Реферат по предмету "Педагогика"


Социально-педагогическая коррекция интернет зависимых подростков

--PAGE_BREAK--
1.3. Типология интернет зависимости
 Соглашаясь с суждением Young K.S. о неоднозначности феномена Интернет-аддикции и поддерживая позицию Griffiths M.D., мы считаем, что зависимость от Интернета представляет собой группу разных поведенческих зависимостей, где Интернет является лишь средством их реализации, а не объектом. Таким образом, мы считаем возможным в зависимости от предпочитаемых подростками сетевых ресурсов выделить следующие типы Интернет-зависимых подростков:

1. Интернет-коммуникаторы – аддикты, которые проводят огромное количество часов в чатах, форумах, дневниках, блогах, через короткие промежутки времени проверяют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальное общение со сверстниками на виртуальное.

2. Интернет-эротоманы – аддикты, посещающие разнообразные сайты сексуального и порнографического характера, заводящие любовные романы и знакомства посредством Сети и занимающиеся виртуальным сексом.

3. Интернет-агрессоры – аддикты, значительную часть времени проводящие за посещением сайтов агрессивного характера, демонстрирующих сцены насилия и жестокости.

4. Интернет-когнитиваторы, реализующие свои познавательные интересы посредством Сети (поиск баз данных, составление программ, посещение учебно-образовательных сайтов, участие в телеконференциях и т. д.).

5. Интернет-гемблеры, увлекающиеся сетевыми играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т.д..

6. Интернет-покупатели, реализующие непреодолимую склонность к трате денег посредством многочисленных покупок в режиме реального времени (online) [32].

Американские психологи (К.Янг, И. Голдберг) выделили в процессе исследования пять основных типов интернет-зависимости:

1.       Киберсексуальная зависимость — непреодолимое влечение к посещению порносайтов;

2.       Пристрастие к виртуальным знакомствам — избыточность знакомых и друзей в Сети;

3.      Навязчивая потребность в Сети — игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;

4.      Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) — бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам [55,c.27]

Игровая зависимость — навязчивая игра в онлайновые     компьютерные игры [60].

Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, Интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.

На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих в них идейное предводительство [54,c.23].

Негативным следствием неуправляемого использования Интернет-технологий, по мнению многих исследователей (психологов, педагогов, медиков), является Интернет-аддикция – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети в виртуальном мире затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире [60].

Интернет-аддикция в форме хакерства распространена в подростковой среде в ограниченных масштабах, что обусловлено, в первую очередь, высоким уровнем профессиональной подготовки, требующимся от потенциального хакера. С другой стороны, многих подростков потенциально привлекает хакерская деятельность, что стимулирует большую отдачу времени общению в сети, что ведет в итоге к формированию интернет зависимости [8].

Вероятно, геймерство — самая распространенная среди подростков форма интернет зависимости. Преобладание этой формы обусловлено отсутствием необходимости в каких-либо навыках работы с ПК, увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью аутоидентификации с самыми различными героями. ПК-игры значительно выигрывают по популярности даже у приключенческой и фантастической литературы, что связано с их динамичностью, и главное — сложным, меняющимся по ходу действия сюжетным алгоритмом, интерактивностью сюжета [10,c.12,24].

Многие игры сочетают в своем сюжете несколько линий, позволяющих проявить созидательные, деструктивные и поисковые качества пользователя. В большинстве игр существует и система поощрений, стимулирующая геймеров к совершенствованию своего «мастерства». Еще большую возможность в реализации конкурентных отношений дают сетевые игры, рост рейтинга пользователя в которых компенсирует его нереализованные амбиции в окружающем его реальном мире [28,c.30].

Значительной проблемой интернет-геймерства является развитие в сети игорного бизнеса, создании широкой (и не регулируемой) сети интернет-казино. Фактически, этот род деятельности мало отличается от обычных форм игорного бизнеса, за исключением его доступности широким кругам пользователей. [8]

Значительное место в исследовательской практике специалистов, разрабатывающих проблематику зависимости от Интернета, занимают качественные методы. Вплоть до настоящего времени большая часть исследований методически построена как интервью, массовые сетевые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили психологический дискомфорт и сами инициировали взаимодействие с исследователями. Контрольные группы, как правило, не формируются, клинические интервью не практикуются. Методические погрешности проведенных в этой области исследований неоднократно критиковались. Лишь в последнее время появились немногочисленные пока что лабораторные и клинические исследования, которым, разумеется, недостает присущей сетевым опросам массовости. Практикуется также публикация материалов, содержащих анализ случаев (case studies) или включенного наблюдения за деятельностью аддиктов — например, в ходе сетевой игры. Следует отметить также рост числа количественных (прежде всего корреляционных и факторных) исследований.

      Чаще всего зависимость от Интернета понимается максимально расширительно — в нее включаются:

      а) обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

      б) компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

      в) патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

      г) зависимость от социальных применений Интернета, т.е. от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

      д) зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».

Симптомы Интернет зависимости у подростков:

1.     Большую часть свободного времени (6-10 часов) подросток проводит за компьютером;

2.     У подростка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;

3.     Расходует или требует значительные суммы денег на постоянное обновление программного обеспечения и устройств компьютера;

4.     Пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

5.     Подросток часто обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, теряет интерес к школьным предметам;

6.     Трудно встаёт по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садится за компьютер.

В группу риска попадают:



Группа риска

Устранение причин

1.

Подростки, полагающие, что от них мало что зависит в жизни. В неудачах они винят других. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути.

Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность.

2.

Подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться, либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег.

Повышать самооценку ребёнка, чаще его хвалить, помочь быть успешным

3.

Подростки с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности

Воспитывать в ребёнке самостоятельность, критичность к рекламе, поощрять инициативу

4.

Если ребёнок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения с виртуальным.

Таким подросткам необходима помощь в налаживании реальных отношений

5.

Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик.

Им непременно необходима помощь реализовать свой потенциал, поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.



Большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами, связанными с общением. Янг выделяет две группы среди интернет-зависимых: висящих на общении ради общения (91%) и висящих на информации. При этом по данным опроса Интернет-зависимых привлекают такие особенности сети, как: анонимность (86%), доступность (63%), безопасность (58%) и простота использования (37%).

Отсюда исследователь делает вывод, что интернет-зависимые пользуются сетью для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности творения виртуального героя (создания нового «Я»), что вызывает определенную реакцию окружающих, получения признания окружающих [52, C.24]. Под социальной поддержкой понимается не просто эмоциональная поддержка, но и ощущение принадлежности к определенной группе людей, установление полезных контактов.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике Интернет зависимости подростков
Опытно-экпериментальная работа проводилась на базе СОШ №1 г.Покровск Хангаласского улуса, состоящая из трёх этапов:

— констатирующий (сентябрь 2009г);

— формирующий (октябрь 2009-апрель 2010)

— контрольный ( май 2010г )

С целью анализа и характеристики состояния уровня компьютерной зависимости был проведен констатирующий эксперимент (сентябрь 2009г), который проводился в экспериментальных классах, в 7, 9 и 11 классе, где 75 человек в классе, из них 37 мальчиков и 38 девочек. Дети учатся в полную меру сил, проявляют интерес к знаниям, трудолюбивы. В классах есть реально действующие органы самоуправления, в основном самостоятельно решаются вопросы планирования, организации, контроля. Многие дети проявляют интерес к общественным делам, с желанием участвуют в них, выполняют поручения сознательно и ответственно к ним относятся. Переживают удачи и неудачи своего класса. Четко проявляют общественное мнение в классе, при любом негативном поступке учащегося.

Так же проводился контрольный эксперимент в 7, 9, 11 классах, где 75 детей, из них 48 девочек и 27 мальчиков. Ребята в классе доброжелательно относятся друг к другу. Класс дисциплинирован, крупных дисциплинарных нарушений нет. Дети ответственны к любым посильным поручениям в классе. Эксперимент проводился на основе наблюдений, в форме анкеты. (Приложение 1).
В средней общеобразовательной школе №1 города Покровска нами была проведена анкета «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков». В опросе принимали участие учащиеся 7-х, 9-х, 11-х классов экспериментальной и контрольной группы, всего 150 человек, из них 64 мальчика и 86 девочек. Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.

В анкете затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения детей и подростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера и телевидения в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.

Анкета разделена на 3 блока:

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка

Место Интернета в жизни ребенка

Место телевидения в жизни ребенка

Отношение родителей к свободному времени ребенка

При анализе первого блока анкеты мы учитывали 2 аспекта:

-возрастной аспект

-полоролевой аспект

Проводя констатирующий эксперимент, мы внесли результат в таблицу № 1. Как видно из таблицы наиболее популярными видами деятельности среди мальчиков-подростков 12-17 лет являются такие виды деятельности, как:
Таблица 1

Популярные виды деятельности среди мальчиков 12-17 лет



Возраст

12-13

Экперимент.

группа

12-13

Контр.

группа

14-15

Экперимент.

группа

14-15

Контр.

группа

16-17

Экперимент.

группа

16-17

Контр.

группа

Вид деятельности

Гуляю с друзьями

15%

15%

19%

17%

15%

18%

Читаю

6%

8%

8%

3%

8%

10%

Сижу в интернете

30%

18%

12%

1%

14%

10%

Слушаю музыку

13%

15%

17%

19%

15%

20%

Посещаю клубы, дискотеки

4%

6%

5%

10%

10%

12%

Посещаю кружки

4%

5%

15%

5%

6%

5%

посещаю театр, к / т

4%

0%

3%

5%

5%

12%

смотрю TV, DVD

17%

21%

12%

20%

17%

10%

Посещаю музеи, выставки

-

-

-

-

-

-



Полученные данные мы подвергли статистической обработке.

Из представленных в таблице данных мы видим, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков, театров очень низок, что же касается увлеченностью Интернетом, то, например, для мальчиков 12-13 лет это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 14-15 и 16-17 лет увлеченность Интернетом уменьшается в 2 раза и, скорее всего это связано с тем, что 9 – й и 11 – й классы – это выпускные классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы детей смещены в учебную деятельность. К 16-17 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является интимно – личностное общение со сверстниками. Процент детей, посещающих различные клубы, секции, кружки также очень мал. Также мы видим, что процент посещения детьми выставок, музеев – нулевой, это говорит о низком культурном уровне мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков. Также можно сделать вывод, что мальчики в возрасте 12-13 лет увлечены компьютером больше, чем мальчики в возрасте 14-15 и 16-17 лет.

Из таблицы №2 наиболее популярными видами деятельности среди девочек-подростков 12-17 лет являются такие виды деятельности, как:
Таблица 2

Популярные виды деятельности среди девочек 12-17 лет



Вид деятельности

 

                  Возраст детей

12-13

Экспер группа

12-13

Контр. группа

14-15

Экспер группа

14-15

Контр. группа

16-17

Экспер. группа.

16-17

Контр. группа

гуляю с друзьями

18%

15%

16%

17%

15%

18%

читаю

5%

8%

3%

3%

9%

10%

Сижу в Интернете

16%

18%

7%

10%

8%

10%

слушаю музыку

14%

15%

21%

19%

18%

20%

посещаю клубы, дискотеки

7%

6%

7%

10%

9%

12%

посещаю кружки

6%

5%

4%

5%

4%

5%

посещаю театр, к / т

1%

0%

5%

5%

11%

12%

посещаю музеи

0%

0%

0%

0%

2%

1%

смотрю TV, DVD

24%

21%

19%

20%

13%

10%



Из представленных в таблице данных мы видим, что наиболее предпочитаемые виды деятельности девочек в возрасте от 12 до 17 лет резко отличается от видов деятельности, которые предпочитают мальчики этого же возраста. Процент девочек в возрасте 12-13 лет, увлекающихся Интернетом также высок, как и у мальчиков в этом же возрасте. Девочки всех представленных категорий возрастов в основном отдают предпочтение общению в социальных сетях Интернета («ВКонтакте», «Агент Маил» «Одноклассники»), просмотру телевизора, как источника полезной информации, прослушиванию музыки. Определив общую структуру досуга мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет важно обратить также на весьма характерные различия между ними. Так, результаты исследования показывают, что мальчики чаще указывают на общение с компьютером, чем девочки. Эти данные позволяют уточнить сделанный нами вывод. Как мы видим, компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков-подростков в возрасте 12-13 лет. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах. Поэтому при обсуждении вопроса о месте компьютера в жизни современных детей и подростков необходимо иметь в виду те принципиальные различия, которые существуют между мальчиками и девочками. Второй блок нашей анкеты определяет место компьютера в жизни современных детей и подростков.

Так, например, мы выяснили, что из 150 опрашиваемых детей и подростков 97% имеют компьютер, из них 41% приобрели компьютер от 2 лет назад; 32% — от 1 года до 2 лет назад; 27% — от полугода до 1 года назад. Следовательно, можно подтвердить информацию о том, что компьютеризация страны начала происходить примерно 5 — 6 лет назад. У 58% подростков имеется домашний выход в Интернет, остальные 42% выходят в сеть Интернета со школы, специальных Интернет клубов.

Также мы выяснили, сколько времени в среднем подростки проводят за компьютером в Интернете. Оказалось, что 45% детей и подростков проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 7 часов в день; 36% — уделяют общению с компьютером не более 5 часов в день; 19% — до 2 часов в день. Таким образом, дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.

С постоянным развитием компьютерных технологий растут и возможности компьютера. Современный компьютер сейчас может использоваться не только для того, чтобы проводить обработку текстов при написании документов, писем, но и для того, чтобы играть в компьютерные игры, пользоваться Интернетом, рисовать с помощью графических программ, также современный компьютер выполняет функцию музыкального центра, т.к. с помощью компьютера можно прослушивать музыку, записанную в каком-либо формате, смотреть фильмы, заниматься программированием, сочинять музыку и многое другое. Информационные ресурсы, доступные пользователям Интернет, поистине безграничны. Каждый пользователь может найти для себя в сети необходимую ему информацию, представленную в любой из технически существующих форм — текстовом, аудио, видео и др. форматах. Информация может носить сугубо частный, научный, общественный характер.

В ходе проведения нашей анкеты мы определили цели приобретения компьютера среди мальчиков и девочек 12-17 лет. При определении целей мы учитывали возрастные и половые различия. Полученные результаты мы представили в виде сравнительной таблицы.

Таблица 3
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Цели приобретения компьютера среди мальчиков и девочек



Возраст

Мальчики

12-13 лет

Девочки

12-13

Мальчики

14-15

Девочки

14-15

Мальчики

16-17

Девочки

16-17

Цель приобретения

Игра в комп.игры

58%

42%

32%

27%

36%

30%

Выполнение

докладов

24%

36%;

39%

38%

35%

30%

Выход в Интернет

18%

22%

26%

8%

26%

24%



 Мы получили следующие данные: 58% мальчиков 12-13 лет компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры, 24% для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 18% – для того, чтобы общаться через Интернет.

Относительно мальчиков – подростков 14-15 лет мы получили следующие данные: 39% компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады и рефераты; 32% для того, чтобы играть в компьютерные игры и 26% для того, чтобы общаться через Интернет.

Мальчикам – подросткам 16-17 лет компьютер нужен для того, чтобы: играть в компьютерные игры – 36%; для того, чтобы выполнять доклады, рефераты — 35% и 29% — для того, чтобы общаться через Интернет, а именно посещают социальные сети «В Контакте», «Одноклассники», «Агент Маил».

Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что мальчики 12-13 лет главной целью приобретения компьютера считают игры в компьютерные игры. Подростки 14-15 и 16-17 лет на первый план выносят такую цель приобретения компьютера, как выполнение докладов, рефератов по учебе по сети Инетрнет, это говорит о том, что мальчики этого возраста большое внимание уделяют учебе.

Проанализировав результаты опроса девочек, относительно этого же вопроса, мы получили следующую картину: 42% девочек 12-13 лет также как и мальчики этого же возраста главной целью приобретения компьютера считают – игры в компьютерные игры в сети он-лайн; 36% девочек компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 22% — для того, чтобы общаться через Интернет. Мы видим, что девочки и мальчики 12-13 лет приоритетной целью приобретения компьютера отмечают такую цель, как игра в компьютерные игры и выход в Интернет.

Девочки 14-15 лет практически не разошлись во мнениях с мальчиками этого же возраста, т.к. главной целью приобретения компьютера 38% девочек также считают – выполнение докладов, рефератов по учебе с помощью Интернета; 27% девочек компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры и общаться через Интернет. Также 8% девочек отмечают такие цели, как: «скачивание» из сети Интернета и просмотр фильмов на компьютере, а также прослушивание музыки. Девочкам в возрасте 16-17 лет, также как и мальчикам этого же возраста компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты по учебе; 30%-для того, чтобы играть в компьютерные игры и 24%-для того, чтобы общаться через Интернет. Из всех полученных данных можно сделать вывод о том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки одной и той же возрастной категории выбирают одни и те же. Данные многих исследований говорят о том, что компьютер влияет не только на физическое здоровье детей и подростков, но и оказывают влияние на их психическое состояние здоровья. С помощью нашей анкеты мы решили узнать мнение ребят о том, влияет ли компьютер на их психическое и физическое здоровье, и получили результаты, которые представлены в виде диаграммы.
Диаграмма 1

Мнение детей и подростков 12 — 17 лет о том, влияет ли компьютер на их психическое и физическое здоровье

 Из представленных в диаграмме данных мы видим, что 39% детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27% считают, что компьютер никакого влияние на их здоровье не оказывает; 20% детей не задумывались над этим вопросом и 14% детей затруднились ответить на этот вопрос.

Следовательно, большинство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.

Мальчики 12-13 лет, которые участвовали в нашем исследовании наиболее предпочитаемыми жанрами компьютерных он-лайн игр выделяют такие: стратегии ( «WarCraft», «Казаки», «StarCraft», «Dota») -32%; нравится играть в «стрелялки» («CounterStrike», «Quicke», «Call Of Duty», «HalfLife»)  26% мальчиков; 19% — играет в приключенческие игры («PrinceOfPersia», «Корсары», «GrandTheAutoSanAndreas») и 14% в квесты. 52% мальчиков 14-15 лет нравится играть в приключенческие игры; 22% играют в «стрелялки»; 15% любят играть в стратегии и 11% играют в квесты. Подростки 16-17 лет отдают свое предпочтение игре в стратегии – так ответило 42% опрашиваемых; на втором месте находится такой жанр, как «стрелялки» — 32%; 16% играет в квесты и 10% предпочитают приключенческие игры. Не смотря на все полученные данные относительно второго блока нашей анкеты – 54% опрашиваемых детей и подростков представляют себе свою жизнь без компьютера; 27% не представляют своей жизни без компьютера и выхода в Интернет и 19% детей затруднились ответить на этот вопрос. Как мы видим, компьютеризация отразилась в основном на структуре досуга мальчиков – подростков. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах.

В настоящее время не только компьютер является причиной изменения структуры досуга детей и подростков, телевидение по прежнему занимает большую часть времени в структуре свободного времени детей. Третий блок нашей анкеты имеет своей целью определение места телевидения в жизнедеятельности подростков. В ходе анализа данного блока мы получили следующие результаты: более 40% опрашиваемых детей проводят свое свободное время за просмотром телевизора более 2 часов в день.

Мальчиков 12-17 лет более всего привлекают спортивные передачи – так ответили более 67% опрашиваемых. Для мальчиков 12-15 лет также популярными являются передачи развлекательного и музыкального характера. Небольшой процент также смотрит телепередачи криминального жанра.

Для девочек 12-17 лет наиболее популярными для просмотра являются телесериалы – так ответили более 55% опрашиваемых девочек. Также привлекают музыкальные и развлекательные телепередачи.

Из этого следует, что большинство детей и подростков отдают свое предпочтение музыкальным и развлекательным передачам, нежели познавательным.

Исследование такого вопроса, как «предпочитаемые жанры фильмов» позволил нам выяснить, какие же фильмы наиболее интересуют наших детей.

Мы выяснили, что больше, чем половина мальчиков 12-17 лет любит смотреть фильмы ужасов, фантастические фильмы и боевики в отличие от девочек, 67%, которых нравится смотреть комедии, мелодрамы. Также мы выяснили, какие сцены в фильмах привлекают внимание детей, а какие не вызывают у них должного интереса и выяснили, что мальчиков более всего привлекают сцены насилии и жестокости в фильмах у девочек же сцены подобного характера не вызывают интереса их привлекают сцены дружбы, романтические и комедийные сцены.
Таблица 4

Данные анкетирования родителей





Вопрос

Варианты ответа

%

1

Разрешаете ли Вы смотреть своим детям жестокие фильмы?

Да

Нет

74

26

2

Ограничиваете ли Вы время просиживания ребёнка за компьютером?

Да, несомненно

Возможно, нет

Не знаю

8

85

7

3

Ваше отношение к нахождению ребёнка в Интернете

Отрицательно

Нейтрально

2

98

4

Как вы считаете Ваш ребёнок зависим от Интернета

Да

Нет

5

95

5

Контролируете ли Вы какие сайты посещает Ваш ребёнок

Да, очень строго

Скорее всего нет

Удивляюсь когда приходится оплачивать услуги «Сахателекома»

1

45

54



Последний блок нашей анкеты посвящен отношению родителей к свободному времяпровождению своих детей.

Мы установили, что 85% родителей не ограничивают время просиживания за компьютером и 74% родителей разрешают смотреть своим детям жестокие фильмы и посещать сайты, которые предпочитает сам ребенок. К сожалению, в ходе исследования лишь 1% родителей контролирует какие сайты посещает его ребёнок. Эти данные свидетельствуют о том, что произошли нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых равнодушных к нему. Именно взрослые стали авторами «нового мира» — мира искусственного, мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению, некой новомодной «детской» субкультуры сегодняшнего дня, в которой совесть отступает перед блеском остроумия, создает парадоксальную картину антимира. Нами полученные данные об отношении родителей к нахождению ребенка в Интернете: только 2% родителей отрицательно относятся к нахождению своего ребёнка в Интернете. Остальная часть родителей либо поощряет, либо нейтрально относится к нахождению ребенка в Интернете. Данный факт мы можем объяснить тем, что родители недостаточно осведомлены о занятости ребенка в Интернете.

Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.

Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современных подростков, проблема интернет зависимости, в частности зависимость от социальных сетей, актуальна для современных подростков.  Существуют половые различия в проявлении интернет зависимости, тип родительского воспитания не оказывает существенного влияния на зависимость подростков от Интернета и от социальных сетей,  Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье.

В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером. На основе данных мы выбрали социально-педагогическую программу по профилактике Интернет зависимости подростков в средней общеобразовательной школе.

Экспериментальным путем мы доказали, что компьютерные технологии заполнили досуг детей и подростков. Анализируя всё выше сказанное можно обобщить и выявить характерные особенности для подросткового периода

•  Для большинства опрошенных подростков (52%) проблема интернет зависимости не стоит остро, однако почти половина (48%) отмечает значимость нахождения в интернет-пространстве, что вызывает опасения, так как для данной группы существует риск перехода в группу с высоким уровнем зависимости.

•  Что касается зависимости от социальных сетей («В контакте», «Однокласскники), то 86% имеют средний и высокий уровень зависимости от социальных сетей, таким образом, проблема зависимости от социальных сетей актуальна для большинства современных подростков.

•  Далее нами были обнаружены половые различия в уровне зависимости от социальных сетей. В группе с высоким уровнем зависимости значимо большее количество девочек, в то время как в группе с низким уровнем зависимости значимо большее количество мальчиков.

•  В ходе исследования не было обнаружено связи между восприятием родительского отношения и подверженностью подростков интернет-зависимости, таким образом наша гипотеза не нашла подтверждения. Отметим, что в нашей выборке наиболее представлен контролирующий тип воспитания, в то время как тип «Принятие» наименее выражен. Здесь мы видим необходимость социально-психологической работы с родителями и подростками.

•  Наиболее популярными видами деятельности в Интернете для большинства подростков являются социальные сети, игры и посещение различных сайтов. При этом з начимо большее количество девочек проводят время на сайтах социальных сетей и используют электронную почту, в то время как подавляющее большинство мальчиков проводят время за играми и в общении по ICQ.

•  Лидирующим эмоциональным состоянием, сопутствующим времяпрепровождению в Интернете, является расслабление. Это можно объяснить тем, что подростки, находясь в интернет-пространстве, используют это время для развлечений и отдыха, а не для поиска необходимой для учебы информации.

•  Основной целью нахождения в Интернете, по результатам опроса, является общение, что согласуется с ведущим типом деятельности подростков. Однако, учитывая данные о расслаблении как об основном эмоциональном состоянии, испытываемом при нахождении в Интернете, можно предположить, что общаться для некоторых подростков проще в интернет-пространстве, нежели в реальном мире, таким образом, общение в Интернете позволяет избегать напряжения, возникающего при непосредственных контактах с другими людьми.

•  Нами обнаружена связь между выраженностью Интернет-зависимости и показателями ухудшения здоровья (боли в спине, беспокойный сон, сухость глаз). Отметим, что у нас есть предположение, что эти данные несколько занижены, так как сам вопрос мог провоцировать социально-одобряемые ответы со стороны школьников.

•  Что касается связи Интернет-зависимости и проблем с учебой, то достоверных связей нами обнаружено не было, однако обращает на себя внимание тот факт, что 56% подростков указывают на то, что видят времяпрепровождение в Интернете и в социальных сетях причиной проблем с учебой.
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике Интернет зависимости подростков в СОШ №1 г.Покровск Хангаласского улуса
На формирующем этапе (октябрь 2009 -  апрель 2010г) нами была проведена повторная диагностическая программа изучения уровня Интернет зависимости (приложение 1 ), ряд мероприятий:

— наблюдение;

— беседа;

— анкетирование;

— собрание для родителей по профилактике интернет зависимости;

— просветительская беседа для родителей  и детей «Компьютер и дети»;

— воспитательные мероприятия «Суд над компьютером», демонстрация и дискуссия фильма «Виртуальная агрессия»;

— анализ продуктов деятельности

Главное в нашей разработанной программе — системный подход к формированию позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания с помощью воспитательных мероприятий.

Цель нашей программы:

— профилактика Интернет зависимости среди подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.

— выявить изменилось ли отношение учащихся к компьютеру, через проведение воспитательных мероприятий по профилактической программе компьютерной зависимости.

— проанализировать проведенный формирующий эксперимент как в экспериментальных классах, так и в контрольных. Выявить влияние Интернета на детей.

— выявить эффективность социально — педагогический программы по профилактике Интернет зависимости. Формирующий эксперимент по апробации социально — педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости в МОУ «СОШ №1 г.Покровск». В эксперименте были задействованы те же классы: экспериментальная и контрольная группы.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

-подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям Интернета;

-помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения (развлечение, снятие стресса, познание и др.);

-проинформировать детей и подростков о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждениях;

 Программа разработана для детей и подростков 7, 9 и 11 классов, а также для их родителей.

Она состоит из двух направлений работы:

Работа с учащимися 7, 9, 11 классов

Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов

Первое направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильма, участие в акции. Второе направление также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.

Ожидаемые результаты:

— информированность детей и их родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;

— увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;

— уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми;

— осознание детьми и их родителями влияния компьютера на учебную деятельность, психическое и физическое здоровье, на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.

Предлагаемая программа профилактики рассчитана на полгода обучения в средней общеобразовательной школе, занятия проходили один раз в неделю с родителями учащихся и один раз в неделю с детьми. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания родителей.
Таблица 5

Социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков      

План воспитательных мероприятий


    продолжение
--PAGE_BREAK--
Содержание программы

1.     Социально-средовой уровень: школа, семья (родители):

— информирование родителей о проблеме компьютерной зависимости в СМИ, печати;

— проведение просветительских бесед, оформление стендовой информации (стенгазеты, выпуск школьной газеты, конкурс сочинений), проведение радиотрансляции на тему «Интернет и дети» — роль компьютера в жизни ребенка, влияние компьютера на структуру досуга детей и подростков, «Интернет зависимость и как с ней бороться» — разъяснение понятия «интернет зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы, «Превенция компьютерной зависимости»;

— проведение социологических опросов по проблеме;

— организация внеучебных форм досуга подростков

— проведение диспутов, дискуссий на тему «Виртуальная агрессия», «Роль Интернета в моей жизни»

Организаторы и участники: руководители образовательных учреждений, учителя, классные руководители, психологи, социальные работники.

2.     Индивидуальный уровень: подростки, школьники, студенты:

— проведение просветительских бесед на тему «Роль Интернета в твоей жизни», «Компьютерная зависимость: её проявления и профилактика».

— проведение социологических опросов по проблеме

— формирование ценностей здорового образа жизни, культурного и образовательного развития.

Нами было организовано внеклассное мероприятие с составлением сценария (Приложение 4) и участием экспериментируемых, а также выпущены стенгазеты на заданные темы. Ребята очень серьёзно отнеслись и к конкурсу сочинений на тему «Как Интернет изменил мою жизнь» Спонсором призов выступил ОАО «Сахателеком» филиал в г.Покровск. За две недели поступило около 120 сочинений. Среди творческих работ — рассказы, эссе, сказки, забавные истории из жизни и даже текст рэп-композиции. По признанию жюри (преподавательский состав кафедры русского языка и литературы, кафедры информатики и математики), определить победителя было непросто6 все сочинения оказались интересными и неординарными.

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» — фильм рассказывает о том, что такое негативное информационное воздействие? Что такое 25-й кадр и что в нем изображено? Как влияет на развитие ребенка пристрастие его к компьютеру? Ученые рассказывают, почему развитие мозга австралийских аборигенов теперь опережает развитие мозга современных детей из цивилизованногомира. Что происходит с душой ребенка под влиянием страсти и азарта компьютерных игр?

Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия» — обсуждение вопросов, затронутых в фильме.

Рекомендации родителям по профилактике Интернет зависимости — определение конкретных рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости, закрепление ранее полученных знаний.

Работа с учащимися 7, 9, 11 классов

Проведение классного часа на тему: «Роль Интернета в твоей жизни» .

В начале классного часа провели анкетирование на тему «Место современных информационных технологий в твоей жизни» — обсуждались с детьми такие вопросы как: какое место компьютер занимает в твоей жизни? Представляешь ли ты свою жизнь без компьютера? Для чего тебе нужен компьютер?

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»

Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия» .

Проведение диспута «Интернет в моей жизни» — обсуждение с детьми различных сайтов (социальные, развлекательные, мультимедийные и т.д.) Итоговое внеклассное мероприятие «Суд над компьютерными играми»

Социально-педагогическая программа по профилактике Интернет зависимости апробировалась согласно исходным теоретическим положениям, которые были определены в гипотезе нашего исследования. В ходе эксперимента они уточнялись и корректировались соответственно выявляемым показателям динамики смены вида деятельности у детей. Подростки стали уделять больше внимания своей внешности, своему здоровью, заметно много времени проводят с родителями, сверстниками, друзьями, находятся в курсе всех событий семейных и школьных будней.  

Опытно-экспериментальную работу завершает заключительный этап – контрольный, который проведён в в мае 2010г. Здесь мы повторно провели анкетирование «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков» (Приложение 1)
Таблица № 5

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга мальчиков 12-17 лет



Таблица 6

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга девочек 12-17 лет

Вид деятельности

 Возраст детей

12-13 лет

Экспер. группа.

12-13

лет

Контр.

группа.

14-15 лет

Экспер.

группа.

14-15

лет

Контр.

группа.

16-17 лет

Экспер.

группа.

16-17

лет

Контр.

группа.

гуляю с друзьями

20%

16%

18%

16%

18%

18%

читаю

13%

8%

5%

3%

11%

10%

Сижу за компьютером (посещаю Интернет)

10%

18%

5%

10%

7%

10%

слушаю музыку

12%

15%

22%

20%

20%

18%

посещаю клубы, дискотеки

9%

7%

10%

10%

13%

11%

посещаю кружки

8%

4%

5%

4%

5%

5%

посещаю театр, к / т

5%

1%

8%

4%

15%

12%

посещаю музеи

1%

0%

2%

0%

3%

1%

смотрю TV, DVD

19%

23%

15%

20%

13%

10%



Полученные результаты позволяют утверждать: чтобы увеличить спад компьютерной зависимости необходимо организовать внеклассную воспитательную работу.
На диаграмме 2 представлены данные эксперимента по обобщенным показателям, характеризующим спад увлечения компьютером среди подростков.

Диаграмма 2

Обобщенные показатели эксперимента

  Анализ данных диаграммы 2 выявляет явно выраженную положительную динамику всех исследуемых показателей в экспериментальной группе.

Все это свидетельствует об эффективности апробированной социально- педагогической программы по профилактике Интернет зависимости.  Опытным путем мы доказали, что спад Интернет зависимости повысился в экспериментальных классах с помощью социально — педагогической программы по профилактике Интернет зависимости. В социально — педагогической программе «Мир вокруг меня» по тематическому планированию у экспериментальной группы были проведены занятия, праздники с различными методами и формами работы.  Полученные результаты позволяют утверждать: чтобы увеличить спад Интеренет зависимости необходимо организовать внеклассную воспитательную работу.

Качественный и количественный анализ результатов проведенного исследования, подтвердив справедливость выдвинутой гипотезы, позволяет сделать следующие выводы:

— проблема компьютерной зависимости учащихся школьного возраста недостаточно разработана в теории и практике педагогики;

— воспитательное значение социально-педагогической программы по профилактике Интернет зависимости очень велико и должно быть востребовано в современном обществе, так как стремительно развивается рост компьютеризации в нашей стране.
2.3 Методические рекомендации по профилактике Интернет зависимости подростков
Полученные в результате исследования, данные позволяли нам выработать методические рекомендации родителям профилактики компьютерной зависимости детей и подростков.

Часто причиной возникновения Интернет зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает Интернет зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к Интернету. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии, которых достаточно в Интернете. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и Интернету, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.). Как мы выявили в ходе исследования, для формирования целостной, нормально функционирующей эго-идентичности важную роль играют отношения «Родитель — ребенок». Говоря о профилактике Интернет зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога – организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. Родителям необходимо:

1. Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за Интернетом.

2. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну сидеть за компьютером не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

3.Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера — может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией — будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.

4. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

5. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).

6. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).

7. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

8. Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к Интернету, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что Интернет не заменит общения.

В случаях, если невозможно справиться с проблемой самостоятельно, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.

Часто бывает так, что за кажущейся Интернет зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.

Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!

Из всего сказанного следует вывод о том, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация компьютерной зависимости требует тщательный отбор материала.

Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике Интернет зависимости, для того чтобы не только правильно организовать процесс воспитания, но и чтобы оно было эффективно направлено детей и способствовало формированию личности.

    продолжение
--PAGE_BREAK--
Заключение
Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, Интернет зависимости подростков убедило нас в том, что самым надежным стержнем профилактики Интернет зависимости подростков являются воспитательные мероприятия, досуг ребенка. В результате проведения педагогического исследования выявлено, что с помощью организационно воспитательных мероприятий по профилактике Интернет зависимости у детей и подростков постепенно происходил спад зависимости от компьютера. Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный подросток развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, времяпровождение на домашнем компьютере в Интернете, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. В ходе нашего исследования мы выяснили следующее. Изучив структуру досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет, мы пришли к следующим выводам. Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие Интернета на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей и педагогов.

Виртуальная реальность — это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, — это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Также можно сделать вывод о том, что Интернет существенно трансформировал структуру досуга современных детей и подростков. В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером. Мы доказали, что социально-педагогическая программа по профилактике Интернет зависимости детей и подростков, эффективна, потому что в мероприятиях, проведенные в экспериментальном классе, были использованы различные формы и методы, что и способствовала эффективному спаду Интернет зависимости. И полученные результаты позволяют утверждать, чтобы способствовать спаду компьютерной зависимости у детей и подростков необходимо организовать внеклассную воспитательную деятельность.  Для того чтобы правильно организовать мероприятие по профилактике Интернет зависимости необходимо соблюдать такие социально — педагогические условия:

— Воспитание должно реализовываться через творчество, игру, забаву.

— Предусматривается непрерывность, систематичность, демократичность процесса воспитания школьников.

— Создавать такие ситуации воспитания, когда необходимо ставить учащихся перед проблемой практического решения задач Интернет зависимости.

— Воспитание должно нести целенаправленный характер.

Исследованы и выявлены причины возникновения Интернет-аддикции в подростковом возрасте, среди которых основными являются низкий уровень социально-психологической адаптации, негативная «Я-концепция», трудности в коммуникативной деятельности.

Предложена классификация типологии Интернет-зависимых подростков: Интернет-коммуникаторы, Интернет-эротоманы, Интернет-агрессоры, Интернет-гемблеры, Интернет-когнитиваторы, Интернет-покупатели.

Раскрыто понятие «информационная культура подростков» (медиакультура), представленное в дипломном исследовании как педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для минимизации негативных последствий Интернет-аддикции. Определены педагогические подходы к развитию медиакультуры, включающей осознание и определение подростком личностно-значимого смысла информации, стремление осознанно делать выбор, проявляя критическое отношение к информации.

Систематизированы показатели сформированности информационной культуры субъектов учебно-воспитательной деятельности (готовность к эффективному доступу и освоению практически неограниченного объема информации ресурсов сети Интернет, а также аналитической обработке этой информации; владение культурой получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции данной информации; умение использовать современные интерактивные телекоммуникационные технологии в качестве важного аспекта учебно-профессионального и личностного роста в постоянно меняющемся информационном обществе, умение рационально распределять время использования Интернет-ресурсов).

Теоретически определены и экспериментально обоснованы педагогические условия, способствующие коррекции и профилактики Интернет-аддикции в подростковом возрасте (выявление причин возникновения Интернет-аддикции; создание педагогической модели коррекции Интернет-аддикции у подростков; формирование у субъектов учебно-воспитательной деятельности компетенций в области психолого-педагогической коррекции Интернет-аддикции; реализация программ в области развития информационной культуры подростков, их родителей и учителей).
Библиография
1.     Азарова, Р.И.Досуг современной молодежи/Р.И. Азарова //Внешкольник. – 2003. — № 10.-128с.

2.     Арестова, О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский, А.Е.Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия /О.Н.Арестова и др.// Вестник МГУ. Серия ХIV. Психология, с. 14-20.

3.     Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В.Интернет: воздействие на личность /Ю.Д. Бабаева // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., «Можайск-Терра» .- 2000.- с.11-40

4.     Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е.Психологические последствия информатизации /Ю.Д.Бабаева// Психологический журнал, т. 19.- N 1.- 1998.- с. 89-100.

5.     Белинская, Е.П.Пространство, населенное Другими /Е.П.Белинская// Интернет № 16 июнь-август.- 1999.-С. 76-81 

6.     Беляева, А.В., Коул, М.Компьютерно опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития /А.В.Беляева// Психологический журнал, № 2, 1991.-с.145-152.

7.     Бирюков, В.Сеть и наркомания /В.Бирюков//Компьютерный еженедельник «Компьютерра» .-1998г.-№16.- с.13-15.

8.     Букин, Д., Букин, М. Хакеры. О тех, кто делает это./Д.Букин, М.Букин// Рынок ценных бумаг.-1996.- с.23.

9.     Букин, Д., Букин, М..Underground киберпространства./Д.Букин, М.Букин// Рынок ценных бумаг.-1997.-с .18.

10. Бэнкс, М.(1998) Психи и маньяки в Интернете/ М.Бэнкс//- СПб.: Символ-плюс.-с.12-39.

11. Вересаева, О.«Психология и интернет на пороге ХХIвека». /О.Вересаева// Психологическая газета.- №12.- 1996.- с.4-6.

12. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета /А.Е.Войкунский// Гуманитарные исследования в Интернете под ред. А.Е. Войскунского. Москва.- 2000.- с.- 100-131.

13. Войскунский, А Е.Исследования Интернета в психологии /А.Е.Войкунский// Интернет и российское общество под ред. И. Семенова.- Москва.-2002.- с. 235-250

14. Войскунский, А.Е.Групповая игровая деятельность в Интернете /А.Е.Войкунский// Психологический журнал.- №20.-с.126-132.

15. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции /А.Е.Войкунский// Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии.-Москва.-  Экопсицентр РОСС. -2000.- с. 251-253.

16. Гоуэн, М.,Web будущего/ М.Гоуэн //Журнал «Мир ПК». — Москва// Открытые системы.- 2001.- №6. — 160 с.

17. Гундарева, И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками /И.П.Гундарёва //Воспитание школьников. – 2005. — № 9.- с.30-33

18. Доронина, О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление/О.В.Доронина// Вопросы психологии.-№ 1.- 1993.-с.12

19. Ефимов, К.Ю. Особенности проведения психологических исследований через Интернет: проблемы достоверности данных /К.Ю.Ефимов // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. Москва.- 2000.- С. 254-255

20. Залесский, П., Спектор, М.Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории /П.Залесский // Москва.- Мир Internet.- 1999.-  № 7-8, с. 42-44.

21. Иванов, М.С.Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции./М.С. Иванов //Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово.- 2004.-с. 370-377.

22. Караковский, В.А. Стать человеком. /В.А.Караковский//  Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва.- 1993.-с.103

23. Куртышева, М. Как сохранить психологическое здоровье детей. /М.Куртышева// – СПб.- 2005.-с.45-56

24. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом /Е.Корнеева//Мир семьи. – 2004. –с.13-17

25. Крук, Ч.Школы будущего /Ч.Крук// Гуманитарные исследования в Интеренете под ред. А.Е. Войскунского – Москва.- Можайск-Терра.-2000. — С.285-302.

26. Кудрявцев, В.«Интернет, или «экологически чистый» наркотик». /В.Кудрявцев// Журнал «Воспитание школьников».- №5.- 1995.-с.35-40.

27. Короленко, И. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / И.П.Короленко// Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В М Бехтерева.- 1991.- № 1.- С 8-15.

28. Кузнецов, Г. Поход за силой. / Г.Кузнецов //Компьютера. – 2000. — № 18.- с.24-45

29. Лакан, Ж. Телевидение /Ж.Лакан// TeleVision, Гнозис.- 2000.- с.160

30. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе /В.Н.Моторин//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12.- С.26-29

31. Маслов, О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология виртуальности. /О.Р.Маслов, Е.Е.Пронина// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.-Москва. Российская Ассоциация Искусств. Интеллекта.- 1998.- с. 211-225.

32. Моисеенков, И. Оно /И.Моисеенко// Компьютера.-1996.- с.43.

33. Молчанов, Б.М. Что такое хакер? /Б.М.Молчанов // КомпьютерПресс.- 1993.- с. 8

34. Мюррей, К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии /К.Мюррей// Гуманитарные исследования в Интернете  под ред. А Е. Войскунского. — М.- 2000. С.132-140.

35. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? /В.И.Новосельцев// Директор школы. – 2003. — № 9. – с.13-18

36. Петрова, Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? /Н.П.ПЕтрова//Hard'n'Soft. — 1996. — N7. — с. 90-92

37. Прибылова, Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий /Ю.О.Прибылова//Естествознание в школе. – 2005.-№ 4. – с.35-39

38. Рэймонд, Э.С. Новый словарь хакера. М.: ЦентрКом, 1996

39.Собкина, В.С., Белинская Е.П.Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета /В.С.Собкина, Е.П.Белинская// Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. -Том V.- Выпуск VII, М.: Центр социологии образования РАО.- 2000.- С. 431-460

40. Соболева, Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка/Б.Соболева//Женское здоровье. – 2000. — № 7. – с.6-19

41. Сонькин, В.Н. Чем занимаются наши дети /В.Н.Сонькин//Здоровье детей. – 2003. — № 21.- с.5-10  

42. Стукова, О.В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! /О.В.Стукова//Аномалия. – 1996. – № 23 – с.3-9

43. Субботский, Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей /Е.В.Субботский // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н.Леонтьева под ред. А.Е.Войскунского, А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова. — М.: Смысл.- 1998 .-с. 125-160

44. Тихомиров, О.К. Информационный век и теория Л.С.Выготского /О.К.Тихомиров// Психологический журнал.- №1.- 1993.-с.35-36

45. Федоров, А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» /А.В.Фёдоров//Педагогика. – 2004. — № 6.- с.56-58

46.Форман, П., Вильсон, П.Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях /П.Форман, П.Вильсон// Психологический журнал.- №2.-1996.-с.22-25

47. Херст, Д. М. Переходные и аутистические феномены при аддиктивном поведении /Д.М.Херст// Психология и лечение зависимого поведения, под ред. С. Даулинга; Москва.- Класс.- 2002.-79с.

48. Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г. Эмоциональные расстройства и со-временная культура /А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян// Московский психотерапевтический журнал.- 1999.- №2.- с. 61- 90.

49. Цымбаленко, С.Б. Российские подростки в информационном мире /С.Б.Цымбаленко//ЮНПРЕСС. – 1998. — № 3.- с.55-57

50. Чудинова, В.П. Социализация ребенка и медиа В.П.Чудинова//Школьная библиотека. – 2004. — № 4- с.14-18

51. Чудов, Г.С.Современная форма виртуальной реальности /Г.С.Чудов// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. – Москва.-1998.-с. 295-305.

52. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога /М.В.Шакурова//М-2002.  – с.156-157

53. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований /С.А.Шапкин // Психологический журнал.-том 20.- 1999.-с. 86-102

54. Шептенко П.А.Методика и технология работы социального педагога. /П.А.Шептенко//Москва.-2001.-с.301

55. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок /А.Г.Шмелёв// Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка.- М.- 1988.-с.189-191

56. Якушина, Е.В. Подростки в Интернете /Е.В.Якушина//Педагогика. – 2001. — № 4. – с.21-25

57. Янг, К.С. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет.- 2000. -№ 2.- с. 24-29

58. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. № 3 (июль-сентябрь). С. 72-80.

59. Виртуальный человек // Известия от 25.08.2001

60. Жертвы Всемирной паутины // Новые Известия от 06.03.2001.

61. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. № 2. 2000. С. 75-78.

62.Словарь современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России / Обозрение психиатрии и психологии имени П.М. Бехтерева. под редакцией Личко А. 1992. С. 63-84

63. Словарь по социальной педагогике. Автор-составитель Мардахаев Л.В. – 2002.-с.289
Приложения

Приложение 1

Анкета

«Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков»
І. Блок

1.Сколько времени вы проводите за Интернетом?

·        Менее 2 часов в месяц

·        Более 2 часов в месяц

·        Более 2 часов в день

·        Более 5 часов день

2. Для чего нужен Интернет?

3. Влияет ли Интернет на ваше здоровье?

4. Как влияет Интернет на ваше общение с окружающими ?

5. Считаете ли вы себя Интернет зависимым?

6. Какие сайты в Интернете Вы посещаете чаще всего?

·        Сайты знакомств;

·        Игровые, развлекательные сайты;

·        Поисковые сайты;

·        Сайты, где есть чат-комнаты.

ІІ. Блок

1.Сколько свободного времени вы проводите за просмотром телепрограмм?

2. Какие вам нравятся телепередачи?

3. Какие вы любите смотреть фильмы?

4. Какие сцены в фильмах привлекают ваше внимание?

ІII. Блок

1. Ограничивают ли родители время игр на компьютере?

2. Разрешают ли родители смотреть жестокие фильмы?

Приложение 2
Анкета для родителей

Уважаемые родители мы просим Вас принять участие в анкетировании с целью выявления Интернет (коммуникационной) зависимости подростков и ответить на вопросы анкеты.

1.     Ф.И.О.

2.     Знаете ли вы что такое Интернет-аддикция?

3.     Ограничиваете ли Вы время просиживания ребёнка за компьютером?

4.     Ваше отношение к Интернету

5.     Как вы считаете, Ваш ребёнок зависим от Интернета?

6.     Считаете ли Вы, что Интернет имеет негативное влияние на подростка?

7.     Если да, то появились ли изменения в поведении Вашего ребёнка (замкнутость,

8.     Вам интересно, какие сайты посещает Ваш ребёнок?    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.