Реферат по предмету "Наука и техника"


Социальная динамика науки

Научное сообщество
Наука производит не только знания, но и (вос)производитученых и среду их обитания — научное сообщество. Мифологизированный образученого-творца есть часть механизма редупликацииученых в «малой» науке. В «большой» науке существуют образыорганизатора и исполнителя. Наука — сфера деятельности, поэтому ведущей в нейявляется организация, а не поиск истины.
Структурные единицы: науки, область знания, научная дисциплина, специальность, школа, группа.Номенклатура специальностей ВАК в прошлом насчитывала около 15 000наименований, сейчас — около 3000.
Для специалистов референтная группа — собратья попрофессии, для институционалистов — начальники и наставники.Группа устанавливает стандарты мышления и нормы деятельности, формируетвластные связи и условия консенсуса, структурирует интересы и информацию.
Идеальный нормативный кодекс науки: стремление к истине (подороге к успеху), универсальность знания (в рамкахгруппы, школы, страны, культуры), общедоступность (с полицейскими икоммерческими ограничениями), критичность (за вычетом догматических установок),бескорыстность (остающаяся после патентования и приоритетных схваток).
Честностьи объективность — условия и продукты научной деятельности. Вряд ли обществоимеет другой их источник. Нравственность ученых не выше нравственностиобщества, но нравственные изъяны ученых имеют более серьезные последствия, чемпрофессиональная безнравственность политиков. В обществе есть два полюсабезответственности — ученые и политики.
КлятваГиппократа для ученых разработана в 1991 г.
Ученые звания и ученые степени — средства стратификациинаучного сообщества. Плату за звания выдавали два генералиссимуса — Франко иСталин. Крестный ход номенклатуры в науку началсяпосле того, как надбавка (за степень) 50 руб. (при окладе инженера 90 — 180руб.) была заменена должностным окладом (для имеющих степень) от 250 до 500руб. Ученую степень без защиты диссертации присуждали и «по совокупности трудов»: номенклатурный «ученый»имел право включить в список своих «трудов» результаты любых работ,имевших на первом листе его подпись в грифе утверждения.
В ближайшие годы ученые степени будут иметь областьюдействия не страны, а экономико-политические регионы(глобализация!).
Интеллектуальная собственность. Авторское право. Новоезнание не может быть предметом собственности, а его информационное воплощение — может. Собственник имеет право владения, пользования и распоряжениясобственностью в пределах, установленных ГражданскимКодексом. Авторское право распространяется на произведения науки, являющиесярезультатом творческой деятельности: исключительные права на авторство, имя,неприкосновенность произведения, на опубликование и использование, на вознаграждение и на передачу права пользования.
Бернскуюконвенцию 1883 г. (царская) Россия и Советский Союз не подписали. Почему?
Договорные отношения. Претензии на долю участия в авторскомправе могут иметь соавторы, финансовые и другие кредиторы, заказчики исследования, работодатели и начальники. Доляопределяется договором.
В отсутствие договора все права принадлежат работодателю,если работа выполнена в рамках служебных обязанностей: чья корова, того ителенок. Например, Российская АН — единственныйвладелец всей произведенной в ее стенах научной продукции.
Патенты и лицензии. Знание «как делать» можетбыть защищено патентом. Часть прав владелец патента может уступить полицензионному договору.
Терминология. Термины ученый и конструктор в последнее время вытеснил объединивший их термин исследователь.
Научная элита
Уровень элитарности ученого можно вычислить по частотецитирования его публикаций. Наивысшим признаком элитарности может служитьпринадлежность деятеля науки к редакционной коллегии научного журнала: именно редколлегия принимает тексты кпубликации и тем самым определяет возможность их цитирования. Избрание вакадемии и награждение медалями и премиями хорошо коррелирует с индексомцитирования. Такова европейская структура.
В США рост количества публикацийуменьшает шанс быть принятым на работу: корпорации полагают, что«публикатор» будет работать «на себя».
Интернет с его свободой уже реформирует элиту. В частности,растет число моноавторских публикаций.
Уровень значимости научных коллективовможет быть численно оценен такими же средствами.
Особую роль играют Нобелевские премии, медали Филдса,Планка и другие метки элитарности.
Реалии российской науки
В «чистой» науке за 1918 — 1919 гг. создано 33института, в промышленности за 1928 — 1931 гг. числоНИИ выросло с 30 до 205. Перед началом перестройки численность работников внауке достигла 5 млн. (40% — ВПК).
В 90-ые годы произошла принудительная«демилитаризация» науки вследствие истощения источников волевогофинансирования. Тираж книг упал в 10 раз.Оборудование отстало на 2 -3 поколения. Полностью исчезла отечественнаявычислительная техника. Однако за 1990-1993 годы академический секторсократился всего на 9%, а число докторов наук выросло на 17%.
Куда идти?
Отрасль:Фундаментальная наука.
Цели:Ставит себе цели сама, частично но запросам отраслевой науки и экономики.
Личныйриск: Большой — выбор школы, группы, учителя.
Отрасль:Отраслевая наука.
Цели:Выполняет заказы экономики и предлагает ей свои инициативные исследования.
Личныйриск: Средний: зависит от инициативы.
Отрасль:Промышленные образцы.
Цели:Завоевание сектора рынка.
Личныйриск: Минимальный — в отсутствие личной инициативы.
Женщины в науке
Соотношение Gentlemen:Ladies с ученой степенью:
от 25:1 до 6:1 в hard science (физико-математические, компьютерные, геологические, технические)
с трехлетним сроком полной амортизации знаний и умений;
от 5:1 до 3:1 в neutral science (химия, биология) с5-летним сроком амортизации;
2:1 в soft science (социальные и гуманитарные) с 10-летним сроком амортизации.
В России среди женщин в науке 10% кандидатов и 0,64%докторов наук, а всего женщин — до 65% (женщина имеет шанс стать рядовым,мужчина — сержантом). Женщины-академики в СССР — 1,6%, в США — 2,2%.
Женщины-инженеры: менее 4%.
Национальные особенности
Англия
«Лондонское королевское общество для совершенствованиязнаний о природе» установило вступительный и ежегодный денежный взносы.Научным вступительным взносом Ньютона был телескоп.
Указ Эдуарда III запретил организацию новых университетов, но сейчас их уже 44. Сегодня на одного преподавателяприходится в среднем 7 студентов. «Таймс» ежегодно печатает спискивыпускников в порядке рейтинга.
Количество R&D примерно равно российскому: порядка 60000 чел.
Германия
Имперская и государственнаяорганизация науки и образования с характерным ведущим положениемуниверситетской науки. Общество Макса Планка по оказанию содействия наукам(фундаментальные исследования) и Общество Фраунгофера (прикладные исследования)и другие фонды и общества — большая наука.
Количество R&D превосходит российское примерно в 3раза.
Франция
Парижскую академию наук создал Кольбер. Государственнаяорганизация науки в русле программы де Голля «национального величия»создала хороший оркестр с планируемой программой. Стажировка за границей и стабильная «тихая» карьера дома — этотстереотип нарушен контрактной системой и программой непрерывного образования. Вцелом для Франции характерно отставание малой великой державы.
США
Три сектора: отраслевой (70%), федеральный (11%), университетский (12%).
Независимость ученых от финансирующих структур в контекстесвободного общества. Высокую степень доверия имеет медицина, на втором месте(40%) находится наука, в то время как по оплате труда ученые довольствуютсядесятым местом. Условия труда: от разовой оплаты допожизненной должности.
Количество R&D превосходит российское примерно в 12раз.
Расходы на 1 год на 1 научного работника в России — $ 1000,в США — $ 150 000.
Структуры в науке
Обитатели науки непрерывно изменяют структуру среды обитания. В Новое время дробление предметных областей(способ обхода трудных проблем) и развитие новых методов исследования породилоогромное число научных дисциплин. Количество экологических ниш выросло,возникли серьезные проблемы не только в общении, но ив идентификации ученых. Предметный подход, сохраняясь в консервативной сфереобразования, уступил место проблемному подходу, вооруженному инструментоммеждисциплинарной методологии. Деление наук на фундаментальные и прикладныеотражает стремление инженеров распространить на себяореол «учености». Фундаментальными следовало бы считать результаты, ане области.
Организационные структуры порождены финансовыми потоками итрадиционным разделением академической и университетской науки. Деятельностьтранснациональных корпораций во все большей степениопределяет структуру научного сообщества, распределение ученых по направлениямдеятельности, по территориям и по организационно-экологическим нишам.Государственная поддержка продолжает оставаться решающей для новых научных фронтов. В Японии она централизована, в СШАраспределена по федеральным ведомствам, в Германии — по землям (важенрезультат!).
Для интеллектуальной деятельности национальные игосударственные границы прозрачны. В западной культуре пионерами в этом деле стали теологи, по проложенной ими дороге пошлиученые, а в последнее время — бизнесмены и политики. Набравший силу процессназывают глобализацией. Нематериальные активы и их производители приобрелиправа гражданства в экономике. Новое принимается струдом, особенно теми, кто не участвует непосредственно в инновациях. Противимпорта предметов потребления едоки не возражают, а экспорт интеллектуалов — вовстречном направлении — неодобрительно обзывают утечкой мозгов.
Что касается эмиграции ученых изРоссии, то это эмиграция в основном не из России, а из российских академическихи других научных структур, ставших непригодными для обитания мигрантов.
Наука и мир
Ежегодный рост численности ученых в конце ХХ века составил7% при росте численности населения 1,7%, затраты надеятельность одного ученого удваиваются каждые 10 лет. Рост численностипрограммистов особенно настораживает экономистов (но не программистов); 40%программистов в США — иммигранты.
Производственная функция науки (Решер): F (t) = K log10R(t), где F (t) — число значимых открытий за время t, R (t)- затраченные на науку ресурсы, К — константа. Для поддержания постояннойскорости роста числа открытий следует экспоненциально увеличивать затратыресурсов.
Мир в целом затрачивает на наукупримерно 1,5% ВВП, из них на долю США приходится 40%. Более половины обитателейнауки живут и работают в «развитых странах»; максимальное число надушу населения — в Японии (6,4 на 1000). Корпорации затрачивают на исследованиядо 50% годового оборота.
Жизнь человека и наука
Нравственные принципы лежат за пределами науки. Наукаизучает человека и социум, может предсказать результаты решений, но акт выбора- большей частью вне науки.
Духовные ценности не закодированы в ДНК. Инстинкт познанияобладает потенциями, далеко выходящими за социальнобезопасные пределы. Духовные ценности устанавливает человек, и это высшийдоступный ему вид творчества.
Религиозные и чисто этические учения питаютсяэкзистенциальной проблемой смертности человека, предлагают и эксплуатируют идею бессмертия, идею предотвращения исчезновенияличности. Воскрешение мертвых и бессмертие — в них нет эволюционнойнеобходимости, поэтому им нет места в процессе эволюции.
«История мчится вскачь, стуча золотыми подковами почерепам дураков».
Наука предлагает другой выход,другое решение (неразрешимой) проблемы сохранения личности в (трагическомспектакле) эволюции: внести себя как вклад в процесс эволюции. Научноемировоззрение определяет этику, включающую именно эту волю к бессмертию. Но ктоне хочет бессмертия, тот и не получит его.
Наш выбор определяет наша модель мира, включающая нашепредставление о смысле жизни. Выбор — это решение о распределении нашихограниченных ресурсов (прежде всего — времени (времени жизни), остальныересурсы производны от него). Потребности,претендующие на ресурсы, мы организуем в иерархическую структуру, динамическиопределяющую их приоритеты. Структура потребностей определена генетически,социально и лично; внешне она выражается структурой осознанных и неосознанных целей и ценностей (от инстинктов до смысла жизни). Именноэта структура определяет наш выбор.
«Ядумаю, вряд ли у мыслящего существа бывает более великая минута, чем та, когдас его глаз спадает пелена и открывается, что он не затерянная в космическом безмолвиичастица, а пункт сосредоточения и гоминизации универсального стремления кжизни. Человек — не статический центр мира, как он долго полагал, а ось ивершина эволюции, что много прекраснее».
АббатТейяр де Шарден, «Феномен человека»
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.crealab.org/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление экологическими рисками для защиты здоровья населения от загрязнения окружающей среды
Реферат Деятельность предприятия
Реферат Computer Bases Training компьютерная поддержка обучения. Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких урок
Реферат Інформаційно-вимірювальна система для пасажирських вагонів залізничного транспорту
Реферат Милосердие и сострадание в романе "Преступление и наказание"
Реферат Таможенно-тарифная политика российского государства
Реферат Использование программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании на примере бюджета города Омска
Реферат Critique Of Heart Of Darkness Essay Research
Реферат Lady Macbeth Stronger Imagination Than Will Essay
Реферат Знание — сила (Философия Френсиса Бекона)
Реферат Dr Spock Essay Research Paper Benjamin Spock
Реферат Рецензия на повесть В. Г. Распутина Прощание с Матерой 2
Реферат «09» ноября 2010 года Вопросы Кгосударственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Финансы и кредит» (2010/2011 учебный год)
Реферат "Я была тогда с моим народом" А.Ахматова
Реферат Микропроцессор