Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности влияния средств массовой информации на студенческую молодежь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
“Особенности влияния средств массовой информации настуденческую молодежь”
 
ВЫПОЛНИЛ:
студент IVкурса, гр. И-04-2
Пивков В.А.
 ПРОВЕРИЛ:
к.п.н, доцент Кузьмина Е.Е.
Липецк – 2007
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3
ГЛАВА I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                                                                                                             5
1.1. Средства массовойинформации как проблема науки                                5
1.2 Сущность влияния СМИна сознание человека                                 12
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ
ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ                                                                                       21
         2.1. Программаисследования                                                                 21
2.2. Анализи интерпретация полученных результатов                               21                                  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                 30
ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                 32
                                                                                                                                                                                           
ВВЕДЕНИЕ.
Современное обществоможно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого являетсяинформация. Объективной закономерностью развития такого общества сталаинтенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачисообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ееобработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводяк информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать,размышлять.
Особое беспокойствовызывает факт воздействия современных средств массовой информации (в дальнейшемСМИ) на молодое поколение. То, что оно, это воздействие, сегодня во многомнегативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующимиисследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшаяобщество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческихценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров,снижение порога чувствительности – все это не в последнюю очередь обусловленосовременным состоянием средств массовой коммуникации (в дальнейшем СМК).
Данная тема особенноактуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средствмассовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории,что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственныхценностей  подрастающего поколения.
СМИ в условиях рынкаутратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формированияличности, просвещения. Сегодняшние СМИ – это бизнес, главная цель которого,извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства,позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучшихпроявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт,а сфера услуг – таким образом, сместился центр тяжести.
Объект исследования — процесс влияния средств массовой информации на сознание молодежи.
Предметом исследования –СМИ как инструмент воздействия на сознание человека.
Целью данной работыявляется изучение аспектов влияния современных средств массовой информации насознание молодежи. Данная цель достигается последовательным решением следующихзадач:
1. рассмотреть видысовременных СМИ;
2. выявить сущностьвлияния СМИ на сознание человека;
3. составить программуисследования;
4. провести исследованиеи интерпретировать его результаты;
5. сделать выводы попроведенному исследованию.
Методы исследования:
1.     анализа научной литературы;
2.     психодиагностический;
3.     качественного и количественногоанализа результатов исследования.
Экспериментальной базой служит факультет Информационныхи Социальных Технологий ЛГПУ. Исследование былопроведено в ходе письменного опроса студентов 1-4 курсов специальности “Информатика”.В исследовании приняло участие 60 человек.
ГЛАВА I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОВРЕМЕННЫХСРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
1.1.        Средствамассовой информации как проблема науки.
Средства массовойинформации представляют собой специальные учреждения, созданные для открытой,публичной передачи с помощью специального инструментария сведений любым лицам[18, c. 421]. СМИ – это относительно самостоятельная система, характеризующаясямножественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формой,методами и определенным уровнем организации. Отличительные черты СМИ – этопубличность, наличие специальных технических средств, непостоянный объемаудитории, меняющийся в зависимости от интереса к той или иной передачи,сообщения, статье.
Понятие “средств массовойинформации” не следует отождествлять с понятием “средств массовойкоммуникации”. Это не совсем верно, поскольку СМК характеризует более широкийспектр массовых средств. К ним можно отнести кино, театр, цирк и т.д., всезрелищные представления, которые отличают регулярностью обращения к массовойаудитории, а также и технические средства, такие как телефон, телеграф,телетайп и др.
Собственно журналистикапрямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации —прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведениятекста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощьюэлектромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации такжес помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательноиспользование соответствующего приемника).
Благодаря использованиюэтих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио ителевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельныхгазет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения,способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах(областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функцийжурналистики на основе своих специфических особенностей.
У печати есть свойства,по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение иособенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшейстепени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретностьвыпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодикиколеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можноделать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз всутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средствкоммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому сраспространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.
Таким образом, прессапроигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежатьзначительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража,доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы,распространяемой по всей стране.
Телевизионная спецификародилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидениевзяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния — этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экранетелевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографическийхарактер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизораможет быть воспроизведен и печатный текст.
Печать, радио ителевидение представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовойинформации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в видеи способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичныхсвойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донестидо массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную иэмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащиетолько какому-либо одному средству (кинематографическое изображение нателевидении, словесно-буквенная информация в прессе, в невизуальное звуковоесообщение на радио).
Достижения человека вобласти науки и техники позволили появиться таким СМИ как Интернет и реклама.
В последние годы наблюдаетсяускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни и на пути развитияинформационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры.Интернет – порождённая этими технологиями глобальная система поиска и передачиинформации, в СМИ играет не последнюю роль.
Реклама— информация, распространенная любымспособом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованнаянеопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объектурекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижениена рынке [22]. Реклама — это часть нашей жизни. Она является предметом изученияисследователей во многих областях. Все пытаются провести анализ, каким жеобразом реклама может так воздействовать на потребителя, чтобы он подвергсявнушению, принял на переосмысление стороннюю информацию и как результат.Эффективность рекламы зависит прежде всего от степени охвата аудитории, чтообеспечивается симбиозом рекламы и СМК. Для современных СМК реклама — один изосновных источников дохода. Однако это обстоятельство имеет один существенныйотрицательный момент — чрезмерное использование рекламы, внушение мысли о том,что приобретение тех или иных товаров сделает человека более счастливым, болеепривлекательным или будет способствовать более высокому статусу в обществе,приводит к деформации системы ценностей человека, подменяя стимулы внутреннего,духовного развития стимулами потребления.
Рассмотрение и анализфункций любой  системы социальнойдеятельности — важнейший момент ее теории.
Это связано с тем, чтопроцессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются,в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в болеешироком целом.
Вообще у СМИ огромноеколичество функций в совершенно разных сферах.
Например, Е.П. Прохоров[17, с.48-72], считая журналистику полифункциональной системой, выделяетследующие  шесть функций журналистики:
1. коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функциейжурналистики;
2.непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется рольжурналистики как «четвертой власти» в обществе;
3. идеологическую(социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние намировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознаниелюдей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
  4. культурно-образовательную, заключающуюся,по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества,участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурныхценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым  способствуя всестороннему развитию человека;
 5. рекламно-справочную, связанную судовлетворением утилитарных запросов   всвязи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм,коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);
  6. рекреативную (развлечения, снятиянапряжения, получение удовольствия).
Но следует отметить, чтонепонятно выделение автором непосредственно – организаторской функции. Ведь,поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, онавлияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение.Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИпроявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из   которых СМИ выполняют свою определеннуюфункцию.
Так, например, С.Г.Корконосенко [6, c. 53] выделяет четыре такие сферы: экономическую, политическую,духовно-идеологическую и социальную.
В каждой из этих сфер СМИиграют свои социальные роли:
1.производственно-экономическую,
2. регулирующую,
3.духовно-идеологическую,
4.информационно-коммуникативную.
Так, в экономическойобласти она становится элементом системы производства, приобретает качестватовара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение,переработка и распространение информации.
 В духовной сфере пресса выполняетпознавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всемидеологическим институтам.
Автор полагает, чторолевой подход дает возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ.Возможно, но автор считает, что быть товаром есть функция журналистики – а это,по всей видимости, преувеличение, поскольку товар – это продукт труда,способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенныйдля обмена, но каким образом журналистика может служить продуктом обмена [26, c. 176]. В данном случае это нефункция журналистики, а функция информации, которую обрабатывает журналистика.
Так же, как и сбор,хранение и т.д. информации, так как это слишком ограниченное определениефункции в социальной сфере. Автор также определяет субъектов, которые оказываютвлияние на формирование функций СМИ.
Генеральным субъектом поотношению к журналистике является общество. На удовлетворение потребностей всего общества направлены функцииинтеграциии познания, выполняемые журналистикой. Отдельные социальныеструктуры, как субъекты, своими потребностями в завоевании и удержании властиопределяют такие функции журналистики, как пропаганда, агитация, организация.Личность определяет функции ориентации, морально–психологическогоудовлетворения.
Для такого специфическоговида социальных субъектов, как журналисты, журналистика выполняет служебно-профессиональнуюи творческую функции.
Однако вызывает сомнениесамо деление субъектов, поскольку журналист может выполнять не только  творческую и профессиональные функции, нотакже использовать прессу в своих собственных интересах.
Автор полагает возможнымразличать еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию,которая состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальнуюпрактику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этомавтор не связывает эту функцию ни с одним субъектом.
Но данные авторы, по всейвидимости, отождествляют функции журналистики и функции СМИ. Функции средствмассовой информации более разнообразны  ижурналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако, различнаядеятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельностижурналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению  заседания какого-либо съезда или сессиипарламента, трансляция по телевидению или радио балета (спектакля, эстрадногоконцерта), публикация (оглашение) законодательных актов, указов и прочихнормативных актов государственных властей, трансляция урока английского (илилюбого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводкипогоды, рекламы очередного товара. То есть понятие “журналистика” можетпоявиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Толькопри этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий — элементомжурналистской деятельности.
Таким образом, различныеавторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Самоепростое разделение функций можно встретить в современных исследованиях [28]:
1. гуманитарные функцииСМИ — информирование, образование, развлечение и т.п.;
2. политические функцииСМИ — формирование массового общественного сознания и/или направленное влияниена отдельные группы населения.
 Видимо, эти функции названы политическими,поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формируетопределенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различныегруппы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходитво время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается копределенному  действию.
1.2.        Сущностьвлияния СМИ на сознание человека.
Общественное сознание –это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессеотношения людей к действительности. СМИ через воздействие на общество в целомвоздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенныеодинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ  формируется общественное мнение – состояниемассового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различныхсоциальных общностей к проблемам, событиям действительности.
Экспрессивная функция –самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимаетопределенную позицию по отношению к различным политическим системам, государственной власти, какой-либоглобальной  общегосударственной илиобщемировой проблеме. Таким образом, в данной функции общественное мнениевыступает в качестве некоей контролирующей силы по отношению к институтамвласти, т.е. обладает моральной властью, но и эта власть очень эффективна, посколькуназревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезнымпоследствиям, возможно, даже к неким государственным изменениям.
Вторая функция –консультативная. Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему итаким образом может заставить институты власти действовать определенным образомв отношении решения экономических, идеологических, политических проблем. Но этафункция будет иметь влияние на институты власти лишь в том случае, если властьприслушивается к общественному мнению. Распространению общественного мнения вомногом способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.
Третья функция –директивная, проявляется в том, что общественность выносит решение по тем илииным проблемам социальной жизни, которые имеют безусловные характер. Например,изъявление народного мнения при выборах – в данном случае народ не толькооказывает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение.
Общественное мнение вомногом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторыхсоциальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараютсяосвещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматриваютих с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественноемнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнениеформируется под воздействием различных факторов, в частности из-зараспространения идеологии и пропаганды, чем могут  заниматься и СМИ.
В практике СМИ сегодняшироко используются методы подсознательного воздействия, когда отношениеобщества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощьюстереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматическивызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию наконкретное событие.
Задача прессы в процессеубеждения — создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодарясвоей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности изаразительности.
Внушением считаютвоздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли исознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершениюопределенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек неконтролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то,к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушитьчто-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния,толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего изпринимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ,ставящая задачей внушить что-либо обществу, является  негуманной, поскольку люди не могутконтролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываютсябессильными перед подобными внушениями.
Задача журналиста можетзаключаться в большей степени в достижении собственных целей и целейорганизации, которую он представляет. Для направленного воздействия наобщественное мнение ему необходимо держать под контролем поток информации иманипулировать им. Пропаганда за многие годы отработала большое количествоприемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно  эффективны и позволяют влиять на массу определеннымобразом. Для воздействия на аудиторию журналист использует определенные методы,так, например, можно выделить  методдезинформации.
Смысл в том, что вопределенный момент в СМИ “подается” информация, зачастую являющаясяоткровенной ложью.
Во-первых, дезинформацияподается, как правило, из разных источников и западает в подсознание человека,а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важногорешения, и когда будет известна правда — цель дезинформации уже будетдостигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но методдезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современныхСМИ. Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация рациональноосмысленная и эмоционально усвоенная человеком.
Метод семантическогоманипулирования.
Предполагает тщательныйотбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либонегативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы — борцы за независимость, процветание России, они — оккупанты, поработителинарода; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними — олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенныхассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек иубеждений.
Когда утаить информациюневозможно, часто используется метод отвлечения. Общество не терпитинформационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации,необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимальносенсационном виде.  Цель новой информации– создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущейинформации.
Способ подачи информациипозволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией. Поспособу подачи материала Г.Шиллер [5, c. 117] выделяет два методаманипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации.  Сущность метода дробления (фрагментации)заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительностькаждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие междудействительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для егодемонстрации. Т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет еюэффективно воспользоваться.
Немедленность подачиинформации не только тесно связана с методом фрагментации, но и являетсяобязательным элементом его осуществления. Однако такое ложное чувство срочностисоздает ощущение чрезвычайной важности передаваемой информации, хотя можеттаковой вовсе не являться, наоборот, отвлекая внимание человека отдействительно значимой информации. Быстро чередующиеся сообщения об авиационныхкатастрофах, военных действиях, предвыборных поездках политических лидеровмешают составлению верных оценок и суждений, так как большинство важных событийобретают смысл лишь по истечении определенного времени. Один из приемоввнушения, который используется в современной журналисткой практике – созданиерезонанса, суть которого заключается в том, что используетсяпредрасположенность аудитории остро реагировать на различные расовые,национальные, религиозные ситуации. СМИ манипулирует националистическимистереотипами и негативными установками для провоцирования определенныхдействий, элементы внушения можно “подать” в любое время в “упаковке” сновостями, передачами, фильмами; можно манипулировать человеческим сознанием спомощью радио и даже путем подачи информации в определенном виде в печатнойпродукции. Эти элементы западают в подсознание человека  и заставляют его действовать определеннымобразом; поскольку взаимодействие человека со СМИ происходит ежедневно, то ивлияние на общество и на каждого человека в отдельности можно назвать оченьсущественным. Многие методы хорошо изучены и давно стали “классикой”манипулирования. Эти методы уже настолько “срослись” с деятельностью СМИ, чтостали как бы составным компонентом деятельности. В частности, воздействиемассовой информации на сознание людей нередко достигается с помощьюстереотипов, мифотворчества и имиджей.
Формирование стереотипов.
Стереотипы эффективноуправляют всем процессом восприятия информации.
Процесс восприятия — этовсего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивуюобщую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е.особым образом “подводит” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человекдолжен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбыи критического анализа.
Стереотипы формируютсяпод воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки ииндивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно,  при целенаправленном идеологическомвоздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознаниемчеловека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества вцелом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашейстраны сохранилась как стереотип “философия надежды”, ориентация на идеальныеобразцы.
Большинствоисследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ,формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки “героев”,созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее времянеким стереотипом становится человек, ориентированный на достиженчество,целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.
СМИ приучают человекамыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, чтопревратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закреплениянужных стереотипов в сознании — повторение.
Еще одним методом СМИявляется  -  в технике внушения поддержание мифов играетогромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей.Мифы очень жизнеспособны, и  ихжизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, онивоспринимаются как истина, догмат. В основе механизма мифологизации лежатподтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют подсобой реальную основу, некое реально произошедшее событие, определенныйсвершившийся факт. Быстрому их распространению часто способствует низкаяинформационная культура, склонность к некритическому восприятиюдействительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизацииинформации. Неосведомленность граждан позволяет властным структурам оказыватьчерез СМИ скрытое воздействие на общественное мнение. Если раньше свободупечати ограничивало государство, то теперь тенденции к монополизацииопределенными частными компаниями.
Еще один метод,позволяющий влиять на общественное мнение – это имидж. Функции имиджа истереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства ихарактеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж — этоискусственно сфабрикованный образ.
Имидж создается путемнавязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имиджсоздает реальную социально-психологическую установку, определяющую поведениечеловека по отношению к объекту. И, поскольку воздействует на психику человека,следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется врекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, какинструмент управления сознанием.
Сложно определитьнаиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенноецеленаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшеевлияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать идумать определенным образом.
Конечно, все зависит отпристрастности самого человека по отношению к средствам массовой информации, нодалеко не каждый будет критично воспринимать всю информацию, обрушивающуюся сгазет, радио и телевидения. всякого выбора информационную ловушку.
В контексте рассмотрениясущности влияния современных СМИ необходимо также рассмотреть влияние рекламына сознание человека
Реклама — это уже неотъемлемая частьнашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребительимеет выбор, свободен делать его. Реклама развивается тем интенсивнее, чем ширестановится выбор товаров и услуг. Отсутствие нормальных рыночных отношений,разумеется, ставит под сомнение необходимость рекламы. Сейчас ее можно увидетьи услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружныесредства массовой коммуникации. Реклама оказывает большое влияние напотребителя в выборе товаров.
В то же самое время невся реклама эффективна и оказывает желательное воздействие на человека.
У человека существуетсистема установок, стереотипов, через которые можно и нужно формировать образ,причем, в совокупности с изобразительно-выразительными средствами языка.Реклама достигнет цели лишь в том случае, если при её создании будутучитываться особенности человеческой психики. Общепринятой моделью восприятиярекламы принято считать AIDMA модель [6, c. 136], подразумевающую следующуюцепочку “Внимание – Интерес – Желание – Мотив — Действие”.
Далее реклама должнапробудить интерес потребителя, воздействуя на его интеллект или эмоции.
Если реклама привлекаетэмоционально, то, чтобы заставить человека задержать на ней свое внимание, онадолжна заинтересовать его своим содержанием, вызвать ту или иную реакцию.Например, обрадовать, заинтриговать, удивить, подбодрить. Хорошая реклама нетолько сформирует в сознании потребителя представление о продукции, создастрекламный образ, но и пробудит в нем желание воспользоваться ею, т.е.последовать неким ненавязчивым “советам”. Это, в конечном счёте, и есть еёглавная задача.
Воздействие рекламызависит и от содержащейся в ней оценки рекламируемой продукции, и отаргументации в её пользу. Если такой оценки и аргументации потребитель необнаруживает, то и влияние рекламы значительно ослабевает. Аргументы можноподразделить на объективные, логически раскрывающие сущность рекламируемойпродукции, её отличительные особенности и на вызывающие определенные эмоции иассоциации.
И как только человекосознает, что рекламируемая продукция или услуга — это именно то, что емунужно, он принимает решение, за которым и следует действие. Однако человек невсегда может рационально объяснить причину совершения покупки.
Реклама внедряет в сознаниелюдей этот рекламный образ, который в дальнейшем становится стереотипом, черезкоторый легче воздействовать на потребителей. Творческие подходы могут бытьразными. Например, при рекламе товаров массового спроса, как правило,используют эмоциональные мотивы, для изделий промышленного назначения —рациональные.
Эффективность и силарекламы заключается в том, насколько ясно будет для человека представление овнешнем виде и содержании рекламируемого товара. Он представляет собойсовокупность рекламного текста, графического изображения, слогана, и т.д. Еслиэти элементы рекламы тщательно проработаны и существуют во взаимосвязи,представляя одно целое, то вероятнее всего, что эта реклама может статьэффективной.
Реклама обязательнодолжна быть направле


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.