Реферат по предмету "Политология"


Социально-политические и политико-психологические предпосылки нацизма

«Нет у человека заботы мучительнее, как найти того,
 кому бы передать поскорее тот дар свободы,
 с которым это несчастное существо рождается».
Ф.М. Достоевский
Истоки национального неравноправия кроются в глубине веков. На протяжениивсей истории человечества происходили различные события, которое соотносятся спонятием национализма. Со временем возникали крайние формы проявлениянационального или расового неравенства (шовинизм, фашизм, нацизм). Конечно,самым ярким и жестоким проявлением нацизма стал его расцвет в 20-х годах XX века, как известно, закончившийся поражением этойидеологии по завершении II Мировой Войны. Однако исейчас проблема существования подобных идеологий и людей, поддерживающих такиеучения, стоит довольно остро. И легко можно встретить различные течения,основывающиеся на нацистской идеологии.
На эту тематику написано множество книг, в которых рассматриваютсяразличные причины этого явления. В этом эссе раскрываются основные из них:социально-психологические и политико-психологические. Нацизм – это прежде всегопсихологическая проблема, но сами психологические факторы могут быть понятылишь при учете их формирования под воздействием факторов социальных иполитических, и наоборот.
Как наиважнейшим фактором, в цепочке взращивания в индивиде нацистскойидеологии, следует выделить инстинкт власти и силы (разрушения, насилия).Достижение власти определяется разными целями. В одном случае, человекдобивается власти для совершенствования своей нравственности,  в другом –власть выступает как самоцель. Во втором случае власть является способомудовлетворения потребностей человека в силе, насилии. Таким образом, действия людей, стремящихся к власти, нормальны только дотого момента, когда целью этих людей является их благополучие в рамках класса илисоциального слоя как основных естественных социальных подструктур. За этимпределом власть становится самоцелью для отдельных людей, организованных вспециально предназначенные для достижения этой цели объединения. Властьво всех ее проявлениях является архетипом, унаследованным от тех времен, когдалюди убивали друг друга, чтобы выжить.
У разных людей инстинкты власти и силы находятся на различной «глубине»психики. Однако, известно,  что не существует ни одного индивидуума, вструктуре которого не содержались бы элементы нацистского восприятия имышления.
Таким образом, в каждом из нас существует это начало, однако будетпроисходить процесс «оголения» этого слоя психики, или нет, зависит уже отсоциально- и политико-психологических факторов.
Первейшими основания (после общего у всех инстинкта власти) являютсятакие социальные факторы как семья, дальнейший процесс социализации индивида.
Через власть проходит организация человеческих отношений на всех уровняхи во всех без исключения их разновидностях, начиная с семьи и заканчиваяполитической системой государства. Именно поэтому в семье определяются ключевыенаправления развития личности. Семья определяет направление развития личностичеловека. Социальный статус, род деятельности родителей, состав семьи и т.п. –все это непосредственно влияет на становление личности, характера индивида, егоинтересы. Как показала история, группу риска составляют небогатые люди, низшиеслои среднего класса и вообще деклассированные. Именно эти люди являютсяпорабощенными, стремящимися к власти, протестующими. Власть для них – самоцель:придя к власти они лишь удовлетворяют свои потребности и доказывают себе, чтообладают огромным могуществом, становясь при этом пародиями на «настоящих»властителей мира.
Эти люди, как правило, социально неполноценны. Речь идет не столько оматериальном превосходстве, сколько об интеллектуальном. Эти люди, вбольшинстве своем,  не способны к освоению умственных и духовных ценностей; оничувствуют себя ущербными, испытывая зависть к более образованным и духовноразвитым людям. Именно нацизм, пропагандирующий антиинтеллектуализм, применениесилы, дает таким людям возможность выразить свой протест и заявить о себе.
В современном процессе социализации личности важную роль играет школа. Вомногом именно в стенах школы в психике ребенка происходят процессы, при которыхинстинкт силы может дать о себе знать. Но даже если этот инстинкт непроявляется, это совсем не значит, что потребности во власти и силе никогда непроснутся. Ведь максимально благоприятные условия для развития такихличностно-психологических качеств формируются в обстановке дестабилизациисоциально-групповых связей людей и кризиса социальной системы. В моментысоциальных кризисов общество становится разобщенным, возрастают одиночество идезориентация личности, превращающие в тяжкое бремя вдруг обретенную ею свободуот социальных норм и связей, усиливается поиск личностью таких способовжизнедеятельности, которые одновременно позволили бы ей обрести максимальнопростые ориентиры, противостоять обесценившимся общественным нормам иинститутам, включиться в общность, обладающую соответствующими качествами.  Индивидуумстремится потерять себя, избавиться от бремени свободы, ведь иначе он чувствуетсебя покинутым, неприкаянным. Людей, по структуре своей мотивации и интеллектасклонных к упрощению образа мира, агрессивному восприятию «чужих», приоритетусилы, поиск того места, где он будет чувствовать себя защищенным, приводит вряды нацистских организаций.   Ведь для выходца из среднего класса нет ничеготяжелее, чем чувствовать себя одиноким, не принадлежащим ни к какой большойгруппе, с которой он может себя отождествлять. Именно поэтому множество людей,кому были чужды принципы нацизма в Германии в 30-х гг., все же потянулись заГитлером, не желая чувствовать себя покинутыми и отделенными от Германии. Ктому же это сопровождалось поражением в войне и падением монархии. Ведь доэтого вся жизнь человека из низших слоев среднего класс строилась на незыблемойоснове, в роли которой выступала монархия, на смену размеренной жизни пришелполный хаос, все прежние идеалы исчезли. А для таких людей, с их узостьюмировоззрения нацистская идеология имела эмоциональную притягательность (слепоеповиновение вождю, жажда власти, ненависть к расовым меньшинствам и т.п.).
Социальные несправедливости, как известно, являются причиной классовойборьбы. Однако, эта борьба для людей определенного типа превращается в борьбуза власть как самоцель. Эти несправедливости порождают ненависть ксуществующему порядку вещей со стороны классов, занимающих подчиненноеположение в социально-экономической иерархии, что также служит питательнойосновой для нацизма. 
Но одних лишь социально-психологических причин недостаточно для полногопроявления инстинкта власти и практического удовлетворения этих потребностей.Поэтому выделяются еще и политико-психологические основания. К таким основаниямфашистских настроений в обществе можно отнести политические кризисы икатастрофы, экономические кризисы, различные ситуации, при которых происходитдестабилизация государственного режима. Все эти ситуации сопровождаются, какправило, кризисом доверия к власти. Появляются массы недовольных, вернее, они итак были, но политические кризисы только дают им еще один повод выразить свойпротест и удовлетворить свои потребности в силе.
Для масс главное, чтобы нашелся один харизматический лидер, способныйповести за собой всех недовольных, потому что массы не хотят и не умеют братьна себя ответственность. Когда эти люди приходят к власти, то им надо постоянноподдерживать уверенность людей в правильности этой идеологии, т.е. им нужнакакая-то основа. Такой основой становится образ врага, т.е. объект ненависти,который нужно уничтожать.
В западной Европе возникновение нацизма было непосредственно связано скризисом либерально-демократических и гуманистических ценностей, вызваннымпервой мировой войной, с обусловленным ею взрывом националистическихнастроений, особенно в странах, потерпевших поражение. В той сложнойполитической и социальной ситуации в Германии найти «врага» было несложно.Собственно говоря, массам было все равно кто им станет. Им нужен был лишьобъект, который можно подчинить себе, применять к нему свои садистские начала,просто ненавидеть. Учитывая то, что Германия заключила невыгодный ей мирныйдоговор, врагом стали соседние европейские страны, поделившие между собойнекоторые немецкие территории. Как известно, самыми жестокими преследованиямисо стороны немецких фашистов подвергались евреи. Еврейскому населению досталасьроль «козла отпущения», на которого свалили все финансово-экономические беды,преследовавшие Германию. Еврейский капитал заполонил банковскую систему,поэтому Гитлер обвинил евреев в подрыве немецких национальных традиций,германской государственности. Гитлер также говорил о всемирном заговоре евреев,это стало еще одним фактором, сделавшим другие европейские государства врагомгерманского народа.
В роли врага могут выступать народы, проживающие во враждебномгосударстве, конкретные этнические группы в самой  стране, каким-либо образоммешающие или просто не нравящиеся остальному населению государства. Здесьследует отметь, что в таком случае в роли группы риска, где могут формироватьсянацистские или национал-патриотические настроения, выступают не только низшиеслои населения, но и вполне благополучные люди. Примером может служитьсегодняшняя ситуация в России (по крайней мере в Москве). Все теракты создаютдестабилизацию, и не только политическую, но и социальную. А, как известно,следы терактов ведут на Кавказ, в этой связи у многих людей далеко не из низшихслоев просыпается ненависть ко всем так называемым «лицам кавказскойнациональности». Заявления некоторых политиков, о том, что надо уничтожать или,по крайней мере, выдворять всех приезжих, имеют огромную популярность унаселения. Фактически, в Москве сейчас сложилась благоприятная обстановка дляпробуждения нацистских настроений и создания в больших количествах различных неонацистскихорганизаций. Ведь присутствуют все нужные компоненты: определенный слой людей,готовых в любую минуту начать «сражаться за родину», внутренний враг, элементыдестабилизации. Вообще, нынешняя ситуации очень опасна именно потому, что проявленияинстинктов власти и силы выходят за рамки приспособленного для этогомалообразованного слоя населения. Это явление становится все более масштабным,тем самым угроза глобального пронизывания нашего общества нацистскиминастроениями становится все реальнее.
В нашем, многонациональном, государстве такие настроения уже далеко нередкодают о себе знать. Бороться с ними довольно сложно, ведь даже в идеальномобществе все равно остаются такие мысли, как бы глубоко запрятаны они ни были.Единственное, что можно делать, это сокращать вероятность возникновениякаких-либо социально-экономических и политических кризисов и дестабилизирующихситуаций.
Список литературы:
1.   Фромм Э. «Психология нацизма»
2.   Райх В. «Психология фашизма»
3.   Дилигенский Г. «Социально-политическая психология»
4.   различные заметки и статьи из интернет-сайтов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.