Кемеровскийгосударственный университет
Курсовая работапо предмету «Педагогика»
Тема: Современнаяшкола как социальная система и как объект управления
КЕМЕРОВО-2009
Содержание
Введение
ГлаваI. Педагогическая система «школа» втеории педагогики
1.1Понятие педагогической системы в педагогической литературе
1.2Компоненты педагогической системы и их характеристика
1.3Цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях
ГлаваII. Современная школа как объектуправления
2.1Органы управления современной школы
2.2Функции директора и завучей школы
2.3Функции совета школы
Заключение
Списоклитературы
Введение
Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а вопределенной социальной среде. Она является сложной целостной системой, активновзаимодействующей с внешней средой.
Тем не менее, школа, как образовательное учреждение, входит в болееширокие образовательные системы, являясь составной частью муниципального,регионального и федерального образовательных комплексов.
В связи с этим одной изважнейших для обеспечения эффективности работы школы является деятельность поуправлению образовательными системами, в которые она включена. Еежизнедеятельность в значительной степени обусловлена воздействиями, идущими изширокого окружения.
От руководителясовременной школы во многом зависит не только четкое и слаженноефункционирование ее звеньев внутри, но и то, как будет осуществлятьсявзаимодействие школы с образовательными системами, частью которых она является.
Таким образом,формирование представлений о важности управленческого труда, о его влиянии нажизнедеятельность школы, как части всей образовательной системы, о целостнойработе руководителя и обусловливает актуальность темы «Современная школа каксоциальная система и как объект управления».
Объектом исследования вкурсовой работе является: современная школа как социальная система.
Предметом — процессуправления в современной школе.
Поставленная в работецель обусловила ряд задач, а именно:
— сделать теоретическийобзор понятия педагогической системы в педагогической литературе;
— рассмотретькомпоненты педагогической системы и их характеристику;
— рассмотреть цели,задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях;
— изучить современнуюшколу как объект управления, в том числе – проанализировать:
— органы управлениясовременной школы;
— функции директора изавучей школы
— функции Совета школы.
Курсовая работавключает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, содержит 1схему и состоит из 33 страниц.
Глава I.Педагогическая система «школа» в теории педагогики
1.1 Понятиепедагогической системы в педагогической литературе
Впедагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто вразных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения,воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этоготермина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл.
Система- выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множествовзаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единствауправления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление[1].
Какискусственная, специально, в силу объективных законов развития общества,организованная, педагогическая система находится под постоянным «контролем»общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является[5].
Нопоскольку взаимодействие по линии метасвязи (внешней для педагогическойсистемы) идет не сплошным потоком, а избирательно (отдельными гранями,свойствами), то изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптациянаходятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный моментнаправлено воздействие общества: на укрепление материальной базы,совершенствование содержания образования, заботу о материальном положенииучителя и т.п.[18].
Важнозаметить, что именно этот механизм вскрывает природу взаимодействия компонентовпедагогической системы и является своеобразным ключом для понимания многихтипичных ошибок в принятии управленческих решений в сфере народного образованияна всех уровнях. Причины многих неудачных попыток совершенствованияпедагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованиюэлементов.
Педагогическиесистемы можно представить как:
— систему воспитания;
— систему образования;
— система воспитательной деятельности учителя и т.д.
Впедагогической литературе понятие «педагогическая система» представлено вразличных аспектах.
Так,Б.С. Гершунский предлагает следующее определение: «Педагогическая системаобъединяет целостные педагогические объекты — личность воспитуемого,воспитательно-образовательный процесс, воспитательно-образовательную систему,систему педагогического управления»[3].
В.С.Ильин рассматривает педагогическую систему, которая объединяет многие педагогическиепроцессы: систему внешкольной работы с детьми, систему воспитательно-образовательнойработы школы, систему работы коллектива учителей с учащимися отдельного класса,систему обучения циклам предметов, систему уроков, систему формирования умений,качеств личности, систему работы классного руководителя и т.д.
М.М.Поташникназывает следующие структуры педагогических систем: управленческая(программирование, планирование, организация, регулирование, контроль,стимулирование, корригирование и анализ; деятельностная (мотивы, цель,содержание, формы, методы, результаты); содержательная (в основе лежатнаправления воспитания — нравственное, гражданское, трудовое, физическое,эстетическое и др.); возрастная (воспитательная работа с младшими школьниками,подростками, старшими школьниками); субъектные (деятельность учителя — родителей — школьников); типы коллективов (школьный — педагогический — классныйи т.д.)[8].
Ю.П.Сокольниковдает следующую характеристику педагогической системы: они существуют какотносительно устойчивые объединения людей и их упорядоченные совокупности,имеющие определенную организацию [12].
Помнению Т.Н. Шамовой, под педагогической системой понимается социальнообусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой,окружающей средой и ее духовными и. материальными ценностями участниковпедагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности [16].
Существуети другое определение данного понятия: «Педагогическая система — этосовокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых длясоздания организованного и целенаправленного педагогического влияния наформирование личности с определенными качествами, необходимыми как самойличности, так и обществу» (В.П.Беспалько)[1].
Вэтой связи компонентами, педагогической системы выступают: учащиеся, целивоспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/илитехнические средства обучения, организационные формы педагогической работы.
Признакилюбой системы:
— наличие компонентного состава, структурность;
— многоуровневость, иерархичность;
— присутствие системообразующего компонента;
— зависимость функции каждого компонента и определение его места в системе;
— обусловленность действия системы свойствами ее структуры;
— несводимость свойств системы к простой сумме свойств ее компонентов;
— взаимосвязь с другими системами, способность входить в состав более широкихсистем и содержать в себе более мелкие.
Б.С.Гершунский отмечает следующие признаки системы: целенаправленность; управляемость;сложная иерархическая структура организации; наличие интегральных свойств;многосвязность; многокритериальность[3].
Такили иначе, но система характеризует определенную упорядоченность объектовотносительно поставленных целей.
Известно,что школа является самостоятельной социально-педагогической системой.
Особенностьюшколы как системы является ее тесная связь с внешней средой. Можно выделитьшесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная;производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая;культурная; духовно-нравственная.
Задачалюбого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистемдля воспитания и развития личности.
Процесссамодвижения образовательного учреждения может идти двум ми. Первый путь, когдаобразовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает своипроцессы, не разрушая целостности, и второй — когда образовательное учреждениесамо может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели.Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть самохорошо организовано.
Системныеобразования бывают различными по содержанию: механическими, биологическим,социальными, педагогическими.
Педагогическиесистемы являются открытыми, так как между ними и окружающим миром происходятинформационные процессы. Это системы функционирующие в условиях постояннойизменчивости факторов окружающей среды. Будучи активными в реализации целей,педагогические системы определяются как целеустремленные и целенаправленные.
Отличительнымпризнаком всех целеустремленных систем является их полифункциональностъ, т.е.способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижениярезультатов.
Существеннымдля педагогических систем является:
— целенаправленность любой системы;
— динамичность, постоянное развитие, изменение и отдельных компонентов, и системыв целом;
— способность к саморегуляции и самоорганизации.
Рассмотрениесущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видовогомногообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.
Общество,формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания какнаиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемамиимеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательныефункции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой(системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа.Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих цельювоспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовкивоспитателей — средние специальные и высшие педагогические учебные заведениякак педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональнойквалификации, общество создает разного уровня педагогические системыпрофессиональной подготовки и повышения квалификации.
Видыпедагогических систем различаются не своими сущностными характеристиками (онисовпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностямиорганизации и функционирования. Так, в системе дошкольного воспитания основнойявляется педагогическая система «детский сад», а ее вариантами — педагогическаясистема круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем ит.п.[4].
Всистеме общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа»с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный(школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом,суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы«школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи идр.
Аналогичноварианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системепрофессионального образования. К особым педагогическим системам есть всеоснования отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные,спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).
Вспециальной литературе термин «педагогическая система» употребляется довольнонеоднозначно. Во многих случаях под него подводятся отдельные составные частипедагогического процесса, совокупность организационных форм и т.п. Например,кружки, секции, клубы, трудовые объединения школьников, детско-юношескиеобщественные организации.
Широкоехождение и тоже с неоднозначным смыслом наряду с понятием «педагогическаясистема» в педагогической литературе (особенно в последние годы с появлениемтак называемых авторских школ) имеют понятия «воспитательная система» и «дидактическаясистема».
Приэтом традиционные понятия «система воспитания» и «система обучения» нетождественны им, хотя сплошь и рядом можно видеть смешение этих разнящихся посмыслу понятий.
Если«система воспитания» и «система обучения» относительно самостоятельные, условновыделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектическойвзаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы — средстваэффективного решения школой своих задач[12].
Воспитательнаяи дидактическая системы не что иное, как педагогическая система в динамике, какпедагогический процесс. Термины «воспитательная система» и «дидактическаясистема» выражают те доминирующие задачи, для решения которых они создаются;это, однако, не означает, что в первом случае не предусматриваются элементыобучения, а во втором не предполагается воспитание в процессе обучения.
Любоеобразовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционныеподходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторскойшколой.
Кним по праву можно причислить педагогические системы Я.А.Коменского,К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А.Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современныхпедагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.
Итак,мы прибегли к столь обширному цитированию по двум основным причинам:
1.Это дает возможность показать пестроту в системных педагогическихисследованиях.
2.Всю совокупность приведенных представлений о педагогической системе будемсчитать единым этапом нашей работы.
Несмотряна разночтение в определении «педагогическая система», многочисленныепедагогические системы подчинены общему закону организационного строения ифункционирования как процесса. Так или иначе, общим положением в указанныхопределениях является то, что взаимосвязанные структурные компоненты системобъединены одной целью — всестороннего и гармоничного развития личности.
1.2 Компонентыпедагогической системы и их характеристика
Термин«система» всегда соотносится с чем-то целым, состоящим из отдельных частей,элементов, компоненты, входящей в систему, образуют состав. И действительно,когда мы рассматриваем, например, школу как целостную систему, то имеем в виду,что она состоит из частей (компонентов), которыми могут выступать коллективыучителей, учащихся, родителей. А можно эту систему рассматривать черезпроцессы.
Так,в целостном педагогическом процессе можно выделить образовательный ивоспитательный процессы, протекающие на уроке и во внеурочное время. Такимобразом, первым признаком системы является наличие в ней элементов, минимальныхединиц, имеющих предел делимости в рамках данной системы.
Всложном вопросе о компонентном составе педагогических систем средиисследователей нет единства взглядов. Это объясняется тем, что выборкомпонентов, т.е. подсистем, может иметь различные основания, является визвестной мере интуитивным творческим актом. С другой стороны, педагогическаясистема может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс.Для представления о педагогической системе в статике достаточно выделениячетырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов)содержания образования и материальной базы (средств).
Взаимодействиекомпонентов педагогической системы порождает педагогический процесс. Другимисловами, она создается и функционирует с целью обеспечения оптимальногопротекания педагогического процесса. Функция педагогической системы — осуществление целей, которые задаются ей обществом[18].
Каждыйэлемент системы выполняет свое функциональное назначение, если будетвзаимодействовать с другими ее элементами. Например, учитель становитсяучителем не столько после окончания педагогического вуза, сколько в процессевзаимодействия с обучаемыми. Таким образом, любая система представляет собой непросто совокупность элементов, а совокупность связанных между собой,взаимодействующих элементов, расположенных в строго определенном порядке Способих связи называется структурой.
Вшколе множество систем разного порядка. Например, процесс обучения являетсяподсистемой целостного педагогического процесса, а урок — подсистемой процессаобучения.
Вто же время сам урок — это сложная целостная система. В этом заключаетсясущность иерархии. В управлении воспитательно-образовательным процессомнеобходимо учитывать взаимосвязи всех подструктур, явлений и процессов. Опорана этот общий признак систем лежит в основе всей аналитической деятельности.
Руководителями педагогам часто приходится встречаться с такими видами взаимосвязи, которыеболее всего влияют на объединение отдельных элементов в целостные системы.
Кним относятся все целевые связи, ибо цель подчиняет себе функционирование всехчастей системы (функция — исполнение, осуществление, роль, которую выполняетсоциальный институт или целевое назначение, специфическая роль в действии иразвитии каждого компонента). Цели работы школы на год, например, определяютпланирование работы всего школьного коллектива [18].
Ксистемообразующим компонентам относятся все связи управления: субординационные(по вертикали), координационные (по горизонтали), связи преемственности (междузвеньями школы, учителями, учениками и т.д.). Особую роль в управленииобразовательным процессом и т.д. имеют причинно-следственные связи, так как дляпринятия грамотного управленческого решения нужно исходить из причины: почемуэто произошло? Только на этой основе можно наметить действенные меры.
Изобласти теории систем используются понятия «состав» и «структура». Например, насовременном этапе развития школы ни у кого не вызывает сомнения, что учебноезанятие есть целостная динамическая система, структурным элементом которойявляется воспитательно-образовательный момент, воплощающий в себеучебно-воспитательную задачу, подобранные под нее и взаимодействующие методыобучения, содержание учебного материала, формы организации познавательнойдеятельности учащихся.
Составучебного занятия как системы — это набор или определенное количество, входящихв систему компонентов, необходимых и достаточных для достижения триединой целивоспитательно-образовательных моментов, а структура — способов организациисвязи между ними [18].
Следуетобратить внимание еще на один момент. Каждый компонент (подструктура), входящийв систему, чаще всего сам состоит из отдельных элементов.
Отих набора и связи зависит то, какую роль данный компонент будет играть вполучении запланированного результата. Так, если педагог правильносформулировал учебно-воспитательную задачу в том или ином учебно-воспитательноммоменте занятия, но не сумел отобрать под нее учебный материал соответствующегосодержания, то какие бы методы обучения и формы организации познавательнойдеятельности он ни применял, получить высокий положительный результат уже невозможно.
Сдругой стороны, если под данную задачу и содержание отбираются неадекватныеметоды и формы организации познавательной деятельности — реальный результаттакого занятия будет незначительным.
Уровеньцелостности системы зависит от ее целеустремленности, полноты наборакомпонентов, качества каждого компонента и плотности взаимосвязей как междукомпонентами, так и между каждым из них и целым.
1.3 Цели, задачи иособенности социальной системы «школа» в современных условиях
Школа,как и любое другое образовательное учреждение, — это целостная, открытая,взаимодействующая с внешней средой система.
Каждаяшкола испытывает на себе влияние общего социального климата, политических,правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Онакак относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или,напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будетпроявляться как адаптивная и адаптирующая система.
Вместес тем школа как система имеет свою внутреннюю среду. Это системывзаимодействия, например: учащиеся — учащиеся; учителя — учащиеся; учителя — родители и т.д.
Кроме того, это система взаимодействия,определяющегося направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, содной стороны, и, с другой — адекватным содержанием образования, формами,методами и средствами.
Целями и задачами школыкак социального института в современных условиях являются:
1.Созданиеблагоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ вполном объеме;
2.Формированиефизически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности,патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов,
3.Воспитаниегражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности передсобой и обществом;
4.Формированиецелостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылокдля вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
5.Разностороннееразвитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей,умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.
Школа устанавливаетсвязи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогическийкомплекс (схема 1).
После принятия Закона об образовании (1992 г.) внешкольные учреждения становятсясложными многоуровневыми социокультурными педагогическими системами, которыевыполняют задачи дополнительного образования, образуя сферу наибольшегоблагоприятствования для развития личности ребенка.
Разветвленная сетьвоспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей,территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена насоциальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннееразвитие и самореализацию.
Именносоциально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей,творчески и интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и имеющихумственные или психически отклонения, правонарушителей, тех, кто находится взависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве,усыновлении, и т. п.
Отдельные звеньяструктуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания,который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развитияличности, создания комфортной социально-образовательной среды в мире социума,правовой и экономической защиты, социальной профилактики.
Совместная работашколы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительногообразования, которое направлено на формирование базовой культуры личности иобеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального ифизического развития, удовлетворения его творческих и образовательныхпотребностей.
Схема 1
/> Органы социальной защиты семьи, материнства и детства
/>
Правовые органы
содействия школе
/>/>Государственные органы управления образованием
Попечительские
советы
/>
Спонсорские
организации
/>/>Территориальные детские
объединения
Учебно-производственные базы, комбинаты
/>/>Медицинские службы детства
Школа
/>/>/>/>/>/>/>
Внешкольные
детские
учреждения (центры досуга, детского творчества) Дошкольные учреждения воспитания детей
Редакции газет,
радио Семья Учреждения культуры (кино, театры, музеи, библиотеки, клубы)
Неформальные фонды и объединения
(Детский фонд,
Фонд мира и др.)
Специальные школы, студии
художественные, музыкальные, спортивные, театральные и др.)
Всовременных условиях на образовательное учреждение оказывают влияние процессы,происходящие в обществе, которые, несомненно, положительно сказываются наразвитии учреждений.
Однакоидут и другие процессы, приводящие к снижению роли общественных организаций,- ккрушению идеалов, к пересмотру ценностных ориентации в жизни молодого человека.
Всеэто требует мобилизации как внешних, так и внутренних возможностейобразовательных учреждений для нейтрализации негативных явлений.
Глава II.Современная школа как объект управления
2.1 Органы управлениясовременной школы
В педагогической наукеи практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогическийпроцесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованныйхарактер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежныхисследователей о том, что управление реально и необходимо не только в областитехнических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальныхсистем, в том числе и педагогических.
Под управлением вообщепонимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию,контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью,анализ и подведение итогов на основе достоверной информации[16].
Объектами управлениямогут быть биологические, технические, социальные системы. Одной изразновидностей социальных систем является система образования, функционирующаяв масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управлениясистемой образования в данном случае выступают Министерство образованияРоссийской Федерации, управления образования края, области или города, а такжерайонные отделы образования.
Общеобразовательнаяшкола как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольногоуправления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ееотдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общейсистемы общеобразовательной школы.
Такими подсистемамиявляются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, системавоспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, системапрофориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьнымиподсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.
Внутришкольноеуправление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействиеучастников целостного педагогического процесса на основе познания егообъективных закономерностей, направленное на достижение оптимальногорезультата.
Взаимодействиеучастников целостного педагогического процесса складывается как цепьпоследовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогическогоанализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования икорригирования [10].
Традиционноепредставление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках,как:
· целенаправленноевоздействие субъекта на объект управление;
· каквлияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней вкачественно новое плановое состояние;
· каквнедрение элементов научной организации педагогического труда и др.
Управление школойпризвано обеспечивать целенаправленность и организованность процессов вуправляемом объекте. Это свое назначение управление реализует посредствомрешения специфических управленческих задач, таких, как:
· формированиеобраза того, что должно быть;
· распределениеобязанностей и полномочий между исполнителями (построение и поддержаниеформальной структуры);
· созданиеусловий, обеспечивающих заинтересованность исполнителей в продуктивной работе;
· контрольхода работ и др.
Общим предметомвнутришкольного управления являются закономерные связи между свойствамиуправляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатамифункционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях.
Частными предметаминауки внутришкольного управления являются:
· учебно-воспитательныйпроцесс (зависимость управления от особенностей технологии, т.к. разныетехнологии требуют разной организации, разных способов планирования, контроля ит. д.);
· подборкадров, оценка их деятельности, положительная мотивация, формированиеблагоприятного психологического микроклимата в коллективе;
· процессразвития школы (при каких условиях инновационные процессы в школе будутэффективными и как создавать эти условия);
· зависимостьрезультатов управления от внешних условий (социокультурной среды).
Однако с началомактивного обращения к личности педагога и ученика, с внедрением гуманистическихидей в педагогический процесс потребовалась серьезная корректировка ипереоценка теоретических основ современного внутришкольного управления. Насмену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия,сотрудничества, рефлексивного управления.
Управлениеучебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональныеобязанности, порядок назначения или избрания которых определяется Уставомобщеобразовательной школы или другого учебного заведения.[10]
Структурауправленческих органов в школе является весьма многообразной. Условно их можноразделить на три группы.
Первуюгруппу составляюторганы коллективного управления школой — общешкольная конференция представителейучащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.
Вторуюгруппу составляютдолжностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями иподразделениями. Это — директор школы, его заместители по учебно-воспитательнойработе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, помощникдиректора по хозяйственной работе и др.
Третьягруппа включаетв себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся(учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а также родителей(родительский комитет и др.).
Наличиетакой разветвленной структуры управленческих органов в школе требуеторганизации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективноговыполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций.Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящейдеятельности. К этим принципам относятся следующие:
а)координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческихорганов в школе в планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задачи их эффективном решении;
б)демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своихруководящих функций; опора на общественное мнение педагогического иученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;
в)персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классныхруководителей, воспитателей групп продленного дня за успешное выполнение своихдолжностных функций;
г)умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать усилия педагогическогои ученического коллективов на их решении;
д) поддержаниеблагожелательного психологического микроклимата в педагогическом и ученическомколлективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе,принципиальности и сознательном отношении каждого его члена к работе;
е)тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указанийвышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованиюучебно-воспитательной работы;
ж)поощрение педагогического творчества и поиска в повышении качестваучебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовымпедагогическим опытом [16].
2.2 Функции директора изавучей школы
Первостепеннаяроль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы,как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет,положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающемунеобходимыми организаторскими способностями [17].
Всамом общем виде функциональные обязанности директора школы определены Типовымположением об общеобразовательном учебном учреждении[1],на основании которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свойУстав.
Директоробщеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональныеобязанности:
— несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требованийохраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс,осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество иэффективность работы учебного заведения;
— представляет интересы учебного заведения в государственных и общественныхорганах;
— создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;
— проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональныеобязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведенияс учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, ихзаменяющих), назначает классных руководителей;
— принимает на работу и увольняет педагогический, административный,учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;
— организует в установленном порядке рациональное использование выделяемыхучебному заведению бюджетных ассигнований; -
— по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки кзаработной плате творчески работающим учителям;
— создает условия для творческого роста педагогических работников учебногозаведения, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания,осуществления педагогических экспериментов;
— несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органомуправления образованием.
Указанныефункциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставешколы в зависимости от типа школы, территориального расположения, составаучащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы вработе с родителями и общественностью. В поле зрения директора школы находятсявопросы, связанные с ученическим самоуправлением, профориентацией, работой сродителями. В пределах своей компетенции директор школы от имениобразовательного учреждения заключает договоры и осуществляет другие действия,направленные на реализацию права владения, пользования и распоряженияимуществом школы.
Руководство отдельныминаправлениями работы в школе возлагается на заместителей директора. Этозаместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной ивнешкольной воспитательной работы, заместители директора школы понаучно-исследовательской работе, заместитель по профильным классам или поклассам с углубленным изучением отдельных предметов, заместитель или помощникдиректора школы по хозяйственной части.
Заместителидиректора по учебно-воспитательной работе отвечают за организациюпедагогического процесса, за выполнение образовательных программ игосударственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качествомзнаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей иучеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой вшколе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителейпо повышению педагогической культуры.
Обязанностизаместителей директора школы определены в Уставе школы, где обосновываетсяраспределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями поучебно-воспитательной работе.
Вкруг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (направах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениямидополнительного образования — дворцами и домами детского творчества, станциямиюных натуралистов, юных техников, клубами, другими детскими объединениями;работа с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм иметодов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи,организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержкидетским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиямиКонвенции ООН о правах ребенка.
Впоследние годы в новых типах школ — гимназиях, лицеях — по решению совета школымогут вводиться должности заместителей директора школы по новым перспективнымнаправлениям работы [16].
Например,заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными,преподавателями вузов, научными центрами по организации научных исследований вшколах, их привлечении к педагогической работе в школе, привлекает учителейсвоей школы к участию в опытно-экспериментальной работе. Заместитель директорашколы по коммерции (завуч-координатор) устанавливает связи со спонсорами,шефами, определяет источник внебюджетного финансирования. В некоторых, какправило, больших или специализированных школах может быть введена должность заместителядиректора по социально-педагогической реабилитации, который организует,контролирует и анализирует работу классов выравнивания, педагогическойкоррекции, адаптации.
Таким образом,эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит отцелесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителейадминистрации школы.
2.3 Функции Советашколы
Всоздании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в школеогромная роль принадлежит совету школы. Его функции и содержание работырегламентируются специальным Положением о совете средней общеобразовательнойшколы.
Высшимруководящим органом школы является общешкольная конференция представителейколлективов учащихся, учителей, родителей и общественности в равном количествеот каждой из этих трех категорий.
Конференцияутверждает устав школы и вносит в него необходимые изменения; разрабатываетосновные направления совершенствования и развития школы, повышения качества иэффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительныхфинансовых средств и укрепления материально-технической базы школы; принеобходимости создает временные или постоянные комиссии по различнымнаправлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия.
Конференциясозывается советом школы не реже одного раза в год.
Впериод между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы, вкоторый входят представители педагогических работников, учащихся средних истарших классов, родителей и общественности по одной трети от каждой изназванных категорий [10].
Советшколы выполняет следующие функции:
— организует выполнение решений конференций школьного коллектива;
— утверждает план развития школы;
— совместно сдиректором представляет интересы школы в государственных и общественныхорганах, а также интересы учащихся, обеспечивая социальную защитунесовершеннолетних;
— по представлению методического (педагогического) совета школы определяетсодержание, методы, средства и формы организации обучения и воспитания учащихся(учебные планы, программы, профили дифференциации обучения, трудовой подготовкии т.д.), обеспечивая при этом достижение государственного уровня требований кобразованию;
— устанавливает режим работы школы;
— осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагогических и других кадровшколы;
— проводит аттестацию педагогических работников школы, вносит предложения вквалификационную комиссию при органах народного образования о присвоенииучителям квалификационных категорий;
— поддерживает общественные инициативы по совершенствованию и развитию обучения ивоспитания;
— контролирует рациональное расходование бюджетных ассигнований на школу,формирует собственный материальный фонд школы;
— заслушивает отчеты о работе отдельных учителей, директора школы, егозаместителей, вносит на рассмотрение конференции предложения о продлении илипрекращении их полномочий;
— ограждает работников школы и администрацию от необоснованного вмешательства вих профессиональную и должностную деятельность [16].
Совет школы работает втесном контакте с администрацией и общественными организациями школы на основепринципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельностиучащихся, учителей и общественности.
Таким образом, Советшколы является органом коллективного управления школьными делами, принимающимактивное участие в решении важнейших вопросов совершенствования обучения ивоспитания учащихся.
Заключение
Впедагогической литературе понятие «педагогическая система» представлено вразличных аспектах.
Так,Б.С.Гершунский предлагает следующее определение: «Педагогическая системаобъединяет целостные педагогические объекты — личность воспитуемого,воспитательно-образовательный процесс, воспитательно-образовательную систему,систему педагогического управления».
В.С.Ильин рассматривает педагогическую систему, которая объединяет многиепедагогические процессы: систему внешкольной работы с детьми, системувоспиательно-образовательной работы школы, систему формирования умений, качествличности, систему работы классного руководителя и т.д.
М.М.Поташникназывает следующие структуры педагогических систем: управленческая;содержательная; возрастная; субъектные; типы коллективов т.д.
Ю.П.Сокольниковдает следующую характеристику педагогической системы: они существуют какотносительно устойчивые объединения людей и их упорядоченные совокупности,имеющие определенную организацию.
Помнению Т.Н. Шамовой, под педагогической системой понимается социальнообусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества междусобой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участниковпедагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности.
Существуети другое определение данного понятия: «Педагогическая система — этосовокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых длясоздания организованного и целенаправленного педагогического влияния наформирование личности с определенными качествами, необходимыми как самойличности, так и обществу» (В.П.Беспалько).
Вэтой связи компонентами, педагогической системы выступают: учащиеся, целивоспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/илитехнические средства обучения, организационные формы педагогической работы.
Несмотряна разночтение в определении «педагогическая система», многочисленныепедагогические системы подчинены общему закону организационного строения ифункционирования как процесса. Так или иначе, общим положением в указанныхопределениях является то, что взаимосвязанные структурные компоненты системобъединены одной целью — всестороннего и гармоничного развития личности.
Школаявляется самостоятельной социально-педагогической системой.
Особенностьюшколы как системы является ее тесная связь с внешней средой. Можно выделитьшесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная;производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая;культурная; духовно-нравственная.
Задачалюбого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистемдля воспитания и развития личности.
Процесссамодвижения образовательного учреждения может идти двум ми. Первый путь, когдаобразовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает своипроцессы, не разрушая целостности, и второй — когда образовательное учреждениесамо может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели.Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть самохорошо организовано.
Ведущейподсистемой (системообразующей) в системе образования являетсяобщеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогическихсистем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создаетсистему подготовки воспитателей — средние специальные и высшие педагогические учебныезаведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровнепрофессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогическиесистемы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Школа,как и любое другое образовательное учреждение, — это целостная, открытая,взаимодействующая с внешней средой система.
Каждаяшкола испытывает на себе влияние общего социального климата, политических,правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Онакак относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или,напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будетпроявляться как адаптивная и адаптирующая система.
В педагогической наукеи практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогическийпроцесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованныйхарактер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежныхисследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических,производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числеи педагогических.
Общеобразовательнаяшкола как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольногоуправления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ееотдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общейсистемы общеобразовательной школы.
Первостепеннаяроль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы.
Эффективностьуправленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности,четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы.
Всоздании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в школеогромная роль принадлежит совету школы.
Список литературы
1.БеспалькоВ.П. Общаяпедагогика. М., 2006.
2.БрудновА. Социально-педагогическая работа в школе / А. Бруднов,
В.Березина // Воспитание школьников. — 2004. — № 1. — С. 2—4.
3.ГершунскийБ.С. Педагогика.М., 2007.
4.ГребенюкО.С. Общие основы педагогики. М., 1998.
5.Ильин В. С. Системно-структурныйподход к организации обучения. — М., 1992. — С. 16.
6.КараковскийВ.А. Директор-учитель-ученик. – М., 1982.
7.КондратьеваВ. Школа и социум: грани общения/ В. Кондратьева// Народное образование. — 2004.— № 1. — С. 23—25.
8.ПоташникМ.М. Педагогическиесистемы. М., 2005.
9.СеменовВ.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования/ В.Д. Семенов.— М., 2006.
10.СимоновВ.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическимисистемами. М., 2005.
11.СластенинВ.А. Общая педагогика. М., 2008.
12.СокольниковЮ.П. Общаяпедагогика. М., 2005.
13.Справочникзаместителя директора школы по воспитательной работе / М.: Центр«Педагогический поиск», 1999.
14.Типовоеположение об общеобразовательном учебном учреждении//Вестник образования. — 2001. — № 5. — С. 14—32.
15.ХарламовИ.Ф. Педагогика. М., 2007.
16.ШамоваТ.И. Управление образовательными системами. М., 1998.
17.ШамоваТ.И… третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами.М.,2001.
18.ШмыреваН.А. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития.М., 2005.