Реферат натему:
«Формированиеэлементарных
математическихпредставлений у детей старшего дошкольного возраста»
Москва,2010г.
Содержание
Актуальность проблем
Глава1. Основные направления работы со старшими дошкольниками
1.1. Формирование представлений о числах
1.2. Обучение измерению
1.3. Ознакомление с геометрическими фигурами
1.4 Овладение пространственными представлениями
1.5.Закрепление и углубление временных представлений
Глава 2. Условия успешного обучения дошкольников началамматематики
Глава 3. Влияние игры на формирование элементарныхматематических способностей
3.1. Использование дидактических игр
3.2. Сюжетно-ролевые игры
3.3. Занимательные вопросы и задачи-шутки
3.4. Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой
Глава 4. Математические конкурсы и досуги
Заключение
Библиографический список
Актуальностьпроблемы
Для умственного развитиядетей существенное значение имеет приобретение ими математическихпредставлений, которые активно влияют на формирование умственных действий,столь необходимых для познания окружающего мира.
ногие видные психологи ипедагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенкаматематических представлений должно опираться на предметно-чувственнуюдеятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений,осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочнуюоснову ориентировки в общих математических понятиях.
старшей группепродолжается работа по формированию элементарных математических представлений,начатая в младших группах.
Обучение проводится напротяжении трех кварталов учебного года. В четвертом квартале рекомендуетсязакреплять полученные детьми знания в играх, на занятиях физической культурой,на прогулках и в повседневной жизни.
Занятия проводятся 1 разв неделю продолжительностью 25 минут.
Формированию у детейэлементарных математических представлений способствуют используемыеметодические приемы ( сочетание практической и игровой деятельности, решениедетьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций).
Большинство занятий носитинтегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другимивидами детской деятельности. Основной упор в обучении отводитсясамостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов исредств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые,так и посредственные методы, которые способствуют не только овладениюматематическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.
Занятия предполагаютразличные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) взависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяетвоспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективнойдеятельности.
При объяснении новогоматериала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания ипредставления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использоватьигровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать вниманиена занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать своирассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
Все полученные знания иумения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большоевнимание.
В процесс обученияполезно включать пословицы, считалки, загадки. С их помощью дошкольникампредлагается объяснить ход решения различных математических задач. Этоспособствует и речевому развитию детей.
Большое вниманиеуделяется индивидуальной работе с детьми на занятии. Кроме того, предлагаютсязадания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем.
Каждый воспитатель долженпредъявлять особые требования к своей речи. Необходимо обратить внимание наупотребление специфической терминологии. Недопустимо включение в речь терминов,понятий и символов, используемых в методической литературе для взрослых, такихкак, эквиваленты, условная мерка и другие. Воспитатель должен следить зачеткостью и доступностью своей речи, правильностью и осознанностью речи детей.
В конце учебного года спомощью специально разработанных методик целесообразно провести проверку уровняовладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Все полученные знания иумения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач наследующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарныематематические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучениюматематики в школе!
Глава1. Основныенаправления работы со старшими дошкольниками
1.1 Формированиепредставлений о числах
В старшей группе детейучат считать в приделах 10, продолжая знакомить с цифрами первого десятка (сцифрами от 1 до 5 дети уже познакомились в средней группе).
На основе действий смножествами и измерения с помощью условной мерки продолжается формированиепредставлений о числах до 10.
Образование каждого изновых чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов.Например, на счетной линейке раскладываются две группы предметов в ряд: наверхней полоске – пять ромашек, на нижней – пять васильков. Сравнивая ипересчитывая ромашки и васильки, дети убеждаются, что их поровну. Затемдобавляется одна ромашка. Пересчитав и сравнив ромашки и васильки, детивыясняют, что ромашек стало больше, а васильков – меньше. Воспитатель обращаетвнимание на то, что образовалось новое число «шесть». Оно больше пяти. Числошесть получилось, когда к числу пять прибавили еще один.
Параллельно с показомобразования числа детей знакомят с цифрами. Соотнося определенную цифру счислом, воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение цифры,проанализировать его и сопоставить с уже знакомыми цифрами. Дети делаютобразные сравнения (единица, как солдатик; цифра восемь похожа на снеговика, наматрешку-неваляшку; единица и семь похожи, только у цифры семь есть «козырек» ит. п.).
Особое вниманиезаслуживает «запись» числа 10. Она состоит из двух цифр – единицы и нуля.Образовав число десять (путем прибавления к девяти предметам еще один) воспитательпредлагает около десяти предметов (игрушек, квадратов) поставитьсоответствующую цифру: «Посмотрите, как обозначается число десять. Одну из цифрвы знаете,- говорит воспитатель и показывает цифру 1, предлагает ее назвать.- Акакая это цифра?»- воспитатель показывает на нуль. Возможно, что кто-то издетей правильно ответит, что это «нуль». Независимо от этого воспитатель долженнаглядно показать образование числа «нуль». Для этого детей просят сосчитатькубики, стоящие на столе. Дети пересчитывают их и определяют, что кубиков –десять. Воспитатель говорит: «А теперь я буду убирать по одному кубику». Иубирает до тех пор, пока не останется ни одного. На вопрос «Сколько кубиковосталось» дети отвечают: «Ничего не осталось». Воспитатель соглашается иобъясняют, что это и обозначается цифрой «нуль». Затем воспитатель предлагаетнайти место нуля в числовом ряду. Если дети сами не справятся с этим заданием,то воспитатель объясняет, что цифра 0 стоит перед 1, так как нуль на одинменьше числа один. После этого дети вместе с педагогом решают, что нуль долженстоять перед единицей.
В течение всего учебногогода дети упражняются в счете. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитываютпредметы по заданному числу, по цифре, по образцу. Образец может быть дан ввиде числовой карточки с определенным количеством игрушек, предметов,геометрических фигур, представлен в виде звуков, движений. При выполнении этихзаданий важно научить детей внимательно слушать задания воспитателя, запоминатьих, а затем выполнять.
С большим интересом детивыполняют задания в дидактических играх: «Что изменилось?», «Найди ошибку»,«Чудесный мешочек», «Считай дальше», «Считай – не ошибись», «Кто быстрееназовет», «Сколько», «Поймай мяч» и др.
Программа старшей группыпредусматривает сравнение последовательных чисел в пределах десяти наконкретном материале. Дети должны уметь сравнивать два множества, знать, какоеиз чисел больше, а какое меньше, как из неравенства сделать равенство, а изравенства сделать неравенство.
Сравнивая две группыпредметов, детей подводят к самостоятельному выводу: шесть больше пяти на один,а пять меньше шести на один, значит число шесть должно стоять после числа пять,а число пять должно стоять перед числом шесть. Подобным образом происходитсравнение всех изучаемых чисел в пределах десяти.
Продолжая работу, начатуюв средней группе, необходимо уточнить представления о том, что число не зависитот величины предметов, от расстояния и пространственного расположения. Нанаглядном примере можно показать, что больших предметов может быть меньше, чеммаленьких, а маленьких больше, чем больших, а также больших и маленьких можетбыть поровну.
Дети должны уметь считатьпредметы, расположенные по вертикали, кругу, в виде числовых фигур. Необходимоучить детей считать, начиная с любого указанного предмета в любом направлении(справа налево, слева направо, сверху вниз) при этом не пропуская предметы и непересчитывая их дважды.
В старшей группепродолжается работа над усвоением порядкового счета в пределах десяти. Детейучат различать порядковый и количественный счет. Используя количественный счет,можно ответить на вопрос: «Сколько?» определив, сколько всего предметов. Результатсчета остается неизменным независимо от направления счета.
Считая предметы попорядку, необходимо условиться, с какой стороны надо начать счет, так какименно от этого зависит результат счета. Например, если дети пересчитываютдесять предметов слева направо, то матрешка будет вторая, а если считать справаналево, то та же самая матрешка будет девятая.
Дети должны научитьсяправильно отвечать на вопросы: «Сколько?»; «Какой по счету?»; согласовывая приэтом числительное с существительным в роде, падеже, числе.
Умение детей различатьпорядковый и количественный счет закреплять в упражнениях и дидактическихиграх: «Какой игрушки не стало?», «Кто первый?» и других.
1.2Обучениеизмерению
Важной программнойзадачей, решаемой в старшей группе, является обучение детей измерению. Обучениеизмерению помогает устранить недостатки в формировании представлений о числе,которые возникают при обучении счету отдельных величин.
Обучать детей измерению спомощью условной мерки начинают в средней группе. Их учат сравнению двухпредметов, которые невозможно непосредственно соизмерить (наложить илиприложить) и использовать при этом третий предмет – меру. Такое сравнениеявляется частным случаем измерения, так как используемая при этом мерка равнаодному из измеряемых предметов.
В старшей группе детейучат измерять с помощью условной меры длину протяжения, объем жидкий и сыпучихтел, переводя количественные отношения в наглядно-представляемые множества.
Прежде всего, детейследует познакомить с правилами измерения протяженных величин, жидких и сыпучихтел. Воспитатель показывает и объясняет правила измерения. Процесс измеренияразбивается на этапы, каждый из которых повторяется детьми вслед завоспитателем. Воспитатель сначала демонстрирует мерку, с помощью которой можно измеритьполоску бумаги, ленту и пр. Затем показывает, что мерку надо приложить так,чтобы концы измеряемой полоски мерки совпадали. Дети повторяют это действие.Далее воспитатель отмечает конец мерки, объясняет, что каждый раз, когда меркауложилась полностью, нужно отложить «для памяти» фишку (кружок, квадрат,игрушку), которая показывает, что мерка уложилась в полоске полностью.
Далее меркаприкладывается к отметке, вновь отмечается конец мерки и снова откладываетсяфишка. Так измеряется вся полоска. В результате измерения перед детьмиобразуется ряд фишек, пересчитав которые можно сказать, сколько раз меркауложилась в измеряемом объекте.
Дети должны прочноусвоить правила измерения, так как на последующих занятиях они выполняютизмерение самостоятельно от начала до конца. Важно, чтобы дети не толькозапомнили последовательность измерения, но и четко выполняли правила, понималисмысл каждого действия. Иногда дети допускают небрежность при измерении:неточно совмещают края измеряемого объекта и полоски-мерки; неверно ставятотметку; откладывая мерку последний раз, забывают ставить фишку. Все этинеточности сказываются на результате измерения. Важно, чтобы весь материал, скоторым работают дети, был точно выверен, чтобы в измеряемом объекте меркауложиться полностью число раз.
При измерении сыпучих ижидких тел используются те же правила измерения, а также добавляются новые,характерные для измерения сыпучих и жидких тел. Например, воспитательпоказывает миску с крупой и спрашивает: «Сколько здесь крупы, как узнать?».Чаще всего дети предлагают взвесить. «Правильно,- говорит воспитатель,- но уменя нет весов. Как узнать по другому, сколько здесь крупы?» На столе стоятчашка, стакан, ложка, блюдце. Воспитатель указывает на них: «Может эти предметыпомогут нам?» Очевидно, дети скажут, что крупу надо измерить ложкой, чашкой.Воспитатель говорит: «Я покажу, как это надо сделать. Давайте попробуемизмерить крупу стаканом. Но сначала надо договориться, как мы будем насыпать».Воспитатель показывает, что стакан можно насыпать крупой до половины, полный докраев, «горочкой». Дети могут предложить один из этих вариантов, например,полный до краев. Воспитатель показывает этот стакан с крупой и говорит: «Вотнаша мерка – полный до краев стакан. Когда мы будем измерять, надо следить затем, чтобы стакан всегда был полный до краев, потому что мы так договорились».
Затем воспитательвысыпает крупу из стакана в пустую миску и говорит: «Чтобы не сбиться со счету,что мы должны делать каждый раз, когда высыпаем крупу из стакана?» Дети:«Ставить предметы для памяти».
Воспитатель следит затем, чтобы дети каждый раз откладывали игрушку после того, как пересыпан полныйстакан крупы в миску. Наполняя мерку, воспитатель может специально насыпатькрупы полстакана или «горочкой». Она обращает внимание детей на то, чтонаполняемость стакана должна быть одинаковой, такой, как договорились передизмерением. После того, как вся крупа измерена, воспитатель спрашивает, можноли узнать, сколько было стаканов крупы в миске. Дети предлагают пересчитатьпредметы, которые они укладывали для измерения. Пересчитав их, дети выясняют, сколькостаканов содержалось в миске.
На занятиях по измерениюдля демонстрации лучше всего использовать прозрачную посуду, чтобы дети видели,как в одной миске количество крупы (воды) уменьшается, а в другой –увеличивается.
Чтобы у детей несформировалось неправильное представление о том, что крупу или жидкость можноизмерять только стаканами, воспитатель показывает детям и другие предметы:чашку, блюдце, ложку и предлагает попробовать измерять этими мерками.
Измерение протяженных, сыпучих,жидких тел должно постоянно чередоваться для того, чтобы дети научилисьподбирать соответствующую меру для измерения разных объектов. Так, например,для измерения протяженных предметов дети подбирают линейку, полоску бумаги,картона, брусок, веревку, карандаш; для измерения жидкостей и сыпучих веществ –все то, во что можно налить или насыпать: стакан, чашку, ложку, блюдце и т.п.
Измерение различныхобъектов соответствующими мерками позволяет подвести детей к пониманиюобобщенного способа измерения с помощью условной мерки.
Организуя измерительнуюдеятельность, детей учат при измерении выделять часть предмета, равную условноймерке, определять, сколько раз мера уложилась в измеряемом объекте, учатсравнивать с помощью меры величину протяженных предметов, объем сыпучих ижидких тел.
Обучение детей измерениюпроисходит параллельно с обучением счету. Измеряя различные объекты иоткладывая фишки каждый раз, когда мера уложилась полностью, дети начинаютпонимать процесс образования числа, воспринимать число, как отношениеизмеряемого к принятой мерке. Так, чтобы узнать, сколько раз мера уложилась вполоске, дети должны посчитать фишки, которые они откладывали при измерении.Пересчитав фишки, дети могут сказать, сколько раз мерка уложилась в полоске.
Когда дети овладелиспособом измерения, им предлагается использовать измерение для сравнения двухобъектов: какая из дорожек длиннее; в каком кувшине воды больше; в какоммешочке крупы меньше.
Измерение становитсяболее интересным и привлекательным для детей тогда, когда педагог вводитразличные игровые ситуации, разнообразный наглядный материал.
На основе измерениярешается и такая дидактическая задача, как усвоение детьми количественногосостава числа из отдельных единиц (в пределах пяти). Воспитатель предлагаетдетям измерить ленту с помощью условной меры. Производя измерение, детиоткладывают фишки. В итоге измерения, подсчитав фишки, дети могут сказать,сколько раз условная мера уложилась в ленте, определив таким образом длинуленты. Длина ленты предстала перед детьми в виде множества фишек, выраженныхопределенным числом.
С позиций преемственностиматематического образования замечу: на сегодня в начальной школе наличествуютдва различных подхода к обучению детей математике. Первый (традиционный):сначала вводится понятие «число» (натуральное), затем его приложение к измерениювеличин. Второй подход: сначала рассматриваются величины, затем учащихсязнакомят с операцией измерения величин и, как описание этого процесса, спонятием «число» (как мера величины).Так построен курс математики в программеД.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Анализируя эти подходы, видный отечественныйметодист, математик и психолог Л.М. Фридман пишет»Думаю, что второй способ болееразумный, ибо число – это модель величины, поэтому, естественно, числа следуетизучать уже после изучения величин» Изучение величин следует производить не вобобщенном виде, а как сравнение предметов по протяженности (длине), массе,форме. При этом сначала следует рассматривать непосредственный способсравнения, когда, к примеру, сравнение двух предметов по длине производитсяпутем их наложения друг на друга, а для сравнения двух предметов по массеиспользуются чашечные весы без гирь и т.д. Затем рассматривается способсравнения предметов по длине, массе и т.д. с помощью третьего предмета(посредника). Этот третий подход перспективен для построения курсаматематического развития дошкольников.
1.3Ознакомление с геометрическими фигурами
В средней группе дети ужезнакомились с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником,треугольником, кругом; объемными телами: шаром, кубом, цилиндром. Далее этизнания будут закрепляться и усугубляться.
В старшей группе детипознакомятся с новой для них фигурой – овалом. Обычно они сами отличают овал откруга. Знакомство с овалом должно происходить на основе обследования фигуры,нахождения разницы между овалом и кругом.
У воспитателя в рукахмодели овала и круга (высота овала должна равняться диаметру круга). Накладываякруг на фигуру овальной формы, воспитатель демонстрирует детям, что эти фигурынеодинаковые, подчеркивает их разницу. Сообщает название фигуры – овал.Самостоятельно обследуя модели фигур, рассматривая их, накладывая одну надругую, дети должны попытаться сформулировать вывод об их сходстве и различии. «Кругможет катиться, ему ничего не мешает, а овал – нет, хотя у него тоже нет углов.У овала одна часть широкая, а другая сужается, как у яйца».
В старшей группе у детейначинают формировать представления о четырехугольнике. Четырехугольник – этообобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками (четыре угла ичетыре стороны). Наиболее ценным для умственного развития ребенка являетсяформирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры,сопоставления с другими фигурами, выделения существенных признаков даннойфигуры.
Подводя детей к новомудля них пониманию, следует исходить из уже сложившихся представлений. Так,например, занятие, на котором предполагается познакомить детей счетырехугольником, следует начать с анализа уже знакомой фигуры – треугольника.Воспитатель показывает детям треугольник и спрашивает: «Почему он такназывается?» Дети, очевидно, будут рассуждать так: «Треугольник называется такпотому, что у него три угла». К такому выводу прийти детям нетрудно, так какони знают основные признаки этой фигуры. Затем, указывая на группу предметов счетырьмя углами (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб – названия двухпоследних фигур детям не даются), воспитатель предлагает детям сказать, чемпохожи эти фигуры. Дети указывают на углы и стороны: «У всех этих фигур четыреугла и четыре стороны». Воспитатель просит детей самостоятельно придуматьназвание всем этим фигурам, одобряет их сообразительность и подтверждает, что всеэти фигуры называются четырехугольниками. Так детей подводят к выводу, что однопонятие включается в другое, более общее: квадрат, прямоугольник –разновидности четырехугольника.
Детей старшегодошкольного возраста можно подвести к элементарному обобщению знакомых фигур поразным признакам. Для этого каждый ребенок получает конверт с наборомгеометрических фигур (овалом, треугольниками различной конфигурации, квадратом,прямоугольником и другими четырехугольниками, названия которых дети не знают).Детям дается задание сгруппировать фигуры по признаку величины, независимо отформы; по признаку формы, независимо от величины и цвета; по цвету, независимоот формы и величины; выделить две группы: округлые и угольные фигуры. Привыполнении задания дети должны сопровождать свои действия описанием.
Закрепление представленийдетей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендуется осуществлять вразличных дидактических играх: «Чудесный мешочек», «На что это похоже?»; виграх: «Домино», «Геометрическое лото»; а также в повседневной жизни.
В старшей группе детейучат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, обруч, тарелка –круг; крышка стола, стена, пол – прямоугольник; платочек – квадрат; косынка –треугольник; стакан – цилиндр.
Определять геометрическуюформу в предметах дети могут, рассматривая картинки, окружающие предметыгрупповой комнаты, оборудование участка.
Усвоение представлений огеометрических фигурах, как правило, не вызывает у детей трудностей. Однакочтобы у ребенка не возникало неверного представления о геометрической фигуре,как фигуре определенного внешнего вида, воспитатель должен предоставить детямвозможность действовать с моделями геометрических фигур разной конфигурации(равносторонние, равнобедренные, прямоугольные и др. треугольники;четырехугольники разного вида – квадраты, прямоугольники, ромбы). Это позволитдетям научиться осознано выделять основные признаки геометрических фигур.
Названия геометрическихфигур помогут запомнить стихи. Так легче детей познакомить с овалом с помощьюстихотворения:
Посмотри, вот овал!
Я его нарисовал,
Он такой округлый,
И такой уютный.
Вот овал и вот овал.
Что же я нарисовал?
Может, это снеговик,
Тот, что к солнцу непривык.
Дорисуем ему глазки,
На веревочке – салазки.
Носик, ротик – и готово!
Что б еще нарисоватьтакого?
Дети очень любятрисовать, поэтому можно предложить нарисовать овал.
Подобным образом можнознакомиться и с квадратом.
Квадраты очень уж чудны,
У них все стороны равны.
Хоть на бок положи его,
Нет, не изменишь ничего!
С помощью таких забавныхстишков можно знакомиться и с другими геометрическими фигурами.
Закрепить знание фигурможно с помощью игр. Лото «Цвет и форма» подойдет с этой целью как нельзялучше!
Геометрический материал вобучении дошкольников математике традиционен. Однако методика за последнеевремя значительно изменилась. Геометрия – наука, которая на первой ступениразвития занималась собиранием фактов, характеризующих свойства окружающегопространства, исследовала отношения между этими фактами, определяла и обобщалавыявленные закономерности. Геометрические понятия возникли путемабстрагирования от реальных предметов. В отличие от чисел, геометрическиефигуры, как и реальные предметы, имеют ориентацию на плоскости и впространстве. Поэтому можно говорить об их взаимном расположении(принадлежности, касании, местоположении относительно друг друга: за, перед,между, внутри, вне, над и т.п.). На простейших наглядных примерахгеометрический материал позволяет знакомить детей с важнейшими математическимиположениями, например: прежде, чем сравнивать предметы, надо установить, покакому свойству их следует сравнивать; при изменении положения предмета егоформа (а значит, и масса, площадь, длина) не изменяется; один и тот же предмет.
Работа с геометрическимсодержанием важна для общего математического и психологического развитиядошкольника. Более того, неоспоримой представляется роль геометрическогоматериала в процессе развития математического мышления ребенка дошкольноговозраста
Как отметили многиепсихологи, основной недостаток мышления детей, поступающих в школу,-непонимание на занятиях по математике неизменности величины предмета приизменении его формы. Классический пример тому, на который ссылаются авторы всехучебников психологии, — экспериментальные методики Ж. Пиаже (20-30-е годы 20века). На глазах ребенка скатывают в шарики два одинаковых пластилиновыхбруска. Ребенок должен определить, одинаковы ли они по величине. А если один изних раскатать в колбаску? Большей частью следует ответ: «В колбаске пластилинабольше». Или другой, не столь часто приводимый пример (взят из статьиЛ.М.Фридмана «О перестройке начального математического образования»):предъявляются два одинаковых листа бумаги, с чем дети, несомненно, соглашаются.Один из листов разрезается по сгибу пополам; из полученных половинокскладывается прямоугольник (более узкий, но более длинный по отношению кпервоначальному). На вопрос: «Где теперь бумаги больше?» — многие детиотвечают: «В новом прямоугольнике бумаги больше». Во взрослом состоянии этотнедостаток мышления, как отмечают психологи, может проявиться в неумениисравнивать предметы.
В дошкольный периодразличные геометрические фигуры используются как материал для построениязаданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию.
Цель этих заданий –формировать и развивать наблюдательность, умение выделять существенные (важные)признаки предметов, сравнивать два или несколько предметов, отмечая при этомсходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основевыделенных общих свойств предметов, разделять предметы на группы(классифицировать) в соответствии с выделенными признаками.
1.4Овладение пространственными представлениями
В старшей группепроисходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которымидети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди,сзади, далеко, близко.
Новая задача – научитьориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определятьсвое место по заданному условию. Ребенок должен выполнять задания типа: встаньтак, чтобы справа от тебя был волк, а сзади медведь; сядь так, чтобы впередитебя сидела Таня, а сзади Никита и т.д.
Кроме того, дети должнынаучиться определять словом положение того или иного предмета по отношению кдругому. Например, справа от куклы заяц, слева от куклы пирамида; впереди Аниокно, над головой Ани лампа.
Формированиепространственных ориентировок успешно осуществляется в том случае, если ребенокпостоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями.Ситуации, в которые включается ребенок, должны быть занимательными длядошкольников. В заданиях типа «Угадай, где что находится» можно использоватьразнообразный материал: привлекательные игрушки, картинки, располагающиеся вопределенной последовательности. Дети должны определить, что находится передними, что сзади, что справа, слева от них.
В процессе обучениярекомендуется широко использовать дидактические игры: «Отгадай, кто где стоит»,«Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Найди игрушку», «Путешествие покомнате», «Расставь овощи и фрукты в витрине магазина, чтобы фрукты былисправа, а овощи – слева»
В старшей группе детейможно учить читать простой план, что способствует развитию пространственнойориентации. Так игры «Найди спрятанную игрушку», «Путешествие по комнате» могутпроводиться в помещении группы. Воспитатель предварительно рисует план, накотором изображает несколько находящихся в комнате предметов такими, как онивидны сверху. Например, столы – прямоугольники. Для того, чтобы их изобразить,нужно измерить длину и ширину столов и уменьшить их в определенное число раз(например, в 10 раз). Таким образом, находящийся в группе большой столвоспитателя и маленькие столы детей на плане будут даны в масштабе 1:10. Не следуетперегружать план большим количеством изображений (не более 7-10). Располагатьизображения предметов на плане нужно в соответствии с их реальным расположениемв помещении, передавая расстояния между ними в том же масштабе. Кроме того, наплане стрелками рисуется путь к месту, где спрятана игрушка. Место обозначаетсякаким-нибудь знаком (кружком, крестиком, флажком).
Воспитатель распечатываетконверт и показывает детям план, по которому можно найти спрятанную игрушку.Анализирует вместе с детьми все обозначения и путь, по которому следуетдвигаться, чтобы подойти к указанному месту.
Выполняя задания, детидолжны давать словесный отчет о том, куда они пойдут: сначала прямо (к окну,шкафу), потом налево (к двери) и т.д. Если ребенок не уверен, не нужно требоватьот него выполнения задания в словесной форме. На начальном этапе достаточноудовлетвориться практическим выполнением задания. Постепенно дети начнутзаранее называть изменения направления движения.
В развитиипространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий на занятиях поматематике, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурныеупражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности,различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства), бытовая ориентировкадетей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в другихпомещениях детского сада.
Развивая у детейправильную ориентацию в пространстве, следует понимать, что дошкольники должныне только устанавливать собственное положение в пространстве и ориентациюпредмета относительно собственного тела, но и все, что связано с положениемлюбого тела в пространстве, на плоскости и на линии.
Выделяют три видаориентации в пространстве: — установление принадлежности предмета (точки) линииили плоскости: колобок на дорожке (дорожка – линия, колобок – точка на линии),муха на стене, шкаф на полу;
-установлениерасположения предмета относительно других, находящихся вместе с ним на однойлинии, или на плоскости, или в пространстве: между, перед, за, выше, ниже,справа, слева, над, под;
— расположение внутри иливне замкнутой линии или емкости: внутри и вне (снаружи)
Формироватьпространственную ориентацию, пространственные представления и пространственноемышление у дошкольников совершенно необходимо. Ведь неслучайно известныйспециалист в области коррекционной педагогики Г.Ф. Кумарина отмечает: большаячасть первичных проблем школьного обучения обусловлена «дефицитарным развитиемв дошкольный период таких функций, как:
· Пространственноевосприятие и анализ, пространственные представления;
· Зрительноевосприятие, зрительный анализ и синтез;
· Координация всистеме «глаз-рука»;
· Сложнокоординированныедвижения пальцев и кисти рук;
· Фонематическоевосприятие, фонематический анализ и синтез».
1.5Закреплениеи углубление временных представлений
Каждый ребенок к концудошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени.
Обучаясь в среднейгруппе, дети знакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь),начинали различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера).
В старшей группе длядетей станет новым усвоение последовательности дней недели. Важно, чтобыдошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день неделиимеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке:понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такаяпоследовательность дней недели неизменна.
На каждом занятии поматематике можно отводить 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезкови дней недели. Для этого к детям обращаются с вопросами:
— Какой сегодня деньнедели?
— Какой день недели былвчера?
— Какой день недели будетзавтра?
— Какое время сутокпоследует за вечером? И др.
Закрепление и углублениевременных представлений можно проводить в игровой форме. Для этого используютна занятиях дидактические игры: «По порядку стройся», «Неделька, стройся!»,«Назови соседей», «Когда это бывает?» и др.
Когда дети усвоятназвание и последовательность дней недели, они охотно решают такие задачи:«Сегодня среда. Завтра будет праздник в детском саду. В какой день недели будетпраздник?»; «Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой»; «Какойдень недели стоит перед вторником, а какой после вторника?»
При усвоении временныхпредставлений дети, как правило, не испытывают трудностей. Однако умениеориентироваться во времени обеспечивается повседневным соприкосновением сданными понятиями. Поэтому не только на занятиях по математике, но и на другихзанятиях, и в повседневной жизни воспитателю необходимо задавать детям вопросы:«Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?».
Дети старшей группыдолжны также усвоить, в какой день недели проходит то или иное занятие.
Важно, чтобы детипонимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе.Четверг – называется так, потому что он четвертый день недели, а среда – всередине недели, пятница – пятый день и т.д.
Глава2.«Условия успешного обучения дошкольников началам математики»
В период дошкольногодетства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей –переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, отпрактического мышления — к творческому. В старшем дошкольном возрастеначинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых формумозаключений.
Задача обучения состоит втом, чтобы руководить познанием, направлять процесс усвоения понятий отслучайных признаков к существенным.
На успешность обучениядошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая формаего преподнесения, которая способна вызвать заинтересованность детей, заронитьв душу ребенка семена познания.
Процесс обучения надоорганизовать так, чтобы появилась собственная активность ребенка, чтобы детимогли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.
Человек, не приученный сдетского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде, несможет проявить задатки, данные ему природой.
Чтобы обучениеспособствовало развитию мышления дошкольника, необходимо использовать такиеметоды, которые дадут ребенку возможность осмыслить учебный материал.Необходима опора на значимый для ребенка вопрос, когда дошкольник оказываетсяперед выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет её.
В старшей группепродолжается работа по формированию элементарных математических представлений,начатая в младших группах.
Обучение проводится напротяжении трех кварталов учебного года. В четвертом квартале рекомендуетсязакреплять полученные детьми знания в играх, на занятиях физической культурой,на прогулках и в повседневной жизни.
При объяснении новогоматериала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания ипредставления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использоватьигровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать вниманиена занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать своирассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
Все полученные знания иумения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большоевнимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении,выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур,направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новыезнания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретнуюзадачу совершенствования математических (количественных, пространственных,временных) представлений детей. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержаниезанятий как одно из средств реализации программных задач.
Дидактические игрыоправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное отзанятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственныеспособности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки исообразительности, пространственных представлений.
Любая математическаязадача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себеопределенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалупридают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении,развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
Начинать надо с самыхпростых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация,преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
В ходе решения каждойновой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясьдостичь конечной цели.
Ежедневные упражнения всоставлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) изсчетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
Знакомлю детей соспособами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой.Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проби ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоивспособ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем делениягеометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на дватреугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представитьвозможные пространственные, количественные изменения.
Задачи на смекалкуразличны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Ихнельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новойзадачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичьконечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. В процессобучения полезно включать пословицы, считалки, загадки. С их помощьюдошкольникам предлагается объяснить ход решения различных математических задач.Это способствует и речевому развитию детей.
Большое вниманиеуделяется индивидуальной работе с детьми на занятии. Кроме того, предлагаютсязадания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности своспитателем.
Каждый воспитатель долженпредъявлять особые требования к своей речи. Необходимо обратить внимание наупотребление специфической терминологии. Недопустимо включение в речь терминов,понятий и символов, используемых в методической литературе для взрослых, такихкак, эквиваленты, условная мерка и другие. Воспитатель должен следить зачеткостью и доступностью своей речи, правильностью и осознанностью речи детей.
В конце учебного года спомощью специально разработанных методик целесообразно провести проверку уровняовладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Все полученные знания иумения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач наследующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарныематематические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучениюматематики в школе!
Глава 3.Влияние игры на формирование элементарных математических способностей
3.1 Использованиедидактических игр
Из всего многообразиязанимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры.Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении,назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д.В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомитьдетей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачусовершенствования математических (количественных, пространственных, временных)представлений детей. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержаниезанятий как одно из средств реализации программных задач.
Дидактические игрыоправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное отзанятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственныеспособности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки исообразительности, пространственных представлений.
Дидактические игры поформированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами ичислами
2. Игры путешествиево времени
3. Игры наориентирование в пространстве
4. Игры сгеометрическими фигурами
5. Игры налогическое мышление
К первойгруппе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке.Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются двегруппы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетнойлинейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочноепредставление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, аменьшее на – нижней.
Играя в такиедидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?»,«Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры»,«Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактическиеигры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?»,«Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первыйназовет, которой игрушки не стало?» и многие другие используются назанятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти,мышления.
Игра«Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чиселнатурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используетсямяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, вкаком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называетсячисло. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстромтемпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можнобольшему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразиедидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время,помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счетапомогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху в гости.Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.
Вторая группаматематических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детейс днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Длятого, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаютсякружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначаякружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смоглисамостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой деньнедели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник-второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница –пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий днейнедели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живаянеделя.» Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку иполучают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются втакой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первыйребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели –понедельник и т.д.
Затем играусложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можноиспользовать следующие игры «Назови скорее», «Дни недели»,«Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцатьмесяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели иназвание месяцев, их последовательность.
В третьюгруппу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственныепредставления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видовдеятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться вспециально созданных пространственных ситуациях и определять свое место позаданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладеваютумением определять словом положение того или иного предмета по отношению кдругому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д.Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа,слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Длятого, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используютсяпредметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра«Найди игрушку», — «Ночью, когда в группе никого не было» –говорится детям, – «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки.Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как ихможно найти.» Затем распечатывается письмо, в котором написано: «Надовстать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ». Детивыполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т.е. в письмедается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме детидолжны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр,упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей:«Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерскаяковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многиедругие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова дляобозначения положения предметов.
Длязакрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать вокружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например,спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа«Лото». Детям предлагаются картинки ( по 3-4 шт. на каждого), накоторых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем,предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Дидактическуюигру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и всвободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с цельюразвития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на двекоманды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются заданияразной сложности. Например:
· Составлениеизображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененномуобразцу)
· Работа по условию(собрать фигуру человека, девочка в платье)
· Работа по собственномузамыслу (просто человека)
Каждаякоманда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельнодоговариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющийв команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляясвой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. Взаключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решенииконструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствуетзакреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Рассмотримдидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте удетей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируетсяумение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множестводидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческихспособностей у детей, так как они оказывают действие на воображение испособствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как«Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница»,и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Это заданияна нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поискчисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий налогическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идетчередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжитьряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера:продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большиеи маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатсявыполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнитьзадание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвети величину.
Любаяматематическая задача на смекалку, для какого бы возраста она нипредназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательностьматематическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждойзадаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самаяэлементарная головоломка.
Начинать надо с самыхпростых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило,трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение ихколичества.
В ходе решения каждойновой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясьдостичь конечной цели.
Ежедневные упражнения всоставлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) изсчетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
Знакомлю детей соспособами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой.Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проби ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоивспособ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем делениягеометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на дватреугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представитьвозможные пространственные, количественные изменения.
Задачи на смекалкуразличны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Ихнельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новойзадачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичьконечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.
Для детей 5-7 лет задачина смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степенисложности).
1. Задачи на составление заданной фигурыиз определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек,2 равных треугольника из 5 палочек.
2. Задачи на изменение фигур, длярешения которых надо убрать указанное количество палочек.
3. Задачи на смекалку, решение которыхсостоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданнойфигуры.
В ходе обучения способамрешения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная сболее простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к болеесложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель – учить детейприемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовыхспособов, образцов решения.
Самые простые задачипервой группы дети без труда могут решить, если ежедневно упражнять их всоставлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) изсчетных палочек.
Головоломки первой группыдетям предлагают в определенной последовательности.
Переходя от простыхзаданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостныхизображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборовгеометрических фигур.
Это игра «ТАНГРАМ». Онаеще называется «Головоломкой из картона».
На первом этапезакрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственномпредставлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлятьновые фигуры с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости оченьважно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят врезультате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составленияфигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявитьсмекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры навоссоздания образных фигур, сюжетных изображений.
Еще одной занимательнойигрой является «КОЛОМБОВО ЯЙЦО». После рассмотрении и назывании частей,определении формы и размера ребятам предлагаю найти сходства: фигурытреугольной формы с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц;большие по размеру фигуры (треугольники и квадраты с закругленной стороной)похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение исравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы иизображения сложной формы, выделять составляющие части. Дети быстро находятрешения и составляют самостоятельные фигуры по своим замыслам. В этих играх удетей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образноеи логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируетсяпривычка к умственному труду.
К таким же играмотносится игра «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ».
3.2 Сюжетно-ролевыеигры
В своей работе состаршими дошкольниками я использую сюжетно-дидактические игры, на основематематических знаний. Особую роль уделяю количественному, порядковому счету,измерению.
Изучение количественныхотношений – процесс сложный и вызывает у дошкольников значительные трудности.Довольно часто дети не понимают, для чего нужно считать, измерять, причем неприблизительно, а точно. Практика показывает, что математические знанияприменяются в различных видах деятельности (игра, труд, обучение.) Например, втрудовой, конструктивной, изобразительной деятельности, когда ставится задачапересчитать, отсчитать, измерить. Однако эти действия включаются какдополнительное средство достижения цели (построить, нарисовать, вырезать изпрямоугольника овал, из квадрата – круг.) А это создает дополнительные условиядля прочного овладения математическими знаниями.
Наиболее благоприятныеусловия для практического использования математических знаний, на мой взгляд,могут быть Сюжетно-дидактические игры, отображающие знакомые виды трудовойдеятельности: счет, знание геометрических фигур, ориентировка и измерение вкоторых представлены наглядно.
Воспроизведение в игрежизненных ситуаций, требующих определение количества, развивает интерес детей,побуждает их считать и измерять.
Счет и измерение –действия взаимосвязанные, их надо выполнять точно в определеннойпоследовательности. Поэтому в игре, где используются эти математическиедействия, воспитатель принимает непосредственное участие, он берет на себятакую роль, которая позволяет руководить детьми, контролировать и уточнятьвыполняемые действия. Так, в старшей группе счет до 10 и отсчитывание предметовпо заданному числу, можно закрепить в игре «Магазин». Продавцы, кассиры ипокупатели определяют количество необходимых предметов с помощью счета.
Количественный составчисла из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоныраскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. Вигре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядомстоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний.Знакомясь с составом числа из единиц в пределах 5, после 2-3 проведенныхзанятий в игре «Почта», дети применяют полученные знания практически. Учатсясчитать с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии.
Игре «Зоопарк», где детипрактически используют порядковые и количественные числительные, предшествуетподготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке;чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животноммире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». Надоступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными иих доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания.Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошоуметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида?Сколько особей находится в одной клетке?
Ознакомление с трудом людейразных профессий, в которых счет имеет важное значение, и совместноеизготовление игрового материала способствует развертыванию интереса. Причемновые игры можно объединить с уже известными. Например, игра «Зоопарк»развивается в рамках знакомых детям сюжетов с игрой «Магазин» и «Больница» иобеспечивает одновременное участие многих детей. В начале проведения игр однуиз главных ролей выполняет воспитатель, чтобы лучше контролировать и направлятьразвитие сюжета.
Игровая ситуация ставитребенка перед необходимостью не только определить количество, но и вступить вактивное взаимодействие с партнерами по игре.
Когда только начинаешьвводить в практику такие игры, то дети действуют с предметами счетапрактически: переставляют предметы, дотрагиваются до них, пересчитывают,сравнивают. В дальнейшем дети считают предметы на расстоянии, сначала произносячислительные вслух, затем шепотом, используя пальцы, а впоследствии считаютмолча.
По мере получения знанийи умений эти игры перерастают в сюжетно-ролевые, где роли распределяют самидети.
Полученные результатыпозволяют утверждать, что, используя усвоенные на занятиях знания всюжетно-дидактической игре, дети обогащают свои знания и учатся применять ихпри решении различных задач. Это способствует повышению уровня общегоумственного развития дошкольников.
3.3 Занимательныевопросы и задачи-шутки
На занятиях по математикедети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логическихупражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когдазанимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительноеэмоциональное отношение к ней. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найтинужную фигуру, преобразовать. При этом дети пользуются двумя видами поисковыхпроблем: практическими (действия в подборе, перекладывании) и мыслительными(обдумывании хода, предугадывании результата). В ходе поиска дети проявляютдогадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле онинаходят путь, способ решения.
В работе со старшимидошкольниками необходимо использовать загадки, задачи-шутки, занимательныевопросы. Занимательные задачи с математическим смыслом побуждают детейприменять находчивость, смекалку, чувства юмора, приобщают детей к активнойумственной деятельности.
Большое значение приразвитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессовимеют загадки. При знакомстве с числами можно предлагать детямразгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные.
Например, при знакомствес числом 4 я предлагаю детям отгадать:
4 крыла, а не бабочка.Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (ветряная мельница.)
Имеет 4 зуба. Каждый деньпоявляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)
На четырех ногах стою,ходить же вовсе не могу? (Стол.)
При изучении числа 5можно загадать:
5 братцев: годами ониравные, ростом разные? (Пальцы.)
Для пяти мальчиков –пятеро чуланчиков, а выход один? (Перчатка.)
При ознакомлении с числом8 пригодится загадка:
8 ног, как 8 рук,вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук.)
Формируя пространственныепредставления, подойдут такие загадки:
Вверху зелено, внизукрасно, в землю вросло. (морковь.)
Рядышком двое стоят,направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должнобыть, им очень обидно. (глаза.)
Занимательныематематические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детейанализировать, выделять главное, сравнивать.
Примерами такихзанимательных вопросов могут служить следующие:
— У бабушки Даши естьвнучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучкаМаша.)
— Горело 7 свечей. 2свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
— Над рекой летели птицы:голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей. (3.) и др.
При формированиипространственных и временных представлений помогают логические концовки.
— Если Саша вышел из домараньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
— Если сестра старшебрата, то брат… (младше сестры.)
— Если правая рукасправа, то левая… (слева.)
— Если стол выше стула,то стул… (ниже стола.) и др.
Очень нравятся детям задачив стихотворной форме.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
2 – под березой,
1 – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их сможет сосчитать?
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка.
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Такие задачи делают счетнаиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры,они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания иумения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые,осознанные и вызывают интерес к действиям с числами.
Применять и закреплятьматематические знания можно во время других занятий и разнообразных игр.
Навыки счетаотрабатываются при использовании считалок:
Один, два, три, четыре,пять, Раз, два, три, четыре —
Шесть, семь! Жили мушкина квартире.
Пойду каши я поем. Иповадился к ним друг -
Вы ж пока считайте, Крестовик,большой паук.
Кому водить гадайте! Пять,шесть, семь, восемь —
Паука мы вон попросим.
К нам, обжора, не ходи…
Ну-ка, Мишенька, води!
Для закрепления навыков обратногосчета также можно использовать считалки. Например:
Девять, восемь, семь,шесть,
Пять, четыре, три, два,один,
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.
Следует отметить, чтоматематические знания и представления можно совершенствовать и на другихзанятиях. Например, формированию элементарных математических представлениймогут помочь пословицы и поговорки.
При обучении счету можноиспользовать такие пословицы, где встречаются числительные. Например:
— Один в поле не воин.
— Два сапога – пара.
— Семеро одного не ждут.
— Семь раз отмерь, одинотрежь.
Не нужно забывать и опорядковом счете:
— Первый блин всегдакомом.
— Первый сын – богу,второй – царю, третий себе на пропитание.
— второй Родины небывает.
Помогут пословицы и приизучении временных представлений. Опыт работы в старшей группе детского садапозволяет утверждать, что дети с трудом запоминают названия дней недели.Поэтому можно познакомить детей со следующими пословицами и поговорками:
— Понедельник и пятница –дни тяжелые, вторник и суббота – легкие.
— С понедельника на всюнеделю.
— В понедельник – намогильник, во вторник – на кокорник, в среду – на переды, в четверг – на коты,в пятницу – на мельницу, В субботу – на работу, в воскресенье – на веселье.
— Кто в пятницу делоначинает, у того оно будет пятиться.
— Не суйся, пятница, наперед четверга.
Помогут пословицы запомнитьи названия месяцев:
— Январь – году начало,зиме – середина.
— Февраль воду подпустит,а март подберет.
— Ни в марте воды, ни вапреле травы.
— Месяц май – коню сенадай, а сам на печь полезай.
— Декабрь год кончает,зиму начинает.
Подобные игровые моментысделают занятия математики наиболее интересными, а, следовательно, позволятэффективнее реализовать цели и задачи по усвоению у детей знаний, умений инавыков. А это главное, к чему мы должны стремиться, готовя ребенка к обучениюв школе.
3.4Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой
Уровень развития ребенканаходится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук– движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи.Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно.Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражненияпальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.
Интересны упражнения,осложненные решением сопутствующих задач. Например, по стихотворению Ю. Чужака«Покупал баран баранки» можно закреплять обратный счет. На базаре (выставляюткулак)
Спозаранок (ставят ладоньна ребро)
Накупил (показываютладонь)
Баран (кулак)
Баранок (ребро)
Для барашков (пальцылевой руки «играют»)
Для овечек (пальцы правойруки «играют»)
Десять маковых колечек(показывают 10 пальцев)
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил
(показываютсоответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл(отрицательное движение головой),
А для женушки –подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!
Игра «Часы „(Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками(“бежим») от коленочек до макушки ).Мышь полезла в первый разПосмотреть, который час.Вдруг часы сказали: «Бом!», (Один хлопок над головой).Мышь скатилась кувырком. (Руки «скатываются» на пол).Мышь полезла второй разПосмотреть, который час.Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (Два хлопка).Мышь скатилась кувырком.Мышь полезла в третий разПосмотреть, который час.Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»(Три хлопка).Мышь скатилась кувырком. Игра«Червячки „
Раз, два, три, четыре,пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладонилежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь(движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами(остальные пальцы поджаты к ладони).
Раз, два, три, четыре,пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываемпальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: “Вот иобед!»
(Раскрываемладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь — а червячков ужнет!
(Сжимаемкулачки, прижимая их к груди)Игра«Котята»
(Ладошкискладываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей естьдесять котят,
(Покачиваемруками, не разъединяя их).
Сейчас все котята попарам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваемсоответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).Игра«Весна»
(Пальцыскладываем щепоткой. Качаем ими).
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладонисомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковыечасти остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движенияповторяются).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняемруками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнутывниз).
А из под старой травки
(Ладонисомкнуты «ковшом»).
Уже глядит цветок…
(Ладонираскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты(чашечка цветка).
А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движенияповторяются).
Раскрылся колокольчик
(Рукистоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(Пальцыпостепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звениттихонько,
(Качаемкистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звениттихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Глава 4. Математическиеконкурсы и досуги
Дошкольники очень любятсоревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированныеи музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость,радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. Аудовлетворение, которое они получат от занятий умственным трудом, развиваетинтерес к математической деятельности и желание заниматься ею.
С помощью математическихконкурсов можно решить целый ряд важных задач обучения:
закреплять, уточнять,проверять знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве,геометрических фигурах;
учить применятьприобретенные знания в измененных игровых и жизненных ситуациях;
развивать восприятие,память, мышление, воображение, речь;
формировать умениеанализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное,обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать;
развиватьсообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память начисла;
активизироватьматематический словарь в речи, учить выражать мысли простыми ираспространенными предложениями, связно, понятно для присутствующих.
Математическиесоревнования ценны для развития нравственно-волевых качеств: настойчивости вдостижении цели, самостоятельности, активности, находчивости, справедливости(при оценки результатов конкурса), доброжелательности, смелости, объективнойсамооценки.
Математические конкурсыпроводятся один раз в квартал на основе разнообразного занимательногоматематического материала: дидактических и подвижных игр, упражнений спредметами и игрушками, словесных игр, загадок, считалок, задач-стишков,задач-шуток, стихов, рассказов, фрагментов сказок, музыки, песен.
Материал подбирается сучетом уровня развития детей, их знаний и умений, приобретенных в процессеобучения на занятиях, а также интереса к различным видам математическойдеятельности.
Необходимо продуматьсочетание материала, последовательность его использования. Вначале проводится разминка.Это умственная гимнастика, цель которой – «собрать» внимание детей, настроитьих на решение познавательных задач. В качестве разминки хорошо предложитьнесложные задачи, загадки, логические упражнения.
В ходе конкурсарекомендуется использовать различные варианты доступного детям занимательногоматематического материала, предусматривается смена умственной и двигательнойактивности, коллективного и индивидуального выполнения заданий. Необходимочередовать работу с использованием наглядных пособий и без них, а такжевключать различные виды детской активности. Трудный материал сменяется болеелегким; при этом самый легкий, интересный, успокаивающий дается в концеконкурса.
Музыкальноесопровождениеконкурса придает ему положительную эмоциональную окраску, поднимает настроениеучастников и болельщиков.
Дети особенно любятсоревнования, конкурсы на определенную тему, связанную одним сюжетом, например«Конкурс продавцов», «Геометрический конкурс», «Догонялки» и др. Сохраняя тему,сюжет конкурса, воспитатель может усложнять или упрощать задания в зависимостиот уровня развития детей, их знаний и умений.
О том или ином конкурсевоспитатель предупреждает детей за два – три дня. Дети готовятся к нему,помогают подобрать необходимые пособия, атрибуты.
В начале конкурса, передразминкой или еще раньше, детей делят на две команды. Если детей в группе мало,можно не делить их на команды, а проводить соревнование между всеми детьмигруппы, оценивая лучшие ответы, например, звездочками или флажками.
Команды выбирают названияи капитанов. Если сами дети затрудняются, названия может предложитьвоспитатель. Хорошо, когда название команды связано с темой и содержаниемконкурса. Так, в конкурсе детей, способных к математике, «Ну-ка, звездочка,зажгись!» команды могут называться «Звездочки» и «Всезнайки»; в конкурсе«Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу» — «Добрые ребята» и «Смелыеребята»; в «Геометрическом конкурсе» — «Шарики» и «Кубики» и т.п.
Конкурс ведетвоспитатель. Он оценивает ответы детей, выполненные ими задания, мотивируетсвои оценки. В ходе конкурса воспитатель использует косвенные приемыруководства: напоминание, совет, разъяснение, предложение, уточнение ответов.Уместны будут наводящие и подсказывающие вопросы. Важно, чтобы все дети понялисущность заданий, а также допустимые способы решения.
В конце конкурсаподсчитывается количество звездочек, флажков, конфет или других призов,полученных за выполнение заданий. Определяется команда-победитель илидети-победители, которые награждаются сувенирами, значками. Памятные подаркиполучают и проигравшие участники конкурса. Команду-победительницу детиприветствуют аплодисментами.
Конкурсы можно проводитьв групповой комнате или в зале, оформленном математическим материалом.
В ходе конкурсавоспитатель следит за состоянием детей, их настроением, желанием продолжатьсоревнование. В зависимости от этого оно может быть продлено или сокращено.Важно, чтобы дети ждали математических конкурсов, с удовольствием принималиучастие.
Цель конкурса длявоспитателя – проверить свои профессиональные знания и умения. Их можнопровести как в детском саду, так и в педучилище – как разновидностьпрактических занятий.
Заключение
Детский сад, как намизвестно, является промежуточным этапом между младенчеством и школой. Этот этапневероятно ответственен, поскольку ребенок должен отправиться в школу, имея заплечами приличный багаж знаний и жизненных навыков. Элементарные математическиепредставления даются детям в детском саду. Но нынешние малыши, оказывается,куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном местепрактически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение ивнимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания,избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы, наподобие этих: «Сидите тихо!»,«Слушайте внимательно!» отпугнут кого угодно. Тогда выход один – ИГРА!
К счастью, цифры судовольствием вписываются в игровое действие. Первое, что мы должны сделать –это заинтересовать детей. А уж если интерес появился, то появится и желаниеболее тесно познакомиться с математикой. Второе – организовать творческое иактивное сотрудничество детей и воспитателя. Надо помнить, что для этого нампонадобится большое количество наглядного материала, иначе нельзя, особенно этокасается математического счета, где без наглядности не обойтись.
Игра – естественныйспособ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детенышиживотных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенокрадостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческиеспособности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость,наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать,преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Без учебного процесса назанятие математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселыми увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно бытьслово – ТВОРЧЕСТВО!
Библиографический список
1.Новикова В.П.Математика в детском саду. 5-6 лет: Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез,2008.
2.Новикова В.П.Математика в детском саду. 6-7 лет: Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез,2008.
3.Дурова Н.В.,Новикова В.П. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе.- М.:Школьная Пресса, 2009.
4.Новикова В.П.,Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. — М.: Мозаика– Синтез, 2007.
5.Дурова Н.В.,Новикова В.П. Ступеньки к познанию: пособие для занятий родителей с детьми 5-6лет. – М.: Детство – пресс, 2003.
6.Новикова В.П.Мои часы: Время, часы, календарь: практические занятия: для детей 5-7 лет. –М.: Карапуз, 2003.
7.Канашевич.Т.Математика. Пространственные отношения. – М.: Современная школа, 2008.
8.ПомораеваИ.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математическихпредставлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
9.Фалькович Т.А.,Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. — М.: ВАКО, 2009.
10. Программавоспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2009.
11. Антонова А.В.,Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е. Воспитание и обучение детей в старшейгруппе детского сада: Программа и методические рекомендации. – М.:Мозаика-Синтез, 2006.