Реферат по предмету "Наука и техника"


Несут ли высокие технологии гуманность?

Несут ли высокие технологии технологии гуманность?
Чечеткина И. И.
Сегоднячеловек все больше погружается в мир, проектируемый для него наукой и техникой.Техника и технологии не только обслуживают человека, выражая его жизненныепотребности и стремления к прогрессу, «обволакивая» его извне, но и создают егоизнутри, делают своим произведением.
Можетпоказаться, что практическая эффективность науки и техники ближе всего к нуждампростого человека, но так ли уж этот искусственный мир соразмерен и гармониченчеловеку? Или за приближение науки к потребностям человека нужно платить? Несутли высокие технологии гуманность?
Можнои нужно говорить о технике и технологиях в самых лучших их проявлениях.Действительно, они дают человеку небывалое могущество – от средств вооруженийдо средств массовой информации. Благодаря технологиям мы выходим в мировую сеть,запускаем автомобильные двигатели, летаем в космическом пространстве.Технология может сделать нас умнее и счастливее, избавить от изнурительноготруда и повысить нашу работоспособность.
Нов самых худших своих проявлениях техника и технология могут исказить иуничтожить человеческую жизнь или превратить ее в зону, отравленнуюсовременными технологиями. И в обществе есть признаки отравления людей техникойи новыми информационными технологиями, биотехнологиями, клеточными медицинскимитехнологиями и т. д. Можно выделить такие симптомы отравления, какнеограниченное потребление людьми «духовных» добавок, которые предлагаютсяинформационными технологиями, страх и преклонение перед техникой и технологиями,неразличение реальности и фантазии, принятие насилия как нормы жизни. Можнотакже говорить об окончательном результате отравления – отчуждении человека отобщества и его жизни в одиночестве в рассеянности и растерянности.
Симптомпервый – неограниченное потребление человеком «духовных» добавок. Современныйчеловек осознает пустоту своего бытия и пытается ее хоть чем-то заполнить. Однипредпочитают «тихие» занятия: садоводство, ландшафтный дизайн, фэн-шуй, фитнес,другие вступают в секции боевых искусств, третьи ищут смысл в религии. Но, несмотряна эти занятия, духовная пустота остается, ее начинает заполнять массоваякультура, на службе которой находятся информационные технологии. Они обещаютбыстрое решение фундаментальных проблем человека. Глянцевые журналы, видеозаписии телевидение расскажут, как выбрать спутника жизни, сохранить здоровье и статьпривлекательным, избавиться от вредного окружения и стать счастливым за пятьминут.
Совсех телевизионных каналов вторгается к человеку паранаука: астрология, нумерология,френология, хиромантия, магия, колдовство и эзотерика. В Интернете проводятсяконференции магов, выдаются виртуальные дипломы. Реакция официальной науки – незамечать все это. Паранаука предлагает зарядить человека невидимой энергией, датьему душевное спокойствие и равновесие, раскрыть смысл бытия.
Человек,соблазняясь обещаниями, превращается в розничного покупателя и желает, чтобыему преподносили все блага «на блюдечке с голубой каемочкой». Он хочетмгновенно освободиться от стресса и болезни, желает с помощью таблеток, порошков,пищевых добавок, витаминов, поясов из собачьей шерсти, кефира «Активия» статьеще здоровее, стройнее, сексуальнее и привлекательнее. Человек верит в обещаниятехнологии и желает неограниченно потреблять предлагаемые блага. Но вместе стем он понимает, что делает что-то не так, что духовный дефицит остается изаполнить его невозможно.
Симптомвторой – страх и преклонение перед техникой и технологией. Все надежды налучшую жизнь, прогресс общества человечество связывает именно с технологиями.Интернет повысит качество образования, генная инженерия искоренит болезни, абиотехнология накормит голодающее человечество.
Генетическиетехнологии столь мощны, что могут защитить нас от многих инфекционныхзаболеваний, вызванных патогенами, терапия стволовыми клетками приведет кизбавлению от сердечно-сосудистых, онкологических, аутоиммунных заболеваний, болезнейАльцгеймера и Паркинсона, пороков развития, а клеточные технологии помогутомолодиться у косметолога.
Вместес этим генетические технологии несут чрезвычайную опасность. Основная цель генныхтехнологий – видоизменить ДНК, закодировав ее для производства белка сзаданными свойствами. Вторжение в ДНК, добавление в нее чужеродных генов могутнарушить процессы метаболизма в клетке. Генная инженерия в корне отличается отвыведения новых сортов и пород. Манипулирование генами представляет собой одно,а комбинирование материнских и отцовских хромосом, которые происходят приестественном скрещивании – другое. Может ли генная инженерия управлятьпроцессом встраивания нового гена? Пока невозможно даже предвидеть местовстраивания гена и те эффекты, которые за этим последуют. Имеющиеся сведения оДНК неполны, чтобы это предсказать. При встраивании могут образоваться опасныедля организма вещества и вирусы, которые могут соединяться с генамиинфекционных вирусов, создавая еще более агрессивные вирусы, чем исходные.Растения, несущие в себе агрессивные вирусы, являются вредными не только дляполезных насекомых и растений, но и для людей.
Биотехнологическиекампании обещают нам необычайный ландшафт – бескрайние поля морозоустойчивых иустойчивых к паразитам растений. Но генетические изменения в генотипе растенийи животных приведут к утрате биологического разнообразия, к ослаблению однихкультур и усилению других, выведению очень устойчивых к пестицидам и гербицидамсорняков и паразитов культурных растений и как следствие – загрязнениюпочвенных и проточных вод пестицидами и гербицидами, поскольку модифицированныерастения толерантны к ним. «Генетическое загрязнение» в виде модифицированныхрастений может нанести непоправимый урон природе и вызвать катастрофическиенеурожаи. Трансгенные технологии несут необратимые последствия. Технологии итехника могут принести человеку неисчислимые бедствия: масштабные техногенныекатастрофы, взрывы атомных реакторов, падающие с неба самолеты, взлетающие поошибке боевые ракеты, крах мировой экономики. Технология представляет собойнеконтролируемую силу, и мы испытываем перед ней страх и трепет. Ежедневносоприкасаясь с технологией, мы начинаем кидаться из одной крайности в другую.Сегодня мы с восторгом бросаемся в ее объятия, надеясь, что она сделает нашужизнь лучше, но когда этого не случается, испытываем раздражение и страх.Технология стала определять наш выбор, наши действия и поступки. Наши отношенияс ней вызывают смесь восхищения и страха. Симптом третий: мы пересталиразличать реальность и фантазию. Технологии позволяют неограниченно создаватьсуррогаты, эрзац, виртуальную реальность и киберов. Мы постоянно задаем себевопросы: «Это реальность или выдумка?», «Были ли американцы на Луне или этоспецэффект?», «Актер действительно покоряет Эверест с кислородным прибором илиему помогла технология?», «Он действительно плывет в лодке или никуда недвижется?», «Настоящие ли у актрисы волосы и грудь?», «Актер действительновыпрыгнул с третьего этажа или была сброшена кукла?» и т.д.
Насвезде окружают экраны, они пронизали нашу жизнь: киноэкраны, телевизионныеэкраны, компьютерные экраны, экраны органайзеров и телефонов, дисплеимикроволновых печей и больничных мониторов. Они нас информируют и развлекают.Их производители уверяют, что это виртуальный мир, и то что на экранахпоказывается, не должно восприниматься всерьез. Отношение к экрану как кчему-то безобидному может привести к разрушительным последствиям. У экрана плоскаяповерхность и изображение на нем кажется трехмерным, технологическое средствоубеждает нас в реальности происходящего. Экраны могут глубоко искалечить памятьчеловека и нанести ему психическую травму. В сериалах мы можем переживать«реальную смерть»: в фильме «Челюсти» на ныряльщика нападает акула и поедаетего, в «Молчании ягнят» каннибал жестоко расправляется со своими жертвами, в«Армагеддоне» происходят мировые катаклизмы и показывается неизбежная массоваягибель людей. Телевидение выставляет напоказ интимнейшие моменты жизничеловека: деторождение, половой акт, пластическую хирургию и хирургию головногомозга. Вряд ли обыкновенные люди согласились бы выставлять себя «на показ»потребляющей публике. Экраны стали очень реальными. Они посылают нам образы, откоторых мы с радостью бы избавились, но они продолжают жить в нас, превращаясьв кошмары.
Симптомчетвертый: мы стали воспринимать насилие как норму жизни. Массовая культурапривела к феномену, названному Адорно «культуриндустрией». Кино, радио, телевидениесами себя называют индустриями, потому что производят свои продукты серийно, подобнопромышленному производству. Такие произведения недолговечны и спекулируют напроблемах СПИДа, употребления наркотиков, развивают темы насилия, техногенныхкатастроф и секса. Вымышленное насилие влечет как наркотик. Оно комично, доставляетудовольствие и развлекает. Им увлекаются, ищут по всем каналам телевидения и всети Интернет, загружают в компьютеры в виде электронных игр. Фрейд дает этомутакое объяснение: культура подавляет в человеке природное начало, его инстинктыи в качестве неудовлетворенных страстей мы вынуждены использовать искусство, поэтомув массовой культуре так много секса и агрессии.
Отечественноекиноискусство стало коммерческим. Произошла его глобализация по голливудскимстандартам. Фильмы стали насыщаться драками, погонями и перестрелками. Сценынасилия есть не только в боевиках, триллерах, но и в детской мультипликации.Это компенсирует непривлекательность сюжета и характеров героев и привлекаетвнимание зрителя, неразвитого в художественном и социальном отношении. Насилиеуниверсально. На нем строится реклама, педагогика, секс, фотография, игровые, художественныеи документальные фильмы. Особенный интерес СМИ вызывают массовые формы насилия:террористы, антиглобалисты, футбольные фанаты, бушующие студенты. Психологиуверяют, что прямой связи между демонстрацией насилия и ростом агрессивностинет. Но вот данные МВД России за 2007 год: за последние 6 лет количествосексуальных преступлений против детей возросло в 26 раз. В 2007 году погибло2500 детей, значит – погиб один ребенок из десяти тысяч детей, вышедших из домана улицу. Что же случилось шестью годами раньше, почему получили в обществетакой взрыв насилия? В 2001 году по центральным каналам телевидения показалипередачи о маньяках-педофилах в программах «Обратная сторона» и «Птичий грех».По телевизору показывали очередную жертву, подробно рассказывали, как мучил ееманьяк, и объясняли, что так поступать плохо. После этого продажа порно-кассетвозросла втрое. Демонстрация таких фильмов, по заключению психологов, сначалавызывает у человека ужас и отвращение, затем (через несколько минут) включаютсямеханизмы самозащиты и происходит идентификация, но не с жертвой, а снасильником. Сначала человеком движет любопытство, затем низкие инстинкты иагрессия.
Убийцамщедро предоствляют эфир. Битцевский маньяк-убийца по всем каналам излагалбиографию и свои взгляды на жизнь. Что делает телевизор с психикой детей? Р.Пацлаф написал книгу «Застывший взгляд», в которой утверждает, что чем чащедети смотрят телевизор, тем больше дефицит в формировании функций мозга, страдаюттворческие способности: фантазия, интеллект, с трудом формируются восприятиятепла, движения и равновесия, нарушается речь. Телевизор вызывает передающеесявсему телу оцепенение глаз, когда ребенок долго сидит перед ним неподвижно.Имеет место застой не только движения, но и воли.
Образованиеи воспитание – это два крыла, которые делают человека Человеком с большойбуквы. Может ли телевидение воспитывать? Нет. Учитель, родители могут. Ониотбирают все самое лучшее, основываются на принципах морали и традициях. Чемуможет научить программа «Дом-2» или «За стеклом»? Ответ: пошлости ибезнравственности, такое телевидение всем покажет, «как надо жить». Косметика, жвачки,подозрительные витамины и лекарства, реклама пива и алкоголя: главное – продатьтовар и получить доход. Что нужно, чтобы покупали? Достаточно сделать человекатревожным. У тебя перхоть, запах, целлюлит? Скорей намажься этим средством, выпейвот это лекарство – и твоя проблема решена!
Вобществе потребления не нужны высокие идеи, перестают интересоваться наукой, поэзиейи философией. Никто не выйдет встречать покорителей космоса и океана –равнодушие. Эйзенштейн считал, что кинематограф – это насилие. С телевизором неспорят, говорит он один, а вы глотаете. Человек подключен, а мозг отключен.Мысли и возражения здесь не предусмотрены.
Естьтворческие люди. Они производят культуру: искусство, науку, философию. Нацияориентировалась на них как на законодателей вкуса и стиля, их взгляды и идеиперенимало общество. На кого же ориентироваться в наши дни? На тех, ктоформирует рейтинговые передачи? Кто же эти люди? Это – 5 % населения Москвы, решающие,что будет смотреть нация. Этим людям вручают специальные приборы – пилметры, скоторыми они живут десятки лет. Пилметр показывает, кто смотрит и что смотрит.Они обязаны каждый день регистрироваться и смотреть различные каналы не менеепяти часов в день. Это – 550 семей в Москве. Они получают подарки ивознаграждения за изучение вкусов телезрителей. Благодаря их наблюдениям, ТВ-каналырешают, когда и какие передачи показывать. Они являются анонимными экспертамипередач. Если рейтинг передачи 10 %, то люди думают, что за нее проголосовало10 % населения страны, но в действительности – это выбор анонимных экспертов.Рейтинговое телевидение уже вырастило поколение детей, посмотревших к 18 годамсвыше 20 тыс. убийств. Теперь они – народ России. Какое будущее его ждет? Такое,какое описал Андерсен в сказке «Снежная королева»: злющий тролль смастерилволшебное зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все злое ибезобразное становилось больше и ярче. Наконец-то для тролля и его учениковстало возможным увидеть все в искаженном виде! Они носились с зеркалом повсюду,а напоследок им захотелось добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами иТворцом. Но чем выше они поднимались, тем сильнее кривлялось изображение взеркале, наконец, его перекосило и оно вырвалось из рук, упало на землю иразбилось на мелкие осколки. Осколки стали попадать людям в глаза, и такие людивидели все навыворот. Некоторым людям они попали прямо в сердце, и это былохуже всего: оно превратилось в кусок льда. Симптом пятый: мы относимся ктехнологии как к игрушке. Потребление всегда развивалось от роскоши к игрушке.Сначала автомобиль считался роскошью, теперь дома окружают автомобильныеландшафты. Автомобили стали для нас игрушкой, которую нужно попробовать.Кофемолка, тостер, ростер, пылесос и холодильник прежде были для человекароскошью, теперь бытовая техника тоже становится новой игрушкой.
Спомощью тостера можно испечь хлеб в виде морды панды, есть пылесосы в видеигрушек. Игрушки вездесущи. Есть игрушки для взрослых: индивидуальныелетательные аппараты, дорогие автомобили, оргтехника и музыкальная техника, радиоуправляемыероботы, секс-игрушки. И есть игрушки для детей: легковые и грузовые автомодели,работающие на бензине, радиоуправляемые модели военной техники и домашние«любимцы», работающие на батарейках, страшные динозавры. Деревянные лошадки, самокаты,велосипеды уходят в прошлое. На смену им пришли технические новинки:электросамокаты на аккумуляторах, электроскутеры, мини-байки (спортивныемотоциклы), квадроциклы и гидроциклы.
Мыбыстро осваиваем новые игрушки, потому что в глубине души остаемся детьми, ивсе покупаем и покупаем очередные игрушки, складируем их дома. Обычные жилыекомнаты набиваются оргтехникой, компьютерами, принтерами, факсами и сканерами.Ящик с игрушками для ребенка разросся до размеров комнаты с игрушками.
Игрушкадля ребенка должна стать «умной» и «навороченной»: с массой опций и дополнений,чтобы хорошо продаваться. В юлу встроен генератор и светоизлучающие диоды, железнаядорога компьютеризирована, чтобы не допустить столкновения поездов, составы, шлагбаумыснабжены миниатюрными цифровыми камерами, мягкие игрушки разговаривают сдетьми. К кукле-мальчику полагается купить танк и гоночную машину, ккукле-девочке – дом, мебель, посуду, платья. Ребенок должен как можно скореепривыкнуть к супермаркету и традиции потребления.
Дорогостоящиеигрушки сами по себе никакой ценности не несут, поскольку богатство само посебе не имеет никакого значения – вместе с ними покупается социальный статус иимидж. Через традиционную игрушку всегда передавались детям культурные нормы иценности. Она служила выражением архетипа представлений о добре. Деревянныелошадки с упряжью воспитывали любовь к животным, солдатики отличалисьвыразительностью и учили быть защитниками и не бояться ничего, даже сил природы,куклы представляли скромные и обаятельные женские образы.
Теперьвместо «голышей» Кати и Маши пришли куклы Братц и Барби. Играя с Барби, куклойс женскими формами в шикарных одеждах, девочка чувствует себя горничной, ухаживающейза госпожой и убирающей ее дом. Исчез образ куклы-дочки, которая нуждалась влюбви и заботе своей маленькой хозяйки.
Куклазадает образ человека. Образ куклы Братц таков, что ребенок сразу попадает подего влияние. Дети впитывают те качества, которые наиболее ярко выражены внешне.Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство со временем могутстать качествами самого малыша. К кукле Братц предусмотрены запасные ноги. Сочень малого возраста нормальный ребенок должен знать и понимать, что никомунельзя причинять боль. Игры же со сменой частей тела могут перевернутьпредставление детей о том, что если оторвать ногу, то это больно и страшно, вместоэтого предлагается другая модель поведения: ногу можно запросто оторвать изаменить другой. Вместо сочувствия и способности к сопереживанию чужой болинетрудно посеять семена жестокости. Сначала не жалко куклу, потом живую кошку, атам – и маму с папой.
СпециалистыЦентра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогическогоуниверситета говорят о том, что в игре ребенка одновременно происходят двапроцесса: с одной стороны, он выражает себя (свой опыт, свои знания, создаетвоображаемые образы), а с другой – ребенок строит самого себя, осваивая мирчеловеческих отношений и представлений. Куклы Барби, Братц и подобные им многиеэлектронные игрушки не формируют сердечную привязанность ребенка, его ум изаботу. Игрушки заполняют наш досуг, но это не означает, что мы должнызаполнить его чем попало. Досуг не должен основываться ни на желании потреблять,ни на релаксации, ни на стремлении к безудержным развлечениям. Мы должныпроживать его со всем богатством ощущений, с целью и смыслом. Может, лучшеполка с книгами, коньки, лыжи и плавательный бассейн? И купить ребенкуразноцветный мяч, строительные кубики и куклу, но не разряженную даму, акуклу-дочку?
Симптомшестой: мы живем в одиночестве и рассеянности. Технологии соблазнили нас своимивозможностями: электронная почта соединила нас через огромные расстояния, нонам стало приходить огромное количество ненужных сообщений, портативныйкомпьютер стал для нас незаменимой вещью для работы, но он привязал нас к нейдаже во время досуга и отпуска, видеокамера и фотоаппарат позволили получитьмгновенное фото и зафиксировать волшебные моменты жизни, но потом составитьархив из полученных никому не нужных снимков. Телевидение, домашние кинотеатрыи плейеры никогда не станут атрибутами домашнего очага. Члены семьи расходятсяпо разным комнатам и смотрят любимые фильмы или слушают любимую музыку водиночестве. Жизнь начинает протекать в изоляции.
Чтоозначает «гуманность» и могут ли высокие технологии стать гуманными? Едваполучив то, что желаем, мы уже тянемся к другому благу и начинаем желать ещебольшего. То, что нам сегодня кажется благополучием, завтра оказываетсянищетой. Жизнь превращается в безостановочный бег в неизвестное, в пустоту.Страсть как душевный провал удовлетворить невозможно, он не имеет дна.Преодолеть страсть – значит преодолеть свою витальность и выйти в мир духовныхценностей, в сферу «должого». Именно нравственным началом человек отличается отвсего другого мира. А это сопряжено с такими внутренними чувствами, как доверие,любовь, благоговение перед жизнью, чувством вечности и чувством бессмертиядуши. Отсюда следует назначение человека – вносить в мир духовное тепло, заботливоеотношение к гармонии природного бытия.
А.Швейцер определяет гуманность как доброе отношение человека к своему ближнему.Гуманность заставляет нас прислушиваться к своему сердцу и следовать еговелениям. Достичь доброты – значит прийти к согласию со своей сущностью, прийтик душевному равновесию. Гете говорит о гуманности так: гуманность вкладывает вдушу наслаждение, дух – в потребность, грацию – в силу, сердце – в величие.Кант считал, что гуманность – это чувство блага в общении с другими, всеобщеечувство участия, соответствующее человечеству товарищество, благодаря которомуон отличается от животной ограниченности. Новые технологии меняют человеческиепредставления о неприкосновенности человеческой жизни, о невмешательстве в ходестественной истории, о правах человека и общественных ценностях. Гуманностистановится все меньше. Люди начинают привыкать к озлобленности (газеты, телевидение,Интернет, электронные игры). Генетические технологии бросают вызов традиционнымрелигиозным верованиям, расшифровка генома человека и вторжение в ДНК изменяютпонимание человеком собственной природы. Новые биомедицинские технологии –искусственное оплодотворение, трансплантация органов, реанимация и клонированиесоздают власть над человеческой жизнью. Злоупотребление властью может привестик коммерциализации услуг, к бюджетному финансированию сомнительных внравственном отношении научных исследований, к внедрению идеи создания высшегоэлитного типа людей и нетрадиционным семейно-брачным отношениям.
Технологияпредставляет собой линзу, через которую преломляется смысл человеческого бытия.Это способность принять технологию, которая сохранит нашу человечность, иотвергнуть технологию, которая грубо в нее вторгается. Технология представляетсобой неотъемлемую часть нашей культуры, является продуктом ее эволюции. И онаявляется равноправным партнером искусства, литературы, драматургии, философии, религиии естествознания. Они питают душу технологии. Эти области культуры выражают то,что значит быть человеком, и помогают применять технологию так, чтобы можнобыло пользоваться ее достижениями. Это знание того, от чего следуетотталкиваться в работе и жизни, чтобы сохранить свою гуманность.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Art Essay Research Paper Architecture of the
Реферат Обладнання для пастеризації. Ємнісне обладнання ВДП-300, Г2-ОТ2-А, пастеризаційні ванни Г-ОПА-600
Реферат Идентификация как принцип объяснения субъект-субъектных отношений в российской психологии
Реферат Первое место среди прядильных растений принадлежит хлопчатнику. Это одно из древнейших растений
Реферат Сиам
Реферат История призрения детей в России
Реферат Инструменты и механизмы денежно-кредитной политики России
Реферат Наука и техника Древнего Востока
Реферат Ханты-Мансийск
Реферат Денежный рынок 3
Реферат Компенсация морального вреда 7
Реферат Причины межнациональных конфликтов
Реферат Пути повышения экономической эффективности использования земельных угодий на примере ОАО совхоз "Червишевский" Тюменского района
Реферат А. Каминский съемка: советы начинающим телевизионщикам [2]
Реферат Психолого-педагогічні умови формування екологічної культури студентів педвузів засобами туристсь