Реферат по предмету "Педагогика"


Процесс обучения как целостное явление

1) Опираясь на материалы учебников, учебных пособий инаучных изданий по педагогике, проанализируйте процесс становления пониманияобучения как целостного явления.
Обучение, как целостнаясистема содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебнуюинформацию, средства педагогической  коммуникации педагога и учащихся, формы ихдеятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой идругими видами деятельности и поведения учащихся. Системообразующим понятиемпроцесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя(преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменнымисоставляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают:содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения(наглядные, технические, учебные пособия и др.), организационные формы обучениякак процесса и учебной деятельности учащихся.  Связь средств обучения, какпеременных компонентов, с постоянными смыслообразующими компонентами зависит отцели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность,которые подчинены общим целям воспитания, так называемым глобальным целям вподготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующемобществе.
Основанием единствавсех этих компонентов является предметная совместная деятельность преподаванияи учения. Благодаря их единству множественность и разнотипностьразнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения ипридают ей упорядоченность и организованность, без чего она, как таковая вообщелишена смысла и способности функционировать.

2) Выберитеправильный ответ, доказав ошибочность остальных:
Современная дидактикаутверждает, что процесс обучения развивается по схеме:
а) Ясность ассоциации,система, метод.
б) Ощущение трудности,формулировка проблем, выдвижение гипотезы, логическая проверка гипотезы,деятельность в соответствии с гипотезой.
в) Подготовка кизучению знаний, решение познавательной проблемы, обобщение и систематизациядобытых знаний, применение на практике.
Дидактика есть частьпедагогики, приобретающая в настоящее время черты самостоятельной научнойдисциплины. Предметом дидактики являются процессы образования и обучения,которые тесно связаны с воспитанием и являются его органической частью. Задачадидактики на всех этапах ее исторического развития состояла в том, чтобыопределить содержание образования новых поколений, изыскать наиболееэффективные способы вооружения их полезными знаниями, умениями и навыками ивскрыть закономерности этого процесса.
Если рассмотретьвзгляды Иоганна Фридриха Гербарта (1776—1841), который выявил четыре ступенипроцесса усвоения предметов и явлений:
углубление в состояниипокоя — ясность, углубление в состоянии движения -  ассоциация, осмысливание всостоянии покоя — система, осмысливание в состоянии движения — метод.
С такой трактовкойпроцесса обучения нельзя согласиться. Она порождена идеалистической позициейавтора, сводящего усвоение к субъективным, замкнутым в себе действиям, которыек тому же формально разобщены. Дело не меняется от того, что каждая из ступенейобучения реализуется особыми дидактическими приемами. Так, для ассоциациинаилучший способ — непринужденный разговор. Система же требует связногоизложения. В ней происходит логическое упорядочение материала в сознанииучащихся.
Американский философ,психолог и педагог Джон Дьюи разработал основные положения дидактическойконцепции, которая с целью ее противопоставления традиционной педагогикегербартистов получила название «прогрессивистской». Сюда входят следующие этапыили ступени:
• ощущение трудности;
• ее обнаружение иопределение;
• выдвижение возможногозамысла ее разрешения (формулировка гипотезы);
• формулировка выводов,следующих из предлагаемого решения (логическая проверка гипотезы);
• последующиенаблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отбросить гипотезу, либоприйти к выводу, содержащему положительное или отрицательное утверждение.
Система не отвечаетсовременным требованиям, прежде всего в силу того, что она чрезмерно поднимаетинтересы ученика над его планомерными усилиями, свободу над дисциплиной,непосредственные запросы над перспективными целями воспитания, индивидуальныйопыт над общественным, психологическую организацию обучения над его логикой,инициативу ученика над инициативой учителя.
Эта системаосновывается на философии прагматизма, положения которой, особенно учение обистине, не выдерживают научной критики.
Методом исключения мыопределили, что процесс обучения развивается по схеме: подготовка к изучениюзнаний, решение познавательной проблемы, обобщение и систематизация добытыхзнаний, применение на практике.
3) Как связаны между собой процессы познания иобучения? В чем их сходство и различие?
Обучение — это способорганизации образовательного процесса. Оно является самым надежным путемполучения систематического образования. В основе любого вида или типа обучениязаложена система: преподавание и учение.
Познание — совокупностьпроцессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностяхобъективного мира.
На любой ступениразвития общества оба процесса представляют непременное условие егосуществования. Каково соотношение между ними? На первый взгляд можетпоказаться, что это различные, мало связанные между собой процессы. Задачипознания — открытие новых фактов и законов развития объективного мира. Задачаобучения — вооружение людей теми знаниями и опытом, которых достигло познание.Между познанием и обучением имеются внутренние, глубокие связи; познаниеявляется первичным по отношению к обучению. Обучение имеет своим содержаниемзнания, которые представляют собой результат, продукт познания. Но этовторичное обусловлено объективно. Для того чтобы знание как результат познаниямогло быть использовано обществом, применено в жизни, оно должно быть усвоеночленами общества, т. е. стать содержанием обучения. Только при этом условиивозможно и дальнейшее развитие познания, науки. В действительности эти связиреализуются не непосредственно, а опосредованно как взаимосвязь движения наук оприроде и обществе, с одной стороны, и процесса образования и обучения с другой.
4) Дайте характеристику основных функций процессаобучения.
Дидактика выполняетследующие основные функции:
1) познавательную(научно-теоретическую);
2) практическую(конструктивно-техническую).
Познавательная функция.
Дидактика открывает илитолько констатирует факты, прямо или косвенно с ней связанные, систематизируети обобщает их, объясняет эти факты и устанавливает количественные икачественные зависимости между ними. В результате исследования дидактикаполучает знания о том, как протекает процесс обучения, уже реализованный илиреализуемый в действительности, каковы его закономерности, и в чем состоит егосущность. На основе полученных данных делаются определенные теоретическиевыводы, помогающие в дальнейшем разрабатывать «теории процесса обучения». Далееэти теории применяются на практике и вновь подвергаются корректировке и т. п.
Одновременно дидактикавыполняет практическую, т. е. утилитарную, или служебную, функцию по отношениюк общественной жизни:
1) она предоставляетпедагогам (или другим лицам, занимающимся обучением и просветительскойдеятельностью) теоретические предпосылки и нормы, применение которых напрактике повышает ее эффективность;
2) дидактика исследуетявления общественной деятельности, имеющей цель – обучение и переподготовкалюдей соответственно изменяющимся историческим идеалам и социальнымпотребностям.
Практическая(конструктивно-техническая) функция тесно связана с познавательной функцией.Когда ученый переходит от отображения обучения к его конструированию, то оносуществляет конструктивно-техническую функцию.
Книга раскрывает новыечерты современного урока, преобразившегося в ходе смены педагогических позицийвоспитания под влиянием новых педагогических идей; содержит ряд инновационныхметодик по организации учебной работы педагога с группой; иллюстрирует образсовременного урока, отвечающего требованиям общечеловеческой культуры на рубежеXXI века.
Н. Е. Щурковарассматривает возможности нравственного воспитания школьников непосредственнона уроке, в процессе обучения. Особое внимание уделяет раскрытию нравственногопотенциала урока, анализу взаимоотношений учителя и учащихся, путям воздействияна становление нравственности школьников.
По мнению автора, урокпредставляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны напсихолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны напредъявленные требования образовательных стандартов. Учителю необходимо уметьсоздать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке ируководить процессом усвоения через использование 'активных' методов обучения иразнообразных методических приемов, через особым образом организованноеобщение.  Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материалстал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.
Книга адресованаучителям школы, преподавателям дополнительного образования, организаторамсистемы образования, студентам и преподавателям педвузов и педколледжей, атакже преподавателям производственно-технических училищ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.