Реферат по предмету "Педагогика"


Современные средства контроля успеваемости студентов

Министерствообразования Республики Беларусь
Учреждениеобразования
«Минскийгосударственный высший радиотехнический колледж»
Кафедрапсихолого-педагогических дисциплин
КУРСОВАЯРАБОТА
ПОКУРСУ «Педагогика»
Современныесредства контроля успеваемости студентов
Исполнитель:
Колосовский С. М.,студент
3 курса группы 7382
отделения
«Программирования»
Научный руководитель:
Плешевеня Н.Н.,ассистент
Кафедры психолого-
педагогическихдисциплин
Минск2010

Содержание
Введение
Глава 1. Оценка какметод проверки знаний
1.1 Общее сведения осредствах контроля успеваемости студентов
1.2 Функции итребования к системе оценивания знаний. Виды оценок
1.3 Виды средствконтроля успеваемости студентов в различных странах
1.4 Критика системоценивая
1.5 Выводы
Глава 2. Применениесредств контроля успеваемости студентов в ВУЗах Республики Беларусь
2.1 Использование10-бальной системы. Сравнение 10-бальной и пятибалльной системы оценивания
2.2 Зачет – как системаоценивания знаний
2.3 Централизованноетестирование
2.4 Рейтинговая системаоценивания
2. Выводы
Заключение
Список использованныхисточников
Приложение АКоличественное выражение оценки учебно-познавательной деятельности»
Приложение БИнтегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся

Введение
Проверкаи оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурнымкомпонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности,последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всегопериода обучения.
Актуальностьпроблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов вреализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложенияоценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогическийпроцесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Оценказнаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, отправильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методическойлитературе принято считать, что оценка является так называемой “обратнойсвязью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учительполучает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяютследующие цели оценки знаний и умений учащихся:
-диагностирование икорректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативностиотдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговыхрезультатов обучения на разном уровне.
Цельданной работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделитьосновные средства его реализации.
Предметомисследования является средства контроля успеваемости
Объектомисследования является современные средства контроля, применяемые в ВУЗах.
Учителюпри подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки иее организация — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся,по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё этодолжно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать,чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должнабыть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмыработы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровеньи качество овладения знаниями.
Внимательнопосмотрев на изложенные выше цели оценки знаний и умений учащихся, можноувидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий.Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предметуявляется ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и уменийучащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольныемероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для неголичностно важным Оценка должна восприниматься учащимися не как что-то, нужноелишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчетимеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуютпредъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавитьцель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуютпредъявляемым требованиям. Эта цель оценки, по-моему, является основной.
Так, например, проверкарезультатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. Притакой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, припроставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой видработы никогда бы не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели оценкизнаний и умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.
Над средствами контролязнаний работало не так много людей. Но все же, можно среди них выделитьЗвонникова В. И., который предлагал различные современные средства оцениваниярезультата. Также можно выделить Шакура С.Д., который предложил вообщебезотметочную систему. Стоит отметить работу белорусских исследователейБелорусского государственного экономического университета, которые предлагалиразличные виды оценивания знаний студентов.
Гипотеза: чем вышесистема оценивания знаний, тем качественнее их усвоение.

1.Оценка как методпроверки знаний
 
1.1 Общее сведения осредствах контроля успеваемости студентов
Контролирование,оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование какнеобходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогическойтехнологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оцениваниеявляется непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее,по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотнилет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она бытьиндикатором качества – категорическим определителем успеваемости обучаемого илиже, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков тойили иной системы (методики) обучения. Противоречивый характер школьной оценкиотметил еще Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно ивзвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективностиконтролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемымпронизывает все дидактические системы.
Перваябалльная система оценок возникла в средневековых школах Германии. Каждый баллобозначал разряд ученика по успеваемости среди других учащихся (1-й – лучший, 2-й– средний, 3-й – худший). Позже средний разряд, к которому принадлежалонаибольшее число учеников, дополнительно разделили еще на три класса, врезультате чего получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовалиотечественные педагоги.
Строгокритиковал современные ему формы контроля К.Д.Ушинский. характеризуя егонедостатки, подчеркивал прежде всего то, что существующие подходы и способыподавляют умственную деятельность учащихся. Обычно учитель спрашивает одногоили нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными откакой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, сжигают силы, волнуясь вожидании. Естественно, в такой обстановке ученик не способен проявлятьлюбознательность, инициативу.
Вновой демократической школе не должно быть формального контроля. Дидактическийконтроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженнуюобучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, бытьнеобходимым и полезным, прежде всего самому обучаемому.
Попыткиизменить подходы к школьному контролю, принимаемые в прошлом, ничего не дали,поскольку почти все предложения и нововведения группировались вокруг одноговопроса – использовать ли в школах оценки, или обходиться без них. В мае 1918г. вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простыеформы учета и контролирования успеваемости учащихся. С этой целью, в частности,практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихсязаписывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось«социалистическое соревнование» и т.д.
Врезультате в те годы вместо контроля успеваемости, проводимого учителем,получили широкое распространение различные формы самоучета.
Системаучета знаний по бригадно-лабораторному методу, некритически перенесенному избуржуазной школы (учитывалась работа бригады всей в целом), приводила кобезличке учета успеваемости, а в конечном итоге – к снижению качестваобучения.
Впоследующие годы была проведена большая работа по созданию строгой иупорядоченной системы учета успеваемости, сложилась система методов проверки иоценки знаний, умений и навыков.
В1935 году – дифференцированная пятибалльная система оценок через словесныеотметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»). В1944 году словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системойоценок.
В2002 году Беларусь перешла на 10-бальную систему оценивания, которой пользуетсяпо сей момент.
Зависимостьпродуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности(оперативности), глубины, объективности контролирования — общая закономерностьдидактического процесса. В нынешней теории еще нет установившегося подхода копределению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и других, с нимисвязанных. Нередко они смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то водинаковом, то в различном значении.
Общимродовым понятием выступает «контроль».
Контроль — выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявлениеи измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонентконтроля, основной дидактической функцией которого является обеспечениеобратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективнойинформации о степени освоения учебного материала, своевременное выявлениенедостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не толькоуровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего.Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку(как результат) проверки.
Количественнаяоценка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися выражается в баллах(отметках), а качественная – в оценочных суждениях и заключениях педагога,содержащих характеристику достоинств и недостатков ответов учащихся.
Оценказнаний, умений и навыков рассматривается в дидактике как процесс определенияколичественных и качественных показателей теоретической и практическойподготовки обучаемых существующим оценочным требованиям.
Втабелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т.д. оценкификсируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок»,памятных знаках.
Основойдля оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля.Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работыучащихся. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяетсярезультативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогическойдеятельности учителя. [11]
1.2Функции и требования к системе оценивания знаний. Виды оценок
 
Функции системы оценивания. Преждевсего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня системаоценивания. Их можно выделить три.
· Нормативнаяфункция включает в себя, с одной стороны, фиксированиедостижений конкретного учащегося относительно утвержденного государствомэталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия,соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а сдругой стороны — административное отслеживание успеваемости отдельных учеников,школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (всоответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад).
· Информативно-диагностическаяфункция , включающая основополагающие моменты содержательнойсвязи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную иэмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей.Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, всели в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводушкольного благополучия отдельных учеников.
· Карательно-поощрительнаяфункция , связанная с мотивацией деятельности учащихся, нетребует дополнительных пояснений.
Требования к системе оценивания. Теперь,опираясь отчасти на перечисленные функции, а больше на здравый смысл иэмпирически сформировавшееся представление о данном вопросе, очертим кругпроблем, решению которых должна способствовать система оценивания, или, прощеговоря, те требования, которым она должна отвечать.
1.  Итак,в первую очередь, система оценивания должна давать возможность определить,насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот илииной практический навык , то есть, другими словами, — возможность сверитьдостигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных втот или иной учебный курс. При этом представляется целесообразным брать заточку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть болееили менее четко определен.
2.  Во-вторых,система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровняподготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различныхсферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработкаинформации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), чтопозволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на путиполучения образования. При этом желательно, чтобы фиксация данной информациибыла стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени,т. е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуютпревысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать,скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь кизбранным учащимся.
3.  В-третьих,уже в самом механизме выставления отметок была должна быть заложена возможностьадекватной интерпретации заложенной в них информации , для чего системаоценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способоввыставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которыхэти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместоинформативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания,в отношении правомерности существования которой в рамках среднего звена школысуществуют большие сомнения.
4.  В-четвертых,в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающийсамооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего сним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание,должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкойучителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже являетсяфактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно изусловий.
5.  В-пятых,система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контактмежду учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрациейи педагогическим коллективом школы . Без такой связи едва ли возможенсистемный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение егоцелостности.
6.  В-шестых,продолжая тему единого образовательного пространства для учащегося, необходимоуказать, что система оценивания должна быть единой применительно кконкретному школьному классу. Другими словами, невозможно эффективноесуществование на различных уроках систем оценивания, основанных на разныхпринципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможнытолько между возрастными группами учащихся, но никак не между группамипредметов.
7.  В-седьмых,система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можнобережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.Как представляется, основной путь для достижения этого — внедрение в сознаниевсех участников учебного процесса отношения к системе оценивания как кинструменту, необходимому для успешного получения образования, дляосуществления обратной связи и не более того. Перечисленные положения должны,на мой взгляд, формировать скелет системы оценивания, задавать общие рамки еефункционирования и, одновременно, служить критериями успешности и полноценностикаждой конкретной образовательной системы, одной из основных подсистем которойи является система оценивания. Плюс к перечисленному следовало бы упомянуть,конечно, еще и соответствие ее утвержденным государством требованиям, но,поскольку безусловно обязательным и жестко нормированным является толькопорядок итоговой аттестации, это обстоятельство можно вывести «заскобки».
Нетрудно заметить, чтопоследовательное применение указанных требований трансформирует функциональноезначение системы оценивания, перенося и многократно усиливая упор наинформационно-диагностической функции, серьезно изменяя содержание нормативнойи стремясь если не вообще отделаться от карательно-поощрительной функции, то,во всяком случае, полностью изменить механизм ее действия. [11]
Видыоценки:
Формыоценки знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные видыдеятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм оценки оченьмного, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиесяему наилучшими, контрольные задания.
Наразличных этапах обучения используются различные виды оценки:
— текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебныхзанятий,
— семестровая проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждогосеместра,
— годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год,
— выпускные и переводные экзамены. [8]

1.3Виды средств контроля успеваемости студентов в различных странах
В настоящее время вмире используется множество шкал оценивания знаний. В некоторых шкалах принятоиспользовать цифровые обозначения разрядов, причем допускаются дробные оценки,другие шкалы (например, американская) по традиции имеют дело с буквеннымиобозначениями. Американская шкала также имеет численную интерпретацию, прикоторой высшим оценкам A и A+ соответствует балл 4.
Страны СНГ, Грузии иПрибалтики
В России прижилась5-балльная, которая и была в официально установлена Министерством народногопросвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «З» —достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные.
В течение XX векаоценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная систематрансформировалась в современную 4-балльную. Эта, традиционная для советскогообразования, система сейчас повсеместно применяется в России и многих странахпостсоветского пространства, хотя в последние годы наметился отход от нее:
· Беларусь,как говорилось, перешла на 10-балльную шкалу;
· Украинана 12-балльную;
· Прибалтикапредпочла англосаксонскую систему (в Эстонии до сих пор используетсяпятибалльная шкала, «1» — оценка за невыполненную работу, Латвия –10-бальная) и т. д.;
· Молдавияперешла на 10-балльную шкалу.
· Грузияперешла на 10-балльную шкалу.
В современной Россиичаще всего (за отсутствием нормативных документов на уровне МинистерстваОбразования и Науки) оценку за триместр выводят как среднее арифметическоетекущих (в том числе и контрольных) оценок. В этом случае оценка за контрольнуюработу является текущей — так как она оценивает знания ученика на момент еёнаписания, а не за триместр. Поэтому следует выставлять оценку за триместр поформуле:
((сумма всех оценок)/(количество всехоценок))*100%
 
Германия
В Германии в среднемобразовании используется 6-балльная система оценок с обратной зависимостью т.е.имеет следующие количественные и качественные обозначения: 1 — sehr gut«отлично» 2 — gut «хорошо» 3 — befriedigend «достаточно» 4 —ausreichend «удовлетворительно» 5 — mangelhaft «неудовлетворительно»6 — ungenügend «очень плохо».
В некоторых учебныхзаведениях для выведения средней оценки используется пересчет приведенных вышеоценок в баллы по следующему соотношению: оценка 1 = 15 баллов, 2 = 12 баллов,3 = 9 баллов, 4 = 6 баллов, 5 = 3 балла и оценка 6 = 0 баллов.
В высшем образованиииспользуется 5-балльная система оценок, 5 количественных и качественныхпараметров которой полностью идентичны приведенным выше 5 первым параметрам6-балльной системы оценок среднего образования.
Франция
Во Франции используется20-балльная система, притом выше 18 баллов получить простонереально. Французы считают, что 20 баллов может получить лишь Господь Бог, ана 19 баллов знает господин учитель. Непонятным остаётся только одно: почему бытогда не ввести 18-балльную систему оценивания?
Япония
В Японии используется100-балльная система.
США
Индекс качестваA-F(A-E) обычно классифицируется по следующей пятибалльной шкале:
A = 4.0
B = 3.0
C = 2.0
D = 1.0
E(F) = 0.0
Другие варианты,представленные знаками + и — широко используются. Их обычно считают, каксоответственно x.3 и y.7. Например, так как B = 3.0, то B+ = 3.3 и B- = 2.7.Некоторые институты используют единственную среднюю точку между единицамишкалы. Они считают оценки A- и B+ одинаковыми. В таких случаях оценка ABзаменяет опции A-/B+ и считается как 3.5
Оценка А+ —нововведение в американском образовании. Меньшая часть институтов, которые используютеё, оценивают её как 4.3 или 4.5, но многие оценивают А+ как 4.0, так каксчитают, что 4.0 шкала не может пойти выше, чем 4.0.
Также иногда опускаетсяD-, считая, что всё, что ниже D, по определению провал.Оценка Процент A 90%–100% B 80%–89% C 70%–79% D 65%–69% E(F) 64% и ниже
 
Великобритания
А в Великобританииуспешно действует словесная оценка работы ученика, позволяющаядать куда более полную, развёрнутую и достоверную характеристику школьника,нежели оценочная. Хотя, опять же, и в такой системе может возникнуть кучанюансов. [10]

1.4 Критика системоценивая
Объективность всегдастановилась предметов многочисленных споров и разногласий. Трудно придуматьтакую шкалу оценки знаний, которая бы всех удовлетворила и давала верныйрезультат. В школах, лицеях, университетах нас постоянно оценивают, выводяткакие-то итоговые цифры, которые должны показать наш уровень подготовки.Случается, что оценками злоупотребляют, завышают их или же наоборот занижают. Ивсегда они остаются не более чем неким относительным значением, которое совсемне является истиной в последней инстанции.
Очень хорошо, если выэто понимаете, естественно стремитесь улучшить свои результаты, но плохаяоценка не становится для вас чем-то вроде катаклизма. Наверняка, вы и сами знаетемножество случаев, когда отличники и звёзды школы так ничего и не добивались вжизни, а двоечники, коих порицали и пророчили им путь если не в дворники, томаксимум в трактористы, становились великими учёными и успешными людьми.
Всем известный АльбертЭйнштейн, гениальный учёный и нобелевский лауреат, так и не окончил гимназию идо конца своей жизни не смог выучить таблицу умножения, что не помешало емусоздать теорию относительности и заложить основы современной теоретическойфизики.
Учитель, обращаясь кродителям Моцарта, в будущем великого австрийского композитора, просил «немучить сына учёбой – он же всё равно идиот!» А поэт Осип Мандельштам проваливалэкзамены один за другим, несмотря на то, что друзья называли его «ходячейэнциклопедией» за очень глубокие знания.
Жорес Алфёров,вице-президент Российской Академии наук и лауреат Нобелевской премии в областифизики, в школе не получал по физике оценок выше «4» и не проявлял к нейособого таланта.
Всем знакомый ДмитрийИванович Менделеев, гениальный русский химик, создатель периодической таблицыхимических элементов, пытался сдать вступительные экзамены в университетнесколько раз и – внимание! – всякий раз «заваливал» экзамен по химии!
Николай ВасильевичГоголь постоянно получал двойки, и, самое смешное, за то, что не умел писатьсочинения. Да и по литературе великий русский писатель выше тройки никогда неполучал.
А в свидетельстве обокончании университета немецкому философу Гегелю написали неутешительное:«Молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием, и вфилософии никак себя не проявил».
И, наконец, ПавелФедотович, известный русский портретист, был признан «в рисовании и черченииситуационных планов ленивым и посредственным чрезвычайно».
Вот какие суждениявыносились порой этим людям, чьи имена теперь у всех на устах, и каких высотдобились они как раз в тех областях, в которых их считали порой не то чтобы невыдающимися, но даже слабыми. Что это: нелепая ошибка, превратность судьбы, — сказать сложно. Известно одно: никогда нельзя опускать руки. Конечно, нужностремиться к высотам, к положительным оценкам, потому как, построив надёжныйфундамент, будет легче добраться до заветной цели, но никогда нельзя из-заплохих оценок или непонимания со стороны окружающих терять в себя веру.
При письменных работах,еще можно подчинить отметку нормам, то при устным могут допускаться неточности.Вот несколько видов основных ошибок учителей при оценке устных ответов:
· Положительнаяоценка нередко выставляется за неполный, поверхностный ответ, лишь беглораскрывающий тему
· Учительведет опрос диалогически.
· Многиене обращают внимания на культуру речи отвечающего и выставляют оценкунезависимо от количества грубых языковых погрешностей. Учитель не работает надразвитием языковой культуры учащихся
· Входе ответа нельзя перебивать ученика, но после ответа крайне полезнопрокомментировать ответ, обосновать оценку, дать полезные советы.
Типичные субъективныеошибки оценивания:
· Великодушие,снисходительность;
· Симпатиии антипатии к ученикам;
· Оценкапо настроению;
· Отсутствиекритериев оценки;
· Неустойчивостьсистемы оценивания;
· Близостьоценки той, которая была выставлена ранее;
· Переносоценки за поведение на оценку по учебному предмету;
· Завышениеи занижение оценок. [8]
 
1.5 Выводы
Одной из составляющихобразовательного процесса является система оценивания и регистрации достиженийучащихся, которой и посвящена данная работа. Место системы оценивания вразвитии образовательной системы уникально, так как именно она являетсянаиболее очевидным интегрирующем фактором школьного образовательногопространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществленияобратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которыеположены в основу образовательного процесса в целом. При этом под системой оценивания понимается нетолько та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, вкоторые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем,учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно каки осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. Вобщем, система оценивания и самооценивания — это естественный механизмсаморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительнуюважность.
Оценказнаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, отправильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методическойлитературе принято считать, что оценка является так называемой “обратнойсвязью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учительполучает информацию об эффективности обучения предмету.
Оценказнаний, умений и навыков рассматривается в дидактике как процесс определенияколичественных и качественных показателей теоретической и практическойподготовки обучаемых существующим оценочным требованиям.
Втабелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т.д. оценкификсируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок»,памятных знаках.
Основойдля оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты)контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественныепоказатели работы учащихся.
система контроль успеваемость студент

2.Применение средств контроля успеваемости студентов в ВУЗах Республики Беларусь
 
2.1 Использование10-бальной системы. Сравнение 10-бальной и пятибалльной системы оценивания
В Беларусь введена в 2003году для оценки знаний в школах, средних специальных, средних технических ивысших учебных заведениях. В учреждениях, обеспечивающих получение общегосреднего и профессионально-технического образования переход был осуществлёнодновременно для всех учащихся, а в ВУЗах — только студентов 1 курса (с2002/2003 учебного года).
Предполагает следующиебаллы:
Таблица «Количественноевыражение оценки учебно-познавательной деятельности»
см. Прил.А
При разработке новойсистемы оценки было выделено пять уровней учебной деятельности (или степениовладения новым материалом):
· Первый уровень — действия наузнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.
· Второй уровень — действия повоспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, т.е.неосознанное воспроизведение.
· Третий уровень — действия повоспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания(осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.
· Четвёртый уровень — действия поприменению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с чёткообозначенными правилами, применение знаний на основе обобщённого алгоритма длярешения новой учебной задачи
· Пятый уровень — применение знаний(умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческийперенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новойситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов её решения и т.п.).
Обозначенные критерии ипризнаки условно структурируются по трём группам:
1.  предметно-содержательные(полнота, обобщённость, системность, правильность, осмысленность знаний и др.)
2.  содержательно-деятельностные(прочность, действенность знаний, мыслительные операции, специальныепредметные, интеллектуальные, общеучебные и лругие внепредметные умения);
3.  индивидуальные,личностные (активность, самостоятельность, самооценка, критичность, мотивацияучения и другие свойства личности, характеризующие мотивационную,эмоциональную, волевую сферы, сферу саморегуляции и др.).
Табл. 2 «Интегральная10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся» См. прил. Б
Интересныйфакт, что если ранее применявшаяся система содержала 4 балла (2, 3, 4, 5) хотяи называлась пятибалльной, то новая 11 баллов (от 0 до 10), хотя и называетсядесятибалльной. [7].
Традиционнов большинстве семей до сих пор считается система оценивания, построенная насистеме из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»), 3(«удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5(«отлично»). Теоретически присутствует еще 1 (единица), но напрактике этот балл почти не используется. Попробуем разобраться, что можетозначать выставленная в журнал «цифирь» по пятибалльной шкале. Есливдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего. Учитель, ставя ее вжурнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чегокаждый балл становится неким интегрированным показателем:
а) уровняучащегося относительно определенного эталона,
б) уровняучащегося относительно класса в целом,
в) уровняучащегося относительно его же самого в предшествующий период, причем разделитьэти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы сучителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствахбыла выставлена та отметка.
Разумеется,не в каждой отметке все эти показатели находят свое отражение (к примеру, приоценивании количества и качества выполненных заданий в работе по алгебре напервый план выходит сравнение с эталоном, заслоняя все прочее), но в случаях,когда основным оцениваемым фактором оказывается изложениефактов-аргументов-мнений, не важно, своих или чужих, это, безусловно, так.
Вывод,который, на наш взгляд, напрашивается. Оценка всегда субъективна, но присуществующем в большинстве наших школ положении дел, субъективизм ее возведен вквадрат. Такая отметка является инструментом абсолютной власти учителя,закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которомуучитель — непререкаемый авторитет, носитель истины, что, конечно, далеко невсегда соответствует действительности. Особенно остро эта проблема стоит дляпредметов, построенных на описании, изложении и аргументации своего (либочужого) мнения, где нет никакой возможности свести оценивание к подсчетуправильно и неправильно решенных примеров. На наш взгляд, не подлежит сомнению,что пятибалльная оценочная шкала, как, впрочем, и любое чисто нормативноеоценивание, представляет собой неповоротливый инструмент, которому не хватаетточности. Но систему оценивания можно усовершенствовать, сделав еемногофункциональной.
Дляуспешного проведения системы профильного образования необходимо создатьпсихологический комфорт для учащихся в школе.
Одним из аспектовпсихологического конфликта является чувство несправедливости при оцениваниикачества знаний учащихся.
Этупроблему помогает решить переход к 10-бальной системе оценивания ответаучащихся.
Мы всепонимаем, что трех оценок мало. Необходимо добавить их количество. Притрадиционной системе учитель ставит «три» и ученику, хоть что-то сказавшему, иученику, работающему неплохо, но допустившему достаточно много ошибок вписьменной работе или устном ответе, хотя понимает, что ребенок готовился,старался, но у него не получается в силу его больших пробелов, какпедагогически запущенного ученика, или болезни, или его способностей. Иногдатаким детям мы ставим «четыре», чтобы поддержат их, заинтересовать, датьвозможность поверить в себя. Но все равно у ребенка получается та же «тройка»,что у лентяя и прогульщика. Практика показала, что наиболее доступна и понятнаученикам и родителям оценивание по 10-бальной системе. Эта система позволяетразграничить уровень усвоения предметов, убрать цифровую несправедливость воценивании знаний учащихся со стороны учителя и организовать самоконтроль исамооценку возможностей предстоящей деятельности по изучению учебного материалатемы. [4]
В то жевремя анализ итогов эксперимента свидетельствует о том, что 10 – бальная системас учетом уровней усвоения учебного материала:
1.  Позволяет более объективно и дифференцированно оценить знания,умения и навыки учащихся;
2.  Стимулирует учащихся на достижение более высоких результатовучебно-познавательской деятельности;
3.  Дает возможность использования разнообразных форм контроля;
4.  Способствует развитию самоконтроля у учащихся;
5.  Инициирует творческий поиск преподавателя;
6.  Создает условия для интегрированного подхода в квалификации какзнаний, умений и навыков обучаемых, так и их ценностно-нормативных ориентаций.
Факторывведения 10-бальной системы оценивания:
1.Приведение контрольно-оценочной деятельности в соответствие с ведущими идеями инаправлениями обновления образования;
2. Переходот репродуктивного к продуктивному образованию;
3.Приведение системы оценивания в соответствие с ведущими принципами педагогикииндивидуальности;
4.Переориентация оценочной деятельности на оценку учебных достижений ученика, ане его недостатков;
5. Переходна расширенную оценочную шкалу, уровневую градацию отметок, обеспечивающихадекватную оценку учебных достижений учащихся;
6. Переходк образовательной технологии, обеспечивающей формирование адекватной самооценкишкольника;
7. Низкаястимулирующая, диагностическая и прогностическая функции 5-балльной системыоценивания;
8.Завышенные критерии оценки на отметку “3” для тех учащихся, которые в силусвоих индивидуальных особенностей не в состоянии достигнуть требуемого эталонаусвоения;
9.Использование подчас неудовлетворительной отметки как орудия подавленияличности, нагнетания состояния страха и тревожности у обучающихся и др.
Целивведения 10-бальной системы оценивания учебных достижений учащихся:
1.повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельностиучащихся и ее результатов;
2.обеспечение социальной защищенности личности учащегося;
3.реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся с учетоминдивидуальных свойств личности;
4. созданиеусловий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся наоснове введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневомуобучению;
5.обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности иреализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достиженийучащихся и др.
Десятибалльнаясистема даёт возможность школьнику задуматься и перейти с уровня внешней оценкик внутренней, а значит, помогает формированию способности действоватьсамостоятельно и рефлексивно, способствует ослаблению зависимости от внешнейоценки, таким образом, является условием развития способности к самооценке.Ученик, получив «5» баллов может оставаться довольным: ведь это всё равно «4»,и, самое интересное, что учитель даёт ему такую возможность. Но постепенноребёнок понимает, что у меня «5» баллов, а у другого «6» или даже «7». Этопсихологи называют рефлексией. Способность к рефлексии своей деятельностипомогает человеку двигаться вперёд в своём развитии, видеть это движение,планировать его на уровне своих возможностей. В пятибалльной системепродвижение вперёд для многих остаётся нереализованным: слишком уж великаразница между «тройкой» и «четвёркой», «четвёркой» и «пятёркой». Преодолеть этуразницу не всякому ребёнку под силу, так и остаётся он вечным троечником.Именно десятибалльная система не тормозит развитие школьника, не сужает еговозможности, и это путь, позволяющий успешно применять технологию научения непалкой, а успехом.
В школеведётся отслеживание результатов введения десятибалльной системы оценивания,которые показывают, что у большей половины обучающихся наблюдается повышениевнутри оценки. Сколько ребятишек испытали чувство радости, ощутили своюуспешность, сколько из них поверили в себя! Наблюдается, конечно, и понижение,но чаще всего оно в рамках одной оценки, поэтому не является столь болезненнымдля ребёнка, как при пятибалльной системе, не лишает его возможности наверстатьупущенное, так как имеющееся снижение только сигнал, предостережение обопасности, а не провал. Работа учителя направлена на становление у ребёнкаспособности к оценке границ своих знаний и умений. Эта способность являетсяусловием самостоятельной постановки учеником задачи следующего шага обучения:от «5» баллов к «6», от «6» — к «7» и так далее. Сложность возникает с 10баллами. Предъявляемые высокие требования к получению этого балла закономерны,но позволяют увидеть его лишь на горизонте. Учителя, давая разные творческиезадания, заранее знают, что для успешного их выполнения необходимо и вбиблиотеке посидеть, и дополнительную литературу изучить, и собственныетворческие способности применить. Понимают это и дети, а потому многие из нихне усложняют себе жизнь, им достаточно качественно, прилежно, аккуратновыполнить работу на «9». Но есть и «звездочки» (их мало), это те одаренныедети, с которыми интересно и сложно работать, и для них «10» — это и есть тотбалл, который подтвердит их неординарность. [1,2]
Работа повнедрению десятибалльной системы оценки знаний обучающихся, мы считаем,оказалась эффективной хотя бы потому, что наших детей стала волновать не толькоотметка, но и то, сколько человек вложил труда в освоение тех или иных знаний,сколько затратил стараний, творческого потенциала. Ребята говорят: «Один ученикответил на вопрос идеально, изложил весь материал, использовал дополнительнуюлитературу и высказал свою точку зрения. Ему поставили «отлично». Другой ученикчётко воспроизвёл текст параграфа и не более! А получил ту же пятёрку». 10-балльнаясистема дала больше возможностей показать обучающемуся нюансы в егодеятельности. В конечной оценке учебного процесса ученик сможет точно знатьследующее:
· какими были его успехи в усвоении учебного материала в целом;
· на каком уровне он его усвоил, какие его умения и навыки;
· какова оценка его творческой деятельности;
· в какой мере он способен проявить своё личностное отношение кизучаемому материалу;
· удалось ли ему продвинуться вперёд в повышении своих результатов вучебном труде;
· как действовал в коллективе одноклассников и взрослых.
С введением10-балльной системы изменилась позиция наших учителей, а также требования к ихпрофессиональным качествам и содержанию педагогической деятельности. Учительполучил не только большую свободу, но и большую ответственность. Его работаотныне не связана с привычной системой «параграф-урок» в режиме изложения, онанеизбежно подвела педагога к разработке разнообразных заданий, учитывающихособенности конкретного класса. Учитель вызывает к жизни новые или ранеенедостаточно широко используемые виды, методы и формы контроля знаний, умений инавыков обучающихся. Чаще используются в практике различные типы тестов,продуктивные и прогностические задачи, анализирующие таблицы, написаниеобучающимися рецензий и других творческих работ, защиты проектов, поуровневыйдидактический материал и поуровневые самостоятельные и контрольные работы,потому что без внедрения разных методик и средств стимулирования познавательнойактивности и оценки знаний будет невозможно обеспечить в должной мере лучшеевыявление и развитие творческих способностей детей, помочь родителям увидеть иразвить в детях инициативу и предприимчивость.
Современнаяпедагогика утверждает, что, пока учитель не возбудил в детях желание, учить ихбесполезно. И тут на первый план выходит понятие мотивации – «системы мотивовили стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности», к которымотносится и десятибалльная система оценивания, приводящая к возрастанию именновнутренних мотивов. Это выглядит так: «Я очень хочу это сделать. Мне это посилам, я справлюсь, я уверен в этом. Всё зависит от меня, я – источник,ситуация меняется, если я на неё влияю. Сегодня я стал лучше, чем вчера».
Благодарявнедрению десятибалльной системы, у ученика появляются эталоны достижения,реалистический уровень притязаний к оцениванию, вероятность достижения успеха, самооценкана основе индивидуального стандарта качества, повышается личнаяответственность, значимость достижения успеха, привлекательность успеха. Притакой организации работы школьники охотно включаются в учебно-познавательнуюдеятельность, испытывая при этом не только напряжение и усталость, но иприятные положительные эмоции от достигнутого индивидуального результата.
Путьпознания не может, да и не должен быть лёгким. Он естественно связан снеобходимостью приложения сил, с умением преодолевать препятствия, но не нужноего делать мучительным и болезненным. Как врач призван освобождать страждущегоот болезни, так и учитель должен помогать ученику осваивать знания без «ссадин»и «ушибов», не с болью, а с интересом и увлечением.
2.2 Зачет – как системаоценивания знаний
Зачеты как форматекущей аттестации используются при оценке уровня знаний, практическихпрофессиональных умений и навыков (компетенции) студентов, результатоввыполнения студентами предусмотренных учебным планом специальности лабораторныхи расчетно-графических работ, курсовых работ (проектов), усвоения учебногоматериала практических и семинарских занятий, а также являются формой проверкипрохождения учебных и производственных практик (дифференцированный зачет) ивыполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии сучебной программой, утвержденной Министерством образования.
Зачеты по практическими лабораторным работам принимаются по мере их выполнения. По отдельнымдисциплинам зачеты могут быть проведены в форме контрольных работ напрактических занятиях. Зачеты по семинарским занятиям могут быть выставлены наоснове рефератов (докладов) или выступлений студентов на семинарах. Зачеты подисциплинам, по которым учебным планом не предусмотрены экзамены, проводятся,как правило, после окончания чтения лекций и проведения практических(семинарских) занятий до начала экзаменационной сессии.
В отдельных случаяхзачеты устанавливаются как по дисциплине, предусмотренной типовым учебнымпланом, в целом, так и по отдельным ее разделам.
Вузом, по представлениюсовета факультета, по отдельным дисциплинам могут устанавливаться промежуточныезачеты, проводимые в межсессионный период.
По установленнымучебным планом специальности дисциплинам проводятся дифференцированные зачеты.
Дифференцированныйзачет проводится до начала экзаменационной сессии по курсовым проектам(работам), производственным практикам, по черчению, а также по специальнымдисциплинам (живопись, рисунок, актерское мастерство и т.д.) высших учебныхзаведений (факультетов) искусства и архитектуры, перечень которыхустанавливается советом высшего учебного заведения (факультета) и указывается вучебном рабочем плане.
Дифференцированныйзачет по итогам практики выставляется по результатам выполнения студентамипрограммы практики и защиты установленной формы отчета по практике. Формыотчета по практике и порядок проведения аттестации по итогам практикиопределяются вузом в соответствии с программой практики.
Отметки по всем видампрактики вносятся в приложение к диплому о высшем образовании. Отметка 0 (ноль)по дисциплине за семестр выставляется, если не выполнена учебная практика подисциплине. Результаты дифференцированного зачета оцениваются в баллах. Результатысдачи зачетов оцениваются словами «зачтено», «не зачтено».
Зачетная неделя порешению совета вуза устанавливается перед экзаменационной сессией (планируетсяв рабочем учебном плане). Зачеты принимаются преподавателями, которые проводилипрактические (семинарские), лабораторные занятия, учебные и производственные практикиили читали лекции в текущем семестре на данном курсе. [6,9]
 
2.3 Централизованноетестирование в Беларуси
Централизованноетестирование — форма вступительных испытаний, организованная на основепедагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестовогоконтроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая дляпроведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение высшего,среднего специального и профессионально-технического образования Белоруссии и России.
По результатамтестирования участники получают сертификаты установленного образца с указаниемколичества набранных баллов. В Беларуси общий балл формируется на основесуммирования баллов, полученных в ходе тестирования (максимальная оценка затест 100 баллов) по всем сданным предметам, и среднего балла аттестата,умноженного на десять.
К участию вцентрализованном тестировании допускаются лица, имеющие общее среднееобразование. Тестирование проводится для оценки знаний, которая используетсядля проведения конкурса при поступлении в высшие, средние специальные ипрофессионально-технические учреждения образования Республики Беларусь.
Тестирование проводитсяв один день и в одно время по всей Республике. Централизованное тестирование вБелоруссии проводится в ВУЗах, колледжах и техникумах. Абитуриенты, опоздавшиена тестирование и пришедшие после вскрытия конвертов с бланками ответов изаданиями, к тестированию не допускаются. Абитуриенты, не пришедшие натестирование по уважительной причине, которая подтверждена документально, могутпройти тестирование в резервный день. В резервный день проходят тестирования повсем предметам, в установленных учреждениях образования.
Абитуриентам, прошедшимцентрализованное тестирование, выдается сертификат по каждому из трехпредметов. Сертификат является действительным до конца текущего календарногогода.
Согласно декрету главыгосударства № 15 учебные занятия в белорусских школах осуществляются с 1сентября по 1 июня. Прорабатывается вопрос о выдаче сертификатов ЦТ всем, ктополучил на централизованном тестировании от 1 и выше баллов. Выдачасертификатов всем абитуриентам «увеличит их шансы на поступление в вузы и ссузыкак бюджетной, так и частной форм собственности». Получение сертификата ЦТ даствозможность поступающим выбрать для получения образования, в том числе ссузы.[5, 12]
 
2.4 Рейтинговая системаоценивания
Рейтинг — с английскогоrating — это отметка, некоторая численная характеристика какого-либокачественного понятия.
Рейтинговая система — совокупность правил, методических указаний и соответствующего математическогоаппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информациикак по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебнойдеятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральнуюоценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого видазанятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.
Обычно под рейтингомпонимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклудисциплин за определенный период обучения.
Принят и такой термин — индивидуальный, кумулятивный индекс (т.е. индекс по сумме отметок).
В вузовской практикерейтинг — это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, помногобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегральнохарактеризующая успеваемость и знания студента по одному или несколькимпредметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.)
В своей совокупностирейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебнойдисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:
1) рейтинг подисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете);
2) совокупныйсеместровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемымв данном семестре;
3) заключительныйрейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенногопериода;
4) интегральный рейтингза определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом втечение какого-то периода обучения.
Цель рейтинговогообучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельностиучащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов ихработы в соответствии с реальными достижениями.
В основе рейтинговойсистемы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых — своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии среальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.
Основной алгоритмрейтинговой системы контроля знаний1). весь курс обучения по предметуразбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.
2). по окончанииобучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знанийучащийся с оценкой в баллах.
3). в конце обученияопределяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общаяотметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100%могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).
На стадии подготовки квведению рейтинговой системы учитель и учащийся заключают договор о взаимныхобязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель — Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себякаждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольныхточек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договореоговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условияхон будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.
Рейтинговая системаконтроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебногопроцесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологийличностно-ориентированного обучения.
Рейтинговая технологияпредполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числеспециальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатамдеятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных формконтроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможностьсамоуправления образовательной деятельностью.
Главнаясложность при внедрении рейтинговой системы контроля — значительноеувеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и надополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
Большую роль при работепо технологии индивидуального обучения играет учет. Из вышеизложенного ясно,что отметка теряет свой смысл, так как учащийся выбирают свой уровеньтрудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано — не сделано» или«сдано — не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никакихоргвыводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдавший зачет, учитматериал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости отиндивидуальных особенностей он может сдавать зачет целиком или по частям.
Важное значениеприобретает система контрольных работ, если учащийся выполнил контрольнуюработу, то переходит к изучению следующей темы, если нет, ему предстоитвыполнение индивидуальных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачетаповторно, целиком или частично, в зависимости от того, какую часть контрольнойработы он сделал.
Учащиеся очень быстроубеждаются в бесполезности списывания, и повторное выполнение контрольнойработы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаковдля всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа — этонеобходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.
Определениемаксимальной рейтинговой отметки, если контроль знаний и умений непрерывный, томаксимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле:
R mах= (N/2) 5, где N — количество часов, выделяемых на изучение данного предмета. 5 — максимальноеколичество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так например,если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов — 90.
Суммарная максимальнаярейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается измаксимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждомупредмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам(разделам).
Алгоритм определениярейтинговой оценки успеваемости учащихся.1). Устанавливается «весомость»конкретного предмета в учебном плане путем определения максимально возможнойрейтинговой отметки по вышеуказанной формуле.
2). Рассчитываетсяучебная успешность.
«Контрольные точки».Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определенное количествобаллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такиезадания являются контрольными точками, по которым преподаватель оцениваетрейтинг учащихся.
Виды контрольных точеки примерное начисление баллов за него:
· реферат(10);
· составлениебиблиографии и аннотаций — 5 источников информации по теме (3);
· кодированиетекста учебника, статьи, журнала (3);
· конструированиевопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3);
· подготовкадополнительного материала по теме (5).
· Выполнениепрактической работы по теме (3).
· Решениепроблемных задач по теме (5).
· Устныйответ — монолог (5).
· Контрольнаяработа по содержанию темы (10).
· Участиев конференции: подготовка доклада, рецензирование или отзыв творческой работыучастника конференции, участие в дискуссии (10).
· Дополнительныебаллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнениеиндивидуальных заданий учителя, оформление средств наглядности и др. (5).
· Штрафныебаллы: отклонение от графика и несвоевременная сдача работы — минус 20 баллов,отказ от устного ответа — минус 5 баллов
Расчет учебнойуспешности в условиях рейтинговой системы
Мотивация учащихся кобучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательногопроцесса.
Формирование мотивовучения — это создание условий для появления внутренних побуждений к учению,осознания их учащимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Расчет учебнойуспешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной иравномерной учебной деятельности студентов, включая самостоятельную работу.Основой такого механизма является система контроля знаний, котораяпредусматривает сквозную аттестацию студента по всем дисциплинам в соответствиис учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки взависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.
Фактором, стимулирующимучебную деятельность, является информационная открытость системы, что даетвозможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатамисокурсников.
Использованиепредлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весьмотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации,воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаютсяэффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивногоприменения передовых технологий в образовании. В этом случае и сампреподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокойконцентрации и соответствующего интереса.
Итак, технологиярейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторнуютехнологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости,оценивается по следующим оценочным критериям:
· домашнеезадание (его наличие, соответствие заданному объему),
· информационнаяактивность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),
· участиев изучении нового материала и закреплении изученного материала,
· дисциплина(замечания, деструктивный конфликт),
· пропускиуроков и опоздания (без уважительной причины).
Для каждого изоценочного критерия разработана шкала оценивания в Ре (рейтинговые единицы).Таким образом, мы получаем возможность оценить все стороныучебно-воспитательного процесса.
В ней используется какпятибалльная система оценок, так и рейтинговая шкала учебной успешности.Балльная система оценок соответствует пятибалльной системе учебнойуспеваемости. Использование традиционной пятибалльной системы оцениваниязнаний, умений и навыков учащихся основано на том, что выставление оценок в аттестат,классный журнал соответствует требованиям действующих нормативных документов пооценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам и предметнымобластям. [3]
 
2.5 Выводы
Вывод,который, на наш взгляд, напрашивается. Оценка всегда субъективна, но присуществующем в большинстве наших школ положении дел, субъективизм ее возведен вквадрат. Такая отметка является инструментом абсолютной власти учителя,закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которомуучитель — непререкаемый авторитет, носитель истины, что, конечно, далеко невсегда соответствует действительности. Особенно остро эта проблема стоит дляпредметов, построенных на описании, изложении и аргументации своего (либочужого) мнения, где нет никакой возможности свести оценивание к подсчетуправильно и неправильно решенных примеров. На наш взгляд, не подлежит сомнению,что пятибалльная оценочная шкала, как, впрочем, и любое чисто нормативноеоценивание, представляет собой неповоротливый инструмент, которому не хватаетточности. Но систему оценивания можно усовершенствовать, сделав еемногофункциональной. Современная педагогика утверждает,что, пока учитель не возбудил в детях желание, учить их бесполезно. И тут напервый план выходит понятие мотивации – «системы мотивов или стимулов,побудителей человеческого поведения и деятельности», к которым относится идесятибалльная система оценивания, приводящая к возрастанию именно внутреннихмотивов. Это выглядит так: «Я очень хочу это сделать. Мне это по силам, ясправлюсь, я уверен в этом. Всё зависит от меня, я – источник, ситуацияменяется, если я на неё влияю. Сегодня я стал лучше, чем вчера».
Благодарявнедрению десятибалльной системы, у ученика появляются эталоны достижения,реалистический уровень притязаний к оцениванию, вероятность достижения успеха,самооценка на основе индивидуального стандарта качества, повышается личнаяответственность, значимость достижения успеха, привлекательность успеха. Притакой организации работы школьники охотно включаются в учебно-познавательнуюдеятельность, испытывая при этом не только напряжение и усталость, но иприятные положительные эмоции от достигнутого индивидуального результата.
Также неследует сбрасывать со счетов такие виды, как зачет и рейтинговая система,которые в данном курсовом проекте не были рассмотрены подробно, но которыеимеют свои преимущества.

Заключение
Правильная методикапроведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации исамосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация впрофессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средствуправления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебныезадачи и достигать поставленных образовательный целей.
В системе учебнойработы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки иоценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубинуконтроля за качеством успеваемости обучающихся.
Итак,использование полностью положительной десятибалльной шкалы оценивания вшкольной практике более достоверно и доказательно, по сравнению с существующейпятибалльной, а фактически трехбалльной системой оценивания, отражаетфактическую степень обученности учащихся, что связано с использованиемградационных баллов, являющихся стимулирующими и способствующих активизацииучебно-познавательной деятельности учащихся.
Использованиетолько положительной десятибалльной шкалы оценивания обеспечиваетобразовательные потребности ученика в соответствии с его индивидуальнымиспособностями и возможностями и создает для учащихся ситуацию успешности, таккак основные показатели степени обученности расположены по возрастающей, вотличие от показателей в так называемой пятибалльной шкале, где показателистепени обученности расположены по убывающей. Граница между предыдущим ипоследующим баллами значительно сужена, вследствие чего можно более точнонаблюдать прирост степени обученности учащихся;
Использованиеполностью положительной десятибалльной шкалы оценивания в школьной практикепозволяет избежать нивелирования оценок обучаемых разного уровня(коррекционных, общеобразовательных и гимназических классов), что создаеткомфортную атмосферу учения для учащихся с разными способностями в разныхучебных заведениях;
Использованиеразработанных полностью положительных десятибалльных шкал предусматриваетоценивание творческих возможностей школьников, развивает потребность всамообразовании и стимулирует интеллектуальный рост обучаемых на основемноговариантной положительной шкалы оценивания.
Также стоитучитывать стимулирующие системы, как рейтинговая система, за которой возможнобудущее систем оценивая, т.к в современным бальным системам немало вопросов.
Также вБеларуси используются такие знаменитые виды оценивания знаний, как зачет,который некоторые считают одним из самой надежной систем оценивания выученногоматериала.

Список использованныхисточников
1.Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных оценок // Высшееобразование в России. №3, 2003.
2.Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г., Савельев Б.А. О технологии оценкикачества знаний // Высшее образование в России. №3, 2003.
3.Сергеев В.С. Рейтинговая система оценивания качества учебной деятельностистудентов//БГСХ, 2003, 16с.
4.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности кличности: Уч. пособие. М. 2003
5.Хубаев Г.О построении шкалы оценок в системах тестирования // Высшееобразование в России. №1, 2004.
6.Шакура С.Д., Оценка и самооценка при безотметочном обучении/Акад.Последипломного образования Мн.: АПО 2000 – 19с.
7.Десятибалльная система оценки знаний (Белоруссия) — Википедия — ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_(%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F)
8.Оценочная шкала знаний: странности и ошибки — mozg.by/content/otsenochnaya-shkala-znanii-strannosti-i-oshibki
9.Правила аттестации — www.edubelarus.info/uploads/proekti/pravila_attestacii.pdf
10.Система оценивания знаний — Википедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9
11.Современные средства контроля знаний учащихся — www.zarplata.ru/a-id-14804.html
12.Централизованное тестирование – Википедия ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Приложение А
Таблица 1 — «Количественноевыражение оценки учебно-познавательной деятельности»Количественное выражение оценки учебно-познавательной деятельности Словесная характеристика Выражение в баллах Неудовлетворительно Почти удовлетворительно 1-2 Удовлетворительно 3 Весьма удовлетворительно 4 Почти хорошо 5 Хорошо 6 Очень хорошо 7 Почти отлично 8 Отлично 9 Превосходно 10

Приложение Б
Таблица 2 – «Интегральная10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся»Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся Уровни Баллы Показатели оценки Отсутствие ответа или отказ от ответа 1. Низкий (рецептивный) 1 Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных известных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к учению и предмету 2 Узнавание объекта изучения, различение определений, структурных элементов знаний, проявление волевых усилий и мотивации учения
2. Удовлетворительный (рецептивно-
продуктивный) 3 Неполное воспроизведение программного учебного материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с помощью учителя ошибок; затруднение в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; стремление к преодолению затруднений; ситуативное проявление ответственности, самокритичности. 4 Освоение учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков; проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий и т. п.
3. Средний (репродуктивно-
продуктивный 5 Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности, с несущественными ошибками; зщатруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; заинтересованность в учении и достижении результата. 6 Полное воспроизведение программного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью педагога; настойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству. 4. Достаточный (продуктивный) 7 Владение программным учебным материалом в том числе и различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; проявление стремлений к твоческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии и т.п. 8 Владение программным учебным материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимся; наличие определённого опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т. д. 5. Высокий (рецептивный) 9 Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции. 10 Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.