Реферат «Памятники природы» В нашей стране взяты под охрану разнообразные памятники природы. Среди них участки леса с ценными древесными породами, вековые деревья, кустарники, участки территории с особо ценной растительностью, отдельные виды исчезающих растений местной флоры, произведения садово-паркового искусства (сады, парки, дендрарии, аллеи и др.). Законом охраняются памятники неживой природы (пещеры, валуны, скалы, обнажения ледниковых отложений
и коренных пород и др.), различные гидрологические объекты (водопады, водные источники, озера, болота и др.) и другие достопримечательности природы. Охрана устанавливается и над природными объектами, имеющими культурное и историко-мемориальное значение. В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты
естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов. Эта категория особо охраняемых природных территорий наиболее распространена на региональном уровне, памятников природы федерального значения в России всего 28 общей площадью 19,351 тыс. га. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками
природы федерального значения, а территории, занятые ими особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Памятниками природы федерального значения объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении и нуждающиеся в особой охране государства.
Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы. Основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства,
а также одиночные природные объекты, в том числе: участки живописных местностей; эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.); места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений
и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; небольшие дендрологические парки; природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима; уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.); геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких
минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе); геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород; местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды; природные гидроминеральные
комплексы; термальные источники, месторождения лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.); отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 января 1999 г. под охраной органов лесного хозяйства находилось 2920 памятников природы и заказников. Памятники природы выделены на площади 1058 тыс. га, заказники – на площади 9691 тыс. га.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным на то государственным органом Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды. Объявление природных объектов и комплексов памятниками природы производится, как правило, без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у собственников земли, землевладельцев и землепользователей, но допускается и с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Отвод земельных участков для заявленных целей допускается лишь в исключительных случаях
с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы,
а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации. Распределение памятников природы и заказников в лесном фонде по профилю представляются в следующем виде: памятники природы биологические – 40%, гидрологические – 25%, геологические – 4%, комплексные – 31%, заказники биологические – 14%, гидрологические – 8%, комплексные
– 78%. В памятниках природы и заказниках, находящихся под охраной органов лесного хозяйства, установлен и поддерживается режим невмешательства в процессы естественного развития природных сообществ, исключающий проведение рубок главного пользования, а в отдельных случаях и рубок ухода. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В частности, запрещается: 1) предоставление садоводческих и дачных участков; 2) строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. На каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и утверждаемый в установленном порядке.
В паспорте памятника природы указываются: наименование памятника природы; местонахождение памятника природы; краткое описание памятника природы; описание границ памятника природы и его охранной зоны; площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно); режим охраны, установленный для памятника природы; допустимые виды использования памятников природы; установленный режим охранной зоны памятников природы; наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и
арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима. Кроме того, паспорт памятника природы включает: фотографии размером не менее 9 х 12 см, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние памятника природы и его наиболее ценных участков или отдельных
объектов; карту-схему, позволяющую ясно представить границы и местонахождение памятника природы и его охранной зоны; Копии паспорта памятника природы должны храниться собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, физическими и юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного режима охраны памятника природы, местной администрацией и специально уполномоченными государственными органами в области охраны
окружающей природной среды. Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства
и районной планировки. Использование памятников природы допускается в следующих целях: научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов и т.п.); эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.); реакреационных (транзитные прогулки); природоохранных (сохранение геофонда видов
живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.); иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам объявления данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны. Сами цели создания памятников природы являются особенностью правового режима памятников природы, так как они представляют собой внутреннюю направленность и обусловлены самим существованием памятника природы,
а никак не желанием создать такой памятник. Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника. Режимом охраны памятника для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения. Особенности правового режима земель, занятых памятниками природы, прежде всего, определяются классификацией этих памятников: небольшие урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, достопримечательные
горы и т.д.); отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, эталонные участки месторождений полезных ископаемых, водопады, пещеры, минеральные источники, живописные скалы, метеоритные карьеры и т.д.). В обязательном порядке ведется государственный кадастр особо охраняемых территорий. государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного
значения. Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов. Кадастр ведется: по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых
находятся такие природные территории; по особо охраняемым природным территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Все вышесказанное касается установленных законодательством Российской Федерации правил. Но помимо внутригосударственных, есть и международные нормы права, касающиеся памятников природы. Это Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж,
16 ноября 1972 г.). В соответствии со статьей 2 Конвенции памятники природы относятся к природному наследию, а под памятниками природы понимаются памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки. Все присоединившиеся страны принимают на себя обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено
на его территории. С этой целью они стремятся действовать как путем собственных усилий, максимально использующих наличные ресурсы, так и, в случае необходимости, посредством международной помощи и сотрудничества, которыми они могут пользоваться, в частности, в финансовом, художественном, научном и техническом отношениях. Государства - стороны настоящей Конвенции, по возможности, стремятся, с тем чтобы обеспечить возможно более эффективную охрану и сохранение и возможно более активную популяризацию культурного и природного
наследия, расположенного на их территории, в условиях, свойственных каждой стране: (а) проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования; (b) учреждать, если они еще не созданы, на своей территории одну или несколько служб по охране, сохранению и популяризации культурного и природного наследия, располагающих соответствующим персоналом и средствами, позволяющими выполнять
возложенные на них задачи; (с) развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие его культурному и природному наследию; (d) принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия; и (е) содействовать созданию или развитию национальных или региональных центров подготовки в области охраны, сохранения
и популяризации культурного и природного наследия, а также поощрять научные исследования в этой области. В последнее время в России многие территории были признаны памятниками природы и поставлены под особую защиту государства. Среди них можно отметить озера Светлояр, которое по предложению администрации Нижегородской области, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, было признано памтяником природы
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1626 "Об объявлении озера Светлояр памятником природы федерального значения". Таким образом, можно сказать, что в России достаточно успешно осуществляется и признание территорий, имеющих особое значение в жизни страны, памятниками природы, и защита таких территорий от антропогенного воздействия. Литература: 1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж,
16 ноября 1972 г.) 2. Приказ Минприроды РФ от 25 января 1993 г. N 15 "Об утверждении Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации" 3. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями от 30 декабря 2001 г.) 4. Земельный кодекс 5. Лесной кодекс 6. Постановление
Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" 7. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1626 "Об объявлении озера Светлояр памятником природы федерального значения"
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Психологические операции ВС США и Великобритании против Ирака |
Реферат | Понятие и место договора в гражданском праве |
Реферат | Ядерна зброя |
Реферат | Современное оружие России. Вертолеты |
Реферат | Место и роль вооруженных сил в израильском обществе |
Реферат | Зброя й бойові формації |
Реферат | Розвиток системи цивільного захисту |
Реферат | Життя та творча діяльність Остапа Вишні |
Реферат | Саудовская Аравия в Новое время |
Реферат | Рабочая жидкость |
Реферат | Nietzsche Essay Research Paper Friedrich Nietzsche a |
Реферат | Формы монополий и их эволюция |
Реферат | Шпори зі Статутів ЗСУ |
Реферат | П-314М |
Реферат | Римская республиканская армия |