрастных особенностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
С точки зренияпедагогики, физическое воспитание выступает как деятельная сторона физическойкультуры. Воспитанием называют целеустремленный процесс воздействия начеловека, направленный на развитие у него способностей, отвечающихсоциально-политическим и нравственно-эстетическим идеалам общества. Воспитание— это область культурной деятельности людей, способ передачи, освоения исовершенствования достижений культуры. Физическое воспитание естьпедагогическая система физического совершенствования человека.
В процессе физическоговоспитания используются разработанные комплексы физических упражнений всочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами дляформирования двигательных умений, специальных знаний, воспитания физическихкачеств и разностороннего морфофункционального совершенствования организма всоответствии с требованиями общества. Другими словами, физическое воспитаниекак педагогический процесс призвано управлять физическим развитием и физическимобразованием школьников.
Задача физическоговоспитания состоит в том, чтобы каждый ученик освоил доступное ему содержаниефизической культуры. Следовательно, через физическое воспитание ребенокпревращает общие достижения физической культуры в личное достояние (в видеулучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т. п.). В своюочередь изменения личности школьников под воздействием физического воспитанияведут к изменениям содержания физической культуры, влияют на главные результатыфизической культуры. Естественно, этот процесс происходит не изолированно отдругих сторон воспитания.
Физическое воспитаниедетей есть педагогическая система физического совершенствования ребенка. Физическоевоспитание в школе является той же самой педагогической системой, но толькоосуществляемой в пределах школы, например, на уроках, секционных занятиях и т.д.
Физическое воспитаниешкольников предусматривает различные формы работы с детьми школьного возрастакак в пределах школы, так и вне ее.
Основные принципыорганизации физического воспитания в школе изложены в «Положении о физическомвоспитании учащихся общеобразовательных школ».
Физическое образование школьникполучает в результате обучения. Впервые термин «физическое образование» получилнаучное обоснование в трудах П. Ф. Лесгафта. Уровень физического образованияопределяется путем оценки в баллах объема и качества знаний и умений. Объем икачество двигательных умений во многом зависят от уровня физического развития:как правило, чем лучше физическое развитие, тем большими возможностями обладаетученик для физического образования.
В связи с тем чтофизическое воспитание является единственным способом получения физическогообразования, последнее расценивается одной из функций физического воспитания,по которой судят об эффективности занятий физическими упражнениями.
Перечисленные задачисистемы физического воспитания должны решаться комплексно на каждом занятиифизическими упражнениями. Реальные педагогические обстоятельства могут временноусиливать необходимость решения тех или иных задач.
Каждый учительфизкультуры обязан руководствоваться принципами системы физического воспитания,какую бы педагогическую задачу он не решал. Можно не сформулировать дляконкретного урока, например, оздоровительную задачу, но недопустимо даватьученикам нагрузки, превышающие их возможности, т. е. нарушать один изпринципов. От деятельности учителя зависит полнота реализации каждого изпринципов.
В данной работе затрагиваетсяпринцип активности школьников, её виды, и факторы, ее обуславливающие. Так жерассматривается вопрос активизации деятельности учащихся на уроке с учетомвозрастных особенностей.
Работа написана на основеобзора литературы отечественных авторов  по вопросам физической культуры испорта.

1. ВИДЫ АКТИВНОСТИ ИФАКТОРЫ, ЕЕ ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ
Знание содержанияпринципов обучения позволяет учителю строить преподавание в соответствии стребованиями, отражающими закономерности процесса обучения физическимупражнениям: во-первых, направлять учеников на сознательное и активноеотношение к учебному материалу; во-вторых, объективно оцениватьрезультативность обучения; в-третьих, осуществлять преподавание в соответствии сособенностями учеников; в-четвертых, конструировать педагогический процесстаким образом, чтобы он отличался повторностью, системностью,последовательностью и постепенностью.
Являясьспециализированной ветвью педагогики, теория физического воспитания используетобщепедагогические принципы, но разрабатывает их с учетом особенностей учебногоматериала. Закономерности, лежащие в основе обучения, неоднородны по своимфункциональным возможностям.
Наряду с принципамисознательности, повторности, наглядности, доступности, индивидуализации,научности, прочности, системности,  последовательности и постепенности, однимиз основополагающих является принцип активности.
Характер активностиученика является главным показателем меры его сознательного отношения кучебному процессу. Через сознательность к активности — такова взаимосвязь этихдвух принципов. Сознательность без активности может привести к пассивнойсозерцательности, а активность без сознательности — к нецелесообразнымдействиям. Только через осознанную активность можно решить намеченные задачи.
В теории физическоговоспитания (как и в педагогике) активность рассматривается с двух сторон: содной стороны, активность как черта ребенка, с другой, как характеристика егоучебной деятельности. В связи с этим реализация принципа активностиосуществляется на основе как общих требований к воспитанию социально активнойличности, так и специфических, присущих учебно-воспитательному процессу.
Это обусловливаетважность развития активности ученика через его самосознание, позволяющее болееполно раскрыть потенциальные возможности в обучении. Успех в любом обучениизависит от степени активности ученика. Активность может проявляться в различныхвидах: в виде двигательной активности, в виде активного процесса приобретенияспециальных знаний, в виде стремления к самостоятельным занятиям, в видесамостоятельного создания условий для занятий, наконец, в виде проявлениядисциплинированности, выдержки в любых ситуациях.
Двигательная активностьотражает наиболее характерный признак обучения в физическом воспитании.Невозможно освоить даже простейшее физическое упражнение, не проявив должнойдвигательной активности. Уровень двигательной активности изменяется взависимости от этапа обучения физическому упражнению: при ознакомлении с двигательнымдействием она будет ниже, чем при его совершенствовании. Заметно возрастаетдвигательная активность при сокращении сроков обучения (А. М. Дикунов).
Активный процессприобретения знаний предусматривает осмысливание изучаемого материала, еготворческую переработку для последующего применения. Активизации умственнойдеятельности содействует программированное обучение. Оно стимулирует умственныеоперации (сравнение, анализ, синтез и пр.).
Активность в видестремления к самостоятельным занятиям должна выражаться в потребности ксистематическим физическим упражнениям, к физическому самосовершенствованию.Воспитание подобной потребности содействует разрешению одной из сложнейшихпроблем: ликвидации дефицита двигательной активности современного ребенка.
Потребность всистематических физических упражнениях активизирует ребенка в создании условийдля занятий. В конечном итоге воспитание такой активности — один из возможныхпутей преодоления потребительского отношения школьника к жизни. Среди факторов,определяющих активность ученика, особенное значение имеют мотивы учения иудовлетворенность.
Для каждого возрастногопериода свойственна определенная иерархия мотивов, определяющих уровеньактивности человека (рис. 1): в дошкольном и младшем школьном возрастах (А)преобладают мотивы, связанные с удовлетворением биологических потребностей (I);в среднем и старшем школьных возрастах (Б) — с удовлетворением потребностейобщения и познания (II); в юношеском возрасте и у взрослых (В) —судовлетворением социальных потребностей нравственного порядка (III),значительно активизирующих деятельность. Удовлетворенность как фактор, влияющийна активность ученика, проявляется в различных формах: удовлетворенностьвзаимоотношения с учителем и товарищами по учебе, удовлетворенность успехами иперспективами обучения, удовлетворенность самим процессом движений и внешнимиусловиями их обеспечения и пр. Уровень активности не имеет прямой положительнойзависимости от меры удовлетворенности. Например, успехи в обучении могутпривести как к повышению активности, так и к ее снижению (самоуспокоенность);удовлетворение самим процессом движений может вылиться, по образному выражениюА. С. Макаренко, в «зоологические действия».
Реализуя принципактивности, необходимо придерживаться ряда правил:
1. Предъявляемыетребования должны учитывать характер мотивов, которыми руководствуется ученик.Если у ребенка доминируют мотивы, мешающие выполнению учебных задач (например,«просто побегать»), то следует использовать эти мотивы таким образом, чтобы онистали содружественными мотиву более высокого уровня (например, научитьсявыполнять новое действие). Для этого используются игровой и соревновательныйметоды, оценивание учителем выполнения учеником задания, оценивание ученикомвыполнения задания товарищем; самооценивание и пр.
2. Активность ученикаимеет прямую зависимость от доступности предъявляемых к нему требований (см.«Принцип доступности») .
3. Стимулированиеактивности может быть достигнуто через осознание учеником преемственной связимежду изучаемыми двигательными действиями: не освоив данное действие, труднобудет изучить последующее (см. «Принцип последовательности»).
4. К повышению иподдержанию должной активности следует идти от развития у ребенка интенсивногои устойчивого внимания. Для этого прибегают к активным методам обучения,стимулирующим сознание ученика, исключающим механическое заучивание.
5. Содействоватьпроявлению активности не только в приобретении знаний и навыков, но и вформировании умений использовать их в различных условиях, ориентироваться всложных ситуациях двигательной деятельности и т. п.
6. Учебно-воспитательныйпроцесс следует организовывать таким образом, чтобы активность каждого учениканаправлялась на коллективную деятельность.
7. Активность ученика недолжна противопоставляться руководящей роли учителя. Поэтому все педагогическиевоздействия на ученика необходимо осуществлять так, чтобы ученик своюактивность расценивал как проявление личного желания, а не как подчинение волеучителя.
2. АКТИВИЗАЦИЯДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Из совокупностиобязательных уроков в младших, средних и старших классах (два урокаеженедельно) складывается основа системы учебно-воспитательной работы попредмету «Физическая культура». Урочная форма занятий является также основнойна факультативном курсе по этому предмету для учащихся VII-Х классов и вовнеклассной работе школьных спортивных секций и секций общей физическойподготовки. Уроки физкультуры в школе непосредственно организует и проводитштатный учитель-специалист (в старших классах — двое учителей). Он руководитдеятельностью учеников на уроке, привлекая из числа их заранее подготовленныхпомощников (физкультурный актив класса). Контингент учащихся на уроке строгооднороден по возрасту и подразделяется на группы в зависимости от уровняфизической подготовленности, состояния здоровья и половых особенностей. Все этосоздает благоприятные условия для качественного решения учебно-воспитательныхзадач.
Школьный урок физкультурыстроится в соответствии с общими положениями, определяющими формы занятий вфизическом воспитании.
В зависимости отпреимущественной направленности различают уроки освоения нового учебногоматериала — учебные уроки, уроки совершенствования освоенного — тренировочныеуроки (в узком смысле слова) и контрольные уроки.
По составу привлекаемыхсредств различают уроки с однородным материалом и комплексные уроки. В младшихклассах преобладают комплексные уроки, в старших — преимущественно с однороднымматериалом. На первых этапах школьного физического воспитания уроки большенаправлены на освоение нового учебного материала, затем все больше преобладаютуроки смешанного типа (с сочетанием углубленного разучивания двигательныхдействий, совершенствования усвоенных,  развития физических качеств) итренировочные уроки.
Рациональноорганизованное занятие состоит из 3 частей: подготовительной, основной изаключительной. Их общая продолжительность в рамках школьного расписания — 45мин. (в определенных случаях допускаются сдвоенные уроки).
Первая, подготовительная,часть урока используется главным образом для того, чтобы организовать учеников,психологически настроить их на сознательное, активное овладение учебнымматериалом и выполнение других задач в данном уроке; функционально подготовитьорганизм занимающихся к последующим, более интенсивным и значительным нагрузкамв уроке. Вместе с тем для подготовительной части школьного урока физическойкультуры характерно, что она имеет не только сугубо вспомогательное значение,но в ней решаются и относительно самостоятельные задачи (формирование изакрепление навыков в строевых и порядковых упражнениях, навыков сохраненияправильной осанки, содействие гармоническому укреплению мышечно-связочногоаппарата и др.).
Начиная урок в I и IIклассах, учитель сам подает первые организующие команды. С III класса в началеурока класс выстраивается под руководством физорга или дежурного, который затемрапортует учителю по установленной форме. Один из важнейших моментов действийучителя в подготовительной части — постановка задач на данный урок. При этомнеобходимо четко подчеркнуть выдвигаемых задач, пробудить у учеников стремлениек активной деятельности. В то же время не следует слишком детализировать задачи(они будут конкретизироваться по ходу урока перед каждым отдельным видомзаданий). Сообщать задачи необходимо не только в доступной, но и в интереснойформе, учитывая возраст школьников.
Для начальной организациикласса обычно требуется лишь несколько минут, после чего переходят кподготовительным упражнениям. В качестве таковых чаще всего используютритмичную ходьбу и перестроения, разновидности ходьбы (ходьба окрестным шагом,в приседе и т. д.), кратковременные пробежки, танцевальные шаги,общеподготовительные гимнастические упражнения для основных мышечных групп иупражнения, «подводящие» к основным двигательным действиям в уроке.
Общеподготовительныегимнастические упражнения особенно важны в уроках с учащимися младшего исреднего школьного возраста, поскольку не только обеспечивают активизациюфункций организма, но и содействуют формированию правильной осанки икоординации движений.
У старшеклассниковзначительное место в подготовительной части урока занимают специальноподготовительные, в частности подводящие, упражнения, с помощью которыхнаправленно создают предпосылки для выполнения в основной части урокатехнически сложных действий. Подготовительная часть при этом все большеприобретает характер специализированной разминки.
При организации классадля выполнения упражнений пользуются различными формами построений: вразомкнутых колоннах, в двух противостоящих шеренгах, в парах и т. д. Примерноечисло видов упражнений — от 6-8 (в I-III классах) до 10-12 (в старших классах).Обычно среднее число повторений каждого упражнения составляет примерно 6-12раз. Упражнения должны быть по преимуществу динамичными и охватывать основныегруппы мышц. Важно следить, чтобы они выполнялись с правильной осанкой иритмичным глубоким дыханием. Нагрузку следует дифференцировать в зависимостикак от возраста, так и половых различий (с IV класса) учащихся. Упражненияможно проводить под образный рассказ и показ учителя, под счет, по объяснениюучителя с подсчетом учениками такта «про себя», по обусловленному заданию(когда внимание упражняющегося обращается главным образом на результатдействия), с установкой на соревнование («кто, какая колонна, какая группапроделает упражнение лучше»).
Общая длительностьподготовительной части урока колеблется чаще всего в пределах 8-12 мин.
Основная часть урокаможет иметь относительно простую структуру (когда содержание урока однородно — например, подвижная игра) и сложную, состоящую из нескольких подчастей — почислу основных упражнений или видов деятельности, включает прыжки в высоту,тренировочный бег).
Состав упражнений восновной части комплексного урока должен быть таким, чтобы они оказывалиразностороннее влияние, причем, сочетая упражнения, надо использоватьвозможность положительного переноса двигательных навыков и не допускатьтормозящего действия отрицательного переноса. Обучение новым, особеннотехнически сложным, двигательным действиям проводят обычно в начале основнойчасти, а закрепляют и совершенствуют усвоенные ранее навыки — в середине илиближе к концу основной части.
Число повторенийотдельных упражнений зависит от задач урока, степени сложности заданий, ихобщего количества в уроке, условий, в которых проводится занятие, и методоворганизации учащихся. Если каждый учащийся успевает выполнить упражнение лишь1-2 раза, это, как правило, признак неверной организации урока. Общая продолжительностьосновной части урока обычно не менее 25 мин.
Заключительная частьшкольного урока физкультуры используется как для физиологически оправданногозавершения его (постепенный перевод организма учеников из состояния повышеннойфункциональной активности в состояние близкое к исходному), так и для созданияопределенных предпосылок к последующим занятиям, в том числе и к следующемууроку по другим предметам (если он, разумеется, предусмотрен школьнымрасписанием). В последнем случае требуется завершить урок физической культурытак, чтобы не только не препятствовать, но и содействовать переключению на инуюучебную деятельность.
В заключительной частиобычно применяются строевые и порядковые упражнения, дыхательные упражнения,упражнения для снятия мышечной напряженности, упражнения на внимание и другиеупражнения, не связанные с интенсивными нагрузками (включая и спокойные игры — главнымобразом в младших классах). В конце урока учитель кратко подводит его итоги,оценивает дисциплину, общие успехи и недостатки, сообщает или напоминает озадании на дом.
Задания на дом можнодавать всему классу, группам учеников и отдельным ученикам по ходу урока длязакрепления и частичного освоения пройденного материала, совершенствованияфизических качеств, предупреждения или исправления некоторых отклонений вфизическом развитии, а также в целях содействия организации содержательного издорового досуга детей вне школы (комплексы упражнений для утренней зарядки ифизкультминут во время приготовления уроков дома, примерные игры для проведенияих со сверстниками и т. д.). Содержание заданий на дом должно быть,естественно, доступным и не связанным с опасностью травматизма и перегрузки.
Средняя продолжительностьзаключительной части урока — до 5 мин. в младших классах и до 2-3 мин. встарших.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическим образованиемназывается процесс и результат овладения специальными систематизированнымизнаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельногоизучения и использования в жизни. Физическое образование предусматривает нетолько накопление школьником знаний и двигательных умений, но и формированиеумений пользоваться ими в жизни (включая умения передавать свои знания и опытдругим) и самостоятельно овладевать физическими упражнениями
В школьных урокахфизкультуры решаются основные задачи, предусмотренные программами по этомупредмету и в целом по физическому воспитанию школьников. Задачи в системеуроков конкретизируются с учетом возрастных особенностей учащихся, динамики ихфизической подготовленности за время обучения в школе, а также места урока впериодах учебного года, взаимосвязей между разделами учебного материала идругих обстоятельств.
С помощью физическоговоспитания необходимо, во-первых, компенсировать недостаток двигательнойактивности, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых,совершенствовать функциональные возможности организма, повышая егоработоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.
Различают несколько видовактивности, проявляемых учащимися во время занятий. Познавательная активностьсвязана с проявлением учащимися внимания, восприятием ими учебного материала, сосмысливанием информации, с её запоминанием и воспроизведением.
Двигательная связана снепосредственным выполнением физических упражнений.  Оба вида активностипредполагают психическую активность, которая отражается в моторной активности.Управляя этой активностью учащихся на уроке, преподаватель стимулируеторганизованную активность, сокращая до минимума неорганизованную.Организованная двигательная активность учащихся определяет моторную плотностьурока физкультуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин Б.А.Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.— М.:Физкультура и спорт, 1978.
2. Введение в теориюфизической культуры/Под ред. Л.П. Матвеева.— М.: Физкультура и спорт, 1983.
3. Гугин А.А. Урокифизической культуры в I—III классах.— М.: Просвещение, 1977.
4. Комплекснаяпрограмма физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательнойшколы (последнее издание).
5. Мейксон Г.Б.,Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физическойкультуре.— М.: Просвещение, 1986.
6. Очерки по теориифизической культуры/Под ред. Л.П. Матвеева.— М.: Физкультура и спорт, 1984.
7. Положение офизическом воспитании учащихся общеобразовательных школ (последнее издание).
8. Пономарев Н.И.Социальные функции физической культуры и спорта.— М.: Физкультура и спорт,1974.
9. Сборникинструктивно-методических материалов по физическому воспитанию: Пособие дляучителей/Сост. В.П. Богословский.— М.: Просвещение, 1984.
10.  Теория и методика физическоговоспитания. Учебник для ТЗЗ ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева.
11.  Управление физической культурой испортом: Учебник/Сост. И.И. Переверзин, Н.Н. Бугров, Я.Р. Вилькин и др.- М.:Физ-ра и спорт, 1987.
12.  Уроки физической культуры в IV—VIклассах/Под ред. Г.П. Богданова.— М.: Просвещение, 1984.
13.  Уроки физической культуры в IX—X классахсредней школы/Под ред. Г.П. Богданова.— М.: Просвещение, 1987.
14.  Уроки физической культуры в VII—VIIIклассах средней школы/Под ред. Г.П. Богданова.— М.: Просвещение, 1986.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Валюта понятие виды котировка
Реферат Аварии со взрывами
Реферат А. А. Шалыто Заметки о мотивации
Реферат Авиационный шум и защита от него
Реферат Актуальные вопросы применения устройств пожарной автоматики на объектах железнодорожного транспорта
Реферат Анализ условий труда работников гальванического производства
Реферат 90 шпаргалок по БЖД 1 курс 1-2 семестр
Реферат Аварии на химических объектах и последствия от них
Реферат Автомазація виробничих процесів підприємства
Реферат SOC MPC8640D: архітектура систем, особливості команд, можливість використання
Реферат Сверхпроводимость. Эффекты Джозефсона
Реферат Аварии на химических предприятиях
Реферат Безопасность как вид деятельности человека содержание и структура
Реферат Безопасность погрузочно разгрузочных работ кранами
Реферат Аттестация рабочих мест 2 2