--PAGE_BREAK--
1.3. Типология интернет зависимости
Соглашаясь с суждением Young K.S. о неоднозначности феномена Интернет-аддикции и поддерживая позицию Griffiths M.D., мы считаем, что зависимость от Интернета представляет собой группу разных поведенческих зависимостей, где Интернет является лишь средством их реализации, а не объектом. Таким образом, мы считаем возможным в зависимости от предпочитаемых подростками сетевых ресурсов выделить следующие типы Интернет-зависимых подростков:
1. Интернет-коммуникаторы – аддикты, которые проводят огромное количество часов в чатах, форумах, дневниках, блогах, через короткие промежутки времени проверяют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальное общение со сверстниками на виртуальное.
2. Интернет-эротоманы – аддикты, посещающие разнообразные сайты сексуального и порнографического характера, заводящие любовные романы и знакомства посредством Сети и занимающиеся виртуальным сексом.
3. Интернет-агрессоры – аддикты, значительную часть времени проводящие за посещением сайтов агрессивного характера, демонстрирующих сцены насилия и жестокости.
4. Интернет-когнитиваторы, реализующие свои познавательные интересы посредством Сети (поиск баз данных, составление программ, посещение учебно-образовательных сайтов, участие в телеконференциях и т. д.).
5. Интернет-гемблеры, увлекающиеся сетевыми играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т.д..
6. Интернет-покупатели, реализующие непреодолимую склонность к трате денег посредством многочисленных покупок в режиме реального времени (online) [32].
Американские психологи (К.Янг, И. Голдберг) выделили в процессе исследования пять основных типов интернет-зависимости:
1. Киберсексуальная зависимость — непреодолимое влечение к посещению порносайтов;
2. Пристрастие к виртуальным знакомствам — избыточность знакомых и друзей в Сети;
3. Навязчивая потребность в Сети — игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) — бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам [55,c.27]
Игровая зависимость — навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры [60].
Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, Интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.
На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих в них идейное предводительство [54,c.23].
Негативным следствием неуправляемого использования Интернет-технологий, по мнению многих исследователей (психологов, педагогов, медиков), является Интернет-аддикция – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети в виртуальном мире затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире [60].
Интернет-аддикция в форме хакерства распространена в подростковой среде в ограниченных масштабах, что обусловлено, в первую очередь, высоким уровнем профессиональной подготовки, требующимся от потенциального хакера. С другой стороны, многих подростков потенциально привлекает хакерская деятельность, что стимулирует большую отдачу времени общению в сети, что ведет в итоге к формированию интернет зависимости [8].
Вероятно, геймерство — самая распространенная среди подростков форма интернет зависимости. Преобладание этой формы обусловлено отсутствием необходимости в каких-либо навыках работы с ПК, увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью аутоидентификации с самыми различными героями. ПК-игры значительно выигрывают по популярности даже у приключенческой и фантастической литературы, что связано с их динамичностью, и главное — сложным, меняющимся по ходу действия сюжетным алгоритмом, интерактивностью сюжета [10,c.12,24].
Многие игры сочетают в своем сюжете несколько линий, позволяющих проявить созидательные, деструктивные и поисковые качества пользователя. В большинстве игр существует и система поощрений, стимулирующая геймеров к совершенствованию своего «мастерства». Еще большую возможность в реализации конкурентных отношений дают сетевые игры, рост рейтинга пользователя в которых компенсирует его нереализованные амбиции в окружающем его реальном мире [28,c.30].
Значительной проблемой интернет-геймерства является развитие в сети игорного бизнеса, создании широкой (и не регулируемой) сети интернет-казино. Фактически, этот род деятельности мало отличается от обычных форм игорного бизнеса, за исключением его доступности широким кругам пользователей. [8]
Значительное место в исследовательской практике специалистов, разрабатывающих проблематику зависимости от Интернета, занимают качественные методы. Вплоть до настоящего времени большая часть исследований методически построена как интервью, массовые сетевые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили психологический дискомфорт и сами инициировали взаимодействие с исследователями. Контрольные группы, как правило, не формируются, клинические интервью не практикуются. Методические погрешности проведенных в этой области исследований неоднократно критиковались. Лишь в последнее время появились немногочисленные пока что лабораторные и клинические исследования, которым, разумеется, недостает присущей сетевым опросам массовости. Практикуется также публикация материалов, содержащих анализ случаев (case studies) или включенного наблюдения за деятельностью аддиктов — например, в ходе сетевой игры. Следует отметить также рост числа количественных (прежде всего корреляционных и факторных) исследований.
Чаще всего зависимость от Интернета понимается максимально расширительно — в нее включаются:
а) обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
б) компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;
в) патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
г) зависимость от социальных применений Интернета, т.е. от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;
д) зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».
Симптомы Интернет зависимости у подростков:
1. Большую часть свободного времени (6-10 часов) подросток проводит за компьютером;
2. У подростка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
3. Расходует или требует значительные суммы денег на постоянное обновление программного обеспечения и устройств компьютера;
4. Пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
5. Подросток часто обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, теряет интерес к школьным предметам;
6. Трудно встаёт по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садится за компьютер.
В группу риска попадают:
№
Группа риска
Устранение причин
1.
Подростки, полагающие, что от них мало что зависит в жизни. В неудачах они винят других. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути.
Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность.
2.
Подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться, либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег.
Повышать самооценку ребёнка, чаще его хвалить, помочь быть успешным
3.
Подростки с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности
Воспитывать в ребёнке самостоятельность, критичность к рекламе, поощрять инициативу
4.
Если ребёнок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения с виртуальным.
Таким подросткам необходима помощь в налаживании реальных отношений
5.
Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик.
Им непременно необходима помощь реализовать свой потенциал, поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.
Большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами, связанными с общением. Янг выделяет две группы среди интернет-зависимых: висящих на общении ради общения (91%) и висящих на информации. При этом по данным опроса Интернет-зависимых привлекают такие особенности сети, как: анонимность (86%), доступность (63%), безопасность (58%) и простота использования (37%).
Отсюда исследователь делает вывод, что интернет-зависимые пользуются сетью для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности творения виртуального героя (создания нового «Я»), что вызывает определенную реакцию окружающих, получения признания окружающих [52, C.24]. Под социальной поддержкой понимается не просто эмоциональная поддержка, но и ощущение принадлежности к определенной группе людей, установление полезных контактов.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике Интернет зависимости подростков
Опытно-экпериментальная работа проводилась на базе СОШ №1 г.Покровск Хангаласского улуса, состоящая из трёх этапов:
— констатирующий (сентябрь 2009г);
— формирующий (октябрь 2009-апрель 2010)
— контрольный ( май 2010г )
С целью анализа и характеристики состояния уровня компьютерной зависимости был проведен констатирующий эксперимент (сентябрь 2009г), который проводился в экспериментальных классах, в 7, 9 и 11 классе, где 75 человек в классе, из них 37 мальчиков и 38 девочек. Дети учатся в полную меру сил, проявляют интерес к знаниям, трудолюбивы. В классах есть реально действующие органы самоуправления, в основном самостоятельно решаются вопросы планирования, организации, контроля. Многие дети проявляют интерес к общественным делам, с желанием участвуют в них, выполняют поручения сознательно и ответственно к ним относятся. Переживают удачи и неудачи своего класса. Четко проявляют общественное мнение в классе, при любом негативном поступке учащегося.
Так же проводился контрольный эксперимент в 7, 9, 11 классах, где 75 детей, из них 48 девочек и 27 мальчиков. Ребята в классе доброжелательно относятся друг к другу. Класс дисциплинирован, крупных дисциплинарных нарушений нет. Дети ответственны к любым посильным поручениям в классе. Эксперимент проводился на основе наблюдений, в форме анкеты. (Приложение 1).
В средней общеобразовательной школе №1 города Покровска нами была проведена анкета «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков». В опросе принимали участие учащиеся 7-х, 9-х, 11-х классов экспериментальной и контрольной группы, всего 150 человек, из них 64 мальчика и 86 девочек. Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.
В анкете затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения детей и подростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера и телевидения в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.
Анкета разделена на 3 блока:
Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка
Место Интернета в жизни ребенка
Место телевидения в жизни ребенка
Отношение родителей к свободному времени ребенка
При анализе первого блока анкеты мы учитывали 2 аспекта:
-возрастной аспект
-полоролевой аспект
Проводя констатирующий эксперимент, мы внесли результат в таблицу № 1. Как видно из таблицы наиболее популярными видами деятельности среди мальчиков-подростков 12-17 лет являются такие виды деятельности, как:
Таблица 1
Популярные виды деятельности среди мальчиков 12-17 лет
Возраст
12-13
Экперимент.
группа
12-13
Контр.
группа
14-15
Экперимент.
группа
14-15
Контр.
группа
16-17
Экперимент.
группа
16-17
Контр.
группа
Вид деятельности
Гуляю с друзьями
15%
15%
19%
17%
15%
18%
Читаю
6%
8%
8%
3%
8%
10%
Сижу в интернете
30%
18%
12%
1%
14%
10%
Слушаю музыку
13%
15%
17%
19%
15%
20%
Посещаю клубы, дискотеки
4%
6%
5%
10%
10%
12%
Посещаю кружки
4%
5%
15%
5%
6%
5%
посещаю театр, к / т
4%
0%
3%
5%
5%
12%
смотрю TV, DVD
17%
21%
12%
20%
17%
10%
Посещаю музеи, выставки
-
-
-
-
-
-
Полученные данные мы подвергли статистической обработке.
Из представленных в таблице данных мы видим, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков, театров очень низок, что же касается увлеченностью Интернетом, то, например, для мальчиков 12-13 лет это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 14-15 и 16-17 лет увлеченность Интернетом уменьшается в 2 раза и, скорее всего это связано с тем, что 9 – й и 11 – й классы – это выпускные классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы детей смещены в учебную деятельность. К 16-17 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является интимно – личностное общение со сверстниками. Процент детей, посещающих различные клубы, секции, кружки также очень мал. Также мы видим, что процент посещения детьми выставок, музеев – нулевой, это говорит о низком культурном уровне мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков. Также можно сделать вывод, что мальчики в возрасте 12-13 лет увлечены компьютером больше, чем мальчики в возрасте 14-15 и 16-17 лет.
Из таблицы №2 наиболее популярными видами деятельности среди девочек-подростков 12-17 лет являются такие виды деятельности, как:
Таблица 2
Популярные виды деятельности среди девочек 12-17 лет
Вид деятельности
Возраст детей
12-13
Экспер группа
12-13
Контр. группа
14-15
Экспер группа
14-15
Контр. группа
16-17
Экспер. группа.
16-17
Контр. группа
гуляю с друзьями
18%
15%
16%
17%
15%
18%
читаю
5%
8%
3%
3%
9%
10%
Сижу в Интернете
16%
18%
7%
10%
8%
10%
слушаю музыку
14%
15%
21%
19%
18%
20%
посещаю клубы, дискотеки
7%
6%
7%
10%
9%
12%
посещаю кружки
6%
5%
4%
5%
4%
5%
посещаю театр, к / т
1%
0%
5%
5%
11%
12%
посещаю музеи
0%
0%
0%
0%
2%
1%
смотрю TV, DVD
24%
21%
19%
20%
13%
10%
Из представленных в таблице данных мы видим, что наиболее предпочитаемые виды деятельности девочек в возрасте от 12 до 17 лет резко отличается от видов деятельности, которые предпочитают мальчики этого же возраста. Процент девочек в возрасте 12-13 лет, увлекающихся Интернетом также высок, как и у мальчиков в этом же возрасте. Девочки всех представленных категорий возрастов в основном отдают предпочтение общению в социальных сетях Интернета («ВКонтакте», «Агент Маил» «Одноклассники»), просмотру телевизора, как источника полезной информации, прослушиванию музыки. Определив общую структуру досуга мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет важно обратить также на весьма характерные различия между ними. Так, результаты исследования показывают, что мальчики чаще указывают на общение с компьютером, чем девочки. Эти данные позволяют уточнить сделанный нами вывод. Как мы видим, компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков-подростков в возрасте 12-13 лет. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах. Поэтому при обсуждении вопроса о месте компьютера в жизни современных детей и подростков необходимо иметь в виду те принципиальные различия, которые существуют между мальчиками и девочками. Второй блок нашей анкеты определяет место компьютера в жизни современных детей и подростков.
Так, например, мы выяснили, что из 150 опрашиваемых детей и подростков 97% имеют компьютер, из них 41% приобрели компьютер от 2 лет назад; 32% — от 1 года до 2 лет назад; 27% — от полугода до 1 года назад. Следовательно, можно подтвердить информацию о том, что компьютеризация страны начала происходить примерно 5 — 6 лет назад. У 58% подростков имеется домашний выход в Интернет, остальные 42% выходят в сеть Интернета со школы, специальных Интернет клубов.
Также мы выяснили, сколько времени в среднем подростки проводят за компьютером в Интернете. Оказалось, что 45% детей и подростков проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 7 часов в день; 36% — уделяют общению с компьютером не более 5 часов в день; 19% — до 2 часов в день. Таким образом, дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.
С постоянным развитием компьютерных технологий растут и возможности компьютера. Современный компьютер сейчас может использоваться не только для того, чтобы проводить обработку текстов при написании документов, писем, но и для того, чтобы играть в компьютерные игры, пользоваться Интернетом, рисовать с помощью графических программ, также современный компьютер выполняет функцию музыкального центра, т.к. с помощью компьютера можно прослушивать музыку, записанную в каком-либо формате, смотреть фильмы, заниматься программированием, сочинять музыку и многое другое. Информационные ресурсы, доступные пользователям Интернет, поистине безграничны. Каждый пользователь может найти для себя в сети необходимую ему информацию, представленную в любой из технически существующих форм — текстовом, аудио, видео и др. форматах. Информация может носить сугубо частный, научный, общественный характер.
В ходе проведения нашей анкеты мы определили цели приобретения компьютера среди мальчиков и девочек 12-17 лет. При определении целей мы учитывали возрастные и половые различия. Полученные результаты мы представили в виде сравнительной таблицы.
Таблица 3
продолжение
--PAGE_BREAK--
Цели приобретения компьютера среди мальчиков и девочек
Возраст
Мальчики
12-13 лет
Девочки
12-13
Мальчики
14-15
Девочки
14-15
Мальчики
16-17
Девочки
16-17
Цель приобретения
Игра в комп.игры
58%
42%
32%
27%
36%
30%
Выполнение
докладов
24%
36%;
39%
38%
35%
30%
Выход в Интернет
18%
22%
26%
8%
26%
24%
Мы получили следующие данные: 58% мальчиков 12-13 лет компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры, 24% для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 18% – для того, чтобы общаться через Интернет.
Относительно мальчиков – подростков 14-15 лет мы получили следующие данные: 39% компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады и рефераты; 32% для того, чтобы играть в компьютерные игры и 26% для того, чтобы общаться через Интернет.
Мальчикам – подросткам 16-17 лет компьютер нужен для того, чтобы: играть в компьютерные игры – 36%; для того, чтобы выполнять доклады, рефераты — 35% и 29% — для того, чтобы общаться через Интернет, а именно посещают социальные сети «В Контакте», «Одноклассники», «Агент Маил».
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что мальчики 12-13 лет главной целью приобретения компьютера считают игры в компьютерные игры. Подростки 14-15 и 16-17 лет на первый план выносят такую цель приобретения компьютера, как выполнение докладов, рефератов по учебе по сети Инетрнет, это говорит о том, что мальчики этого возраста большое внимание уделяют учебе.
Проанализировав результаты опроса девочек, относительно этого же вопроса, мы получили следующую картину: 42% девочек 12-13 лет также как и мальчики этого же возраста главной целью приобретения компьютера считают – игры в компьютерные игры в сети он-лайн; 36% девочек компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 22% — для того, чтобы общаться через Интернет. Мы видим, что девочки и мальчики 12-13 лет приоритетной целью приобретения компьютера отмечают такую цель, как игра в компьютерные игры и выход в Интернет.
Девочки 14-15 лет практически не разошлись во мнениях с мальчиками этого же возраста, т.к. главной целью приобретения компьютера 38% девочек также считают – выполнение докладов, рефератов по учебе с помощью Интернета; 27% девочек компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры и общаться через Интернет. Также 8% девочек отмечают такие цели, как: «скачивание» из сети Интернета и просмотр фильмов на компьютере, а также прослушивание музыки. Девочкам в возрасте 16-17 лет, также как и мальчикам этого же возраста компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты по учебе; 30%-для того, чтобы играть в компьютерные игры и 24%-для того, чтобы общаться через Интернет. Из всех полученных данных можно сделать вывод о том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки одной и той же возрастной категории выбирают одни и те же. Данные многих исследований говорят о том, что компьютер влияет не только на физическое здоровье детей и подростков, но и оказывают влияние на их психическое состояние здоровья. С помощью нашей анкеты мы решили узнать мнение ребят о том, влияет ли компьютер на их психическое и физическое здоровье, и получили результаты, которые представлены в виде диаграммы.
Диаграмма 1
Мнение детей и подростков 12 — 17 лет о том, влияет ли компьютер на их психическое и физическое здоровье
Из представленных в диаграмме данных мы видим, что 39% детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27% считают, что компьютер никакого влияние на их здоровье не оказывает; 20% детей не задумывались над этим вопросом и 14% детей затруднились ответить на этот вопрос.
Следовательно, большинство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.
Мальчики 12-13 лет, которые участвовали в нашем исследовании наиболее предпочитаемыми жанрами компьютерных он-лайн игр выделяют такие: стратегии ( «WarCraft», «Казаки», «StarCraft», «Dota») -32%; нравится играть в «стрелялки» («CounterStrike», «Quicke», «Call Of Duty», «HalfLife») 26% мальчиков; 19% — играет в приключенческие игры («PrinceOfPersia», «Корсары», «GrandTheAutoSanAndreas») и 14% в квесты. 52% мальчиков 14-15 лет нравится играть в приключенческие игры; 22% играют в «стрелялки»; 15% любят играть в стратегии и 11% играют в квесты. Подростки 16-17 лет отдают свое предпочтение игре в стратегии – так ответило 42% опрашиваемых; на втором месте находится такой жанр, как «стрелялки» — 32%; 16% играет в квесты и 10% предпочитают приключенческие игры. Не смотря на все полученные данные относительно второго блока нашей анкеты – 54% опрашиваемых детей и подростков представляют себе свою жизнь без компьютера; 27% не представляют своей жизни без компьютера и выхода в Интернет и 19% детей затруднились ответить на этот вопрос. Как мы видим, компьютеризация отразилась в основном на структуре досуга мальчиков – подростков. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах.
В настоящее время не только компьютер является причиной изменения структуры досуга детей и подростков, телевидение по прежнему занимает большую часть времени в структуре свободного времени детей. Третий блок нашей анкеты имеет своей целью определение места телевидения в жизнедеятельности подростков. В ходе анализа данного блока мы получили следующие результаты: более 40% опрашиваемых детей проводят свое свободное время за просмотром телевизора более 2 часов в день.
Мальчиков 12-17 лет более всего привлекают спортивные передачи – так ответили более 67% опрашиваемых. Для мальчиков 12-15 лет также популярными являются передачи развлекательного и музыкального характера. Небольшой процент также смотрит телепередачи криминального жанра.
Для девочек 12-17 лет наиболее популярными для просмотра являются телесериалы – так ответили более 55% опрашиваемых девочек. Также привлекают музыкальные и развлекательные телепередачи.
Из этого следует, что большинство детей и подростков отдают свое предпочтение музыкальным и развлекательным передачам, нежели познавательным.
Исследование такого вопроса, как «предпочитаемые жанры фильмов» позволил нам выяснить, какие же фильмы наиболее интересуют наших детей.
Мы выяснили, что больше, чем половина мальчиков 12-17 лет любит смотреть фильмы ужасов, фантастические фильмы и боевики в отличие от девочек, 67%, которых нравится смотреть комедии, мелодрамы. Также мы выяснили, какие сцены в фильмах привлекают внимание детей, а какие не вызывают у них должного интереса и выяснили, что мальчиков более всего привлекают сцены насилии и жестокости в фильмах у девочек же сцены подобного характера не вызывают интереса их привлекают сцены дружбы, романтические и комедийные сцены.
Таблица 4
Данные анкетирования родителей
№
Вопрос
Варианты ответа
%
1
Разрешаете ли Вы смотреть своим детям жестокие фильмы?
Да
Нет
74
26
2
Ограничиваете ли Вы время просиживания ребёнка за компьютером?
Да, несомненно
Возможно, нет
Не знаю
8
85
7
3
Ваше отношение к нахождению ребёнка в Интернете
Отрицательно
Нейтрально
2
98
4
Как вы считаете Ваш ребёнок зависим от Интернета
Да
Нет
5
95
5
Контролируете ли Вы какие сайты посещает Ваш ребёнок
Да, очень строго
Скорее всего нет
Удивляюсь когда приходится оплачивать услуги «Сахателекома»
1
45
54
Последний блок нашей анкеты посвящен отношению родителей к свободному времяпровождению своих детей.
Мы установили, что 85% родителей не ограничивают время просиживания за компьютером и 74% родителей разрешают смотреть своим детям жестокие фильмы и посещать сайты, которые предпочитает сам ребенок. К сожалению, в ходе исследования лишь 1% родителей контролирует какие сайты посещает его ребёнок. Эти данные свидетельствуют о том, что произошли нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых равнодушных к нему. Именно взрослые стали авторами «нового мира» — мира искусственного, мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению, некой новомодной «детской» субкультуры сегодняшнего дня, в которой совесть отступает перед блеском остроумия, создает парадоксальную картину антимира. Нами полученные данные об отношении родителей к нахождению ребенка в Интернете: только 2% родителей отрицательно относятся к нахождению своего ребёнка в Интернете. Остальная часть родителей либо поощряет, либо нейтрально относится к нахождению ребенка в Интернете. Данный факт мы можем объяснить тем, что родители недостаточно осведомлены о занятости ребенка в Интернете.
Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.
Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современных подростков, проблема интернет зависимости, в частности зависимость от социальных сетей, актуальна для современных подростков. Существуют половые различия в проявлении интернет зависимости, тип родительского воспитания не оказывает существенного влияния на зависимость подростков от Интернета и от социальных сетей, Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье.
В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером. На основе данных мы выбрали социально-педагогическую программу по профилактике Интернет зависимости подростков в средней общеобразовательной школе.
Экспериментальным путем мы доказали, что компьютерные технологии заполнили досуг детей и подростков. Анализируя всё выше сказанное можно обобщить и выявить характерные особенности для подросткового периода
• Для большинства опрошенных подростков (52%) проблема интернет зависимости не стоит остро, однако почти половина (48%) отмечает значимость нахождения в интернет-пространстве, что вызывает опасения, так как для данной группы существует риск перехода в группу с высоким уровнем зависимости.
• Что касается зависимости от социальных сетей («В контакте», «Однокласскники), то 86% имеют средний и высокий уровень зависимости от социальных сетей, таким образом, проблема зависимости от социальных сетей актуальна для большинства современных подростков.
• Далее нами были обнаружены половые различия в уровне зависимости от социальных сетей. В группе с высоким уровнем зависимости значимо большее количество девочек, в то время как в группе с низким уровнем зависимости значимо большее количество мальчиков.
• В ходе исследования не было обнаружено связи между восприятием родительского отношения и подверженностью подростков интернет-зависимости, таким образом наша гипотеза не нашла подтверждения. Отметим, что в нашей выборке наиболее представлен контролирующий тип воспитания, в то время как тип «Принятие» наименее выражен. Здесь мы видим необходимость социально-психологической работы с родителями и подростками.
• Наиболее популярными видами деятельности в Интернете для большинства подростков являются социальные сети, игры и посещение различных сайтов. При этом з начимо большее количество девочек проводят время на сайтах социальных сетей и используют электронную почту, в то время как подавляющее большинство мальчиков проводят время за играми и в общении по ICQ.
• Лидирующим эмоциональным состоянием, сопутствующим времяпрепровождению в Интернете, является расслабление. Это можно объяснить тем, что подростки, находясь в интернет-пространстве, используют это время для развлечений и отдыха, а не для поиска необходимой для учебы информации.
• Основной целью нахождения в Интернете, по результатам опроса, является общение, что согласуется с ведущим типом деятельности подростков. Однако, учитывая данные о расслаблении как об основном эмоциональном состоянии, испытываемом при нахождении в Интернете, можно предположить, что общаться для некоторых подростков проще в интернет-пространстве, нежели в реальном мире, таким образом, общение в Интернете позволяет избегать напряжения, возникающего при непосредственных контактах с другими людьми.
• Нами обнаружена связь между выраженностью Интернет-зависимости и показателями ухудшения здоровья (боли в спине, беспокойный сон, сухость глаз). Отметим, что у нас есть предположение, что эти данные несколько занижены, так как сам вопрос мог провоцировать социально-одобряемые ответы со стороны школьников.
• Что касается связи Интернет-зависимости и проблем с учебой, то достоверных связей нами обнаружено не было, однако обращает на себя внимание тот факт, что 56% подростков указывают на то, что видят времяпрепровождение в Интернете и в социальных сетях причиной проблем с учебой.
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике Интернет зависимости подростков в СОШ №1 г.Покровск Хангаласского улуса
На формирующем этапе (октябрь 2009 - апрель 2010г) нами была проведена повторная диагностическая программа изучения уровня Интернет зависимости (приложение 1 ), ряд мероприятий:
— наблюдение;
— беседа;
— анкетирование;
— собрание для родителей по профилактике интернет зависимости;
— просветительская беседа для родителей и детей «Компьютер и дети»;
— воспитательные мероприятия «Суд над компьютером», демонстрация и дискуссия фильма «Виртуальная агрессия»;
— анализ продуктов деятельности
Главное в нашей разработанной программе — системный подход к формированию позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания с помощью воспитательных мероприятий.
Цель нашей программы:
— профилактика Интернет зависимости среди подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.
— выявить изменилось ли отношение учащихся к компьютеру, через проведение воспитательных мероприятий по профилактической программе компьютерной зависимости.
— проанализировать проведенный формирующий эксперимент как в экспериментальных классах, так и в контрольных. Выявить влияние Интернета на детей.
— выявить эффективность социально — педагогический программы по профилактике Интернет зависимости. Формирующий эксперимент по апробации социально — педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости в МОУ «СОШ №1 г.Покровск». В эксперименте были задействованы те же классы: экспериментальная и контрольная группы.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
-подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям Интернета;
-помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения (развлечение, снятие стресса, познание и др.);
-проинформировать детей и подростков о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждениях;
Программа разработана для детей и подростков 7, 9 и 11 классов, а также для их родителей.
Она состоит из двух направлений работы:
Работа с учащимися 7, 9, 11 классов
Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов
Первое направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильма, участие в акции. Второе направление также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.
Ожидаемые результаты:
— информированность детей и их родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;
— увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;
— уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми;
— осознание детьми и их родителями влияния компьютера на учебную деятельность, психическое и физическое здоровье, на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.
Предлагаемая программа профилактики рассчитана на полгода обучения в средней общеобразовательной школе, занятия проходили один раз в неделю с родителями учащихся и один раз в неделю с детьми. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания родителей.
Таблица 5
Социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков
План воспитательных мероприятий
продолжение
--PAGE_BREAK--
Содержание программы
1. Социально-средовой уровень: школа, семья (родители):
— информирование родителей о проблеме компьютерной зависимости в СМИ, печати;
— проведение просветительских бесед, оформление стендовой информации (стенгазеты, выпуск школьной газеты, конкурс сочинений), проведение радиотрансляции на тему «Интернет и дети» — роль компьютера в жизни ребенка, влияние компьютера на структуру досуга детей и подростков, «Интернет зависимость и как с ней бороться» — разъяснение понятия «интернет зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы, «Превенция компьютерной зависимости»;
— проведение социологических опросов по проблеме;
— организация внеучебных форм досуга подростков
— проведение диспутов, дискуссий на тему «Виртуальная агрессия», «Роль Интернета в моей жизни»
Организаторы и участники: руководители образовательных учреждений, учителя, классные руководители, психологи, социальные работники.
2. Индивидуальный уровень: подростки, школьники, студенты:
— проведение просветительских бесед на тему «Роль Интернета в твоей жизни», «Компьютерная зависимость: её проявления и профилактика».
— проведение социологических опросов по проблеме
— формирование ценностей здорового образа жизни, культурного и образовательного развития.
Нами было организовано внеклассное мероприятие с составлением сценария (Приложение 4) и участием экспериментируемых, а также выпущены стенгазеты на заданные темы. Ребята очень серьёзно отнеслись и к конкурсу сочинений на тему «Как Интернет изменил мою жизнь» Спонсором призов выступил ОАО «Сахателеком» филиал в г.Покровск. За две недели поступило около 120 сочинений. Среди творческих работ — рассказы, эссе, сказки, забавные истории из жизни и даже текст рэп-композиции. По признанию жюри (преподавательский состав кафедры русского языка и литературы, кафедры информатики и математики), определить победителя было непросто6 все сочинения оказались интересными и неординарными.
Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» — фильм рассказывает о том, что такое негативное информационное воздействие? Что такое 25-й кадр и что в нем изображено? Как влияет на развитие ребенка пристрастие его к компьютеру? Ученые рассказывают, почему развитие мозга австралийских аборигенов теперь опережает развитие мозга современных детей из цивилизованногомира. Что происходит с душой ребенка под влиянием страсти и азарта компьютерных игр?
Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия» — обсуждение вопросов, затронутых в фильме.
Рекомендации родителям по профилактике Интернет зависимости — определение конкретных рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости, закрепление ранее полученных знаний.
Работа с учащимися 7, 9, 11 классов
Проведение классного часа на тему: «Роль Интернета в твоей жизни» .
В начале классного часа провели анкетирование на тему «Место современных информационных технологий в твоей жизни» — обсуждались с детьми такие вопросы как: какое место компьютер занимает в твоей жизни? Представляешь ли ты свою жизнь без компьютера? Для чего тебе нужен компьютер?
Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»
Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия» .
Проведение диспута «Интернет в моей жизни» — обсуждение с детьми различных сайтов (социальные, развлекательные, мультимедийные и т.д.) Итоговое внеклассное мероприятие «Суд над компьютерными играми»
Социально-педагогическая программа по профилактике Интернет зависимости апробировалась согласно исходным теоретическим положениям, которые были определены в гипотезе нашего исследования. В ходе эксперимента они уточнялись и корректировались соответственно выявляемым показателям динамики смены вида деятельности у детей. Подростки стали уделять больше внимания своей внешности, своему здоровью, заметно много времени проводят с родителями, сверстниками, друзьями, находятся в курсе всех событий семейных и школьных будней.
Опытно-экспериментальную работу завершает заключительный этап – контрольный, который проведён в в мае 2010г. Здесь мы повторно провели анкетирование «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков» (Приложение 1)
Таблица № 5
Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга мальчиков 12-17 лет
Таблица 6
Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга девочек 12-17 лет
Вид деятельности
Возраст детей
12-13 лет
Экспер. группа.
12-13
лет
Контр.
группа.
14-15 лет
Экспер.
группа.
14-15
лет
Контр.
группа.
16-17 лет
Экспер.
группа.
16-17
лет
Контр.
группа.
гуляю с друзьями
20%
16%
18%
16%
18%
18%
читаю
13%
8%
5%
3%
11%
10%
Сижу за компьютером (посещаю Интернет)
10%
18%
5%
10%
7%
10%
слушаю музыку
12%
15%
22%
20%
20%
18%
посещаю клубы, дискотеки
9%
7%
10%
10%
13%
11%
посещаю кружки
8%
4%
5%
4%
5%
5%
посещаю театр, к / т
5%
1%
8%
4%
15%
12%
посещаю музеи
1%
0%
2%
0%
3%
1%
смотрю TV, DVD
19%
23%
15%
20%
13%
10%
Полученные результаты позволяют утверждать: чтобы увеличить спад компьютерной зависимости необходимо организовать внеклассную воспитательную работу.
На диаграмме 2 представлены данные эксперимента по обобщенным показателям, характеризующим спад увлечения компьютером среди подростков.
Диаграмма 2
Обобщенные показатели эксперимента
Анализ данных диаграммы 2 выявляет явно выраженную положительную динамику всех исследуемых показателей в экспериментальной группе.
Все это свидетельствует об эффективности апробированной социально- педагогической программы по профилактике Интернет зависимости. Опытным путем мы доказали, что спад Интернет зависимости повысился в экспериментальных классах с помощью социально — педагогической программы по профилактике Интернет зависимости. В социально — педагогической программе «Мир вокруг меня» по тематическому планированию у экспериментальной группы были проведены занятия, праздники с различными методами и формами работы. Полученные результаты позволяют утверждать: чтобы увеличить спад Интеренет зависимости необходимо организовать внеклассную воспитательную работу.
Качественный и количественный анализ результатов проведенного исследования, подтвердив справедливость выдвинутой гипотезы, позволяет сделать следующие выводы:
— проблема компьютерной зависимости учащихся школьного возраста недостаточно разработана в теории и практике педагогики;
— воспитательное значение социально-педагогической программы по профилактике Интернет зависимости очень велико и должно быть востребовано в современном обществе, так как стремительно развивается рост компьютеризации в нашей стране.
2.3 Методические рекомендации по профилактике Интернет зависимости подростков
Полученные в результате исследования, данные позволяли нам выработать методические рекомендации родителям профилактики компьютерной зависимости детей и подростков.
Часто причиной возникновения Интернет зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает Интернет зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к Интернету. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии, которых достаточно в Интернете. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и Интернету, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.). Как мы выявили в ходе исследования, для формирования целостной, нормально функционирующей эго-идентичности важную роль играют отношения «Родитель — ребенок». Говоря о профилактике Интернет зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога – организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. Родителям необходимо:
1. Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за Интернетом.
2. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну сидеть за компьютером не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
3.Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера — может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией — будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.
4. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
5. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).
6. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).
7. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
8. Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к Интернету, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что Интернет не заменит общения.
В случаях, если невозможно справиться с проблемой самостоятельно, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.
Часто бывает так, что за кажущейся Интернет зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.
Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!
Из всего сказанного следует вывод о том, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация компьютерной зависимости требует тщательный отбор материала.
Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике Интернет зависимости, для того чтобы не только правильно организовать процесс воспитания, но и чтобы оно было эффективно направлено детей и способствовало формированию личности.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Заключение
Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, Интернет зависимости подростков убедило нас в том, что самым надежным стержнем профилактики Интернет зависимости подростков являются воспитательные мероприятия, досуг ребенка. В результате проведения педагогического исследования выявлено, что с помощью организационно воспитательных мероприятий по профилактике Интернет зависимости у детей и подростков постепенно происходил спад зависимости от компьютера. Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный подросток развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, времяпровождение на домашнем компьютере в Интернете, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. В ходе нашего исследования мы выяснили следующее. Изучив структуру досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет, мы пришли к следующим выводам. Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие Интернета на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей и педагогов.
Виртуальная реальность — это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, — это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
Также можно сделать вывод о том, что Интернет существенно трансформировал структуру досуга современных детей и подростков. В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером. Мы доказали, что социально-педагогическая программа по профилактике Интернет зависимости детей и подростков, эффективна, потому что в мероприятиях, проведенные в экспериментальном классе, были использованы различные формы и методы, что и способствовала эффективному спаду Интернет зависимости. И полученные результаты позволяют утверждать, чтобы способствовать спаду компьютерной зависимости у детей и подростков необходимо организовать внеклассную воспитательную деятельность. Для того чтобы правильно организовать мероприятие по профилактике Интернет зависимости необходимо соблюдать такие социально — педагогические условия:
— Воспитание должно реализовываться через творчество, игру, забаву.
— Предусматривается непрерывность, систематичность, демократичность процесса воспитания школьников.
— Создавать такие ситуации воспитания, когда необходимо ставить учащихся перед проблемой практического решения задач Интернет зависимости.
— Воспитание должно нести целенаправленный характер.
Исследованы и выявлены причины возникновения Интернет-аддикции в подростковом возрасте, среди которых основными являются низкий уровень социально-психологической адаптации, негативная «Я-концепция», трудности в коммуникативной деятельности.
Предложена классификация типологии Интернет-зависимых подростков: Интернет-коммуникаторы, Интернет-эротоманы, Интернет-агрессоры, Интернет-гемблеры, Интернет-когнитиваторы, Интернет-покупатели.
Раскрыто понятие «информационная культура подростков» (медиакультура), представленное в дипломном исследовании как педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для минимизации негативных последствий Интернет-аддикции. Определены педагогические подходы к развитию медиакультуры, включающей осознание и определение подростком личностно-значимого смысла информации, стремление осознанно делать выбор, проявляя критическое отношение к информации.
Систематизированы показатели сформированности информационной культуры субъектов учебно-воспитательной деятельности (готовность к эффективному доступу и освоению практически неограниченного объема информации ресурсов сети Интернет, а также аналитической обработке этой информации; владение культурой получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции данной информации; умение использовать современные интерактивные телекоммуникационные технологии в качестве важного аспекта учебно-профессионального и личностного роста в постоянно меняющемся информационном обществе, умение рационально распределять время использования Интернет-ресурсов).
Теоретически определены и экспериментально обоснованы педагогические условия, способствующие коррекции и профилактики Интернет-аддикции в подростковом возрасте (выявление причин возникновения Интернет-аддикции; создание педагогической модели коррекции Интернет-аддикции у подростков; формирование у субъектов учебно-воспитательной деятельности компетенций в области психолого-педагогической коррекции Интернет-аддикции; реализация программ в области развития информационной культуры подростков, их родителей и учителей).
Библиография
1. Азарова, Р.И.Досуг современной молодежи/Р.И. Азарова //Внешкольник. – 2003. — № 10.-128с.
2. Арестова, О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский, А.Е.Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия /О.Н.Арестова и др.// Вестник МГУ. Серия ХIV. Психология, с. 14-20.
3. Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В.Интернет: воздействие на личность /Ю.Д. Бабаева // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., «Можайск-Терра» .- 2000.- с.11-40
4. Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е.Психологические последствия информатизации /Ю.Д.Бабаева// Психологический журнал, т. 19.- N 1.- 1998.- с. 89-100.
5. Белинская, Е.П.Пространство, населенное Другими /Е.П.Белинская// Интернет № 16 июнь-август.- 1999.-С. 76-81
6. Беляева, А.В., Коул, М.Компьютерно опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития /А.В.Беляева// Психологический журнал, № 2, 1991.-с.145-152.
7. Бирюков, В.Сеть и наркомания /В.Бирюков//Компьютерный еженедельник «Компьютерра» .-1998г.-№16.- с.13-15.
8. Букин, Д., Букин, М. Хакеры. О тех, кто делает это./Д.Букин, М.Букин// Рынок ценных бумаг.-1996.- с.23.
9. Букин, Д., Букин, М..Underground киберпространства./Д.Букин, М.Букин// Рынок ценных бумаг.-1997.-с .18.
10. Бэнкс, М.(1998) Психи и маньяки в Интернете/ М.Бэнкс//- СПб.: Символ-плюс.-с.12-39.
11. Вересаева, О.«Психология и интернет на пороге ХХIвека». /О.Вересаева// Психологическая газета.- №12.- 1996.- с.4-6.
12. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета /А.Е.Войкунский// Гуманитарные исследования в Интернете под ред. А.Е. Войскунского. Москва.- 2000.- с.- 100-131.
13. Войскунский, А Е.Исследования Интернета в психологии /А.Е.Войкунский// Интернет и российское общество под ред. И. Семенова.- Москва.-2002.- с. 235-250
14. Войскунский, А.Е.Групповая игровая деятельность в Интернете /А.Е.Войкунский// Психологический журнал.- №20.-с.126-132.
15. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции /А.Е.Войкунский// Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии.-Москва.- Экопсицентр РОСС. -2000.- с. 251-253.
16. Гоуэн, М.,Web будущего/ М.Гоуэн //Журнал «Мир ПК». — Москва// Открытые системы.- 2001.- №6. — 160 с.
17. Гундарева, И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками /И.П.Гундарёва //Воспитание школьников. – 2005. — № 9.- с.30-33
18. Доронина, О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление/О.В.Доронина// Вопросы психологии.-№ 1.- 1993.-с.12
19. Ефимов, К.Ю. Особенности проведения психологических исследований через Интернет: проблемы достоверности данных /К.Ю.Ефимов // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. Москва.- 2000.- С. 254-255
20. Залесский, П., Спектор, М.Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории /П.Залесский // Москва.- Мир Internet.- 1999.- № 7-8, с. 42-44.
21. Иванов, М.С.Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции./М.С. Иванов //Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово.- 2004.-с. 370-377.
22. Караковский, В.А. Стать человеком. /В.А.Караковский// Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва.- 1993.-с.103
23. Куртышева, М. Как сохранить психологическое здоровье детей. /М.Куртышева// – СПб.- 2005.-с.45-56
24. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом /Е.Корнеева//Мир семьи. – 2004. –с.13-17
25. Крук, Ч.Школы будущего /Ч.Крук// Гуманитарные исследования в Интеренете под ред. А.Е. Войскунского – Москва.- Можайск-Терра.-2000. — С.285-302.
26. Кудрявцев, В.«Интернет, или «экологически чистый» наркотик». /В.Кудрявцев// Журнал «Воспитание школьников».- №5.- 1995.-с.35-40.
27. Короленко, И. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / И.П.Короленко// Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В М Бехтерева.- 1991.- № 1.- С 8-15.
28. Кузнецов, Г. Поход за силой. / Г.Кузнецов //Компьютера. – 2000. — № 18.- с.24-45
29. Лакан, Ж. Телевидение /Ж.Лакан// TeleVision, Гнозис.- 2000.- с.160
30. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе /В.Н.Моторин//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12.- С.26-29
31. Маслов, О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология виртуальности. /О.Р.Маслов, Е.Е.Пронина// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.-Москва. Российская Ассоциация Искусств. Интеллекта.- 1998.- с. 211-225.
32. Моисеенков, И. Оно /И.Моисеенко// Компьютера.-1996.- с.43.
33. Молчанов, Б.М. Что такое хакер? /Б.М.Молчанов // КомпьютерПресс.- 1993.- с. 8
34. Мюррей, К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии /К.Мюррей// Гуманитарные исследования в Интернете под ред. А Е. Войскунского. — М.- 2000. С.132-140.
35. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? /В.И.Новосельцев// Директор школы. – 2003. — № 9. – с.13-18
36. Петрова, Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? /Н.П.ПЕтрова//Hard'n'Soft. — 1996. — N7. — с. 90-92
37. Прибылова, Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий /Ю.О.Прибылова//Естествознание в школе. – 2005.-№ 4. – с.35-39
38. Рэймонд, Э.С. Новый словарь хакера. М.: ЦентрКом, 1996
39.Собкина, В.С., Белинская Е.П.Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета /В.С.Собкина, Е.П.Белинская// Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. -Том V.- Выпуск VII, М.: Центр социологии образования РАО.- 2000.- С. 431-460
40. Соболева, Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка/Б.Соболева//Женское здоровье. – 2000. — № 7. – с.6-19
41. Сонькин, В.Н. Чем занимаются наши дети /В.Н.Сонькин//Здоровье детей. – 2003. — № 21.- с.5-10
42. Стукова, О.В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! /О.В.Стукова//Аномалия. – 1996. – № 23 – с.3-9
43. Субботский, Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей /Е.В.Субботский // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н.Леонтьева под ред. А.Е.Войскунского, А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова. — М.: Смысл.- 1998 .-с. 125-160
44. Тихомиров, О.К. Информационный век и теория Л.С.Выготского /О.К.Тихомиров// Психологический журнал.- №1.- 1993.-с.35-36
45. Федоров, А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» /А.В.Фёдоров//Педагогика. – 2004. — № 6.- с.56-58
46.Форман, П., Вильсон, П.Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях /П.Форман, П.Вильсон// Психологический журнал.- №2.-1996.-с.22-25
47. Херст, Д. М. Переходные и аутистические феномены при аддиктивном поведении /Д.М.Херст// Психология и лечение зависимого поведения, под ред. С. Даулинга; Москва.- Класс.- 2002.-79с.
48. Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г. Эмоциональные расстройства и со-временная культура /А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян// Московский психотерапевтический журнал.- 1999.- №2.- с. 61- 90.
49. Цымбаленко, С.Б. Российские подростки в информационном мире /С.Б.Цымбаленко//ЮНПРЕСС. – 1998. — № 3.- с.55-57
50. Чудинова, В.П. Социализация ребенка и медиа В.П.Чудинова//Школьная библиотека. – 2004. — № 4- с.14-18
51. Чудов, Г.С.Современная форма виртуальной реальности /Г.С.Чудов// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. – Москва.-1998.-с. 295-305.
52. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога /М.В.Шакурова//М-2002. – с.156-157
53. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований /С.А.Шапкин // Психологический журнал.-том 20.- 1999.-с. 86-102
54. Шептенко П.А.Методика и технология работы социального педагога. /П.А.Шептенко//Москва.-2001.-с.301
55. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок /А.Г.Шмелёв// Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка.- М.- 1988.-с.189-191
56. Якушина, Е.В. Подростки в Интернете /Е.В.Якушина//Педагогика. – 2001. — № 4. – с.21-25
57. Янг, К.С. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет.- 2000. -№ 2.- с. 24-29
58. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. № 3 (июль-сентябрь). С. 72-80.
59. Виртуальный человек // Известия от 25.08.2001
60. Жертвы Всемирной паутины // Новые Известия от 06.03.2001.
61. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. № 2. 2000. С. 75-78.
62.Словарь современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России / Обозрение психиатрии и психологии имени П.М. Бехтерева. под редакцией Личко А. 1992. С. 63-84
63. Словарь по социальной педагогике. Автор-составитель Мардахаев Л.В. – 2002.-с.289
Приложения
Приложение 1
Анкета
«Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков»
І. Блок
1.Сколько времени вы проводите за Интернетом?
· Менее 2 часов в месяц
· Более 2 часов в месяц
· Более 2 часов в день
· Более 5 часов день
2. Для чего нужен Интернет?
3. Влияет ли Интернет на ваше здоровье?
4. Как влияет Интернет на ваше общение с окружающими ?
5. Считаете ли вы себя Интернет зависимым?
6. Какие сайты в Интернете Вы посещаете чаще всего?
· Сайты знакомств;
· Игровые, развлекательные сайты;
· Поисковые сайты;
· Сайты, где есть чат-комнаты.
ІІ. Блок
1.Сколько свободного времени вы проводите за просмотром телепрограмм?
2. Какие вам нравятся телепередачи?
3. Какие вы любите смотреть фильмы?
4. Какие сцены в фильмах привлекают ваше внимание?
ІII. Блок
1. Ограничивают ли родители время игр на компьютере?
2. Разрешают ли родители смотреть жестокие фильмы?
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители мы просим Вас принять участие в анкетировании с целью выявления Интернет (коммуникационной) зависимости подростков и ответить на вопросы анкеты.
1. Ф.И.О.
2. Знаете ли вы что такое Интернет-аддикция?
3. Ограничиваете ли Вы время просиживания ребёнка за компьютером?
4. Ваше отношение к Интернету
5. Как вы считаете, Ваш ребёнок зависим от Интернета?
6. Считаете ли Вы, что Интернет имеет негативное влияние на подростка?
7. Если да, то появились ли изменения в поведении Вашего ребёнка (замкнутость,
8. Вам интересно, какие сайты посещает Ваш ребёнок? продолжение
--PAGE_BREAK--