Федеральноеагентство по образованию РФ
ГОУ ВПО
«НовосибирскийГосударственный Педагогический Университет»
Факультетиностранных языков
Кафедраанглийского языка
Курсоваяработа
Словотворчествокак закономерность развития речи ребенка в дошкольном возрасте
Выполнила:
студентка английского
отделения ФИЯ гр. 312
Бутакова А.В.
Новосибирск2009
Содержание
Введение
ГЛАВА I. Основы теории детскогословотворчества
1.1 Развитие лексики в онтогенезе
1.2 Формирование у ребенка грамматического строя русского языка
1.3 Словотворчество в словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
1.4 Выводы по главе IГЛАВА II. Практическое подтверждение наличиясловотворчества, рассмотрение его механизмов на конкретных примерах2.1 Систематизация и классификация единиц процессасловотворчества на основе бесед с молодыми родителями и собственного опыта2.2 Методика с вербальной опорой «Что это такое?»2.3 Методика «Дайте название картинке»2.4 Выводы по главе II
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Речь – сложная испециально организованная форма психической деятельности. Речь принимаетучастие в мыслительных процессах и является регулятором человеческогоповедения.
Овладение родным языкомкак средством и способом общения и познания является одним из самых важныхприобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивнок усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнутк 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на болеепоздних возрастных этапах.
В настоящее время наука,занимающаяся изучением детской речи, называется онтолингвистикой илилингвистикой детской речи. Она рассматривает такие аспекты детского языка, как егофункционирование в детской речи, его роль в формировании полноценной взрослойречи, механизмы его создания. Лингвистике детской речи посвящен ряд работЦейтлин С.Н., Чуковского К.И., Гвоздева А.Н., Ушаковой Т.Н., Кольцовой М.,Штерна В. на которые мы будем ссылаться и опираться.
Специфика детского языказаключается в том, что он частично состоит из единиц, отсутствующих в языке, носозданных ребенком на основе общих правил родного языка, копируя язык взрослых.«… начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальнымлингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. Ввосьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала: кэтому возрасту, ребенок уже полностью овладел основными принципами родногоязыка» (Чуковский К.И., 2005, c.15).Процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического ифонетического материала родного носит название словотворчества.
По нашему мнению проблемадетского словотворчества является актуальной, так как представляет интерес длясовременной психолингвистики и методики развития детской речи. Словотворчествоявляется нормой развития детской речи — «появление особых, не зафиксированных вречи взрослых форм, а тем более появление слов, самостоятельносконструированных ребенком в возрасте от двух до трех и далее, это как разсвидетельство того, что он осваивает язык успешно, что он самостоятельноконструирует формы, что в его сознании складывается, уже сложилась системаопределенных правил, которые он использует самостоятельно» (Цейтлин С.Н. subscribe.ru/archive/linguistics.fortuna7/ thread/314942).И если словотворчество отсутствует на определенном этапе, это может послужитьродителям и воспитателям сигналом о том, что развитие речи ребенка происходит сотклонениями. Именно в связи с этим важна осведомленность родителей ословотворчестве и о его закономерных механизмах. Мы ставим перед собой цель изучитьдетское словотворчество, как закономерность развития речи ребенка в дошкольномдетстве. Для достижения данной цели, нам необходимо выполнить ряд задач, две изкоторых направлении на теоретическое изучение материала, а две другие носятпрактический характер:
1. Изучить развитие лексики в онтогенезе.
2. Проследить усвоение ребенком различных элементовродного языка на разных уровнях (лексическом, грамматическом)
3. Классифицировать единицы словотворчества.
4. Исследовать единицы словотворчества, полученныеэкспериментальным путем и определить степень их сходства и различия у разныхдетей.
В данной работе мыпредлагаем рассмотреть специфику развития речи в дошкольном возрасте, это ибудет являться объектом нашего исследования. Предметом выступаетсловотворчество как необходимый элемент развития.
Мы предполагаем, чтопроцесс словотворчества наблюдается у всех, без исключения детей дошкольноговозраста, без отклонений в развитии. Так же мы выдвигаем гипотезу, согласнокоторой есть определенные механизмы словотворчества, которые будут наблюдатьсяу разных детей, не контактирующих друг с другом, то есть в результатеэкспериментов мы ожидаем увидеть одинаковые единицы словотворчества у разныхдетей.
Практическая значимостьданной работы заключается в том, что она может быть использована молодымиродителями и педагогами раннего развития в качестве справочного материала.
Экспериментальная базагород Новосибирск, Ленинский район, детский сад №415, старшая и средняя группа.
ГЛАВА I. Основы теориидетского словотворчества
1.1 Развитие лексикив онтогенезе
Овладение речью – одна изсамых сложных и таинственных проблем детской психологии. Остается непонятным,как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющийинтеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически в совершенствеовладевает столь сложной знаковой системой, как язык. Словотворчество наопределенном этапе развития детской речи представляет собой закономерноеявление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических формродного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основепрямого усвоения того словесного материала, который сознательно дается детям впроцессе обучения. В процессе развития лексической составляющей речи ребенка наразных этапах ребенок владеет разным количеством лексических единиц, которыхему не достаточно для осуществления полноценной коммуникации. Опираясь наизвестные слова, ребенок придумывает новые, свои, отсутствующие во взросломязыке. Именно недостаток лексики дает толчок словотворчеству, поэтому развитиелексики в онтогенезе поможет лучше понять механизмы этого интереснейшегоявления.
Смирнова Е.О. считает,что развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитиеммышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всехкомпонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи(Смирнова Е.О., 2003) В словаре ребёнка рано появляются слова конкретногозначения, позднее – слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезеобусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности.Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступаетречевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. В конце первого и началевторого года жизни ребёнка постепенно всё большую силу начинает приобретатьсловесный раздражитель. На начальной стадии реакция на словесный раздражительпроявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксациявзгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлексвторого порядка на словесный раздражитель. В этот период развития речи ребёнкапоявляются первые нерасчленённые слова, так называемые лепетные слова,представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова, состоящие в основномиз ударных слогов (молоко – «мокко», собака – «бака»). На этом этапе слово необладает ещё грамматическим значением. Слова-представления на этом этапевыражают либо повеление (дай, на). Либо указание (там), либо называют предмет(киса), или действие (бай).
В дальнейшем, в возрастеот 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение комплексов на части, которыевступают между собой в различные комбинации (Катя бай). В этот период у ребёнкабыстро начинает расти запас слов, который к концу 2 года жизни составляет около300 слов различных частей речи. Первая стадия развития детских слов протекаетпо типу условных рефлексов. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребёнок переходит отпассивного приобретения слов к активному расширению своего словаря.
В процессе формированиялексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение словаполисемантично, его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать ипредмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитиеструктуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимостиот интонации. В качестве основных выделяются следующие компоненты значенияслова:
1. денотативныйкомпонент, т.е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол – этоконкретный предмет);
2. понятийный, иликонцептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формированиепонятий, отражение связей слов по семантике;
3. коннотативныйкомпонент – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;
4. контекстуальныйкомпонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день).
В процессе онтогенезазначение слова не остаётся неизменным, оно развивается. «В тот момент, когдаребёнок впервые усвоил новое слово, развитие слова не закончилось, оно тольконачалось; оно вначале является обобщением самого элементарного типа и только помере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшимтипам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящихпонятий» (Лурия А.Р., 1998, с.73). Исследования показывают, что ребёнок, преждевсего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливаетсвязь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением. Понятийный концептуальныйкомпонент значения слова усваивается ребёнком позднее по мере развития операцийанализа, синтеза, сравнения, обобщения. Постепенно ребёнок овладевает иконтекстуальным значением слова.
По мнению А.Р. Лурии(Лурия А.Р., 1998) первоначально при формировании предметной соотнесённостислова оказывают большое влияние побочные, ситуационные факторы, которые вдальнейшем перестают играть роль в этом процессе. Развитие связи междуязыковыми знаками и действительностью является центральным процессом приформировании речевой деятельности в онтогенезе. На первых стадиях знакомстваребёнка со словом ребёнок ещё не может усвоить слово в его «взрослом» значении.Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова. Так какпервоначально ребёнок воспринимает слово как название конкретного предмета, ане как название класса предметов. На раннем этапе развития речи на предметнуюотнесённость слова оказывают влияние ситуация, жест, мимика, интонация, словоимеет диффузное, расширенное значение. Например, словом «мишка» ребёнок можетназвать и плюшевую перчатку, так как по внешнему виду она напоминает мишку(«растяжение» значения слова).
По мере развития словаря«растяжение» значения слова постепенно сужается, так как при общении совзрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируяупотребление старых. Л.П. Федоренко (Федоренко Л.П., 1984, с.76-77) выделяетнесколько степеней обобщения слов по смыслу.
0 степень – собственныеимена и названия единичного предмета (Маша, Витя, мячик, машина). В возрасте от1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретнымпредметом. Названия предметов, таким образом, являются для них такими жеименами собственными, как и имена людей.
1 степень – к концу 2-огогода жизни ребёнок начинает понимать обобщающее наименование однородныхпредметов, действий, качеств – имён нарицательных (обозначает словом «идет»соответствующее действие, независимо от того, кто это действие производит).
2 степень – в возрасте 3лет дети начинают усваивать слова, обозначающие родовые понятия (одежда, посуда),передающие обобщённо названия предметов, признаков, действий в форме именисуществительного (полёт, краснота).
3 степень – к 5-6 годамдети усваивают слова, обозначающие родовые понятия (растения: деревья, травы,цветы), которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второйстепени обобщения.
4 степень – кподростковому возрасту, дети усваивают и осмысливают такие слова, какпредметность, признак, состояние и т.д. Усваивая слова, находящиеся в родо-видовыхотношениях (мебель – стол, стул, кровать), дети должны отличать их от слов,находящихся в отношениях целого и части: стул – ножка, спинка, сиденье; лицо –лоб, щеки, нос, рот, глаза и т.д.
В литературе отмечаютсязначительные расхождения в отношении объёма словаря и его прироста, так каксуществуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости отусловий жизни и воспитания.
По данным Е.А. Аркина: (http://revolution./psychology/00020649_0) Возраст Количество слов 1 год 9 слов 1 год 6 мес. 39 слов 2 года 300 слов 3 года 6 мес. 1110 слов 4 года 1926 слов
По данным А. Штерна: (http://philology.ru/linguistics1/laguna-00)Возраст Количество слов 1,5 года 100 слов 2 года 200 — 400 слов 3 года 1000 – 1100 слов 4 года 1600 слов 5 лет 2200 слов
По данным А.Н. Гвоздёва:(Гвоздев А.Н. 1990, с. 30)
Словарь четырёхлетнегоребёнка: Часть речи Количество % в словаре существительные 50,2 % глаголы 27,4 % прилагательные 11,8 % наречия 5,8 % числительные 1,9 % союзы 1,2 % предлоги 0,9 % междометия и частицы 0,9 %
По данным К. Чуковского:(Чуковский К.И. 2005, с.15)Возраст Количество слов 1 год 10-15 слов 1,5 год 50 слов конец второго года 250-300 слов конец третьего года 1000 слов
По мере развития мышленияребёнка, его речи, лексика ребёнка не только обогащается, но исистематизируется, то есть упорядочивается. Слова как бы группируются всемантические поля. Семантическое поле – это функциональное образование,группировка слов на основе общности семантических признаков. При этомпроисходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределениелексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядросемантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженнымисемантическими признаками. Формирование лексики у ребёнка тесно связано спроцессами словообразования. Лексический уровень языка представляет собойсовокупность лексических единиц, которые являются результатом действия имеханизмов словообразования. Механизм детского словотворчества связывается сформированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системысловообразования. Если ребёнок не владеет готовым словом, он «изобретает» егопо определённым, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детскомсловотворчестве. «Постепенное освоение ребенком взрослого языка есть, всущности, не присвоение этого языка, но его самостоятельное конструирование»(Цейтлин С.Н. subscribe.ru/archive/linguistics.fortuna7/thread/314942).Суть генерализации состоит в том, что аналогичные явления могут быть названы аналогичнымобразом (заячий – лисячий, слонячий, белячий). Это явление оказываетсявозможным в связи с тем, что ребёнок, анализируя речь окружающих, вычленяет изслов определённые морфемы и соотносит их с определённым значением. Так, выделивморфему «– ниц», из слова мыльница, сахарница, конфетница, ребёнок соотноситэту морфему со значением посуды, вместилища чего-либо. И в соответствии с этимзначением ребёнок образует слова типа «сольница».
Другой механизмсловообразования лежит в основе неологизмов по типу «народной этимологии»(копать – лопать, лопатка – копатка, вазелин — мазелин). Это свидетельствует офункционировании в сознании ребёнка системы межсловесных связей, о началеустановления словообразовательной парадигмы. Как мы уже говорили, начинаетсясобственно процесс конструирования слов, лексических единиц.
Вывод: итак, в данномпараграфе мы рассмотрели развитие лексики в онтогенезе ребенка, мы увидели какколичественно и качественно меняется его словарный состав. Что касаетсяколичества – мы выделили несколько точек зрения, которые во многом похожи, ноимеют, однако, свои особенности. Говоря о качественных характеристиках, мырассмотрели компоненты слова, которые выделяют лингвисты, так же мы, опираясьна работы Федоренко, представили степени обобщения слов по смыслу. Также мыподчеркнули, что формирование лексики у ребёнка тесно связано с процессамисловообразования. В следующем параграфе мы рассмотрим эти процессы.
1.2 Формирование уребенка грамматического строя русского языка
На протяжении детствасловарный запас ребенка постоянно растет. При этом рост словарного запасанепосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Словарь ребенкаувеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов,местоимений, прилагательных числительных и соединительных слов. Само по себеувеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенокпараллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законамграмматики. Усваивается морфологическая система родного языка, ребенокпрактически осваивает в основных чертах особенности склонений и спряжений. В тоже время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами междучастями такого предложения, а также большим количеством разнообразных аффиксов.
В усвоенииграмматического строя русского языка ребенка выделяются два периода (ГвоздевА.Н., 2007, с.162-165).
· Первый период –период предложений, состоящих из аморфных слов — корней, которые во всехслучаях употребляются в одном неизменном виде. В этом периоде существуют двестадии.
1. Стадияоднословного предложения. Например, в высказываниях «Киса» ребенок обозначаетсловом только главный для него член предложения (подлежащее в данном случае илисказуемое), остальные члены того же предложения только предполагаются и могутвыводиться только из ситуации и выражаться невербальными средствами ребенка(жесты, мимика).
2. Стадияпредложений, состоящих из нескольких слов, главным образом двухсловных предложений,включающих подлежащее и сказуемое. Примером данного предложения может служить«Киса ушла».
· Второй период –интенсивное усвоение грамматической структуры предложения, связанное сформированием грамматических категорий и их внешним выражением. Словасвязываются в предложения с помощью различных грамматических средств. Впределах этого периода отмечаются три стадии.
1. Стадияформирования первых форм связи слов в предложения: рода, числа, некоторыхпадежей.
2. стадияиспользования системы флексий русского языка для выражения синтаксическихсвязей: изменение окончаний существительных и глаголов, устанавливающее связьслов в предложении.
3. Стадия усвоенияслужебных слов для выражения синтаксических отношений – союзов, предлогов,наречий.
Стоит заметить, чтораньше всего, по словам Гвоздева (там же, с.162-165) усваиваются речевые формы,обозначающие отношения орудия и цели действия (творительный падеж). Тот факт,что именно падежные окончания, в которых находят свое выражение межпредметныеотношения, усваиваются раньше других категорий, показывает ведущее значениепредметной деятельности ребенка для усвоения языка.
Цейтлин в своей работеговорит (Цейтлин С. Н. www.granik.net /soul/index.php?task=material&id=47&menu_id=45&parent_id=23), что процесс освоения морфологических категорий можно подразделить нанесколько стадий.
· доморфологическая
· допродуктивная
· словообразовательная
Первую стадию можноусловно назвать доморфологической. На этой стадии морфология как таковая вообщеотсутствует, и существительные, которые имеются в словаре ребенка, еще неделятся сознанием на какие-либо элементы. То есть основа не противополагаетсяфлексии, хотя флексия в каждом из употребляемых ребенком слов присутствует.
Особенность русскогоязыка, по сравнению, скажем, с английским языком, заключается в том, что врусском языке невозможно безфлексийное употребление существительного. Ребенокбудет говорить, например, «мама» или «книжка», «девочка», и в конце словоформыимеется окончание. Английский ребенок проходит стадию такого безфлексийногоупотребления, то есть ребенок произносит все слова без флексий множественногочисла -s. И поэтому исследователям английского языка очень легко заметитьмомент, когда ребенок начинает передавать значение множественного числа, усуществительных появляется флексия –s (boy — boys). В русском языке такойпереход невозможен, ибо отсутствует стадия, невозможна стадия употреблениясуществительного без окончания. Для исследователя возникает довольно труднаяпроблема — понять, когда в языковом сознании ребенка словоформа как бы«размораживается». Флексия размораживается, когда ребенок уже начинаетосознавать эти числовые противопоставления, задача русского исследователяоказывается гораздо более сложной. До этого момента используемая ребенком формаявляется, если так можно назвать, семантически пустой. Цейтлин приводит рядконкретных примеров. «Маленькая девочка, которую зовут Маня, показывая накартинку, на которой изображен белый гриб, произносила: «Грибы» Когда матьпоправила ее и сказала: «Это не грибы, это гриб», Маня повторила: «Гиб» и сталаговорить «гриб», но точно так же, совершенно безотносительно к числу предметов»(там же). Просто еще не было предпосылок, необходимых для того, чтобы девочкамогла разграничивать один и не один предмет. И видно, что окончание, флексия вконце данной словоформы является здесь совершенно условной, неотделяемой отосновы для ребенка.
На следующейдопродуктивной стадии формы числа могут употребляться уже семантически уместно,когда ребенок не говорит, «грибы» об одном грибе, или «гриб» о многих грибах.Однако на этой стадии еще нет никаких свидетельств того, что ребенок всостоянии самостоятельно сконструировать формы числа. Стадия эта, достаточнонепродолжительная, но все-таки ее проходит каждый ребенок. Важным ее свойствомявляется отсутствие инноваций, то есть неправильно образованных числовых форм.Она может занимать несколько месяцев, и формы, которые используются ребенком,как числовые, так и падежные, совершенно соответствуют тем формам, которые используеммы, ошибок нет. Но это не значит, что он в состоянии самостоятельносконструировать. В практическом отношении из этого следует очень важный выводдля логопедов и для родителей: появление инноваций или ошибок, как ихбольшинство называет, в речи ребенка на этапе до двух лет нисколько не следуетрассматривать как недостаток его речи.
В рамках второй стадии,когда формы еще не конструируются, но используются весьма уместно, хочетсясказать про такие слова, как «очки», «ножницы» и так далее. Эти существительныеназываются в русском языке, используются только во множественном числе,независимо от количества предметов. «Ножницы» — говорим мы, показывая нанесколько ножниц и на один предмет. Так вот, на этой стадии ребенок можетсовершенно спокойно использовать слова типа «очки» или «часы», он не замечаетпротиворечия между формой слова и количеством обозначаемых предметов.
Третья стадия, этостадия, когда уже возникает парадигма как таковая, но при этом она еще несовсем соответствует взрослой парадигме. У существительного нет трех четкоразделенных типов склонений, а есть некая единая обобщенная схема изменениясуществительных. Это очень важная стадия, но это еще не система взрослогоязыка. Вот на этой стадии и возникают инновации, в том числе и словообразовательные.Появление инноваций — это радостный факт, а так же свидетельство того, чтоформа образована самостоятельно. Именно эта стадия когда ребенок начинаетсамостоятельно образовывать формы, очень важна для исследователей детской речи,потому что позволяет выявить те правила, которыми пользуется ребенок на данномэтапе. Важно установить какую-то классификацию, этапность освоения языка,поскольку все эти временные языковые системы формируют в совокупности некоторыеэтапы освоения языка. Над разработкой этой этапности уже давно бьютсялингвисты: система Гвоздева очень популярна во всем мире, существуют западныеконцепции, они во многом близки. Эта этапность подробно рассмотрена нами выше,здесь бы хотелось еще раз кратко обобщить. Гвоздев разграничивает дословесныйэтап (до появления первых слов), период однословных высказываний (который называетсяпериодом голофраз, от первого слова до первого двухсловного высказывания),очень краткий, но очень интересный период двухсловных высказываний (когда ещенет фраз, включающих три слова), а также период начальных многословныхвысказываний (до возникновения сложных предложений). Вся эта периодизацияохватывает не очень большой период, примерно три первые года жизни ребенка.
Она страдает рядом оченьсущественных недостатков. Самый важный недостаток заключается в том, что опорав этой классификации осуществляется только на один из параметров развития речиребенка, преимущественно на синтаксический, на подсчет слов, на конструированиесложного предложения. А для подробной и работающей классификации необходимоучитывать еще и построение лексической системы, систем морфологической,фонетической и так далее.
Многочисленные примерыдетского словотворчества на этапе развития и усвоения грамматических навыковродного языка свидетельствуют о том, что ребенок понимает смысл употребляемыхграмматических форм, но еще не запомнил, как их нужно употреблять в речи – неусвоил речевой нормы. Словотворчество может проявляться в
а) словообразовании;
б) словоизменении.
а) дети образуют своислова по аналогии с теми, которые уже усвоили, например:
по аналогии с течь(сущ.): «копь», «капь», «тепь»
по аналогии с бег:«прыг», «сид»
по аналогии с певун:«чистун», «светлун»
по аналогии с краснота:«грязнота», «голубота»
по аналогии с воспитатель:«думатель», «говоритель», «вставитель»
па аналогии с храбрость:«умность», «плохость», «худость», «сладкость»
по аналогии с сидение:«спание», «звонение», «устание», «боление»
по аналогии с прибить:«примолоточить», «прилаять»
(примеры взяты из ФедоренкоЛ.П., 1984)
И эти примеры можнопродолжать без конца – нет нормально развивающегося ребенка, который не«творил» бы свои слова. Взрослые понимают смысл этих новообразований по тойпростой причине, что собственно смысловых грамматических ошибок тут и нет:приставки, суффиксы употреблены совершенно осмысленно, у них правильныезначения; просто дети еще не помнят с какими корневыми морфемами употребляютсяв литературной речи те или иные суффиксы и приставки.
б) Дети изменяют слова вречи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, продуктивно образуютформу множественного числа. К непродуктивным типам словоизменения относятся,как известно, небольшие группы слов, такие, как есть, ехать, расти (каждый изних составляет особую группу спряжения) разносклоняемые существительные и др.Но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому словотворчество,связанное с ними, всегда заметно.
Вывод: данном параграфемы рассмотрели процессы формирования грамматических навыков у детей, изучилиэтапность и основные стадии усвоения морфологических категорий, также мысделали вывод о том, что ошибки на этапе усвоения грамматики родного языка, неесть ошибки, а норма, так как показывают, что ребенок осмысленно употребляеткакую-то форму, но еще не усвоил, что она, например, является исключением.Здесь мы уже также упоминали о словотворчестве, которое проявляется в процессесловообразования. В следующем параграфе мы предлагаем рассмотреть их болееподробно, опираясь на классификацию по Т.Н. Ушаковой.
1.3Словотворчество в словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
Очень интереснопривести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая внесла большойвклад для изучения словотворчества детей. Т.Н. Ушакова выделяет три основныхпринципа, по которым дети образуют новые слова (Ушакова Т.Н., 1970):
· частькакого-нибудь слова используется как целое слово («слова-осколки»)
· к корню одногослова прибавляется окончание другого (слова с «чужими» окончаниями)
· одно словосоставляется из двух («синтетические слова»)
Нижепредставлены примеры, взятые из работы Т.Н. Ушаковой:
«Слова–осколки»: 1. Лепь (то, что слеплено): «Мылепили-лепили, и получилась лепь» (3 года 6 месяцев). 2. Пах (запах): «Бабушка,чем это пахнет, какой здесь пах?» (3 года 6 месяцев). 3. Прыг (прыжок): «Собакапрыгнула большим прыгом.» (3 года 10 месяцев). 4. Дыб (существительное отнаречия «дыбом»): «Твои волосики стоят дыбом».- «Это дыб?» (4 года 11 месяцев).
Слова с«чужим» окончанием:
1. Пургинки(снежинки): «Пурга кончилась, остались только пургинки» (3 года) 2. Рваность(дырка): «Я не вижу, где на кофточке рваность» (3 года 8 месяцев). 3. Светло (свет):«На полу кусочек светла» (3 года 8 месяцев). 4. Помогание (помощь): «Самомуодеваться, без помогания?» (3 года 8 месяцев). 5. Правдун (говорящий правду):«Я — правдун!» (4 года). 6. Пахнота (запах): «Зачем меня водите в эту пахноту?»(4 года 7 месяцев). 7. Сухота (сухость): «Вы знаете, что бегемоты могут умеретьот сухоты?» (5 лет). 8. Бурота (существительное от прилагательного «бурый»): «Этобурый медведь — смотри, какая бурота» (5 лет 10 месяцев). 9. Иметель (тот, ктоимеет): «Я иметель сала» (6 лет). 10. Страшность (страшное): «Не рассказывайтепро ваши страшности» (6 лет).
«Синтетическиеслова»: 1.Ворунишка — вор и врунишка (3 года 6 месяцев). 2.Бананас — банан иананас (3 года 9 месяцев). 3.Вкуски — вкусные куски (4 года). 4. Бабезьяна — бабушка обезьяны (4 года).
В наблюденияхУшаковой (там же) отмечено много «синтетических» глаголов и прилагательных:ледоколить («ледокол, он лед ледоколит»), почайпить («мы уже почайпили»),«огромадный» (огромный и громадный – «дом такой большой, просто огромадный!»),мапин («я — мапина дочка», т. е. я мамина и папина), всехлюдная («это не твоя воспитательница,она всехлюдная!» — т. е. общая). Как получаются «слова-осколки», понятьнетрудно. А.Н. Гвоздев (Гвоздев А.Н., 2007) — обратил внимание на то, что,начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так,вместо слова «молоко» он произносит только «ко», позднее «моко» и, наконец,«молоко». Отсюда «осколки слов» в речи детей раннего возраста. Взять хотя быслово «лепь» (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено и т. д. — ребенокже выделяет ударный слог «леп». Второй способ создания ребенком новых слов — присоединениек корню слова «чужого» окончания — также очень распространен. Эти слова звучатособенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д.Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно,то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований,поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь«пургинку» ребенок создал по образцу слова «снежинка». А разве мало в русскомязыке слов, похожих на «горькоту» и «буроту»? Достаточно вспомнить «глухоту»,«дурноту», «тесноту» и множество аналогичных слов. Ребенок придумал слово«умность» («Коты первые по умности») — а разве он не слышал слов «глупость»,«слабость», «робость» и т. д.? Интересно добавить, что новые глаголы детиобразуют обычно с помощью присоединения «чужих» приставок. Налить, набрать,накидать — это наши взрослые, обычные слова, а вот новые детские глаголы:набулькать, напирожить («Вот набулькаю полную бутылку и уйду», «Спасибо, я ужеполный живот напирожила»). В некоторых случаях малыш, услышав какую-тословесную форму, сейчас же подражательно создает новую. «Какое это наказанье,что из-за кашля ты не можешь идти в садик»,- говорит мама. «А для меня это ненаказанье, а вовсе радованье», — отвечает пятилетняя дочка. В подобных случаяхподражательное происхождение нового слова для нас очевидно. В большинстве жеслучаев образец, по которому создается новое слово, был усвоен ребенкомкогда-то ранее, и поэтому для окружающих людей «новое» слово ребенка являетсяоткровением. Интересно также посмотреть, как создаются «синтетические слова». Втаких словах, как «ворунишка», «бананас», «огромадный», происходит сцеплениетех частей слова, которые звучат сходно: вор — врунишка, банан — ананас,огромный — громадный и т. п. Иначе соединяются те слова, которые звучатразлично, но постоянно применяются вместе, например, слова «чай» и «пить»(получается глагол «чайпить»), «вынь» и «возьми» («выньми мне занозу»), «вселюди», «всех людей» (всехлюдная), «в самом деле» (всамделишный). Эти слова строятсяпо тому же принципу, что и «синтетические слова» взрослых: колхоз, совхоз,самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тожепроявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит. Словотворчество,как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание темречевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно «новое»детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным — в словаре ребенкаобязательно есть образец, по которому это слово и построено.
Рассмотревклассификацию единиц словотворчества по Ушаковой, мы пришли к выводу, чтоусвоение речевых шаблонов является основой. Использование приставок, суффиксов,окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка играмматически всегда правильно — только сочетания неожиданны. В этом отношениисовершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.
Но это же тонкое чувствоязыка отличает весь ход формирования детской речи, оно не проявляется только всловотворчестве. Более того, если рассматривать детское словотворчество не какотдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то напрашиваетсявывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка, а,напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь- выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм,склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по степенямсравнения и т. д.) и широкое использование этих шаблонов. Образец для«создания» нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но онвсегда есть.
1.4 Выводы по главе I
Итак, в даннойтеоретической главе мы рассмотрели механизмы формирования единицсловотворчества у детей. В рассмотрении данного вопроса нам помогло, в первуюочередь исследование общих закономерностей развития лексики ребенка вонтогенезе. Здесь мы изучили компоненты значения слова (денотативный,понятийный, коннотативный, контекстуальный), рассмотрели несколько степенейобобщения слов по смыслу, опираясь на Федоренко.Также мы обратили свое внимание наовладение такой стороной родного языка как грамматика. В результате описания ирассмотрения данной темы, мы пришли к выводу, что на этапе развития речиграмматические ошибки, возникающее у ребенка не являются ошибками как таковыми,а показывают, что ребенок усваивает язык, усваивает процессы, происходящие внем, учиться строить свой язык, но еще недостаточно овладел нормами и запомнил,например, с какими основами какие аффиксы используются. Так же ребенок не беретво внимание наличие в языке, в общем, и его грамматике в частности наличиеисключений.
И, наконец, в последнемпараграфе мы рассмотрели классификацию единиц словотворчества, предложеннуюУшаковой. Она выделяет три основных группы – «слова-осколки», слова с «чужимокончанием» и «синтетические слова». В практической главе нам представляетсянеобходимым подтвердить ее точку зрения на собственном опыте и классифицироватьизвестные нам единицы, согласно ей. В целом данный практический параграфподтверждает наши предположения о том, что словотворчество присуще всем детямот 2 до примерно 6 лет и о том, что механизмы словотворчества универсальны длявсех детей. Еще раз отметить, что по нашему мнению в основе его лежат не особыетворческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы егомозга. Теперь представляется целесообразным попытка доказать нашу гипотезу напрактике.
ГЛАВА II. Практическое подтверждение наличия словотворчества,рассмотрение его механизмов на конкретных примерахЭкспериментпредставлен такими методиками как «Что это такое?», «Дай название картинке», атакже систематизацией единиц словотворчества полученных в результате наблюденияи бесед с родителями
Целью данногоэксперимента является приведение доказательств того, что словотворчествоприсуще всем детям без отклонений в физическом и умственном развитии, а также доказательство того, что механизмы формированияединиц словотворчества схожи, в своей основе опираются на образцы.
Для успешного достиженияданной цели мы ставим перед собой ряд задач:
1. Охарактеризоватьи систематизировать единицы словотворчества, полученные путем наблюдения, избесед с молодыми родителями и из личного предшествующего опыта.
2. Выявить общиемеханизмы формирования единиц словотворчества у детей дошкольного возраста.
3. Определить процентодинаковых, схожих единиц словотворчества, полученных экспериментальным путем удетей одной возрастной группы и разных возрастов.
4. Выявить причиныпоявления единиц словотворчества.
5. Проанализироватьполученные результаты, сделать вывод о подтверждении или не подтверждениивыдвинутой нами гипотезы.
Начать считаетсяцелесообразным с описания и систематизации единиц, полученных в результатебесед с родителями и известных из личного опыта.2.1Систематизация и классификация единиц процесса словотворчества на основе беседс молодыми родителями и собственного опыта
В рамках данногопрактического параграфа нам бы хотелось представить описание единицсловотворчества, имеющихся в личном опыте, рассмотреть эти единицы согласнопредложенной Ушаковой Т.И. классификации, попытаться выявить причины появлениятого или иного слова в детском языке. Будут рассмотрены следующие слова:
· рубелька
· взям
· грёбла
· котика
· заходилка
· пубочка
· попус
· возьмирай
· лисапед
· лафэло
· тубубодик
· басёсь
· нупидугиди
· копет
· нопти
· катита
· най
· чичи
· люля
· чань
· аиии
· ади-ади
Рубелька (Настя 3,5 года)– называет так монетку, копеечку. По классификации Ушаковой это слово относитсяк группе слов с «чужим» окончанием. На основе таких слов как «копеечКА»,«монетКА», сформированных от слов «копейка», «монета» девочка из слова «рубль»составляет уменьшительно-ласкательное «рубелька», причем меняет мужской родпервого слова, на женский род своего.
Взям (Катя 3 года 3 мес.)– использует слово, чтобы сказать в будущем времени, что она что-то хочет взятьили возьмет. В русском языке есть ряд глаголов, будущее время которыхформируется путем добавления окончания «-м», например «съесть — съем». Девочка добавляетокончание «-м» и к глаголу «взять» так же как в слове «съесть». Поклассификации Ушаковой это слово относится к группе слов с «чужим» окончанием.
Грёбла (Вова 5 лет 2мес.) – увидел в магазине лодку с веслами, и попросил купить ему лодку с «греблами».Очевидно, что мальчик уже где-то слышал раньше слово «весла», но забыл его.Мальчик не растерялся, и не долго думая, путем осознания предназначения весел –чтобы грести, назвал их «гребла». По классификации Ушаковой это слово относитсяк группе «синтетических слов». Гребла = грести + весла.
Котика (Катя 3года 4мес.) – ласковое прозвище для кошки, приговаривает «котика, ты моя котика»,когда гладит кошку. В словаре девочки появилось такое слово, очевидно отприбавления окончания «-а» женского рода к уменьшительно-ласкательному «котик».По классификации Ушаковой это слово относится к группе слов с «чужим»окончанием.
Заходилка (Антон 4 года)– называет так остановку. По классификации Ушаковой это слово относится кгруппе слов с «чужим» окончанием. Возможно, слово появилось на основе осознанияпредназначения остановки – место, с которого заходят в автобус. Слова«Заходилка» в русском языке нет, но зато есть такие слова, как например«вешалка» — чтобы вешать. Срабатывает механизм формирования новых слов пообразцу уже известных.
Пубочка (Настя 3года 4мес.) – называет так пуговицу. Скорее даже не пуговицу, а пуговичку. Вероятно,для Насти представляется сложным произнести такое длинное слово, как«пуговичка», поэтому, она это слово сокращает, убирает два слога из центра,вместо них вставляет слог «бо». По классификации Ушаковой мы бы отнесли данноеслово к «словам-осколкам».
Попус (Катя 4года 3 мес.)– придумала такое слово, чтобы назвать так глобус. Девочке подарили копилку ввиде коровы, вместо попы которой находится глобус (см. фото в приложении). Поклассификации Ушаковой это слово относится к группе «синтетических слов». Попус= попа + глобус.
Возьмирай (Катя 3года 8мес.) — говорит это слово вместо слова «возьми». Срабатывает механизмформирования новых слов по образцу уже известных. Слова «возьмирай» в русскомязыке нет, повелительное наклонение формируется нерегулярно — «возьми», когда убольшинства глаголов русского языка оно формируется путем добавления окончания «-ай»,например: выбирай, вытирай, собирай. По классификации Ушаковой это словоотносится к группе слов с «чужим» окончанием.
Лисапед (Алеша 4года) –называет так велосипед. Вероятно, Алеша не может четко произнести полное слово«велосипед», состоящее из четырех слогов, и просто обрезает слово, причемменяет местами гласные звуки во втором и третьем слогах – звук [и] из третьего слогапопадает во второй, звук [а] второго слога оказывается в третьем. Ребенокделает это, очевидно чтобы облегчить произношение данного слова — прощепроизнести «ласапед», чем «ласипед» по лингвистическим причинам (звук [и]переднего ряда, звук [а] заднего ряда, согласный звук [л] такжепереднеязычный). По классификации Ушаковой данное слово принадлежит категории «слов-осколков».
Лафэло (Катя 3года) –слово для названия конфет «Рафаэлло». Очевидно данное слово слишком длинное исложное для произнесения, девочка убирает сложное «зияние» двух гласных звукови заменяет звук [р] звуком [л]. По классификации Ушаковой мы бы отнесли данноеслово к «словам-осколкам».
Тубубодик (Полина 4,5года)– называет этим уменьшительно-ласкательным словом бутерброд (бутербродик).Выявление механизмов формирования данного слова представляется достаточносложным. Следует отметить, что девочка не четко произносит звук [р], а в слове«бутербродик» очень сложное и неудобное сочетание этой согласной. Ребенокупрощает длинное слово.
Басёсь (Вова 2года 8мес.)– употребляет данное слово, называя так рыбу «лосось». Вове показали рыбу иобъяснили: «Это лосось, это рыба». Мальчик совместил два слова и придумал свое –«басёсь». По классификации Ушаковой это слово относится к группе «синтетическихслов». Басёсь = рыба (только не первый слог, а второй) + лосось.
Нупидуги (Полина 3 года)– называет так мультик «Ну, погоди!». Для девочки название мультфильма,очевидно, является не двумя словами, а одним длинным. 3 разных гласных звукавызывают у нее трудность, и она вообще убирает из слова гласный звук [а]. Словоформируется чередованием гласных звуков [и] и [у]. В согласных девочка тожепутается – согласные двух последних слогов поменяла местами.
Капет (Вова 3,5 года) –называет так пакет. Мальчик меняет местами два согласных звука [п] и [к]. Врезультате этого в первом слоге мы слышим звук [к], а во втором наоборот — звук[п]. Человеку со стороны трудно, и даже невозможно в «капете» узнать привычныйуху «пакет».
Копти (Алеша 3 года) – играетв песочнице и называет так свои ногти. Очевидно, данное слово появилось всловаре мальчика путем слияния двух слов – «копать» и «ногти». По классификацииУшаковой это слово относится к группе «синтетических слов». Копти = копать +ногти.
Катита (Настя 2 года) –называет так котлету, когда кушает. Очевидно для девочки в этом возрастедостаточно сложно произнести слово, состоящее из трех слогов «котлета», темболее, что в середине слова встречается группа согласных. Девочка «выбрасывает»второй согласный звук, меняет гласный звук, в результате чего образуется новоеслово.
Най (Катя 2 года 2 мес.)– таким словом просит что-то. По классификации Ушаковой мы бы отнесли это словок группе «синтетических слов». Най = на + дай.
Чичи (Вика 2,5 года) — называеттак часы. Девочка уподобляет второй слог первому – так легче произнести. К томуже было замечено, что для маленьких детей представляет сложность звук [ы],поэтому легко объяснить такую замену Вики.
Люля (Настя 4года) – этимсловом называет луну. когда девочку просят объяснить, почему «люля», а не«луна», она не задумываясь отвечает, что маленьких деток качают в люлечке исветит луна, поэтому это уже не луна, а люля.
Чань (Катя 2,5 года) – впереводе с Катиного языка «чань» — это «чай». Представляется достаточно сложнымвыявить механизм формирования данного слова, можем предположить, что девочка нечетко слышит в речи взрослых звук [j] и пытается подобрать звук, похожий на него. В результате образуетсяновое слово.
Аиии (Катя 2 года) –называет так яйцо (яичко). Мама очень плавно и протяжно читает Кате сказку окурочке Рябе, в этой сказке встречается слово «яичко». После этого, Катяпытается имитировать маму, но так как речевой аппарат развит еще не достаточно,получается только «аиии». Видя яйцо в холодильнике девочка называет его так же.
Ади-ади (Катя 2года) — называет так одеяло. Слышит песенку в передаче «Спокойной ночи, малыши», но неможет пока повторить слово «одеяло», поэтому появляется новое слово, котороетем не менее используется не только для пения песенки, но так же дляобозначения предмета одеяло. Данное слово надолго закрепилось в словаредевочки.
Комментарии:
Следует отметить, что внекоторых случаях возраст указан точно, так как родители вели дневник изаписывали за своим ребенком новые интересные слова. В некоторых случаях указанвозраст примерный, со слов родителей.
Выводы:
Качественный анализединиц детского словотворчества, взятых из собственного опыта или полученных врезультате бесед с родителями показал, что словотворчество, во-первых, являетсязакономерностью развития детской речи, наблюдается у детей, начиная с двух лети заканчивая пятью с половиной годами и, во-вторых, позволил судить о том, чтов младшем возрасте словотворчество носит скорее фонетический характер, а встаршем дошкольном возрасте грамматический и лексический характер. Также мы насобственном опыте убеждаемся в том, что все единицы словотворчества, связанныес усвоением грамматики попадают под классификацию Ушаковой, и появление каждогослова можно объяснить, опираясь именно на ее работу. Ниже предложена своднаятаблица исследованных единиц словотворчества, в которой мы подводим итогданного практического исследования.Единицы словотворчества, связанные с усвоением грамматики
связанные с усвоением
лексики
связанные с усвоением
фонетики «Слова-осколки» «Слова с чужим окончанием» «Синтетические слова»
Пубочка
Лисапед
Лафэло
Рубелька
Взям
Котика
Заходилка
Возьмирай
Гребла
Попус
Басёсь
Копти
Най Люля
Тубубодик
Нупидуги
Капет
Катита
Чичи
Чань
Аиии
Ади-ади
2.2 Методика свербальной опорой «Что это такое?»
В данном практическомпараграфе представлена методика под названием «Что это такое?». Суть даннойметодики состоит в том, что экспериментатор, давая вербальную основу, будетпровоцировать испытуемых к акту словотворчества. Похожая методика былавстречена нами в работах Ушаковой, она была видоизменена, вербальные основыбыли разработаны нами.
Целью данной конкретнойметодики является доказать наличие сходных механизмов словотворчества у разных,не контактирующих между собой детей, опирающихся на некие стереотипы.
В числе задач, которые мыставим перед собой, присутствуют следующие:
1. Провести опросиспытуемых, обращая внимание на вербальное и невербальное поведение.
2. Дать качественныйи количественный анализ результатов эксперимента.
Представлено 12вербальных основ, которые вы можете увидеть в таблице ниже в графе, имеющейсоответствующее название. Они подобраны таким образом, что испытуемому даетсянекий образец, подталкивающий, стимулирующий словотворчество. Мы сделалинекоторые предположения о том, каким будет ответ ребенка, опираясь натеоретическую часть данной работы, и ожидаем найти частичное подтверждение вэкспериментах. Предполагаемые ответы можно также найти в представленной нижетаблице во второй колонке. Тем не менее, отметим, что мы предложили ответынесколько преувеличенные, и эти ответы будут зависеть также от уровняосведомленности испытуемого (например, если ребенок знает слово «теленок» он,вероятно, не будет изобретать новое слово для третьей вербальной основы).
№ Вербальная основа Предполагаемый ответ испытуемого 1 Сахар лежит в сахарнице, а где лежит соль? сольница 2 В магазине продает продавец, а покупает... покупец 3 Детки лисы – это лисята, детки коровы — ... коровята 4 Муж козы – козёл, а муж овцы- ... овцол 5 Мышка – это маленькая мышь, а кошка – это маленькая... кошь 6 Сам летит — самолет, сам сваливает — самосвал, сам катится — самокат, а сам едет... самоед 7 Помадой мама мажет, подводкой мама подводит, духами мама душится, а что мама делает тушью? тушит 8 Чем мы гребем в лодке? греблами 9 Учит – учитель, строит – строитель, а лечит — ... лечитель 10 У зайца – хвостик заячий, у волка хвостик волчий, а у змеи? змеичий 11 Детеныш лисы – лисенок, детеныш крысы – крысенок, а детеныш червяка? червячонок 12 Мы ласково называем кошку – кисонька, рыбку – рыбонька, а как ласково назвать муху? мухонька
Исследование проводилосьна базе детей из средней и старшей группы детского сада №415, а так же надетях, не посещающих детский сад (мы провели эксперимент на пяти детях старшейгруппы, на пяти детях средней группы и на пяти детях не посещающих детский сад).Возраст детей варьировался от 2,5 до 6,5 лет. Более подробная информация обиспытуемых, некоторые индивидуальные особенности отражены в протоколеисследования в приложениях к данной работе.
Испытуемым была данаинструкция: «Я буду задавать тебе вопросы или читать предложения, тебе нужноотвечать на вопросы или продолжать мое предложение одним словом. Если ты незнаешь, слово можно придумать». Эта инструкция предназначена для детей болеестаршего возраста (5-6 лет), для детей более младшего возраста инструкция недавалась вовсе.
Время, данное испытуемомуна обдумывание ответа неограниченно. Оно также заносится в протокол, особенно еслито или иное задание вызывает у испытуемого либо мгновенную реакцию, либозаставляет его задуматься.
Кроме того, в протоколисследования заносятся замечания, возникающие у экспериментатора во времяпроведения данной методики – вербальные и невербальные реакции ребенка,настроение, заинтересованность, двигательные реакции и т.д.
Нам кажется необходимымзаметить, что при работе с маленькими детьми крайне важно установление контакта,так как ребенок должен привыкнуть к «новому» человеку (экспериментатору). Приработе с маленькими детьми (2,5 – 3,5года) мы посчитали целесообразнымобратиться к помощи воспитателей и родителей в проведении эксперимента иявлялись сторонними слушателями и наблюдателями. Опрос каждого испытуемогопроходил в отдельной комнате, без контакта с другими детьми, в то время, когдаребенок сыт, спокоен, доволен, не хочет спать.
Результатыисследования
Эксперимент проходилспокойно. Дети более старшего возраста были очень заинтересованы и активны,некоторые намеренно вели себя очень серьезно. Дети младшего возраста относилиськ данным заданиям с подозрением, тем не менее, охотно сотрудничали. Работа сдетьми оказалась очень приятной и интересной, и время от времени – забавной.
Двигательные реакции,вербальные реакции детей можно найти в приложении к данной работе в протоколепроведения методики «Что это такое?» в графе «Замечания». Ниже представленынаиболее яркие.
Вербальные реакции:
· «Как же у овечкиможет быть муж?..»
· «Червяк одинползает, у него нет деток!»
· «Муху не хочетсяласково называть, летает, мешает, ну ладно...»
· «Муха-муха,Цокотуха, позолоченное брюхо...»
· «Простые вопросы,нет, не трудные.»
· «Я приду у мамыдома спрошу, интересно, она знает?»
· «А у вас домаесть сольница?»
· «А большая кошка– кошь! У меня толстая кошь!!! Она – Листик (имя)»
· «Насколько язнаю...»
· «Я знаю, вылетелоиз головы.»
Двигательные реакции:
· хмурили брови(наблюдалась у многих детей)
· Почесывализатылок (дети старшего возраста, специально, показывая тем самым степеньсерьезности отношения к эксперименту).
· Девочка хлопала владоши, когда отвечала, придумывала новое слова и получала одобрение.
· Девочка, котораяносит очки, поправляла их.
· Смотрели напотолок.
· Ходили, вставали.
Ответы испытуемых напредложенные вербальные основы можно найти в протоколе исследования вприложении к данной работе. Ниже мы представляем сводную таблицу ответов –указываем количество совпадений с нашими предположениями, также отдельнойграфой таблицы мы выносим наиболее необычные и интересные ответы на даннуювербальную основу.№ Кол-во полных совпадений
Кол-во частичных
совпадений Наиболее интересные необычные ответы 1 9 10 салон, сольнц 2 4 1 покупателец, мы, мама 3 4 5 му, маленькие коровки 4 8 3 овц, муж 5 7 4 коша, киса 6 2 2 самовелик, ездун, дядя 7 10 10 мажет брови 8 2 1 палками, плавниками, руками, лопаткой 9 2 2 укол, доктор Айболит 10 12 9 змейкин, змеючий 11 9 8 червяк-сынок, нет деток, червик 12 11 7 мууша, жужжалка
Комментарии:
Очень часто на вербальнуюоснову дети давали ответ словом, существующим в языке. С одной стороны этообуславливается тем, что ребенок знает о чем идет речь и называет предмет своимименем («весла», «телята», «доктор»). С другой стороны, нам кажется, что внекоторых случаях детям был непонятен или близко незнаком сам предмет, и онипытались найти похожий предмет и с него переносили название на вербальнуюоснову («лопатка», «вазочка», «грузовик»»). Время, как мы уже писали, неограничивается, но, тем не менее, хочется отметить, что на некоторые вербальныеосновы следовала незамедлительная реакция (1, 7, 10), а некоторые вызывали удетей трудность (4, 6, 8).
Выводы по даннойметодике:
По нашему мнению,результаты данного эксперимента подтверждает, во-первых, наличие такогофеномена детской речи, как словотворчество у разных детей, в разном возрасте,не контактирующих между собой, посещающих детский сад и нет. Во-вторых,подтверждает, что механизмы словотворчества у разных детей очень схожи. Атакже, в-третьих, показывает, что в основе детского словотворчества лежитмеханизм стереотипизации и подражания языку взрослых.
2.3 Методика«Дайте название картинке»
В данном практическомпараграфе представлении методика «Дай название картинке». Суть данной методикисостоит в том, что экспериментатор показывает испытуемым картинки, которые тедолжны назвать одним словом.
Целью данной методики, вчастности, является доказательство наличия словотворчества, как закономерногокомпонента развития речи ребенка в возрасте от 2,5 до 6 лет.
К задачам относятся:
1. Разработкакартинок, с учетом того, что они должны наталкивать ребенка на создание новыхслов,
2. Собственно опросиспытуемых.
3. Количественные икачественный анализ результатов эксперимента.
В рамках данной методикипредставлено 12 картинок, которые вы можете найти в приложениях к даннойработе. Картинки подобраны таким образом, чтобы ребенок, не знал, какназывается представленный предмет:
1. коромысла
2. контактная линза
3. животное (жираф +кенгуру)
4. утконос
5. счеты
6. дуршлаг
7. гладильная доска
8. параплан
9. стетоскоп
10. кролик, сокраской тигра
11. лейка
12. пульверизатор
Для исследования былиприглашены те же дети, что и в предыдущей методике, Более подробная информацияоб испытуемых также может быть найдена в приложении.
Испытуемым была данаинструкция: «Сейчас ты увидишь картинки, на которых изображены странные, можетбыть незнакомые, а может быть и знакомые тебе предметы. Твоя задача датьназвание этим предметам одним словом». Следует также отметить, что даннаяинструкция давалась детям старшей и частично средней группы детского сада.Детям же более младшего возрасты инструкция не давалась вовсе, экспериментаторспрашивал «Что это такое нарисовано на картинке?». Также, в ходе эксперимента,при возникновении трудностей экспериментатор беседовал с испытуемыми, объясняя,зачем данный предмет нужен.
Время, данное испытуемомуна обдумывание ответа неограниченно. Оно также заносится в протокол, особенноесли то или иное задание вызывает у испытуемого либо мгновенную реакцию, либозаставляет его задуматься.
Кроме того, в протоколисследования заносятся замечания, возникающие у экспериментатора во времяпроведения данной методики – вербальные и невербальные реакции ребенка,настроение, заинтересованность, двигательные реакции и т.д.
Нам кажется необходимымзаметить, что при работе с маленькими детьми крайне важно установлениеконтакта, так как ребенок должен привыкнуть к «новому» человеку(экспериментатору). При работе с маленькими детьми (2,5 – 3,5года) мы посчиталицелесообразным обратиться к помощи воспитателей и родителей в проведенииэксперимента и являлись сторонними слушателями и наблюдателями. Опрос каждогоиспытуемого проходил в отдельной комнате, без контакта с другими детьми, в то время,когда ребенок сыт, спокоен, доволен, не хочет спать.
Результатыисследования
Эксперимент проходилспокойно. Дети более старшего возраста были очень заинтересованы и активны,некоторые намеренно вели себя очень серьезно. Дети младшего возраста относилиськ данным заданиям с подозрением, тем не менее, охотно сотрудничали. Работа сдетьми оказалась очень приятной и интересной, и время от времени – забавной.
Двигательные реакции,вербальные реакции детей можно найти в приложении к данной работе в протоколепроведения методики «Что это такое?» в графе «Замечания». Ниже представленынаиболее яркие.
Вербальные реакции:
· «Ух ты какойЖирафчик с руками! Я видела, далеко в зоопарк мы ездили, только без рук. А гдетакой живет?»
· «Это очки, толькомаленькие, мама говорит – это линза, я думаю, что это очки»
· «Какой кйолик!»
· «Тетя-врачговорит, дыши, потом не дыши»
· «Такое только вмультике бывает»
· «Бедный морж,зачем на него одели такой нос?»
· «А вот это больноодевать такой глаз?»
· «Здесь черные,здесь коричневые… здесь много, здесь мало...» (рассматривая счеты)
Двигательные реакции(совпадают с двигательными реакциями предыдущей методики):
· хмурили брови(наблюдалась у многих детей)
· Почесывализатылок (дети старшего возраста, специально, показывая тем самым степеньсерьезности отношения к эксперименту).
· Девочка, котораяносит очки, поправляла их.
· Смотрели напотолок.
· Ходили, вставали.
· Некоторые дети,увидев жирафа с кенгуру после беседы пытались изобразить данное животное.
Ответы испытуемых напредложенные вербальные основы можно найти в протоколе исследования вприложении к данной работе. Ниже мы представляем сводную таблицу ответов — вней найдут отражение наиболее интересные ответы детей, а также количество новыхслов, придуманных детьми в ходе эксперимента по данной конкретной картинке (таккак были случаи, что дети просто выбирали слово, уже имеющееся в языке).№ Количество новых придуманных слов Наиболее интересные ответы 1 4 плечник, ведрышки, носитель 2 9 наглазник, зрачкун 3 1 кенжир, жирафик с руками 4 2 носатик, кисутка 5 10 считание. считалка 6 1 дырокол, проливайка 7 12 гладилка, утюжница 8 1 самолет, вертолет, летчик, летатель 9 8 слушалка, трубочка, палочка 10 кролик, тигр, кролик в тигриной шкуре, переоделся 11 11 поливайка, поливалка, цветочник 12 11 водяной пистолет, брызгалка
Комментарии:
Дети более младшеговозраста не могли отвечать в рамках данной методики, испытывали трудности,называли предметы сочетаниями звуков, или приносили свои игрушки, показывали, чтоони похожи. Дети старшего возраста с легкостью придумывали новые слова или,говорили уже известные им слова, относящиеся к другим, но похожим предметам.Время не ограничивалось, но, тем не менее, хочется отметить, что даннаяметодика проходила несколько дольше предыдущей.
Выводы по данной методике:результаты данного эксперимента подтверждают наше предположение о том, чтофеномен словотворчества является закономерностью развития детской речи. Дети,рассматривая изображения забавных предметов, сочетающих в себе определенныеизвестные характеристики повседневных предметов и странные неизвестныехарактеристики, имеют выбор или придумать новое слово, для обозначенияпредмета, или выбрать уже имеющееся в словаре и лишь дополнить его деталями.Эксперимент показал, что большинство детей выбирают первое.2.4 Выводы поглаве II
В рамках данногопрактического параграфа мы описали ход эксперимента, состоящего из анализа иклассификации единиц словотворчества, приведенных на основе личного опыта ибесед с родителями, а так же из методик «Что это такое?» и «Дай названиекартинке». Идея представленных методик взята у других авторов (Ушакова), новербальные и визуальные опоры разработаны нами. Первая из двух названныхметодик направлена на доказательство наличия сходных механизмов словотворчествау детей, вторая имеет своей целью доказательство наличия словотворчества удетей разных возрастных групп.
Классификация единицсловотворчества показала, что действительно в этом вопросе можно опираться наточку зрения Ушаковой, которая предлагает три группы слов («слова-осколки»,слова с «чужим окончанием» и «синтетические слова»). Только следует отметить,по данной классификации можно разделять лишь единицы словотворчества, имеющиеграмматическое «происхождении». Конечно, лексическое значение слова тоже будетиграть немаловажную роль, но все же чтобы выразить слово в речи придетсяобратиться за помощью к грамматике. Лексика, как бы дает толчок, грамматика –реализует словотворчество как процесс.
Две представленные впрактической главе методики — «Что это такое?» и «Дай название картинке» ещераз подтверждают нашу гипотезу – словотворчество есть закономерный процессразвитья детской речи и носит шаблонный характер. Ребенок в своемсловотворчестве опирается на уже известные слова, используя их как стереотипы.Также данные методики подтверждают, что механизмы словотворчества достаточноуниверсальны.
Еще хочется отметить, чтопроцесс образования новых слов доставляет немало удовольствия, как взрослым,так и детям, так как единицы порой очень забавны.
В процессе исследованиянам очень понравилось работать с детьми, результатами экспериментов мыдовольны.
Заключение
Овладевая родной речью,ребенок очень часто разными способами придумывает новые слова. Процесс созданияребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетическогоматериала родного языка носит название словотворчества. Для созданиясобственных языковых единиц ребенок проделывает большую аналитико-синтетическуюработу: он наблюдает, анализирует, сравнивает, делает выводы, что, в конечномсчете, приводит к первичному элементарному осознанию языка и его функциональныхвозможностей в речи. Оно обнаруживает себя у многих детей всего мира ипозволяет тем самым предполагать за ним существенную роль в речевом развитии.
Словотворчестворассматривалось многими авторами и в своей работе мы делали ссылки на этихавторов. Исследования детской речи давно находятся в центре вниманиялингвистов. Не так давно появилась такая наука, которую мы уже упоминали — онтолингвистика. Идут споры по поводу определения этой науки каксамостоятельной или как лингвистической отрасли. Итак, в начале исследования мыпоставили перед собой цель изучить детское словотворчество, как закономерностьразвития речи ребенка в дошкольном детстве. Чтобы цель была успешно выполнена,мы представили ряд задач практического и теоретического характера. В ходеисследования мы: изучили развитие лексики в онтогенезе, проследили усвоениеребенком различных элементов родного языка на разных уровнях (лексическом, грамматическом),классифицировали единицы словотворчества, исследовали единицы словотворчества,полученные экспериментальным путем и определить степень их сходства и различияу разных детей.
В результатепрактического и теоретического исследования мы доказали, что процесссловотворчества наблюдается у всех, без исключения детей дошкольного возраста,без отклонений в развитии. Также мы нашли определенные механизмысловотворчества, присущие все детям. Мы сделали вывод, что любоесловотворчество имеет под собой «базу» — стереотипы, шаблоны. И уже опираясь наэти шаблоны, ребенок придумывает новые слова.
Тем самым, с уверенностьюможем сказать, что наша гипотеза полностью подтвердилась в результатетеоретического анализа имеющейся литературы и практического эксперимента.
Тем не менее, вопросовдля исследования в этой области еще очень много. Среди них, например –рассмотрение и классификация единиц словотворчества, носящих фонетическийхарактер, более детальная разработка этапности развития грамматических навыков речи,с опорой не только на синтаксис, а также на морфологию.
Список использованной литературы
Печатные издания
1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучениядетской речи/А.Н. Гвоздев. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.- 472с.
2. Лурия, А.Р. Язык и сознание/А.Р.Лурия. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.- 416 с.
3. Смирнова, Е.О. Детская психология:учебник для вузов/Е.О. Смирнова – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368с.
4. Ушакова, Т.Н. О причинах детскогословотворчества/Т.Н. Ушакова// Вопросы психологии. — 1970. — № 6. — С. 114-127.
5. Федоренко, Л.П. Методика развития речидетей дошкольного возраста/Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1984.-240с.
6. Чуковский, К.И. От двух допяти/К.И. Чуковский.- М.: КДУ, 2005.- 400с.
Интернет-ресурсы
1. ourkids.info
2. det.org.ru
3. kuking.net — Форум: Наши дети и детскоепитание.
4. Цейтлин С.Н. Лингвистика детскойречи: некоторые размышления. Ч.1: текст лекции
(http://subscribe.ru/archive/linguistics.fortuna7/thread/314942)
5. Цейтлин С.Н. Лингвистика детскойречи: некоторые размышления. Ч.2: текст лекции
(http://www.granik.net/soul/index.php?task=material&id=47&menu_id=45&parent_id=23)
6. Аркин Е.А. (http://revolution./psychology/00020649_0)
7. Штерн А. (http://philology.ru/linguistics1/laguna-00)