Реферат по предмету "Педагогика"


Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе

Содержание

Введение …………………………………………………………….

3

Глава I. Основы гражданского воспитания младших школьников …………………………………………………………….

6

Теория гражданского воспитания в историческом контексте

-
Воспитание гражданственности в современной школе …
9

Глава II. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе ………………………………………

11

2.1. Реализация гражданского воспитания в курсе «Гражданское образование в начальных классах» ……………………………………

25

2.2. Обобщающие уроки как средство реализации курса «Гражданское образование» ……………………………………………

35

Заключение …………………………………………………………

39

Список использованной литературы …………………………….

40

Введение

Актуальность работы. Укрепление социально-экономической базы, повышение благосостояния населения России, стабильность в политической обстановке, в своих истоках зависят от воспитания нового поколения, гражданственно образованного и гармонично развитого.

Принимая во внимание важность государственной проблемы, философы, педагоги, социальные педагоги — В.Н.Гуров, Н.Д.Никандров, В.К. Шаповалов, Г.Н.Филонов исследуют проблемы гражданского воспитания молодежи в обновляющейся российской действительности.

Ученые считают, что данную образовательно-воспитательную деятельность с подрастающим поколением необходимо начинать в раннем детстве как наиболее благоприятном для формирования социальной ответственности и творческой активности, иначе говоря, гражданственности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). В большинстве сложившихся мнений заложена мысль, что основы знаний о гражданских качествах личности у ребенка необходимо закладывать в семье (В.Н. Гуров, Г.Н. Филонов), детском дошкольном учреждении (С.А.Козлова), в общеобразовательной школе (Б.Т. Лихачев) как можно раньше.

Исходя из общепринятой теории о возможности раннего формирования личностных качеств ребенка в окружающей среде различными средствами во время педагогически управляемой регулируемой деятельности ученые -педагоги достаточно внимательно относятся к поиску средств, обеспечивающих формирование гражданских качеств личности.

Анализ педагогического опыта показывает, что сформированные признаки гражданского воспитания у детей младшего школьного проявляются: в потребности в активном участии в торжественных мероприятиях; в стремлении к выходу из личностного безразличия, апатии, по отношению к ближайшему окружению в макро- и микромире, обусловленных социально-экономической нестабильностью; в осознании личностной ответственности перед детским и взрослым коллективом в настоящем и будущем; в потребности реализовать собственные возможности в различных видах позитивной деятельности; в проявлении эстетических норм в процессе творческой деятельности; в потребности в выполнении общественных поручений; в проявлении нравственно-этических личностных качеств в процессе общения с взрослым и детским миром; в стремлении повысить экологический статус родного города, поселка за счет актуализации данной проблемы в литературной, изобразительной, трудовой деятельности; в стремлении нести личную ответственность при сохранении исторических, военно-патриотических, архитектурных памятников в условиях Краснодарского края; в отражении личностных патриотических устремлений при различных видах индивидуальной и общественной деятельности.

Гражданское воспитание понимается как совокупность интегрированных качеств личности младшего школьника, проявляющихся в различных видах творческой деятельности и отношениях каждого индивида при выполнении основных социально-ролевых функций — осознанной законопослушности, патриотической преданности своему Отечеству, в подлинно свободной и честной приверженности к общепринятым нормам, к нравственно-культурным ценностям при выполнении разнообразных функций в сферах семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений.

Актуальность обуславливает тему исследования: «Гражданское воспитание младших школьников».

Объект исследования: гражданское воспитание детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс гражданского воспитания детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: анализ теории гражданского воспитания младших школьников и средств реализации гражданского воспитания в современной школе.

Задачи:

Проанализировать теорию гражданского воспитания в историческом контексте.

Выяснить особенности гражданского воспитания в современной начальной школе.

Проследить как реализуется курс гражданского образования в начальной школе.

Продемонстрировать пример реализации курса гражданского образования

Глава I. Основы гражданского воспитания младших школьников

1.1. Теория гражданского воспитания в историческом контексте

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности.

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.

Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [4]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме — уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа — любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.

Динамику личностной деформации можно представить последовательностью следующих этапов: появление пробелов и искажений в нравственно-волевой сфере личности; превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки; формирование мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и средства; соответствующие искажения нравственно-правового сознания в части пределов дозволенного поведения; правонарушение; систематическое правонарушение; систематическое правонарушающее поведение; преступление.

Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. «Дефективность сознания, — отмечал А. С. Макаренко, — это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений — одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества» [6].

Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результатом «потребительского воспитания» чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.

Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных и противоправных поступках представляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступков взрослыми — родителями, учителями и т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.

В работе по предупреждению правонарушений среди учащихся можно выделить следующие этапы:

• устранение обстоятельств, которые способствуют формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства существенно сказались на поведении (ранняя профилактика);

• оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся, которые пагубно влияют на них, и одновременно коррекция их личностной позиции (первый этап непосредственной профилактики);

• аналогичные меры в отношении лиц, уже совершающих правонарушения и находящихся поэтому в сфере внимания правоохранительных органов: инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосредственной профилактики);

• правовоспитательные воздействия на учащихся, систематически совершающих правонарушения, т.е. таких, поведение которых позволяет прогнозировать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной профилактики);

• работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или заменяющие его меры не предусматривают их изъятия из коллектива (профилактика рецидива).

Предупреждение правонарушений среди учащихся — одно из центральных направлений правовоспитательной деятельности школы, семьи и общественности.

1.
2. Воспитание основ гражданственности
у младших школьников

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического общества и государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Во многих странах мира изучение прав человека уже давно стало неотъемлемой частью обществоведческого и граждановедческого образования. Для нашей страны преподавание прав человека является особенно актуальным.

Образование в области прав человека — прямое обязательство нашего государства, поставившего свою подпись под рядом международных документов обязывающих к этому.

Был принят ряд документов призывающих поощрять преподавание и содействовать изучению прав человека в школах:

1. Рекомендации № К (85) 7 Комитета Министров

2. Конвенция ООН о правах ребёнка

3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».

4. Семейный кодекс РФ.

6. Закон РМЭ «О мерах государственной социальной поддержки в области образования».

Признание необходимости и правового просвещения с целью подготовки детей к жизни в демократическом обществе нашло своё отражение в ряде писем Министерства образования РФ:

1. «О гражданском образовании и изучении Конституции РФ».

2. «О повышении правовой культуры и образования учащихся».

3. «О гражданско-правовом образовании учащихся в образовательных учреждениях РФ».

Анализ показывает, что значительная часть педагогов испытывает трудности в своей деятельности в силу того, что цели, задачи, содержание, основные направления воспитания хотя и разрабатываются, но мало внедряются в практику. Возникают затруднения в выборе приоритетных направлении в воспитательном процессе, а также средств и способов формирования у школьников гражданских качеств. Правовое просвещение можно разделить на две составляющие:

— формирование мировоззрения школьников;

— ознакомление их с правовыми и юридическими документами по правам человека: это всеобщая декларация прав человека и декларация прав ребенка.

Гражданственность — это гармоническое сочетание патриотических, интернациональных чувств, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

Работа должна вестись в духе демократизма, в законности, неприятия национализма и других антидемократических проявлений. Воспитывать в детях качества:

— нравственные (это гражданское сознание, гражданский долг, гражданская ответственность);

— правовые (это правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода);

— социально-политические (это гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм).

Нравственный признак основан на принципах морали: что такое хорошо и что такое плохо.

Правовой признак выражается сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и долга перед государством и обществом; использование своих прав и точном соблюдении правовых установок и законов.

Социально-политический признак гражданственности — это комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, обусловленных воздействием общественно-политического строя государства.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности, заключающую в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированности. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работу учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляются в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины; формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большое значение в этой работе придается предметам гуманитарного и естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими специфическими особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в начальных классах, география или литература в старших классах. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др. Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении. Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям.

Социально-экономические и общественно-политические процессы, происходящие в нашей стране, коренным образом изменили ситуацию в детском общественном движении. Возникло множество других новых детских объединений возрождаются и некоторые ранее действующие организации, в частности скауты. Заметно возросло число религиозных детских объединений. Расширяют сферу своей деятельности патриотические, милосерднические, экологические, спортивные и другие ассоциации, объединения на основе общности интересов. Участие детей в общественном движении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданского становления.

Гражданское воспитание становится неотъ­емлемой частью образовательного процесса в России. Подготовлена Федеральная целе­вая программа «Патриотическое воспита­ние граждан Российской Федерации в 2001-2005 гг.». Министерство образования РФ выпустило целый ряд нормативных до­кументов, связанных с гражданским воспи­танием. В них рассматриваются вопросы изучения Конституции Российской Феде­рации, повышения правовой культуры уча­щихся, изучения прав человека, развития воспитания в системе образования России.

В письме Министерства образования РФ от 15.01.03 «О гражданском образова­нии учащихся в общеобразовательных уч­реждениях Российской Федерации» глав­ной целью гражданского образования объ­является воспитание гражданина для жиз­ни в демократическом государстве, в гражданском обществе; обозначаются три ступени гражданского образования в обще­образовательной школе, а также содержа­ние гражданского образования, включаемо­го в ряд школьных дисциплин.

Вышеупомянутые документы доказыва­ют, что гражданско-патриотическое образо­вание способствует созданию социальной стабильности, экономического благососто­яния страны, ее конкурентоспособности и национальной безопасности.

Формирование активной гражданской позиции нужно начинать в семье важней­шем институте социализации подрастаю­щего поколения. Семья выступает как пер­вый воспитательный институт, с которым будущий гражданин ощущает связь на про­тяжении всей жизни. В процессе семейного воспитания у ребенка формируется пред­ставление об основных социальных ролях, необходимых для безболезненной адапта­ции в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируют­ся нормы поведения, усваиваются фунда­ментальные ценностные ориентации чело века в сфере межэтнических и социальных отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья способствует не только формированию личности, но и само­утверждению человека, стимулирует его со­циальную, творческую активность, раскры­вает индивидуальность.

Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, «обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнёрства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности [3].

Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования (ст. 2) [2].

Воспитание Гражданина осуществляется в процессе гражданского образования. Существуют разные подходы к гражданскому образованию, которое рассматривается:

1) как комплексная часть социальных наук;

2) комплексная дисциплина, выходящая за рамки социальных наук.

В качестве основных направлений гражданского образования зарубежные учёные выделяют политическое воспитание, правовое обучение, воспитание уважения к правам человека и ответственности перед обществом, экологическое образование и воспитание культуры межнационального общения.

У истоков гражданского образования в России стоял В. А. Сухомлинский [7].

Успешность осуществления решения задач гражданского образования в школе во многом зависит от принципов построения системы. Ведущим принципом такого построения должен являться принцип народности. «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… » — писал К. Д. Ушинский в статье «О народности и общественном воспитании» [9].

Особую значимость в воспитании гражданина имеет личностный подход.

Личностный подход предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании — это не пассивное приспособление педагога к особенностям ученика, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учётом личностных качеств.

Особенностью воспитания гражданина нашего Отечества является его многонациональный характер. Учёт национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение. Этот учёт предполагает приобщение учащихся к национальным культурам и историческим традициям народов.

Принцип народности, учёт национальных особенностей в гражданском воспитании осуществляется через деятельностное участие школьников. Воспитание в деятельности и через деятельность является основой воспитательного процесса.

Деятельность по воспитанию гражданина может быть самой разнообразной, например, с использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и т. д.).

Гражданскую направленность должна носить и трудовая деятельность школьников. Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека-труженика, основным качеством которого является трудолюбие. Осознание труда как условия развития человека и общества лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества.

Особо следует обратить внимание на деятельность учащихся по изучению конституционного механизма нашего общества: дискуссии, вечера, творческие работы и т. д.

Так или иначе качественные особенности в воспитании гражданина оказывает среда. Средовой подход в воспитании гражданственности характеризует особенность этого процесса. Окружение школы (предприятия, памятники истории и культуры, театры, и т. д.) должно «работать» на воспитание гражданственности. Взаимодействие школы со средой, включение учащихся в жизнь района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности.

Человека воспитывает всё. Но главной воспитательной силой является школа. В ней осуществляется целенаправленный педагогический процесс. Этот процесс осуществляют специально подготовленные люди, он является управляемым процессом. Учитель как главное лицо в управлении этим процессом определяет цели и задачи воспитания школьника как Гражданина Отечества.

Содержание, формы и методы, критерии воспитанности выбирает учитель.

Формирование гражданина свободного демократического государства, которого характеризуют совокупность общественно значимых качеств личности, в числе которых развитый гражданский долг и ответственность, уважение и принятие прав и обязанностей демократического общества, уважение к его законам — ведущая цель всей воспитательной системы. Но это стратегическая цель. Тактические цели определяются с учётом условий и задач воспитательного процесса. Тактические цели выступают дополняющими сущность генеральной цели.

Признавая формирование гражданина как цель воспитания, необходимо определиться с направлениями этой работы. Особое значение в гражданском становлении личности имеют следующие задачи:

1. Мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Гражданское воспитание строится на определённой совокупности идеалов, ценностей. Мы считаем, что общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого школьника как гражданина Отечества.

Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей».

Это общее понятие необходимо превратить в реальные жизненные ориентиры каждого ученика. Прежде всего самому учителю необходимо уяснить педагогический смысл этого понятия. Это поможет правильно выбрать направления и формы работы с учащимися (проблемные семинары, обсуждения литературных источников и т. д.). Для этого можно использовать все учебные предметы. Большое значение имеет систематический показ роли человека в развитии общества. Ознакомление с научными достижениями и подвигами отечественных учёных способствует формированию у учащихся нравственного идеала, воспитанию у них гражданских качеств.

Гуманитарные знания как совокупность всех знаний о человеке, нормах его отношения к окружающему миру представляют собой важнейший источник целенаправленного формирования гражданина, его взглядов, убеждений и идеалов.

Среди гуманитарных предметов важнейшая роль принадлежит истории отечества, которая, в известной мере, является комплексным предметом, включающим элементы обществоведения, демографии, права, экономики. Она создаёт фактологическую базу для понимания «обществоведческой» картины нашего государства. В целом же все гуманитарные предметы формируют обществоведческую культуру личности школьника.

2. Важной задачей воспитания гражданина является приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Решение этой задачи способствует развитию потребности в гражданских действиях. Осуществляется это через участие школьников в различных видах обществоведческой деятельности, в политической и социально-экономической жизни района, города.

3. Приобщение учащихся к культуре своего отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях — ещё одна задача воспитания гражданина. Решение этой задачи тоже осуществляется через различные виды деятельности школьников. Но прежде всего через содержание учебного материала по всем предметам с акцентом на тот огромный вклад, который внесли отечественные учёные, деятели науки, культуры в развитие мировой культуры, науки. Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Становление человека как гражданина должно быть культуросообразным. Учитель должен помочь своим ученикам понять роль и значение отечественной культуры в развитии мировой. При этом надо иметь ввиду, что одна из главных особенностей русской национальной культуры — её высокая духовность.

4. Формирование общечеловеческих (народных) норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т. д.). Эта задача отражает необходимость формирования качеств, без которых не может быть подлинного гражданина. Доброта — качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро.

5. Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения.

Решение этой задачи направлено на формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности. К сожалению, понятие свободы зачастую ассоциируется лишь со свободой предпринимательства, чувством некоторой освобождённости от выполнения прав и обязанностей, от выполнения законов и правовых установлений государства.

6. Воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде — составная задача общей системы воспитания гражданина. Труд — основа человеческого бытия. Человек трудиться не только для того, чтобы заработать. Он трудиться, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его природную, человеческую сущность. Проявлением любви к Родине и Труду как главным морально-этическим ценностям является патриотизм и трудолюбие.

В. А. Сухомлинский писал, что «чувство гражданской значимости труда — это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелёгкий труд… Один из тончайших секретов воспитания — суметь увидеть, найти, открыть гражданское начало труда».

7. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, быть хорошим семьянином, жить счастливо — ещё одна важная задача гражданского воспитания школьников. Здоровье — самая главная ценность для человека. Нельзя сказать, что нездоровый человек не является полноценным гражданином, но никто не будет оспаривать и то, что «твоим здоровьем Родина сильна». Решая эту задачу, многое предстоит сделать по воспитанию семьянина. Ребёнок должен осознать историю своей семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций.

Таковы общие задачи воспитания школьников как граждан своего Отечества. Следует заметить, что любая задача как цель определённой деятельности даётся в определённых условиях и требует для своего решения применения адекватных к эти условиям средств, форм организации.

Главным показателем воспитания человека как гражданина является гражданственность. Под гражданственностью следует понимать интегративное качество личности по следующим аспектам: а) мировоззренческом (знания, убеждения, ценностные ориентации и другие); б) поведенческом (нормы, направленность, установки, поступки и другие); в) оценочном (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и другие); г) культурном (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие).

Систематическое отслеживание уровня гражданской воспитанности учащихся — необходимое звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации воспитательных целей, которые имеют существенное значение для дальнейшего программирования и регулирования воспитания, для управления развитием личности.

Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребёнка, но главным средством воспитания является учение. Для школьника учение — главная составляющая его жизнедеятельности. Поэтому главным условием успешности гражданского воспитания школьников является правильная организация их процесса обучения, создание условий для нравственного становления, нормального развития, ощущения успеха.

Успешность гражданского воспитания в процессе обучения зависит от соблюдения всех дидактических принципов, но особое значение, как было уже сказано, принадлежит принципу народности. Принцип народности пронизывает всё содержание базового образования. Оно неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обычаями народа.

Гражданское воспитание средствами общественных дисциплин можно представить на трёх уровнях:

— теоретическая часть определяется социальным заказом общества, потребностями личности; она включает в себя концепции и идеи, положенные в основу курса (общественных дисциплин);

— содержательная часть включает в себя учебные пособия, разработанные на основе составленных программ и методических рекомендаций по практической реализации содержательной части разработанного курса;

— деятельностная часть включает деятельность учителя по воспитанию гражданских качеств средствами содержания курса и деятельность учащихся по созданию себя — гражданина.

Неограниченные возможности для гражданского воспитания имеет дополнительное образование, которое позволяет ученику реализовать себя как личность, проявить свои индивидуально-творческие способности, даёт уверенность ребёнку в своих силах, повышает степень гражданской устойчивости. В этом плане можно указать на роль школьных музеев, музейно-краеведческую работу в целом. Большими воспитательными возможностями в плане гражданского воспитания обладает хорошо организованная музейно-краеведческая работа учащихся, отвечающая их запросам и возрастным возможностям..

Свои гражданские качества проявляют учащиеся и при самоуправлении.

В школах района накоплен богатый опыт организации самоуправления. В первой школе имени Энгельса до сих пор проводятся коммунарские сборы. Комитеты самоуправления существуют и в других школах.

Главным условием эффективности гражданского воспитания школьников является её системность. Система гражданского воспитания учащихся включает: цель, задачи, содержание, методы, формы и критерии диагностики уровней развития гражданственности.

Главная роль в гражданском воспитании принадлежит учителю. Убеждённый друг молодёжи, образованный гуманист-интеллегент, любящий Родину, профессионал, знаток национальной культуры — вот далеко не полный перечень качеств, которыми должен обладать учитель, решающий задачи гражданского воспитания.

Подготовка учителя-воспитателя готовится в вузе и в специальных учебных заведениях. Воспитывая граждан своего Отечества, учитель сам должен быть таковым. Вот почему необходимо обратить внимание на подготовку именно такого учителя. Проблема подготовки учителя, способного осуществлять гражданское воспитание в школе, в настоящее время приобретает особо актуальный характер. Она обусловлена глобальными социально-экономическими, политическими и культурными изменениями в нашей стране, возросшими требованиями к личности и профессиональной деятельности учителя, важной задачей которого является воспитание гражданина России. Практика показывает, что такая подготовка осуществляется недостаточно эффективно. Необходима специальная система подготовки к данному виду деятельности и условия, обеспечивающие её эффективное функционирование. Такая подготовка должна быть основана на системном подходе в рамках педагогической системы, моделирующей данную деятельность учителя. Как показывает исследование Н. А. Вахрушевой, такая система должна включать в себя общенаучную, обще-культурную, психолого-педагогическую, предметно-методическую и творчески-практическую подготовку.
Глава II. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе

2.1. Реализация гражданского воспитания в курсе

«Гражданское образование»

Реализацию гражданского воспитания я хочу показать на примере образовательного курса «Гражданское образование», который применяется для обучения и воспитания младших школьников в Нижегородской области.

Особенности регионального курса
«Гражданское образование в начальных
классах»

Демократизация общества, успешное раз­­витие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поко­ления. На современном этапе развития рос­сийского общества гражданское образова­ние школьников становится предметом го­сударственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начи­ная с начальной школы.

Это подтверждается тем, что в «Обяза­тельный минимум содержания начального общего образования» в 1998 г. был введен раздел «Обществознание» в рамках образо­вательного компонента «Окружающий мир», включающий элементарные знания о государстве, демократии, правах человека и правах ребенка, об основных нормах мора­ли, культуре общения. Правовую базу гражданского образования школьников составляет ряд нормативных документов Министерства образования РФ (информационно-методические письма «О граждан­ском образовании и изучении Конституции Российской Федерации», «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеоб­разовательных учреждениях Российской Федерации»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос­сийской Федерации на 2001-2005 годы»).

В данных документах обосновывается важность, необходимость создания систе­мы гражданского образования с I по XI класс, которая позволит восполнить недостаток обществоведческих знаний у школьников надвое по политико-правовым вопросам и нравственно-этическим проблемам, усилить воспитательную направленность обу­чения, возродить патриотическое воспита­ние юных граждан.

В последнее время появилось немало авторских региональных учебных прог­рамм, пособий, способствующих граждан­скому образованию младших школьников. Однако они посвящены отдельным аспек­там гражданского образования (нравствен­но-правовому воспитанию, самопознанию и др.) и, на наш взгляд, не обеспечивают комплексного решения проблем воспита­ния личности.

В образовательных учреждениях Ниже­городской области с 1997/98 учебного года в качестве регионального компонента базис­ного учебного плана введен учебный общес­твоведческий курс «Гражданское образова­ние в начальных классах». Курс разработан авторским коллективом преподавателей ка­федры начального образования НИРО и ка­федры педагогики и методики начального обучения НГПУ (С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина) при со­действии Департамента образования и нау­ки Нижегородской области. Нижегородско­го института развития образования, Ниже­городского гуманитарного центра.

Программа курса рассчитана на два года обучения: I—II классы трехлетней, II – III классы четырехлетней начальной школы (один час в неделю). Курс является пропе­девтической основой для изучения истории в начальных классах и граждановедения в основной школе. В III (1-3) и IV (1-4) классах предполагается использование ре­гиональной программы и УМК «Родная ис­тория» (автор Э.Г. Иткин).

Цель гражданского образования в на­чальной школе — создание условий для пер­вичной социализации личности, для вхож­дения ребенка в гражданское правовое об­щество через становление отношений к ми­ру и к себе в нем. Курс направлен на нравственное развитие младших школьни­ков, формирование их духовной сферы и правовой культуры. Он создает условия для становления у детей ценностных ориента­ции на основе системы общечеловеческих ценностей, для приобретения ребенком опыта самопознания, для формирования на­выков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, для освоения правил культуры поведения в обществе.

Для реализации программы создан учебно-методический комплекс:

1) учебники «Кораблик» (в двух частях) для первого года обучения и «Жар-птица» (в двух частях) для второго года обучения. В них содержится материал для изучения каждой темы, подобраны сказки, стихи, тексты научно-популярного характера, пословицы, а также разнообразные иллюстрации (рисунки, репродукции картин, фотографии с видами городов и т.п.), включены вопросы и задания для учащихся (интеллектуальные, практические, коммуникативные);

рабочие тетради «Кораблик» (в двух частях) и «Жар-птица» (в двух частях) в дополнение к соответствующим учебникам. В них подобраны развивающие задания для учащихся (кроссворды, словесные игры, за­дания, связанные с раскрашиванием, дори­совыванием и др.);

методические пособия для учителей: «Гражданское образование в начавших клас­сах. Методическое пособие к учебному комп­лекту «Кораблик» (в двух частях) и «Уроки гражданского образования в начальных клас­сах. Методическое пособие к учебному комп­лекту «Жар-птица» (в двух частях).

Кроме того, издан сборник «Изучение нрав ребенка в курсе «Гражданское образо­вание в начальных классах» и во внекласс­ной работе».

Курс является интегрированным, в него включены знания о человеке, обществе и при­роде. Нейтральное место в нем занимают об­ществоведческие знания, недостаточно представленные в программе «Окружающий мир» и других учебных предметах начально­го образования. Специфика курса определя­ется тем, что в нем ведущую, содержательную роль играет опыт ценностной ориентации.

Изучение курса способствует воспита­нию нравственного, эстетического, оценоч­но-эмоционального отношения к действи­тельности, возникновению соответствующих возрасту мировоззренческих ориентиров, связанных с общечеловеческими ценностя­ми (Земля, Отечество, семья, человек, труд, знания, культура и др.).

Учащиеся могут приобрести и определен­ный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения при взаимодействии со сверстниками, учите­лем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие уме­ния неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые уча­щимся задания тесно связаны с чтением, природоведением, трудовым обучением, му­зыкой, изобразительным искусством.

Таким образом, курс гражданского об­разования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть. Он построен с учетом возрастных особенностей младших школьников, способ­ствует реализации общих целей начального образования, направлен на развитие личности ребенка.

В основе программы курса лежит идеи сочетания трех составляющих аспектов культуры гражданина — нравственной, правовой и политической. При этом формирование нравственных позиций является центральным содержательным компонентом курса. Нравственность — это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина. Именно в младшем школьном возрасте дети охотно вступают в систему разнообразных нравственных отношений, а в процессе общения со сверстниками и взрослыми приобретают опыт поведения, нравственные привычки в начальных классах закладывается основа нравственной культуры личности, которой />является фундаментом для правовой и по­литической культуры.

В курсе гражданского образования уча­щиеся получают максимально конкретные представления о государстве, его символах, о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, о правах и обязанностях граждан России.

В содержание учебников по гражданс­кому образованию органично включены ос­новные статьи Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Совершая заочные путешествия по своей Родине и странам мира, а также «из страны детства в мир взрослых», учащиеся осозна­ют смысл таких понятий, как гражданин, гражданство, право, свобода, равенство,
братство, справедливость и другое не толь­ко как правовые, но и как общечеловечес­кие, нравственные ценности и нормы.

Важно, чтобы дети поняли, что права че­ловека и свобода выбора предполагают воз­растание ответственности личности за свое поведение не только перед обществом, дру­гими людьми, но и перед самим собой, сво­ей совестью.

Курс «Гражданское образование в на­чальных классах» строится на основе услов­но-концентрического принципа. Выделены четыре тематических блока, которые в раз­личных сочетаниях представлены в прог­рамме для первого и второго года обучения:

Отечество. Родина. Россия

Познание мира. Культура разных на­родов

Семья и человек. Познание самого себя

Человек и общество

Каждый учебный год и каждая четверть имеют свою сквозную тему. Это помогает выстроить цепь постепенного перехода де­тей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с друга-ми людьми и самим собой.

Первый год обучения — это своеобраз­ное путешествие в пространстве вместе с «Корабликом». Ребенок выявляет смысл своего нахождения в этом мире; узнает мно­го интересного о своей стране, о других странах и народах; осмысливает понятия «дом», «семья», «я сам».

На втором году обучения совершается 'воображаемое путешествие во времени вместе с «Жар-птицей». Дети начинают ощущать себя частицей единого целого, пре­бывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Школьники осознают, что они тесно связаны не только с людьми, живущи­ми с ними в одно время, но и с теми, кто был до них и кто будет после. Дети учатся це­нить свой род, свои корни, прошлое своего народа; замечать сходство и различие между людьми разных стран; принимать других людей такими, какие они есть; уважать культуру народов своей страны и других стран; осознают связь человека и общества.

Рассмотрим более подробно содержание курса.

Первый год обучения (УМК «Кораб­лик)

Первая четверть — «Дом, в котором мы
живем».

На первом этапе работы над темой дети получают представление об общем доме всего человечества — планете Земля. Затем они осмысливают понятие «дом» в другом значении — Отечество, Родина, Россия. Конкретизация этих понятий осуществля­ется в процессе ознакомления учащихся с различными городами России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), а также со своей малой родиной (городом, рай­оном, селом). Обобщающий урок «Ярмарочная карусель» помогает созданию у де­тей целостного образа России.

Вторая четверть — «В путешествие по
миру».

Тематической основой второй четверти является идея познания мира. Это путешес­твия в поисках благодатных, неизведанных земель; открытие Америки X. Колумбом; хождение за три моря А. Никитина; круго­светное путешествие Ф.Магеллана. Путе­шествия помогают учащимся познакомить­ся с другими странами, культурой разных народов. Четверть завершается знакомством с новогодними традициями и обычаями Рос­сии и других стран, поскольку Новый гол яв­ляется праздником всех народов мира (урок «Разноцветный новогодний хоровод»).

Третья четверть — «В тридевятом
царстве, в тридесятом государстве».

Дети знакомятся с культурой стран дальне­го зарубежья на основе сказок, загадок, песен, пословиц, помогающих осмыслить общечело­веческие ценности, нравственные качества, своеобразно проявляющиеся у каждого народа. Материал объединен в четыре блока соответ­ственно географическому положению сторон света (север, запад, юг, восток): «В суровом се­верном краю» (Скандинавские страны), «Сек­реты старого замка» (страны Западной Евро­пы — Германия, Великобритания, Франция), «Под жарким солнцем Черной Африки» (аф­риканские страны), «Там, где восходит солнце» (Япония, Китай). В конце четверти проводится обобщающий урок «Сказочное путешествие».

Четвертая четверть — «Я и моя семья».

Четвертая четверть позволяет учащим­ся как бы вернуться домой после заверше­ния путешествия по миру. Дети знакомятся с различными социальными ролями чело­века, включаются в процесс самопознания, выявляют особенности своего характера, интересов, чувств. Изучается тема «Я и мое имя». Особое внимание уделяется миру се­мьи. Школьники осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений между родственниками, учатся понимать важ­ность семейных традиций, праздников. Четверть завершается уроком-праздником «Вместе — дружная семья».

Второй год обучения (УМК «Жар-птица)

Первая четверть — «Тепло родного очага».

Основная идея четверти — человек и время, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Прошлое представлено с помо­щью понятий старина, предки, потомки,
поколение; мировое древо как символ взаи­мосвязи времен; родословная и реликвия — память человека о своем роде. Обращение к категории «настоящее» предполагает разго­вор о школе, учителе, классе как школьной семье. Идея будущего реализуется в раз­мышлениях о предназначении человека, о будущей профессии и будущей семье. Дает­ся представление о здоровом образе жизни как основе самореализации личности. Чет­верть завершается уроком-экскурсией «Что в сердце бережно храним».

Вторая четверть — «Над российскими
просторами».

Во второй четверти систематизируются знания детей об Отечестве и соотечественниках, о природе России, о народном искус­стве. В теме «Отчизны славные сыны» речь идет о людях, прославивших Россию. Ос­новное содержание этой четверти составля­ет пропедевтика понятия «государство» и знакомство с особенностями государства Российская Федерация, с его символами (флаг, гимн, герб). Дети узнают о Консти­туции РФ и других законах нашего государ­ства, о нравах и обязанностях его граждан, о федеративном устройстве России; знако­мятся с обычаями и традициями народов России, их праздниками, проводят путеше­ствия по республикам и городам страны. В конце четверти проводится устный жур­нал «По родной стране».

Третья четверть — «Живем мы по сосед­
ству».

Основная идея четверти — добрососед­ство, роль соседей в жизни человека и це­лых государств. Дети знакомятся со страна­ми — соседями России (странами ближнего зарубежья — бывшими республиками СССР). Материал объединен в четыре бло­ка соответственно географическому распо­ложению стран: «Аист на крыше» (Украина, Беларусь, Молдова), «У янтарного моря» (страны Балтии — Литва, Латвия, Эстония), «В горах Кавказа» (Грузия, Азербайджан, Армения), «Многоцветные краски Востока» (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан). Дети узнают о культуре этих стран, о народных традициях, обычаях, праздниках. Содержательным ма­териалом для изучения темы служат сказки, загадки, пословицы, песни и др. Обобщающий урок проводится в виде праздника «Фестивальные встречи».

Четвертая четверть — «Из страны детства в мир взрослых».

Основная тема четверти — человек и общество, культура человеческого общества (культура страны и других стран). Наиболее доступными младшим школьникам источ­никами познания культуры людей разных стран и эпох являются книги, открывающие ребенку мир художественного слова и мир науки (тема «Таинственный мир знаний»), путешествия (реальные и воображаемые) но родному краю, по другим городам и странам; посещение музеев (тема «Пора в путь-дорогу»), театров (тема «Приглашаем в театр»). Особое внимание уделяется вопросам вза­имодействия с другими людьми, культуре об­щения, правилам поведения в общественных местах. Сквозной темой четверти является те­ма взросления, познания самого себя и на этой основе тема самовоспитания и самосовершен­ствования. Четверть завершается воображае­мой прогулкой по «Парку чудес и открытий».

Курс «Гражданское образование» имеет не только образовательную, но и ярко выра­женную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием и может стать ядром воспитательной системы на­чальной школы.

Учебно-методический комплекс по гражданскому образованию прошел экспе­риментальную апробацию в 25 классах 19 школ Нижнего Новгорода и Нижегородс­кой области. В результате опытно-экспери­ментальной работы было выявлено, что курс способствует целенаправленному формированию нравственных представле­ний учащихся, оказывает положительное влияние на личностное развитие младших школьников (например, повышается их познавательная активность, развивается эмоциональная сфера, дети стремятся к сотрудничеству, взаимодействию и взаимо­помощи, построенных на основе нравствен­ных ценностей), на их продвижение в пер­вичной социализации. Руководители школ, учителя и родители учащихся отмечают не обходи мость и своевременность введения нового курса в начальной школе.

УМК «Кораблик» и «Жар-птица» полу­чили авторские сертификаты областного экспертного совета и экспертного совета НИРО. Материалы в курсе «Гражданское образование в начальных классах» внесены в региональный банк педагогической ин­формации при Академии повышения ква­лификации и переподготовки работников образования, в сеть Интернет.

На базе НИРО проводятся курсы для учителей начальных классов, а для студен­тов НГПУ, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образо­вания», читается спецкурс «Гражданское образование в начальных классах». Это позволяет осуществлять широкое внедрение курса в практику работы школ в 40 из 60 ра­йонов Нижегородского региона.

2.2.
Обобщающие уроки как средство реализации курса

«Гражданское образование»

Курс «Гражданское образование» опирает­ся на принцип гуманизации, на идеи сот­рудничества и развивающего обучения. Каждый тематический блок курса (а их во­семь) рассматривается в течение четверти и заканчивается уроком обобщения.

Обобщающие уроки носят игровой ха­рактер, это уроки-праздники. Па них нет повой информации; здесь систематизиру­ются уже имеющиеся знания и представле­ния детей. На таких уроках в работу вовле­чено большее количество учащихся, все вы­полняют индивидуальные или групповые задания, носящие творческий характер. Не­обычны формы проведения уроков: это пу­тешествие, экскурсия, брейн-ринг, фести­валь, ярмарка. На этих уроках создается по­зитивное отношение к процессу учения, у учащихся стимулируется любознательность, интерес к окружающему миру и спо­собность взаимодействовать с ним.

Мы считаем, что целесообразно все во­семь обобщающих уроков вынести во внек­лассную работу. Важна и так называемая черновая работа, т.е. подготовка к праздни­ку, обсуждения в группах, репетиции — все это способствует формированию коллекти­ва. Вся предпраздничная суета дает допол­нительную возможность для общения де­тей и родителей: дома они совместно разу­чивают стихи, песни, готовят костюмы, подбирают материал, который принесут на урок-праздник. Таким образом, решается одна из главных задач — создание единого коллектива детей и родителей.

К обобщающему уроку в конце третьей четверти «Сказочное путешествие» гото­вится четыре ширмы в соответствии с че­тырьмя сторонами света. Каждая группа учащихся оформляет свою ширму. Север — это чертога Снежной королевы, на западе — изображения старинных замков и башен, юг богат растительным и животным миром Африки, символами востока стали сакура, пагода, лучи восходящего солнца и дракон. Ребят встречает сказочник в плаще и цилиндре. Он предлагает отправиться в пу­тешествие но миру и с помощью Подготовка к обобщающему уроку идет по технологии КТД (коллективно-творчес­кого дела). Активность школьников воспринимается детьми и педагогом прежде всего как «наша», общая. В личностно-ориентированном коллективном деле резуль­тат тот же — позитивная активность, но ак­цент другой — моя активность, мой вклад в общее дело, дело для меня. Здесь кроме пользы людям, сплочения коллектива есть еще один аспект: выбор дела, значимого для личностного развития каждого.

Предлагаем некоторые примеры органи­зации и проведения обобщающих уроков.

Во II классе в конце второй четверти обобщающий урок называется «Новогод­ний хоровод». У новогодней елки встреча­ются различные «экипажи»: члены «экипа­жа» Магеллана, Колумба, Афанасия Ники­тина и современного космического кораб­ля. Все экипажи прибывают со своими подарками: шарадами, играми, заданиями. Здесь же звучат поздравительные телеграм­мы, пришедшие от жителей той или иной страны. Задача ребят: отгадать, откуда пришла телеграмма. Для этого понадобятся знания учащихся о встрече Нового года в разных странах мира. Жители Италии мо­гут, например, прислать такую телеграмму: «Берегитесь! Сейчас, будем выбрасывать из
окоп старые вещи>.

«Уже прозвучали 108 ударов гонга. С Но­вым годом!» — такая телеграмма может быть доставлена из Японии: именно в этой стране числа 100 и 8 считаются счастливыми. «С Новым годом и с Днем урожая вас!» — так поздравляют друг друга жители Южно-Аф­риканской Республики. А такой может быть телеграмма из Вьетнама: «Пришлите нар­
циссы и веточку персикового дерева для
праздничного новогоднего букета».

К обобщающему уроку в конце третьей четверти «
Сказочное путешествие
» гото­вится четыре ширмы в соответствии с че­тырьмя сторонами света. Каждая группа учащихся оформляет свою ширму. Север — это чертога Снежной королевы, на западе — изображения старинных замков и башен, юг богат растительным и животным миром Африки, символами востока стали сакура, пагода, лучи восходящего солнца и дракон. Ребят встречает сказочник в плаще и цилиндре. Он предлагает отправиться в пу­тешествие но миру и с помощью цветика-семицветика отыскать волшебный ключик, чтобы освободить из клетки птицу счастья. Дети преодолевают всевозможные препят­ствия, выполняют задания, которые ждут их в каждой части света, общаются с мест­ными жителями — представителями той или иной страны. Например, жители Афри­ки предлагают ребятам игру «Зов джун­глей»: отгадать викторину о растениях и животных. В царстве Снежной королевы детей ждет другое задание: соединить сло­ва-льдинки так, чтобы объединить назва­ния стран с их столицами, реками, горами и другими географическими понятиями. Вы­полнив все задания, ребята находят завет­ный ключик и освобождают птицу счастья. А последний лепесток цветика-семицвети­ка тратят на возвращение домой.

Настоящим семейным праздником, где были заняты все дети и родители, стал обобщающий урок четвертой четверти «Вместе дружная семья». У каждой се­мьи своя задача: одни — организаторы кон курсов, другие — ведущие праздника и кон­курсов, третьи выступали как группы под­держки, четвертые — жюри. Остальные се­мьи — участницы. Конкурсы были самыми разными: визитка «Моя семья — мое бо­гатство» (рассказ о своей семье, о совмест­ных дедах и увлечениях, о традициях и обычаях); «Рукодельница и мастер», «Ви­таминный стол», «Леди и джентльмены» (здесь у младших членов семьи проверяли знание правил этикета). Были еще танце­вальный и спортивный конкурсы.

В конце праздника каждая семья награждалась по отдельным номинациям: «Самая веселая семья», «Самая дружная семья», «Самая творческая семья» и т.д.

В классе обобщающий урок «По род­ной стране» проводился в виде телемарафона «Клуб путешественников». Здесь выступали ведущие программы, репортеры, дизайнеры. Детям и взрослым были предложены интересные рубрики: «Пока все дома», «Кстати», репортаж с места событии, «Народные игры», «Умники и умницы» Побывали все и в мастерской «Народные умельцы», а в рекламных паузах узнали имена знаменитых земляков.

Красочным и музыкальным стал обобщающий урок по теме «Страны ближнего
зарубежья».
Проводился он в форме фес­тиваля «Все страны будут в гости к нам». К этому празднику дети вместе с родителями выбирали страну, которую будут представ­лять, придумывали костюмы, разучивали песни и танцы разных народов, готовили национальные блюда.

Курс «Гражданское образование» при­влекателен как для детей, так и для их ро­дителей. А объединение классной и вне­классной работы при подготовке и проведе­нии обобщающих уроков помогло сделать школьную жизнь более яркой, насыщен­ной, творческой.
Заключение

Гражданское образование является актуальным в нашей стране. Дети с раннего возраста должны освоить ценности государства в котором живут. Должны знать свои права и уважать права других. В начальной школе дети должны получить лишь общее представление о правах и свободах с помощью средств и методов, соответствующих их возрастным особенностям. Главное — чтобы школьники уяснили смысл, само содержание основных прав и свобод и понимали на доступном им уровне, что подразумевается в декларациях под тем или иным словом.

Воспитание гражданственности органично связано с обучением. В процессе обучения формируется целостная картина мира, изучаются закономерности и механизмы существования и развития общества, человека. Это стартовая площадка для настоящего и будущего. В формировании гражданских взглядов и убеждений учащихся большое место занимает система знаний о современной картине мира. Эти знания учащиеся получают в процессе изучения естественно-математических предметов. Естественные науки вместе с общественными создают научный фундамент мировоззрения человека-гражданина. Формирование гражданского мировоззрения предполагает создание у учащихся представлений о современной научной картине мира — природе, обществе и мышлении. Большое значение для формирования у школьников целостного гражданского мировоззрения имеет установление в ходе обучения необходимых межпредметных связей.
Список использованной литературы
:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

Закон РФ «Об образовании».

Гаязов, А. С. Общество, государство: воспитание гражданина / А. С. Гаязов. – Уфа: БГПУ, 1998. — 90 с.

Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. — М., 1955. — Т. 3. — С. 24.

Кукушин, В. С. Теория и методика воспитания / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 508 с.

Макаренко, А. С. Сочинения: В 7 т. / А. С. Макаренко. — М., 1958. — Т. 5 — С. 567.

Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1979. – 270 с.

Толкачева, Т. М. Гражданское воспитание в начальной школе: Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. — 11 с.

Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров / К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1990. — 416 с.

Бондарева, И. И. Обобщающие уроки в курсе «Гражданское образование» / И. И. Бондарева // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 42-44.

Гревцева, Г. Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников / Г. Я. Гревцева // Начальная школа. – 2005. — №9. С. 14-16.

Лихачев Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачев // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 10–15.

Сироткин, О. Гражданское воспитание – приоритетное направление работы школы / О. Сироткин // Учитель. – 2004. – № 5. – С. 32–34.

Тивикова, С. К. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах» / Тивикова С. К., Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина // Начальная школа. – 2004. – №2. — С. 34-38.

Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденция развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. – 1999. – № 8. – С. 45–51.

Харитинина, Е. М. Курс «Гражданское воспитание в начальной школе» / Е. М. Харитинина, К. М. Вилкова, Л. И. Грязева // Начальная школа. – 2002. — №9. – С. 23-27.

http
://
mrcpk
.
marsu
.
ru
/
works
_
iso
/2007-10-15-
elasy
/
isaeva
/
metodik
.
html

www.jourclub.ru/6/112/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.