Реферат по предмету "Педагогика"


Деятельность преподавателя среднего специального учебного заведения

Содержание
 
Введение
1. Цели и функции деятельностипреподавателя среднего специального учебного заведения
2. Спецификапрофессионально-педагогической деятельности преподавателя среднего специальногоучебного заведения
3. Педагогическое мастерствопреподавателя среднего специального учебного заведения
Заключение
Список литературы

Введение
 
Интенсивныеизменения в социокультурной и экономической жизни российского общества,происходящие в последние десятилетия, потребовали качественного преобразованияхарактера и содержания труда:
-  расширения профессионального полядеятельности;
-  углубления мобильности человека вразличных профессиональных сферах;
-  появления потребности в овладениипоявившимися на рынке труда новыми профессиями.
Данныеизменения в экономической жизни России ставят новые, более сложные, задачиперед системой профессионального образования, требуют высокого уровняпрофессионализма от тех, кто обеспечивает процесс обучения.
Профессиональнаяподготовка современного специалиста включает в себя фундаментальныеобщеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучениесовременных педагогических технологий, формирование установки на инновации итворчество.
специфика преподаватель специальное заведение

1. Цели и функции деятельности преподавателя среднего специальногоучебного заведения
Педагогикапрофессионально-технического и среднего специального образования – изучает иразрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальныхзаведений.
Профессионально-педагогическаядеятельность в реальном образовательно-воспитательном процессе выступает какпроцесс реализации системы педагогических функций (проектировочной,конструкторской, гностической, коммуникативной, управленческой и других) ирешения широкого круга образовательных и воспитательных задач.
Основные функциипрофессионально-педагогической деятельности по своему составу и структуреинвариантны, а по наполнению и процессу реализации зависят от профиляподготовки специалиста (технического или гуманитарного и др.).
Функциями деятельностипреподавателя профессионального обучения являются: обучающая, развивающая,воспитательная (трудовое, технологической культуры, умственное, физическое,нравственное, экологическое, правовое, эстетическое, моральное, коллективное),диагностическая, управляющая, инженерная, контролирующая, предпринимательская,конструкторско-технологическая, организационная, проектная,изобретательско-рационализаторская, информационная, ориентационная,мобилизационная, исследовательская (гносеологическая) и другие.
Главная конечная цель профессионально-педагогическойдеятельности – формирование у студентов умений выполнения функцийпрофессионально-педагогической деятельности.
Эти умения ориентированыкак на структуру труда преподавателя, так и на структуру труда будущегоспециалиста.
Студенты должны научитьсяосуществлять перспективное планирование и предвидеть возможные результаты,разрабатывать педагогические и технические проекты (проектировочные умения);отбирать, структурировать учебную информацию, конструировать новыепедагогические технологии обучения и осуществлять мысленное построениетехнического объекта, выполнять эскизы, чертежи, составлять операционные итехнологические карты на изделия (конструктивные умения) и др. Данные уменияформируются на учебных занятиях по дисциплинам психолого-педагогического циклаи на занятиях по техническим, технологическим дисциплинам.
Структурапреподавательской деятельности: практически-преобразующая,ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная и другие[1].
2. Специфика профессионально-педагогическойдеятельности преподавателя среднего специального учебного заведения
Педагогическаядеятельность — самая вечная и непреходящая сфера человеческой деятельности. Онавозникла вместе с потребностями общества в трансляции новым поколениям культурыи заключенного в ней социального опыта, выраженного в накопленной предыдущимипоколениями системе знаний, способов деятельности, ценностей и норм.Значительное место в структуре социального опыта занимает опыт профессиональнойдеятельности, освоение которого новыми поколениями обеспечивает сохранениепрофессиональной культуры общества и воспроизводство его кадрового потенциала,становление личности специалиста: овладение им системой профессиональныхзнаний, умений и навыков, профессиональных ценностей, развитие общих ипрофессиональных способностей.
Напротяжении веков профессиональная подготовка осуществлялась посредствомвключения ученика в производственный процесс, в творческую лабораториюмастера-специалиста. В этой ситуации от наставника требовалось, прежде всего,быть профессионалом в своем деле[2].
Интенсивноеразвитие науки и техники, их интеграция, усложнение характера и структуры профессиональнойдеятельности в условиях научно-технического прогресса, появление новыхтехнологий, предполагающих высокоинтеллектуальный труд, требуют от специалистовширокого общеобразовательного, научно-технического, профессионального икультурного кругозора.
Дифференциациянаук и дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку специалиста,организация процесса профессионального обучения вне стен конкретногопроизводства побуждают преподавателя к построению системы своейпрофессионально-педагогической деятельности, в которую специальная(профессиональная) входит как содержание обучения, на освоение которойнаправлен процесс обучения. Естественно, что природа педагогическойдеятельности совершенно иная, чем деятельности специальной, она имеет свои, ярковыраженные, особенности.
Деятельностьрассматривается в психологии как специфически человеческая форма активности,направленной на преобразование человеком окружающего мира и самого себя. Взависимости от направленности деятельности на производство материальных илидуховных ценностей выделяют два ее вида: материальную и духовную. Различияданных видов деятельности проявляются и в их структуре. Если деятельностьрассматривать не как процесс, а как некую субстанцию, можно выделить в любой изних общие структурные компоненты: субъект, объект (предмет), средства, продукт(результат).
Отличиепедагогической деятельности от любой производственной заключается в ее духовномхарактере, что определяет своеобразие всех ее компонентов.
Вцентрелюбой деятельности «субъект» — тот, кто совершает эту деятельность, и «объект»- то, на что эта деятельность направлена, а также «продукт» — трансформированный, измененный объект (предмет) деятельности. Спецификапедагогической деятельности связана прежде всего с особенностями ее «объекта» и«продукта». В отличие от любой производственной деятельности «объект»педагогической может быть назван таковым весьма условно, так как это процессформирования и развития личности, практически не поддающейся «обработке»,изменениям без опоры на ее индивидуальность, ее особенности, без включениямеханизмов саморазвития, самоизменения, самообразования.
Такимобразом, педагог имеет дело с высшей ценностью — личностью студента, которыйявляется субъектом своей собственной деятельности по саморазвитию,самосовершенствованию, самообучению: без обращения к ее внутренним силам,потенциям, потребностям педагогический процесс не может быть эффективным.
Данноетребование, являясь необходимым условием любого педагогического процесса,особенно актуально в сфере профессионального образования, имеющего дело счеловеком, обладающим не только своими психофизиологическими особенностями, нои особой социальной позицией, отличающейся от позиции школьника.Профессиональный выбор, осуществленный студентом при поступлении впрофессиональное учебное заведение, определяет его субъектную позицию какбудущего профессионала: обучение воспринимается с точки зрения реализациижизненных задач молодого человека, чем значительно изменяется мотивацияобучения, повышается доля самостоятельной работы в его процессе. Вместе с тем,вхождение в новую для подростка роль студента значительно затруднено слабойготовностью к самостоятельной деятельности. Возникает противоречие между новымизадачами (освоение профессиональной деятельности) и имеющимися возможностями,между новой системой отношений и привычными стереотипами построения подобныхотношений в школе. Сам путь профессиональной подготовки диктует очень быструюсмену ролевой позиции студента: в начале обучения он должен перестать бытьшкольником, а к его окончанию — студентом. Все это предполагает интенсивноесоциальное взросление и профессионально-личностное развитие студентов[3].
Особоезначение приобретает с этой точки зрения педагогическая позиция, установкипедагога, в основе которых должно лежать восприятие личности студента каксамоценности, отношение к нему как к активному деятелю, ориентация напостроение «субъект-субъектных»отношений, т.е. отношений сотрудничествав совместной творческой деятельности в процессе обучения. В таких условиях«объектом», на который направлена совместная деятельность преподавателя истудента, становится не столько сама личность обучающегося, сколько процессосвоения профессиональной деятельности: усвоения необходимых для ееосуществления знаний и способов деятельности, а также развития профессиональнозначимых личностных свойств и способностей. Таким образом, сущностьпедагогической деятельности заключается в «объектно-субъектном преобразованииличности».
 «Перевод»студента в субъектную позицию становится возможным в таком педагогическомпроцессе, в котором преподаватель выступает прежде всего как организатор,менеджер. Своеобразие педагогической деятельности, заключается в том, что онаявляется преимущественно управленческой, «метадеятельностью», как быподстраивающейся под деятельность обучащихся[4].Если профессионалам в другой сфере деятельности достаточно квалифицированновыполнять свою собственную деятельность, то педагог призван прежде всего несообщать знания, а организовывать учебную деятельность студентов.
Особенностьюпреподавательской деятельности является ее сложный, неоднозначный характер.Преподаватель имеет дело с развивающейся личностью, которая обладает своей собственнойиндивидуальностью, причем в учебной группе обычно представлен широкий спектрюных личностей. К этому добавляются факторы неординарных, постоянно меняющихсяусловий педагогической деятельности, многообразия педагогических задач, которыенеобходимо решать. Творческий характер педагогической деятельности требуетпостоянного личностного и профессионального роста, пестования и взращиваниясвоей творческой индивидуальности, развития своей общей ипрофессионально-педагогической культуры. Безусловно, творческий поиск итворческое отношение к делу составляют важное условие эффективности любойпрофессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой,без которой данная деятельность не может состояться вообще. Творческаянаправленность личности педагога особенно необходима в современнойобразовательной ситуации, когда возрастает его роль в выборе концептуальныхоснов обучения, построении своей собственной деятельности как индивидуальнойпедагогической системы.
Педагогическаядеятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию: впроцессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но иопределяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственныйпотенциал. Прогностический характер педагогической деятельноти определяетполифонизм ее целей, ориентированных не только на сегодняшние потребностиличности и общества, но и на будущее, на готовность молодых специалистов нетолько к адаптации к условиям социальной жизни и профессиональной деятельности,но и к их преобразованию. Выдающийся педагог современности Ш.А. Амонашвилиназвал «основой трагедии воспитания» то, что учитель живет в современности, астроит будущее. Вот почему для него так важно осознание не только своихузкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие,конкретизация и построение на этой основе целей и задач своей педагогическойдеятельности.
Полифункциональныйи системный характер педагогической деятельности преподавателя среднегопрофессионального учебного заведения проявляется в ее многоаспектности: внаправленности не только на усвоение студентами профессиональных знаний испособов деятельности, но и на развитие и становление личности профессионала,на построение отношений в студенческой группе, создающих условия для реализацииданных целей, на создание образовательной и развивающей среды и т.д.[5].
 
3.Педагогическое мастерство преподавателя среднего специального учебногозаведения
 
Подготовкаконкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста требуетбольшого педагогического мастерства. Классики отечественной педагогики считалипроблему формирования педагогического мастерства одной из важнейших в обучениибудущих преподавателей.
Педагогическоемастерство—это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастерупроизводственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Этопрофессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы навсестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.
Сущностьпедагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога,который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.
Педагогическоемастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Онохарактеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное.Главное — в позиции педагога, способности виртуозно управлять деятельностьюсвоих учеников[6].
Педагогическое мастерство— это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизациипрофессиональной деятельности.К таким важным свойствам относятся: гуманистическаянаправленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогическиеспособности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство — этосамоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим факторомвыступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, стребованиями общества, выстроить педагогический процесс. Фундаментом развитияпрофессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность,осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность ипрофессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровняпрофессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостностьсамоорганизующейся системы. Педагогические способности — дрожжи мастерства,обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания испособности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самымгармонизируя структуру педагогической деятельности.
Преподаватель сгуманистической направленностью видит свои функции в том, чтобы обеспечитьболее полное развитие каждого студента с точки зрения не только усвоенияучебного материала, но и познания студентом самого себя и общества, в которомон будет жить. В отношениях «преподаватель — студент» такие преподавателиотдают предпочтение сотрудничеству. Преподаватели, ориентированные на «развитиестудента», обращают внимание на изменчивые факторы учебных достижений, для нихимеет первостепенное значение прилежание или старательность студентов, онисчитают возможным делать длительные прогнозы успеваемости студентов, их будущейпрофессиональной карьеры, поощряют рост достижений студентов и стимулируют ихпохвалой и поддержкой в процессе решения учебной задачи.
Важной особенностьюпрофессионального педагогического знания является его комплексность, чтотребует способности преподавателя синтезировать изучаемые науки. Стерженьсинтеза — решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций,вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбораспособов взаимодействия на основании познанных законов формирования личности. Решениекаждой педагогической задачи актуализирует всю систему педагогических знанийпреподавателя, которые проявляются как единое целое.
Педагогическая техника — элемент педагогическогомастерства, форма организации поведения преподавателя.Знание, направленностьи способности без умений, без владения способами действий — не гарантия высокихрезультатов.
Критериями мастерствапедагога могут выступать: целесообразность (по направленности), продуктивность(по результату — уровню знаний, воспитанности школьников), оптимальность (ввыборе средств), творчество (по содержанию деятельности).
Таким образом, техника —совокупность приемов. Ее средства — речь и невербальные средства общения. Впонятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
Первая группа связана сумением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика,пантомимика; управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психическогонапряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности(внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановкаголоса, дикция, темп речи).
Вторая группа компонентовпедагогической техники связана с умением воздействовать на личность иколлектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;технологические приемы предъявления требований, управления педагогическимобщением, организации коллективных творческих дел и пр.
Успех решения педагогическихзадач обусловлен высоким уровнем педагогических способностей и умений: владетьсобой, ситуацией, уметь ее перестроить, обеспечивая неожиданность воздействия иуспех решения ситуативной задачи[7].

Заключение
Педагогическаядеятельность — самая вечная и непреходящая сфера человеческой деятельности. Онавозникла вместе с потребностями общества в трансляции новым поколениям культурыи заключенного в ней социального опыта, выраженного в накопленной предыдущимипоколениями системе знаний, способов деятельности, ценностей и норм.Значительное место в структуре социального опыта занимает опыт профессиональнойдеятельности, освоение которого новыми поколениями обеспечивает сохранениепрофессиональной культуры общества и воспроизводство его кадрового потенциала,становление личности специалиста: овладение им системой профессиональныхзнаний, умений и навыков, профессиональных ценностей, развитие общих ипрофессиональных способностей.
Измененияв экономической жизни России ставят новые, более сложные, задачи перед системойпрофессионального образования, требуют высокого уровня профессионализма от тех,кто обеспечивает процесс обучения.
Разнообразиевидов профессиональной деятельности, осваиваемых студентами в системе среднегопрофессионального образования, повлекло за собой появление в данных учебныхучреждениях специалистов, являющихся профессионалами в своем виде деятельности,но не всегда обладающих необходимым уровнем педагогических знаний, имеющихсовершенно иную специфику и предъявляющих высокие требования, прежде всего, кпсихолого-педагогической компетентности преподавателя как совокупноститеоретической и практической готовности к осуществлению профессиональныхобязанностей.

Список литературы
 
1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник длястудентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.- М.:Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512с.
2. Зимина Л. В., Мельникова И. П. Основы педагогическогомастерства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 288 с.
3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя имастера производственного обучения.– М.: Высшая школа, 1990.– 119 с.
4. Морева Н. А. Педагогика среднего профессиональногообразования. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
5. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М.А. Основыпрофессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учрежденийсред. проф. образования. — М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
6. Саенко О. Н. Теория и практика воспитательной работы вколледже. – М.: Дашков и Ко, 2000. – 348 с.
7. Самородский П. С., Симоненко В. Д. Методикапрофессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателяспециальности «Профессиональное обучение». — Брянск: Издательство БГУ, 2002. — 90 с.
8. Чернилевский Д. В. Технология обучения в среднейспециальной школе. – Киев: Виша школа, 1990. – 198 с.
9. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебникдля студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Академия, 2008. — 256 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.