Физическое воспитаниеумственно отсталых учащихся1. ФИЗИЧЕСКОЕВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ, КОРРЕКЦИИ И АДАПТАЦИИ
физическоевоспитание отсталый двигательный коррекция
Физическое воспитание всистеме коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие наличность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненноважных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиямфизической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития,укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такойкомплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостьювсесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.
Состав учащихся вконкретном учебном классе, группе разнороден по своим психофизическимособенностям. В настоящее время в коррекционной школе могут обучаться дети сумственной отсталостью различной степени тяжести. Дети с нарушениеминтеллектуальной деятельности конкретной клинической градации могут иметьразличные нарушения моторики и физического развития. Несформированность болеепростых движений у детей‑олигофренов обусловлена поражением корковыхфункций; сложные нарушения моторики связаны с поражением двигательногоанализатора и других систем, в том числе речедвигательных.
Таким образом, можносделать вывод:
♦ двигательныйанализатор играет важную роль в развитии функций мозга, он имеет связи со всемиструктурами центральной нервной системы;
♦ существуютопределенные принципы и закономерности развития моторики;
♦ моторика детейс нарушениями интеллектуального развития в онтогенезе осуществляется по тем жепринципам и закономерностям, что и у здоровых детей, но значительно медленнее;
♦ нарушениямоторики неблагоприятны для психического развития ребенка с нарушениямиинтеллектуального развития;
♦ нарушениямоторики следует корректировать, используя сохранные, не пострадавшие движенияили менее выраженные нарушения двигательной сферы.
Физическое развитие –это процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойстворганизма в процессе жизни и деятельности и индивидуальных особенностейчеловека.
Установка на развитие личностиумственно отсталого ребенка предполагает:
♦ включениешкольника в доступные виды деятельности, в том числе и занятия физическимиупражнениями;
♦ крепкоездоровье, хорошее физическое развитие;
♦ оптимальныйуровень двигательных возможностей;
♦ физическоесовершенство;
♦ потребность вдвижении, ориентировке и участие в спортивных (доступных) соревнованиях;
♦ коррекциявыявленных нарушений моторики и физического развития.
При поступлении в школуна каждого ученика заводится «Карточка здоровья ученика».2. СОДЕРЖАНИЕ ИОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физическое воспитаниекак комплексная система представлено уроками физической культуры, системойзанятий в режиме учебного процесса и дополнительными формами после уроков.Организация его целиком и полностью возлагается на учителя физической культуры.Именно от его профессиональной грамотности, знаний особенностейпсихофизического развития учащихся, личного обаяния будет зависеть успехработы. Учитель как личность должен соответствовать требованиям специальногообразования.
Основным документом дляучителя является комплексная программа физического воспитания для коррекционнойшколы VIII вида, составленная на основе дидактических, специальныхкоррекционных и общефизических принципов, а также принципов построениясобственно программы (линейность, концентричность и линейно‑концент‑ричность).
Основными нормативнымидокументами, рекомендующими систему физического воспитания в коррекционнойшколе, являются:
♦ ЗаконРоссийской Федерации «Об образовании»;
♦ Федеральныйзакон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
♦ методическиерекомендации к организации занятий с учащимися, отнесенными к специальноймедицинской группе.
Физические упражнениясгруппированы с учетом направленности и воздействия на функциональное состояниеучащихся и представлены целостной системой, позволяющей корригировать нарушенияфизического развития, формировать определенные умения и навыки и развиватьдвигательные качества.
Упражнения в программахпредставлены:
♦ общеразвивающимии корригирующими упражнениями с предметами и без предметов;
♦общеразвивающими и корригирующими упражнениями с элементами бега, метания,прыжков, бросания и ловли мячей;
♦ корригирующимиупражнениями специальной направленности (развитие зрительного восприятия,пространственной ориентировки, силы, ловкости и точности движений);
♦ подвижными испортивными играми;
♦ катанием налыжах и коньках;
♦ плаванием.
Любое физическоеупражнение характеризуется внутренней и внешней структурами своих проявлений.Внутренняя структура указывает на взаимосвязь различных процессовфункционирования организма (отдых, утомление, релаксации и т. д.). Внешняясторона – это результат проявления упражнения в различных соотношениях(пространственных, временных, силовых).
Известно, что вотечественной педагогике, в том числе и в олигофренопедагогике, физическоевоспитание рассматривается в общем и более конкретном смысле: в первом случае –как социально значимое явление, поскольку подростков с нарушениямиинтеллектуального развития необходимо функционально готовить к жизни; во втором– как одно из средств коррекции недостатков физического развития и моторики.Таким образом, содержание физического воспитания в коррекционной школе VIIIвида включает:
♦ педагогическийпроцесс, направленный на развитие личности умственно отсталого школьника каксубъекта педагогического процесса;
♦ физическуюкультуру как учебный предмет с определенными целями, задачами, принципами,методами обучения;
♦ условия исреду, в которых подросток с нарушениями интеллектуального развития обучается,воспитывается и совершенствуется как личность.
Школьная, трудовая и вдальнейшем социально‑спортивная среда оказывают огромное влияние наиндивидуальные проявления личностных черт: усвоение знаний, овладениедвижениями и жизненно важными двигательными действиями.
Именно в процессефизического воспитания происходит усвоение знаний, что помогает любому ребенку,подростку включиться в занятия физкультурой, достичь «спортивных» результатов,научиться участвовать в различных формах дополнительного образования.
Содержание учебногопредмета «Физическая культура» объединяет четыре компонента:
♦ информационныйпредставляет собой средства, методы и формы организации двигательнойдеятельности, контроль за уровнем здоровья, физическим развитием и двигательнойподготовленностью;
♦ мотивационныйпредполагает включение ученика в систему выполнения физических упражнений сцелью удовлетворения двигательных потребностей;
♦ операционныйопределяет формы планирования занятий физическими упражнениями, регулированиеразличных видов нагрузки с учетом участия конкретной личности в системефизического воспитания;
♦ коррекционно‑развивающийспособствует определению и выбору средств коррекции нарушений физическогоразвития, моторики, познавательной деятельности учащихся.
В соответствии с этим впрограмме по физической культуре выделены задачи обучения физическимупражнениям, отдельные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся,указаны основные виды физических упражнений.
Программный материалносит избирательный характер.
Цель физическоговоспитания конкретизируется в ее прикладной направленности и заключается вовсестороннем развитии школьника. Прикладное направление – это не только участиев каких‑то физических двигательных нагрузках, это и привлечение кзанятиям спортом (олимпийское и параолимпийское движение).
Как уже отмечалось,основными средствами физического воспитания являются физические упражнения,направленные на формирование жизненно важных умений и навыков, воспитаниефизических качеств, развитие физических способностей, повышение адаптивныхсвойств организма и, конечно же, устранение отклонений в состоянии здоровья,нарушений физического развития.
В программах пофизической культуре четко определены задачи физического воспитания умственноотсталых школьников, подобраны основные виды упражнений. По способу воздействияна организм занимающегося выделяют упражнения: общеразвивающие и корригирующиебез предметов; упражнения на осанку; дыхательные; расслабления мышц; с положениямиголовы, туловища, конечностей; с предметами и на снарядах.
Кроме того, упражненияклассифицируют по виду состязательной деятельности (гимнастические,плавательные, легкоатлетические, игровые), по их структурным особенностям(комбинационные, циклические и ациклические).
В ациклическихупражнениях движения постоянно изменяются (прыжки, метание, кувырки, игры).
В понятие«комбинационные действия» вкладывается возможность человека выполнятьодновременно несколько двигательных действий (игры – волейбол, баскетбол,футбол, хоккей). Упражнения этого вида действий достаточно широко представленыв программах.
Координационныеспособности связаны с качеством выполнения упражнений (физические качества испособности – сила, выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, управление движениямив пространстве и времени).
Воспроизведениепространственных, силовых и временных параметров движений проявляется вточности выполнения двигательных действий. Например, отталкивание ногами отгимнастического мостика и руками от гимнастического коня (козла) позволяютсовершенствовать сенсорные (чувствительные) механизмы регуляции движений.
С учетом компонентов исодержания учебного материала в «Программе по физическому воспитанию»представлены следующие основные движения.
Ходьба и бег
Эти основные совокупностисогласованных движений в жизни человека играют важную роль общефизического иприкладного характера. Они относятся к циклическим видам движений. Походкашкольника должна быть ритмичной, с хорошей координацией рук и ног. При бегеподросток, да и взрослый человек, выбирает соответственную позу, можетнекоторое время ее сохранять, но главным остается правильное положениеспортсмена.
Большинство учащихсякоррекционной школы не умеют правильно ходить. Их этому надо учить с первогокласса. Нарушения ходьбы настолько разнообразны, что учителю даже трудно ихобъединить в группы. Но самыми распространенными нарушениями являются:некоординированность движения рук с движениями ног; неправильная постановкастопы; шаркающая походка, наличие синкинезий (непроизвольные содружественныедвижения, сопровождающие включение в движение обеих рук), неумение держатьпрямо голову, пружинистая походка и т. д.
Задача учителя –последовательно формировать у детей легкую, непринужденную походку с хорошейкоординацией движений рук и ног, обучать умению сохранять направление иопределенное расстояние между идущими впереди и сзади учащимися.
Учитель должен помнить,что ходьба и бег – жизненно важные прикладные двигательные действия и что приобучении огромное значение имеет личная демонстрация этих действий.
Для детей труднаходьба, высоко поднимая колени. Учитель показывает, а затем просит детейвыполнить движения на месте, но высоко поднимая колени, и потом короткимишагами передвигаясь вперед.
Необходимо практиковатьходьбу в различном темпе, с различной постановкой стоп: на пятках, на внешней ивнутренней стороне стоп, на носках; с предметами: гимнастической палкой, малымобручем, волейбольным или баскетбольным мячом, флажками, скакалкой и т. д. в различномисходном положении (перед собой, на лопатках, за спиной, на плечах).
Задания должны бытьдоступными, понятными, хорошо иллюстрированы, с имитацией движений гимнаста,лыжника, конькобежца; под музыку, счет, команду учителя, хлопки, сигналы.
Бег
Это естественный виддвижений должен быть использован на каждом уроке. Он выполняется в медленном иускоренном варианте. Обучение бегу вызывает ряд трудностей. Большинствоумственно отсталых школьников не понимают назначение бега, не могутрегулировать дыхание, преодолевать утомление, распределить энергетическийпотенциал.
Дети с трудомовладевают навыками бега, поэтому уже в I–IV классах их обучают бегу ссохранением осанки, перебежкам группами и по одному, с преодолением препятствийна отрезке 30 м, медленному бегу до 2 минут, челночному бегу (3 х 10 м),круговой и встречной эстафете. Трудности обусловлены тем, что, поскольку бегвходит во многие виды упражнений (прыжки, метание, игры), учитель предъявляет кнему разные требования.
Вот почему вкоррекционной школе бегу необходимо обучать только в естественных условиях и,пока не сформированы навыки свободного, прямолинейного бега на носках с хорошейосанкой, с достаточно высоким подниманием бедра, параллельной постановкой стоп,никакие другие изменения вводить нельзя.
Прыжки
В младших классахначинается интенсивное обучение учащихся прыжкам на месте, через препятствие, вдлину с места, высоту с шага (небольшого разбега), с прямого разбега в длину,высоту способом перешагивания, согнув ноги и на результат. При этом основноевнимание учитель должен уделить технике выполнения прыжка и, конечно же,качеству. Общее требование – правильное приземление: без потери равновесия,мягкое. Чтобы ребенок мог выполнить приземление, правильно «падать», вначаленадо обучить его прыжкам с небольшой высоты, «в глубину». Это будетспособствовать преодолению страха.
При обучении прыжку вдлину и в высоту с разбега, надо обратить внимание на сам разбег иотталкивание. В классах можно учить отталкиванию без обозначения места, нонедалеко от гимнастического мата, прыжковой ямы, продолжая уделять особоевнимание правильному приземлению. Как подготовительные упражнения к любомупрыжку (в длину, высоту, опорному) можно использовать прыжки на одной‑двухногах на месте, в движении, развивая тем самым у детей прыгучесть, силуотталкивания.
При этом следуетосторожно подходить к детям, у которых имеются сопутствующие отклонения всостоянии здоровья и нарушения в опорно‑двигательном аппарате (сколиоз,лордоз, плоскостопие) и нарушения соматического характера.
Прыжки, которым обучаютдетей в младших классах, можно разделить на два вида: через вертикальноепрепятствие (прыжок в высоту) и через горизонтальное (прыжок в длину). Основнаязадача при этом – создать правильное представление о конкретном виде прыжка,что является основой в обучении прыжкам. Для этого прыжок делят на элементы:правильный разбег, сильное отталкивание, координация движений в полете, мягкоеприземление. Обучают разбегу с 3–4–5 шагов, постепенно приближая местоотталкивания к постоянной зоне отталкивания.
Общая ошибка умственноотсталых школьников – длительное время отталкивания двумя ногами и приземлениена одну ногу. Вот почему при обучении прыжкам в длину и высоту следуетдобиваться отталкивания одной ногой, а опорным прыжкам «в глубину» (обучение имначинается с III класса) – двумя. Опорный прыжок через гимнастического козладети начинают выполнять только в IV классе.
Упражнения в метании
В младших классахглавная задача – научить школьников правильно, метко и далеко метать малые мячии другие легкие предметы. При последовательном и правильном использованииметания на уроке можно положительно и избирательно развивать нервно‑мышечныйи костносвязочный аппараты как верхних конечностей и плечевого пояса, так ивсего организма в целом. Метание вырабатывает точные согласованные движениякисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища; глазомер и умениесоизмерять свои усилия.
Но достаточно большоеколичество младших школьников не могут манипулировать мячом, с трудом собираютразбросанные по полу мячи. Одни из них, боясь уронить мяч, крепко сжимают егоруками, другие, обладая слишком слабым захватом, не в состоянии долго удержатьмяч, который постоянно выскальзывает у них из рук.
Можно сказать, что убольшинства младших школьников кисть не готова к манипуляции с мячом. Вотпочему в программе большое место отводится подготовке кисти рук к метанию итолько потом к броску и ловле мяча. Со II класса начинает вводиться метание сместа и на дальность. Метание в цель очень полезно начинать в конце III класса,продолжить в IV. Для этого необходимо широко практиковать подводящие иподготовительные упражнения.
При обучении переброскемяча, бросанию и ловле необходимо готовить детей к ориентировке в пространствеи времени.
Характерным дляумственно отсталых школьников данной возрастной группы является то, что они какбудто правильно воспринимают указание учителя и пытаются выполнить метание, кактребуется, но само упражнение у них не получается. Например, в задании невысокоподбросить мяч, ноги поставить на ширине плеч, после отскока от пола принятьмяч, вернуться в исходное положение дети всегда ошибаются: подбрасывают мячочень высоко до 10–12 м, или наоборот, низко – 50–60 см. При этом они меняютпозу, руки направляют в сторону летящего мяча, что не позволяет им своевременноподхватить мяч или быстро собрать мячи на полу. Это свидетельствует онесовершенстве координационных возможностей детей. Метание в цель учительдолжен рассматривать как упражнения, способствующие обучению правильно метатьна дальность. Навыки метания можно закрепить в подвижных играх с бросанием,ловлей и метанием.
Подвижные игры
При распределенииподвижных игр на конкретный урок руководствуются дидактическими требованиями кизучению основного материала и степенью сложности изучаемых упражнений. Так,если на уроке основным упражнением является бег или прыжки в длину, высоту, тоиспользуют игры с элементами метания, ловлей мяча, коррекционные игры. Еслидети выполняют упражнения в ловле, передаче предметов, метании, то предлагаютсяигры с бегом, прыжками и, естественно, закрепляются навыки метания, бросков,ловли.
Обучение нужно начинатьс простых игр как по сюжету, так и по спортивной насыщенности. Следуетпостепенно практиковать игры, которыми пользуются сверстники, не имеющиеотклонений в развитии.
В программе «Подвижныеигры» игры распределены по признаку преимущественных двигательных действий: сэлементами бега («Быстро по местам»; «Кошки и мышки»); прыжков («Точныйпрыжок»; «Волк во рву»); бросанием, метанием («Пустое место»; «Подвижнаяцель»); зимних игр («Снайпер»; «Снегурочка»; «Крепость»). И лишь в IV классеучащиеся начинают знакомиться с игрой «Пионербол», которая готовит их к игре вволейбол в старших классах.
Объяснение игры должнобыть кратким, сам учитель может принять участие в игре. Наблюдая за действиямиучителя, дети стараются действовать так же, спрашивают, если им что‑тонепонятно.
Очень важны игры,включающие движения, по структуре и характеру аналогичные тем, которыеизучаются в процессе занятий гимнастикой, бегом, прыжками, метанием, лыжнойподготовкой. Элементарные умения и навыки, приобретенные детьми в игровыхусловиях, легче запоминаются, вариативны и даже облегчают овладение болеесложными техническими упражнениями.
В IV–V классах можнопрактиковать игры с элементами соревнований. Но эти игры не всегда понятныдетям, поэтому в процессе игры часто возникают конфликты. Дети обвиняют болееслабого ученика, угрожают ему, не хотят, чтобы он был в их команде. Учителюнеобходимо помнить, что спортивная игра не только направлена на закреплениесформированных умений и навыков, но и является важным средством воспитания.
Иногда учащиеся, усвоивна занятиях гимнастикой элементы метаний, прыжков, бега, в играх же выполняютдвижения неточно, неправильно и даже небрежно, без желания. Задача учителя –организовать игровую обстановку так, чтобы дети были заинтересованы в самойигре, в ее конечном результате, выполняли движения качественно, рационально.Вот почему в коррекционной школе VIII вида часто используются ритмические иимитационные упражнения, способствующие развитию чувства ритма, такта,восприятия, внимания, координации движения, памяти. Включение этих упражнений вигровые ситуации помогает решать коррекционные задачи, а сами игры называютсякоррекционными. Они содержатся в программе каждого года обучения и должнывключаться на занятиях.
Лыжная подготовка
Занятия лыжным спортомразносторонне влияют на организм человека. В специальной школе это активнейшеесредство прикладного и коррекционного характера.
Занятия лучше проводитьна территории школы или недалеко от нее, желательно без переходов улиц.Необходимо проложить две учебные лыжни (внутреннюю и внешнюю). Желательно,чтобы лыжня имела небольшой уклон. С попеременным двухшажным ходом детиначинают активно знакомиться с IV класса, задача учителя в I–III классах –обратить внимание на обучение скользящему шагу, передвижению без палок и с ихпомощью. Дети на уроках должны преодолеть на лыжах расстояние до 600 м во IIклассе; до 800 м в III классе; до 1,5 км в IV классе; более длинные дистанции встарших классах. Указанные нормативы носят условный характер и строгоиндивидуализированы.
Главная задача приобучении лыжам – ознакомить учащихся с простейшими правилами обращения слыжами, палками, научить готовиться к занятиям, обучить основным строевымприемам с лыжами, построениям.
Самыми необходимымиспособами передвижения на лыжах в период начального обучения должны быть:ступающий, скользящий и попеременный двухшажный ход; подъемы ступающим шагом,елочкой, лесенкой; спуск в основной и средней стойке; поворот «переступанием»вокруг пяток лыж, вокруг носков лыж.
Упражнения в лазании иперелезании
Эти упражнения,обучение которым осуществляется индивидуально, – хорошее средство укреплениямышц рук и туловища, они помогают развитию смелости, ориентировки впространстве, способствуют улучшению и развитию координационных возможностей.
В младших классах лучшене использовать упражнения при одиночной опоре, так как у некоторых детейимеются стертые парезы, а это, в свою очередь, не позволяет долго удержаться наснаряде.
Упражнения на развитиеравновесия
Эти упражнения имеютогромное значение, поскольку способствуют формированию правильной осанки,выработке навыка держать тело в необходимом положении. Они используются как дляобучения какому‑то действию с сохранением равновесия, так и длявоспитания чувства равновесия на определенной высоте в статическом илидинамическом положениях.
В коррекционной школепредлагаются упражнения в сохранении равновесия на уменьшенной и повышеннойопоре, выполнение на ней упражнений с различными предметами. Подобныеупражнения требуют от учащихся сосредоточенности, внимания, волевых усилий;поэтому ими следует заниматься в среднем или медленном темпе, под наблюдениемучителя, оказывающего помощь и страховку отдельным учащимся.
В результатемногократного выполнения специально подобранных упражнений формируется навык вудержании равновесия.
Задержка илинедостаточное развитие функции равновесия (его сохранение и поддержание) влияетна точность движений, ритм, темп, на развитие и улучшение координационныхспособностей.
Обучение равновесиюнадо начинать на полу: стоя на одной ноге, руки в сторону, вверх; стоя наносках с тем же исходным положением; ходьба и бег по узкому коридору,обозначенному на полу; ходьба на повышенной опоре (гимнастическая скамейка),рейке гимнастической скамейки, низкому бревну. Эти же упражнения можновыполнять с предметами: перешагивание через предмет, ловля и подбрасываниепредметов (мяч, малая гимнастическая палка), сильным учащимся – прыжки вверх вшаге через вращающуюся скакалку.
Такая организациязанятий не требует специальной затраты времени и вместе с тем способствуетвоспитанию чувства равновесия.3. УРОК ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ
В процессе овладенияфизическими упражнениями решаются образовательные, воспитательные, лечебно‑оздоровительныеи коррекционно‑компенсаторные задачи.
Образовательные задачи направленына формирование у детей двигательных умений и навыков, сообщение элементарныхсведений по гигиене физических упражнений, состоянию здоровья ученика. Спомощью специально подобранных упражнений, игр у детей в разной мереразвиваются сила, ловкость, быстрота, выносливость. Все эти двигательныекачества способствуют воспитанию у школьников уверенности в овладении какпростыми, так и более сложными упражнениями.
Воспитательная задача решаетсяпараллельно с образовательной. На всех уроках воспитываютсядисциплинированность, умение владеть своими эмоциями, честность, воля,настойчивость, дружба, чувство товарищества, взаимопомощи и выручки. Эта задачадостаточно трудоемка, и иногда в рабочем плане‑конспекте учитель ее неопределяет только потому, что не может быть обучения без воспитания и наоборот.
Решение лечебно‑оздоровительнойзадачи предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплениюздоровья ученика, помогают развитию сердечно‑сосудистой и дыхательнойсистем.
Учитель долженподобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянноиспользовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития,моторики.
Решение коррекционно‑развивающейзадачи предполагает такую организацию занятий, при которых физическиеупражнения используются для коррекции имеющихся нарушений как в физическомразвитии, так и в интеллектуальном.
Уроки физическойкультуры должны быть эмоциональными, вызывать интерес к двигательнойдеятельности. Показывая упражнения, чередуя их, учитель может вызвать интерес ких выполнению, предлагая игры, в которых эти упражнения используются. В III–IVклассах можно практиковать упражнения в форме соревнований, типа «Кто самыйнаходчивый!», «Кто точнее и быстрее!», в старших – спортивные игры.
Учитель должен серьезноготовиться к уроку: знать состав учащихся класса, их уровень физическогоразвития, двигательной подготовленности, интеллектуальные особенности;познакомиться с учениками, посетив уроки математики, письма, трудовогообучения; проконсультироваться с классным руководителем, врачом школы. Толькотогда можно надеяться, что задачи урока будут реализованы.
Готовясь к уроку,учитель должен учитывать результаты предыдущих уроков, отношение детей кзанятиям, что дети не могли успешно выполнить и почему. Необходимо уделитьсерьезное внимание подбору физических упражнений и даже игр. Определить местопостроения детей в зале, свое место, перемещения, как и в какойпоследовательности выполнять упражнения, ожидаемый результат.
Композиционно урокфизической культуры состоит из 4 частей в отличие от уроков в классахобщеобразовательной школы. Каждая из этих частей выполняет свои организационно‑дидактическиезадачи и помогает учителю приучить учащихся самостоятельно готовиться к уроку,решать задачи обучения.
При планировании уроковучитель должен учитывать:
♦ где будетпроводиться урок – в зале или на улице;
♦ в какомсостоянии предполагаемое место занятий;
♦ обеспечениеурока оборудованием, спортивным инвентарем;
♦ какое место вучебном расписании занимает данный урок, его тип;
♦ готовностьдетей к предложенным нагрузкам на уроке;
♦ интерес детей кзанятиям на уроке.
Четкое распределениеподобранных упражнений по частям, методическое выполнение их обеспечитспокойное проведение урока.
Вводная часть являетсяорганизационной. Учитель приводит учащихся в зал, помогает приготовиться куроку, приучает к командам (в подготовительном и I классах – к распоряжениям),строит в указанном месте и направлении, чтобы при передвижении они не мешалидруг другу, видели учителя, выполняли различные задания, а учитель мог оказатьпомощь. Детей можно строить по росту либо по уровню интеллектуального ифизического развития.
Начиная со II класса,построение производится по команде учителя, с расчетом по порядку. Свое местоучитель определяет лично. Он может идти рядом с детьми, впереди. При входе взал занимает место впереди и указывает форму построения.
Место построения можнообозначить с указаниями его каждому ученику в виде кругов, квадратов,треугольников или других символов. В таком случае дети быстрее запоминают своеместо и ученика, возле которого стоят.
Подготовительная часть имеетчетыре функции. Суть первой из них состоит в подготовке организма учащихся кпредстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки служат комплексыупражнений общеразвивающего характера: с гимнастическими палками, флажками,мячами, обручами, с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т. д. Содержаниеподготовительной части зависит от общих и частных задач урока.
Вторая функцияподготовительной части урока заключается в том, что из предложенных упражненийучитель выбирает два‑три, направленных на формирование двигательныхумений и навыков.
Третья функция –использование подготовительных физических упражнений как средства формированияопределенного двигательного качества.
Четвертая функция –включить в подготовительную часть упражнения, направленные на коррекциюосновного и сопутствующих дефектов.
Таким образом,подготовительная часть урока, которая может длиться 10–15 минут, будетсодержать 8–10 упражнений различного характера.
В третьей, основнойчасти урока решаются образовательные, коррекционные иоздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основнойгимнастики и легкоатлетические упражнения, а также игры различного характера инаправленности с элементами бега, прыжков, строя, метания, строевымиупражнениями.
С младших классов науроках физкультуры закладываются основы движений, расширяются двигательныевозможности, формируются простые двигательные умения и навыки. Задача учителя восновной части урока – подобрать упражнения, которые решали бы перечисленныезадачи и удовлетворяли физиологические потребности учащихся. Необходимособлюдать последовательность разучивания упражнений.
Заключительная часть выполняетдве функции:
♦ подготовитьучащихся к последующей деятельности, чтобы они могли спокойно приступить кзанятиям на других уроках или во внеурочное время;
♦ подвести итог урока,оценить умения и навыки учащихся, их отношение к уроку, старания.
Первая функцияобеспечивается снижением нагрузки на организм детей, для чего используютсястроевые упражнения; общеразвивающие с предметами и без предметов; игрыимитационного характера на внимание, на развитие памяти, наблюдательности;упражнения на расслабление.
При подведении итогов,когда выставляется оценка в дневник и в классный журнал, дети могут стоять вшеренге или сидеть на скамейке. Уход детей из зала должен быть строго организован.
Заключительная частьурока длится 3–5 минут, до 7 минут в подготовительных и I классах.
Структура урока можетменяться в зависимости от задач урока, состава детей и учебного материала. Приэтом обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальнымподходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.
В коррекционной школепрактикуют следующие типы уроков: вводные (ознакомление с новым материалом),смешанные (комбинированные), уроки совершенствования и контрольно‑зачетные.Каждый урок имеет конкретные, комплексно реализуемые задачи.
4. ФИЗИЧЕСКОЕВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Длительное пребываниеучащихся в школе, обучение в классах, работа в школьных мастерских требуютстрогого выполнения режима дня. Для коррекционной школы различают: тепловой,световой, санитарно‑гигиенический, лечебно‑оздоровительный,двигательный и охранительный виды режимов. Учащиеся естественно переключаются содного вида на другой, чему способствуют мероприятия с разнообразнойдвигательной активностью.
В число такихмероприятий могут входить:
♦ утренняязарядка, в процессе которой учащиеся обязательно вместе с воспитателем,медсестрой или учителем физкультуры выполняют упражнения общефизическойнаправленности, что дает возможность включить школьника в ритм дневнойдеятельности;
♦ гимнастика дозанятий, общеразвивающие и дыхательные упражнения для которой подбираются так,чтобы успокоить детей перед уроком;
♦ физкультминуткина общеобразовательных уроках для снятия утомления, переключения ученика с одноговида деятельности на другой. Это пять‑шесть упражнений малойинтенсивности с речитативами (в младших классах) или в обыкновенном режиме;
♦ физкультпаузы –более интенсивное выполнение физических упражнений на уроках трудовогообучения, на больших переменах. Учащиеся заранее разучивают с учителемфизкультуры два‑три комплекса упражнений с учетом специфики вида труда.Можно практиковать малоинтенсивные подвижные игры (большинство их представленов программе по физическому воспитанию);
♦ спортивныепрогулки после уроков. Воспитатель заранее выбирает маршрут, сообщает егоучащимся, указывает (определяет) цели, задачи прогулки, отмечает в своемрабочем плане воспитательной работы, согласовывает с врачом школы,администрацией.
Особое внимание следуетобратить на спортивно‑массовые мероприятия. Среди них самыми массовыми инаиболее действенными являются занятия в спортивных кружках по отдельным видамспорта: легкоатлетические, гимнастические, плавания, спортивных и подвижныхигр.
Занятия в кружках,которые могут проводить учителя физкультуры школы и тренеры, имеющиеспециальную спортивную классификацию, требуют серьезного подхода ккомплектованию групп, выбору мест и условий занятий, а также уровню физическогоразвития учащихся. Старших школьников можно включать в группы подростков снормальным развитием, что будет способствовать их интеграции в здоровую среду.При этом следует осторожно относиться к учащимся, которые по состоянию здоровьяотнесены к специальной медицинской группе.
Спортивные соревнованиямогут проводиться как внутри коррекционной школы, так и с другими школами.Соревнования между школьниками разных классов способствуют созданию сборныхкоманд школы. Команды могут комплектоваться по смешанному типу (настольный,большой теннис, «Веселые старты», различные эстафеты), по половому признаку, повозрастному (футбол, волейбол, лыжные гонки, бег на коньках – старшие классы;плавание, гимнастика, подвижные игры – младшие классы). Главное требование кучителю при проведении соревнований – сопереживать вместе с учеником, учить егоправильно реагировать на победу и поражение. Сама организация соревнований –общепринятая. Особое внимание следует обращать на внешний вид соревнующегося,его поведение. Результаты соревнований должны освещаться на специальном стенде.Награждать лучших, отличать их спортивные успехи желательно на школьныхлинейках.
Физкультурныепраздники, в которых должно участвовать как можно больше школьников,органически вписываются в систему физического воспитания. Содержание программыпраздника должно соответствовать возрасту школьников, их двигательнойподготовленности, уровню интеллекта и опыту участия в празднике.
В системе адаптивнойфизической культуры различают рекреационно‑оздоровительный спорт и спортвысших достижений. Встречаются спортсмены с нарушениями интеллектуальногоразвития, которые достигают хороших результатов в процессе соревнований. Это тешкольники, у которых моторные функции и физическое развитие не имели нарушений.Дети и подростки коррекционных школ VIII вида охвачены системой специальнойолимпиады (Special Olympics), девиз которой провозглашает не победу, а участиев соревнованиях.