МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Реферат
по Международному бизнесу
на тему: «Страновые риски Италии»
Краткая информацияоб Италии
Ита́лия, официальноеназвание — Италья́нская Респу́блика— государство на юге Европы, в центреСредиземноморья. Страна названа по этнониму племени италики.
Граничит с Францией на северо-западе(протяженность границы — 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) — насевере и со Словенией — на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границыс Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км).
Занимает Апеннинский полуостров,Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.
Италия входит в число государствШенгенского соглашения.
Основано 2 июня 1946. Официальныйязык — итальянский. Столица — Рим. Крупнейшие города: Рим, Милан, Неаполь, Турин.
Форма правления — Парламентскаяреспублика. Президент — Джорджо Наполитано. Премьер-министр — Сильвио Берлускони.
Территория: 69-я в мире.
— Всего: 301 230 км²
— % водной поверхности: 2,4
Население: 22-е в мире
— Всего (2009): 60,157,214чел.
— Плотность: 196 чел./км²
ВВП: 10-й в мире.
— Итого (2008): 2,330 трлн.$
— На душу населения: 39 565$
Этнохороним: итальянец, итальянка,итальянцы
Валюта: евро [1].
Внешняя политикаИталии
Вплоть до 1861 года Италиябыла раздроблена, посему многочисленные итальянские государства вели собственнуювнешнюю политику, ориентируясь на соседние мощные государства.
С 1861 года политика объединённойИталии была направлена на присоединение областей с проживающими там итальянцами,а именно — Папскую область, Трентино, Истрию, Далмацию. Также Италия стремиласьсоздать собственную колониальную империю. Во время франко-прусской войны 1870 годаИталия присоединила Папскую область. Далее ориентировалась во внешней политике наГерманию, так как желала укрепиться в Тунисе, на который также претендовала Франция.Однако из-за желания присоединить Истрию и Трентино, Италия вступает в противостояниес Австро-Венгрией в конце 19 в. — начале 20 в.
С 1914 Италия ведет переговорыс Антантой, состоя в союзе с Германией, торгуясь с ними. В итоге в 1915 году страныАнтанты обещают Италии желанные территории, если она согласится выступить на сторонеАнтанты. И в 1915 Италия нападает на Австро-Венгрию. По результатам Парижской мирнойконференции 1918 года Италия получила Истрию, Трентино и ряд островов в Адриатическомморе. После Первой мировой войны у Италии появился новый соперник — КоролевствоСербов, Хорватов и Словенцев, в 1929 ставшее Югославией.
После прихода фашистов к властивнешняя политика Италии становится крайне радикальной. Конфликты с Югославией становятсяактуальными вплоть до окончания Второй мировой войны, по результатам которой Италиявернула Далмацию и Истрию Югославии, предоставила независимость Албании. После Второймировой войны политика Италии была пассивной, страна следовала в русле НАТО и СШАв частности. В стране доминировало представление о роли Италии как о роли «среднейдержавы». В конце 80-х эта идеология начала меняться в связи с событиями в соседнейЮгославии. Италия начала уделять больше внимания процессам на постъюгославском пространствеи в целом в Средиземноморье.
Италия принимала участие вБалканской операции НАТО, в Косовской операции, а также отправила своих солдат вИрак и Афганистан.
Именно после кризиса в Косовопроизошла трансформация идеи «средней державы» в идею «мира протагонистов», то естьмира, в котором Италии отведено важное место. Позже Италия объявила Балканы зонойсвоей «ответственности» в рамках НАТО.
К внешнеполитическим приоритетамИталии относятся: Средиземноморье, Балканский регион, США, Европейский союз, страныЦентральной и Восточной Европы, Россия [1].Риски Баллы Политический риск 20 Экономический риск 15 Социальный риск 15 Энергетический риск 20 Экологический риск 15 Всего 85
Политическийриск
Более десятилетия Италия управляласьдвухполярной политической системой. Избиратели могли выбирать между коалицией левогокрыла или коалицией правого крыла. Разочарованные действующим правительством моглиголосовать за оппозицию. А наличие жизнеспособной альтернативы оказывало дисциплинирующеевоздействие на политиков.
Сейчас существует высокийриск того, что итальянские политики вернутся к своим старым привычкам.
Правительство Сильвио Берлусконив одном из последних актов должно было заменить мажоритарную избирательную систему,введённую в 1993 году, пропорциональной. Новая избирательная система изменяет средствапоощрения политиков и может стать причиной возврата к чередующимся коалициям и нестабильномуправительству. Данный исход ускорится, если Берлускони, что вероятно, отойдёт отполитики на предстоящий избирательный срок [2].
Экономическийриск
Италия, как полагаютнаблюдатели, переживает полосу стагнации. Экономический рост в стране довольно неожиданносократился во втором квартале этого года, приближая риск четвертой по счету рецессиина Апеннинах за последние 10 лет. Об этом говорится в официальном коммюнике национальногостатистического института ИСТАТ.
По сравнению спервым кварталом 2008 г. в Италии зафиксировано уменьшение ВВП на 0,3%, тогда какрост в первом квартале составил 0,5%. В первом квартале 2008 г. экономика Италиипоказывала пусть и небольшой, но рост. По сравнению с тем же периодом годом ранееВВП увеличился на 0,3%, а по сравнению с предыдущим кварталом — на полпроцента,отмечают финансовые эксперты. Они подчеркивают, что экономика Италии, входящей взону евро, занимает четвертое место в Европе, но считается одной из самых медленноразвивающихся среди всех стран Евросоюза [3].
Социальныйриск
В течение последнегодесятилетия ХХ века проблемы социальной сферы в Италии выдвинулись на первый план.Существенным толчком для перемен в системе социальной защиты стали возрастающиепроцессы европейской интеграции, направленные на сближение социально-экономическихпараметров стран — участниц Европейского союза.
На сегодняшнийдень система социальной защиты Италии характеризуется рядом нерешённых вопросов.Одна из основных проблем социальной политики Италии — традиционное различие в доходахнаселения в северных и южных регионах, что отражается статистикой по безработице.На фоне общей безработицы в Италии уровень безработицы на севере страны составлялоколо 7,5% (что приближается к среднеевропейским величинам), а на юге — более 20%.Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую в условиях итальянской системысоциального страхования начинают играть некоторые виды. Прежде всего это касаетсяпенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах, помимо своего основногоназначения, выполняет роль пособия по безработице и социальной помощи.
Для Италии характернаболее высокая, чем в других странах Западной Европы, доля незанятых женщин, числокоторых в общей численности безработных составляет 16% (что почти вдвое превышаетуровень мужской безработицы — 9% и молодёжи, уровень безработицы среди которой такжевысок — 12,4%).
Отрицательнуюроль в итальянской системе социальной защиты играет одновременное существованиеплохо социально гарантированных секторов экономики и секторов, в которых благодаряопределённым обстоятельствам (например, широкое развитие профсоюзного движения,особенно на севере страны) гарантированность социальных услуг более высока. Крометого, сюда также относится и неудовлетворительная защита от рисков людей, которыепо различным причинам оказались без каких-либо доходов. В силу этих, а также рядадругих обстоятельств итальянская социальная политика часто характеризовалась как«рудиментарная».
Серьёзную проблемупредставляет собой асимметричная структура социальных расходов. Это проявляется,в частности, в том, что наиболее крупную долю социальных расходов составляет пенсионноеобеспечение — 15,4% ВВП (при среднеевропейском уровне — 11,9%), тогда как на поддержкусемьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительнонезначительные средства (около 0,8%). По этой причине Италию иногда называли странойпенсионеров.
Основные видыминимального социального обеспечения в Италии – это социальная помощь неимущим втрудоспособном возрасте и социальные пенсии по старости. Хотя предоставление “минимальныхдля жизни средств” декларируется в итальянской Конституции, в Италии отсутствуетвсеобщее сходное, например, с немецкой системой социальной помощи, социальное обеспечениедля людей в трудоспособном возрасте. Правовая регламентация этой проблемы лежит,как правило, в компетенции регионов, решающих вопросы предоставления социальнойпомощи в зависимости от собственного бюджета. Подобная несовершенная защита от рисков,например при долговременной безработице, представляет собой существенный пробелв итальянской системе социального обеспечения.
Таким образом,тенденции развития социальной политики в Италии 90-х годов ХХ века были связаныс двумя особенностями. С одной стороны, критерии сближения Европейского союза обуславливалипроведение жёсткой рестриктивной политики в социальном секторе. С другой стороны,несовершенно итальянской социальной системы делало очевидным необходимость расширениятех сфер социального обеспечения (семейная политика, страхование по безработице,социальная помощь), которые были традиционно слабыми в общей системе социальнойзащиты [4].
Энергетическийриск
В отсутствие достаточных собственныхзапасов энергетического сырья, решение проблемы эффективного и надежного обеспеченияэнергоресурсами играет для Италии особую роль. Политика итальянского правительствав области энергетики направлена, прежде всего, на диверсификацию источников снабжения,расширение стран-поставщиков с целью минимизации политических и экономических рискови создания конкурентной среды, повышения в энергобалансе удельного веса природногогаза.
Необходимо отметить, что ведущаяэнергетическая группа Италии — ЭНИ, исходя из стратегических интересов обеспечениястраны энергоносителями, прежде всего нефтью и газом, проводит достаточно активнуюполитику на внешних рынках. В течение 1997г. ЭНИ открыла и получила право на обустройствои эксплуатацию новых месторождений нефти и газа в Египте, Анголе, в Северном море(Великобритания, Норвегия, Голландия). Среди приоритетных регионов дальнейшей производственнойэкспансии ЭНИ — Россия (в 1998r. ЭHИ пoдпиcaлa с РАО соглашениео стратегическом сотрудничестве), Казахстан, Азербайджан, страны Африки и БлижнегоВостока. В 1997г. группой разработана программа на период 1997-2000гг., предусматривающаяобщий объем инвестиций в размере 36 трлн. лир (около 20 млрд. долл.), 40% которыхбудет осуществлено за рубежом, главным образом, в разведку и добычу углеводородногосырья [5].
Экологическийриск
Резкий скачок в развитии правовогорегулирования охраны окружающей среды в Италии произошел в конце 90-х годов. Этосвязано с тем, что высшие органы ЕС стали оказывать активное давление на правительствоИталии. Это давление оказывается и на сегодняшний день. Так, Европейская Комиссиянамерена передать дело о мусорном кризисе в итальянской области Кампанья в Европейскийсуд. Именно мусорный кризис в Неаполе и в прилегающих регионах стал одной из причинсмены правительства в Итальянской Республике. А массовые протесты населения, перешедшиев беспорядки, заставили задуматься об эффективности системы переработки мусора нетолько итальянских чиновников, но и европейских. При этом следует отметить, чтокризис не явился неожиданностью, так как проблема с мусором в южных регионах странысуществует уже около 15-ти лет. Основным виновником данного кризиса многие специалистысчитают организованную преступность (мафию или, как стали называть эти структурыв СМИ, экомафию), которая зарабатывает огромные деньги на незаконном обороте отходов.Итогом противостояния властей и жителей Неаполя стало решение о строительстве дополнительныхмусоросжигающих заводов, привлечение армии для уборки города и противостояния демонстрантам,арест и увольнение нескольких десятков чиновников и обещание решить проблему в течениедвух-трех лет. Эта ситуация служит наглядным примером того, как недостаточная волягосударственных органов и нежелание уделять внимание экологическим проблемам могутпривести к катастрофическим последствиям [6].
Литература
1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F
2. www.project-syndicate.org/commentary/tabellini10/Russian
3. elvisti.com/node/78260
4. www.spf.bsu.ru/main.php?go=pubs.php&stat=0213
5. www.italia.polpred.ru/?cnt=66&art=8836
6. law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1303190