Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Забайкальскийгосударственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского
Факультетпедагогический
Кафедра теории иметодики дошкольного и начального образования
Реферат
на тему«Концептуальные особенности системы Л.В. Занкова»
Выполнил: студент IVкурса ОЗО
ПМНО-5,
Дамасова Н.Г.
Проверил: старшийпреподаватель
М.Л. Шаталова
Чита – 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Концептуальные особенности системыЛ.В. Занкова
1.1 Этапы становления развивающейсистемы обучения Л.В. Занкова
1.2 Краткая характеристика системыобучения Л.В. Занкова
1.3 Концептуальные положения системыЛ.В. Занкова с точки зрения современной педагогики
Глава 2. Особенности уроков математикипо системе Л.В. Занкова
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Система Л.В. Занковапредставляет собой единство дидактики, методики и практики.
Данная тема актуальна внастоящее время, т.к. развивающая система обучения Л.В. Занкова — весьмауспешная система обучения. Сегодня, когда начальное образование рассматриваетсякак основа формирования учебной деятельности ребенка, учебных и познавательныхмотивов, способствующих развитию умений принимать, анализировать, сохранять,реализовывать учебные цели, умений планировать, контролировать и оцениватьучебные действия и их результат, все большую значимость в системе общегообразования приобретают развивающие стратегии обучения в начальной школе.
Цель данной работызаключается в изучении особенностей системы обучения Л.В. Занкова.
Задачи:
1) историястановления системы Л.В. Занкова;
2) рассмотретьконцептуальные положения системы Л.В. Занкова;
3) рассмотретьособенности уроков математики по системе Л.В. Занкова.
Метод изученияреферативно-аналитический.
занковразвивающий обучение математика
Глава 1. Концептуальныеособенности системы Л.В. Занкова
1.1 Этапы становлениясистемы развивающего обучения Л.В. Занкова
Леонид ВладимировичЗанков родился 23 апреля 1901 года в Варшаве, в семье русского офицера. В 1916г. он окончил гимназию в Москве. В первые послереволюционные годы недавнийгимназист начал учительствовать в сельской школе поселка Турдей Тульскойобласти.
В 1919 г. Л.В. Занковпереходит на работу воспитателя, а затем становится заведующим детскойсельскохозяйственной колонией в Тамбовской губернии. Напомним, что в это времяему было 18 лет.
С 1920 по 1922 г.молодой педагог заведует колонией «Островня» в Московской области, иотсюда в 1922 г. его направляют учиться в Московский государственныйуниверситет на общественно-педагогическое отделение факультета общественныхнаук.
Здесь происходитвстреча Занкова с выдающимся ученым-психологом Львом Семеновичем Выготским.Вместе со своим научным руководителем (Выготскому было тогда 26 лет) студентЗанков принимает участие в проведении экспериментально-психологическихисследований по проблемам памяти.
После окончанияуниверситета Л.В. Занков был оставлен в аспирантуре Института психологии при1-м Московском государственном университете, где под руководством Л.С.Выготского начал исследование психики и особенностей обучения аномальных детей,не прерывая при этом и исследований по общим проблемам психологии памяти.
В 1929 г. руководствонаучной и педагогической работой в области аномального детства было возложеноНаркомпросом РСФСР на Экспериментальный дефектологический институт, гденачалось планомерное и систематическое изучение психологических особенностейдефективных детей. Директором института был назначен известный в то времяпедагог-дефектолог И.И. Данюшевский, а заместителем директора по научной работестал Л.В. Занков. В институте были созданы первые в стране научные лабораториипо различным направлениям специальной педагогики и психологии. Научнымруководителем психологических лабораторий был Л.С. Выготский.
Во время работы вЭкспериментальном дефектологическом институте закладываются особенностиметодологических взглядов Л.В. Занкова, так плодотворно развернувшиеся в егодальнейших исследованиях. Он начинает интересоваться вопросами взаимоотношенияпедагогики и психологии, вопросами зависимости развития психики от обучения ивместе с тем вопросами преломления внешних воздействий через внутренниеусловия, через индивидуальные возможности ребенка. Уже в это время формируется«исследовательский почерк» ученого — твердая приверженностьфактическим данным, стремление получать их из реальной жизненной практики,стремление строить свои теоретические положения на основе анализа достоверныхнаучных фактов.
Эти позиции отчетливопрослеживаются, в частности, в исследовании проблем памяти, которые проводилисьЛ.В. Занковым и его сотрудниками в 30-40-е годы. Были получены достоверныефакты об особенностях памяти младших школьников, различающихся по уровнюобученности, по возрастам, выявлены индивидуальные варианты, сделаны выводы ороли культуры логической памяти при запоминании материала. Результатыисследований отражены в докторской диссертации ученого «Психологиявоспроизведения» (1942), в значительном числе статей, в монографиях«Память школьника» (1943) и «Память» (1952).
Знаменательный факт: в1943-1944 гг. Л.В. Занков руководит группой научных сотрудников института,которая ведет научную и практическую работу в специальных госпиталяхчерепно-мозговых ранений по восстановлению речи у раненых бойцов.
В 1944 г. Л.В. Занковназначается директором Научно-исследовательского института дефектологии,который вошел в состав созданной в 1943 г. Академии педагогических наук РСФСР(сейчас РАО — Российская академия образования). В 1954 г. он избираетсячленом-корреспондентом, а в 1955 г. — действительным членом АПН РСФСР. В 1966г. Академия получает статус союзного научного учреждения, и Леонид Владимировичстановится действительным членом АПН СССР.
В 1951 г. Л.В. Занковпереходит в НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР и переключается наисследования в области общей педагогики. В педагогику ученый пришел с серьезнымбагажом научных знаний о ребенке, со сформировавшимися взглядами на методыпсихологических и педагогических исследований, на целесообразные способыобучения. В институте Л.В. Занков возглавляет лабораторию экспериментальнойдидактики (переименованную впоследствии в лабораторию воспитания и развития,затем — обучения и развития), особенностью которой явилось то, что в ее составевсегда работали специалисты разного профиля — дидакты, методисты, психологи,физиологи, дефектологи. Такое содружество позволило изучать глубинные процессы,происходящие в ребенке в процессе обучения, обнаруживать индивидуальныеособенности, с тем, чтобы педагогическое вмешательство дало простор дляразвития сильных сторон личности, не навредив при этом здоровью детей.
С сотрудникамилаборатории Л.В. Занков исследовал тему «Взаимодействие слова учителя исредств наглядности в обучении». Изучив педагогические нормативные положения,он констатировал недостаточную научную обоснованность многих из них. «Кнаучному обоснованию педагогических норм, — делает вывод Л.В. Занков, — нужноидти через раскрытие внутренней связи между применяемыми педагогическимиспособами и их результатами». Для этого «надо обязательно изучитьпроцессы усвоения знаний и навыков — то, что происходит в голове учащегося приприменении учителем такого-то способа и приема»1. Так впервые ставитсявопрос о включении в состав педагогического исследования психологическихметодов изучения ребенка. Тем самым осуществляется поворот в пониманиихарактера связи между педагогикой и психологией.
Следующий вывод:педагогические исследования слабо ориентированы на преобразование, наперестройку практики обучения и воспитания. Выдвигается тезис: дляпедагогической науки «главное заключается в том, чтобы органическиобъединить в исследованиях создание новых способов обучения и раскрытиеобъективных законов, которым подчиняется их применение»2. Так делаетсяпервый шаг к утверждению подлинной роли эксперимента в педагогическомисследовании.
Выявленные формысочетания слова учителя и наглядности нашли отражение в учебниках попедагогике, послужили дальнейшему освещению принципа наглядности в обучении и,следовательно, совершенствованию практики подготовки учителей. Но проблеманаглядности была лишь шагом на пути к главной научной теме ЛеонидаВладимировича. Работая над проблемой наглядности, Занков задумывается надпроблемой соотношения обучения и развития.
В 1957 г. Л.В. Занков исотрудники его лаборатории приступили к психолого-педагогическому исследованиюпроблемы «Обучение и развитие». Этой работе ученый посвятил последние20 лет своей жизни, над этой проблемой сейчас продолжают работать его ученики ипоследователи. Задача, которую Л.В. Занков поставил перед своим коллективом,заключалась в том, чтобы раскрыть характер объективной закономерной связи междупостроением обучения и ходом общего развития младших школьников.
Прежде чем раскрыватьособенности исследования, остановимся на том, какое место ученый отводилначальному образованию в системе общего образования. Л.В. Занков резко выступалпротив приписывания начальной школе лишь пропедевтической функции подготовкидетей к дальнейшему обучению («Начальное обучение выделяют из системышкольного образования как особую область, которая строится на иных методическихосновах, чем все последующее школьное образование»3, — писал он). Л.В.Занков считал, что нуждается в изменении мысль о том, что начальное обучение«должно дать учащимся основу в виде навыков чтения, письма,орфографических, вычислительных и других, которые необходимы для дальнейшегообразования в пятых и последующих классах»4.
Приведем цитату изкниги «О начальном обучении», так как считаем точку зрения Л.В.Занкова, высказанную в 1963 году, по-прежнему актуальной. "…Сложившаяся унас система начального обучения имеет целый ряд уязвимых мест. …Мы хотимвоспитать человека-творца, а нынешняя методика начального обучения формирует изшкольников односторонних исполнителей. Мы хотим, чтобы жизнь широким потокомворвалась в школьное обучение, чтобы дети увидели ее во всей многогранности икрасочности, а в начальных классах детям показывают жизнь через узкую щельнемногочисленных экскурсий и статей из учебной книги «Родная речь».Коренная перестройка начального обучения действительно назрела«5.
Проблема соотношенияобучения и развития не была новой в педагогике и психологии. Теоретическиобосновал ведущую роль обучения в развитии Л.С. Выготский. Заслуга Л.В. Занковасостоит в том, что решение проблемы соотношения обучения и развития в егоработах обрело прочную экспериментальную основу. Опираясь на фундаментдостоверных фактических данных, ученый разработал соответствующую системуобучения.
Впервые в мировойпрактике педагогический эксперимент охватывал обучение в целом, а не какие-тоего отдельные стороны. Уникальность исследования, которое развернул Л.В.Занков, заключалась также в том, что оно носило междисциплинарный,интегративный, целостный характер. Эта особенность исследования проявилась,во-первых, в интеграции эксперимента, теории и практики, когдаисследовательская цель через эксперимент была доведена до практической еереализации. Именно таким исследованиям в настоящее время отдается предпочтениев разных научных областях. Во-вторых, целостный междисциплинарный характерисследования проявился в том, что проводилось оно на стыке наук, занимающихсяизучением ребенка: педагогики, психологии, физиологии, дефектологии. Это сталооснованием для того, чтобы изначально подходить к изучению школьника целостно,строить обучение, которое создает условия для развития как логического,рационального, так и интуитивного, включая личностный компонент. Следовательно,методология исследования, начатого в 1957 г., соответствует требованиям новой историческойэпохи. И накопленный опыт может быть использован для дальнейшего исследованияусловий, необходимых „для индивидуального развития ребенка“.
Исследованиепоследовательно прошло как через этап лабораторного, или узкого,педагогического эксперимента (осуществлялся на базе одного класса, 1957-1960гг., школа № 172 г. Москвы, учитель Н.В. Кузнецова), так и через трехэтапныймассовый педагогический эксперимент (1960-1963 гг., 1964-1968 гг., 1973-1977гг.), в котором на последнем этапе участвовало более тысячи экспериментальныхклассов. Эксперимент проводился без отбора учителей и классов, в разныхпедагогических условиях — в сельских и городских, одноязычных и многоязычныхшколах. Это и определило научную и практическую надежность системы.
В ходе исследованиясформировалась новая система начального обучения, высокоэффективная для общегоразвития младших школьников. В 1963-1967 гг. были выпущены книги с описаниемметодологии и методики нового типа обучения, разработаны первыеэкспериментальные учебники для начальной школы по русскому языку, чтению,математике и естествознанию, написаны первые методические пояснения, созданасистема оценки эффективности обучения с точки зрения его влияния на усвоениезнаний и на общее развитие учащихся.
В 1977 году Л.В. Занковане стало. Вскоре лаборатория была расформирована, все экспериментальные классызакрыты. Эпоха, впоследствии названная „застой“, влияла на всеобласти жизни, в том числе и на педагогическую науку.
Лишь в 1993 годуМинистерство образования России организовало Федеральный научно-методическийцентр им. Л.В. Занкова, ядро которого составили непосредственные ученикиакадемика (И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, М.В. Зверева, Н.В. Нечаева, А.В.Полякова, Г.С. Ригина, И.П. Товпинец, Н.А. Цирулик, Н.Я. Чутко) и егопоследователи (О.А. Бахчиева, К.С. Белорусец, А.Г. Ванцян, А.Н. Казаков, Е.Н.Петрова, Т.Н. Проснякова, В.Ю. Свиридова, Т.В. Смирнова, И.Б. Шилина, С.Г.Яковлева и др.). Этот коллектив продолжил исследовательскую, практическуюработу по выявлению условий развития каждого ребенка, что соответствует томусоциальному заказу, который предъявляет школе современность. Знания, полученныев ходе этого исследования, лежат в основе разработки новых поколенийучебно-методических комплектов. Всего за время существования коллективаопубликовано более 500 работ.
В 1991-1993 гг. былиздан полный комплект нового (второго) поколения пробных учебников длятрехлетней начальной школы. Учебники разошлись миллионными тиражами, чтосвидетельствует о востребованности системы.
С 1996 г. системаобщего развития школьника (Л.В. Занкова) признана Коллегией Министерстваобразования в качестве одной из государственных образовательных системобучения.
В 1997-2000 гг. вышелполный учебно-методический комплект стабильных учебников для общеобразовательнойтрехлетней начальной школы.
В 2001-2004 гг.Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской Федерациибыли утверждены учебно-методические комплекты по всем учебным предметам длячетырехлетней начальной школы. УМК по обучению грамоте, русскому языку,литературному чтению, математике, окружающему миру стали победителями конкурсапо созданию учебников нового поколения, проводимого Национальным фондомподготовки кадров (НФПК) и Министерством образования РФ.
В 2004 г. стали победителямитого же конкурса и учебно-методические комплекты для 5-6 классов по русскомуязыку, литературе, математике и природоведению.
За время существованиясистема показала свою высокую эффективность в школах разных типов, при обучениидетей с 7 лет в четырехлетней и трехлетней начальной школе, при их обучении с 6лет в четырехлетней начальной школе, при переходе детей в основную школу.Проверка системы в столь разных условиях обучения демонстрирует ееэффективность вне зависимости от возраста обучаемых, от сроков обучения вначальных классах, доказывает универсальность системы общего развития в любыхусловиях ее реализации.
Таким образом, в Россииесть научно обоснованная, проверенная временем целостная дидактическая система,которая дает учителю теорию и методику развития личности ребенка.
1.2 Краткаяхарактеристика системы обучения Л.В. Занкова
Система Л.В. Занковапредставляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство ицелостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязиобразовательных задач всех уровней. К ним относятся:
– цель обучения –достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
– задача обучения –представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки,литературы, искусства и непосредственного познания;
– дидактическиепринципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темппрохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа надобщим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;
– методическая система– ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии,вариантность;
– предметные методикипо всем образовательным областям;
– формы организацииобучения;
– система изученияуспешности обучения и развития школьников.
Система Л.В. Занковацелостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанныхкомпонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход корганизации образовательного пространства способствует решению задачи общегоразвития школьников.
В 1995 — 1996 гг.система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельнаягосударственная система начального обучения. Она в высокой степенисоответствует принципам выдвинутым Законом РФ об образовании, требующемобеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.
1.3 Концептуальныеположения системы Л.В. Занкова с точки зрения
современной педагогики
Система начальногообучения Л.В. Занкова изначально ставила перед собой задачу «высокого общегоразвития учащихся». Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всехсторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств,управляющих всей деятельностью человека («воли»), и нравственно-этическихкачеств, проявляющихся во всех видах деятельности («чувств»). Общее развитиепредставляет собой формирование и качественные изменения таких свойствличности, которые в школьные годы являются основой для успешного достиженияцелей и задач образования, а после окончания школы — основой творческого трудав любой сфере человеческой деятельности. «Процесс учения у наших учеников, —писал Л.В. Занков, — менее всего похож на размеренное и холодное “восприятиеучебного материала”, — он пронизан тем трепетным чувством, которое рождаетсятогда, когда человек восхищён неисчерпаемой сокровищницей знаний».
Для решенияпоставленной задачи нельзя было ограничиваться только усовершенствованиемметодики учебных предметов. В 60—70 годы XX века была разработана новаяцелостная дидактическая система обучения, единым основанием и стержнем которойстали принципы построения учебного процесса. Суть их состояла в следующем.
Исходя из того, чтошкольные программы того времени были слабо насыщены образовательным материалом,а методы обучения не способствовали творческой активности учеников, первымпринципом новой системы стал принцип обучения на высоком уровне трудности.
Выступая противмногократных повторений изученного материала, однообразных и монотонных упражнений,Л.В. Занков ввёл принцип изучения материала быстрым темпом, которыйподразумевал постоянную и динамичную перемену учебных задач и действий.
Не отрицая того, чтоначальная школа должна формировать орфографические, вычислительные и другиенавыки, Л.В. Занков выступал против пассивно-репродуктивных, «натаскивающих»методов и призывал формировать навыки на основе глубокого осмыслениязакономерностей той науки, которая легла в основу учебного предмета. Так возникпринцип ведущей роли теоретических знаний, повышающий познавательную сторонуначального обучения.
Понятие сознательностиобучения, которое трактовалось как понимание содержания учебного материала,было в новой системе обучения расширено до осознанности самого процесса учения.Принцип осознания школьниками процесса учения сделал объектом пристальноговнимания связи между отдельными частями учебного материала, закономерностиграмматических, вычислительных и др. операций, механизм возникновения ошибок иих преодоление.
Л.В. Занков исотрудники его лаборатории исходили из того, что создание определённых условийобучения будет способствовать развитию всех учеников — от самых сильных досамых слабых. При этом развитие будет проходить в индивидуальном темпе, взависимости от склонностей и способностей каждого ученика.
Со времени разработкиэтих принципов прошло более 40 лет, и сегодня возникла необходимость ихосмысления с позиций современной педагогики.
Изучение современногосостояния образовательной системы Л.В. Занкова, в частности реализациипринципов, показало, что трактовка некоторых из них в педагогической практикеисказилась.
Так, слова «быстрыйтемп» стали ассоциироваться в основном с сокращением времени на изучениепрограммного материала. При этом не соблюдались те авторские условия, неиспользовались в должной мере те занковские «педагогические средства», которые,собственно, и делали обучение более ёмким и интенсивным.
Л.В. Занков исотрудники его лаборатории предлагали интенсифицировать учебный процесс за счёткомплексного изучения дидактических единиц, рассматривания каждой дидактическойединицы в разных её функциях и аспектах, за счёт постоянного включения в работуранее пройденного материала. Это позволяло отказаться от традиционного«пережёвывания» уже известного школьникам, многократных однообразныхповторений, ведущих к умственной лени, к духовной апатии, а следовательно,тормозящих развитие детей. В противовес им и были введены в формулировку одногоиз принципов слова «быстрый темп», которые имели в виду иную организациюизучения материала.
Похожая ситуациясложилась и с пониманием педагогами третьего принципа — ведущей ролитеоретических знаний. Его появление также было обусловлено особенностямиметодик середины XX века. Начальная школа рассматривалась тогда как особаяступень системы школьного образования, имевшая пропедевтический характер, лишьподготавливавшая ребёнка к систематическому обучению в среднем звене. Исходя изэтого понимания, традиционная система формировала у детей — в основномрепродуктивным путём — практические навыки работы с учебным материалом. Л.В.Занков критиковал чисто практический путь усвоения первых знаний, указывая наего познавательную пассивность. Он поставил вопрос об осознанном овладениидетьми навыками на основании продуктивной работы с теоретическими сведениями обизучаемом.
Анализ современногосостояния системы показал, что в практической реализации этого принципапроизошёл крен в сторону слишком раннего усвоения теоретических понятий бездолжного их осмысления с позиций чувственного опыта детей, что привело кнеоправданному увеличению интеллектуальной нагрузки. В классы занковскойсистемы стали отбирать наиболее подготовленных к школе детей, нарушая тем самымконцептуальные идеи системы.
Научная лабораторияобучения по системе Л.В. Занкова предлагает новые формулировки второго итретьего принципов, которые не противоречат их существу, но конкретизируют иобогащают их содержание с позиций современной педагогики.
Таким образом, с точкизрения современной педагогики дидактические принципы системы Л.В. Занкова звучаттак:
1) обучение на высокомуровне трудности;
2) включение изучаемыхдидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции —изучение материала быстрым темпом);
3) сочетаниечувственного и рационального познания (в прежней редакции — ведущая рольтеоретических знаний);
4) осознаниешкольниками процесса учения;
5) развитие всехучащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.
Эти принципыконкретизируются следующим образом.
Принцип обучения навысоком уровне трудности является ведущим принципом системы, ибо «только такойучебный процесс, который систематически даёт обильную пищу для напряжённойумственной работы, может служить быстрому и интенсивному развитию учащихся».
Под трудностью всистеме Л. В. Занкова понимается напряжение интеллектуальных и духовных силученика, интенсивность мыслительной работы при решении учебных задач,преодоление препятствий, возникающих в процессе познания. Это напряжениедостигается не за счёт привлечения более сложного материала, а путём широкогопривлечения анализирующего наблюдения и использования проблемного методапреподавания.
Главная идея этогопринципа заключается в создании атмосферы интеллектуальной активности учащихся,в предоставлении им возможности максимально самостоятельно (при тактичнойнаправляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные задачи, но ивидеть и понимать возникающие в процессе учения трудности и находить способы ихпреодоления. Такой род деятельности способствует активизации всех имеющихся уучеников знаний о предмете изучения, воспитывает и развивает наблюдательность,произвольность (сознательное управление деятельностью), самоконтроль. Вместе сэтим повышается и общий эмоциональный фон процесса учения. Кому же не нравитсячувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха!
Однако обучение навысоком уровне трудности должно осуществляться с соблюдением меры трудности«применительно к классу в целом, а также и к отдельным школьникам,соответственно индивидуальному своеобразию усвоения учебного материала». Мератрудности применительно к каждому ребёнку определяется учителем на основанииданных педагогического изучения ребёнка, которое начинается с момента егозачисления в школу и проходит в течение всего времени обучения.
Современная педагогикапонимает индивидуальный подход не только как предъявление учебного материала наразных уровнях сложности или оказание ученикам индивидуально дозированнойпомощи, но ещё и как право каждого ребёнка усваивать тот объём предлагаемогоему учебного материала, который соответствует его возможностям. Интенсификацияучебного процесса, свойственная системе Л.В. Занкова, нуждается в привлечениидополнительного учебного материала. Но обязательному усвоению всеми ученикамиподлежит лишь тот материал, который включён в образовательный минимум,определённый стандартами образования.
Такое пониманиеиндивидуализации обучения отвечает как требованию соблюдения меры трудности,так и принципу развития всех учеников, независимо от уровня их школьнойзрелости. Наиболее полно этот принцип реализуется в методике преподавания.Например, преобладание коллективных форм работы позволяет слабоуспевающимученикам полноправно включаться в обсуждение решаемой на уроке задачи иучаствовать в нём в меру своих возможностей.
Принцип включения изучаемыхдидактических единиц в многообразие функциональных связей раскрываетсяследующим образом. Активность аналитического осмысления учебного материаламладшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении несколькихуроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала,выполнять однотипные мыслительные операции (например, подбирать проверочныеслова путём изменения формы слова). Известно, что детям быстро надоедаетвыполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляетсяпроцесс развития.
Чтобы избежать «топтанияна месте», система Л.В. Занкова рекомендует в процессе изучения той или инойединицы учебного материала исследовать её связи с другими единицами. Сравниваясодержание каждой части учебного материала с другими, находя сходства иразличия, определяя степень зависимости каждой дидактической единицы от других,ученики осмысливают материал как взаимодействующую логическую систему.
Другой аспект этогопринципа заключается в повышении ёмкости учебного времени, коэффициента егополезного действия. Достигается это, во-первых, за счёт комплексного изученияматериала, во-вторых, за счёт отсутствия отдельных периодов для повторенияранее изученного.
Учебный материалкомпонуется в тематические блоки, куда входят тесно взаимодействующие изависящие друг от друга единицы. Их одновременное изучение позволяет, с однойстороны, экономить учебное время, а с другой стороны, даёт возможность изучатькаждую единицу в течение большего количества уроков. Например, если на изучениекаждой из двух единиц материала традиционным планированием отводится по 4 часа,то, соединив их в тематический блок, учитель получает возможность изучатькаждую на протяжении 8 часов. При этом за счёт наблюдения их связей с другимисхожими единицами происходит повторение ранее изученного материала.
В прежней редакциипринципа всё это и было названо «быстрым темпом». Этот подход в органичномсочетании с обучением на высоком уровне трудности и соблюдением меры трудностиделает процесс обучения комфортным и для сильных, и для слабоуспевающихучеников, т. е. он выходит и на реализацию принципа развития всех учеников.Помимо этого, он способствует реализации четвёртого принципа — принципаосознания школьниками процесса учения, потому что, наблюдая взаимосвязь ивзаимодействие всех единиц материала, а каждую единицу в многообразии еёфункций, ученики осознают и содержание учебного материала, и сам процессдобывания знаний, содержание и последовательность мыслительных операций.
Для более полного иэффективного обеспечения подобных наблюдений в учебные программы системы Л.В.Занкова включён ряд тематических единиц из основной школы, но не для изучения,а только для ознакомления.
Выбор добавленныхединиц не случаен и предпринят не для увеличения нагрузки с целью повышениятрудности учения. Они призваны расширить поле деятельности учеников, оттеняясущественные признаки материала, который традиционно изучается в начальнойшколе, и тем самым углубляя его понимание детьми.
Возможность видетьболее широкое действие изучаемого понятия формирует у детей умениеанализировать материал, воспринимать его как взаимодействующую систему испособствует разнообразию учебных заданий и упражнений. Кроме того, этообеспечивает подготовку учеников к последующему усвоению знаний, предупреждаяих неуспешность в учении. Сначала ученики только знакомятся с тем или инымявлением, наблюдают его во взаимодействии с главным объектом изучения. Когданаступает очередь его планомерного изучения, то, что было лишь знакомо,становится основным материалом учебной работы. В ходе этой работы ученики опятьзнакомятся с каким-то новым явлением, и всё снова повторяется.
Суть принципа сочетаниячувственного и рационального познания заключается «в познании взаимозависимостиявлений, их внутренней существенной связи». Для того чтобы материалспособствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явленияокружающей его жизни, продуктивно мыслить, необходимо, чтобы работа с нимстроилась на понимании всех терминов и понятий. Залог понимания кроется вправильном формировании понятий, которое осуществляется сначала на основанииинтуитивно-практического опыта учеников с помощью всех имеющихся у ниханализаторов и только потом переводится в плоскость теоретических обобщений.
С названными вышедидактическими принципами теснейшим образом связаны типические свойстваметодической системы, являющиеся, по сути, средством реализации принципов.
Многогранность обучениязаключается в том, что изучаемый материал является не только источникоминтеллектуального развития, но ещё и стимулом нравственного и эмоциональногоразвития.
Примером реализациимногогранности может служить взаимная проверка детьми выполненных работ. Послепроверки работы товарища ученик должен указать ему на найденные ошибки,высказать свои замечания по поводу способов решения и т.п. При этом замечаниядолжны быть сделаны обязательно вежливо, тактично, так, чтобы не обидетьтоварища. Каждое замечание нужно обосновать, доказать его правильность. Сосвоей стороны, тот ребёнок, чью работу проверяют, учится не обижаться насделанные замечания, а осмысливать их, критично относиться к своей работе. Врезультате такого сотрудничества в детском коллективе устанавливаетсяпсихологически комфортная обстановка, в которой каждый ученик чувствует себясамоценной личностью.
Таким образом, одно ито же упражнение обучает, развивает, воспитывает, снимает эмоциональноенапряжение.
Процессуальность (отслова «процесс») предполагает планирование учебного материала в видепоследовательной цепи этапов изучения, каждый из которых логически продолжаетпредыдущий и подготавливает усвоение последующего.
Системность обеспеченатем, что учебный материал предъявляется ученикам в виде взаимодействующейсистемы, где каждая единица учебного материала взаимосвязана с другими единицами.
Функциональный подходзаключается в том, что каждая единица учебного материала изучается в единствевсех её функций.
Коллизии — этостолкновение. Столкновение старого, бытового понимания вещей с новым научнымвзглядом на их сущность, практического опыта с его теоретическим осмыслением,которое зачастую противоречит прежним представлениям. Задача учителя состоит втом, чтобы эти противоречия на уроке рождали спор, дискуссию. Выясняя сутьобозначившихся разногласий, ученики анализируют предмет спора с разных позиций,связывают с новым фактом уже имеющиеся у них знания, учатся осмысленноаргументировать своё мнение и уважать точки зрения других учеников.
Вариантность выражаетсяв гибкости процесса обучения. Одну и ту же задачу можно выполнять разнымиспособами, которые выбирает сам ученик. Одно и то же задание может преследоватьразные цели: ориентировать на поиск путей решения, обучать, контролировать и т.п. Вариантными являются и требования к ученикам, учитывающие их индивидуальныеразличия.
В качестве системообразующихметодов обучения определены частично-поисковый и проблемный.
Оба эти метода вкакой-то мере сходны между собой, реализуются при помощи похожих приёмов. Сутьпроблемного метода в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебнуюзадачу) и вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилийнамечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельнореализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируетсявесь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которыеимеют отношение к предмету изучения. Приёмами проблемного метода являютсянаблюдение, сопряжённое с беседой, анализ явлений с выделением их существенныхи несущественных признаков, сопоставление каждой единицы с другими, подведениеитогов каждого наблюдения и обобщение этих итогов в виде определения понятия,правила или алгоритма решения учебной задачи.
Характернойособенностью частично-поискового метода является то, что, поставив передучениками проблему, учитель не составляет вместе с учениками план действий поеё решению, а разделяет её на серию доступных детям подзадач, каждая из которыхявляется шагом к достижению основной цели. После чего он обучает детейпоследовательно выполнять эти шаги. В результате совместной с учителем работыученики самостоятельно, на уровне своего понимания материала делают обобщение ввиде суждения о результатах наблюдений и бесед. Частично-поисковый метод вбольшей степени, чем проблемный, допускает работу на эмпирическом уровне, т. е.на уровне жизненного и речевого опыта ребёнка, на уровне представлений детей обизучаемом материале. Названными выше, в проблемном методе, приёмами ученики нестолько пользуются, сколько учатся им.
Частично-поисковыйметод является более целесообразным на первом году обучения. Он фрагментарноиспользуется и во втором, третьем и четвёртом классах на первых уроках изучениянового для учеников материала. Сначала они наблюдают его, узнают новые терминыи учатся ими пользоваться, соотносят новый материал с уже имеющимися у нихзнаниями и находят для него место в системе. Затем выбирают способы решенияучебных задач, работая с новым материалом и т.д. И когда у детей появляются изакрепляются в достаточной мере умения работать с новым материалом, учитель переходитна проблемный метод.
Комплексноеиспользование обоих методов даёт возможность кому-то из учеников самостоятельносправляться с поставленной задачей и полностью усваивать изучаемый на данномэтапе материал, а кому-то прибегать к помощи учителя и товарищей, оставаясьпока на уровне представления, и достигать полного усвоения на более позднихэтапах обучения.
Глава 2. Особенности уроковматематики по системе Л.В. Занкова
Остановимся в даннойстатье на особенностях учебника математики И.И. Аргинской, который как показаланаша практика, вызывает определенные затруднения у учителей.
Главными задачамиизучения математики в системе являются:
— достижениеоптимального результата в общем развитии каждого школьника, его ума, воли,чувств, нравственной сферы;
— формированиепредставления о математике как науке, способствующей познанию окружающего мирачерез обобщение и идеализацию реально происходящих в нем явлений;
— овладение знаниями,умениями и навыками, предусмотренными программой.
Известно, Л.В. Занковуделял математике большое внимание и указывал учителям на то, что, работая поучебнику, учитель должен всегда помнить, что этот учебник нацелен не только наприобретение школьником знаний и навыков по математике но, прежде всего надостижение возможно более высоких результатов в общем развитии детей. Впроцессе выполнения соответствующих заданий дети производят те или иныедействия, операции, в тоже время упражняются в сложении, вычитании, умножении иделении, отрабатывая вычислительные навыки.
Таким образом,приобретение таких навыков происходит принципиально другим путем, чем потрадиционной методике.
Если учитель по этомуучебнику пытается работать так, как он привык по традиционной системе, то,естественно, успеха не будет, а будет крупная неудача.
По системе Л.В.Занкова, по методике И.И. Аргинской выполнение одного задания требуетинтенсивной умственной деятельности, в процессе которой работа мысли, ивозвращение к тому, что уже было изучено.
Соединение письменноговыполнения задания с устным счетом постепенно приводит к твердому знаниютаблицы сложения и умножения.
В связи с формированиемвычислительных навыков необходимо остановиться и на вопросе об особом видеработы — устном счете. Специальных заданий для него в учебниках нет. Однако вомногих заданиях есть части, которые требуют устной работы класса. В настоящеевремя устный счет в начальных классах служит в основном цели совершенствованиянавыков выполнения определенных математических операций.
Не отрицаяиспользования устного счета для этой цели, мы в соответствии с установкамисистемы Л.В. Занкова считаем, что эта работа должна занимать значительно болеескромное место. Основным направлением должно стать развитие таких свойствмыслительной деятельности, как гибкость, быстрота реакции. Творческий учительпри проведении устного счета избегает обычных для него заданий вида: найтизначение 3 + 5, 6 + 2 и т. д.
На основе этих выражений,как ориентирует учебник И.И. Аргинской, могут быть предложены различныетворческие задания. Например: назови выражения, значение которых равно 8. Детиназывают выражения сами.
Обсуждая эти выражения,дети могут вспомнить такие математические выводы, как: выражение 7+1свидетельствует о том, что последующее число больше предыдущего на единицу; чтонужно, выполняя задание, например, с выражением 6+2, 2+6 вспомнитьпереместительное свойство сложения.
Можно использовать итакого рода задание: 12, 15, 18, 21 — что это?
«Просто ряд чисел», — ответят ученики. Или: «Эти числа можно назвать двузначными, т. к. для записипотребовалось две цифры». Эти числа могут быть значениями суммы. Учительпредлагает назвать всевозможные выражения данных сумм.
К этому же рядудвузначных чисел учитель может дать другое задание, чтобы ученик нашелследующее или предыдущее число. Такой прием можно использовать и при изучениитаблицы умножения. Представить, что эти числа — значения произведений. И опятьназовется много выражений.
Таким образом, всистеме Л.В. Занкова формирование вычислительных навыков происходит не путемнагромождения однородных повторений, а в теснейшей связи с работой мыслиребенка, с усвоением теоретических знаний.
В учебнике И.И.Аргинской раскрываются перед школьниками процессы анализа, сопоставления,рассуждения, которые дают возможность постигнуть то или иное математическое выражение.Соответственно можно сделать такое заключение, что форма изложения материала вучебнике математики по системе Л.В. Занкова приближается к беседе с учеником.
Одной из особенностейрассматриваемого учебника является то, что он нацеливает учителя на активнуюработу в классе. Но это не значит, что в нем отсутствует основа для домашнихзаданий. Однако они носят специфический характер, поскольку не направлены напрямое закрепление пройденного на уроке. Нередко они задаются в том случае,когда трудное задание в основном выполнено в классе, т. е. выработаноправильное направление для получения верного ответа, но решение может бытьпродолжено дома, если ученики захотят. Этот прием, направленный на формированиематематических знаний, в то же время способствует развитию способности приниматьсамостоятельное решение, т.е. имеет и общеразвивающее значение. Конечно, такойприем допустим в таких условиях, когда за домашнюю работу не ставится отметка,а работа подвергается содержательному анализу, что и происходит в системе Л.В. Занкова.
Методика работы поматематике в системе Л.В. Занкова при правильной ее реализации зарекомендоваласебя и доказала высокую эффективность для усвоения математических знаний иразвития мышления.
Заключение
Система Занковаохватывает лишь начальное звено обучения, исходя из того, что именно оно имеетрешающее значение. Целенаправленная работа над развитием внутреннего потока сили внешнего влияния — исходное положение системы. Не развитие памяти, внимания,воображения, а общее развитие личности — ума, воли и чувств. В основу системылегли разработки видного психолога Л.С. Выготского, суть которых заключалась втом, что обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенностидетского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка, Развитиепредполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощьвзрослых — не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения.Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в немчеловека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, чторазвитие ребенка идет неравномерно. Система охватывает не только классную, но ишироко поставленную внеурочную работу.
В 1957 г. Л.В. Занков исотрудники его лаборатории приступили к психолого-педагогическому исследованиюпроблемы „Обучение и развитие“. Этой работе ученый посвятил последние20 лет своей жизни, над этой проблемой сейчас продолжают работать его ученики ипоследователи.
Принципы концепции — обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрымтемпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работанад развитием всех учащихся — и самых слабых, и самых сильных. Принципыдействуют только в комплексной системе обучения. Перенесенный в обычную программупринцип более высокой трудности дал обратный результат — перегрузку. Система нерассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения иразвертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет толькоинтенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональнымпереживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общемвиде, что побуждает детей мыслить. Проверка эффективности применения этойсистемы обучения дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и развитиядетей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам.
Л.В. Занков большоевнимание уделял математике и указывал, что, работая по учебнику, учитель долженвсегда помнить, что этот учебник нацелен не только на приобретение школьникомзнаний и навыков по математике но, прежде всего на достижение возможно болеевысоких результатов в общем развитии детей.
Главными задачамиизучения математики в системе Л.В. Занков выделял:
— достижениеоптимального результата в общем развитии каждого школьника, его ума, воли,чувств, нравственной сферы;
— формированиепредставления о математике как науке, способствующей познанию окружающего мирачерез обобщение и идеализацию реально происходящих в нем явлений;
— овладение знаниями,умениями и навыками, предусмотренными программой.
В основе системы лежитидея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей бездвоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям ипотребность в их самостоятельном поиске. Именно поэтому система академика Л.В.Занкова получила наибольшее признание педагогов российских школ.
Список используемойлитературы
1. http://festival.1september.ru/articles/100776/
2. http://www.zankov.ru/search/article=621/
3. АргинскаяИ.И. Математика. Методическое пособие к учебнику 1-го класса четырехлетнейначальной школы. – М.: центра общего развития, 1999. – 104 с.
4. ЗанковЛ.В. Избранные педагогические труды. — М.: Дом педагогики, 1999, с. 107.
5. Занковскиечтения. Опыт. Достижения. Перспективы: Материалы первых ВсероссийскихЗанковских чтений. – Самара: Издат. дом «Федоров». 2005 – 400 с.