Реферат по предмету "Педагогика"


Многообразие форм организации обучения

План:
1.           Многообразиеформ организации обучения
2.           Уроккак основная форма обучения

1.Многообразие форморганизации обучения
Формы организации обучения (организационныеформы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся,осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обученияклассифицируются по различным критериями: количеству учащихся, месту учебы,продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые,коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. Поместу учебы — школьные и внешкольные. К школьным относятся занятия в школе(уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории ит. п., а к внешкольным — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия напредприятиях и т. д. По длительности учебных занятий различают классическийурок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70мин), сокращенные уроки (30—35 мин), а также уроки «без звонков» произвольнойдлительности.
История развития школы знает различные системыобучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации:индивидуально-групповой (средневековье), взаимного обучения (белланкастерскаясистема в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся(мангеймская система), бригадное обучение (существовало в 20-е годы в советскойшколе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиесяпроводили в больших группах (100— 150 чел.), 20% — в малых (10—15 учащихся) и40% времени отводилось на самостоятельную работу.
Наибольшее распространение в нашей стране и зарубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся ужеболее трех столетий. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И.Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработалтеоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я.А.Коменский.
Классно-урочную форму организации обучения отличаютследующие особенности:
— постоянный состав учащихся примерно одноговозраста и уровня подготовленности (класс);
— каждый класс работает в соответствии со своимгодовым планом (планирование обучения);
— учебный процесс осуществляется в виде отдельныхвзаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
— каждый урок посвящается только одному предмету(монизм);
— постоянное чередование уроков (расписание);
— руководящая роль учителя (педагогическоеуправление);
— применение различных видов и форм познавательнойдеятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ посравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается болеестрогой организационной структурой, является экономной, поскольку один учительработает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятныепредпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательностивоспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения нелишена недостатков, снижающих ее эффективность; главный среди них — опора(ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществленияиндивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
2. Урок как основная форма обучения
С позиций целостности образовательного процессаосновной организационной формой обучения является урок. В нем отражаютсяпреимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охватаучащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность, учебной работы.Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением.Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг другапозволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классногоколлектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная системаобучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной ивнеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом являетсявозможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые ииндивидуальные формы обучения.
Урок — это такая организационная форма обучения,при которой учитель в течение точно установленного времени руководитколлективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся(класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методыработы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевалиосновами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также длявоспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников
В данном определении можно выделить специфическиепризнаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постояннаягруппа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностейкаждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Этипризнаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
Особенности школьного урока:
урок предусматривает реализацию функций обученияв комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
■ дидактическая структура урока имеетстрогую систему построения:
— определенное организационное начало ипостановка задач урока;
— актуализация необходимых знаний и умений,включая проверку домашнего задания:
— объяснение нового материала;
— закрепление или повторение изученного на уроке;
— контроль и оценка учебных достижений учащихся втечение урока;
— подведение итогов урока;
— задание на дом;
■ содержание урока соответствуетобразовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующейшкольной дисциплины в рамках школьного учебного плана;
■ каждый урок является звеном в системеуроков;
■ урок соответствует основным принципамобучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средствобучения для достижения поставленных целей урока;
■ основой построения урока является умелоеиспользование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных,групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет ихиндивидуально-психологических особенностей.
Особенности урока обусловлены его целью и местомв целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системеучебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.
Ключевым компонентом классно-урочной системыорганизации обучения является урок — законченный в смысловом, временном иорганизационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотряна малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса:от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьнойподготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем миренаправляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяютэффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший(качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависитот понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяютсясоциальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения,закономерностями и принципами учебного процесса.
Среди общих требований, которым должен отвечатькачественный современный урок, выделяются следующие:
• Использование новейших достижений науки,передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностейучебно-воспитательного процесса.
• Реализация на уроке в оптимальном соотношениивсех дидактических принципов и правил.
• Обеспечение надлежащих условий для продуктивнойпознавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей ипотребностей.
• Установление осознаваемых учащимисямежпредметных связей.
• Связь с ранее изученными знаниями и умениями,опора на достигнутый уровень развития учащихся.
• Мотивация и активизация развития всех сферличности.
• Логичность и эмоциональность всех этаповучебно-воспитательной деятельности.
• Эффективное использование педагогическихсредств.
• Связь с жизнью, производственной деятельностью,личным опытом учащихся.
• Формирование практически необходимых знаний,умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
• Формирование умения учиться, потребностипостоянно пополнять знания.
• Тщательная диагностика, прогнозирование,проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок направляется на достижение триединойцели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к урокуконкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
А) Структура и типы урока
Каждый урок складывается из определенныхэлементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видамидеятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоениязнаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях,определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать составэлементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Онаможет быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебногоматериала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностейучащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагаетразнообразие и их типов.
Общепринятой классификации уроков в современнойдидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но прежде всегосложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся,протекающего на уроке. Наиболее разработанной и используемой на практикеявляется классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Ее основание составляетведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форморганизации обучения. Он выделяет:
• комбинированные, или смешанные, уроки;
• уроки по ознакомлению учащихся с новымматериалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретнымиявлениями или осмысление и усвоение обобщений;
• уроки закрепления и повторения знаний;
• уроки, имеющие основной целью обобщение исистематизацию изученного;
• уроки выработки и закрепления умений и навыков;
• уроки проверки знаний и разбора проверочныхработ. Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующуюдидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. Вначальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинироватьразличные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичнымзакреплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки здесьдовольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала,чтение интересного рассказа и др. Именно этот тип урока называетсякомбинированным (смешанным), или структурно сложным, уроком. Примернаяструктура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся;изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новыхзнаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в видебеседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.
Однако, нужно помнить, что если комбинированныйтип урока на практике становится единственной, абсолютизированной формойобучения, а его структура, независимо от педагогических обстоятельств, остаетсявсегда неизменной, в учебной работе возникает шаблон и формализм. Диалектика обучающеговзаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированногоурока была гибкой, подвижной. Он дает наибольшую педагогическую отдачу, когда взависимости от характера учебной ситуации, степени активности детей итворческого подхода педагога к организации познавательного процесса егоструктурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга.
Под уроком ознакомления учащихся с новымматериалом, или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок,содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающийв себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени наего изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретнойдидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в однихслучаях учитель сам излагает новый материал, в других проводитсясамостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьихпрактикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом:повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового;объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания ипервичное закрепление знаний; задание на дом.
На уроках закрепления знаний основным содержаниемучебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью ихпрочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знанияпо новым источникам, в других — решают новые задачи на известные им правила, в третьих— устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых —делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого ипрочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождениеследующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменныхупражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.
С уроками закрепления знаний тесно связаны урокивыработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется нанескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и надругих уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется.При этом если в начале работы упражнения выполняются детьми с большой помощьюучителя и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то вдальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило требуетсяприменить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразныхситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков выработки изакрепления умений и навыков: воспроизведение теоретических знаний; выполнениепрактических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ;задание на дом.
Обобщающими уроками (обобщения и систематизациизнаний) являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболеесущественные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиесяпробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса.Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебныхкурсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключениеучителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа,кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя сучащимися.
Уроки проверки (контрольные) позволяют учителювыявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся вопределенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом,помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют отучащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверкаможет осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Обязательными элементами всех охарактеризованныхвыше уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.
Организационный этап предполагает постановкуцелей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочейобстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установокна восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итоговурока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижениивсех учащихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяютсяее перспективы.
Б) Нестандартные уроки
С середины 70-х гг. XX в. в отечественной школеобнаружилась опасная тенденция к снижению интереса школьников к занятиям.Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановитьразличными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировалатак называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение иудержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — этоимпровизированное учебное занятие с нетрадиционной структурой. Мнения педагоговна нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогическоймысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот,считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденнымотступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и неумеющих серьезно трудиться.
Анализ педагогической литературы позволилвыделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Среди них уроки«погружения», деловые игры, пресс-конференции, творческие отчеты, соревнования,типа КВН, конкурсы, театрализованные, бинарные, компьютерные, фантазии, «суды»,поиск истины, «парадоксы», концерты, аукционы, диалоги и многие другие.
В) Подготовка урока
Формула эффективности урока состоит из двухчастей: тщательности подготовки и мастерства проведения. Плохо спланированный,недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный свозможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока — эторазработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательногопроцесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечныйрезультат.
В подготовке учителя к уроку выделяются триэтапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этомпредполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободноориентируется в своем учебном предмете. В основе — алгоритм подготовки урока,последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важныхфакторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность будущего занятия.
Реализация алгоритма начинается сдиагностирования конкретных условий. Диагностика — это «прояснение» всехобстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельностии поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемогоуровня обученности, характера учебного материала, его особенностей ипрактической значимости, структуры урока, а также внимательный анализ всехзатрат времени в учебном процессе на повторение (актуализацию) опорных знаний,усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекциюзнаний, умений. Завершается этап получением диагностической карты урока, накоторой наглядно видно действие факторов, определяющих эффективность занятия.Качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальныхусловий.
Прогнозирование направлено на оценку различныхвариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятомукритерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводитьколичественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний(умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%.Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальныйпоказатель. Величина потерь (определяется по специальной методике) вычитаетсяиз идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урокапо задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, онприступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет,то педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируятеми факторами, влияние которых он может менять.
Проектирование (планирование) — это завершающаястадия подготовки урока. Итогом становится создание программы управленияпознавательной деятельностью учащихся. Программа управления — это краткий иконкретный, произвольно составленный документ, в котором педагог фиксируетважные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, гдевводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схемеперестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затрудненийи т. д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким,конкретным определением управляющих воздействий.
В плане начинающего педагога должны быть отраженыследующие моменты:
— дата проведения урока и его номер потематическому плану;
— название темы урока и класса, в котором онпроводится;
— цели и задачи образования, воспитания, развитияшкольников;
— структура урока с указанием последовательностиего этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
— содержание учебного материала;
— методы и приемы работы учителя в каждой частиурока;
— учебное оборудование, необходимое дляпроведения урока;
— задание надом.
Уроку как основной форме обучения свойственныобъективные противоречия. Первое заключается в том, что урок как формамассового, коллективного обучения в основном обеспечивает общий, средний,необходимы всем детям уровень знаний, умений и навыков. Между тем дети неодинаково одарены, у них проявляются разные способности, в силу чего одни учащиесядвижутся вперед в усвоении знаний и развитии быстрее, другие — медленнее, однисклонны к усидчивости, другие — к перемене деятельности Важно, чтобы каждыйребенок оставался самим собой, не утрачивал индивидуальности, имел условия дляее развития. Это противоречие и является движущей силой, побуждающей подлинногоучителя к творчеству. Решал проблему общего среднего образования, он неупускает из виду необходимость развития индивидуальности каждого школьника.
Другое противоречие заключается в единстве,взаимодействии и противоположности деятельности учителя и учащихся на уроке.Органическое единство их деятельности состоит в том, что учитель передаетзнания, умения и навыки, а ученик усваивает их. Но педагог своими шаблоннымистереотипами в передаче готовых знаний нередко подавляет естественную активностьдетей, ограничивает возможности их развития. В то же время абсолютизированнаясамостоятельная «исследовательская» деятельность детей, изолированнаяот обучающей работы учителя, не ведет к систематическому и прочному усвоениюоснов наук. Знание этого противоречия также побуждает учителя к творчеству, кпоискам рационального сочетания своей активности с пробуждением всестороннейсамодеятельности детей.
Еще одно противоречие проявляется в том, чтоученик на уроке воспринимает частичную, ограниченную информацию. Между темподлинная подготовка к жизни, формирование мировоззрения достигается стройнойсистемой взаимосвязанных знаний, рисующих единую целостную картину мира. Этопобуждает творческого учителя к постоянным поискам системных связей междуотдельными уроками, их взаимодействия с другими формами обучения.
Существенным также является противоречие междуколлективным и индивидуальным характером деятельности учащихся на уроке.Коллективное познание стимулирует инициативу, активность и обогащает знаниямивсех детей. Однако индивидуальная самостоятельная работа не только углубляетзнания школьников, но и является единственным механизмом формированияпознавательных, трудовых, поведенческих, физкультурных умений и навыков. Этопротиворечие разрешается умелым сочетанием коллективных и индивидуальныхзаданий на уроке.

Литература:
1. БордовскаяН.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер»,2000. — 304 с.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб.пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК — 4-е изд.,перераб. и доп. — М.: Юрайт, 1999.—523 с.
3. ПодласыйИ.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 368 с.
4. СластенинВ.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.:Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.