Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование общеучебных умений в курсе технологии

Формированиеобщеучебных умений в курсе технологии
Успешностьрешения учащимися учебно-познавательных задач во многом зависит отсформированности приемов мыслительной деятельности: выделении главного,сравнения, обобщения, осуществляемых на основе анализа и синтеза, а так же умений необходимых для постановки и решения проблемы.
Процессвыделения главного в учебном материале  основывается на определение  значимостиматериала, его ценности и места в системе логических связей данного учебногокурса (раздела, темы). Так, в курсе технологии значимым для учащихсяматериалом, составляющим основу  содержания данного курса, являютсязакономерности взаимодействия в системе «человек- технология- среда»и последствия такого взаимодействия на природу, общество, культуру и самогочеловека. В разделе «Технология обработки конструкционных материалов сэлементами машиноведения» центральной идеей являются знания о сущности иобщих закономерностях процессов и методов преобразования материалов взаконченное изделие (предмет потребления).
Упражнение.При изучении тем программы, связанных с обработкой материалов резанием натехнологических станках, учащимся предлагается выделить ведущие идеи и понятия.Например, учащиеся 8 класса выделяют следующие основные закономерности данногопроцесса:
— основу всех режущих инструментов составляет «клин»;
— процесс формоообразования изделия происходит в результате комбинации главногодвижения и движения подачи;
— качество получаемого изделия зависит от правильно подобранного режима резания,наладки оборудования и умений оператора;
— формообразование происходит в результате отделения от заготовки«лишнего» материала и образования стружки;
— процесс резания сопровождается выделением теплоты (нагрев заготовки и режущегоинструмента) и т.д. .
Неменее важным критерием выделения главного является мировоззренческая,воспитательная ценность материала, которая может усиливаться в результатенаглядно- образной демонстрации достижений в области техники и технологии,науки, материальной культуры, народного искусства и ремесел.
Целесообразноопределить основные умения выделения главного, формируемые у учащихся впроцессе решения учебно-познавательных задач:
— умение разделять целое на элементарные составные части;
— умение выделять существенные и несущественные признаки предметов и процессов;
— умение целостного анализа в единстве формы и содержания;
— умение выделять в задаче известное и неизвестное;
— умение выделять причино-следственные связи и другие зависимости;
— умение различать рациональные и нерациональные способы работы;
— умение выделять смысловые опорные пункты для составления плана действия;
— умение читать и составлять таблицы, схемы, карты (умения кодировать информацию);
— умение анализировать собственные результаты познавательной деятельности ирезультаты деятельности других участников образовательного процесса.
Вкачестве объектов аналитико-синтетической деятельности учащихся в курсетехнологии могут выступать образцы материальной культуры, предметы потребления,средства преобразования (станки, инструменты, приспособления), техническиеустройства и их изображения; явления, технологические процессы и их схематичноепредставление; объекты и процесс собственной познавательной деятельностиучащихся.
Сформированностьумения выделять главное создает прочную основу дляосвоения другого способа мыслительной деятельности— сравнения. В ролипредметов сравнения в курсе технологии  могут выступать предметы реальнойдействительности, их качества и признаки, а так же явления и процессы, приемыработы и способы деятельности. Следует подчеркнуть, что:
— сравнивать можно только однородные объекты, относящиеся к одному и тому жеклассу;
— общее в объектах сравнения можно устанавливать лишь в случае наличия у нихотличительных признаков;
— различие между объектами возможно устанавливать только при наличии у нихопределенного сходства.
Кдидактическим ситуациям в курсе технологии, диктующим постановку задач насравнение можно отнести следующие:
1.Сравнение с целью выявления общего в объектах потребления, средствахпреобразования материалов, технологических процессах и т.д. Например, выполнитьзадание: «Сравнить технологические процессы изготовления деталейцилиндрической формы на токарном станке по обработке древесины итокарно-винторезном станке с целью выделения общего».
2.Сравнение с целью выявления особенного, отличительного. Например: «Укажитеособенности устройства и применения строгальных инструментов: рубанка ищерхебеля».
3.Полное сравнение: установление сходства и различия.
4.Сравнение с целью выделения главного, основного в технических устройствах,процессах и явлениях. Например: «Какие процессы лежат в основефункционирования бытовых электроосветительных приборов: керосиновой лампы,лампы накаливания, лампы „дневного“ освещения?»
5.Сравнение с целью установления причинно- следственных связей между явлениями.Например: «Почему в некоторых рецептах при квашении капусты на днокладут осиновое поленце?»
6.Сравнение, имеющее целью выяснить отношение учащихся к объектам и процессусобственной деятельности и к деятельности других участников образовательногопроцесса. Например: «Дайте оценку спроектированному и изготовленномуВами изделию, с позиции рациональности применяемых  приемов работы».  
Целесообразноопределить основные умения необходимые для выполнения приемов сравнения,формируемые у учащихся в процессе подготовки и выполнения проектнойдеятельности:
— умения сопоставлять предметы по форме, функционально- целевому назначению,конструкторской и материаловедческой реализации;
— умения сопоставлять и противопоставлять предметы по внешним и внутреннимпризнакам и свойствам;
— умения различать существенные и несущественные признаки предметов потребления,объектов материальной культуры, материалов и технических устройств и на этойоснове находить сходства и различия;
— умения сравнивать способы преобразования и обработки материалов, энергии, информации(методы, приемы, алгоритмы);
— умения сравнивать способы и результаты организационно- практическойсамостоятельной деятельности и деятельности  других участников образовательногопроцесса;
— умение выполнять сравнение с соблюдением следующей последовательности:
*определение объекта и цели сравнения;
*выделение основных признаков;
*установление отличительных и сходных признаков;
*формулирование вывода;
— умения делать несложные теоретические и практические выводы, по результатамсравнения;
- составлять несложные сравнительные характеристики предметов потребления,материалов и  средств их преобразования, технических устройств, технологическихпроцессов, способов деятельности и т.д.
Сформированныеприемы выделения главного, классификации и  сравнения должны заключатьсявыводом, обобщением, т.е. выделением наиболее общих, существенных признаков,свойств, характеристик, связей, отношений рассматриваемых предметов, процессов,явлений. Следует отметить, что умение обобщать материал формируется поэтапно, взависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся.
Вкурсе технологии используют обобщения разного объема и абстрагирования: частныеобобщения (например: построение обобщенной последовательности выполненияконкретной технологической операции — плоскостной разметки); тематическиеобобщения (например: построение обобщенной последовательности изготовленияоднодетального изделия из тонко-листового металла); итоговое обобщение(например: построение обобщенного алгоритма формообразования на токарно-винторезномстанке).
Целесообразноопределить основные умения, необходимые для выполнения приемов обобщения,формируемые у учащихся в процессе решения учебно-познавательных задач:
— умения делать практические и теоретические выводы на основе анализа и синтезаполученной информации;
— умения применять обобщения для систематизации различной по источнику,характеру, сложности, назначению информации;
— умения формулировать частные, тематические, итоговые обобщения на основесопоставления и противопоставления объектов, предметов потребления, образцовматериальной культуры, технических устройств и т.д.;
— умения формулировать частные, тематические, итоговые обобщения на основесопоставления и противопоставления способов, методов, приемов технологическойдеятельности;
— умения обобщать собственную познавательную и организационно- практическуюдеятельность, а так же групповую и коллективную деятельность;
— умения оформлять результаты обобщения в удобной и рациональной форме в видесхем, таблиц, планов, моделей и т.д..


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ предприятия полиграфии ООО Принт-Экспресс
Реферат “Таврида” К.Н.Батюшкова: романтизм или ампир?
Реферат Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Реферат Шарль Секонда Монтескье. О духе законов
Реферат Рытхэу Ю.С.
Реферат Наркомания и токсикомания. Причины. Последствия. Уголовная ответственность
Реферат Analysis Of Jack Turner
Реферат Сонет 312 Ні зоряних небес мандрівні хори... з Книги пісень
Реферат Американская система менеджмента на предприятии
Реферат Применение статистических методов в изучении прибыли и рентабельности
Реферат Коммерческая деятельность предприятия 2
Реферат Правовое регулирование сохранности пенсионных активов в Накопительных пенсионных фондах
Реферат Surviving High School Essay Research Paper High
Реферат Сетевое планирование и управление в менеджменте 4
Реферат Царевич, не помнящий зла