Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование творческих способностей школьников в процессе обучения

Введение
Каковы бы ни былииндивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то иуспехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связаносо способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе,что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-занеудач.
Неудачи могут бытьобъяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены напредшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.
Главная задачаначальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источникамиполноценного развития ребенка выступают два вида деятельности
Во-первых, любой ребенокразвивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения ксовременной культуре.
В основе этого процессалежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями иумениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во – вторых, ребенок впроцессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодарятворческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность ненацелена на освоение уже известных знаний.
Она способствуетпроявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению егособственных идей, которые направлены на создание нового.
Осуществляя указанныевиды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.
Так, в учебнойдеятельности решаются учебно — тренировочные задачи для того, чтобы овладетькаким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельностирешаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка.Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться,то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать инаходить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата,новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящемсостоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, чтоосновное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательнаядеятельность школьников, а не творческая, поэтому тему нашего исследования мыобозначили как “ Педагогическое руководство развитием творческих способностеймладших школьников”.
Цель исследования:
определить и проверитьна практике педагогические условия, способствующие развитию творческихспособностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностейдетей школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развитиятворческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования:
процесс развитиятворческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
— созданы условия,способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и вовнеурочной деятельности ученика;
— развивающая работа сдетьми строится на диагностической основе;
Исходя из цели,гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующиезадачи:
1.Изучить и проанализироватьнаучно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2.Обеспечитьдиагностику развития творческих способностей.
3.Определить формы исодержание работы по развитию творческих способностей младших школьников как вурочной, так и во внеурочной деятельности.
Для достижения целиисследования и решения поставленных задач использовались следующие методыисследования: теоретический анализ научно- методической литературы, научныхисследований, изучение педагогического опыта, диагностические методы.

Глава 1. Развитиетворческих способностей младшего школьника как педагогическая проблема
1.1. Сущность понятия –способности
В первом параграфе мырассмотрим сущностные характеристики способностей.
Этой проблемойзанимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийныйаппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны,главным образом, именно в трудах этих ученых.
Итак, под способностямипонимаются индивидуально –психологические и двигательные особенности индивида,которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, ноне сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. Приэтом успешность в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельнойспособностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризуетличность.
Отечественные психологиА. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точекзрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально – психологическиепредпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений;А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылокна основе структур человеческой деятельности возникает качественно психическиефункции и процессы ( в духе понятия высших психических функций, по Л.С.Выготскому).
Ни тот, ни другой неотрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначныхсвязи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности – сдругой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий.Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятиеспособностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н.Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и ихразвития относил это слово к сложным, окультуренным, “ставшими” человеческимифункциями.
Определение: “Способности” = психические особенности, от которых зависит возможность,осуществление и степень успешности деятельности.
Если обратиться к“Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие “способность”рассматривается так: способность – природная одаренность талантливость.
Человек с большимиспособностями. Умственные способности к художественной деятельности. Способный– обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудьсделать; обладающий каким — нибудь свойством.Способен трудиться. Этот человекспособен на все / ни перед чем не остановится.
В “ Педагогическомэнциклопедическом словаре” способность трактуется какиндивидуально-психологические особенности личности, являющиеся
условиями успешноговыполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знанияумения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемамдеятельности.
Для классификацииспособностей используются разные критерии. Так могут быть выделенысенсомоторные, перцептивные, мнемонические, имажинативные, мыслительные,коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та илииная предметная область, в соответствии с чем способности могут бытьквалифицированы как научные /лингвистические, гуманитарные /, творческие /музыкальные, литературные, художественные, инженерные /.
Различают также общие испециальные: общие – это свойства ума, лежащие в основе разнообразныхспециальных, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которыхони проявляются / технические, художественные, музыкальные /.
Выявлены компоненты,составляющие структуры специальных способностей, что позволяет сформироватьпедагогические рекомендации, направленные на повышение эффективностиформирования способностей у учащихся.
В “Педагогическойэнциклопедии” способность рассматривается как свойство личности, имеющеесущественное значение при выполнении той или иной деятельности. Обычноспособность оценивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разнымвидами труда к психо – физиологическим особенностям человека; можно говоритьтакже и о способностях к обучению или к игре.
Способность кдеятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей.Могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующихзнаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования.
В процессе обучениялегче обнаруживаются первые из названных проявлений способностей, в творческойдеятельности решающее значение имеют вторые. По общественному значениюпроявленных человеком способностей, выражающихся в результатах его труда, различаютспособных, талантливых и гениальных людей.
В “Философском словаре”способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиесясубъективными условиями успешного осуществления определенного родадеятельности. Способности не сводятся к имеющими у индивида знаниям, умениям,навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и прочностиовладения способами и приемами некоторой деятельности являются внутреннимипсихическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.
В истории философииспособность втечение длительного периода трактовалась как свойства души, особыесилы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Качественный,уровень развития способностей выражается понятием таланта и гениальности. Ихразличие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности.Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получитьпродукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством иобщественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта,позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.
Большое место впсихологических и педагогических исследованиях занимает проблема формированияспособностей и конкретным видам деятельности. В них показана возможностьразвития способностей через создание личностной установки на овладениепредметом деятельности.
В учебнике “Психология”(по редакцией доктора психологических наук А.А. Крылова) дано несколькоопределений способностей
1.Способности –свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психическихпроцессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое определение впсихологии.
2.Способностипредставляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, уменийи навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видовдеятельности. Это определение появилось в психологии XVIII-XIX вв., являетсяупотребимым и в настоящее время.
3.Способности – это то,что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстроеприобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Это определениенаиболее распространенное. Значительный вклад в теорию способностей внесотечественный ученый Б.М. Теплов… Он и предложил третье из перечисленныхопределений понятия способности… В понятии “способности”, по его мысли,заключены три идеи:
Индивидуально-психологическиеособенности, отличающие одного от другого человека;
не всякие, вообщеиндивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешностивыполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
понятие не сводится ктем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способность, которая неразвивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем непроявляется.
Только благодаряопределенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложнымивидами человеческой деятельности как музыка, техническое и художественноетворчество, развиваются творческие способности… Мы поддерживаем их у себя иразвиваем дальше. Наша успешная деятельность зависит не от какой – либо одной,а от сочетания различных способностей, при чем это сочетание, дающее один и тот-же результат. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностейих дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.
У Крутецкого В.А.основанием в понятии способности служат два показателя: быстрота овладениядеятельностью и качество достижений. Человека считают способным — быстро и успешноовладевает какой – либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьмиприобретает соответствующие умения и навыки, — добивается достижений,значительно превосходящих средний уровень.
Способности — этоиндивидуально – психологические особенности человека, отвечающие требованиямданной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности- индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого/длинные, гибкие пальцы пианиста или высокий рост баскетболиста не являютсяспособностями/.
К способностямотносятся (музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение,быстрота двигательной реакций – спортсмена, тонкость цветоразличения дляхудожника – живописца ).
Наряду синдивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия,памяти, мышления, воображения ) способностями являются и более сложныеиндивидуально — психологические особенности. Они включают эмоционально — волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психическихпроцессов, но не сводятся к каким – либо частным психическим проявлениям (математическая направленность ума или эстетическая позиция в областилитературного творчества ).
Любая деятельностьтребует от человека не одной частной способности, а ряда взаимосвязанныхспособностей.
Недостаток, слабоеразвитие какой – либо одной частной способности могут быть компенсированы(возмещены) за счет усиленного развития других.
Крутецкий В.А. считает,что способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только впроцессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности,нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить оспособностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарнымиформами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только впроцессе этого обучения ( причем правильного обучения) выяснится, каковы егоспособности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у негочувство ритма, музыкальная память.
Человек не рождаетсяспособным к той или иной деятельности, его способности формируются,складываются, развиваются в правильно организованной соответствующейдеятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Способности –прижизненное, а не врожденное образование. В деятельности, направленной наудовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способностилюдей. В ходе исторического развития человеческого общества возникли новыепотребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируяразвитие новых способностей.
Следует подчеркнутьтесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. Содной стороны — способности зависят от знаний, умений, навыков с другой – впроцессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания,умения и навыки также зависят от способностей — способности позволяют быстрее,легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями инавыками.
В деятельности,направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались иразвивались способности людей. В ходе исторического развития человеческогообщества возникали новые потребности, люди создавали новые областидеятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.
В психолого-педагогическойлитературе различаются специальные и общие способности.
Общие – включают в себя( успехи человека в самых различных видах деятельности ) умственные, тонкость иточность ручных движений, развитая память, совершенная речь.
Специальные способности– это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой – нибудьодной определенной деятельности – музыкальной, художественно- изобразительной,математической, литературной, конструктивно- технической и т.д. Эти способноститакже представляют собой единство отдельных частных способностей.
Специальные –определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которыхнужны задатки и их развитие / музыкальные, математические, лингвистические,технические, литературные, художественно-творческие, спортивные /.
Наличие у человекаобщих способностей не исключает развития специальных и наоборот.
А нередко они взаимнодополняют и обогащают друг друга.
Теоретические ипрактические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонностьчеловека к абстрактно – теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным,практическим действиям. Эти способности чаще не сочетаются друг с другом,вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие –отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания,усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности.Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производствоновых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различныхобластях человеческой деятельности.
Способности к общению,взаимодействие с людьми, предметно — деятельностные, или предметно –познавательные.
К ним относится речькак средство общения ( ее коммуникативные функции) Межличностное восприятие иоценивание людей, социально – педагогическая адаптация к различным ситуациям:входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на нихвлияние.
Отсутствие у человекатаких способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения егоиз биологического существа в социальное.
В становленииспособностей к общению можно выделить этапы формирования, свои специфическиезадатки. К ним относится врожденная способность детей реагировать на лицо и голосматери (комплекс оживления), способность понимать состояния, угадыватьнамерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей иследовать в общении к определенным социальным нормам /способность общаться слюдьми вести себя, чтобы быть принятым, убеждать других, добиватьсявзаимопонимания, оказывать влияние на людей/.
К общим умственнымспособностям относят например, такие качества ума, как умственная активность,критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровеньаналитико – синтетической деятельности, сосредоточенное внимание
Высокий уровеньразвития способностей называют талантом.
Талант — это наиболееблагоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно,творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности кэтой деятельности, своеобразной потребности в ней — с другой, большоготрудолюбия и настойчивости — с третьей. Талант может проявляться в любойчеловеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтомуталантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и новаторсельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий.
Развитие талантоврешающим образом зависит от общественно — исторических условий. Классовоеобщество тормозит развитие талантов среди представителей эксплуатируемыхклассов. И если даже в подобных условиях народ дал немало выдающихся талантов (М.В.Ломоносов – сын рыбака – помора, Т.Г. Шевченко – сын крепостногокрестьянина, изобретатель паровоза Стефенсон — сын рабочего ), то это говоритлишь о том, насколько талантлив народ, насколько велики возможности трудящихся.
Следовательно, можноутверждать, что познавательные способности, которых требует современная школа,правомерно считать родовыми общечеловеческими. Эти способности — такие же,признаки принадлежности к человеческому роду, как и органы чувств человека,активность его мышц и т.д. Если среди школьников наблюдается мало или вовсе неуспевающие, это нужно объяснить тем, что некоторые методики обучения не активизируютродовых способностей, не формируют их, подобно тому, как есть дети, которые немогут проявлять силу своих мускулов, свою физическую ловкость из-занеподготовленности к их применению. Никто, как правило, не должен отставать вучении. Если же таковые в школе есть, то только потому, что они оказалисьнеготовыми к обучению: одни из-за недостаточности своих предыдущих знаний,другие из-за неумения использовать свои родовые способности в учебнойдеятельности.
Есть великая формулаК.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины,известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещенеизвестные”.Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта,путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность– помочь ребенку встать на этот путь.
Таким образом,способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями — онипродукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей,являются задатки.
Задатки определяютсякак анатомо-физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем,анализаторов или органов чувств (Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев,К.М.Гуревич, А.В.Родионов, Н.С.Лейтес и другие).
1.2 Условия перехода природныхзадатков в способности
Рассмотрев в предыдущемпараграфе сущностные характеристики способностей, необходимо развить следующийважный на наш взгляд аспект этой проблемы: условия перехода наследственнойпотенции в способности.
При рождении каждыйребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностныхкачеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития иобучения. но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания,умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которыестали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также определили быдальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом или будуттворчески реализованы
Психологи признаютизвестную роль природных, биологических факторов как природных предпосылокразвития способностей. Такие природные предпосылки развития способностейназывают задатками.
Задатки — некоторыеврожденные анатомо – физиологические особенности мозга, нервной системы,анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия междулюдьми.
Задатки влияют напроцесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условияхналичие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешномуформированию способностей облегчает их развитие. Разумеется, только наличиемособо благоприятных задатков и особо благоприятных условий жизни и деятельностиобъясняются чрезвычайно высокие уровни достижений.
К задаткам относятсянекоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов. Вкачестве задатков выступают также типологические свойства нервной системы, откоторых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, силасосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственнаяработоспособность. В настоящее время установлено, что наряду с тем, чтотипологические свойства ( сила, уравновешенность и подвижность нервныхпроцессов ) характеризует нервную систему в целом, они могут совершенно по –другому характеризовать работу отдельных областей коры ( зрительной, слуховой,двигательной и т.д).
В этом случаетипологические свойства являются парциальными (“парциальны” в переводе слатинского означает “ частичный”, “отдельный”), так как характеризует работулишь отдельных участков коры мозга. Парциальные свойства уже более определенноможно считать задатками способностей, связанных с работой зрительного илислухового анализатора, с быстротой и точностью движений.
В качестве задатковследует рассматривать также уровень развития и соотношения первой и второйсигнальной систем. В зависимости от особенностей соотношения между сигнальнымисистемами И.П Павлов различал три специально человеческих типов высшей нервнойдеятельности: художественный тип с относительным преобладанием первойсигнальной системы; мыслительный тип с относительным преобладанием второйсигнальной системы; средний тип с относительной уравновешенностью сигнальныхсистем. Для людей художественного типа характерна яркость непосредственныхвпечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения,эмоциональность.
Люди мыслительного типасклонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.
Задатками могутявляться и индивидуальные особенности строения отдельных участков корыголовного мозга.
Следует помнить, чтозадатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития Задатки –это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими быблагоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом,художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчивосоответствующей деятельностью. В жизни много примеров, когда люди с весьмаблагоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни своих возможностейи оставались заурядными исполнителями как раз в той деятельности, в которой онимогли бы добиться больших успехов, если бы по-иному сложилась их жизнь. Инаоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивыйчеловек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой- либодеятельности может добиться в ней известных успехов.
Нельзя считать, чтокаждой способности соответствует свой определенный задаток. Задаткимногозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатков могутвыработаться разные способности.
Например, на основетакого задатка, как быстрота точность, тонкость и ловкость движения, могут взависимости от условия жизни и деятельности выработаться и способность кплавным и координированным движениям тела гимнаста, и способность к тонким иточным движениям руки хирурга, и способность к быстрым и пластичным пальцамскрипача.
На основехудожественного типа могут сложится способности актера, и писателя и художника,и музыканта, на основе мыслительного типа — способности и математика, илингвиста, и философа.
При наличииблагоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельностиспособности у ребенка, например, музыкальные, литературные, художественноизобразительные, математические, могут формироваться очень рано и развиватьсявесьма быстро ( что и создает иногда иллюзию врожденности способностей). ( 17,с.6-12.)
По утверждению Р.С.Немова условиями и предпосылками развития у человека социальных способностейявляются следующие обстоятельства его жизни:
1. Наличие общества,социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. Эта средаискусственная, включает множество предметов материальной и духовной культуры,обеспечивающих существование человека и удовлетворение его собственночеловеческих потребностей.
2. Отсутствие природныхзадатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обученияэтому с детства.
3. Yеобходимостьучастия в различных сложных и высоко- организованных видах человеческойдеятельности.
4. Yаличие с рождениявокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладаютнеобходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, уменияи навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения ивоспитания.
5. Отсутствие срождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типаврожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых структур,обеспечивающих функционирование психики и возможность их формирования под влияниемобучения и воспитания.
Каждое из этихобстоятельств является необходимым для превращения человека как биологическогосущества, с рождения располагающего элементарными способностями, свойственнымии многим высшим животным, в социальное существо, приобретающее и развивающее всебе собственно человеческие способности, социально- культурная среда развиваетспособности (пользование предметами, материальная и духовная культура).
Учителю, вдумчивоизучающему учеников, для правильной организации учебно- воспитательногопроцесса и индивидуального подхода в обучении и воспитании важно знать, к чемуобнаруживает способности его ученик, и в какой мере выражены эти способности. Оспособностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующейдеятельности. Практически судить о способностях можно по совокупности следующихпоказателей:
1) по быстромупродвижению (темп продвижения) ученика в овладении соответствующейдеятельности;
2) по качественномууровню его достижений;
3) по сильной,действенной и устойчивой склонности человека к занятиям этой деятельность
Успешное осуществлениетой или иной деятельности даже при наличии способностей зависит отопределенного сочетания качеств личности. Одни только способности, несочетающиеся с соответствующей направленностью личности, ееэмоционально-волевыми свойствами, не могут привести к высоким достижениям.Прежде всего способности тесно связаны с активным положительным отношением ксоответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящейна высоком уровне развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность вэтом виде деятельности.
Интересы проявляются встремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях.Склонность- стремление выполнять соответствующую деятельность. Интересы исклонности личности не всегда совпадают. Можно интересоваться музыкой и неиметь склонности к занятиям ею. Можно интересоваться спортом и оставатьсятолько “болельщиком” и знатоком спорта, не делая даже утренней зарядки. Но у способныхк определенной деятельности детей и взрослых интересы и склонности, какправило, сочетаются.
Интересы и склонности копределенной деятельности развиваются обычно в единстве с развитиемспособностей к ней. Например, интерес и склонность ученика к математикезаставляют его усиленно заниматься этим предметом, что в свою очередь развиваетматематические способности. Развивающиеся математические способностиобеспечивают определенные достижения, успехи в области математики, которыевызывают у ученика радостное чувство удовлетворения. Это чувство вызывает ещеболее глубокий интерес к предмету, склонность еще больше заниматься им.
Для успеха вдеятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходимряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность,сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качествдаже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.
Многие полагают, чтоспособным людям все дается легко и просто, без особого труда.
Это не так. Дляразвития способностей требуется длительное, упорное учение и большой,напряженный труд. Как правило, способности всегда сочетаются с исключительнойтрудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, чтоталант – это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду.
И.Е.Репин говорил, чтовысокий уровень достижения – это награда за каторжный труд. А один извеличайших ученых в истории человечества – А.Эйнштейн однажды заявил в шутливойформе, что он добился успехов только потому, что его отличало “упрямство мула истрашное любопытство”.
В школе поройвстречаются ученики, которые благодаря своим способностям все схватывают налету, хорошо успевают, несмотря на леность, неорганизованность. Но в жизни ониобычно не оправдывают надежд, и именно потому, что не привыкли серьезно иорганизованно работать, настойчиво преодолевать препятствия.
Очень важны такиекачества личности, как самокритичность, требовательность к себе. Эти качестварождают неудовлетворенность первыми результатами труда и желание сделать ещелучше, совершеннее. Именно это заставляло великого изобретателя Т.Эдиссонапроделывать тысячи опытов, чтобы найти, например, наиболее удачную конструкциюаккумулятора. Именно это заставило А.М.Горького семь раз переделать рукописькниги “Мать”. Произведение Л.Н.Толстого “Крейцерова соната” небольшое пообъему. Но рукописи всех вариантов этого произведения, всех заметок, пометок инабросков в 160 раз больше по объему, чем само произведение.
Очень важна и такаячерта характера, как скромность. Уверенность в своей исключительности, питаемаянеуверенными похвалами и восторгами, часто губительна для способностей, так какв этом случае формируется зазнайство, самовосхищение и самолюбование,пренебрежение к окружающим. Человек перестает работать над совершенствованиемпродукта своего труда, препятствия вызывают у него раздражение и разочарование,а все это тормозит развитие способностей.
Исходной предпосылкойдля развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенокпоявляется на свет. Вместе с тем биологически унаследованные свойства человекане определяют его способностей. Мозг заключает в себе не те или иныеспособности, а лишь способность к их формированию. Будучи предпосылкой успешнойдеятельности человека, его способности в той или иной мере и продукт егодеятельности. Иными словами, каким будет отношение человека к действительности,таким и результат.
Способности включают всвою структуру умения, следовательно, и знания и навыки. Легкость, скорость икачество формирования каждого навыка, умения зависят от уже имеющихсяспособностей.
Это более раннееразвитие способностей позволит более полно их сформировать к зрелому возрасту.Навыки, знания, умения, став свойствами личности, превращаются в элементыновых, изменившихся способностей человека, ведут к новым более сложным видамдеятельности. Происходит некая “ цепная реакция” развития способностей наоснове уже имеющихся.
При наличии задатковспособности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятныхобстоятельствах. Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически необеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков (но не при полном ) человек может при определенных условиях добитьсязначительных успехов в соответствующей деятельности.
Итак, в данномпараграфе мы рассмотрели условия перехода природных задатков в способности.
1.3 Развитиеспособностей ребенка в младшем школьном возрасте
Рассмотрев в предыдущемпараграфе условия перехода природных задатков в способности, необходимо развитьследующий на наш взгляд аспект этой проблемы как характеристика механизмаразвития творческих способностей младших школьников.
В результатеэкспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способностьособого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционныхсхем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названакреативностью (творчеством)
Под творческими(креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученикав совершении деятельности и действий, направленных на созидание”.
Креативность охватываетнекоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющуюспособность к творчеству. Одним из компонентов креативности являетсяспособность личности.
Следует отличатькреативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можнооценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс — почувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданиюнедостающих деталей, (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д.Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.
Проблемы творчествашироко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее времяисследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческуюличность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторовили же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностныхкомпонентов творческого мышления (А.В.Брушлинский ).
Большой вклад вразработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, какБ.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий,А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева,В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова,В.С.Юркевич и другие.
Придерживаясь позицииученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор,развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младшихшкольников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младшихшкольников:
* творческое мышление,
* творческоевоображение,
* применение методоворганизации творческой деятельности.
Для развитиятворческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классовнеобходимо предлагать следующие задания:
классифицироватьобъекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливатьпричинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи ивыявлять новые связи между системами;
рассматривать систему вразвитии;
делать предположенияпрогнозного характера;
выделятьпротивоположные признаки объекта;
выявлять и формироватьпротиворечия;
разделятьпротиворечивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлятьпространственные объекты.
Творческие заданиядифференцируются по таким параметрам, как
сложность содержащихсяв них проблемных ситуаций,
сложность мыслительныхопераций, необходимых для их решения;
формы представленияпротиворечий (явные, скрытые ).
В связи с этимвыделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III(начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса.В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление илиресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос илипроблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов илиэвристических методов творчества и предназначены для развития творческойинтуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровнясложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системногомышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методовтворчества.
Под объектом в заданияхданного уровня выступает понятие “ система”, а также ресурсы систем. Онипредставлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречияв явной форме.
Цель заданий данноготипа – развитие основ системного мышления учащихся.
Задания I (высшего,высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различныхобластей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объектарассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такоготипа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направленына развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения,осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Выбираемые учащимисяметоды творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровниразвития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переходна новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходитв процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.
III уровень – предполагаетвыполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческогоопыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методытворчества:
метод фокальныхобъектов,
морфологический анализ,
метод контрольныхвопросов,
отдельные типовыеприемы фантазирования.
II уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов иэлементов ТРИЗ, таких как:
метод маленькихчеловечков,
методы преодоленияпсихологической инерции,
системный оператор,
ресурсный подход,
законы развития систем.
I уровень –предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментовТРИЗ:
* адаптированныйалгоритм решения изобретательских задач,
* приемы разрешенияпротиворечия в пространстве и во времени,
* типовые приемыразрешения противоречия.
Отечественные психологии педагоги ( Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Колмыкова,В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и другие.)подчеркивают значение учебнойдеятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности,накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
Опыт творческойдеятельности, по мнению исследователей является самостоятельным структурнымэлементом содержания образования:
перенос ранее усвоенныхзнаний в новую ситуацию,
самостоятельное видениепроблемы, альтернативы ее решения,
комбинирование ранееусвоенных способов в новые и другие.
Анализ основныхпсихологических новообразований и характера ведущей деятельности этоговозрастного периода, современные требования к организации обучения кактворческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смыслестроят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы егопреобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не тольков процессе познания, но и в таких видах деятельности как создание ипреобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого примененияполученных в процессе обучения знаний.
Впсихолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определениятворческих видов деятельности.
Познание –“… образовательная деятельность ученика, понимая как процесс творческойдеятельности, формирующий их знания”.
В младшем школьномвозрасте в первые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности,осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самойдеятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого исоциально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе иучебного труда, является важной особенностью школьного возраста.
Значение воображения вмладшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека.Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в планеразвития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И еслиэтот период воображения специально не развивать, в последующем наступаетбыстрое снижение активности этой функции.
Вместе с уменьшениемспособности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможноститворческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.
Младшие школьникибольшую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческойдеятельностью. Психологической основой последней также является творческоевоображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознатьабстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостаткежизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом,значение функции воображения в психическом развитии велико.
Однако, фантазия, как илюбая форма психического отражения, должна иметь позитивное направлениеразвитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего мирасамораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивнуюмечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачинеобходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения внаправлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательнойдеятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактногомышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возрастаочень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку внаиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественнаядеятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функцииобеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.
Они способствуютразвитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт! Пословам Л.С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельностьребенка:
— построение образа,конечного результата его деятельности,
— создание программы поведенияв ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность,
— создание образовописываемых объектов.
Для развития ребенкаочень важно формирование многих интересов.
Следует отметить, чтодля школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такаялюбопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ковсему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видамидеятельности, активизирует его различные способности.
Дети, в отличие отвзрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они судовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках ивикторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшегошкольного возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличениявозраста
Подводя итогипараграфа, мы приходим к следующему выводу.
Ребенок младшегошкольного возраста в условия воспитания и обучения начинает занимать новоеместо в системе доступных ему общественных отношений. Это связано прежде всегос поступлением его в школу, которая накладывает на ребенка определенныеобщественные обязанности, требующие к ней сознательного и ответственногоотношения, и с новым положением его в семье, где он также получает новыеобязанности. В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как вшколе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что являетсяосновным условием формирования его личности. Следствием этого нового положенияребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка.Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию уребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшимиформами и правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоениюзнаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшегошкольника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы.
Диапазон творческихзадач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности –от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретенияновой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходитопыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то итребуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлятьи анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности ит.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческаядеятельность, является более сложной по своей сущности, доступна толькочеловеку.
Есть великая “ формула”приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открытьистину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконецоткрыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становлениятворческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта.Нашаобязанность –помочь ребенку встать на этот путь..
Перед школой всегдастоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству иговой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающаяна будущее, должна быть соориентирована на развитие творческих способностейличности.

Глава 2. Педагогическиеусловия развития творческих способностей учащихся начальных классов
В первой главе мырассмотрели сущность понятия способности, условия перехода природных задатков вспособности, характеристику творческих способностей младшего школьника.
Во второй главе мыраскрываем педагогические условия развития творческой личности ребенка как вовнешкольной и внеклассной, так и в урочной деятельности.
2.1 Изучение развитиятворческих способностей
Темой нашихисследований явилось определение условий для развития творческих способностейребенка младшего школьного возраста, характеристика которых была дана в первойглаве дипломной работы
В центре внимания нашейработы — дети младшего школьного возраста. Как мы отмечали выше, этот возрастявляется наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности.Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения,сначала воссоздающего, а затем и творческого.
Научный анализпроблемы, практика работы образовательных учреждений показывает, чторазвивающая работа не имеет эффективного результата, если не основывается напредварительном и текущем изучении уровня развития той или иной способностиребенка. Д.Б. Эльконин указывал на управляемость развития способностей, нанеобходимость учета начального уровня и осуществление контроля за процессомразвития, что способствует выбору направлений в последующей работе. Поэтомупервым этапом в нашей исследовательской работе явилось изучение развитоститворческих способностей учащихся начальных классов № 9 города Мариинска, чтостало отправной точкой для построения формирующего эксперимента.
Исследования ученыхубедительно доказывают, что в основе многих пробелов в области развитиятворческих способностей ребенка лежит низкий уровень развития культурыличности.
Исходя из пониманиякультуры как:
а) системыспецифических человеческих видов деятельности;
б) совокупностидуховных ценностей;
в) процессасамореализации творческой сущности человека.
мы выделили следующиесоставляющие объекта исследования ( творческие способности ), которые могутбыть основой для выявления параметров диагностики, а также ориентиров,определяющих цели и задачи содержания и эффективность образовательнойдеятельности:
Грамотность
Компетентность
Ценностно – смысловойкомпонент
Рефлексия
Культуротворчество
Грамотностьпредставляет собой азы культуры, в частности знания о творческих способностях,с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальныхособенностей.
Грамотность означаетовладение знаниями, которое может проявиться в кругозоре, эрудиции,осведомленности, как с точки зрения научного знания, так и с точки зренияжитейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общениячеловека с другими людьми. Грамотность предполагает овладение системой знаков иих значениями. ( 18, с 75.)
В определениикомпетентности мы придерживаемся определения, данного в работе М.А. Холодной: “Компетентность — это особый тип организации предметно – специфических знаний,позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей областидеятельности”.
Основное отличиеграмотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек знает,понимает ( например, как вести себя в той или иной ситуации ), а компетентный –реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем.Задачи развития компетентности – не просто больше и лучше знать о костюме, авключение этих знаний в жизненную практику.
Творческие способностипредставляют собой совокупность личностно – значимых и личностно – ценныхстремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельностичеловека, взаимоотношения с окружающими.
Ценность, в отличие отнормы, предполагает выбор, именно поэтому, именно в ситуациях выбора, наиболееярко определяются характеристики, относящиеся к ценностно — смысловомукомпоненту культуры человека.
Рефлексия представляетсобой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности поприсвоению культуры, осознания тех внутренних изменений, которые происходят, атакже себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений.
Культуротворчествоозначает, что человек уже в детском возрасте является не только творениемкультуры, но и ее творцом. Творческое начало присуще освоению уже в дошкольномвозрасте.Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга.
Они непротивопоставляются, а лишь условно делятся на процессы освоения творчества.
Взаимосвязи могутпроявиться практически между всеми компонентами; организация рефлексиипозволяет достичь преобразований в ценностно – смысловой сфере, которая можетповлиять на повышение грамотности и компетентности.
Поскольку нашэксперимент практико-ориентированный, мы использовали эмпирические методыисследования На основе выделенных некоторыми учеными параметров (грамотность,компетентность, творчество) исходя из разделов психолого-педагогическойхарактеристики ребенка младшего школьного возраста, нами разработан набордиагностических заданий, которые были направлены на определение степенивыраженности фантазии каждого ребенка, что дало нам первоначальныепредставления о развитии его творческого воображения
Для более точногоопределения уровня развития креативных способностей учащихся необходимоанализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание.Педагогическая оценка результатов творческой деятельности учащихся нами былаосуществлена с помощью шкалы “Фантазия”, разработанной Г.С. Альтшуллером дляоценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оцениватьуровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному вопросу М.С.Гафитулиным, Т.А. Сидорчук).
Шкала “Фантазия”включает пять показателей:
новизну (оценивается по4- уровневой шкале: копирование объекта ( ситуации, явление), незначительныеизменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации,явления));
убедительность (убедительнойсчитается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью).
Данные научных работговорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно в томслучае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, вкоторой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на созданиепедагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке.
Наши первоначальныеисследования показали, что необходима кропотливая и целенаправленная работа сбольшей половиной учащихся по развитию их творческих способностей, чтостимулировало нас к выявлению и созданию условий, способствующих развитиютворческих способностей.
Мы предположили, чтонаибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника можетоказать
ежедневное включение вучебный процесс творческих заданий и упражнений,
реализация кружковыхили факультативных занятий по специально разработанной программе,
вовлечение учащихся втворческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми засчет подключения семьи учащихся,
— дидактические исюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочно время;
— экскурсии,наблюдения;
— творческиемастерские;
— тренинги, проводимыепсихологом образовательного учреждения.
Анализ результатов диагностикиразвития творческих способностей младших школьников осуществлялся через системутворческих заданий, что позволило:
*сформироватьтребования к системе заданий, которая позволит целенаправленно развивать этиспособности;
* рассмотретьсодержание различных учебных курсов как ресурс заданий для младших школьников;
* предложить способыорганизации творческой деятельности учащихся и инструменты педагогическойдиагностики;
* сформулироватьорганизационные требования к процессу обучения на начальной ступени школы.
Все это позволилоконкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младшихшкольников через систему творческих заданий.
2.2 Развитие творческихспособностей ребенка в учебной деятельности
Придерживаясь позицииученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих(креативных) способностей является обучение творческой деятельности младшихшкольников. Для такого обучения на первом этапе нашей экспериментальной работымы избрали урок.
Урок – остаетсяосновной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно врамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачиразвития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу(вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принциповорганизации, созданию нового ).
Надо отметить, чтосовременные образовательные программы для младших школьников подразумеваютрешение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.
Так в рамках реализациипрограммы по литературному чтению работа учителя начальных классах должна бытьнаправлена не только на формирование навыков чтения, но и на:
развитие творческого ивоссоздающего воображения учащихся,
обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта ребенка.
В то же время выборформ, методов, средств для решения обозначенных задач у учителей начальныхклассов традиционно вызывают затруднения.
Любую деятельность, втом числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенныхзаданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как “…задания, требующие отучащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способрешения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно ( иногдаи объективно) новое”
Эффективность развитиятворческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которогосоставлено задание На основе анализа психолого-педагогической инаучно-методической литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин,М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) мы выделили следующие требования к творческимзаданиям:
соответствие условийвыбранным методам творчества;
возможность разныхспособов решения;
учет актуального уровнярешения;
учет возрастныхинтересов учащихся.
Учитывая этитребования, мы выстроили систему творческих заданий, под которой понимаетсяупорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание,создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений инаправленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебномпроцессе.
Система творческихзаданий включает целевой, содержательный, деятельностные и результативныекомпоненты.
Традиционные на урокахрусского языка задания по написанию сочинений нами заменены на сотрудничество вклассном рукописном журнале “Светлячки”. Для того, чтобы попасть со своейтворческой работой на страницы журнала, учащиеся должны не толькоорфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески к ееоформлению. Все это стимулирует младших школьников к самостоятельному, бездавления со стороны взрослых, желанию писать стихи, сказки.
Не меньшие возможностидля развития творческих способностей учащихся имеют уроки природоведения,экологической культуры. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной,творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы иобщества. Мы стремились имеющийся познавательный материал рассматривать внеразрывном, органичном единстве с развитием творческих способностей ребенка,формировать целостное представление о мире и месте в нем человека.
На уроках трудовогообучения проводится большая работа по развитию творческого мышления ивоображения у детей младшего школьного возраста.
Анализ учебников дляначальной школы (комплект учебников “ Школа России”) показал, что содержащиесяв них творческие задания, в основном относятся к “ условно творческим”,продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Частьзаданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантовответов; творческих заданий, требующих разрешений, не предлагает ни одна изиспользуемых в школах программ.
Предложенные заданияпредполагают использование в творческой деятельности младших школьниковпреимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах ( таких как методперебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.) Активноиспользуются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования.Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностейучащихся
Между тем, дляэффективного развития креативных способностей школьников применениеэвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методовтворчества.
Особое вниманиеуделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческойдеятельности понимаются две его формы — внешняя и внутренняя. Внешнеесодержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее –является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика врезультате его деятельности.
При отборе содержаниядля системы творческих заданий нами учитывались два фактора:
То, что творческаядеятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенныхобществом проблемах,
Творческие возможностисодержания учебных предметов начальной школы.
Содержание представленотематическими группами задач, направленными на познание, создание,преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.(Приложение 2)
Каждая из выделенныхгрупп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеетсвою цель, содержание, предлагает использование определенных методов, выполняетопределенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимымусловием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
1 группа – “ Познание”.
Цель – накоплениетворческого опыта познания действительности.
Приобретаемые умения:
изучать объекты,ситуации, явления на основе выделенных признаков – цвета, формы, размера,материала, назначения, времени, расположения, части-целого;
рассматривать впротиворечиях, обусловливающих их развитие;
моделировать явления,учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественныехарактеристики, закономерности развития.
2 группа – “ Создание”.
Цель –накоплениеучащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.
Приобретается умениесоздавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:
*получение качественноновый идеи субъекта творческой деятельности;
* ориентирование на идеальнойконечный результат развития системы;
* переоткрытие ужесуществующих объектов и явлений с помощью диалектической логики.
3 группа –“Преобразование”.
Цель — приобретениетворческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.
Приобретаемые умения:
моделироватьфантастические ( реальные) изменения внешнего вида систем ( формы, цвета,материала, расположения частей и другие);
моделировать изменениявнутреннего строения систем;
учитывать приизменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов,ситуаций, явлений.
4 группа – “Использование в новом качестве”.
Цель – накоплениеучащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов,ситуаций, явлений.
Приобретаемые умения:
рассматривать объектыситуации, явления с различных точек зрения;
находить фантастическоеприменение реально существующим системам;
осуществлять переносфункций в различные области применения;
получать положительныйэффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации,получения системных эффектов.
Чтобы накапливатьтворческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процессвыполнения творческих заданий.
Организация осознанияучащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговуюрефлексию.
Текущая рефлексияреализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради ипредполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся(эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степеньличного продвижения с учетом предыдущего опыта).
Итоговая рефлексияпредполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.
Как на текущем, так ина итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческихзаданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся, об уровнеразвития творческого мышления и воображения.
Под рефлексивнымидействиями в своей работе мы понимали
готовность испособность учащихся творчески осмысливать преодолевать проблемные ситуации;
умения обретать новыйсмысл и ценности;
умения ставить и решатьнестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
умения адаптировать внепривычных межличностных системах отношений;
гуманность(определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
художественную ценность(оценивается по степени использования выразительных средств при представленииидеи);
субъективную оценку(дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится – не нравится). Этуметодику можно дополнить показателем уровень используемого метода.
Таким образом,организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбраннойстратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:
вовлечение учащихся всистематическую совместную творческую деятельность на основе личностно-деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание,преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовнойкультуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческогопродукта;
системное использованиеметодов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативныхспособностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнениипостепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебнойпрограммы;
промежуточное иитоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.

2.3 Реализацияпрограммы “ Уроки творчества”
Реализация программытворческих заданий в рамках учебных дисциплин начальной школы удается только впервом классе. Начиная со второго класса, отсутствие в учебных предметахзаданий, содержащих противоречия, и недостаток времени на освоение методоворганизации творческой деятельности учащихся компенсирует факультативный курс “Уроки творчества”.
Основные цели курса:
развитие системности,диалектичности мышления;
развитие продуктивного,пространственного, управляемого воображения;
обучениецеленаправленному использованию эвристических методов для выполнения творческихзаданий.
В пояснительной запискек программе, что курс рассчитан на 102 учебных часа со второго классачетырехлетней начальной школы ( 34,34,34 часа соответственно) и содержит около500 заданий творческого характера, однако, исходя из результатов первоначальнойдиагностики развития творческих способностей нашего экспериментального класса,мы выполнили свое тематическое планирование в рамках факультативных занятий сучащимися 2 и 3 класса.
Для организациисодержания курса был использован подход, позволяющий параллельно включатьтворческие задания, ориентированные на познание создание, преобразование ииспользование объектов, ситуаций, явлений различного уровня сложности, чтообеспечивает продвижение в развитии учащихся в индивидуальном режиме, сохраняяцелостность системы обучения.
Так, например, вразделе “ Объект и его признаки” при изучении темы
“Форма” использовалисьзадания, ориентированные на познание “Создание и преобразование объектов”(составь загадку; придумай новую форму; раздели на группы; соедини объекты природногои технического мира, похожие по форме; найди объекты, похожие на круг, квадрат,треугольник). А в теме
“ Материал” — заданияна познание, создание и использование объектов в новом качестве (“ Что изчего?”, “Составь загадку”, “Найди новое применение старой резиновой игрушке”,“придумай новый материал и объясни как его использовать”).
Согласно принципамличностно — деятельностного подхода, все выполненные творческие заданиязаканчивались значимыми и доступными для младших школьников практическими видамидеятельности –изобразительной деятельностью, схематизацией, конструированием,сочинением сказок (историй), составлением загадок, описаний, сравнений,метафор, пословиц, фантастических сюжетов. Развитие креативных способностейучащихся рассматривается с позиции личностных приобретений, непрерывного“наращивания” каждым учащимся опыта творческой деятельности.
Деятельность пореализации системы творческих заданий мы представили четырьмя направлениями,ориентированными на;
1) познание объектов,ситуаций, явлений;
2) создание новыхобъектов, ситуаций, явлений;
3) преобразованиеобъектов, ситуаций, явлений;
4) использованиеобъектов, ситуаций, явлений в новом качестве.
Остановимся на основныхмоментах реализации выделенных направлений на различных уровнях сложности.
“Уроки творчества”реализовались в следующих направлениях.
“Познание”.
Реализация первогонаправления работы предполагает выполнение учащимися творческих заданий,ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений с целью накопленияопыта творческой деятельности. Они представлены следующими тематическимисериями: “ Да-Нетки”, “Признаки”, “Природный мир”, “Технический мир”,”Организмчеловека”, “Театральная”,”Фантастические сюжеты”, “Что такое хорошо?” Этизадания предполагают применение методов дихотомии, контрольных вопросов,отдельных приемов фантазирования.
“Создание нового”
При реализации второгонаправления учащимися выполняются творческие задания, ориентированные насоздание нового:
“ Моя визитка”;
“ Составь загадку”;
“ Придумайте свой цвет( форму, материал, признак )”;
“ Изобрази своюпамять”;
“Придумай сказку (историю) о……..”;
“ Придумай новыйвоздушный шарик (обувь, одежду)”;
“ Придумай телефон дляглухих” и др.
Для выполнения этихзаданий мы использовали отдельные приемы фантазирования (дробление,объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методовактивизации мышления – синектики, метода фокальных объектов, морфологическогоанализа, контрольных вопросов. Освоение методов происходило преимущественно вгрупповой деятельности с последующим коллективным обсуждением.
“Преобразованиеобъектов”
Для создания опытатворческой деятельности учащимся предлагалось выполнить следующие задания попреобразованию объектов, ситуаций, явлений:
“ Вездеход на Марсе”;
“ Задача об укладкефруктов”;
“ Задача о сушкепороха”;
“ Задача об отделениимикроба”;
“Придумай этикетку длябутылочки с ядом” и др.;
В результате выполненияу учеников расширились возможности преобразования объектов, ситуаций, явленийпутем изменения внутрисистемных связей, замены системных свойств, выявлениядополнительных ресурсов систем.
“ Использование в новомкачестве”
Особенностьюорганизации работы над творческими заданиями является использование ресурсногоподхода в комплексе с ранее использованными методами.Учащимися выполняютсяследующие творческие задания:
“ Найди применениеоткрытию древних в наши дни”;
“ Павианы и мандарины”;
“Задача о рекламномтрюке”;
“ Задача о первых людяхна Луне”;
Серии заданий “Проблемытретьего тысячелетия”;
“Вини-Пух решает вслух”;
“Нарния” и др.
В результате ихвыполнения под руководством педагога учащиеся смогли овладеть умением быстронаходить оригинальное применение проявленным у объекта свойствам.
Повторная диагностикапо ранеее выделенным показателям привела нас к следующим выводам:
систематическоепроведение факультативных занятий, использование алгоритмических методовпозволили расширить возможности детей в преобразовании объектов, добилисьпреобразования идей, различных операций.

Заключение
В процессе исследованиймы подробно проанализировали сущностные характеристики способностей, ихтеоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческихспособностей в условиях школы. Творческие способности как формирующее понятиепредставляется нам особенно важным и актуальным сегодня.
Проблемапедагогического руководства развитием творческих способностей рассматриваласьнами с разных сторон: мы использовали программу автора Г.В. Тереховой “ Урокитворчества ”, которую можно использовать в качестве курса на факультативныхзанятиях.
Проблема эта нашлаотражение в образовательной и досуговой деятельности школы.
Нами была сделанапопытка построения некой системы выполнения творческих заданий на каждом урокев процессе обучения младших школьников. Под системой творческих заданий мыпонимаем упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных напознание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций иявлений учебной действительности.
Одним их педагогическихусловий эффективности системы творческих заданий является личностно –деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения.Суть его — в неразрывности прямого и обратного воздействия, органическогосочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознаниевзаимодействия как сотворчества.
В ходеэкспериментальной работы мы пришли к выводу, что одним их педагогическихусловий эффективности системы творческих заданий является личностно –деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения.Суть его — в неразрывности прямого и обратного воздействия, органическогосочетания изменений, воздействующих друг на друга субъектов, осознаниевзаимодействия как сотворчества.
Под личностно — деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организациитворческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения,бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности
При таком подходеусиливается организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов,форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организациисамостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способавыполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений втворческом процессе.
Все эти меры позволятдетям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческойдеятельности.
Накопление каждымучащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активноеиспользование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных,индивидуальных и групповых форм работы.
Индивидуальная формапозволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельновыделить конкретную задачу для решения.
Групповая формаразвивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умениевыслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная формарасширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в болеешироком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляетвозможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческойзадачи.
Таким образом,эффективность проводимой работы во многом определяется характеромвзаимоотношений как между учащимися. так и между учащимися и педагогм.
В связи с этим можносделать некоторые выводы и рекомендации.:
Результаты нашихнаблюдений, анкетирование учащихся и их родителей свидетельствуют о том, чтотворческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видахдеятельности при выполнении следующих условий:
наличие сформированногоу детей интереса к выполнению творческих заданий;
реализация творческихзаданий как важнейший компонет не только урочной, но и внеурочной деятельностишкольника;
объединение общимтематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, накоторых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать этиразмышления в практической деятельности;
— творческая работадолжна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми,проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых исобытийных ситуациях;
— стимулироватьродителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческихспособностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

Список литературы
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческуюиндивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
2. Бермус А.Г.Гуманитарная методологияразработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. — № 2.-с.84-85.
3. Выготский Л.С.Воображение итворчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.
4.Гальперин П.Я. Поэтапное формированиекак метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастнойпсихологии — М 1987
5. Давыдов В В Проблемы развивающегообучения -М – 1986
6. Давыдов. Психологическое развитие вмладшем щкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология — М 1973
7. Зак АЗ Методы развития способностей удетей М 1994
8. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философскийэнциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.
9. Крутецкий В.Н. Психология.-М.:Просвещение, 1986 г. – с.203.
10. Круглова Л. Что делает человекасчастливым ?// Народное образование. — 1996 г.-№8.-с.26-28.
11. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.//Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52
12. Леднева С.А. Идентификация детскойодаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. — № 1.- с.36-42.
13. Миронов Н.П. Способность иодаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. — № 6.-с. 33-42.
14. Мерлин З.С. Психологияиндивидуальности. – М.-1996 г.-с. 36.
15.Немов Р.С. Психология. – М.- 2000 г.– с.679.
16. Ожегов С.И. Толковый словарьрусского языка. –М.-2000 г.-с.757.
17. Субботина Л.Ю. Развитие воображенияу детей.- Ярославль. -1997г.-с.138.
18. Страхова Н.М.Новые подходы корганизации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. — №3.- с.107.
19. Тюников Ю.Сценарный подход впедагогическом взаимодействии.// Педагогическая техника. -2004 г.- № 2.-с.87-88.
20. Талызина Н.Ф. Формированиепознавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.
21Хуторский А.В.Развитие творческихспособностей.- М.: Владос, -2000 г. — с.22.
22. Шадриков В.Д. Развитиеспособностей.// Начальная школа.- 2004 г. — № 5. с. 6-12.
23. Шванцара И Диагностика психическогоразвития — Прага 1978
24. Флерина Е.А. Эстетическое воспитаниемладшего школьника. – М. – 1961 г.- с. 75-76.
25. Эльконин Д.Б.Психология обучениямладшего школьника. – М.- 1979 г. с.98.
26. Эльконин ДБ Избранные психологическиетруды -М1989г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Принципы управления и их использование в современном менеджменте на примере ОАО Лукоил
Реферат GodLike Man Essay Research Paper Godlike MAnEver
Реферат Стиль лирики Тютчева и совершенство художественных образов
Реферат Sex And Alcohol In
Реферат Стихотворение А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»: поэтика и грамматика
Реферат Анализ хозяйственной и финансовой деятельности предприятия на примере ООО "НПРС-1"
Реферат Sociology By Jon M Shepard Essay Research
Реферат Конституционно правовой статус федерального собрания
Реферат Спортивные и подвижные игры
Реферат Child Abuse Provention Essay Research Paper Child
Реферат Marcelino Essay Research Paper The catalyst for
Реферат Captain James Cook Essay Research Paper Captain
Реферат Разработка технологии получения отливок «корпус» из сплава МЛ5 в условиях массового производства
Реферат Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами
Реферат Тлумачний словник по програмуванню