Введение
Актуальностьпроблемы.Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речимы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существуетмножество людей, страдающих нарушениями речи.
Часто даннаяпроблема возникает уже с самого рождения.
Доля рожденияздоровых новорожденных в течение последних нескольких лет снизилась с 43% до 37%.Сегодня около 70% новорожденных имеют диагностированное перинатальное поражениецентральной нервной системы (Волосовец Т.В.), что является одним изосновополагающих факторов возникновения сложнейших нарушений речи.
Возраст от 1до 3 лет, который принято называть «ранним возрастом», в жизни детей имеет особоезначение: обладает огромными возможностями для формирования основ будущейвзрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это времяпроисходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один изпоследующих периодов жизни. Именно в этом сензитивном периоде закладываютсяосновы интеллекта, мышления, высокой умственной активности.
В этомвозрастном промежутке наблюдаются два (первый – 1–2 года жизни и второй – 3года) из трех критических периода в развитии речевой функции. Любые, даже какбудто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этих периодах, могутотразиться на развитии речи ребенка. Поэтому уже в этом «благоприятном»возрасте важно оказывать логопедическую помощь по устранению речевых нарушений.
Если выявитьвероятность возникновения речевого недоразвития и начать логопедическую работу всензитивный период формирования высшей психической функции, это даствозможность использовать все преимущества сензитивности и, следовательно,предупредить или смягчить речевое нарушение, а в ряде случаевдаже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Так же научныеэксперименты показали, что грамотно организованная ранняя коррекция способнапредупредить появление вторичных отклонений в развитии, а для значительнойчасти детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток наболее раннем этапе возрастного развития.
Большую рольв поиске эффективных решений проблемы раннего вмешательства сыгралопереосмысление на современном уровне положений выдающегося отечественногопсихолога Л.С. Выготского о социальности развития младенцев и их отношенийсо взрослыми, а также об использовании сензитивных периодов для предупреждениясоциально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений вразвитии. Значительным вкладом в осознание необходимости ранней помощи детям такжестали зарубежные научные исследования таких ученых, как Р. Болби, Д. Винник,М. Айнсворг (60–80-е годы).
К числусовременных публикаций по проблемам оказания ранней помощи относятся статьи наоснове исследований О.Е. Громовой, Е.М. Мастюковой, Н.С. Жуковой,Е.Ф. Архиповой, Н.М. Аксариной, В.А. Петровой, А. Арушановой.Выше перечисленные авторы описывают как методы диагностики, так и направлениякоррекционно-развивающего воздействия.
Проблема заключается в том, чтодидактические игры по развитию речи детей младшего дошкольного возрастапредставлены в литературе разрозненно, несистематизированно, что затрудняетлогопедический процесс в работе с данной категорией детей.
Даннаяпроблема обусловила выбор темы исследования: Особенностилогопедической работы с детьми 3–4 лет, имеющими речевые нарушения.
Объектисследования: Процесс логопедической работы с детьми младшего дошкольноговозраста, имеющими речевые расстройства.
Предмет: Направления и содержаниелогопедической помощи детям младшего дошкольного возраста.
Цель: Изучить теоретический аспектпроблемы оказания логопедической помощи детям младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определитьосновные понятия исследования (ранний возраст, ранняя логопедическая помощь,речевые нарушения, онтогенез, дизонтогенез).
2. Исследоватьонтогенез речевой деятельности и выявить особенности речевого развития детеймладшего дошкольного возраста.
3. Изучитьпроявления речевого дизонтогенеза в младшем дошкольном возрасте.
4. Рассмотретьосновные направления и содержание логопедической работы с детьми младшегодошкольного возраста.
1.Основные понятия исследования
дизонтогенез речевойнарушение логопедический
Данныйпараграф посвящен рассмотрению основных понятий работы. Этот анализ необходимдля того, чтобы разобраться во множестве существующих терминов.
Речь – этоисторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций,создаваемых на основе определённых правил. Именно так объясняют нам это понятиеавторы педагогического словаря. [14] А автор понятийно – терминологическогословаря логопеда понимает под этим термином сложившуюся исторически в процессематериальной преобразующей деятельности людей форму общения, опосредованнуюязыком. [24] Такой же точки зрения придерживаются и авторы психологическогословаря.
Процесс речипредполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми(речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и ихпонимание.
Развитие речидетей начинается с самых первых дней. Философы трактуют термин «развитие» каксущественное, необходимое движение, изменение во времени. Авторы словаря попедагогике под развитием понимают изменение, представляющее собой переход отпростого ко все более сложному, от низшего к высшему. [14] Мы же отдаемпредпочтение трактовке данного понятия автором понятийно – терминологическогословаря логопеда: развитие – это направленное, закономерное изменение явленияили процесса, ведущее к появлению нового качества. [24]
Для тогочтобы выявить особенности логопедической работы с детьми 3 – 4 лет, нам нужноопределить, какой процесс называется логопедической работой и выяснить к какомупериоду жизни человека относится интересующий нас возраст.
Итак, помнению авторов медицинской энциклопедии логопедическая помощь (греч. logos слово,речь + paideia воспитание, обучение) – это вид медико-педагогической помощи,оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального илиорганического происхождения. Логопедические занятия – это занятия, проводимыелогопедом с целью коррекции речи логопатов. [24]
Вернемся квопросу возрастной периодизации. К преддошкольному возрасту относят этаппсихического и физиологического развития ребенка, соответствующий возрасту от 1до 3 лет – является периодом раннего детства [24], а возраст 3–4-х лет относят кмладшему дошкольному.
Такимобразом, логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста – этоспециальная работа с 3–4-летними детьми, направленная на стимуляциюэмоциональных и голосовых реакций, речевой активности, всестороннее развитиелогопата с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.
Что мы знаемо детях интересующего нас возраста? В первую очередь, мы знаем, что 3 года –возраст кризиса – этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальнойперестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом кновому типу взаимоотношений с окружающими. Характерная особенность этоговозраста – негативизм, упрямство, непослушание, строптивость. Проявление этихреакций можно, по всей видимости, рассматривать как зарождение потребности впризнании, уважении. [21]
На четвертом году ребенок не стремится быть диктатором в доме,перестает быть «тираном». Припадки гнева или неудовольствия (например, когда онложится на землю и отказывается идти дальше) становятся все более редкими.
Следующееважное для исследования понятие – речевые нарушения. Под нарушением речиподразумевается отклонение от нормы (расстройство), вызванное изменениями встроении или работе речевой системы или задержкой общего психического развитияребенка в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. [18]
Поднедоразвитием (отставанием) же речи понимается качественно более низкий уровеньсформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Инедоразвитие и нарушение – есть отклонения от нормального развития –дизонтогенез (диз + онтогенез) – нарушение индивидуального развития организма.
Все видыречевых нарушений можно подразделить на две большие группы в зависимости оттого, какой вид речи нарушен: устная или письменная.
К нарушениямустной речи относят дисфонию (отсутствие или расстройство фонации вследствиепатологических изменений голосового аппарата), брадилалию (патологическизамедленный темп речи), тахилалию (патологически ускоренный темп речи),заикание (нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожнымсостоянием мышц речевого аппарата), дисалию (нарушение звукопроизношения принормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата), ринолалию(нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленныеанатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата), дизартрию (нарушениепроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервацииречевого аппарата), алалию (отсутствие или недоразвитие речи вследствиеорганического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном илираннем периоде развития ребенка) и афазию (полная или частичная утрата речи,обусловленная локальными поражениями головного мозга).
К нарушениямписьменной речи относят дислексию (частичное специфическое нарушение процессачтения) и дисграфию (частичное специфическое нарушение процесса письма).
Таким образом,в логопедии выделяю 11 форм речевых нарушений. Внутри каждой формы выделяю видыи подвиды. Поэтому в ряде случаев виды нарушений, относящиеся к одной форме,представляют собой не вариант, а отдельное нарушение.
Следующееважное понятие, которое необходимо рассмотреть в данном параграфе – онтогнез(греч. on, ontos сущее, существо + генез) – совокупность последовательныхморфологических, физиологических и биохимических преобразований организма отего зарождения до конца жизни. А, значит, онтогенез речевой деятельности –закономерности становления языка в индивидуальном сознании.
Главныйпринцип логопедической работы в дошкольном возрасте – речевые упражненияподбираются с учетом уровня развития речи. Исходя из того, что общеенедоразвитие речи (ОНР) I уровня по Р.Е. Левиной чащ всего наблюдается в возрасте3–4 лет, мы описываем психические особенности детей этих двух возрастныхэтапов.
Ребенок в 3года: стоит на однойноге 2–3 секунды, встает на цыпочки, поднимается по лестнице сам приставнымшагом, подталкивает ногой мячик по ходу, ударяет по мячу ногой с размаху, пытаетсяподпрыгнуть, но не отрывает ноги от пола, крутит педали трехколесноговелосипеда, раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску», пытается резатьбумагу ножницами. [4] При ходьбе и беге малыш ставит ноги гораздо ближе друг кдругу, предметы бреет одной рукой, он лучше удерживает равновесие,передвигается более плавно и легко (в отличие от детей 2-го года жизни). [25]
4-летниедети могут менять ритм бега, прыгать. Они демонстрируют большую, чем трехлетки,силу, выносливость и координацию движений. Могут рисовать карандашом простыеформы и фигуры; рисуют красками; делают из кубиков постройки, складывает бумагуболее, чем один раз. [1] Могут надевать и снимать с себя простую одежду иэлементарно обслуживать себя за столом. [25; 21]
Степеньзапоминания у ребенка зависит от его интересов. Дети лучше запоминают то, чтовызывает у них интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают.При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связипредметов, явлений, а не абстрактно-логические отношения между понятиями. [21]Кроме того, у детей в данном возрастном периоде существенно удлиняетсялатентный (скрытый) период (период времени, в течение которого невозможнонаблюдение за каким-либо предметом или явлением), благодаря чему ребенок можетузнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу 3-го года ребенокможет вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а к концу 4-го-то,что было примерно год назад. [25]
Вданном возрасте преобладает непроизвольное внимание – психический процесс,который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденномсосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном илиидеальном объекте. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекающие ихвнимание картинки всего 6–8 секунд.
Представлениявоображения в этом возрастном периоде формируются у ребенка непроизвольно,спонтанно ситуации, в которой он находится. Преобладает репродуктивноевоображение – процесс механического воспроизведения полученного ранеевпечатления в виде психического образа. [25]
Вразвитии мышления существенной особенностью является то, что первые обобщенияребенка связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя». Другая характернаяособенность детского мышления – его наглядность, которая проявляется вконкретности мышления. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые емуизвестны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми. [25]Появляется также совсем новое свойство мышления – осознание себя. Правда, ещедалеко не полное, но все-таки появляется. Кром того, появляется понимание, что такоееда, животные, люди и прочее; осваиваются новы виды деятельности. [4; 20]
Таким образом, мы определили основное понятие нашего исследования– логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста – это специальная работа с3–4-летними детьми, направленная на стимуляцию эмоциональных и голосовыхреакций, речевой активности, всестороннее развитие логопата с учетом егоактуальных и потенциальных возможностей.
2.Особенности речевого онтогенеза детей младшего дошкольного возраста
Речь не являетсяврожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно сфизическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общегоразвития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью ихарактеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Чтобы четко разобраться,какие речевые показатели соответствуют интересующему нас возрасту (3–4 года),нам необходимо выяснить нормативные показатели развития речи детей, начиная смладенческого возраста. Рассмотрим некоторые периодизации. [13]
Речевое развитие в периодмладенчества протекаетв относительно скрытой форме. В этом возрасте на базе врожденной эмпатическойспособности осуществляется развитие и совершенствование невербальных формкоммуникации посредством мимики, пантомимики, жестикуляции. Все это, вместевзятое, подготавливает переход на качественно новый уровень развития, связанныйс активным усвоением и использованием сначала невербальной (бессловесной) речи,а затем и ее вербализации (выраженной в слове). [2]
У всех нормальноразвивающихся детей существует определенная последовательность в развитиипредречевых реакций: 1,5 месяца – гуление (а – ааа и т.п.), 2 – 3 месяца –гуление (г – у, ш – и, бу – у, эы и т.д.), 4 месяца – свирель (аль – ле – е –лы – агы – аы и т.д.), 7 – 8,5 месяцев – лепет (ребенок произносит слоги ба –ба, да – да – да прочие), 8,5 – 9,5 – модулиорванный лепет (повторяет слоги сразнообразными интонациями). [15]
Итак, в конце первогогода жизни дети делают попытки повторять отдельные слова вслед за взрослыми.Девочки начинают говорить несколько раньше – на 8 – 9-м месяце, мальчики – на11 – 12-м месяце жизни.
Ряд отечественныхлингвистов изучали развитие речи детей. Особенно много в этом отношении сделалиН.А Рыбников и А.Н. Гвоздев. Их исследованиями установлена определеннаяпоследовательность в развитии языка ребенка (таблица 1). [13; 15]
Таблица 1Возраст Особенности развития течи в данном возрасте 9,5 месяцев – 1 год 6 месяцев
Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам (есть) и т.д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п.
Все существительные употребляются в именительном падеже, в единственном числе. 1 год 6 месяцев – 1 год 8 месяцев
Попытки связать два слова во фразу («мама, дай!»).
Усваивается повелительное наклонение глаголов «иди, иди!», «дай, дай!» и т.п.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение. 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев Появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна). 1 год 10 месяцев – 2 года
Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет – первый период вопросов: «Что это?»
Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем родительный, дательные, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже. 3-й год Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года – соединительные союзы и местоимения. 4 – 5 лет Условная форма придаточных предложений. Длинные фразы. Монологи. Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов: «Почему?»
Далее изучим уровеньречевого развития детей интересующего нас возраста.
На третьем году жизни ребенок говорит ипонимает речь намного лучше, чем раньше. Его словарный запас увеличивается в 3–4 раза. Малыш говорит короткими фразами,использует как простые, так и распространенные предложения, но делает многограмматических ошибок.
В этом возрасте ребенок задает взросломумного вопросов: «Почему?», «Где?», «Зачем?»
Малыш еще не умеет четко произноситьзвуки. Он смягчает многие согласные звуки, некоторые звуки ребенок заменяетдругими или пропускает трудные звуки – все это признаки физиологической дислалии– расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лети обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции (языка,губ, мягкого нёба, нижней челюсти), а также недостаточной сформированностьюфонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастнымнарушением звукопроизношения.
Наиболее типичные возрастныенесовершенства звукопроизношения: согласные звуки произносятся смягченно («лямпа»вместо «лампа», «миська» вместо «мишка», «зюбы» вместо «зубы»); шипящие фонемызаменятся свистящими («лоська» вместо «ложка», «сяпка» вместо «шапка», «сётка» вместо«щётка»); совсем не произносят звук «р» или заменяют его звуками «л, ль, в, й»(«лыба» вместо «рыба», «лёза» вместо «роза», «кавман» вместо «карман», «йак» вместо«рак»); звук «л» чаще всего отсутствует («ампа», вместо «лампа»); смягчаетсяили заменяется на «й» («люк» вместо «лук», «йампа» вместо «лампа»); звуки «к, г,х» или отсутствуют или заменяются на «т» и «д» «п» («дуси» вместо «гуси», «тоска»вместо «кошка», «тлеб, плеб» вместо «хлеб»). [11]
Рассматривая книжки, ребенок называетзнакомые картинки (мышка, собака и др.). Понравившуюся книжку дети обычнопросят читать много раз.
Слушая короткие стихи, которые читаютродители, кроха может спонтанно повторить последнее слово или слог встихотворной строке. Играя с игрушками, ребенок часто разговаривает сам ссобой, озвучивает свои действия и дает им оценку.
Кроха понимает двухступенчатую просьбу,с которой к нему обращаются взрослые. Например: «Пойди в комнату и принесимячик»; «Если съешь кашу, я дам тебе конфету». Теперь малыш не только понимаетречь взрослого, но и запоминает то, что ему говорят. [10; 20]
Ввозрасте от 3 до 4 лет ребенок не задумывается оморфологии или синтаксисе языка. Его весьма значимые успехи в овладении языкомсвязаны с практическим обобщениемязыковых фактов. Основным «источником» новых словдля него являются взрослые. В своейречи ребенок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых.Например, достаточно часто отмечаются случаи, когда в речи ребенка звучатбранные и даже нецензурные слова, случайно им услышанные и смысл которых он совершенно не понимает. Такимобразом, получается, что чаще всего своеобразие лексики ребенка определяетсясловами, наиболее употребительными среди его ближайшего окружения, вего семье. [5]
Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенокпроявляет и творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать«совсем маленький жираф», ребенок точно так же, как взрослые, строят неологизмы (вновь образованные слова или слова известные, ноиспользуемые в новом значении), говоритпо аналогии «жирафленочек».
В 4 года развитиеречи ребенка тесно связано с формированием у него рассуждающего логическогомышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев ещене связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемыхребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводныепредложения. Оформляютсяпричинные («потому что»), целевые («чтобы»), следственные («если») и прочиесвязи в предложениях, из которых состоит речь ребенка. [25]
По данным Е.А. Аркина,рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 3 года 6 мес.– 1110 слов, 4 года – 1926 слов. По данным В. Штерна, к 3 годам – 1000–1100слов, к 4 годам – 1600 слов. По данным А.Н. Гвоздева, в словаречетырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8%прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и0,9% междометий и частиц. [7]
Далеерассмотрим возрастные нормативы речевого развития детей 3 – 4 лет (таблица 2).[2]
Таблица2Развитие словря Развитие связной речи Развитие грамматического строя речи Морфология Словообразование Синтаксис Различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3–4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок. Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за. Употребляют существительные в форме ед. и мн. ч., обозначающие животных и их детенышей; употребляют форму мн. числа существительных в род. падеже (ленточек, яблок, рук). Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении.
Такимобразом, особенностями речевого развития детей 3–4 лет является: гетерохронностьразвития речевых функций (закономерности онтогенеза, проявляющаяся внесовпадающих темпах развития разных психических процессов относительно другдруга), допустимое несовершенство звукового и грамматического оформления(физиологическая дислалия; внутрипадежное смешение окончаний существительныхразных склонений;ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных;окказициональное образование родовых пар у существительных, сравнительной степениприлагательных и наречий, видовых пар глагола; смешение окончанийглаголов, суффиксов императива, суффиксов причастий; синтаксическиеошибки – неверное употребление предлогов, неверный выбор падежа в словосочетании),наличие гиперсензетивных периодов.
3.Особенности дизонтогенеза речевого и психического развития детей младшегошкольного возраста
Этот параграфмы посвятили изучению отклонений в речевом и психическом развитии детеймладшего дошкольного возраста. Нам необходимо это исследование для того, чтобывпоследствии грамотно организовать логопедическую помощь, учитывая все аспектыдиагноза.
Отклонения вречевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия: отстаетпсихическое развитие ребенка; замедляется формирование высших уровнейпознавательной деятельности; появляются нарушения эмоционально-волевой сферы,что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости,эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемостьребенка и нередко приводит к второгодничеству.
Очень важнознать, что является специфической особенностью для данного возраста, чтоотклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам.[7]
Задержкатемпов развития предполагает, что ребенок отстает от своего нормальноразвивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов иречи, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур иих функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе.
Задержкаразвития предполагает, что у ребенка качественно ухудшается формированиепсихических процессов и речи, а также то, что он отстает от своего нормальноразвивающегося сверстника по срокам формирования этих процессов.
По степенивыраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку,значительную (среднюю) задержку, грубую (тяжелую) задержку.
О легкойзадержке развития говорит тот факт, что становление возрастных навыковзапаздывает не более чем на один – два эпикризных срока (один – два квартала,одно полугодие). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращениювременного дефицита по мере роста и коррекции.
При задержкесредней тяжести (отставание на два – четыре эпикризных срока или два – четыреквартала, или два полугодия) временной дефицит становления возрастных навыковне имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложненияформирующихся функций. Появляющиеся навыки неполноценны или имеют качественныеособенности.
Тяжелаязадержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становлениявозрастных навыков, превышающим пять – шесть эпикризных сроков (четыре кварталаи два полугодия), и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере ростаребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубоизменены. [16]
Разберемпричины отставания в речевом развитии.
Перваяпричина – недостаточное общение ребенка со взрослым, при котором взрослыйуделял бы важное значение развитию голоса у ребенка и выражению своих желаний идействий не только посредством жестов, но и при помощи слов.
Для малышаочень важно общение со взрослым. Только при взаимодействии с мамой ребенокполноценно познает окружающий его мир. Чем эмоциональнее общение с малышом впервые месяцы его жизни, тем комфортнее он себя чувствует, успешнее развиваетсяи растет. Малыш произносит больше звуков и звукосочетаний при взаимодействии смамой, чем находясь в одиночестве. Дети, которые растут в условиях отсутствиямамы, например в Домах малютки, отстают в вокально-речевом развитии. Стадии гуленияи лепета у них наступают гораздо позже, чем у малышей, живущих в семьях.Депривированные младенцы позже начинают улыбаться и смеяться, а нередко отстаютот своих домашних сверстников по показателям веса и роста.
Втораяпричиназадержки в раннем речевом развитии ребенка может быть вызвананедостаточностью развития и функционирования двигательной (моторной) сферы.
В своихисследованиях ученые показали, что точное выполнение ребенком упражнений дляног, туловища, рук, головы подготавливает движения артикуляторных органов: губ,языка, нижней челюсти. Выявлена тесная связь между становлением речи иразвитием движений пальцев рук (тонкая моторика). [8]
Третьяпричиназадержки или нарушения развития речи может выступать как частьдругого, более общего расстройства развития, например, легкой степениумственной отсталости. Дифференциальный диагноз в этом случае может поставитьтолько специалист.
Задержкаразвития речи может быть вызвана более или менее тяжелым поражением слухаребенка – четвертая причина. Ребенок, который плохо слышит и, следовательно,плохо понимает речь окружающих его людей, практически всегда имеет те или иныенарушения в звуко- и словопроизношении, с трудом учится пользоватьсясобственной речью. Поэтому при любой форме нарушения развития речи у ребенкародителям необходимо обратиться к лор-врачу, чтобы исключить нарушения слухаили своевременно заняться их излечением.
Следующаяпричина задержки развития речи может являться частью общей задержки развития,тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы.Недоношенный или ослабленный тяжелым соматическим заболеванием ребенок можетвыглядеть младше своего возраста, отставать в росте и весе. Иногда речь такогоребенка развита в соответствии с возрастом (а то и опережает его), но иногда онговорит меньше и хуже, чем его сверстники. Впоследствии он «дозреет», окрепнети вместе с биологическим созреванием уйдет и задержка в развитии речи.
Также незначительнаязадержка развития речи может наблюдаться у абсолютно здорового ребенка, каквариант нормы. Известно, что девочки в среднем начинают ходить и говорить на 1–3месяца раньше, чем мальчики. Известно, что «поздноговорящие» дети часто долгомолчат, а потом вдруг начинают говорить за 1–2 недели и сразу целымипредложениями. Такой феномен чаще наблюдается у детей с высоким коэффициентоминтеллектуального развития. Кроме того, известно, что значительную роль в освоенииречи играет и наследственный фактор. То есть если поздно заговорил один или,тем более, оба родителя, то вероятность того, что относительно поздно заговоряти их дети, существенно повышается. Но если ребенок к трем годам не говоритпростых предложений, то о варианте нормы следует забыть.
СиндромМаугли или педагогическая запущенность – седьмая причина. Ребенок растет втаких условиях, что ему просто не удается научиться говорить.
Восьмаяпричина – ребенок относительно здоров и социально благополучен, но живет втаких условиях, когда речь ему вроде бы и не нужна. Такая ситуация довольночасто создается в детоцентрических семьях, где все помыслы членов семьинаправлены на удовлетворение интересов ребенка, или при чрезмерно тесныхконтактах ребенка с матерью, когда отец всегда на работе, а мать с ребенкомвсегда вдвоем в четырех стенах и понимают друг друга не то что с полуслова, а сполувзгляда. Такой ребенок всегда понят окружающими, его потребностиудовлетворены, и говорит он мало, вяло и с неохотой. Достаточно часто ванамнезе таких детей обнаруживается родовая травма, пренатальная энцефалопатия,гипертензионный синдром или еще что-нибудь в этом роде. Сами по себе этиневрологические нарушения выражены у ребенка не очень ярко и вряд ли обусловилибы задержку развития речи, но в сочетании с факторами среды. [19]
Выделим такжеосновные признаки неблагополучного развития речи ребёнка:
1. Кконцу 1-го месяца ребенок иногда не кричит перед кормлением;
2. Кконцу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит;
3. Кконцу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать тепредметы и тех людей, которых она называет, не прислуживается к музыке;
4. К 7-мимесяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации,не отдает предпочтение мелодичным погремушкам;
5. Кконцу 9-го месяца у него нет лепета, и он не может повторять за взрослымразличные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
6. Кконцу 10-месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знакпрощания;
7. Кгоду он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи»,«принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания поповоду неправильного поведения;
8. К 1-мугоду 4 мес. он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама»,«папа»;
9. К1-угоду 9 мес. он не может произнести 6 осмысленных слов;
10. К 2-мгодам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, невыполняет сложные просьбы: «сходи на кухню и принеси чашку»; не узнает близкихна фотографиях;
11. К 2,5годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»;
12. К 3годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать,не может показать, а какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос,как его имя и фамилия;
13. В 4года не знает название цветов, не считает в пределах 5, не слушает длинныесказки, не может рассказать ни одного стихотворения;
14. Ребенокне охотно повторяет за Вами слова и предложения, которые он слышит;
15. Когдаребенок слышит просьбу «повтори» или «скажи это еще раз» он молчит, стиснувзубы и уходит, как будто вас не слышит;
16. Предпочитаетрешать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью («самостоятельныйребенок»);
17. Одинаковообщается со знакомыми и незнакомыми;
18. Ребенокбезразлично, понимает его кто-то. Говорит на одном ему понятном языке. Нереагирует на замечания о качестве речи;
19. Речьзначительно отстает от уровня развития речи сверстников. [31]
Дети сотклонениями от речевого онтогенеза, проявляющимися в отставании наопределенное количество эпикризисных сроков, делятся на следующие группы:
· Наодин срок: группа внимания;
· Надва срока: группа риска;
· Натри и более сроков: группа выраженного риска.
Дети, которыепроизносят свои первые слова около одного года, и затем их речевое развитиеидет крайне медленно, а количество произносимых слов на втором году жизниостается практически неизменным, после 18 месяцев входят в группу внимания. [7]
Если от 1года 8 месяцев до 2 лет экспрессивный запас у детей с ЗРР (группа внимания) неувеличивается, фразовая речь не появляется, то после 24 месяцев эти детирассматриваются уже как группа риска.
Дети, вактивном словаре которых наблюдается незначительное по сравнению с их нормальноразвивающимися сверстниками, количество слов, после 30 месяцев включаются вгруппу выраженного риска по типу общего недоразвития речи. [7]
В раннемвозрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще недифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи втой или иной степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения заребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи отдругих нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха,аутизм), поставить более точный диагноз.
Важными диагностическими показателями неблагополучия речевого развитияв возрасте 3–4 лет становятся: отсутствие в речи ребенка фраз из 3 и более слов;пассивность и безынициативность в ведении диалога; однословность или однотипностьответов на вопросы; преобладание в самостоятельных высказываниях «замороженных»грамматических форм и высокая доля эхолаличных высказываний; выраженныетрудности произнесения многосложных слов и слов со стечениями согласных.Отдельно отмечаются стойкие запинки при произнесении развернутых фраз илиотдельных слов, многократные повторения и растянутое произнесение слогов извуков, сопровождающееся мышечным напряжением; большое количество звукоподражательныхслов у ребенка старше 18 месяцев при практически полном отсутствии с егостороны попыток имитации «взрослых» слов; обилие многочисленныхнедифференцированных жестов, носящих не коммуникативную, а агрессивнуюнаправленность; навязчивые требования недоступного предмета с помощьюнечленораздельного мычания).
Таким образом, мы изучили причины, влияющие на нормальное речевоеи психическое развитие ребенка (недостаточное общение ребенка со взрослыми,недостаточность развития и функционирования двигательной (моторной) сферы,поражение слуха ребенка, общая задержка развития, педагогическая запущенность),приводящие к аномальному развитию, а также симптомы дизонтогенетическогоразвития (отсутствие в речи ребенка фраз из 3-х и более слов; преобладание всамостоятельных высказываниях «замороженных» грамматических форм и высокая доляэхолаличных высказываний; стойкие запинки при произнесении развернутых фраз илиотдельных слов; обилие многочисленных недифференцированных жестов, носящих некоммуникативную, а агрессивную направленность).
4.Принципы, методы и содержание логопедической работы с детьми 3–4 лет
Речь во всемее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессекоторого она, собственно, и формируется. Развитие речи теснейшим образомсвязано с формированием мышления и воображением, менее тесно – с развитиемдругих психических и физиологических функций. Овладение ребенком речью вопределенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватноеучастие в разных формах коллективной деятельности. [29]
Коррекционно-развивающаяработа с детьми раннего возраста – относительно новый опыт в отечественнойлогопедии. Углубленная разработка основного содержания и методовраннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации удетей становится на сегодняшний день одним из стратегических направленийразвития детской логопедии. [3; 6]
Психологическиеособенности ребенка раннего возраста существенно влияют на стиль и методыкоррекционной работы. Главным побуждением к освоению новых единиц и правилявляется коммуникативная потребность. Поэтому лишь при высоком уровнекоммуникативной мотивационности ребенок включается в коррекционныеигры-занятия.
Работая над развитием речи детей раннего возраста, мывоздействуем на формирующуюся речевую функцию в ее сензитивном периоде. Хорошоизвестно, что именно ранние этапы усвоения детьми родного языка имеютзначительные индивидуальные расхождения, которые проявляются в разном темпенакопления малышами первых детских слов, во времени появления первых фраз иперехода к развернутой самостоятельной речи. Формирование начальных этаповречевого развития находится в зависимости от пола детей (как правило, девочкиначинают говорить несколько раньше мальчиков), особенностей социальногоокружения, условий медицинского обслуживания и педагогического сопровождениядетей раннего возраста. [6]
Работа сдетьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с детьми раннего имладшего дошкольного возраста отличаются от занятий с более старшимидошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическимиприемами проведения занятий.
Итак, вработе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты.
Ребенокпознает мир с помощью взрослого человека путем подражания. Малыши с интересомисследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают,бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослогоребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкойедят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. [32]
Взрослыйзнакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить изкубиков, катать машинку за веревочку и т.д. Наблюдая за взрослым и повторяя егодвижения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить,обслуживать себя, становится более самостоятельным.
В совместнойдеятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.
Дети раннеговозраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит воснове познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще несформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себявести, а как нельзя и другие. Обучение малышей возможно только в том случае,когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъемаможно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится, апока, если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет. [32]
Чтобы новыйнавык закрепился, необходимо повторение. Малыши любят повторять одно и то жедействие (или движение, слово) снова и снова. Это механизм обучения: чтобынавык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнеенавык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
Содержаниематериала должно соответствовать детскому опыту. Материал для игр и занятий смаленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержаниесоответствовало детскому опыту. Необходимо использовать знакомые малышуситуации. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимодать ребенку новые представления. [32]
Необходимоконтролировать уровень сложности предлагаемого материала. Уровень сложностиматериала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту.Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная длянего задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытаетсявыполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этомслучае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш можетотказаться от попыток выполнения сложного задания.
Необходимо контролироватьдлительность занятия. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детейнепроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятиетаким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса кзанятию. Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут. При этом следует учитыватьконкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру,если будет видно, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышейесть настроение и силы продолжать. [32]
Необходимачеткая структура занятия. Чтобы информация лучше усваивалась малышами,необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятияимеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры оченьнепродолжительны по времени. Продолжение игры включает основное содержаниепредлагаемого материала. При варьировании длительности игры происходитманипуляция именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгоговарианта игры не нужно забывать о вступительной и заключительной репликах,обозначающих начало и конец каждой игры.
Необходимасмена видов деятельности. Смена видов деятельности, когда занятие состоит изнескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличитьпродолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игрысочетались со спокойными занятиями.
Переносзнаний. Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения,которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как надругих занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо осведомлять держатьблизких о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, поройстесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомойситуации действуют привычным способом, необходимо побуждать, поощрять, а иногдаи требовать, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезныйнавык быстрее закрепится.
Малышамнеобходима положительная оценка их деятельности. В период обученияэмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достиженийнеобходимы малышам. Поэтому важно отмечать любые, даже самые скромные,достижения и успехи. В случае неудачи не акцентировать на ней внимание. [9]
Логопедическиезанятия с детьми раннего возраста также имеют ряд особенностей.
Наличиеэмоционального контакта между педагогом и ребенком. Многое будет зависеть оттого, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоциональнововлечен. Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, бытьэмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кромеэтого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждатьк новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речипсихологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.
Необходимостьподготовительного этапа. Прежде чем начинать работу собственно над развитиемречи, надо подготовить ребенка. Прежде всего – игры на развитие подражания.Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другогочеловека. Также проводится работа по развитию у малыша слухового восприятия идыхания, внимания и памяти, без должного уровня развития которых формированиеречи также будет тормозиться. [32]
Особенностиречевого сопровождения занятия. Отсутствие у малышей активной речи не позволяетстроить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активнуюроль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы и сам жена них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. Приэтом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчитьдетям его усвоение и запоминание.
К речивзрослого также предъявляется ряд требований: нужно говорить простыми словами ифразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцыправильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей);артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.
Организацияспециальных игр. Ребенок 3–4 лет может заниматься продуктивно только тогда,когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требуетнаглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этогоможно добиться в игре. Помимо интересного игрового сюжета, основанного напрактическом опыте ребенка, в логопедических играх используются специальныеприемы работы: паузы в речи педагога, использование жестов, договариваниеребенком слов и фраз и другие. [32]
Далеерассмотрим направления логопедической работы с детьми младшего дошкольноговозраста:
1. Развитие экспрессивной речи:
· работанад звуками и звукоподражанием; словами с вызванным звуком;
· фонетическаяритмика; работа над произношением звуков и слиянии в разных ритмах и с разнойсилой, сопровождая произношение слогов разными движениями;
· формироватьэлементарную фразу из 2–3-х слогов, содержащую вызванный звук;
· формироватьдоступные грамматические категории на материале новых слов;
· работанад договариванием слов в стихотворениях, потешках, рассказах.
2. Развитиеимпрессивной речи. Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы,которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок иливзрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящимииз двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезноупотреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются сестественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделениемударного слога.
3. Развитиеобщей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развиваетсяего речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтвержденаисследованиями крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений (как и речевоеразвитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторныхнавыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок долженнаучиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различнымипредметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии ссопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовыватьдвижения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями,сопровождающими движениями. В процессе движения ребенок естественно, безнапряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Такимобразом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр,заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным)является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речипри нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.
4. Развитиемелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающеезначение. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы вцентральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурныхточек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторнос ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху истопе.
5. Развитиеслухового восприятия:
· воспитаниенеречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира;
· игрысо звучащими игрушками;
· воспитаниеречевого слуха, восприятие речи окружающих людей;
· формированиефонематического восприятия.
Воспитаниеречевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка кэкспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формированияречевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.
6. Формированиеэлементарных математических представлений – формирование основных сенсорныхэталонов и обозначения их словом.
7. Формированиенавыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевогоразвития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения.Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционногоаппарата, уметь «слышать» себя и окружающих.
8. Развитиезрительного восприятия. Зрение – основной канал информации об окружающем мире.Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головногомозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение:цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная),выделить объекты восприятия, установить связь между ними.
9. Формированиеэлементарных графических навыков. Этот вид деятельности – великолепный способразвития малыша. Ребенок, оставляя след фломастера или карандаша на бумаге,начинает ощущать себя личностью, чувствует: «Вот мой след в окружающем мире».Кроме того, это эффективный способ развития мелких движений пальцев, ихмышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активногословаря ребенка, способом усвоения особенно трудной для него части речи – прилагательного.
10. Формированиепросодических компонентов речи. Просодия – общее название для сверхсегментныхсвойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедлениетемпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкаяатака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкостьдикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речьпревратилась бы в речь робота. Дети раннего возраста с нормальным речевымразвитием уже в 6–7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых исоответственно на нее реагируют.
Кроместандартных приемов логопедического воздействия, в работе с детьми младшегодошкольного возраста используется сказка. Учитывая ограниченные речевыевозможности детей младшего дошкольного возраста логопед сначала самрассказывает знакомые сказки, прося ребенка лишь звукоподражаниями сопровождатьсвой рассказ. Постепенно задания и требования к ребенку усложняются: онначинает воспроизводить все доступные ему речевые единицы.
Использованиесказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей. [28]
Такимобразом, направления логопедической работы с детьми младшего дошкольноговозраста включают развитие экспрессивной речи, развитие импрессивной речи,развитие общей и мелкой моторики, сенсомоторной базы речи.
Былиопределены возрастные особенности организации логопедических занятий с детьми:наличие эмоционального контакта между логопедом и ребенком, специфическиеособенности речевого сопровождения занятия.
Заключение
Изучивтеоретический аспект проблемы оказания логопедической помощи детям младшегодошкольного возраста мы решили поставленные перед исследованием задачи.
Намирассмотрены основные понятия работы. Логопедическая работа с детьми младшего дошкольноговозраста – это специальная работа с 3–4-летними детьми, направленнаяна стимуляцию эмоциональных и голосовых реакций, речевой активности,всестороннее развитие логопата с учетом его актуальных и потенциальныхвозможностей. Онтогенез речевой деятельности – закономерности становления языкав индивидуальном сознании. Дизонтогенез – нарушение индивидуального развития организма.
Мыисследовали онтогенез речевой деятельности и выявили особенности речевогоразвития детей младшего дошкольного возраста. К ним отнесены гетерохронностьразвития речевых функций, допустимое несовершенство звукового и грамматическогооформления, наличие гиперсензетивных периодов.
Также мыизучили проявления речевого дизонтогенеза в младшем дошкольном возрасте.Важными диагностическими показателями неблагополучия речевого развития в этомпериоде становятся отсутствие в речи ребенка фраз из 3-х и более слов;преобладание в самостоятельных высказываниях «замороженных» грамматических форми высокая доля эхолаличных высказываний; стойкие запинки при произнесении развернутыхфраз или отдельных слов; обилие многочисленных недифференцированных жестов,носящих не коммуникативную, а агрессивную направленность.
Далее былирассмотрены основные направления и содержание логопедической работы с детьмимладшего дошкольного возраста.
Направления логопедической работы с детьми младшего дошкольноговозраста включают развитие экспрессивной речи, развитие импрессивной речи,развитие общей и мелкой моторики, сенсомоторной базы речи.
Былиопределены возрастные особенности организации логопедических занятий с детьми:наличие эмоционального контакта между логопедом и ребенком, специфическиеособенности речевого сопровождения занятия.
Такимобразом, задачи, поставленные вначале исследования, решены в полной объеме,цель – достигнута.
Списоклитературы
1. Архипова Е.Ф. Логопедическаяработа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. –М.: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.
2. Белобрыкина О.А. Речьи общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академияразвития, 1998. – 240 с.
3. Белошеина Е.А. Логопедическоезанятие с малышами // Логопед. – 2008. – №3. – С. 20–34.
4. Визель Т.Г. Нарушениячтения и письма у детей дошкольного возраста. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 127 с.
5. Гладковская Л.М. Преодолениезадержки речевого развития у детей раннего возраста // Логопед. – 2008. – №4.– С. 22–27.
6. Громова О.Е. Методикаформирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с.
7. Громова О.Е. Признакиречевых нарушений в раннем возрасте // Воспитание и обучение детей снарушениями развития. – 2008. – №4. – С. 24–32.
8. Датешидзе Т.А. Системакоррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь,2004. – 128 с.
9. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимсяговорить. 55 способов общения с не говорящим ребенком. – М.: Издательский Центр«Техинформ», – 1997. – 88 с.
10. Жукова О.С., Балобанова В.П. Малышучится говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева»,2006. – 96 с.
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодолениеобщего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – М.: Просвещение,1990. – 239 с.
12. Замятина Т.А. Логоритмическиезанятия для младших дошкольников // Логопед. – 2008. – №4. – С. 27–31.
13. Кабаченко Е.И., Кабаченко Н.А. Развитиеречи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания //Логопед. – 2006. – №4. – С. 26–32
14. Кджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарьпо педагогике. – М.: ИКЦ «Март», 2005. – 448 с.
15. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенокучится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У – Фактория, 2006. –224 с.
16. Лалаева Р.И. Диагностиканарушений речи у детей и организация логопедической работы в условияхдошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – 252 с.
17. Лебединский В.В. Нарушенияпсихического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
18. Логопедия: Учеб. пособие для студентовпед. институтов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюковаи др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.: ил.
19. Матвеева Н.Н. Психокоррекциязадержки речевого развития у детей 2–3 лет. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
20. Миронова С.А. Развитие речидошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
21. Наумов Л. За годом год. – М.: Знание,1999. – 192 с.
22. Орлина Т.В., Кузнецова Е.К., Панова Н.А.,Бобкова Н.В. Программа коррекционно-развивающих занятий в группекратковременного пребывания для детей раннего возраста // Воспитание иобучение детей с нарушениями развития. – 2006. – №5. – С. 55–67.
23. Парамонова Т.В. Из опыта работыс не говорящими детьми // Логопед. – 2006. – №3. – С. 60–63.