Реферат по предмету "Педагогика"


Девиантное материнство в современном родительстве

Московский комитет образования
Педагогический колледж №6
Выпускная квалификационная работа
Тема: ’’Девиантное материнство
в
современном родительстве.’’
Дипломник: Закревская В.Л.
 41группа
(дошкольноеотделение)
Руководитель: Куделина Е.М.
Москва 2004 .
Содержание
Введение
1.    Психологияпедагогического материнства.
           Развитие материнства
           Психологическая готовность к материнству
           Стили переживания женщиной беременности
2.    Девиантноематеринство
           Психология беременной женщины
           Представление о материнстве и родительскиепозиции у женщин не готовых к материнству
3.    Подготовкародителей к рождению ребенка
           Развитие систем пренатального воспитания
4.    Психологиясопровождения родительства
           Основные концепции и модели психологическогосопровождения родительства
           Диагностика семьи и семейного воспитания
Список литературы
Практическоеизучение знаний родителей о пренатальной педагогике.
Программаработы с родителями.
Занятиядля будущих родителей.
Введение
Впоследние десятилетия в нашей стране наблюдается тенденция к такому социальномуявлению, как отказ матери от ребенка. Что же нарушает естественное формированиеготовности к материнству? Исследователи указывают на ряд факторов,предполагающие к этому. Одним из малоизученных аспектов проблемы являетсяобнаруженный в начале века феномен искаженного восприятия матерью своегонежеланного ребенка. В следующем это наблюдалось у женщины с послеродовойдепрессией.
Ученыепредполагают, что эти изменения связаны с эмоциональным состоянием женщины,которая переживает резкое расхождение между реальным и идеальным ребенком, окотором она мечтала во время беременности. При этом она воспринимает его, какобманувшего ее надежды, источник принуждения и страдания.
Исследователисчитают, что к таким искажениям особенно предрасположены одинокие матери с ихповышенной тревожностью, потребностью в благодарности, с неосознанным чувствомвины. Они проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает всебе зло, которое они испытывали, все, в чем они себе отказывают.
Помнению исследователей одной из причин девиантного материнства являетсянеблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая отказница отвергаласьматерью с детства, что привело к нарушению формирования нормальногоматеринского поведения необходимо сравнение с собственной матерью.
Крометого, нельзя не отметить возрастающую в последнее время проблему раннейподростковой беременности. Данные немногочисленных исследований,свидетельствуют об искаженном формировании материнской сферы, несформированноймотивации материнства и несерьезном, детском отношении к беременности у девушекподростков ожидающих ребенка.
Всвязи с этим мы решили рассмотреть в своей курсовой современное родительство последующему плану. В начале мы рассмотрели психолого-педагогическиеисследования  материнства. В него входит:развитие материнства и психологическая готовность к материнству. Изучая этутему, мы столкнулись с девиантным материнством, в нем мы рассматриваемпсихологию беременной женщины и представление о материнстве, и родительскиепозиции у женщин не готовых к материнству.
Атак же затронули вопрос о подготовке родителей к рождению ребенка, для этого мыознакомились с развитием системы пренатального воспитания. И изучилипсихологическое сопровождение родительства. В него входят основные концепции имодели психологического сопровождения родительства и диагностика семьи исемейного воспитания.
Предметомнашего исследования является Современное Родительство, объектом – девиантноематеринство.
Задачи,которые мы поставили:
·      Изучить теоретические исследования посовременному родительству
·      Анализ теоретических и практическихисследований современных психологов
·      Просвещение родителей о знании моделейсовременного родительства
Методыисследования:
1.   изучение теоретического материала
2.   анкетирование
3.   диагностика
Принаписании курсовой работы мы столкнулись со следующими проблемами:
1.   эксперементельные исследования носят обзорныйхарактер
2.   мало времени для собственных исследований ивыводов
Ночасть научно – практической работы мы провели в научно – практическом центре«Благовест». В ходе работы проводилось анкетирование родителей, в результатебыло установлено, что родители делятся на две группы:
1.   родители, которые не знают ничего опренатальном воспитании и развитии ребенка.
2.   родители, которые знают немного.
Нои тех и других интересуют только сами роды и их облегчение. Для того чтобызаполнить пробел в их знаниях мы разработали программу консультаций для будущихмам, которая состоит из пяти консультаций.
Теоретическая   часть
1. Психолого-педагогические исследования материнства
«Не  рано ли  говорить  о каком — то  воспитании,  когда ребенок еще  не появился  на  свет?»
В современных исследованияхматеринство как психосоциальный феномен изучается в двух основных направлениях:как обеспечение развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию,занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода. В русле первогонаправления рассмотрим следующие аспекты изучения материнства.
Культурно-историческиеаспекты материнства
В исследованиях этогонаправления институт материнства рассматривается как исторически обусловленный,изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе. Кросскультурные исследования и впервую очередь работы М. Мид показали, что материнское поведение и содержаниеэмоциональных переживаний и представлений матери о развитии ребенка и своейматеринской роли различны в разных культурах и зависят от конкретной культурноймодели материнства и детства. В исследованиях ставится вопрос о биологическихосновах материнства, обеспечивающих развитие ребенка, и о конкретных культурныхмоделях материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего,конкретного общества.
Психофизиологические аспектыматеринства
Мать и обеспечиваемые еюусловия рассматриваются с позиций организации физиологической и стимульнойсреды для развития ребенка. Развитие материнства и динамика состояниябеременности изучаются с точки зрения формирования физиологической «доминантыматеринства». Успешность родов связывают с психофизиологическими особенностямиэмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками.
Психологические аспектыматеринства
Феноменологическоенаправление. В этих исследованиях выделяют и описывают функции матери,особенности ее поведения, переживаний, установок. В исследованиях, связанных сизучением успешности адаптации женщины к материнству, учитываются различныефакторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, опытвзаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели материнства,возможность взаимодействия с младенцами и появление интереса к ним в детстве.
Психолого-педагогическое направлениескорее относится к психологии родительства,к периоду ожидания ребенка и его раннего развития. Исследователи разрабатываютметоды психологической коррекции и психологической подготовки беременной, атакже семейных пар с ориентацией на «сознательное родительство»,психологические тренинги, способы альтернативных родов. Выделяются качестваматери, особенности ее переживаний и состояний, которые считаются оптимальнымии на которые ориентируются при составлении коррекционных программ.
Психотерапевтическое направление. В этом направлении изучаются особенности матери,которые могут служить источником нарушения психического развития ребенка:различные формы отклоняющегося материнского отношения, особенности матерей сшизоидными чертами, с явлениями послеродовой депрессии и т. д.
Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации
Материнство анализируется сточки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологическихособенностей разных периодов репродуктивного цикла. Беременностьрассматривается как критический период жизни женщины, как стадия поло-ролевойидентификации, в ходе которой изменяется ее сознание и взаимоотношения с миром.
В рамках психоанализаисследуется актуализация в беременности своего пренатального опытаэмоционального взаимодействия с матерью, выделяется типология отношения кбеременности по критерию сознательного-бессознательного принятия-отвержения.
В психотерапевтическиориентированных исследованиях беременность рассматривается как период жизни,сенситивный к обострению психологических проблем и требующий психологическоговмешательства и поддержки.
В других исследованияхбеременность — это подготовительный этап в развитии взаимной привязанностиматери и ребенка. Он связан с возникновением новых интрацептивных ощущенийженщины, совпадающих с началом шевеления ребенка. В период беременности обычновозникает внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формируется егообраз, который изменяется в сторону большей реалистичности и обобщенности.Отдельно обсуждаются вопросы беременности юных женщин: особенности личностногоразвития, привязанность к матери, материнская компетентность и т. д.; проблемыпоздней беременности, психологического бесплодия, психотерапия ипсихокоррекция.
Девиантное материнство
В настоящее время этотаспект изучения материнства является одной из наиболее острых областейисследования в психологии — как в практическом, так и в теоретическом плане.Сюда включаются проблемы, связанные с матерями, отказывающимися от своих детейи проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, проблемынарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами сниженияэмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическомразвитии.
Онтогенетические аспекты формирования материнства
Разные авторы выделяют этапыразвития материнства от планирования до реализации в первом и второмпоколениях, а также этапы беременности и рассматривают ее связь с развитиемличности. Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, впроцессе которых происходит естественная адаптация женщины к материнской роли.А. И. Захарова выделяет семь сенситивных периодов в развитии «материнскогоинстинкта», придавая большое значение отношению девочки с родителями, игровомуповедению, стадиям половой идентификации. В исследовании Г. Г. Филипповойматеринство рассматривается как материнская потребностно-мотивационная сфера,дается описание ее составляющих и филогенетических и онтогенетических этаповразвития.
Одним из важнейших этаповстановления материнства является период беременности. Его содержаниеопределяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новойсоциальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. По характерупреобладающего переживания многие исследователи делят период беременности натри этапа: принятие женщиной решения о сохранении или прерывании беременности,начало движения плода, подготовка к родам и появлению ребенка в доме. В периодпосле рождения происходит психологическое принятие ребенка как независимойличности и адаптация к нему. Каждая беременность сопровождается нормативнымсемейным кризисом и оканчивается принятием нового члена семьи.
Представленный краткий обзорсовременного состояния исследований в области психологии материнства позволяетзаключить, что существует целый ряд направлений изучения данного явления, чтоговорит о большом интересе исследователей и востребованности этой темы всовременной науке и практике.
1.1. Развитие материнства
Г. Г. Филиппова выделяет двауровня развития материнства. С эволюционной точки зрения материнство — вариантродительской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы),присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих.Это связано с вынашиванием и выкармливанием потомства и необходимостьюобеспечения заботы о нем именно материнской особью. Исключительностьматеринского поведения на высших эволюционных стадиях развития позволяетвыделить материнство в самостоятельную материнскую потребностно-мотивационнуюсферу поведения. Ее эволюционным назначением является обеспечение матерьюадекватной заботы о потомстве, что и является материнскими функциями. Вповедении матери ее функции выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка,выполнении операций по уходу и общению с ним.
На субъективном уровне длясамой матери выполнение ее материнских функций достигается за счет наличия унее соответствующих потребностей. Базовой потребностью для материнской сферыявляется потребность в контакте с объектом, носителем специфическихэтологических стимулов — гештальта младенчества. Эта потребность неединственная, но может рассматриваться как системообразующая для материнскойсферы. Исследования автора позволили выделить в гештальте младенчества трикомпонента: физический (внешний вид, запах, звуки и т. п.), поведенческий(инфантильный стиль движений) и инфантильную результативность (результатыжизнедеятельности, результаты двигательной активности, продукты деятельности).Все три компонента гештальта младенчества имеют возрастную динамику и требуютразличной реакции и различных ресурсных затрат матери.
Г. Г. Филиппова выделяетшесть этапов становления материнской потребностно-мотивационной сферы поведенияв онтогенезе.
·      Этап взаимодействия ссобственной матерью в раннем онтогенезе.
У человека этот этапвключает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапахразвития при взаимодействии с собственной матерью (или ее дублерами —носителями материнских функций). Наиболее важным является возрастной период дотрех лет. В это время происходит освоение эмоциональной стороныматеринско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакциина некоторые ключевые стимулы физического компонента гештальта младенчества инекоторые элементы операционального состава материнской сферы (babytalk, мимические реакции, эмоциональная окраска движенийпри взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества).
·      Игровой этап ивзаимодействие со сверстниками.
Специфическим отличием этогоэтапа у человека является формирование и развитие основных компонентовматеринской сферы в процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, всемью.
·      Этап нянчания.
На этом этапе закладываютсяосновы «потребности в материнстве», формируются потребности в охране ребенка изаботе о нем, то есть развивается восприятие ребенка как объекта деятельности.Эта потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и соотнесения сусловиями и способами их получения. Данный этап имеет хорошо выраженныевозрастные границы (с 5-6 лет до начала полового созревания). Он включает опытсобственного взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества,наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексиюотношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнскиефункции.
·      Этап дифференциациимотивационных основ половой и родительской (в данном случае – материнской)сферы поведения.
В субъективном опытесуществует взаимное «перекрытие» некоторых ключевых стимулов (ольфакторных,визуальных, слуховых, тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой иматеринской сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значениеимеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как объектедеятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватноемотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов.Присутствие объекта деятельности материнской сферы в этом случае становитсямедиатором, обеспечивающим возникновение ситуативных эмоций, включающихся вопредмечивание постнатальной стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт«кожа-кожа», субъективные состояния матери при акте сосания и т. п.). Этот этапонтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связиполовой и материнской сфер и конкретно-культурными моделями полового иматеринского поведения.
·      Этап конкретизациионтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии сребенком.
Этот этап включает несколькосамостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой период, младенческийвозраст ребенка и период перехода к следующему, шестому этапу развитияматеринской сферы. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновениеи развитие в ходе беременности отношения к шевелению плода и подготовки косуществлению материнских функций в родовом и послеродовом периодах,обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения матери ксоответствующей динамике развития гештальта младенчества. Эта динамика такжеможет быть разной, она зависит как от истории развития материнской сферыженщины, так и от конкретных условий актуального материнства, в том числе и отособенностей ребенка.
·      Послеродовый этап.
Ему свойственны образованиеу матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностное принятие иличностный интерес к внутреннему миру ребенка, к его развитию и изменению. Врезультате образуется устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенкаиз возраста, характеризующегося гештальтом младенчества, происходит продлениеего потребности в заботе и модификация содержания потребности в материнстве уматери.
Содержание мотивационно-потребностной сферы матери
В содержании материнскойсферы можно выделить три блока:
1. Потребностно-эмоциональный блок.
Содержит потребность вконтакте с ребенком как объектом — носителем гештальта младенчества, потребностьв его охране и заботе о нем и потребность в материнстве. Развитиепотребностно-эмоционального блока происходит поэтапно и включает образованиеэмоциональной реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объектадеятельности — ребенка, динамику отношения к онтогенетическим изменениямгештальта младенчества, возникновение и развитие потребности в охране и заботе,а также возникновение потребности в материнстве на основе рефлексии своихпереживаний.
2. Операциональный блок.
Состоит из двух частей:операции по уходу и охране и операции общения с ребенком. Особенностью этихопераций, помимо их инструментальной стороны, является эмоциональная окраска,которая придает самим операциям специфические стилевые характеристики,соответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности: осторожность,мягкость, бережность и т. п., специфику вокализации и мимики.
3. Ценностно-смысловой блок.
Включает отношение к ребенкукак самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детскихотношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценностьматеринства как состояния «быть матерью». Ценность материнства, в свою очередь,связана с рефлексией своих переживаний при выполнении материнских функций испособствует формированию потребности в материнстве.
Одной из основныхособенностей материнской сферы у человека является прижизненно формирующеесянаполнение ценностно-смыслового блока потребностей и способов ихудовлетворения. Можно говорить о конкретно-культурной модели материнства,которая ориентирована на развитие соответствующего конкретно-культурноговарианта личности ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типаиндивидуальной материнской сферы, в свою очередь, обеспечено различнымисредствами (модели семьи, материнства и детства, традиции, система семейного иобщественного воспитания и т.п.) и может быть описано как «онтогенетическийпуть к модели». Этот путь обеспечивает наличие материнских функций и ихсоответствие конкретной культурной модели.
В настоящее времянаблюдается тенденция поиска нового «пути к модели» материнской сферы,основанная на осознании, как потребностей самой матери, так и особенностейпсихического развития ребенка. Это выражается в повышении запроса родителей наквалифицированную психолого-педагогическую помощь в освоении своих родительскихи, в частности, материнских функций. Подобная помощь в нашей стране пока еще неимеет научного, методического и практического обеспечения.
1.2. Психологическая готовность к материнству
Изучение готовности кматеринству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане социологическихисследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних; приисследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальнымии психическими аномалиями матерей; в филогенетическом аспекте.
Исследуются значимыеличностные характеристики будущей матери, разрабатываются методы, выявляющиеотношения родителей к не родившемуся ребенку, изучаются факторы, влияющие наматеринское поведение
В зарубежной литературевыделено более 700 факторов, представ- ленных в 46 шкалах, характеризующихадаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства. Они отражаютисторию жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества,связь с особенностями развития ребенка. Несмотря на то, что проблемыпренатального развития слабо изучены, предпринимаются попытки организациипренатального воспитания в русле идеологии психоанализа и трансперсональнойпсихологии.
В концепции С. Ю.Мещеряковой психологическая готовность к материнству рассматривается какспецифическое личностное образование, стержневой образующей которого являетсясубъект-субъектная ориентация по отношению к еще не родившемуся ребенку. Онаформируется под влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, содной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особоеличностное образование.
Основными составляющими структуры психологической готовности кматеринству являются:
·      особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;
·      переживания женщиной беременности, в том числе отношение к еще неродившемуся ребенку;
·      ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем.
О характере раннегокоммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкимивзрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в ее первыхвоспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, своих привязанностях.Важным является опыт, приобретаемый в играх с куклами, в «дочки-матери», охарактере которого можно судить по воспоминаниям о любимых игрушках, попредпочтению детей того или иного возраста.
Наиболее важными факторами,говорящими о характере переживания женщиной своей беременности, являютсяжеланность — нежеланность ребенка и особенности протекания беременности.Наиболее благоприятны для будущего материнского поведения желанность ребенка,наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, котороепроявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремленииинтерпретировать движения плода как акты общения.
Установки женщины настратегию воспитания также свидетельствуют о преобладании субъектного илиобъектного отношения к ребенку. Здесь учитывается то, как она собираетсяухаживать за ним, следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску и т. д., тоесть ее стремление ориентироваться на потребности ребенка или руководствоватьсясобственными представлениями о том, что ему необходимо.
По результатам исследованияС. Ю. Мещеряковой были выделены три уровняпсихологической готовности к материнству:
·      Низкий уровень готовности кматеринству(23% от всей выборки) характеризуется наличием колебаний в принятии решенияиметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности. Этиженщины скупо и формально отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к неродившемуся ребенку (многие не переживали чувства общности с ним, непридумывали имя, не представляли себе малыша). Они преимущественноориентировались на соблюдение жесткого режима, были сторонницами «строгого»воспитания.
Такие матери чаще указывалина отсутствие в детстве привязанности к собственной матери и строгое отношениеродителей, редко играли с куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.
·      Высокий уровеньнаблюдался у 27%испытуемых. Эти женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметьребенка, радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладаниеположительных ощущений и переживаний в период беременности, охотно и развернутоотвечали на вопросы, касающиеся их отношения к своему ребенку (разговаривали сним, прислушивались к шевелению, реагировали на него какими-либо действиями).Ориентировались на соблюдение мягкого режима (кормить по потребности ребенка,чаще брать его на руки и т. п.). Все они имели в детстве благоприятныйкоммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери, ласковое отношениесобственных родителей, любили играть с куклами'. Все отметили, что любят детеймладенческого возраста.
·      Средний уровеньсоставили 50% матерей; ихответы были частично сходны с ответами в первой группе и частично — во второй.У них наблюдалась противоречивая установка на воспитание, (они не собиралисьчасто брать ребенка на руки, не были сторонницами кормления по часам и т. д.).Половина из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери, их раннийкоммуникативный опыт был неоднозначным. Треть группы отдавала предпочтениеиграм в «дочки-матери», половина отмечала, что любит детей до года, остальные —постарше.
Выделенные три уровняпсихологической готовности к материнству соответствуют разным типам материнского поведения, устойчивосохраняющимся на последующих этапах.
Младенцы матерей с высокимуровнем психологической готовности к материнству обнаружили самый высокийуровень общения с матерью. Они более инициативны, лучше владеютэкспрессивно-мимическими средствами общения, умеют развивать коммуникативнуюситуацию, проявляют выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствиемвключаются в него, не прекращают контакта по своей инициативе и активнопротестуют, когда его прекращает мать. В последующем они отличаются яркойэмоциональностью, открытым и доброжелательным отношением к людям, высокойлюбознательностью.
Младенцы первой группы имеютсамые низкие показатели компонентов комплекса оживления, часто отвлекаются отобщения, у них слабо выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующейситуации. Позднее они с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабовладеют речью, плохо умеют играть.
У младенцев из третьейгруппы отмечался более низкий уровень общения с матерью, чем у второй. Онименее инициативны, но имеют высокие показатели компонентов комплекса оживления,демонстрируя преимущественно ответное поведение, слабее умеют развиватькоммуникативную ситуацию, нередко сами прекращают общение.
По данным анкетирования иреально наблюдаемому поведению, у матерей первой группы превалирует объектноеотношение к ребенку, у матерей второй группы — субъектное, а у матерей третьейгруппы отмечается смешанное, или промежуточное, отношение.
Таким образом, можно сделатьвывод о том, что женщины, готовые и не готовые к материнству, имеют различныепредставления о матери и ее роли. У женщин, готовых к материнству, присутствуетобраз принимающей, отзывчивой матери, способствующей развитию и обучениюребенка, разделяющей его самостоятельную ценность. У женщин, не готовых к материнству,ярко прослеживается сверхценность ребенка и не выраженность таких качеств, какпринятие, отзывчивость и стремление к развитию ребенка.
Мотивы сохранения беременности
По происхождениюбеременность разделяют на случайную и запланированную. Случайной являетсябеременность, которая является нежеланной или неожиданной для супругов.Запланированная делится на запланированную обоими партнерами и планируемуютолько женщиной.
Мотивы сохранениябеременности главным образом зависят от личностных установок женщины исоциальных нормативов общества, определяемых культурно-историческим временем, вкотором она живет. Н. В. Боровикова и С. А. Федоренко выделили следующие мотивысохранения беременности. Первые два мотива проявляются как на бессознательном,так и на сознательном уровнях, остальные обычно не осознаются женщинами.
1.    Беременность ради ребенка (6%) — наиболее позитивный мотив, отражающийпсихологическую потребность женщины в материнстве и готовность к нему. Онхарактерен для социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких женщин ввозрасте.
2.    Беременность от любимого человека (3%)способствует созданиювысокого уровня адаптивности женщины к беременности. Будущий ребенок выступаеткак частица любимого человека, символ «светлого» прошлого или настоящего,который женщина хочет пронести через всю жизнь.
3.    Беременность как соответствие социальным ожиданиям (24%)—этот мотив обычно присущмолодым девушкам из обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету, когдапожилые родители не имеют внуков, (то есть они рождают ребенка не для себя, адля своих родителей). Следует отдельно выделить беременность для мужчины. Приэтом ребенок рождается не столько в соответствии со своим желанием, сколько попросьбе мужа или значимого мужчины.
4.    Беременность как протест(12%) —это «беременность назло» значимому мужчине или родителям. Такое поведениесвойственно молодым девушкам. Беременность носит характер вызова,противостояния миру взрослых, является для женщины драматической и часто тяжелотравмирует ее психику. Будущий ребенок используется в качестве объективногоаргумента, объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.
5.    Беременность ради сохранения отношений(16%), когда женщина решается на рождение ребенка, чтобы внестинечто новое в близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом.
6.    Беременность как отказ от прошлого(8%)— в этом случае беременность может расцениваться самой женщиной как желаниепочувствовать себя личностью, обрести женскую индивидуальность, зачеркнуть своепрошлое. Нередко символизирует начало нового этапа в жизни и наиболее частовстречается у женщин с «туманным и бурным» прошлым.
7.    Беременность как уход от настоящего(5%)преобладает у одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье. Онипытаются уйти от собственных проблем в своего ребенка, заместить свою жизнь егожизнью.
8.    Беременность ради сохранения собственного здоровья (26%)мотив обусловлен боязньюпричинить вред своему здоровью абортом или утратить возможность деторождения вбудущем.
Кроме того, можно выделитьмотив рождения ребенка для получения материальной выгоды, получивший впоследнее время достаточно широкое распространение.
Описанные мотив


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.