Реферат по предмету "Право"


Понятие и сущность государства

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Филиал в г. Кургане Кафедра теории государства и права Понятие и сущность государства Курсовая работа Научный руководитель Курган 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ с. Введение3 Глава 1. Государство сложное и исторически развивающееся общественно- политическое явление5 1.1.


Теории происхождения государства2. Разнообразие определений государства9 Глава 2. Основные признаки государства1. Территориальная организация населения2. Публичная государственная власть3. Связь государства и права4. Государственный суверенитет5. Система налогов и займов20 Глава 3. Сущность государства1. Классовое и общечеловеческое в природе государства23 3.2.


Характеристики сущности государства26 Заключение32 Список использованных источников и литературы34 ВВЕДЕНИЕ Государство продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой.


Государственно-организованное общество приобрело новые возможности для своего существования развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов


общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Как показал проведенный нами анализ научных публикаций, государство было и остается традиционным объектом исследовательского внимания ученых философов, социологов, политологов, экономистов, правоведов, психологов.


В рамках теории государства и права интерес к изучению данного общественно-политического явления в последние годы возрастает. Подобный вывод мы можем сделать на основании того, что появились работы А.П. Бутенко, А.Б. Венгерова, В.В. Лазарева, В.А. Четвернина и многих других. Большое количество публикаций, посвященных проблемам понимания государства, его сущности и закономерностей развития, объясняется, на наш взгляд, тем, что нынче в


России налицо кризис прежних представлений Бутенко А.П. Государство его вчерашние и сегодняшние трактовки Государство и право. 1993. 7. С. 12 и если в советской науке представления о государстве опирались на марксистско-ленинскую идеологию, где оно понималось как машина, орудие для насилия одного класса над другим, то в настоящее время становится актуальным не столько описание классовой сущности государства,


сколько всестороннее раскрытие его многогранного социального назначения, структурной и территориальной организации, других важных сторон жизни современного государства. Несмотря на это, до сих пор дискуссионными остаются такие вопросы, как понятие государства, его происхождение, основные признаки, сущность, назначение и другие. Все сказанное подчеркивает актуальность выбранной нами темы.


Итак, тема нашей курсовой работы Понятие и сущность государства. Объектом изучения данной работы является такое явление общественной жизни, как государство. Предметом изучения являются понятие и сущность государства. Цель нашей курсовой работы выявить основные характеристики государства и, тем самым, раскрыть его природу сущность и сформировать его понимание понятие. Для достижения цели мы поставили следующие задачи 1 изучить


научные публикации по проблеме 2 провести анализ изученных работ 3 обобщить полученные результаты. Метод исследования описательно-теоретический. Глава 1. Государство сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление 1. Теории происхождения государства Государство возникло на определенном историческом этапе развития общества и с тех пор развивается как относительно самостоятельное явление, имеющее собственные этапы и закономерности


существования и деятельности. Государственность представляет собой фактор человеческого прогресса и культуры, она выступает как самостоятельная историческая ценность. Государственная организация человеческого общества призвана обеспечивать общесоциальное регулирование общественных отношений в целях освобождения человека от всех видов порабощения и зависимости, полноценного и гармоничного развития личности. Такого уровня развитости государство достигает не сразу.


На ранних стадиях цивилизации оно выступает как достаточно примитивная организация общества, сущность которой кроется в системе органов и учреждений принуждения, осуществляющих классовую или иную социальную диктатуру. И только в условиях демократического общества государство приобретает способность обеспечить основные ценности общественного развития народовластие, экономическую свободу и свободу личности. Основы государства и права Учебное пособие Под ред.


В.Т. Гайкова и В.А. Ржевского. Ростов нД Издательство Феникс, 1995. С. 34. Именно для того, чтобы понять процесс внедрения цивилизации в государственно-организованное общество, необходимо знать, как возникло само государство и как оно способствует развитию общества. Существуют различные теории происхождения государства. Рассмотрим кратко некоторые из них. Одной из самых древних является теологическая теория, создатели


которой считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Творец всего сущего на Земле, в том числе государства Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Несмотря на это, теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка.


Следующая теория происхождения государства патриархальная. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства.


Патриархальная теория была распространена в Древней Греции, затем в период средневекового абсолютизма и даже дошла до наших дней. Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. Так, в Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.


Полное свое развитие данная теория получила в трудах мыслителей XVII-XVIII вв. Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Ж Ж. Руссо и других. Они считали, что государству предшествует естественное состояние, затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться


ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека - право собственности, свободу, безопасность. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает как результат сознательной


и целенаправленной деятельности людей. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал немецкий философ Г. В. Гегель. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало абсолютная идея. Гегель считал, что государство есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно


не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней быть достойным членом государства. Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Он считает, что верховная власть не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет разумная воля, но не знает даже того, что он хочет сам.


Таким образом, мы видим, что учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека. В конце XIX начале XX вв. возникла и получила распространение так называемая теория насилия. Ее основоположниками были Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский и другие. Сторонники данной теории выводили государство из культа силы и рассматривали


его как продукт войны и завоевания. Так, Л. Гумплович писал История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения. Цит. по Теория государства и права Учебник Под ред.


В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. Екатеринбург Издательство Уральской государственной юридической академии, 1996. С. 47. Говоря о роли насилия в происхождении государства, данная теория игнорирует социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие.


Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Марксистская теория связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Сторонники данной теории считают, что государство появилось в результате развития самого общества, постепенно, в ходе обострения борьбы между нарождающимися классами.


Государство является продуктом непримиримости классовых противоречий, когда объективной необходимостью становится сила, вышедшая из общества, но ставящая себя над обществом. Общество получает возможность содержать особую группу людей, занимающихся политическим управлением и охраной сложившихся отношений частной собственности. Причем с позиции марксизма аппарат политического управления составляет орудие принуждения, систематического


применения насилия и подчинения насилию со стороны господствующего класса всех других классов. Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований, но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления, потому что государство нередко зарождалось и формировалось задолго до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие факторы. Итак, мы рассмотрели несколько теорий происхождения государства, и как мы увидели, все эти теории не


только достояние истории. Многие из них и ныне широко распространены. Необходимо отметить, что в своей совокупности они помогают объяснить различные стороны происхождения государства и дополнить его сущность теми или иными чертами, поэтому не следует пренебрегать соответствующими достижениями человеческой мысли или отбрасывать их под предлогом антинаучности, идеалистичности и так далее. Это, конечно, не значит, что все их следует признавать истинными, но нужно учитывать возможность


всестороннего обоснования рассматриваемого явления. 1.2. Разнообразие определений государства Государство исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение


государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства. Например, в античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни.


Цицерон видит в государстве не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы. Немецкий юрист Р. Моль в 1872 г. писал, что государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общей силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная


от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости. Цит. по Хропанюк В.Н. Теория государства и права Учебное пособие. М Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. С.54. Заслуживает внимание то, как определяли понятие государства русские юристы. Эти определения интересны не только с точки зрения исторической науки, многие из них и сейчас


представляют реальную научную ценность. Так, например, Г.Ф. Шершеневич и Ф.Ф. Кокошкин трактовали государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. Таким образом, мы видим, что большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве предпринимались попытки дать ему юридическое определение.


Так, Г. Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Он пишет Так как право существенный элемент государства, то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом должно занимать определенное место в самом праве должно существовать правовое понятие о государстве. Цит. по Хропанюк В.Н. Теория государства и права.


С. 55. Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал. Марксистко-ленинская наука, как мы видели выше, определяет государство исходя из его классовой природы. Акцентируя внимание в основном на социально-экономических факторах,


обусловивших возникновение и существование государства, марксизм-ленинизм определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса. Государство понималось как машина, орудие для насилия одного класса над другим, для обеспечения эксплуатации. Как показал анализ научных публикаций, в советской учебной литературе взгляды на государство, его понятие и сущность излагались в исключительно классовой тональности, отвергались любые другие воззрения, не


совпадающие с такой трактовкой. В работах 60-70-х годов понятие государства стало рассматриваться с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Так, профессор С.С. Алексеев государство рассматривал как особую организацию политической власти экономически господствующего класса трудящихся во главе с рабочим классом в социалистическом обществе, располагающей специальным аппаратом принуждения и придающей своим велениям обязательную силу для населения всей страны.


Цит. по Хропанюк В.Н. Теория государства и права. С. 57. Несколько иначе определяют государство авторы учебника, изданного Московским университетом Государство это политическая организация классового общества, выражающая в концентрированной форме интересы и волю господствующих классов, материальным носителем политической власти которых выступает публичная власть. Там же.


Итак, мы видим, что существуют различные определения понятия государства. Это обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства. В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-


территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данное определение включает в себя наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлемо, но в нем слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка Государство это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая


посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок Теория государства и права Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. С. 115. Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего


общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе. Поэтому мы в своей работе будем опираться именно на данное определение понятия государства. Глава 2. Основные признаки государства


В научном плане понятие, отражающее общие основные признаки государства, позволяет прежде всего вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных организаций, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.


Представители социологического определения понятия государства выделяют три его признака 1 совокупность людей народ 2 господствующую над ними власть 3 территорию как предел действия этой власти. Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о государстве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории. Сторонники марксистского подхода выделяют следующие признаки, присущие государственно-организованному обществу 1 разделение подданных государства по территориальным единицам 2


учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением 3 взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти. Отвлекаясь от содержательного анализа общих признаков государства, выделенных и обоснованных представителями различных направлений, в целом можно сказать, что формально они не противоречат друг другу. Государство в отличие от догосударственной организации власти характеризуется единой территорией, проживающим


на ней населением и властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории. Необходимо отметить, что одновременно с государством в обществе формируются и другие, негосударственные политические организации партии, союзы, различного рода общественные движения, которые также оказывают влияние на картину общественной жизни. Поэтому важно выявить наиболее характерные признаки государства, которые отличают его от негосударственных организаций общества как в прошлом, так и в настоящем.


Государство в реальной действительности это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних или более поздних ступенях развития. Однако всем государствам истории и современности присущи общие признаки, придающие данному общественному явлению качественную определенность, обосабливая его тем самым от других общественных образований. Каковы эти признаки Проведенный нами анализ литературы показал, что большинство авторов


С.А. Комаров, В.В. Лазарев, А.В. Малько, В.Н. Хропанюк и другие выделяют четыре основных признака государства территориальное деление граждан, наличие публичной власти, неразрывная связь государства и права, государственный суверенитет. При этом необходимо отметить, что если в вопросе количества признаков мнения исследователей совпадают, то относительно содержания этих признаков мнения, наоборот, могут расходиться. Так, например, В.Я. Любашиц не называет государственный суверенитет в качестве признака государства,


вместо этого он говорит о системе налогов и займов как необходимом условии проведения определенной политики и содержания государственного аппарата. Любашиц В.Я Мордовцев А.Ю Тимошенко И.В. Теория государства и права Учебное пособие. Ростов нД Издательский центр МарТ, 2002. С. 78-81. Мы в своей работе склонны выделить пять основных признаков государства, которые, на


наш взгляд, наиболее полно раскрывают особенности данного общественного явления. 2.1. Территориальная организация населения Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Территориальное разделение населения в отличие от кровнородственных связей между членами общества порождает новый социальный институт гражданство или подданство.


Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Территориальный признак опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого


проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям. Понятие государственной территории важно не только для деления внутреннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне или расширения своей территории за счет других государств. Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ.


Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти. Территория не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государство, она лишь образует пространство, в пределах которого государство распределяет свою власть. Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными


предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения. 2.2. Публичная государственная власть Государство это особая организация публичной власти, которая располагает специальным аппаратом механизмом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть,


которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной государственной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, то есть в профессиональном сословии разряде управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения государственный аппарат. Аппарат власти это тот самый государственный механизм, который


обладает государственно-властными полномочиями и в котором концентрируется принудительная сила государства. Такого аппарата нет у иных организаций. Причем государство применяет в первую очередь так называемое легализованное принуждение, то есть предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Такие меры применяются через суд или другие органы, наделенные правом использовать юридические санкции.


Принуждение может носить и нелегализованный характер, но обусловливаться общественной справедливостью и целесообразности, например, в целях предотвращения государственного переворота, ликвидации хаоса и распада общества, когда могут быть использованы не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства. В зависимости от целей такого принуждения оно может быть вполне оправдано в глазах общественного мнения легитимировано. Чиркин В.Е. Три ипостаси государства


Государство и право. 1993. 8. С. 113. Механизм государства не является постоянной величиной. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержанию задачи. Однако эти изменения и различия не исключают общих элементов, которые свойственны механизму всякого государства. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам


и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. Особое место в механизме государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе и карательные функции армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения. 2.3. Связь государства и права Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Родовой строй не только не знал, что такое право и обязанность в юридическом смысле слова, но и вообще


самого деления на права и обязанности. В результате разложения первобытно-общинного строя, с разделением общества на классы экономически господствующий класс стремится к установлению правовых норм, в которых выражается воля не всего общества, а только одного господствующего класса. На весьма ранней ступени общественного развития возникла потребность охватить общим правилом часто повторяющиеся акты производства, распределения и обмена и позаботиться о том, чтобы отдельный человек


подчинялся общим основным требованиям общественной жизни. Эти правила, вначале выражавшиеся в обычае, постепенно превращались в закон. Правовые обычаи и законы постепенно складывались в систему права. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать


безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов судов, администрации и других. 2.4. Государственный суверенитет Государство представляет собой суверенную организацию власти.


Суверенитет государства это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. С. 61. Понятие государственный суверенитет появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное,


монопольное значение. Сейчас суверенитет обязательный признак государства. Страна, не имеющая его это колония или доминион. Суверенитет собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем - в универсальности только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны


- в прерогативе возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти - в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация. Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни. В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в


интересах которого государство осуществляет руководство обществом. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то


говорят о нарушении его суверенитета. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты. Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п. Политическая основа суверенитета заключается в существовании стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти. Правовой основой суверенитета являются конституция, законодательство, декларации, общепризнанные принципы


международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав


его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, не может быть суверенитетом одной лишь


нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству например, охрану общих государственных


границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающего как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.


Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав. 2.5. Система налогов и займов Государство обладает системой налогов и займов. Поскольку лица, образующие особый аппарат политической власти, управления и суда, не принимают непосредственного участия в производстве материальных благ, они нуждаются в материальных средствах для своего содержания.


Эти средства взыскиваются с населения в виде налогов и займов. Древнее общество не знало этого института, так как не располагало аппаратом управления и прямого принуждения, который, не участвуя в процессе производства, становился в обществе иждивенцем. Привилегии должностных лиц являются средством обеспечения их поведения и деятельности в интересах экономически господствующих социальных групп. Налоги всегда были источником пополнения казны.


Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц. Обязанность платить налоги в Конституции Российской Федерации закреплена как одна из важнейших. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности,


в чем заинтересован каждый гражданин. Государство устанавливает много видов обязательных платежей, но налоги среди них занимают особое место, имея свою специфическую правовую природу. Прежде всего, налоги отличаются от других обязательных платежей, установленных государством и включенных в налоговую систему государства, тем, что за сумму денег, вносимую в бюджет, конкретному налогоплательщику ничего не выделяется. Иную правовую природу, чем налоги, имеют другие обязательные платежи и разные


сборы, установленные законодательством. При уплате налога денежные средства от любого собственника переходят в собственность государства, как и при внесении любого другого обязательного платежа в бюджет, но при взимании сборов и пошлин плательщик получает какую-либо услугу, благо и так далее. В связи с этим основной юридической характеристикой налога является индивидуальная безвозмездность платежа для конкретного налогоплательщика. Таковы основные признаки государства, которые наиболее полно,


на наш взгляд, выражают его сущность. К ним могут быть добавлены и иные признаки, характеризующие государство со стороны его этнической организации например, единый язык общения, создания информационной и энергетической систем и так далее Основы государства и права Под ред. В.Т. Гайкова и В.А. Ржевского. С. 45 но они не в равной степени присущи каждому государству и могут по-разному проявляться применительно к конкретным условиям государственной организации.


Глава 3. Сущность государства 3.1. Классовое и общечеловеческое в природе государства Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории государства. Познать природу государства значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении, понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон и форм бытия, как самостоятельный и целостный социальный институт.


Государство сложная социальная система со своими взаимосвязанными составными частями. Жизнедеятельность государства как динамической системы, отражающей политические, экономические, научно-технические и иные процессы, подчинена объективным закономерностям. Оно выступает формой организации общества, интегрируемая публично-властными отношениями и институтами. В ходе своей эволюции государственность переживает стадию становления, достигает высшей точки, в которой


сама себя отрицает, после чего постепенно преодолевается. На первом этапе развития общества государство и класс неразделимы. Затем государство отделяется от общества и выступает по отношению к нему как особая корпорация. Государство на различных этапах развития представляет собой исключительно сложное явление. В этой связи определение его сущностных характеристик сопряжено с немалыми трудностями.


Само понятие государство в смысле политически организованного общества сравнительно новое и связано с именем Н. Макиавелли. Древние греки использовали в данном значении слово polls, а римляне термины res publica, civitates. Выражение status rei publicae и подобные ему, которые были распространены в античности, в конечном счете трансформировались в понятие государство. Трудность в трактовке данной проблемы заключается еще и в следующем.


Само слово государство в русском языке является производным от слова государь, которое уже само по себе содержит констатацию отношений господства и подчинения. В.Я. Любашиц считает, что оно коренится в вотчинном происхождении и вотчинной сущности российского государства, при котором отдельно взятый помещик, князь или сам царь является государем для своих подданных. На этих последних по сути дела переносятся отношения хозяина к своей вещи, и в данном смысле как помещик


выступает в качестве хозяина своих слуг, так и царь считается полновластным господином над своими подданными. Любашиц В.Я Мордовцев А.Ю Тимошенко И.В. Теория государства и права. С. 85. Следовательно, если русское слово государство восходит к частно-правовому термину государь, первоначально обозначавшему собственника рабов и вещей, то, например, английское state или французское l etat - к публично-правовому понятию статус, означавшему состояние, упорядоченность.


Это во многом объясняется тем, что если на Западе со средневековых времен проводится четкое разграничение между публичной властью государя и его частной наследственной собственностью, то московское вотчинное государство было неограниченным собственником всей земли, людей и предметов на его территории пишет В.Я. Любашиц. Там же. Как было отмечено выше, в большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных теории государства, его сущность рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие неограниченной


власти, диктатуры господствующего класса. Проявление сущности по мысли авторов состояло в следующем государство выступает как особая, организованная сила, стоящая над обществом является специфической организацией господства классов выступает как руководство обществом со стороны господствующего класса и так далее. Основанием для таких выводов служили соответствующие положения марксистко-ленинской политической мысли. В теоретических и публицистических работах К.


Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина ощутимо превалировала мысль о государстве как рычаге, машине, аппарате классового господства. Они считали, что насилие органично присуще государству. Выделение в природе государства его принуждающего начала было закономерно для марксизма. Учение о классовой борьбе формировалось в период становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный классовый характер, а государство, выражавшее интересы экономически


господствующего класса и осуществлявшее организованное насилие в интересах этого класса, защищало наиболее эффективный в тех условиях способ социально-экономического развития. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве Государство и право. 1992. 5. С. 3. Таким образом, марксистская теория насилия вполне понятна в социально-историческом контексте ее формирования, но она вряд ли пригодна для анализа государственности в эпоху


постиндустриального общества. Во-первых, классовый подход и учение о классовой борьбе неприменимы к обществу, в котором нет классов, но существует сложная социальная структура. Во-вторых, по мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на задний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства. Кроме этого, за бортом рассуждений о сущности государства оставались многие другие его характеристики.


В первую очередь это касается того общесоциального содержания, которое заключено в государственной организации общества, той социальной ценности порядка, стабильности, которое несет с собой государство. Этот культурологический подход к государству добавляет и оценку роли государства как хранителя прав и свобод человека и гражданина, демократических процессов, позволяющих этносу выжить и воспроизводиться в современных условиях глобальных кризисов экологического, демографического, энергетического, сырьевого


и других. Поэтому, учитывая классовый след в природе государства, необходимо рассматривать и другие его характеристики, такие как политическую, структурную, территориальную организацию, взаимосвязь с этнокультурными пластами, традициями, духовной жизнью и так далее. Государство оказывается не только машиной, орудием, механизмом принуждения, насилия, но и большой социальной и культурной ценностью. И сущность его не сводится только к классовой природе.


3.2. Характеристики сущности государства Существование государства в качестве политической организации в обществе связано прежде всего с тем, что оно является особой организацией политической власти. Политическая власть характеризуется способностью влиять на направление деятельности людей, социальных групп, слоев, классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых воздействий, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Это мощный фактор организации и регулирования совместной


деятельности людей, средство упорядочения их взаимоотношений, способ обеспечения порядка и стабильности в обществе. Политическая власть обладает концентрированной силой, превращающей ее в действенный фактор социального бытия. Такой силой выступают различные институты государства, организационно оформляющие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер. Этими институтами являются государственные органы власти с их материальными придатками в виде армии,


карательных органов, тюрем, суда, а также правовые нормы. Политическую государственную власть отличает от социальной власти и то, что первая выражает потребности, интересы, волю не просто различных групп общества, а таких социальных групп, доминирующее положение среди которых на протяжении долгих веков занимали и продолжают занимать классы. Выражение в первую очередь именно классовых интересов придавало и придает сегодня власти, а вместе


с ней и государству политический характер. Но это не значит, что если в ходе исторического развития вдруг исчезнут классовые различия, то публичная власть полностью утратит свой политический характер. Политический характер государства обусловлен не только тем, что оно выступает регулятором классовых отношений. Государство так или иначе регулирует отношения между всеми социальными группами, включая классы. Социальные группы не перестанут существовать после гипотетического исчезновения классов, теоретически


допускаемого в будущем. В обществе всегда будет иметь место дифференциация интересов у различных индивидов и их разнообразных групп. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом. Понятие гражданское общество было долгое время забыто в отечественной юридической науке и практически сведено к понятию производственные отношения. На самом деле гражданское общество - категория гораздо более широкая, чем эти отношения.


Она включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и другие. Именно гражданское общество составляет реальную основу государства. Не менее важная характеристика государства состоит в том, что оно представляет собой особую структурную организацию. Это находит свое выражение, как уже отмечалось выше, в наличии у него специального аппарата


в лице особого разряда людей, обладающих публично-властными полномочиями и профессионально занимающихся выполнением функций управления и руководства, охраной экономического, социального и политического строя общества, в том числе путем принуждения. Государство не единственное орудие осуществления политической власти. Наряду с ним имеются и другие достаточно эффективные средства реализации этой власти, которые носят негосударственный характер. Среди них политические партии и движения, профсоюзы, трудовые коллективы,


религиозные учреждения и так далее. От них государство отличается четко структурированной системой специальных государственных органов, осуществляющих его многообразные внутренние и внешние функции. Пока общество было экономически не дифференцировано и разделялось только социально, важные функции этого общества оборона от внешних врагов и поддержание внутреннего порядка могли в значительной мере осуществляться коллективными усилиями без сознательного создания многочисленных специально выделенных


социальных институтов. Положение изменилось, когда в результате развития производительных сил, разделения труда и накопления имущества в руках отдельных лиц и групп произошла более глубокая дифференциация общества и оно разделилось на классы и иные социальные образования. После этого произошло окончательное обособление существовавших ранее, в основном лишь в зародыше, особых институтов. Они стали осуществлять не просто власть, а политическую публичную власть, причем, на определенных


этапах своего дальнейшего развития, прежде всего в интересах господствующего класса. Ее разнообразные структуры и становились постепенно государством, придавая ему вид структурной организации классового общества. Основные органы государства это правительственный аппарат, административная и финансовая системы, вооруженные силы, полиция, суд, карательные учреждения. Еще одной принципиальной характеристикой государства, как было отмечено выше, выступает его существование


в качестве территориальной организации. Имеются в виду разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Если негосударственные организации в состоянии объединять людей по мировоззрению, политическим устремлениям, роду занятий, профессиональным интересам и так далее, то специфическая черта государственной организации состоит в объединении населения определенной территории с последующим разделением последней на административно-территориальные единицы.


С характеристикой государства как особой организации политической власти, как структурной и территориальной организации тесно связан и целый ряд других сущностных черт государства, которые отличают его от других элементов политической системы общества монополия на принудительную власть в отношении населения издание законов и правил, обязательных для всего населения взимание налогов и сборов с населения данной территории для содержания государственного аппарата и так далее.


Говоря о перечисленных чертах государства, очень важно не допустить формирования стереотипа государства как только комплекса различных учреждений публичной власти, как административного аппарата, обособленного от общества и сверху управляющего им, как механизма, осуществляющего принудительную власть. Когда речь идет о государстве, в первую очередь надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат власти, сколько государственно организованное общество, или иначе политико-территориальную и


структурно организованную форму общества. С философским обоснованием такой позиции выступал еще И. Кант. Государство писал он это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Цит. по Любашиц В.Я Мордовцев А.Ю Тимошенко И.В. Теория государства и права. С. 96. На аналогичных позициях по отношению к государству стояли и другие выдающиеся теоретики государства и права, исходившие из того, что государство следует рассматривать как определенную ассоциацию, члены


которой интегрируются в единое целое публично-властными структурами и отношениями. В государстве как политической организации особого рода воля всех членов общества так же, как и воля господствующего класса, организуется в единую силу, выступает как единая государственная воля. Такой подход облегчает проникновение в самую сущность государства. Как любое явление социальной жизни, государство внутренне противоречиво.


Это противоречие заключается в том, что государство одновременно выражает классовый и общесоциальный интересы. Данное противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы. Указанное противоречие в деятельности государства реально существует в виде противоречия между


государством и гражданским обществом. Как политическая форма этого общества государство есть выражение общности, тогда как гражданское общество, напротив выражение различия. Целью всякого государства выступает всеобщий интерес. Взаимоотношения между государством и обществом характеризуются конфликтом между общим интересом и частным интересом, расколом между политическим государством и гражданским обществом, что, однако, не выводит


их за рамки диалектического единства. Тесно переплетаясь, обе стороны единства могут превращаться на какое-то время в политическую общность, в которой государственное становится неотличимым от общественного. Гражданское общество и государство находятся в состоянии непрерывного противоречивого взаимодействия, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. В условиях недостаточной развитости гражданского общества


государство может поглотить его, узурпировав права и свободы граждан. Таким образом, анализ главного противоречия государства показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как общие интересы интересы нации или общества в целом, так и интересы специальные интересы господствующего класса и отдельных социальных групп. В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетность тех или других.


Уяснение этого соотношения предполагает в каждом отдельном случае конкретно-исторический анализ. Но в любом случае имеет место своеобразное раздвоение сущности государства. Оно выступает не только бездушной машиной классового подавления, но и инструментом поддержания общественного порядка, выполнения общих задач. Необходимо отметить, что сущность государства есть олицетворение народности, правосудия и справедливости. Государство выступает как хранитель целостности и безопасности, арбитр


в споре между гражданами. По своей природе государственная организация есть политическое общежитие различных классов, слоев, социальных групп, национальных общностей. Итак, мы видим, что из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу. В современных государствах последовательно утверждаются общечеловеческие ценности, которые прошли многовековой путь становления. Это суверенитет и самоуправление народа, идеологический и политический плюрализм,


государственное регулирование рыночной экономики, верховенство права, разделение властей. Высшей ценностью в государственной политике должен быть человек, его права и свободы. Государство, его органы, общественные и политические объединения, социальные институты играют служебную по отношению к личности и гражданину роль, ответственны перед ним. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В нашей работе мы попытались рассмотреть проблему определения понятия государства и его


сущности. В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты 1 На основании анализа научных публикаций нами были обобщены данные об исследованиях такого общественно-политического явления, как государство. Было установлено, что проблемы понимания государства, его сущности и закономерностей развития всегда привлекали внимание ученых. В настоящее время появилось большое количество работ, посвященных изучению данной темы, но, несмотря


на это, такие вопросы, как понятие государства, его происхождение, основные признаки, сущность, назначение и другие, до сих пор остаются дискуссионными. 2 Было выяснено, что существуют разные теории происхождения государства теологическая, патриархальная, договорная и другие. В своей совокупности они помогают объяснить различные стороны происхождения государства и преодолеть односторонний подход к пониманию его сущности. 3 Анализ научных публикаций показал, что попытки дать


определение государства, предпринимались различными учеными, политическими деятелями, мыслителями. Большинство из них рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве предпринимались попытки дать ему юридическое определение. 4 Было установлено, что многие исследователи называют четыре признака государства. Мы же в своей работе выделили пять основных признаков государства, которые, на


наш взгляд, наиболее полно раскрывают особенности данного общественного явления территориальная организация населения, публичная государственная власть, неразрывная связь государства и права, государственный суверенитет, система налогов и займов. 5 В ходе работы мы выяснили, что в большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных теории государства, его сущность рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса.


Но государство оказывается не только машиной, орудием, механизмом принуждения, насилия, но и большой социальной и культурной ценностью. И сущность его не сводится только к классовой природе. Из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу. К сожалению, рамки данной работы не позволяют нам рассмотреть вопрос о соотношении государства с социально-экономическим строем, а также проблемы типологии государства, что представляет, соответственно, широкие


возможности для дальнейшего исследования. Список использованных источников и литературы 1. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М. Юридическая литература, 1993. 62 с. 2. Литература 2. Бутенко А.П. Государство его вчерашние и сегодняшние трактовки


Государство и право. 1993. 7. С. 12-20. 3. Венгеров А.Б. Теория государства и права Учебник для юридических вузов. М. Юриспруденция, 2000. 528 с. 4. Комаров С.А Малько А.В. Теория государства и права Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М. Издательство Норма, 2003. 448 с.


5. Любашиц В.Я Мордовцев А.Ю Тимошенко И.В. Теория государства и права Учебное пособие. Ростов нД Издательский центр МарТ, 2002. 512 с. 6. Общая теория права и государства Учебник Под ред. В.В. Лазарева. М. Юристъ, 1999. 520 с. 7. Основы государства и права Учебное пособие Под ред.


В.Т. Гайкова и В.А. Ржевского. Ростов нД Издательство Феникс, 1995. 512 с. 8. Теория государства и права Учебник Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. Екатеринбург Издательство Уральской государственной юридической академии, 1996. 560 с. 9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права


Учебное пособие. М. Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. 384 с. 10. Четвернин В.А. размышления по поводу теоретических представлений о государстве Государство и право. 1992. 5. С. 3-11. 11. Чиркин В.Е. Три ипостаси государства Государство и право. 1993. 8. С. 107-115.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.