Содержание
Введение …………………………………………………………….
3
Глава I. Основы гражданского воспитания младших школьников …………………………………………………………….
6
Теория гражданского воспитания в историческом контексте
-
Воспитание гражданственности в современной школе …
9
Глава II. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе ………………………………………
11
2.1. Реализация гражданского воспитания в курсе «Гражданское образование в начальных классах» ……………………………………
25
2.2. Обобщающие уроки как средство реализации курса «Гражданское образование» ……………………………………………
35
Заключение …………………………………………………………
39
Список использованной литературы …………………………….
40
Введение
Актуальность работы. Укрепление социально-экономической базы, повышение благосостояния населения России, стабильность в политической обстановке, в своих истоках зависят от воспитания нового поколения, гражданственно образованного и гармонично развитого.
Принимая во внимание важность государственной проблемы, философы, педагоги, социальные педагоги — В.Н.Гуров, Н.Д.Никандров, В.К. Шаповалов, Г.Н.Филонов исследуют проблемы гражданского воспитания молодежи в обновляющейся российской действительности.
Ученые считают, что данную образовательно-воспитательную деятельность с подрастающим поколением необходимо начинать в раннем детстве как наиболее благоприятном для формирования социальной ответственности и творческой активности, иначе говоря, гражданственности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). В большинстве сложившихся мнений заложена мысль, что основы знаний о гражданских качествах личности у ребенка необходимо закладывать в семье (В.Н. Гуров, Г.Н. Филонов), детском дошкольном учреждении (С.А.Козлова), в общеобразовательной школе (Б.Т. Лихачев) как можно раньше.
Исходя из общепринятой теории о возможности раннего формирования личностных качеств ребенка в окружающей среде различными средствами во время педагогически управляемой регулируемой деятельности ученые -педагоги достаточно внимательно относятся к поиску средств, обеспечивающих формирование гражданских качеств личности.
Анализ педагогического опыта показывает, что сформированные признаки гражданского воспитания у детей младшего школьного проявляются: в потребности в активном участии в торжественных мероприятиях; в стремлении к выходу из личностного безразличия, апатии, по отношению к ближайшему окружению в макро- и микромире, обусловленных социально-экономической нестабильностью; в осознании личностной ответственности перед детским и взрослым коллективом в настоящем и будущем; в потребности реализовать собственные возможности в различных видах позитивной деятельности; в проявлении эстетических норм в процессе творческой деятельности; в потребности в выполнении общественных поручений; в проявлении нравственно-этических личностных качеств в процессе общения с взрослым и детским миром; в стремлении повысить экологический статус родного города, поселка за счет актуализации данной проблемы в литературной, изобразительной, трудовой деятельности; в стремлении нести личную ответственность при сохранении исторических, военно-патриотических, архитектурных памятников в условиях Краснодарского края; в отражении личностных патриотических устремлений при различных видах индивидуальной и общественной деятельности.
Гражданское воспитание понимается как совокупность интегрированных качеств личности младшего школьника, проявляющихся в различных видах творческой деятельности и отношениях каждого индивида при выполнении основных социально-ролевых функций — осознанной законопослушности, патриотической преданности своему Отечеству, в подлинно свободной и честной приверженности к общепринятым нормам, к нравственно-культурным ценностям при выполнении разнообразных функций в сферах семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений.
Актуальность обуславливает тему исследования: «Гражданское воспитание младших школьников».
Объект исследования: гражданское воспитание детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс гражданского воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: анализ теории гражданского воспитания младших школьников и средств реализации гражданского воспитания в современной школе.
Задачи:
Проанализировать теорию гражданского воспитания в историческом контексте.
Выяснить особенности гражданского воспитания в современной начальной школе.
Проследить как реализуется курс гражданского образования в начальной школе.
Продемонстрировать пример реализации курса гражданского образования
Глава I. Основы гражданского воспитания младших школьников
1.1. Теория гражданского воспитания в историческом контексте
Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности.
В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.
Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.
Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.
Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [4]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме — уважение и солидарность с другими народами и странами.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа — любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.
Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.
Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.
Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.
Динамику личностной деформации можно представить последовательностью следующих этапов: появление пробелов и искажений в нравственно-волевой сфере личности; превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки; формирование мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и средства; соответствующие искажения нравственно-правового сознания в части пределов дозволенного поведения; правонарушение; систематическое правонарушение; систематическое правонарушающее поведение; преступление.
Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. «Дефективность сознания, — отмечал А. С. Макаренко, — это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений — одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества» [6].
Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результатом «потребительского воспитания» чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.
Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных и противоправных поступках представляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступков взрослыми — родителями, учителями и т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.
В работе по предупреждению правонарушений среди учащихся можно выделить следующие этапы:
• устранение обстоятельств, которые способствуют формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства существенно сказались на поведении (ранняя профилактика);
• оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся, которые пагубно влияют на них, и одновременно коррекция их личностной позиции (первый этап непосредственной профилактики);
• аналогичные меры в отношении лиц, уже совершающих правонарушения и находящихся поэтому в сфере внимания правоохранительных органов: инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосредственной профилактики);
• правовоспитательные воздействия на учащихся, систематически совершающих правонарушения, т.е. таких, поведение которых позволяет прогнозировать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной профилактики);
• работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или заменяющие его меры не предусматривают их изъятия из коллектива (профилактика рецидива).
Предупреждение правонарушений среди учащихся — одно из центральных направлений правовоспитательной деятельности школы, семьи и общественности.
1.
2. Воспитание основ гражданственности
у младших школьников
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического общества и государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Во многих странах мира изучение прав человека уже давно стало неотъемлемой частью обществоведческого и граждановедческого образования. Для нашей страны преподавание прав человека является особенно актуальным.
Образование в области прав человека — прямое обязательство нашего государства, поставившего свою подпись под рядом международных документов обязывающих к этому.
Был принят ряд документов призывающих поощрять преподавание и содействовать изучению прав человека в школах:
1. Рекомендации № К (85) 7 Комитета Министров
2. Конвенция ООН о правах ребёнка
3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
4. Семейный кодекс РФ.
6. Закон РМЭ «О мерах государственной социальной поддержки в области образования».
Признание необходимости и правового просвещения с целью подготовки детей к жизни в демократическом обществе нашло своё отражение в ряде писем Министерства образования РФ:
1. «О гражданском образовании и изучении Конституции РФ».
2. «О повышении правовой культуры и образования учащихся».
3. «О гражданско-правовом образовании учащихся в образовательных учреждениях РФ».
Анализ показывает, что значительная часть педагогов испытывает трудности в своей деятельности в силу того, что цели, задачи, содержание, основные направления воспитания хотя и разрабатываются, но мало внедряются в практику. Возникают затруднения в выборе приоритетных направлении в воспитательном процессе, а также средств и способов формирования у школьников гражданских качеств. Правовое просвещение можно разделить на две составляющие:
— формирование мировоззрения школьников;
— ознакомление их с правовыми и юридическими документами по правам человека: это всеобщая декларация прав человека и декларация прав ребенка.
Гражданственность — это гармоническое сочетание патриотических, интернациональных чувств, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.
Работа должна вестись в духе демократизма, в законности, неприятия национализма и других антидемократических проявлений. Воспитывать в детях качества:
— нравственные (это гражданское сознание, гражданский долг, гражданская ответственность);
— правовые (это правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода);
— социально-политические (это гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм).
Нравственный признак основан на принципах морали: что такое хорошо и что такое плохо.
Правовой признак выражается сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и долга перед государством и обществом; использование своих прав и точном соблюдении правовых установок и законов.
Социально-политический признак гражданственности — это комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, обусловленных воздействием общественно-политического строя государства.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности, заключающую в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированности. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работу учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляются в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины; формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большое значение в этой работе придается предметам гуманитарного и естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими специфическими особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в начальных классах, география или литература в старших классах. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др. Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении. Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям.
Социально-экономические и общественно-политические процессы, происходящие в нашей стране, коренным образом изменили ситуацию в детском общественном движении. Возникло множество других новых детских объединений возрождаются и некоторые ранее действующие организации, в частности скауты. Заметно возросло число религиозных детских объединений. Расширяют сферу своей деятельности патриотические, милосерднические, экологические, спортивные и другие ассоциации, объединения на основе общности интересов. Участие детей в общественном движении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданского становления.
Гражданское воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса в России. Подготовлена Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2001-2005 гг.». Министерство образования РФ выпустило целый ряд нормативных документов, связанных с гражданским воспитанием. В них рассматриваются вопросы изучения Конституции Российской Федерации, повышения правовой культуры учащихся, изучения прав человека, развития воспитания в системе образования России.
В письме Министерства образования РФ от 15.01.03 «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» главной целью гражданского образования объявляется воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, в гражданском обществе; обозначаются три ступени гражданского образования в общеобразовательной школе, а также содержание гражданского образования, включаемого в ряд школьных дисциплин.
Вышеупомянутые документы доказывают, что гражданско-патриотическое образование способствует созданию социальной стабильности, экономического благосостояния страны, ее конкурентоспособности и национальной безопасности.
Формирование активной гражданской позиции нужно начинать в семье важнейшем институте социализации подрастающего поколения. Семья выступает как первый воспитательный институт, с которым будущий гражданин ощущает связь на протяжении всей жизни. В процессе семейного воспитания у ребенка формируется представление об основных социальных ролях, необходимых для безболезненной адаптации в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, усваиваются фундаментальные ценностные ориентации чело века в сфере межэтнических и социальных отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, «обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнёрства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности [3].
Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования (ст. 2) [2].
Воспитание Гражданина осуществляется в процессе гражданского образования. Существуют разные подходы к гражданскому образованию, которое рассматривается:
1) как комплексная часть социальных наук;
2) комплексная дисциплина, выходящая за рамки социальных наук.
В качестве основных направлений гражданского образования зарубежные учёные выделяют политическое воспитание, правовое обучение, воспитание уважения к правам человека и ответственности перед обществом, экологическое образование и воспитание культуры межнационального общения.
У истоков гражданского образования в России стоял В. А. Сухомлинский [7].
Успешность осуществления решения задач гражданского образования в школе во многом зависит от принципов построения системы. Ведущим принципом такого построения должен являться принцип народности. «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… » — писал К. Д. Ушинский в статье «О народности и общественном воспитании» [9].
Особую значимость в воспитании гражданина имеет личностный подход.
Личностный подход предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании — это не пассивное приспособление педагога к особенностям ученика, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учётом личностных качеств.
Особенностью воспитания гражданина нашего Отечества является его многонациональный характер. Учёт национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение. Этот учёт предполагает приобщение учащихся к национальным культурам и историческим традициям народов.
Принцип народности, учёт национальных особенностей в гражданском воспитании осуществляется через деятельностное участие школьников. Воспитание в деятельности и через деятельность является основой воспитательного процесса.
Деятельность по воспитанию гражданина может быть самой разнообразной, например, с использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и т. д.).
Гражданскую направленность должна носить и трудовая деятельность школьников. Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека-труженика, основным качеством которого является трудолюбие. Осознание труда как условия развития человека и общества лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества.
Особо следует обратить внимание на деятельность учащихся по изучению конституционного механизма нашего общества: дискуссии, вечера, творческие работы и т. д.
Так или иначе качественные особенности в воспитании гражданина оказывает среда. Средовой подход в воспитании гражданственности характеризует особенность этого процесса. Окружение школы (предприятия, памятники истории и культуры, театры, и т. д.) должно «работать» на воспитание гражданственности. Взаимодействие школы со средой, включение учащихся в жизнь района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности.
Человека воспитывает всё. Но главной воспитательной силой является школа. В ней осуществляется целенаправленный педагогический процесс. Этот процесс осуществляют специально подготовленные люди, он является управляемым процессом. Учитель как главное лицо в управлении этим процессом определяет цели и задачи воспитания школьника как Гражданина Отечества.
Содержание, формы и методы, критерии воспитанности выбирает учитель.
Формирование гражданина свободного демократического государства, которого характеризуют совокупность общественно значимых качеств личности, в числе которых развитый гражданский долг и ответственность, уважение и принятие прав и обязанностей демократического общества, уважение к его законам — ведущая цель всей воспитательной системы. Но это стратегическая цель. Тактические цели определяются с учётом условий и задач воспитательного процесса. Тактические цели выступают дополняющими сущность генеральной цели.
Признавая формирование гражданина как цель воспитания, необходимо определиться с направлениями этой работы. Особое значение в гражданском становлении личности имеют следующие задачи:
1. Мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Гражданское воспитание строится на определённой совокупности идеалов, ценностей. Мы считаем, что общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого школьника как гражданина Отечества.
Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей».
Это общее понятие необходимо превратить в реальные жизненные ориентиры каждого ученика. Прежде всего самому учителю необходимо уяснить педагогический смысл этого понятия. Это поможет правильно выбрать направления и формы работы с учащимися (проблемные семинары, обсуждения литературных источников и т. д.). Для этого можно использовать все учебные предметы. Большое значение имеет систематический показ роли человека в развитии общества. Ознакомление с научными достижениями и подвигами отечественных учёных способствует формированию у учащихся нравственного идеала, воспитанию у них гражданских качеств.
Гуманитарные знания как совокупность всех знаний о человеке, нормах его отношения к окружающему миру представляют собой важнейший источник целенаправленного формирования гражданина, его взглядов, убеждений и идеалов.
Среди гуманитарных предметов важнейшая роль принадлежит истории отечества, которая, в известной мере, является комплексным предметом, включающим элементы обществоведения, демографии, права, экономики. Она создаёт фактологическую базу для понимания «обществоведческой» картины нашего государства. В целом же все гуманитарные предметы формируют обществоведческую культуру личности школьника.
2. Важной задачей воспитания гражданина является приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Решение этой задачи способствует развитию потребности в гражданских действиях. Осуществляется это через участие школьников в различных видах обществоведческой деятельности, в политической и социально-экономической жизни района, города.
3. Приобщение учащихся к культуре своего отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях — ещё одна задача воспитания гражданина. Решение этой задачи тоже осуществляется через различные виды деятельности школьников. Но прежде всего через содержание учебного материала по всем предметам с акцентом на тот огромный вклад, который внесли отечественные учёные, деятели науки, культуры в развитие мировой культуры, науки. Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Становление человека как гражданина должно быть культуросообразным. Учитель должен помочь своим ученикам понять роль и значение отечественной культуры в развитии мировой. При этом надо иметь ввиду, что одна из главных особенностей русской национальной культуры — её высокая духовность.
4. Формирование общечеловеческих (народных) норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т. д.). Эта задача отражает необходимость формирования качеств, без которых не может быть подлинного гражданина. Доброта — качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро.
5. Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Решение этой задачи направлено на формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности. К сожалению, понятие свободы зачастую ассоциируется лишь со свободой предпринимательства, чувством некоторой освобождённости от выполнения прав и обязанностей, от выполнения законов и правовых установлений государства.
6. Воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде — составная задача общей системы воспитания гражданина. Труд — основа человеческого бытия. Человек трудиться не только для того, чтобы заработать. Он трудиться, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его природную, человеческую сущность. Проявлением любви к Родине и Труду как главным морально-этическим ценностям является патриотизм и трудолюбие.
В. А. Сухомлинский писал, что «чувство гражданской значимости труда — это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелёгкий труд… Один из тончайших секретов воспитания — суметь увидеть, найти, открыть гражданское начало труда».
7. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, быть хорошим семьянином, жить счастливо — ещё одна важная задача гражданского воспитания школьников. Здоровье — самая главная ценность для человека. Нельзя сказать, что нездоровый человек не является полноценным гражданином, но никто не будет оспаривать и то, что «твоим здоровьем Родина сильна». Решая эту задачу, многое предстоит сделать по воспитанию семьянина. Ребёнок должен осознать историю своей семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций.
Таковы общие задачи воспитания школьников как граждан своего Отечества. Следует заметить, что любая задача как цель определённой деятельности даётся в определённых условиях и требует для своего решения применения адекватных к эти условиям средств, форм организации.
Главным показателем воспитания человека как гражданина является гражданственность. Под гражданственностью следует понимать интегративное качество личности по следующим аспектам: а) мировоззренческом (знания, убеждения, ценностные ориентации и другие); б) поведенческом (нормы, направленность, установки, поступки и другие); в) оценочном (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и другие); г) культурном (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие).
Систематическое отслеживание уровня гражданской воспитанности учащихся — необходимое звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации воспитательных целей, которые имеют существенное значение для дальнейшего программирования и регулирования воспитания, для управления развитием личности.
Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребёнка, но главным средством воспитания является учение. Для школьника учение — главная составляющая его жизнедеятельности. Поэтому главным условием успешности гражданского воспитания школьников является правильная организация их процесса обучения, создание условий для нравственного становления, нормального развития, ощущения успеха.
Успешность гражданского воспитания в процессе обучения зависит от соблюдения всех дидактических принципов, но особое значение, как было уже сказано, принадлежит принципу народности. Принцип народности пронизывает всё содержание базового образования. Оно неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обычаями народа.
Гражданское воспитание средствами общественных дисциплин можно представить на трёх уровнях:
— теоретическая часть определяется социальным заказом общества, потребностями личности; она включает в себя концепции и идеи, положенные в основу курса (общественных дисциплин);
— содержательная часть включает в себя учебные пособия, разработанные на основе составленных программ и методических рекомендаций по практической реализации содержательной части разработанного курса;
— деятельностная часть включает деятельность учителя по воспитанию гражданских качеств средствами содержания курса и деятельность учащихся по созданию себя — гражданина.
Неограниченные возможности для гражданского воспитания имеет дополнительное образование, которое позволяет ученику реализовать себя как личность, проявить свои индивидуально-творческие способности, даёт уверенность ребёнку в своих силах, повышает степень гражданской устойчивости. В этом плане можно указать на роль школьных музеев, музейно-краеведческую работу в целом. Большими воспитательными возможностями в плане гражданского воспитания обладает хорошо организованная музейно-краеведческая работа учащихся, отвечающая их запросам и возрастным возможностям..
Свои гражданские качества проявляют учащиеся и при самоуправлении.
В школах района накоплен богатый опыт организации самоуправления. В первой школе имени Энгельса до сих пор проводятся коммунарские сборы. Комитеты самоуправления существуют и в других школах.
Главным условием эффективности гражданского воспитания школьников является её системность. Система гражданского воспитания учащихся включает: цель, задачи, содержание, методы, формы и критерии диагностики уровней развития гражданственности.
Главная роль в гражданском воспитании принадлежит учителю. Убеждённый друг молодёжи, образованный гуманист-интеллегент, любящий Родину, профессионал, знаток национальной культуры — вот далеко не полный перечень качеств, которыми должен обладать учитель, решающий задачи гражданского воспитания.
Подготовка учителя-воспитателя готовится в вузе и в специальных учебных заведениях. Воспитывая граждан своего Отечества, учитель сам должен быть таковым. Вот почему необходимо обратить внимание на подготовку именно такого учителя. Проблема подготовки учителя, способного осуществлять гражданское воспитание в школе, в настоящее время приобретает особо актуальный характер. Она обусловлена глобальными социально-экономическими, политическими и культурными изменениями в нашей стране, возросшими требованиями к личности и профессиональной деятельности учителя, важной задачей которого является воспитание гражданина России. Практика показывает, что такая подготовка осуществляется недостаточно эффективно. Необходима специальная система подготовки к данному виду деятельности и условия, обеспечивающие её эффективное функционирование. Такая подготовка должна быть основана на системном подходе в рамках педагогической системы, моделирующей данную деятельность учителя. Как показывает исследование Н. А. Вахрушевой, такая система должна включать в себя общенаучную, обще-культурную, психолого-педагогическую, предметно-методическую и творчески-практическую подготовку.
Глава II. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе
2.1. Реализация гражданского воспитания в курсе
«Гражданское образование»
Реализацию гражданского воспитания я хочу показать на примере образовательного курса «Гражданское образование», который применяется для обучения и воспитания младших школьников в Нижегородской области.
Особенности регионального курса
«Гражданское образование в начальных
классах»
Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы.
Это подтверждается тем, что в «Обязательный минимум содержания начального общего образования» в 1998 г. был введен раздел «Обществознание» в рамках образовательного компонента «Окружающий мир», включающий элементарные знания о государстве, демократии, правах человека и правах ребенка, об основных нормах морали, культуре общения. Правовую базу гражданского образования школьников составляет ряд нормативных документов Министерства образования РФ (информационно-методические письма «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации», «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»).
В данных документах обосновывается важность, необходимость создания системы гражданского образования с I по XI класс, которая позволит восполнить недостаток обществоведческих знаний у школьников надвое по политико-правовым вопросам и нравственно-этическим проблемам, усилить воспитательную направленность обучения, возродить патриотическое воспитание юных граждан.
В последнее время появилось немало авторских региональных учебных программ, пособий, способствующих гражданскому образованию младших школьников. Однако они посвящены отдельным аспектам гражданского образования (нравственно-правовому воспитанию, самопознанию и др.) и, на наш взгляд, не обеспечивают комплексного решения проблем воспитания личности.
В образовательных учреждениях Нижегородской области с 1997/98 учебного года в качестве регионального компонента базисного учебного плана введен учебный обществоведческий курс «Гражданское образование в начальных классах». Курс разработан авторским коллективом преподавателей кафедры начального образования НИРО и кафедры педагогики и методики начального обучения НГПУ (С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина) при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области. Нижегородского института развития образования, Нижегородского гуманитарного центра.
Программа курса рассчитана на два года обучения: I—II классы трехлетней, II – III классы четырехлетней начальной школы (один час в неделю). Курс является пропедевтической основой для изучения истории в начальных классах и граждановедения в основной школе. В III (1-3) и IV (1-4) классах предполагается использование региональной программы и УМК «Родная история» (автор Э.Г. Иткин).
Цель гражданского образования в начальной школе — создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем. Курс направлен на нравственное развитие младших школьников, формирование их духовной сферы и правовой культуры. Он создает условия для становления у детей ценностных ориентации на основе системы общечеловеческих ценностей, для приобретения ребенком опыта самопознания, для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, для освоения правил культуры поведения в обществе.
Для реализации программы создан учебно-методический комплекс:
1) учебники «Кораблик» (в двух частях) для первого года обучения и «Жар-птица» (в двух частях) для второго года обучения. В них содержится материал для изучения каждой темы, подобраны сказки, стихи, тексты научно-популярного характера, пословицы, а также разнообразные иллюстрации (рисунки, репродукции картин, фотографии с видами городов и т.п.), включены вопросы и задания для учащихся (интеллектуальные, практические, коммуникативные);
рабочие тетради «Кораблик» (в двух частях) и «Жар-птица» (в двух частях) в дополнение к соответствующим учебникам. В них подобраны развивающие задания для учащихся (кроссворды, словесные игры, задания, связанные с раскрашиванием, дорисовыванием и др.);
методические пособия для учителей: «Гражданское образование в начавших классах. Методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик» (в двух частях) и «Уроки гражданского образования в начальных классах. Методическое пособие к учебному комплекту «Жар-птица» (в двух частях).
Кроме того, издан сборник «Изучение нрав ребенка в курсе «Гражданское образование в начальных классах» и во внеклассной работе».
Курс является интегрированным, в него включены знания о человеке, обществе и природе. Нейтральное место в нем занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в программе «Окружающий мир» и других учебных предметах начального образования. Специфика курса определяется тем, что в нем ведущую, содержательную роль играет опыт ценностной ориентации.
Изучение курса способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, возникновению соответствующих возрасту мировоззренческих ориентиров, связанных с общечеловеческими ценностями (Земля, Отечество, семья, человек, труд, знания, культура и др.).
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения при взаимодействии со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся задания тесно связаны с чтением, природоведением, трудовым обучением, музыкой, изобразительным искусством.
Таким образом, курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть. Он построен с учетом возрастных особенностей младших школьников, способствует реализации общих целей начального образования, направлен на развитие личности ребенка.
В основе программы курса лежит идеи сочетания трех составляющих аспектов культуры гражданина — нравственной, правовой и политической. При этом формирование нравственных позиций является центральным содержательным компонентом курса. Нравственность — это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина. Именно в младшем школьном возрасте дети охотно вступают в систему разнообразных нравственных отношений, а в процессе общения со сверстниками и взрослыми приобретают опыт поведения, нравственные привычки в начальных классах закладывается основа нравственной культуры личности, которой />является фундаментом для правовой и политической культуры.
В курсе гражданского образования учащиеся получают максимально конкретные представления о государстве, его символах, о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, о правах и обязанностях граждан России.
В содержание учебников по гражданскому образованию органично включены основные статьи Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Совершая заочные путешествия по своей Родине и странам мира, а также «из страны детства в мир взрослых», учащиеся осознают смысл таких понятий, как гражданин, гражданство, право, свобода, равенство,
братство, справедливость и другое не только как правовые, но и как общечеловеческие, нравственные ценности и нормы.
Важно, чтобы дети поняли, что права человека и свобода выбора предполагают возрастание ответственности личности за свое поведение не только перед обществом, другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью.
Курс «Гражданское образование в начальных классах» строится на основе условно-концентрического принципа. Выделены четыре тематических блока, которые в различных сочетаниях представлены в программе для первого и второго года обучения:
Отечество. Родина. Россия
Познание мира. Культура разных народов
Семья и человек. Познание самого себя
Человек и общество
Каждый учебный год и каждая четверть имеют свою сквозную тему. Это помогает выстроить цепь постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с друга-ми людьми и самим собой.
Первый год обучения — это своеобразное путешествие в пространстве вместе с «Корабликом». Ребенок выявляет смысл своего нахождения в этом мире; узнает много интересного о своей стране, о других странах и народах; осмысливает понятия «дом», «семья», «я сам».
На втором году обучения совершается 'воображаемое путешествие во времени вместе с «Жар-птицей». Дети начинают ощущать себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Школьники осознают, что они тесно связаны не только с людьми, живущими с ними в одно время, но и с теми, кто был до них и кто будет после. Дети учатся ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа; замечать сходство и различие между людьми разных стран; принимать других людей такими, какие они есть; уважать культуру народов своей страны и других стран; осознают связь человека и общества.
Рассмотрим более подробно содержание курса.
Первый год обучения (УМК «Кораблик)
Первая четверть — «Дом, в котором мы
живем».
На первом этапе работы над темой дети получают представление об общем доме всего человечества — планете Земля. Затем они осмысливают понятие «дом» в другом значении — Отечество, Родина, Россия. Конкретизация этих понятий осуществляется в процессе ознакомления учащихся с различными городами России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), а также со своей малой родиной (городом, районом, селом). Обобщающий урок «Ярмарочная карусель» помогает созданию у детей целостного образа России.
Вторая четверть — «В путешествие по
миру».
Тематической основой второй четверти является идея познания мира. Это путешествия в поисках благодатных, неизведанных земель; открытие Америки X. Колумбом; хождение за три моря А. Никитина; кругосветное путешествие Ф.Магеллана. Путешествия помогают учащимся познакомиться с другими странами, культурой разных народов. Четверть завершается знакомством с новогодними традициями и обычаями России и других стран, поскольку Новый гол является праздником всех народов мира (урок «Разноцветный новогодний хоровод»).
Третья четверть — «В тридевятом
царстве, в тридесятом государстве».
Дети знакомятся с культурой стран дальнего зарубежья на основе сказок, загадок, песен, пословиц, помогающих осмыслить общечеловеческие ценности, нравственные качества, своеобразно проявляющиеся у каждого народа. Материал объединен в четыре блока соответственно географическому положению сторон света (север, запад, юг, восток): «В суровом северном краю» (Скандинавские страны), «Секреты старого замка» (страны Западной Европы — Германия, Великобритания, Франция), «Под жарким солнцем Черной Африки» (африканские страны), «Там, где восходит солнце» (Япония, Китай). В конце четверти проводится обобщающий урок «Сказочное путешествие».
Четвертая четверть — «Я и моя семья».
Четвертая четверть позволяет учащимся как бы вернуться домой после завершения путешествия по миру. Дети знакомятся с различными социальными ролями человека, включаются в процесс самопознания, выявляют особенности своего характера, интересов, чувств. Изучается тема «Я и мое имя». Особое внимание уделяется миру семьи. Школьники осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций, праздников. Четверть завершается уроком-праздником «Вместе — дружная семья».
Второй год обучения (УМК «Жар-птица)
Первая четверть — «Тепло родного очага».
Основная идея четверти — человек и время, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Прошлое представлено с помощью понятий старина, предки, потомки,
поколение; мировое древо как символ взаимосвязи времен; родословная и реликвия — память человека о своем роде. Обращение к категории «настоящее» предполагает разговор о школе, учителе, классе как школьной семье. Идея будущего реализуется в размышлениях о предназначении человека, о будущей профессии и будущей семье. Дается представление о здоровом образе жизни как основе самореализации личности. Четверть завершается уроком-экскурсией «Что в сердце бережно храним».
Вторая четверть — «Над российскими
просторами».
Во второй четверти систематизируются знания детей об Отечестве и соотечественниках, о природе России, о народном искусстве. В теме «Отчизны славные сыны» речь идет о людях, прославивших Россию. Основное содержание этой четверти составляет пропедевтика понятия «государство» и знакомство с особенностями государства Российская Федерация, с его символами (флаг, гимн, герб). Дети узнают о Конституции РФ и других законах нашего государства, о нравах и обязанностях его граждан, о федеративном устройстве России; знакомятся с обычаями и традициями народов России, их праздниками, проводят путешествия по республикам и городам страны. В конце четверти проводится устный журнал «По родной стране».
Третья четверть — «Живем мы по сосед
ству».
Основная идея четверти — добрососедство, роль соседей в жизни человека и целых государств. Дети знакомятся со странами — соседями России (странами ближнего зарубежья — бывшими республиками СССР). Материал объединен в четыре блока соответственно географическому расположению стран: «Аист на крыше» (Украина, Беларусь, Молдова), «У янтарного моря» (страны Балтии — Литва, Латвия, Эстония), «В горах Кавказа» (Грузия, Азербайджан, Армения), «Многоцветные краски Востока» (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан). Дети узнают о культуре этих стран, о народных традициях, обычаях, праздниках. Содержательным материалом для изучения темы служат сказки, загадки, пословицы, песни и др. Обобщающий урок проводится в виде праздника «Фестивальные встречи».
Четвертая четверть — «Из страны детства в мир взрослых».
Основная тема четверти — человек и общество, культура человеческого общества (культура страны и других стран). Наиболее доступными младшим школьникам источниками познания культуры людей разных стран и эпох являются книги, открывающие ребенку мир художественного слова и мир науки (тема «Таинственный мир знаний»), путешествия (реальные и воображаемые) но родному краю, по другим городам и странам; посещение музеев (тема «Пора в путь-дорогу»), театров (тема «Приглашаем в театр»). Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия с другими людьми, культуре общения, правилам поведения в общественных местах. Сквозной темой четверти является тема взросления, познания самого себя и на этой основе тема самовоспитания и самосовершенствования. Четверть завершается воображаемой прогулкой по «Парку чудес и открытий».
Курс «Гражданское образование» имеет не только образовательную, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием и может стать ядром воспитательной системы начальной школы.
Учебно-методический комплекс по гражданскому образованию прошел экспериментальную апробацию в 25 классах 19 школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В результате опытно-экспериментальной работы было выявлено, что курс способствует целенаправленному формированию нравственных представлений учащихся, оказывает положительное влияние на личностное развитие младших школьников (например, повышается их познавательная активность, развивается эмоциональная сфера, дети стремятся к сотрудничеству, взаимодействию и взаимопомощи, построенных на основе нравственных ценностей), на их продвижение в первичной социализации. Руководители школ, учителя и родители учащихся отмечают не обходи мость и своевременность введения нового курса в начальной школе.
УМК «Кораблик» и «Жар-птица» получили авторские сертификаты областного экспертного совета и экспертного совета НИРО. Материалы в курсе «Гражданское образование в начальных классах» внесены в региональный банк педагогической информации при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, в сеть Интернет.
На базе НИРО проводятся курсы для учителей начальных классов, а для студентов НГПУ, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования», читается спецкурс «Гражданское образование в начальных классах». Это позволяет осуществлять широкое внедрение курса в практику работы школ в 40 из 60 районов Нижегородского региона.
2.2.
Обобщающие уроки как средство реализации курса
«Гражданское образование»
Курс «Гражданское образование» опирается на принцип гуманизации, на идеи сотрудничества и развивающего обучения. Каждый тематический блок курса (а их восемь) рассматривается в течение четверти и заканчивается уроком обобщения.
Обобщающие уроки носят игровой характер, это уроки-праздники. Па них нет повой информации; здесь систематизируются уже имеющиеся знания и представления детей. На таких уроках в работу вовлечено большее количество учащихся, все выполняют индивидуальные или групповые задания, носящие творческий характер. Необычны формы проведения уроков: это путешествие, экскурсия, брейн-ринг, фестиваль, ярмарка. На этих уроках создается позитивное отношение к процессу учения, у учащихся стимулируется любознательность, интерес к окружающему миру и способность взаимодействовать с ним.
Мы считаем, что целесообразно все восемь обобщающих уроков вынести во внеклассную работу. Важна и так называемая черновая работа, т.е. подготовка к празднику, обсуждения в группах, репетиции — все это способствует формированию коллектива. Вся предпраздничная суета дает дополнительную возможность для общения детей и родителей: дома они совместно разучивают стихи, песни, готовят костюмы, подбирают материал, который принесут на урок-праздник. Таким образом, решается одна из главных задач — создание единого коллектива детей и родителей.
К обобщающему уроку в конце третьей четверти «Сказочное путешествие» готовится четыре ширмы в соответствии с четырьмя сторонами света. Каждая группа учащихся оформляет свою ширму. Север — это чертога Снежной королевы, на западе — изображения старинных замков и башен, юг богат растительным и животным миром Африки, символами востока стали сакура, пагода, лучи восходящего солнца и дракон. Ребят встречает сказочник в плаще и цилиндре. Он предлагает отправиться в путешествие но миру и с помощью Подготовка к обобщающему уроку идет по технологии КТД (коллективно-творческого дела). Активность школьников воспринимается детьми и педагогом прежде всего как «наша», общая. В личностно-ориентированном коллективном деле результат тот же — позитивная активность, но акцент другой — моя активность, мой вклад в общее дело, дело для меня. Здесь кроме пользы людям, сплочения коллектива есть еще один аспект: выбор дела, значимого для личностного развития каждого.
Предлагаем некоторые примеры организации и проведения обобщающих уроков.
Во II классе в конце второй четверти обобщающий урок называется «Новогодний хоровод». У новогодней елки встречаются различные «экипажи»: члены «экипажа» Магеллана, Колумба, Афанасия Никитина и современного космического корабля. Все экипажи прибывают со своими подарками: шарадами, играми, заданиями. Здесь же звучат поздравительные телеграммы, пришедшие от жителей той или иной страны. Задача ребят: отгадать, откуда пришла телеграмма. Для этого понадобятся знания учащихся о встрече Нового года в разных странах мира. Жители Италии могут, например, прислать такую телеграмму: «Берегитесь! Сейчас, будем выбрасывать из
окоп старые вещи>.
«Уже прозвучали 108 ударов гонга. С Новым годом!» — такая телеграмма может быть доставлена из Японии: именно в этой стране числа 100 и 8 считаются счастливыми. «С Новым годом и с Днем урожая вас!» — так поздравляют друг друга жители Южно-Африканской Республики. А такой может быть телеграмма из Вьетнама: «Пришлите нар
циссы и веточку персикового дерева для
праздничного новогоднего букета».
К обобщающему уроку в конце третьей четверти «
Сказочное путешествие
» готовится четыре ширмы в соответствии с четырьмя сторонами света. Каждая группа учащихся оформляет свою ширму. Север — это чертога Снежной королевы, на западе — изображения старинных замков и башен, юг богат растительным и животным миром Африки, символами востока стали сакура, пагода, лучи восходящего солнца и дракон. Ребят встречает сказочник в плаще и цилиндре. Он предлагает отправиться в путешествие но миру и с помощью цветика-семицветика отыскать волшебный ключик, чтобы освободить из клетки птицу счастья. Дети преодолевают всевозможные препятствия, выполняют задания, которые ждут их в каждой части света, общаются с местными жителями — представителями той или иной страны. Например, жители Африки предлагают ребятам игру «Зов джунглей»: отгадать викторину о растениях и животных. В царстве Снежной королевы детей ждет другое задание: соединить слова-льдинки так, чтобы объединить названия стран с их столицами, реками, горами и другими географическими понятиями. Выполнив все задания, ребята находят заветный ключик и освобождают птицу счастья. А последний лепесток цветика-семицветика тратят на возвращение домой.
Настоящим семейным праздником, где были заняты все дети и родители, стал обобщающий урок четвертой четверти «Вместе дружная семья». У каждой семьи своя задача: одни — организаторы кон курсов, другие — ведущие праздника и конкурсов, третьи выступали как группы поддержки, четвертые — жюри. Остальные семьи — участницы. Конкурсы были самыми разными: визитка «Моя семья — мое богатство» (рассказ о своей семье, о совместных дедах и увлечениях, о традициях и обычаях); «Рукодельница и мастер», «Витаминный стол», «Леди и джентльмены» (здесь у младших членов семьи проверяли знание правил этикета). Были еще танцевальный и спортивный конкурсы.
В конце праздника каждая семья награждалась по отдельным номинациям: «Самая веселая семья», «Самая дружная семья», «Самая творческая семья» и т.д.
В классе обобщающий урок «По родной стране» проводился в виде телемарафона «Клуб путешественников». Здесь выступали ведущие программы, репортеры, дизайнеры. Детям и взрослым были предложены интересные рубрики: «Пока все дома», «Кстати», репортаж с места событии, «Народные игры», «Умники и умницы» Побывали все и в мастерской «Народные умельцы», а в рекламных паузах узнали имена знаменитых земляков.
Красочным и музыкальным стал обобщающий урок по теме «Страны ближнего
зарубежья».
Проводился он в форме фестиваля «Все страны будут в гости к нам». К этому празднику дети вместе с родителями выбирали страну, которую будут представлять, придумывали костюмы, разучивали песни и танцы разных народов, готовили национальные блюда.
Курс «Гражданское образование» привлекателен как для детей, так и для их родителей. А объединение классной и внеклассной работы при подготовке и проведении обобщающих уроков помогло сделать школьную жизнь более яркой, насыщенной, творческой.
Заключение
Гражданское образование является актуальным в нашей стране. Дети с раннего возраста должны освоить ценности государства в котором живут. Должны знать свои права и уважать права других. В начальной школе дети должны получить лишь общее представление о правах и свободах с помощью средств и методов, соответствующих их возрастным особенностям. Главное — чтобы школьники уяснили смысл, само содержание основных прав и свобод и понимали на доступном им уровне, что подразумевается в декларациях под тем или иным словом.
Воспитание гражданственности органично связано с обучением. В процессе обучения формируется целостная картина мира, изучаются закономерности и механизмы существования и развития общества, человека. Это стартовая площадка для настоящего и будущего. В формировании гражданских взглядов и убеждений учащихся большое место занимает система знаний о современной картине мира. Эти знания учащиеся получают в процессе изучения естественно-математических предметов. Естественные науки вместе с общественными создают научный фундамент мировоззрения человека-гражданина. Формирование гражданского мировоззрения предполагает создание у учащихся представлений о современной научной картине мира — природе, обществе и мышлении. Большое значение для формирования у школьников целостного гражданского мировоззрения имеет установление в ходе обучения необходимых межпредметных связей.
Список использованной литературы
:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
Закон РФ «Об образовании».
Гаязов, А. С. Общество, государство: воспитание гражданина / А. С. Гаязов. – Уфа: БГПУ, 1998. — 90 с.
Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. — М., 1955. — Т. 3. — С. 24.
Кукушин, В. С. Теория и методика воспитания / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 508 с.
Макаренко, А. С. Сочинения: В 7 т. / А. С. Макаренко. — М., 1958. — Т. 5 — С. 567.
Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1979. – 270 с.
Толкачева, Т. М. Гражданское воспитание в начальной школе: Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. — 11 с.
Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров / К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1990. — 416 с.
Бондарева, И. И. Обобщающие уроки в курсе «Гражданское образование» / И. И. Бондарева // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 42-44.
Гревцева, Г. Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников / Г. Я. Гревцева // Начальная школа. – 2005. — №9. С. 14-16.
Лихачев Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачев // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 10–15.
Сироткин, О. Гражданское воспитание – приоритетное направление работы школы / О. Сироткин // Учитель. – 2004. – № 5. – С. 32–34.
Тивикова, С. К. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах» / Тивикова С. К., Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина // Начальная школа. – 2004. – №2. — С. 34-38.
Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденция развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. – 1999. – № 8. – С. 45–51.
Харитинина, Е. М. Курс «Гражданское воспитание в начальной школе» / Е. М. Харитинина, К. М. Вилкова, Л. И. Грязева // Начальная школа. – 2002. — №9. – С. 23-27.
http
://
mrcpk
.
marsu
.
ru
/
works
_
iso
/2007-10-15-
elasy
/
isaeva
/
metodik
.
html
www.jourclub.ru/6/112/