Введение
Дисциплина «Основы профориентологии»- отрасль психологических знаний и важное звено общей специальной подготовкистудентов специальности «Педагогика и психология».
Проблемапрофориентационной деятельности на современном этапе в системе образованиястоит особенно остро, в этой связи работа психолога в школе в целях оказанияпрактической помощи подросткам включает профконсультационный ипрофдиагностический компоненты. Основные решаемые задачи данного курса – помочьшкольникам в профессиональной ориентации и личностно-профессиональном самоопределениии подготовить их к профессиональной работе в новых экономических условиях.
Выпускникиобщеобразовательной и профессиональной школ страдают от неопределенности своейбудущей карьеры, многие из них нуждаются в специальном консультировании ипсихологической помощи. В настоящее время рынки профессий и образовательныхуслуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50% выпускниковвузов реально работают не по той специальности, по которой они получилиобразование; около 60% выпускников средних специальных заведений и 70%выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются невостребованными предприятиями и организациями. Правильный выбор профессии длямолодого человека является основой самоутверждения в обществе.
Для адекватного выборавыпускнику школы необходимо проделать большую, сложную внутреннюю работу с помощьютестов-опросников, помогающих осознать кем быть, каким быть, к какой социальнойгруппе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели определить для себяв будущем.
1. Понятие профориентологии
Профориентология— научная дисциплина,находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты,механизмы и закономерности профессионального становления личности.
Цельпрофориентологии —оказание психологической и педагогической помощи при выборе профессии, впроцессе карьерного роста, а также актуализация профессионально-психологическогопотенциала личности.
В процессе профориентациипроводится работа профориентолога, в которую он вовлекает учеников на всехэтапах их обучения. Работа по профориентации охватывает такие этапы:информационный (профобразование), диагностический, консультирование, трудовыепробы, собеседования.
2. Этапыпроведения профориентации
Первый этап — информационный. Прежде чем выбрать профессию, абитуриенты должны получитьмаксимум информации о профессиях, их сути, статусе на рынке труда, уровнях образования,перспективах трудоустройства, возможностях продолжения обучения.
Информационно-справочные,просветительские методы:
· профессиограммы —краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы струдом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать болеекомпактные и понятные формы описания профессий);
· справочнаялитература (при условии достоверности такой справочной информации);
· информационно-поисковыесистемы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и местработы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотеки т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
· профессиональнаяреклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательностидля тех, кому такая реклама предназначена);
· экскурсиишкольников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременногоподбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
· встречишкольников со специалистами по различным профессиям (при условии специальногоотбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);
· познавательные ипросветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
· профориентационныеуроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные «мероприятия»);
· учебные фильмы ивидеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для нашей страны, так какпоказывать почти нечего);
· использованиесредств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательномучете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующегоне только динамичного изложения существа вопроса, но и умения «производитьвпечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения«объема» профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода«редакторским правкам» и «цензуре»);
· различные«ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность впрофориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ.
Второй этап — диагностика. Для того, чтобы избрать какую-либо конкретную профессию,абитуриент должен определить свои способности, интересы, понять, осознать доконца свой выбор.
Методыпрофессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании):
· беседы-интервьюзакрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
· открытыебеседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленныхвопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о человекебольше информации, чем традиционное тестирование);
· опросникипрофессиональной мотивации (специалисты считают, что для человека, выбирающихмассовые профессии, т. е. для большинства, это более важная диагностика, чемопределение способностей к профессии);
· опросникипрофессиональных способностей (требуется очень избирательное их использование иособая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросникиоправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; длябольшинства же профессий «профпригодность формирмируется в самой трудовойдеятельности» — по Е. А. Климов);
· «личностные»опросники (для их использования требуется особая подготовка профконсультантов,понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников впрофконсультации. По-настоящему личность нельзя «просчитать», настоящийличностный тест — это поступок человека в ответственные моменты жизни(например, на «референдумах» при «голосованиях», когда испытывается способностьпротивостоять изощренной пропаганде); иногда о человеке можно многое сказать ипо его поведению в общественном транспорте; таким образом, получается, что тестна «личность» — это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но, сдругой стороны это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни такчто очень сложно оценить личность в обыденном, «усредненном» режиме жизни;
· проективныеличностные тесты (требуется особая подготов профконсультанта для ихиспользования);
· метод наблюдения— это «один из основных научно-практических методов работы психолога» — по Е.А. Климову (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого объектаи параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способовинтерпретации результатов и др.);
· сбор косвеннойинформации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов идругих специалистов (при условии тактичности и этической корректности такогоопроса);
· психофизиологическиеобследования (в широкой практике имеет смысл для профессий с особыми условиямитруда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разныхвидов трудовой деятельности);
· использованиеразличных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспектыпрофессиональной деятельности, что позволяет строить прогнозы относительно будущегопрофессионального поведения участников этих процедур;
· исследование инаблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности. Использованиеразличных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но иизучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональныедействия.
Третий этап — консультирование. Предусматривается, что в течение консультаций каждыйабитуриент получит индивидуальную консультативную помощь в выборе профессии сиспользованием профессиограм и психограм. Также проводится работа со Схемойанализа профессий. В процессе консультаций может происходить переориентацияабитуриентов на другую профессию (специальность), если выбранная ними профессиянеактуальна или не соответствует способностям абитуриента, однако окончательныйвыбор всегда остается за ним.
Четвертый этап — трудовыепробы. На этом этапе мастера производственного обучения или педагоги проводятпрактику с абитуриентами, которые первично определились с профессией(специальностью), в лабораториях и учебно-производственных мастерскихучреждений профессионального обучения. Во время трудовых проб абитуриентызнакомятся с рабочими местами, их техническим оснащением, сравнивают своиожидания с реальными условиями трудовой деятельности; оценивают своивозможности в выбранной профессии.
Пятый этап — собеседование. Администрация и работодатели общаются индивидуально с каждымабитуриентом. Цель собеседования — определить, готов ли абитуриент работать, ив случае его готовности предложить ему вакансию.
Услуги профориентацииобычно предоставляются специалистами Государственной службой занятости вгородских и областных службах занятости.
3. Должностныеобязанности
· Осуществляетпрофессиональное воспитание личности, содействует формированию и развитию профессиональнозначимых склонностей, способностей, интересов человека на всех этапах егопрофессионального самоопределения, в различных видах деятельности(познавательной, коммуникативной, игровой, учебной, трудовой) в учрежденияхобразования и других организациях всех форм собственности.
· Моделируетпроцесс выбора специальности и квалификации с учетом возрастных особенностей исоциального опыта личности.
· Оказываетпедагогическую поддержку молодежи и трудоспособному населению в формированииположительной мотивации к профессиональной деятельности.
· Разрабатывает ипроводит мероприятия, способствующие профессиональному самоопределениюличности, формированию активной позиции в период профессионального выбора.
· Раскрываетсодержание специальностей и квалификаций, их социально-экономическиехарактеристики, физиологические и психологические качества личности специалистаи рабочего, необходимые для освоения и выполнения конкретного видадеятельности.
· Консультирует повопросам профессионального образования.
· Информирует обусловиях, способах, формах освоения специальностей и присвоения квалификаций.
· Пропагандируетпрофессии и специальности, соответствующие важнейшим направлениямсоциально-экономического развития страны, способствует формированиюположительной мотивации к овладению ими.
· Организует ипроводит профессиональные консультации.
· Осуществляетинформационно-педагогическую поддержку личности в поиске вариантов еепрофессионального становления и развития.
· Содействует ввыборе, коррекции, планировании профессиональной карьеры человека.
· Способствуетреальной самооценке профессиональных возможностей личности.
· Производитописание профилей и направлений образования, групп специальностей сопределением их социально-экономического значения, перспектив развития, условийтруда и его оплаты, с учетом медицинских и других ограничений.
· Организует ипроводит конференции, семинары, совещания по проблемам профориентологии.
Должен знать: нормативныеправовые акты и методические документы в области профессионального образованияи воспитания; профориентологию как научную дисциплину в совокупностипедагогических, психологических и философских знаний; профессиональнуюпедагогику; психологию личности и психологию труда; нормативные правовые акты,руководящие и методические документы, относящиеся к сфере образования идеятельности педагога-профориентолога; профессиологию; образовательныестандарты всех уровней и ступеней образования; квалификационные характеристикидолжностей служащих и тарифно-квалификационные характеристики рабочих;информацию о потребностях рынка труда в стране и регионах, о перспективахразвития видов экономической деятельности в республике; основы информационныхтехнологий; теорию и практику администрирования баз данных; теорию и практикуработы с персоналом; основы теории качества образования; основы социологии иметоды социологических исследований; основы трудового законодательства; правилаи нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Вывод
Выбор профессии – важныйшаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтомустоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.
Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, онадолжна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из рядавзаимосвязанных этапов.
Сформировать у школьниковличностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественныецели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностяхс их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач черездальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальнымизнаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изученияспециальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и еесистемы в общеобразовательных учреждениях
Профориентационная работасо старшеклассниками не может быть каким то отдельным направлением, онапроводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работойшколы. Профориентационная работа является интегральной частью всейучебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных ивоспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.
Списоклитературы
1. Пряжников,Н.С. Психология труда и человеческого достоинства М.: Издательский центр«Академия», 2001. – 480 с.
2. Крюкова Е.П. Методыи формы профориентационной работы в школе. – Омск: «ООЦПО». 2001.
3. Климов,Г.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону:«Феникс», 1996. 512 с.
4. http://psy.piter.com/
5. http://bankzakonov.com