Отчет попрактике
деятельностьшкольного психолога
Введение
Целью прохожденияучебно-ознакомительной практики по педагогической психологии являетсязакрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний черезознакомление с деятельностью школьного психолога посредством приобретенияпервичных профессиональных умений, навыков и опыта работы в школьнойпсихологической службе.
Кабинет психолога создан на базе обычного класса,находится на втором этаже. Кабинет разделен на зоны:
1.Учебная зона – партыдля занимающихся, стулья и доска
2.Рабочая зона – стол,стул, компьютер и шкафы
3.Зона релакса – кресла,цветы, ковер
Мебель расставленафункционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам,очень хорошо сделана зона релакса.
В кабинете находитсялитература по направлениям:
Ø Общая психология
Ø Психологическиепроцессы
Ø Методология
Ø Диагностика
Ø Коррекция
Ø Педагогическаяпсихология
Ø Основымедицинской психологии
Ø Основыконфликтологии
Ø Возрастнаяпсихология
Ø Методическоеобеспечение (учебники)
Время работы: с 8.00 до 16.30, среда – методическийдень
Задача практики
Ø Ознакомится снормативными документами
Ø Психолого-педагогическаяхарактеристика личности учащегося
Ø Психолого-педагогическийанализ одного урока
Ø Изучить одаренныхдетей. Провести ряд методик.
Ø Проанализироваларезультаты и подобрать коррекционно – развивающие упражнения.
Роль психолога в школе
Зачем нужен психолог в школе? Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Для начинающего специалиста школа — хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем. Но школа — это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Нередко в школе работают несколько специалистов-психологов (психологическая служба), так как поле деятельности психолога достаточно обширно. Рассмотрим основные методы работы психолога в школе.
Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.
Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.
Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.
Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.
I.Основная часть
Ознакомление сдокументами
Документация делится нарабочую и отчетную. В свою очередь, рабочая документация служит задаченепосредственной регистрации деятельности психолога. Отчетная документацияявляется непосредственным отражением содержания деятельностипедагога-психолога. Первым этапом прохождения практики было ознакомление соследующими документами:/>
1. Приказ о введении вштат должности психолога
«О ВВЕДЕНИИДОЛЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» *
Письмо Министерстванародного образования от 30 мая 1989 года № 542/ 13т
Министерство народногообразования направляет для руководства инструктивное письмо Гособразования СССРот 27 апреля 1989 года № 16 «О введении должности психолога в учрежденияхнародного образования».
Указанное письмо доведитедо сведения дошкольных учреждений, школ, школ-интернатов, средних специальных ипрофессионально-технических учебных заведений.
Заместитель министраГ. Д. КУЗНЕЦОВ
О введении должностипсихолога в учреждениях народного образования
Государственный комитетСССР по народному образованию осуществляет ряд практических мер, направленныхна обеспечение кадрами психологов учебно-воспитательных учреждений народногообразования. В ряде университетов и педагогических институтов открываютсяспециальные факультеты переподготовки учителей по направлению «Психология»(«Практическая психология в системе народного образования») со сроком обучения9 месяцев.
Педагогические работникиучреждений народного образования, прошедшие переподготовку и получившиеквалификационное свидетельство, должны будут активно использовать полученныезнания по психологии. Это позволит эффективнее выявлять творческий потенциалучащихся, преподавателей и воспитателей, а также возникающие в педагогическомпроцессе трудности и способствовать улучшению качества учебно-воспитательногопроцесса.
Государственный комитетСССР по народному образованию разрешает органам народного образования приналичии специалистов, получивших квалификационное свидетельство специальныхфакультетов переподготовки учителей по направлению «Психология», илиспециалистов, имеющих законченное высшее психологическое образование, вводить вштаты дошкольных учреждений, школ, школ-интернатов, средних специальных ипрофессионально-технических учебных заведений должности психологов.
Учителям, преподавателями воспитателям, выполняющим помимо основной работы работу по совместительству вкачестве психологов, оплата труда производится в порядке, установленномпостановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 года № 1111 (приказы ГособразованияСССР от 3 октября 1988 года № 362 и от 7 апреля 1989 года № 328).
Изменения в штатыучебно-воспитательных учреждений вносить в установленном порядке в пределахобщего фонда заработной платы работников учреждений народного образования.
По согласованию сГоскомтрудом СССР и ВЦСПС при установлении должностных окладов ипродолжительности отпуска психологам применять постановление Госкомтруда СССР иСекретариата ВЦСПС от 15 сентября 1987 года № 558/26-34.
Затверджено
НаказМіністерства освіти України
03.05.99
Положення про службу системи освітиУкраїни
На видання статей21,22 Закону України «Про освіту», з метою організації дільничностіпсихологічної служби та соціально-педагогічного патронажу у системі освіти.
Наказує:
1. ЗатвердитиПоложення про службу системи освіти України.
2. Міністерствуосвіти Автономної Республіки Крим, управління освіти обласних, Київської іСевастопольської міських державних адміністрацій, голова Рад ректорів(директорів) вищих навчальних закладів освіти – забезпечувати управліннядіяльністю обласних, районних (міських) центрів практичної психології ісоціальної роботи (постійно).
3. Українськомунауково-методичному центру практичної психології і соціальної роботи –здійснювати науково-методичне забезпечення діяльності психологічної службисистеми освіти, забезпечувати дотримання державних вимог до змісту їїдіяльності, форм і методів роботи практичних психологів і соціальних педагогів(постійно).
4. ВважатиПоложення про службу системи освіти України, затверджене наказом Міністерстваосвіти України від 01.07.93 №230 і зареєстроване в Міністерстві юстиції України26.07.93 за № 101, таким, що втратило чинність.
5. Контрольза виконанням даного наказу покласти на Першого заступника міністра АндрущенкоВ.П.
2. Должностные обязанности
Осуществляетпрофессиональную деятельность, направленную на сохранение психического,соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессевоспитания и обучения в учреждениях. Определяет факторы, препятствующиеразвитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказаниюразличного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной иконсультативной). Проводит психологическую диагностику различного профиля ипредназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материаламисследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц их заменяющих) в проблемах личностного развития обучающихся(воспитанников).Ведет документацию в установленной форме и использует её поназначению Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционныхпрограмм. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренныхобучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяетстепень отклонений в развитии и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развитияданного учреждения, практического применения психологии, ориентированной наповышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников),педагогических работников, родителей (лиц их заменяющих).
Должен знать Закон Российской Федерации «Обобразовании», Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правахребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей иподростков; основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения,профориентации, занятости населения и его социальной защиты; общую психологию,педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальнуюпсихологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскуюпсихологию, (детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику), основыдефектологии; основы психотерапии, основы сексологии, основы психогигиены;основы профориентации, профессиоведения и психологии труда; основыпсиходиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики,методы активного обучения, методы социально-психологического тренинга общения,современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, методыдиагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
3. Продолжительностьразличных видов работ педагога-психолога образования
№ Вид работы Среднее время, ч. Примечание 1 Создание плана работы
2,5
6,0
на месяц
на год 2 Создание отчета про выполненную работу
4
8
на месяц
на год 3 Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций 3,5 — 6,0 Из расчета на одного человека 4 Групповая психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций 16,5 Из расчета на 15 человек 5 Индивидуальная и консультативная работа с учащимися, оформление результатов 1,5 – 5,0 На одну беседу 6 Индивидуальная развивающая психокоррекционная работа, включая подготовку, проведение и оформление результатов 30 — 40 На один цикл 7 Проведение и подготовка педагогического консилиума, оформление результатов 5,0 На один консилиум (без учета диагностической работы) 8 Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов 2 На одну беседу 9 Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов 1,5 На одну беседу 10 Деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогами, включая подготовку, проведение и оформление результатов 30 — 40 На один цикл 11 Подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении, родительском собрании и др., оформление результатов 3 На одно мероприятие 12 Подготовка и проведение “психологических часов” для детей, оформление результатов 3,0 На одно занятие
4.План работы психолога
План работы школьногопсихолога на год составляется в майе месяце, который включает в себя такиеразделы:
· Психодиагностика
· Психологическоепросвещение
· Коррекционноразвивающая работа
· Организационно — методическая работа
· Консультационнаяработа
Мною был создан планработы за недельный период практики.
План работы,составленный мною на 1 неделю
Недельный план опрохождении практики психолога-практиканта Денисюк Оксаны Юрьевны в Донецкомлицеи №71 с 23.03 – 29.03.2009 учеб. годаДата Содержание, тема Примечание 23.05.09
Знакомство со школой. Беседа консультирующего характера с завучем по учебно-воспитательной и воспитательной работе, с директором.
Ознакомление с кабинетом психолога, документацией, с законами психологической службы Украины, с направленность работы психолога. 24.03.09
Посещение уроков во время работы занятий школьного психолога с учащимися, с целью получения опыта.
Проведение диагностической работы для составления психологической характеристики учащегося 6 «Б» класса Коваленко Кирилла.
Анализ собранных данных, интерпретация. Оформление выводов 25.03.09
Разработка опорной схемы для анализа урока
Психологический анализ урока (наблюдение, интерпретация и рекомендации) 26.03.09 Работа с одаренными детьми (подборка методик, диагностика) 27.03.09 Работа с одаренными детьми (диагностика) 28.03.09 Оформление рекомендаций, выводов. 29.03.09 выходной
II. Программа изучения личностиучащегося
Программа изученияличности учащегося предполагает исследование его индивидуально-психологическихособенностей, а также особенностей его контактного окружения Материалы исследованиямогут использоваться для составления психологической характеристики научащегося по схеме:
1. Фамилия, имя,отчество учащегося, возраст, пол, класс, школа, адрес.
2. Семья: состав,возраст, образование, профессия, характер взаимоотношений с учеником, жилищныеи материальные условия. Состояние здоровья ученика, его отношение к здоровью.
3. Положение вклассном коллективе, характер отношения к окружающим людям и среде, социальныероли в семейном и классном коллективах, коммуникативные способности (устные,письменные), перцептивные способности (уровни восприятия и понимания партнерапо общению), интерактивные способности (способность к взаимодействию с другимилюдьми).
4. Направленностьличности: познавательная направленность (интересы, склонности), идеалы(гуманистические, духовные), профессиональные интересы, склонности, планы,творческая направленность.
5. Черты характера:активность, организованность, моральные качества, волевые черты, деловитость,старательность, бережливость, аккуратность и др.
6. Уровни развитиясамосознания: осознание себя, самопознание, самооценка, самоорганизация,саморегуляция, самоконтроль, самореализация, самосовершенствование и др.
7. Индивидуальныйопыт: общая и экологическая культура, просвещенность, грамотность (правовая,экономическая и др.)
8. Психическиепроцессы, интеллект, творчество: внимание и внимательность, ощущение ивосприятия, мышление (интеллектуальные установки, чувствительность кнесоответствиям и способность к постановке вопросов, анализу и синтезу понятий,самостоятельность в интеллектуальных поисках и др.), воображение и творчество(способность к созданию новых образов из известных элементов путем синтеза ифантазии), память (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная идр.).
9. Психофизиологическиекачества: темперамент (сензитивность НС, подвижность, пластичность, силанервных процессов, работоспособность, эмоциональность).
10. Отношение ккурению, алкоголю, наркотикам.
На первый взгляд кажется, чтосоставить психолого-педагогическую характеристику на любого школьника класса, вкотором студент ведет педагогическую практику, можно легко и быстро. Практика,однако, говорит о другом. Для составления обоснованной характеристики надорасполагать такими сведениями, которые можно получить лишь в результатецеленаправленного изучения детей. Основным методом изучения школьников являетсясистематическое наблюдение за их действиями и поступками на уроках, привыполнении трудных заданий, общественных поручений и т.д. Но метод наблюдениясам по себе, взятый изолировано от других методов и приёмов изучения, не всегдапозволяет установить причину того или иного поступка. Поэтому наблюдениенеобходимо сочетать с опросом и беседой. Беседу можно вести не только сизучаемым школьником, но и с его товарищами, особенно друзьями, с которыми онпроводит значительную часть времени в школе и на улице. Много ценных сведенийможно почерпнуть из бесед с родителями и старшими членами семьи. Также можноиспользовать метод – изучения продуктов деятельности, эксперимент.
Мною была рассмотренапсихологическая характеристика учащегося Коваленко Кирилла, ученика 6 «Б»класса. Методики которыми пользуется психолог представлены ниже.
Психологическаяхарактеристика на учащегося
1. Кирилл К., 12лет, учится в 6 классе Донецкого лицея №71
2. Семья: мама, папаи Кирилл. Мама – мастер маникюра и педикюра, папа – директор завода. В семьевзаимоотношения – нормальное, но иногда в семье возникают конфликты по поводууспеваемости и поведения Кирилла. Жилищные и материальные условия – вышесреднего. Испытуемый на свое здоровье не жалуется.
3. Взаимоотношение содноклассниками находится на низком уровне, так как испытуемый не может найтиобщий язык с окружающими, агрессивен в отношениях, тяжело идет на контакт сродственниками, конфликтная личность. Коммуникативные способности лучше развитыустные.
4. Интересы уиспытуемого проявляются в увлечении компьютером, любит играть в игры, такженравится обучаться вождению машины.
5. Испытуемомуприсущи такие черты характера, как: активный, общительный, неусидчивость,конфликтный, вспыльчивый, раздражительный, эмоциональный, несдержанный,энергичный, плохо идет на контакт, агрессивный.
6. У испытуемогосамооценка завышенная, что проявляется в том, что он склонен переоценивать себяв ситуациях, которые не дают для этого повода.
7. У испытуемогонаблюдается средний уровень мышления, лучше развито моторно-слуховоезапоминание. Воображение и творчество достаточно развиты.
8. Для испытуемогохарактерен холерико-сангвинистический тип темперамента, в основе лежит сильный,неуравновешенный, подвижный тип НС.
9. Отношение ккурению, алкоголю, наркотикам – негативное.
III. Психологический анализ урока
Анализ урока проводилсямною на уроке истории у педагога Предковой Клавдии Ивановны. Я посетила урокэтого учителя – в исследуемом мною 6 «Б» классе. Урок был на усвоение новыхзнаний по теме: «Происхождение Руси»
Главной задачей былорасширить и углубить знания учащихся.
Учительделает учебный материал доступным восприятию учащихся данного возраста,понятным и интересным с помощью простоты изложения материала.
В началеурока внимание было немного как бы рассеяно, ребята не все время слушали какотвечает их одноклассник, и учитель призывал их быть внимательней, говорил отом, что скоро будет самостоятельная контрольная работа по этой теме,следовательно нужно слушать внимательнее. Но когда учитель сам начал объяснятьи рассказывать новый материал, то ученики стали слушать его внимательно, таккак у учителя была яркая образная речь, он все время прибегал к работе воображенияребят. Внимание учеников все время было под контролем учителя, так как он нетолько рассказывал, но и задавал вопросы, при этом, выслушивая и отвечая навопросы ребят, тем самым это объяснение можно назвать – рассказ-беседа.
Объектомвосприятия учащихся является речь учителя и текст учебника. Но также былаиспользована наглядность – изображение таблицы, которую ребята заполняли вместес учителем, используя текст учебника.
Учительобращался к памяти школьников на всех этапах урока: в начале для того, чтобыосвежить знания по прошлой теме, затем для того чтобы вовлечь учеников впознавательную деятельность. Учитель задействует эмоциональный, механическийвиды памяти учащихся.
Для тогочтобы лучше запомнить материал учитель использовал на уроке включение вдеятельность, повторение, эмоциональное восприятие данного материала. Учитель всвоем объяснении использовал метод дедукции (изложил сначала факты, а потом ужевывел из них общие закономерности). Урок не имел проблемной направленности, онбыл направлен на овладение новыми углубленными теоретическими знаниями.
Во времяопроса учитель обращался к классу для того, чтобы ребята помогли своемуоднокласснику и показали его ошибки, дополнили ответ. А при подаче новогоматериала учитель узнавал, что еще знают ребята по этой теме. При закрепленииматериала учитель обращался к школьникам с целью узнать, что же они запомнили имогут рассказать.
Всего науроке было поставлено три оценки (одна за ответ у доски, а две за дополнение).Ребята сами вызвались отвечать, поэтому оценки были хорошо и отлично.
Учитель вдовольно свободной манере общался с учениками, речь была спокойной, она оченьподходила к внешности и поведению этого человека. Было видно, что ребята небоятся его, а уважают, а это очень важно, школьники внимательно относились ксловам своего наставника, он их легко мог настроить на те эмоции, которые былинужны ему. Так же сразу стало заметно, что стиль педагогического общения здесьдемократический.
Учитель ведетисторию у этого класса уже второй год, поэтому требования к ответу давноприняты учениками. Преподаватель не ограничивает ребят в форме обучения (докладили ответ у доски, ответ с места, дополнение, вопрос отвечающему), для негоглавное содержание. Конечно, при этом страдает дисциплина, так как каждый можетвысказать свою точку зрения или даже поспорить с учителем, а ученики не хотятвыслушивать то, что они считают неправильным, поэтому иногда в классе начинался«галдеж», учитель старался сразу же это пресечь.
В целом,стиль преподавания мне очень понравился
Цели урока грамотноформулируются и доносятся до учащихся, основные этапы урока регламентируютсявременем.
Организационнаяподготовка к уроку не вызывает замечаний, напротив, является примером дляподражания.
Дляпривлечения внимания учащихся педагог использует проблемные вопросы (в ходеобъяснения нового материала), в практической части урока широко используютсянаглядные пособия.
Резюмируя: преподавательскую деятельностьПредковой Клавдии Ивановны можно оценить именно как педагогическое мастерство,которым обладает не всякий педагог. У нее есть чему поучиться.
IV. Одаренные дети
Одаренность детей можетбыть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходевыполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявленияумственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детскихлет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительноеумственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детскихлет в становление интеллекта.
Основная трудностьвыявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в нихнепросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое отвозрастного. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующихвозрастных этапах. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяютбудущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшегостановления одаренности. Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе ипредпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены нато, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методовраскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.
Во время практики мноюбыла рассмотрена проведенная диагностика ученицы Сурковой Натальи. При помощи методикеИльичевой школьный психолог выделил следующие результаты:
· научно-изыскательнаядеятельность соответствует высокому уровню проявления;
· интеллектуальноелидерство проявляется на высоком уровне;
· ярко выраженыхудожественные способности, владение языком, богатый словарный запас, образноемышление.
По методике Векслерапоказала высокий уровень интеллектуального развития.
Во время рассмотрения диагностикиученицы Сурковой Натальи, школьным психологом было предложено протестироватьученицу по коммуникативным организаторским способностям в целях приобретениянавыков.
При обследовании мною пометодике КОС-1, выявлено:
· организаторскиеспособности =0,75, что соответствуют высокому уровню проявления умений;
· коммуникативныеспособности =0,75, что соответствует высокому уровню развития способностей.
По результатам теста «Ваштворческий потенциал?» показал значительный творческий потенциал, которыйпоказывает умение использовать самые разные формы творчества.
Перед аудиториейвыступает свободно и уверенно, аргументировано ведет беседы и дискуссию
Эмоциональноереагирование на возможные неудачи адекватно обстановке, возможно проявлениефрустрации.
Затруднений в общении сосверстниками и взрослыми нет.
психологпедагог учащийся
Заключение
В заключение своегоотчета хочу сказать, что при прохождении учебно – ознакомительной практикиособых трудностей не возникало. Было очень интересно ознакамливаться с работойпсихолога образования. Мне очень понравилось наблюдать за работой с детьмиразных возрастов, уровней и сравнивать их деятельность между собой.
Данная учебно-ознакомительнаяпрактика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практикимне стало легче находить общий язык с детьми подросткового возраста, благодаряшкольному психологу Гайдуковой Ирине Андреевне, которая показала правильныйалгоритм работы с детьми. Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинетпсихолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделитьтерриторию кабинета. Ознакомилась с очень важными и интересными документами, направлениемработы психолога образования, его этическими принципами. Я думаю, что опыт,полученный мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем,при построении своей профессиональной деятельности.
Литература
1. Выготский Л.С.Педагогическая психология, Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – 1991. –480с.
2. Битянова М.Р.Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.
3. Бернс Р. РазвитиеЯ-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 420с. (14, 24 стр.)
4. Лейтес Н. С.Возрастная одаренность школьников: Учебн. пособие для студентов высшихпедагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. –320 с.
5. Зимняя И.АПедагогическая психология: Учебник для вузов – М.: Логос, 2001. – 384с.
А также использованныеметодики:
1. Личностнаяагрессивность и конфликтность (автор Е.П. Ильин, А.П. Ковалев)
2. Коммуникативныеорганизаторские способности (КОС-1)
3. Карта интересов(80 вопросов)
4. Черты характера итемперамента (ЧТХ)
5. Методика «Формулатемперамента» (А. Белов)
6. Опросникструктуры темперамента (В.М. Русалов)
7. Общий общительныйуровень (В.Ф. Ряховский)
8. Тест налогическую закономерность ( О. Липпман)
9. Прогрессивныематрицы Ровена
10. Склонности котклоняемому поведению (СОП)
11. Уровеньинтеллекта развития (Векслер)
12. Тест «Ваштворческий потенциал?»