Реферат по предмету "Наука и техника"


Научно-техническая революция: прогресс или трагедия?

Реферат в рамках семинара «Свет и тени в истории России ХХ века»студента Новикова Бориса Юрьевича
Санкт-Петербургский государственный институт точной механики иоптики (Технический университет)
Кафедра истории
2000
Развитиетехники в ХХ веке
Обычно под научно-технической революциейпонимали скачок в развитии производительных сил общества, переход их вкачественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научныхзнаний. Резкие перемены в науке и технике происходят всё чаще с конца ХVI века. Ускоряющийся процесс развития науки и техники с серединынашего столетия получил название научно-технической революции (НТР). Именнотогда начал формироваться современный технический потенциал.
На развитие науки ХХ в. огромное влияниеоказала революция в естествознании, начавшаяся на рубеже ХIХ – ХХ вв.: открытие электрона, радиоактивности и принципа относительности.Особенно большую роль здесь сыграли Э. Резерфорд, М. Планк, Н. Бор, А.Эйнштейн, научные изыскания которых коренным образом изменили прежние представленияо физической картине мира. Большое значение имели успехи химической науки,особенно в области создания искусственных материалов (искусственный каучук,бензин, полимерные материалы, искусственные волокна и пр.), ядерной физики,которая воздействовала на развитие астрономии, биологии, медицины, химии и др.,математических наук, позволившие существенно расширить и углубить представленияо единстве и взаимосвязи природных явлений и процессов. Научно-техническийпрогресс стимулировал развитие производственных сил. Многие научные открытияполучили широкое практическое применение (телефон, радио, кинематограф и др.).
Во второй половине ХХ в.человечество сделало новый гигантский шаг в овладении тайнами природы и ихпрактическом применении. Открытие и использование атомной энергии, освоениекосмоса, появление новых технологий (лазеры, компьютеры, роботы, спутниковаясвязь, альтернативные источники энергии) коренным образом изменяют материальныеи производительные социальные силы, организацию и управление производством.
К 40-м годам созрели условиядля превращения того, что ранее было лишь теоретическими выкладками вматериальную сферу технических достижений. К этому периоду относятсястановление электроники, приведшее к созданию первых ЭВМ, применениерадиолокации, телемеханики и автоматики, создание ядерного оружия и началоработы над термоядерным, разработка проектов мирного использования энергии атома,экспериментальных реактивных самолётов, в том числе со сверхзвуковой скоростью,широкое внедрение радио, первые шаги телевидения и многое другое.
К середине 50-х годов ХХ века техникаматериального производства начинает ускоренно развиваться под действием научныхзнаний. Наука становится постоянным источником новых идей, указывающих путиразвития материального производства.
С 60-х – 70-х гг. происходитавтоматизация производственных процессов. Возникает такое усовершенствованноеоборудование, как роботы, станки с программным управлением, гибкиепроизводственные линии.
С конца 70-х гг. появляютсякачественно новые черты, связанные с развитием микроэлектроники. Этот этапполучил название компьютерной (микропроцессорной, или информационной)революции. Она идет до сих пор, информационные технологии постоянно приобретаютновые и более совершенные формы.
Обычно революции в техникерассматривают как переход от использования одних видов энергии к другим, заменумашин одного рода другими. С давних пор идёт процесс механизации, заменымускульных сил человека и животных на энергию машин. Сперва вводились паровые,а затем и электрические механизмы, что позволяло создать крупную индустрию. Сконца 40-х годов нашего века механизация дополняется автоматизацией производственныхпроцессов, возможностью не только использовать энергию машин вместо мускулов,но и создавать специфические рабочие органы машин, заменяющие человеческуюруку. Позже в помощь им пришла информатизация, связанная с широким внедрениемкомпьютеров и компьютерных сетей в сочетании с совершенными средствами связи.Компьютер стал уникальным средством автоматизации интеллектуальнойдеятельности. Ему свойственны недоступные для человека скорость движения иколоссальная скорость переработки информации. В отличии от всех других средствавтоматизации, компьютерно-информационные технологии проникли винтеллектуальную сферу. ЭВМ освобождает человека не только от контакта синструментом, но и с машиной. Применение персональных компьютеров позволилоповысить творческий потенциал. В этот период также возрастает значениеинформации как средства воздействия на информационные процессы и человека.Борьба за контроль над средствами массовой информации стала частью политическойборьбы, которая ведётся как внутри страны, так и на международной сцене.
Ход технического прогресса стольстремителен, что никакие прогнозы не в силах предупредить его стремительность.Развитие науки и техники в ХХ веке явило небывалую революцию, в результатекоторой наука стала решающей частью технологии, как промышленной, так и всякойиной. Речь идёт о технологической революции, протекающей на ряду с технической.Сущность её усматривается в масштабном применении и распространении техническихдостижений на основе новейших научных теорий. Сама технология стала наиболееценным продуктом. Фундаментальное свойство техники – преобразование, т.е.техника то, при помощи чего человек преобразует природу, самого себя, общество.Чем человек воздействует на объекты, изменяя их – это техника; как именно онвоздействует – это тоже техника, но уже проявляющая себя как технология.
Интенсивное применение научных знанийпрактически во всех сферах социальной жизни вызывает изменение в самомхарактере научной деятельности. Оно связано с революцией в средствах хранения иполучения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящихприборных комплексов, которые обслуживаются исследовательскими комплексами ифункционируют аналогично средствам промышленного производства). Есликлассическая наука была ориентирована на постижение всё более сужающегосяфрагмента действительности, выступающего в качестве предмета той или инойнаучной дисциплины, то специфику современной науки конца ХХ – начала ХХI вв. определяют комплексные исследовательские программы, в которыхпринимают участие специалисты различных областей знания.
Технологическая революция внесла весомыйвклад в производство материальной продукции: появляются новые способывоздействия на сырье и его обработки. При ремесленном производстве приобработке исходного материала учитывались затраты на сырьё и ручной труд, т.е.материалоёмкость и трудоёмкость. Промышленная революция внесла новый параметручета – капиталоёмкость. НТР дополнила их наукоёмкостью. Новые технологическиепроцессы осуществляются на молекулярном, атомном и субатомном уровнях.
Наряду с техникой и технологиейкачественно меняется и предмет труда – материалы, которые подвергаютсяобработке с помощью развивающихся научных методов. Под влиянием новыхтехнологий в промышленности и быту появляются новые магнитные, керамические иоптические материалы, синтетические волокна и пластмассы, химическиесоединения.
Каменная индустрия первобытности,ремесленное мастерство тысячелетий и современное высокотехнологичноепроизводство – разные полосы в бытии техники и её роли в человеческой жизни.Нет человека и общества вне «техносферы», техника исторична, не стоитна месте, обновление технических инноваций выступает как катализатор, импульскоренных изменений во всей системе человеческой жизни. Технический прогресснеостановим. Если где-то и можно говорить о прогрессе, то это в области науки итехники.
Правомерно использовать в качествесущественной характеристики эпохи понятия техногенный мир, индустриальнаяцивилизация. Название качественного обозначения состояния современного мира вих полноте применимы лишь к части стран, охватывающих не более пятой частиземного шара.
Проблемаугрозы человеческой телесности
Научно-технические достижения выступаютфактором усложнения ситуации, которая с ХХ века становится более запутанной посравнению с предшествующими эпохами. Развитие техногенной цивилизации подошло ккритическим рубежам, которые обозначают границы цивилизационного роста. Этообнаружилось во второй половине ХХ века в связи с нарастанием глобальныхкризисов и глобальных проблем.
Учёные считают, что в ХХI в.лидером естествознания станет биология. Одно из перспективных направленийразвития этой науки испытывает невиданный подъём – биотехнология, котораяиспользует биологические процессы в производственных целях. С её помощьюпроизводятся, например, столь широко применимые кормовой белок и медикаменты,способствуя победам над голодом и болезнями. На базе молекулярной технологиипоявилась генная инженерия, которая путём пересадки чужих генов в клеткипозволяет выводить новые виды растений и животных.
Над нашей телесностью нависаетопасность. С одной стороны это угроза слабости нашего тела в созданном намисамими мире, современный техногенный мир начинает деформировать основыгенофонда. А он явился результатом миллионов лет биоэволюции и выдержал такуютяжёлую битву с природой, дав нам и разум, и возможности воспринимать мир вышеуровня необходимых для выживания инстинктов. С другой стороны это опасность егозамены на механические модули и информационные блоки или напротив «улучшения»его генетическим путём.
Телесное здоровье всегда было на одномиз первых мест в системе человеческих ценностей, но нарастают предупреждениябиологов, генетиков, медиков об опасности разрушения человечества как вида,деформации его телесных основ. Нарастает генетическая отягощённостьчеловеческой популяции. Повсеместно фиксируется ослабление иммунного аппаратачеловека под действием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личныхстрессов. Растёт число наследственно отягощённых уродств, женского бесплодия имужской импотенции.
Утверждение на планете техносферы,возникновение «окультуренной» природы, несущей на себе печать ума и воли людей,не может не порождать новых острых проблем. Сейчас уже становится ясно, чтоприспособление человека к той среде, которую он приспособил к своейжизнедеятельности – весьма непростой процесс. Стремительное развитие техносферыопережает эволюционно сложившиеся приспособительные, адаптивные возможностичеловека. Затруднения в состыковании психофизиологических потенций человека стребованиями современной техники и технологии зафиксированы повсеместно итеоретически и практически. Океан химических веществ, в который нынче погруженанаша повседневная жизнь, резкие изменения в политике и зигзаги в экономике –всё это воздействует на нервную систему, способности восприятия притупляются иэто соматически проявляется у миллионов людей. Налицо признаки физическоговырождения в ряде регионов, неудержимое расползание наркомании, алкоголизма.Усиливающиеся психические нагрузки, с которыми всё больше сталкивается человекв современном мире, вызывают накопление отрицательных эмоций и частостимулируют применение искусственных средств снятия напряжения: кактрадиционных (транквилизаторы, наркотики), так и новых средств манипулированияпсихикой (секты, телевидение и т.п.).
Всё более и более нарастает проблемасохранения человеческой личности как биологической структуры в условияхрастущего и всестороннего процесса отчуждения, что обозначается, каксовременный антропологический кризис: человек усложняет свой мир, всё чащевызываются силы, которые он уже не может контролировать и которые становятсячужды его природе. Чем больше он преображает мир, тем в большей мерепорождаются социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикальноменяющие человеческую жизнь и, видимо, ухудшающие её. Современнаяиндустриальная культура создаёт широкие возможности для манипулированиясознанием, при котором человек теряет возможность рационально осмысливатьбытиё. Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложнойпроблему социализации и формирования личности. Постоянно меняющийся миробрывает многие корни, традиции, заставляет человека жить в разных культурах,приспосабливаться к постоянно обновляющимся обстоятельствам.
Вторжение техники во все сферычеловеческого бытия – от глобальных до сугубо интимных – порой порождаетбезудержную апологию техники, своеобразной идеологии и психологии техницизма.Одностороннее технитизированное рассмотрение человеческих проблем приводит к тойконцепции отношения к телесно-природной структуре человека, которая выражаетсяв концепции «киборгизации». Согласно этой концепции в будущем человекдолжен будет отказаться от своего тела. Современных людей сменяткибернетические организмы (киборги), где живое и техническое дадут какой-тоновый сплав. Такое упоение техническими перспективами, на мой взгляд, опасно иантигуманно. Разумеется, включение в человеческое тело искусственных органов(различных протезов, кардиостимуляторов и т.д.) вещь разумная и необходимая, ноона не должна переходить рубеж, когда личность перестаёт быть сама собой.
Цивилизация значительнопродлила срок человеческой жизни, позволяя лечить многие болезни, но вместе стем исключила действие естественного отбора, который вычёркивал носителейгенетических ошибок из цепи смены поколений. Выход иногда видят в успехахгенной инженерии. Но одновременно с путём позитивного лечения наследственныхболезней возникла угроза основам человеческой целостности, соблазн планомерногогенетического совершенствования человека, приспособляя его ко всё новымсоциальным нагрузкам. Эта проблема всерьёз обсуждается не только вфантастической литературе, но и биологами, философами и футурологами. Повозможным последствиям это равнозначно использованию атомной энергии.Расшатывание генофонда, шаги генной инженерии, открывают не только новыегоризонты, но и зловещие возможности: выход из-под контроля мутационных генов,могущих исказить эволюционные приспособления человека, массовое порождениеискусственных мутантов. Возможность ломки основного генетического кода врезультате непродуманных вмешательств в его структуру не может исключена.
Атомнаяугроза
В ХХ веке произошли качественно новыеперемены в истории использования энергии – развивается применение атомнойэнергетики. Одна атомная электростанция даёт на малом количестве топливадостаточно энергии для обеспечения потребностей нескольких городов. Вместе сэтим увеличивается угроза слепой технологической случайности – «чернобыльскоговарианта». Любая техника ломается, как свидетельствует история, а на планетеработает более 430 АЭС. Грандиозное оружие массового поражения, атомные итермоядерные бомбы определяют сильную сверхдержаву. Существует лишь дваварианта выхода из сложившейся ситуации: маловероятное в ближайшее времяразоружение (по-моему мнению, только при изобретении ещё более губительного иужасного оружия или при глубокой всеобщей перемене отношения к окружающему миручеловечество может отказаться от атомных взрывов) или применение и скораясмерть всему живому. Несмотря на это, сохранилась угроза термоядерного пожара.Договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, пока онимолчаливо соблюдаются, но до сих пор не приобрели статуса закона не в одномядерном государстве. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерныхзапасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределённодлительный срок. А только на территории США и бывшего СССР в середине 1995 годанасчитывалось около 25 тыс. ядерных боеголовок.
Вроде бы уменьшилась опасность прямоговоенного столкновения ядерных сверхдержав, но при этом любой из очаговлокальных войн может стать запалом для всемирной войны, в которой не будетпобедителя. Невозможно не применить атомные запасы и не омертвить планету, неполучиться долго балансировать на краю атомной пропасти. Многие люди, особенномолодёжь, живут под тяжестью проблемы выживания в условиях непрерывногосовершенствования оружия массового уничтожения: В ядерный век человечествовпервые за всю историю стало смертным, и этот печальный итог стал «побочнымэффектом» научно-технического прогресса, открывающего все новые и новыевозможности развития военной техники.
Экологическаяпроблема
Земля, наша колыбель и обитель, вопасности – мы уничтожаем её. Растущее давление антропологических факторов набиосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводствабиологических ресурсов, самоочищения почв, вод, атмосферы. Это порождает«коллапс» – резкое и стремительное ухудшение биологической обстановки, что можетповлечь за собой скоротечную гибель населения планеты.
Наша экологическая ниша раскинуласьпрактически на всю планету и от нашей деятельности грозит уничтожение. Растущиепотребности человечества увеличивают негативное, хоть и непредумышленное воздействиена природу, вызывая нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах.Два аспекта человеческого существования как части природы и как деятельногосущества, приходят в конфликт. Природа отнюдь не бесконечный резервуар ресурсовдля человеческой деятельности, она уже давно истощается. Мы находим новыересурсы, когда старые уже почти полностью исчезают. Конечно, использованиеэкологически чистых видов энергии (ветер, солнце, приливы, подземная теплота ит.п.) не может обеспечить уровень экономики и производства на должном уровне,но не думать об альтернативах нельзя. Требуется новая стратегиянаучно-технического и социального развития человечества, стратегиядеятельности, обеспечивающей совместную эволюцию человека и природы перед лицомгрозящей экологической катастрофы.
Взглядыфилософов и простых людей на технику и её развитие
Середина столетия породила могучийвсплеск внимания к философии техники. Мартин Хайдер, КарлЯспер, Томас Веблен, Ольвин Тоффлер и ряд других философов (в том числе нашихсоотечественников) поставили острейшие вопросы о статусе и генезисе техники, еёсущности, характеристиках и перспективах будущего развития. Каковым будет еёразвитие, существует ли возможность выбирать пути, есть у человека право илигарантия безопасности в тех или иных областях науки? Ещё в 1949 г. А. Эйнштейни Б. Рассел объявили об ответственности учёных за опасные для судебчеловечества итоги научных исследований. В 1968 г. создан Римский клуб –международное объединение учёных, обеспокоенных судьбой человечества.
Конечно, техника всегда привлекала ксебе внимание философов. Взгляды на неё многочисленны и очень многие из нихпротивоположны друг другу. Гуманитарный взгляд стремиться оградить человека отуподобления своим творениям, ведь он, уверовав во всемогущество техническихдостижений, может потерять ценности гуманитарного характера: способностьсочувствовать и сострадать ближнему, ценности красоты и добра. Это угрозадегуманизации общественных отношений.
Технократический взгляд напротивсчитает, что положительная роль прогресса техники даёт большие надежды, чтовезде нужно стремится к технической замене всего, что она освобождаетчеловечество.
Для техницизма характерностремление любые проблемы (мировоззренческие, нравственные, политические,педагогические и т.п.) решать по образцу алгоритмов технического знания.Техника демонична, мир – это «мегамашина», – таковы исходные тезисы техницизмакак образа мыслей, согласия с самоподчинением технике. Техницизм, связанный сабсолютизацией техники, утверждает её самодостаточность и автономность,полагает, что можно решить любые социальные коллизии, минуя человека какактивного субъекта истории, пренебрегая характером наличных общественныхотношений.
Луддиты, разрушители станков, появилисьв конце 18 – начале 20 века; современные неолуддиты обвиняют бездушную властьмашин наших дней, превращающую каждого в безмолвную деталь социальногомеханизма, которая целиком зависит от производительной и бытовой техники и неможет жить вне и помимо неё. Эти люди готовы уничтожить такую зависимостьнемедленно, оставив лишь самый необходимый минимум в промышленности и, конечно,не допуская её в быт где она разнежит и тем подчинит себе человека.
Аж с древнего Китая до наших дней дошлиидеи недовольства, враждебности к технике – технофобии. Противники техникимотивируют своё отношение тем, что техника, конечно, облегчает жизнь, нопорабощает человеческое «я». В 1846 году английская писательница Мери Шеллисоздала образ Франкенштейна, искусственного чудовища, восставшего против создавшихего людей. С тех пор этот неомифологический образ стал нарицательным дляподогрева технофобии во всех её формах и не покидает страниц печати, кинолент иэкранов телевизоров. «Бунт машин» – расхожая тема в современном масс-культе. ОтАристотеля до Мохандамеса Карамгада Ганди мыслителями различных времён инаправлений не мало высказано опасений о возможном выходе техники из подконтроля людей. Воззрения человека в этом смысле дополнились творениями второйполовины ХХ века: информатизация и генная инженерия дают широкое поле дляфантазий и самозапугивания.
Человечество всегда возлагало надежды нанаучные достижения. В 60-е годы люди связывали прогресс с автоматизацией, чутьпозже – с решением проблемы термоядерного синтеза, которое дало бынеисчерпаемый источник энергии, в 70-е – 80-е годы – с развитием биологическойнауки, сулившее заманчивые перспективы в области генной инженерии. Сейчасинформатизация и компьютеризация являются наиболее часто обсуждаемыми иразвиваемыми отраслями.
Технический и технологическийфетишизм в наши дни не редкость. Им сильно заражена техническая интеллигенция,он проник в сферу хозяйственной и политической элиты. Нам должна быть чуждатехнологическая мифология, стремление всё и вся «машинизировать». Нечеловечество технично, а техника человечна. Она воплощает и выражает в себе то,что извлечено человечеством из мира, то, что утверждает его собственные разум имощь.
Как и в давние времена новое инепонятное кажется человеку опасным. Для слабого человеческого тела опаснымможет стать почти любой предмет, а мы без страха пользуемся электричеством ибытовой химией. Современные эксперименты и простые фабричные процессы ничуть неизбегают контроля. Наука даёт нам новые материалы, лекарства, приборы, а СМИ имассовое искусство демонстрируют губительные последствия, возникающими врезультате халатностей или недосмотров. Нельзя отрицать ни человеческий фактор,ни вероятность поломок важной техники, но на данном этапе и при имеющихсяусловиях другого пути у человечества нет. Со временем эта же наука навернякасумеет дать новые, более безопасные технологии. Лично мне сейчас видитсянеобходимым снижать до минимума потребление ресурсов Земли и выбросы отходов иразвивать промышленный (в плане улучшения) и научный сектора.
Некоторыеаспекты влияния научно-технической революции на общество и человека
НТР радикально меняет положение человека(субъекта труда) в системе производства, вызывает коренные сдвиги в организациипроизводства и труда, в системе управления производством. Человек выводится за пределы непосредственного процесса созданияготового продукта и выступает по отношению к нему в роли контролёра, наладчика,регулировщика. Его участие в производстве сокращается. Анализ первичнойинформации и принятие решений начинает осуществляться исключительно с помощьюЭВМ. Идёт процесс переворота в производственных силах, экономия живого труда,вытеснение его из собственно производственного процесса. НТР обостряет проблемузанятости, усиливает антропогенную нагрузку на природную среду.
НТР влияет не только на производство, нои на другие сферы жизни. В ХХ веке резко возросли автомобильные перевозки,увеличилась скорость транспорта, модернизировались пути сообщений, сдостижениями космической техники (спутники) развитие средств связи претерпелореволюцию, микроэлектроника с успехом применяется в быту и сфере обслуживания.Растут потребности человечества, а НТР неизмеримо увеличивает техническиевозможности производства предметов потребления, создаёт условия для повышенияэффективности здравоохранения и образования. Понятие изолированный этнос изамкнутая культура уходят в прошлое, ведь созданы средства, благодаря которымвысшие достижения культуры стали достоянием громадного количества людей. Нарядус этим прогресс позволяет создавать гигантские силы разрушения и массовогоуничтожения, в нечистых руках могут оказаться колоссальные возможности дляманипулирования сознанием людей в чуждых им целях.
У человечества очень большие изаманчивые возможности. Грандиозные свершения, уникальные приборы и технологии,позволяющие поднять производство на достаточный для процветания уровень,научные эксперименты, воплощение которых откроет новые грани мира, улучшениежизни людей, чего ещё нужно ему добиваться? А рядом угроза тому миру, которыйуже сейчас задыхается в продуктах нашей жизнедеятельности и может бытьполностью уничтожен за очень короткий срок.
Развитие техники порой порождаетситуацию абсурда. Так, например, стремительное развитие коммуникационных сетей(телефон, радиотелефон, компьютерные сети) опережают возможность их значимого иответственного наполнения. Многие технические инновации (изобретения,конструкторские разработки) подчас опережают время, становятся экономическиневыгодны. Массовое количество технических приспособлений, их внедрение впроизводство и быт опережают интеллектуальный и особенно нравственный уровеньмассового сознания. Возникает необходимость включения в технические системытого, что англичане называют fool proof (защита от дурака). Забитость техникой всего потока жизниумножает катастрофы, аварии, трагические происшествия.
Развитиечеловеческого общества и техника
В конце ХХ века деятельностьчеловечества развернулась так широко, как никогда не распространялось в своёмвлиянии на планетный ареал ни одно живое существо. Антропогенное обществостремительно развивается во всех своих проявлениях. Растут границы познания,совершенствуются методы воздействия на окружающий мир, ускоряются имодернизируются обучение и производство. Достижения и исследования, накопленныеза тысячелетия, не идут в сравнение с научными открытиями нескольких последнихвеков. Сброшена власть естественного отбора, развеяны религиозные заблуждения ипредрассудки, человек перестал быть беззащитной игрушкой в руках природы,численность человеческой популяции сильно возросла, неизмеримо повысилисьуровень и продолжительность жизни, разработки техники упрощают нашудеятельность. Во второй половине ХХ в. происходит быстрый рост среднего ивысшего образования, преодолевается его элитарность. Утверждается концепциянепрерывности образования, широко применяются электронные средства обучения.Новые технические средства создают условия для распространения научных,технических и культурно-художественных знаний, обогащения людей информационнымии культурными ценностями. Мы живём в новом историческом времени, и это времяхарактеризуется техническим наполнением нашей повседневности. Промышленностьневозможно представить без постоянного внедрения новых машин, отказ от техникив быту неизбежно приведёт если не к снижению уровня жизни, то к отсутствиюкомфорта и усложнению выполнения простейших необходимых действий. Привычный миркоренным образом преображается на глазах, неудержимо трансформируется. Наукасделала возможными многие сладкие мечты человечества, усовершенствовала нашужизнь настолько, что необходимость борьбы с природой и друг с другом пропала. ВХХ веке нашел свою полную реализацию процесс превращения науки из формыпознания в главное средство преобразования мира на основе его познания.Деятельность человека превратилась в один из внутриприродных факторов, мощностькоторой сравнима, а порой и превосходит силы самой природы. Можно сказатьбольше – скоро стоит ожидать наступления качественно новой эпохи.
Современная цивилизациявзятая всепланетно, глобально, рассмотренная целостно в отвлечении от еёвнутреннего многообразия, может получить различные характеристики. Наиболеераспространено её обозначение как техногенного тыла индустриальной цивилизации.Это определение достаточно приемлемо, поскольку многие другие или слишкомрасплывчаты, или частичны, не схватывают глубинных сущностных основанийнынешнего бытия людей. Со всем нашим могуществом мы не должны более следоватьпутём жадного потребления ресурсов природы и бездумного выброса отходов, потерьфизического и душевного здоровья среди ритмов техногенной цивилизации, созданияусловий для появления тех сил, с которыми мы не в состоянии справиться.
Человек всегда боролся сокружающей средой: природными явлениями, хищниками, недостатком пищи и тепла,болезнями. Ждала его борьба и с особями своего вида. Положение не изменилось,хотя редко приводит к смертельному исходу. Фактор природных воздействий далеконе так грозен как раньше благодаря технике, но та же техника и преображённый еюмир берут свою жатву жизнями и душами. В любом классе общества сильнейший,по-прежнему имеет больше шансов на занятие привилегированных мест илиприсвоение каких-либо ценностей, как и раньше необходимы (а может даже болеенеобходимы) осторожность и расчёт в любом действии, а о ликвидации хулиганстваможно говорить с той же вероятностью как о снятии угрозы войн, атомногоАрмагеддона и экологической проблемы вместе взятых. За прошедшие пятьсот летнаша жизнь очень изменилась, причём за последние пятьдесят лет практическипроисходит всё более ускоряющийся переворот. Человек не успевает за собственнойдеятельностью, ему нужно очень много работать над своим совершенствованием исамовоспитанием.
Приходнового времени
Первым шагом человека, чтобы стать самимсобой, явился его переход от древесного к наземному образу жизни. Первая палкав руках антропоида позволила ему получить дополнительные возможности, апримитивные каменные орудия уже положили начало господству человека надприродой. Человек становится активным существом, которое не подчиняетсяокружающему миру, а преобразует его. Овладение огнём позволило разогнать тьму,победить голод, уничтожить страх перед мраком, улучшить питание. ФридрихЭнгельс писал: «Труд создал самого человека». От примитивных эолитов мы пришлик вычислительной технике и космическим кораблям. В условиях ослабленияконфронтации в мире есть возможность исключить разработку новых видов оружия,решить глобальные проблемы – мировой экологический кризис, голод, эпидемии,неграмотность и др. НТР позволяет ликвидировать угрозу экологической катастрофы,использовать энергию солнца, воды, ветра, глубин Земли. В наших руках нашажизнь и жизнь планеты. Прогресс даёт человечеству возможности, которыеоткрывают перед нами новые аспекты мира. На нашей планете нет другого такогосущества: слабого по природе, неразумно уничтожающего свой ареал обитания, нораспространившегося повсеместно, поставившего природу в зависимость от себя,достигшего вершин в борьбе за выживание, применяющего все новые силы в своихцелях.
Наука и технология стали движущимисилами цивилизации. Без них невозможно представить дальнейшее развитиечеловечества. Ожидается поворот к новой форме прогресса. Без всего достигнутогонами мы не сможем стать лучше. Я думаю, что эта форма прогресса будет стремитсяк безотходности, минимуму потребления ресурсов, проблемы человека и машин,напряжённый ритм жизни и самоистребление в среде технологий исчезнут. Надеюсь,опасные для человека побочные факторы технических разработок останутся впрошлом, не произойдёт замыкания человека в заменяющих общение новшествах инаука не произведёт то, что станет Апокалипсисом для всех нас. Необходим новыйгуманный строй, который использует достояния НТР на благо всех и не допуститприсвоения её плодов лишь часть общества. Может быть, стоит уже сейчасстремиться к единому управлению под властью гигантского института власти,который не допустит ни концентрации правления в чьих-то одних руках, нидискредитации какой-либо части населения, ни хищнического расходованияресурсов, ни присвоения средств. Возможно, люди никогда не изменятся, ведь шансоставить предубеждения и проблемы позади есть уже сейчас, но наука будет вестиих к новым и новым горизонтам развития и невозможно будет не делать шаги всторону от животных и на пути к познанию и управлению всей вселенной.
Приложение.
РАЗДЕЛ1: Основные вехи технического прогресса человечества.
800 — 400 тыс. лет до н.э. – применениекаменных орудий-эолитов.
100 — 40 тыс. лет до н.э. – применение«дикого огня».
4 — 3 тыс. лет до н.э. – выплавка первыхмедных орудий.
4 тыс. лет до н.э. – Индия – изобретенаповозка с колёсами.
Нач. 3 тыс. до н.э. – изготовление иширокое применение бронзовых орудий труда и оружия.
3 тыс. до н.э. – Египет, Индия и Китай –начало пользования солнечными часами.
2 тыс. лет до н.э. – изобретение колесасо ступицей.
1400 лет до н.э. – Армения– применениеспособа получения сварного железа и метода поверхностной закалки.
1 тыс. до н.э. – Европа – началожелезного века.
IХ в.– Китай – начало печатания с печатных досок.
1232 – Китай – первое упоминание оприменении дымного пороха.
1548 – применение взрывных работ прирасчистке форватера р. Неман.
Втор. половина 16 в. – применение вартиллерии взрывных снарядов.
1609 — 1610 гг. – Италия – изобретениеГ. Галилеем микроскопа.
1645 – Франция – Блёз Паскаль впервыепостроил суммирующую машину.
1650 – Германия – Л. Отто фон Герикеизобрёл электростатический генератор и воздушный насос (для опытов с«магдебурскими полушариями»).
1678 – Франция – де Женн сконструировалпервый ткацкий станок с гидравлическим двигателем.
1769 – Англия – Джемсон Уатт получилпатент на первую паровую машину; принимается закон, карающий за всякоевыступление против машин.
1783 – Франция – братья Ж. и Э.Монгольфье совершили полёт на воздушном шаре-аэростате.
1874 – Франция – Л. Фуко создал дуговуюэлектрическую лампу с ручной регулировкой.
1850 – Б.С. Якови изобрёл шаговыйбуквопечатный аппарат, основанный на принципе синхронно-синфазного действия.
1860 – Франция – Ленуар изобрёлдвигатель внутреннего сгорания.
1886 – Германия – Г. Даймер построил первыйчетырёхколёсный автомобиль.
Конец 80-х гг. 19 в. — началостроительства первых электростанций.
РАЗДЕЛ2: Основные даты развития техники в ХХ веке.
Аэростроение.
2.7.1990. – Боденское озеро – первыйполёт графа Ф. фон Цеппелина на дирижабле собственной конструкции.
14.8.1901. – США – первый полёт Г.Вайсконфа (Уайтхеда) на моторном мотоплане собственной конструкции.
17.11.1903. – США – полёты братьев Райтна самолёте с двигателем внутреннего сгорания.
Середина 50-х гг. – появление первыхреактивных пассажирских самолётов.
Космонавтика.
16.3.1926. – США – первая ракета нажидком топливе Р. Годдарта.
4.10.1957. – СССР – запуск первогоискусственного спутника Земли.
3.11.1957. – СССР – собака Лайка провелав космосе около недели на втором искусственном спутнике Земли.
12.4.1961. – СССР – Ю.А. Гагаринсовершил первый космический полёт на корабле «Восток-1», сделав 1 виток вокругЗемли.
16.6.1963. – первая женщина-космонавт В.Терешкова совершила космический полёт на корабле «Восток-6».
18.3.1965. – СССР – космонавт А.А.Леонов впервые совершил выход в открытый космос на 10 минут из корабля«Восход-2».
20.7.1969. – США – Н. Амстронг и Э.Олдрин совершили посадку на Луну на спусковом аппарате космического корабля«Апполон-11».
1970 – СССР – впервые на Луну доставленсамоходный аппарат «Луноход-1», автоматическая станция доставила лунный грунтна Землю.
19.4.1971. – СССР – первая научнаястанция в космосе «Салют».
7.2.1984. – США – Б. Маккендлес впервыевышел в открытый космос без страховочного троса из корабля «Челенджер».
11.6.1984. – США – удачное испытаниекосмического оружия.
Атомнаяэнергия.
1932 – Дж. Чейдвик открыл нейтрон,предсказал существование новых элементарных частиц.
1934 – И. и Ф. Жолио-Кюри открылиискусственную радиоактивность. Радиоактивные изотопы стали применятся не тольков физике, но и в биологии, медицине, технике.
1934 – СССР – создана теория цепнойреакции, положившая начало применению атомных реакций.
1942 – США – пуск первогоэкспериментального ядерного реактора.
6 –9.8.1945. – атомные бомбардировкиХиросимы и Нагасаки в Японии.
1.11.1952. – США – взрыв на атоллеЭниветок первой водородной бомбы.
27.6.1954. – СССР – вступила в стройпервая в мире атомная электростанция.
28.3.1979. – впервые зарегистрированынеполадки в ядерном реакторе на АЭС в Трои-Майлз-айленд.
26.4.1986. – Украина – «Чернобыльскаякатастрофа» на Чернобыльской АЭС, величайшее бедствие в истории атомнойэнергетики.
11 – 14.1.1988. – СССР и США проводятсовместные контрольные инспекции за ядерным оружием.
Компьютерныетехнологии.
Вторая половина 40-х гг. – США –создание первых ЭВМ на радиолампах и транзисторах.
1971 – США – изобретениемикропроцессора. Миниатюризация ЭВМ открыла путь их массовому производству иширокому применению.
Вторая половина 70-х гг. – развитие электронно-информационнойтехники.
Разное.
1913 – США – введение конвейеракомпанией «Форд».
24.4. – 25.5.1915. – первоеиспользование отравляющего газа при военных действиях.
Конец 20-х гг. – появление звуковогокино.
20-е – 30-е гг. – передовые позиции в наукезаняли атомная физика, математические науки, особенно математическая логика,возникли химическая физика, биофизика, биохимия, геофизика, геохимия и др. В30-е гг. возросла социальная значимость науки и техники.
янв. 1926 – Великобритания – перваятелевизионная передача Д. Берда.
Вторая половина 30-х гг. – началопроизводства цветных фильмов.
1948 – США – изобретение транзистораУ.Шокли, У. Брайтеном и Дж. Бардиным.
1953 – возникновение генной инженерии.
26.8.1957. – СССР – сообщение обуспешном испытании первой межконтинентальной баллистической ракеты.
1958 – создан Римский клуб.
1959 – СССР – создан первый атомныйледодоход «Ленин».
1973 – СССР – создан первыйреактор-размножитель на быстрых нейтронах.
1985 – по инициативе Франции принятапрограмма развития научно-технического сотрудничества стран Западной Европы«Эврика». Участвуют около 20 государств, 4 тыс. предприятий. Среди 800 проектов– «Евроматика» (микропроцессоры), «Евроробот» и «Евроком» (системы связи),«Евробио» (биотехнология), «Евромат» (новые материалы) и др. 24.6.1993.участницей программы «Эврика» стала Россия.
8.12.1987. – подписан договор СССР – СШАМ.С. Горбачёвым и Л.Р. Рейганом о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
1.12.1990. – тоннель под Ла-Маншем,созданный Францией и Великобританией.
3.31.1993. – подписан договор СНВ-2 СССР- США Б.Н. Ельциным и Дж. Бушем о сокращении стратегического наступательноговооружения.
Списоклитературы
1) В.С. Степин, В, Г. Горохов, М.А.Розов/Философия науки и техники: учебное пособие – М.: Контакт-Альфа,1995
2) Е.А. Долгучиц, Е.Г. Колб, В.И.Меньковский и др./Всемирная история новейшего времени: Справочное пособие –Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998.
3) Л.Н. Боголюбов, Е.А. Глушков, А.Ф.Иванова и др./Экономическое и социальное развитие современного общества:материалы к курсу «Человек и общество: основы современной цивилизации» дляучащихся 11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1993.
4) Хроника человечества/сост. БодоХаренберг – М.: «Большая Энциклопедия»,1996.
5) Шаповалов В.Ш./Основы философии. Отклассики к современности: Учебник для вузов – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
6) Философия: учебник для высших учебныхзаведений – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.